Самолёты-долгожители: Ил-20М и Ил-20РТ

21
Ил-20 (по натовской кодификации Coot — «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ, который был создан на базе авиалайнера Ил-18. Самолет оборудован РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками. Представляет собой еще один удачный пример использования гражданской платформы под создание военного самолета. При этом гражданский вариант Ил-18 совершил свой первый полет еще в 1957 году. Самолеты Ил-20 в СССР производились с 1968 по 1976 годы. На 2012 год в России на вооружении оставалось около 20 различных самолетов Ил-20.

При этом стоит отметить, что самолеты Ил-20 часто окрашивались под принятый в те годы стандарт окраски «Аэрофлота» и носили гражданские регистрационные номера. Более того, на борту самолета в районе кабины, как и на пассажирском варианте, была нанесена надпись «Ил-18». Лишь некоторые из военных самолетов получили шаровый (серый) цвет окраски, как на самолетах Ил-38. Самолет Ил-20РТ в составе ВМФ России по-прежнему несет на себе практически гражданский вариант окраски, в этом можно убедиться, посмотрев на фотографии машины, в том числе сделанные в 2015 году.

Самолет Ил-20М

Самолет радиотехнической разведки Ил-20М предназначен для вскрытия радиолокационных средств вероятного противника в прифронтовой полосе, перехвата открытых переговоров, перспективной радиолокационной съемки местности. Начиная с конца 1950-х годов, в СССР самолет Ил-18 стал своего рода «визиткой» отечественной гражданской авиации, представляя нашу страну не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто отдает себе отчет, что некоторое количество Ил-18 нашло приют на военных аэродромах. В данном случае речь идет о специальных модернизациях самолета, которые разрабатывались в военных целях. Внешне данные самолеты мало отличались от гражданских лайнеров и очень часто несли на борту те же надписи, оставаясь одними из самых секретных самолетов в СССР.

Ил-18


Сведения об этих машинах сохранялись даже более тщательно, чем, к примеру, информация о новых боевых самолетах — бомбардировщиках и истребителях. Машины использовались для ведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, для передачи телеметрической информации. Самолеты Ил-20 продолжали производить уже после того, как серийное производство авиалайнеров Ил-18 было свернуто.

Самолет Ил-18Д представлял собой последнюю и, как следствие, наиболее совершенную модификацию семейства самолетов Ил-18, выпускающихся серийно с 1957 года. В отличие от модели предшественника Ил-18В, самолет оснащался более экономичными и мощными двигателями АИ-20М VI-серии и установкой дополнительных топливных баков, что обеспечивало самолету увеличение дальности полета. Этот гражданский авиалайнер с максимальным запасом топлива мог преодолеть практически 6400 км (для Ил-18В — 4850 км). Летные испытания самолета начались 26 июля 1965 года, в том же году самолет был отправлен в серийное производство. Его выпуском занимался московский завод «Знамя труда», в цехах завода он сменил Ил-18В. Всего до 1969 года было изготовлено 122 таких самолета, которые стали последними гражданскими авиалайнерами данного типа. Именно машина Ил-18Д стала основой для проектирования всех последующих «военных» вариантов пассажирского самолета.

Самолет-разведчик, созданный на базе Ил-18Д, получил обозначение Ил-20 или «изделие 20». Главным средством разведки на этом самолете была радиолокационная станция бокового обзора «Игла», по этой причине машину нередко именовали просто Ил-18Д «Игла». Некогерентная радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1» создавалась в СКБ-1 ленинградского НИИ-131, вскоре преобразованного во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем, впоследствии вошедший в состав НПО «Ленинец». Главным конструктором РЛС стал В. М. Глушков. Помимо непосредственно радиолокационной станции, комплекс находящегося на борту самолета Ил-20 радиолокационного оборудования «Игла-1» включал в себя средства радиотехнической и фоторазведки, которые были сопряжены с навигационным оборудованием летательного аппарата. Данный комплекс позволял получить на выходе детальное радиолокационное изображение, которое по качеству было близко к аэрофотосъемке, но в любых метеорологических условиях, и, помимо всего прочего, вести аэрофотосъемку и радиотехническую разведку.

