Болгарские «братушки» вступают в войну

119
100 лет назад, 14 октября 1915 года, Болгария объявила войну Сербии и вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав. Болгария стремилась утвердиться в качестве лидера на Балканском полуострове и расквитаться с соседями за унизительное поражение во Второй Балканской войне 1913 года («Национальную катастрофу»), за потерю территорий. Болгарская элита мечтала о создании «Великой Болгарии» с захватами северного побережья Эгейского моря с Салониками, всей Македонии и Добруджи вплоть до устья Дуная, с выходом в Мраморное море. В результате славянская держава, большая часть населения которой симпатизировала русским, стала воевать на стороне Германии и Австрии. Вступление Болгарии в войну на стороне Центральных держав предопределило разгром Сербии.

Предыстория. От Освобождения до Второй Балканской войны

Свободу от османского ига Болгарии дала русская армия. По итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Болгария с центром в Софии объявлялась автономным княжеством, фактически став независимым государством. Однако значительная часть исторической Болгарии — болгарские земли к югу от Балкан (Восточная Румелия с центром в Филиппополе); и Македония — земли до Адриатики и Эгейского моря, остались за Османской империей. Это не устроило Софию. Болгарское руководство взяло курс на объединение Болгарии и Румелии. При этом Петербург не хотел «раскачивать лодку» на Балканах и не поддерживал Софию. Поэтому София постепенно стала искать союзников на Западе.

В результате народного восстания в Восточной Румелии 8 сентября 1885 года в Филиппополе (Пловдив) было провозглашено её объединение с Болгарией. Это событие спровоцировало Болгарский кризис. Вена, опасавшаяся появления на Балканах мощной славянской державы, которая будет ориентироваться на Россию, подтолкнула Сербию вступить в войну с ещё неокрепшим княжеством Болгарией, обещая Сербии территориальные приобретения в Западных Балканах. Сербия, чтобы предотвратить усиление Болгарии и имея ряд территориальных споров с болгарами, объявила войну Болгарии. Сербия надеялась, что её поддержит Турция. Но османы испугались давления великих держав, особенно России, и не вступили в войну. Сербы недооценили противника и были разбиты. Только вмешательство Австро-Венгрии, которая предупредила Болгарию, что если болгарская армия не отступит, то Австрия вмешается в войну, остановило болгарское наступление. В феврале 1886 года в Бухаресте был подписан мирный договор, не было сделано никаких территориальных изменений. Однако великие державы смирились с объединением Болгарии. При этом София сильно обиделась на Россию.

В самой Софии произошёл пророссийский переворот и князь Александр, который поддерживал курс на объединение Болгарии и ориентировался на Австрию, был свергнут. Новым князем снова был выбран человек, который также не был сторонником России — принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, ставленник Австро-Венгрии. Фердинанд претендовал на лидерство Болгарии на Балканах, считая её основным претендентом на европейское наследство Османской империи, что вызывало раздражение Сербии и России. Поэтому он опирался на поддержку Австрии и Германии.

Таким образом, XX век Болгария встретила, будучи уже совершенно другой страной, нежели после освобождения от турецкого ига. Борьба между русофобами и русофилами в болгарской элите завершилась победой русофобов. Князь Фердинанд I установил «личный режим», державшийся на страхе и коррупции. Русофобия коснулась даже святой для болгар памяти о национально-освободительном движении 1876-1878 гг. Храм-памятник Cвятого Александра Невского, построенный в 1912 г. в честь русских воинов-освободителей и три года стоявший неосвященным, в 1915 г. постановлением правительства был переименован в Соборную церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия со следующей аргументацией: «Имя Александра Невского … никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам».

Берлинский мирный договор 1878 г. предоставил Болгарии статус протектората Османской империи. Хотя в реальности страна самостоятельно вела внешнюю политику и давно уже не подчинялась Стамбулу, статус зависимого государства ущемлял национальное самолюбие болгар. После того как в Турции 11 июля 1908 г. произошел переворот и к власти пришло правительство младотурок, София решила что пришло время для того сбросить формальный статус зависимой территории. Болгария недвусмысленно показала, что желает полной независимости. В ответ Османская империя отозвала из Софии своего посла. Балканы снова оказались на грани войны.