Ил-20М


Антенна РЛС «Игла» была расположена в большой (длина — примерно 8 метров) подфюзеляжной гондоле, обладающей сигарообразной формой. Она была установлена между шпангоутами №8 и №27. При этом нижняя часть подфюзеляжной гондолы была изготовлена радиопрозрачной. Блоки РЛС были установлены в переднем багажном отсеке фюзеляжа. Самолет Ил-20 помимо перспективной радиолокационной разведки местности при помощи установленной на борту аппаратуры «Игла» мог осуществлять и традиционную аэрофотосъемку местности. Для этого на борту имелся комплект аэрофотоаппаратов А-87П, которые находились по обоим бортам передней части фюзеляжа самолета в зоне передней пары иллюминаторов. Объективы фотоаппаратов находились под специальными сдвижными шторками на двух боковых обтекателях, которые были другой характерной внешней особенностью самолета Ил-20, отличающей его от гражданской версии. В задней части этих боковых обтекателей устанавливались антенны системы общей радиотехнической разведки «Ромб», предназначенные для обнаружения радиолокационных средств вероятного противника, определения частоты и направления на источник излучения.

Состав спецоборудования Ил-20 перечисленными системами не ограничивался. В нижней части фюзеляжа самолета за крылом были смонтированы антенны станции детальной радиотехнической разведки «Квадрат», которые позволяли, в отличие от системы «Ромб», получать более развернутую информацию об обнаруженных радиоизлучающих объектах противника. Над передней частью фюзеляжа самолета находились антенны системы перехвата открытых радиопереговоров под названием «Вишня». Специальное разведывательное оборудование, которое было установлено на борту самолета Ил-20, должен был обслуживать тактический экипаж, состоящий из 6 операторов, которые сидели в передней и средней кабинах самолета. Помимо всего прочего, как и на всех гражданских Ил-18, в состав экипажа самолета Ил-20 входили: два пилота (командир и второй пилот), штурман, бортрадист и бортинженер. Стандартное для авиалайнера Ил-18 пассажирское оборудование салона было упразднено, но в задней кабине самолета Ил-20 была организована специальная комната, предназначенная для полноценного отдыха экипажа, здесь имелись буфет и кресла, также здесь были помещения туалета и гардероба. Для аварийного покидания Ил-20 членами экипажа с парашютами был предусмотрен аварийный люк, расположенный в правом борту в задней части фюзеляжа.

Самолеты-разведчики Ил-20, а также последовавшие за ними модернизированные версии Ил-20М и Ил-20М1, оснащенные более совершенным оборудованием, не входили в состав разведывательных эскадрилий или авиационных полков ВВС СССР. Они подчинялись непосредственно командованию военных округов (при этом в каждом из округов имелось по несколько самолетов Ил-20).

Ил-20М


Самолет Ил-20РТ

В начале 1970-х годов стало окончательно ясно, что для работы по теме самолетных измерительных пунктов (СИП) самолет Ил-18 требует большого объем переоборудования. Совместить на летающей лаборатории Ил-18 с номером 201 две большие темы представлялось затруднительным. По этой причине в период с 1971 по 1974 годы в ЛИИ состоялись испытания уникального СИП, построенного на базе Ил-18 СССР-27220. Данная машина получила обозначение Ил-18РТЛ и фактически стала прототипом для будущего самолетного измерительного пункта на базе Ил-20.

На самолете Ил-18РТЛ с просто огромным по тем временам обтекателем длиной примерно 11 метров и высотой порядка одного метра исследовались различные летно-технические характеристики. С учетом возможных условий использования СИП проверки осуществлялись в разных климатических зонах Советского Союза с аэродромов Владимировка, Раменское, Ташкент, Андижан, Фергана, Самарканд, Новосибирск, Омск. Комплекс проведенных испытаний позволил выработать необходимые рекомендации по технике пилотирования, а также методике использования СИП Ил-20РТ на любых трассах и испытательных полигонах страны.

На самолетах Ил-18РТЛ отрабатывались конструкции совершенно новых более высокоэффективных антенн. Первоначально на самолетах Ил-20РТ не монтировали хвостовые антенны с полутораметровым обтекателем, однако после проведения первого цикла испытаний головного СИП под номером 480 было принято решение об их монтаже на всех самолетах серии. Руководство испытаниями самолета производила межведомственная комиссия под руководством космонавта номер два Германа Титова. Самолетные измерительные пункты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию в 1980 году, первоначально они базировались на аэродроме Ленинск (Байконур). Оттуда данные самолеты использовались при проведении запусков ракет самого различного назначения.

Ил-20РТ


В состав экипажа каждого СИПа входило 6 специалистов летного состава — правый и левый летчики, радист, бортинженер, борттехник, а также инженер, который отвечал за выдачу токов для установленной на борту измерительной аппаратуры, а также 5 человек, занимавшихся эксплуатацией бортового измерительного комплекса — начальник СИПа, оператор АФУ, оператор СЕВ, инженер по МА-9 МКТС и инженер по системе БРС-4С.

В первое время для работы самолетов Ил-20РТ на космодром из Москвы выдавались ограниченные данные по целеуказанию. Позднее приходящая информация стала более полной: стали указывать не только высоту полета ракеты, но и широту и долготу цели через определенные промежутки времени. По этой информации на вычислительном центре космодрома Байконур выбиралась исходная точка полета Ил-20РТ и строилась дальнейшая траектория полета самолетного измерительного пункта для получения максимального объема телеметрической информации на интересующем участке полета ракеты.

Со временем сложилась уникальная методика работы самолетов, которая позволяла достаточно эффективно проводить необходимые измерения. Примерно за час до работы один или два самолета Ил-20РТ выходили в исходный район, где барражировали в небе, ожидая запуска ракеты. При пуске ракеты они сопровождали ее по курсу полета, пролетая в стороне от ракеты на расстоянии в 50-100 километров. При этом выбор антенн, на которые осуществлялся прием телеметрической информации, зависел от высоты полета самой ракеты. При полете ракеты, головной части или спускаемого аппарата на нисходящем участке траектории производился маневр отворота, после чего прием осуществлялся хвостовой антенной. Вместе с тем, как боевые расчеты СИПов осваивали новые методы измерений в разнообразных условиях, происходило увеличение номенклатуры изделий, которые обслуживали самолеты Ил-20РТ.

Ил-20РТ


В первую очередь самолеты Ил-20РТ обеспечивали телеметрическими измерениями запуски, осуществляемые с космодрома Байконур, ракет космического назначения по «необорудованным трассам», когда самолеты становились единственным средством получения необходимой информации на некоторых участках полета ракеты. Самолетные пункты на базе Ил-20 оказались эффективным средством при обеспечении посадки спускаемых аппаратов и капсул с советских спутников фоторазведки. Получая сигнал с капсулы, операторы самолета Ил-20РТ передавали затем информацию авиационным и наземным поисковым командам, что значительно увеличивало оперативность доставки разведывательной информации.

Очень часто Тихоокеанский и Северный флот заказывали самолеты Ил-20РТ для обслуживания собственных запусков. На флоте самолетные измерительные пункты в основном «работали» при осуществлении запусков различных крылатых ракет. При проведении опытно-исследовательских работ и учебно-боевых пусков ракет с боевых позиций ракетных полков из-под Костромы и Татищева самолеты Ил-20РТ становились единственным источником получения телеметрической информации. Редко байконурские самолеты применялись в районе ракетного военного полигона Капустин Яр, обслуживая пуски беспилотных самолетов-разведчиков и ракет класса «воздух-земля». Иногда ракетами с ракетного военного полигона стреляли на достаточно большую дальность — до Балхаша. В этом случае Ил-20РТ базировались во Владимировке, фиксируя развороты летящей ракеты, устойчивость работы ее двигателей, работу рулей и т.д. В свое время все имеющиеся СИПы Ил-20РТ были переданы в состав авиации ВМФ.

Летно-технические характеристики Ил-20РТ:
Габаритные размеры: длина — 35,9 м, высота — 10,17 м, размах крыла — 37,42 м, площадь крыла — 140 кв. м.
Масса пустого самолета — 33 760 кг.
Масса максимальная взлетная — 61 400 кг.
Силовая установка — 4 ТВД АИ-20М, мощностью по 4х4252 л.с.
Максимальная скорость полета — 685 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 550 км/ч.
Практическая дальность полета — 5400 км.
Практический потолок — 8800 м.
Экипаж — 11 человек.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/404-samolet-radiotehnich.html
http://www.airwiki.org/enc/spy/il20rt.html
http://avia.pro/blog/il-20
http://bastion-karpenko.ru/il-20
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    24 июля 2015 06:44
    ...Говорят как назовешь
    Так оно и будет
    Лучше Илов не найдешь
    Пусть продолжение будет...
  2. +3
    24 июля 2015 06:52
    Спасибо за статью. Осталось уточнить, а сколько на данный момент самолетов этого типа в строю?
    1. +8
      24 июля 2015 07:29
      Цитата: ВохаАхов
      Спасибо за статью. Осталось уточнить, а сколько на данный момент самолетов этого типа в строю?

      На 2012 год в России на вооружении оставалось около 20 различных самолетов Ил-20.
      Эта информация явно "притянута за уши". no Дай бог, что бы у нас на всех флотах набралось столько в лётном состоянии противолодочных Ил-38. Работоспособные Ил-20 и Ил-22 можно пересчитать по пальцам, возможно, что даже одной руки. Ко всему их "начинка" безнадёжно устарелаcrying На замену Илам разработаны самолёты аналогичного назначения на базе Ту-214: Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолёт-ретранслятор), Ту-214СУС (самолёт-узел связи) — самолёты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи, самолёт-разведчик Ту-214Р. Особые надежды военные возлагали на разведчик Ту-214Р(на снимке).

      Самолёт оборудован многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411 с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также оптико-электронной системой высокого разрешения. Но по ряду причин было построено всего 2 таких машины
      1. +1
        24 июля 2015 12:52
        самолет у Вас получился какой-то растянутый
        1. +3
          24 июля 2015 13:04
          Цитата: MarKon
          самолет у Вас получился какой-то растянутый

          А Вы попробуйте по нему кликнуть....
          1. gjv
            +2
            24 июля 2015 18:42
            Цитата: ССИ
            А Вы попробуйте по нему кликнуть....

            Сергей Иванович hi ,
            владеете информацией про эти модификации Ту-214? На них действительно есть дополнительные топливные баки? Какоя емкость, если есть?
            1. +1
              25 июля 2015 11:06
              Цитата: gjv
              На них действительно есть дополнительные топливные баки? Какоя емкость, если есть?

              Есть. Вполне обеспечивающая нужную дальность. Тех. характеристики баков не знаю, предположить можно, что порядка 7-8 тонн.
              1. Комментарий был удален.
              2. gjv
                0
                25 июля 2015 21:25
                Цитата: ССИ
                предположить можно, что порядка 7-8 тонн.

                Предполагаю, что под дополнитгльные баки используется пространство багажных отсеков. А если использовать багажные отсеки полностью на 100%, то там может быть и тонн 20-25.
      2. 0
        24 июля 2015 12:54
        Цитата: Bongo
        Но по ряду причин было построено всего 2 таких машины

        Ряд причин, это что?
        1. +1
          25 июля 2015 08:10
          Цитата: ССИ
          Ряд причин, это что?

          Сергей Иванович, наверняка вы эти причины знаете hi В первую очередь-это долгострой.Контракт предусматривал ввод в эксплуатацию 2-х первых экземпляров Ту-214Р до конца 2008 года, первая машина была передана заказчику только в 2012 г. После испытательных полетов в реальной обстановке в СМИ появилась серия публикаций о том, что военная разведка недовольна новым самолетом и Министерство обороны России планирует отказаться от закупки Ту-214Р. Среди причин в прессе называются малая продолжительность полета и низкая устойчивость на малых скоростях и не подтверждённые на практике характеристики и не высокая надёжность специальной аппаратуры.
          1. +3
            25 июля 2015 10:55
            Цитата: Bongo
            Министерство обороны России планирует отказаться от закупки Ту-214Р. Среди причин в прессе называются малая продолжительность полета и низкая устойчивость на малых скоростях и не подтверждённые на практике характеристики и не высокая надёжность специальной аппаратуры.

            Из Петропавловска-Камчатского за "угол" полярной Канады и обратно в Хабаровск - это "малая дальность"... Спецаппаратура - это не к самолету. Сердюковщина, прости меня. Долгострой, да, без финансирования трудно... Но как тогда в Казани Ту-160 собираются строить??? Погосян и Сердюков - вот основные причины...
      3. 0
        25 июля 2015 07:05
        ...Здесь реактивность не нужна
        Больно прожорлива она
        А вот пропеллер в самый раз
        Или "гибрид" - тут высший класс...
    2. +1
      24 июля 2015 19:19
      Спасибо за статью. Осталось уточнить, а сколько на данный момент самолетов этого типа в строю?
      На фото аэродрома Североморск-1 они еще есть,
      http://sdelanounas.ru/blogs/64988/
  3. +1
    24 июля 2015 07:11
    "А теперь, Горбатый! Я сказал- Горбаты!" Что-то вспомнилось, глядя на Ил-20РТ
  4. +1
    24 июля 2015 11:04
    Спасибо автору, интересная статья, хороший обзор и правильно подобрано фотографии. Очень приятно и на одном дыхании прочитал.
  5. +7
    24 июля 2015 13:47
    Дед и внук....
  6. +1
    24 июля 2015 14:55
    Вот и надо пробовать из новых Илов сделать носителей крылатых ракет или одной ракеты, но МБР.
    1. +2
      24 июля 2015 16:01
      Цитата: Fan-Fan
      Вот и надо пробовать из новых Илов сделать носителей крылатых ракет

      Как это ни странно звучит, но меня давно мучает вопрос, если мы связаны ограничениями по ракетам средней дальности наземного базирования, то почему их не установить на корабли класса река-море, да хоть на самоходные баржи, внутренних судоходных путей у нас хватает, или не осуществлять их запуски с транспортных самолётов?Я без стёба, может кто-нибудь , владеющий вопросом, ответит? Помню в детстве такие здоровые сухогрузы ходили по Оке, Окский назывались. Так на них чёрте что установить можно. Ну, назвать малым ракетным катером или ещё как ... Чем такая посудина будет отличаться от ракетных поездов? Отследить их то же весьма проблематично, а из любого затона могут привет отправить...
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +1
      24 июля 2015 18:39
      Цитата: Fan-Fan
      надо пробовать из новых Илов сделать носителей крылатых ракет или одной ракеты, но МБР.


      Модификаций может быть много. Вот Ил-114МП на фото. Но куда здесь МБР и КР напихивать. Надо эти строить в достаточном количестве для разведки. Ну или Ту-214Р.
      Ил-114П — патрульный самолёт для охраны территориальных вод и экономической морской зоны, оснащённый радиоэлектронным комплексом «Стриж». Имеет в хвостовой части удлинённый обтекатель для магнитомера. Продолжительность полёта — до 10 часов.
      Ил-114МП — морской патрульный самолёт, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок.
      Ил-114ФК — военный вариант для разведки и картографирования.
      Ил-114ПР — самолёт для радиотехнической разведки и РЭБ.
      Ил-140 — вариант для контроля тактической воздушной обстановки.
      Ил-140М — самолёт для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций.
  7. +3
    25 июля 2015 09:02
    Цитата: Fan-Fan
    Вот и надо пробовать из новых Илов сделать носителей крылатых ракет или одной ракеты, но МБР.

    А оно нужно? Или нам не терпится получить ответку?

    Цитата: снайпер
    Как это ни странно звучит, но меня давно мучает вопрос, если мы связаны ограничениями по ракетам средней дальности наземного базирования, то почему их не установить на корабли класса река-море, да хоть на самоходные баржи, внутренних судоходных путей у нас хватает, или не осуществлять их запуски с транспортных самолётов?Я без стёба, может кто-нибудь , владеющий вопросом, ответит? Помню в детстве такие здоровые сухогрузы ходили по Оке, Окский назывались. Так на них чёрте что установить можно. Ну, назвать малым ракетным катером или ещё как ... Чем такая посудина будет отличаться от ракетных поездов? Отследить их то же весьма проблематично, а из любого затона могут привет отправить...

    Попробую ответить. Сначала о самолетах. Есть запрет развертывать баллистические и крылатые ракеты на самолетах, не являющихся бомбардировщиками. Более того, был наложен запрет на разрабатывание баллистических ракет даже для бомбардировщиков, если их дальность (баллистических ракет)превышает 600 км.

    Также есть по договору запрет развертывания баллистических ракет на любых плавсредствах, не являющихся подводными лодками, если их дальность стрельбы превышает те же 600 км. Размещать крылатые ракеты в замаскированном виде на гражданских судах ЕМНИП никакими договорами не ограничено, но если мы хотим, чтобы такое судно не считалось пиратским
    то это судно должно нести военно-морской флаг своего государства. Многие радуются контейнерному комплексу "КЛАБ", но никто и никогда не просчитывал последствия наличия и применения таких комплексов.

    Еще пару слов о "гражданских носителях" крылатых ракет, как тут некоторые ратуют. Американцы перед заключением договора ОСВ-2 проводили и НИРовские работы и ЕМНИП натурные эксперименты. Их Боинг-747 берет на борт, боюсь ошибиться, читал об этом уже более 30 лет назад, что-то около 800 крылатых ракет типа "Томагавк" (воздушного базирования несколько меньше). А теперь сравните количество гражданских авиалайнеров у них (в тиом числе и широкофюзеляжных) и у нас, гражданских судов у них и у нас. И сделайте выводы, по кому больнее всего ударит "замаскированное" оружие
    1. +1
      25 июля 2015 14:14
      Цитата: Старый26
      Попробую ответить.

      Спасибо !!! good Вот и разрешились мои сомнения... drinks

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»