В сентябре 1908 г. в Софии состоялось несколько секретных встреч Фердинанда I с австрийским императором Францем-Иосифом. Вена поддержала позицию Софии, так как сам в это время готовилась к аннексии Боснии и Герцеговины, и ей необходимо было отвлечь Россию. 22 сентября 1908 г. состоялась торжественная церемония провозглашения нового государства — Царства Болгарии. Фердинанд был объявлен царем.

Несмотря на ряд тяжелых поражений Османской империи, она ещё имела крупные владения на Балканах, на которых проживали миллионы болгар, сербов и греков. Противники Османской империи решили объединиться, чтобы окончательно вытеснить Турцию из Европы и восстановить целостность своих территорий. Болгария, Сербия и Греция хотели включить в свой состав исторические земли и, сверх того, добиться наибольшего расширения границ своих держав (проекты «Великой Греции», «Великой Сербии» и «Великой Болгарии»). Эти проекты вступали в противоречие друг с другом, так как Болгария и Греция вместе претендовали на Фракию; Греция, Сербия и Болгария — на Македонию, Сербия — на выход в Адриатическое море. Греция, Сербия и Черногория собирались осуществить раздел Албании. Однако пока у них был общий враг — Турция. В одиночку ни Болгария, ни Сербия, ни Греция не могли противостоять Османской империи, которая, несмотря на упадок, ещё оставалось великой державой, имевшей большую армию. В марте 1912 года между Сербией и Болгарией был подписан договор о создании оборонительного союза. В мае к союзу присоединилась Греция. Позже союзный договор подписали Черногория и Румыния.

8 октября 1912 года началась Первая Балканская война. В мае 1913 года война завершилась полной победой балканских союзников над Османской империей. По Лондонскому мирному договору Болгария приобрела провинцию Фракию с выходом к Эгейскому морю, а также часть Македонии. Первая Балканская война позволила Болгарии создать довольно крепкую армию с современной артиллерией и первым авиационным отрядом. Активно развивалась молодая болгарская промышленность. Царь Фердинанд вообще был открыт всему новому и старался развивать страну.

Лондонский договор открыл дорогу к новой войне. Османская империя отказалась от большей части своих владений в Европе в пользу Балканского союза, но страны-члены союза должны были сами, без иностранного посредничества, поделить завоёванные территории. Ни одно из государств-учредителей Балканского союза не было удовлетворено в полной мере Лондонским соглашением и результатом войны. Сербия не получила доступа к Адриатике из-за образования нового государства Албания, Черногория не заняла Шкодер, Греция не присоединила к себе Фракию и часть Албании. Болгария была недовольна претензиями сербов на Македонию. Имелась масса территорий, где болгары жили вперемешку с румынами, сербами или греками. Шёл спор по поводу «македонцев», сербы считали их сербами, болгары — болгарами. В Греции считали Македонию частью древней Греции. Делёж добычи привёл к новой войне.

Из-за Албании война не началась, так как новое независимое государство оказалось под протекторатом великих держав (прежде всего Австро-Венгрии и Италии). Поэтому основным камнем преткновения стала Македония и Фракия. На Македонии претендовали Болгария и Сербия, на Фракию — Греция и Болгария. Большую роль в развязывании войны сыграли Германия и Австро-Венгрия, которые хотели развалить Балканский союз и в преддверии большой войны в Европе переманить его участников в свой лагерь. Германские и австрийские дипломаты в Белграде склоняли сербского короля к войне с Болгарией и Грецией. Мол, раз Сербия не смогла получить доступа к Адриатике, то она может это компенсировать, захватив Македонию и Салоники. Таким образом, Сербия получила бы выход к Эгейскому морю. В Софии посланцы Вены и Берлина говорили то же самое, но уже царю Фердинанду. Австро-Венгрия обещала Болгарии в македонском вопросе поддержку.

В результате Сербия начала готовиться к войне и заключила антиболгарский союз с Грецией, которая не желала усиления Болгарии и уже имела общую границу с Сербией. Традиционным союзником Сербии выступила Черногория. Британский дипломат Джордж Бьюкенен по поводу начала войны заявил: «Болгария была ответственна за открытие враждебных действий, Греция и Сербия вполне заслужили обвинение в преднамеренной провокации». Действительно это была несправедливая война, все участники были в той или иной мере агрессорами.

Летом 1913 г. Болгария начала войну, надеясь на полный захват Македонии. Первоначально болгары добились успеха, но затем были остановлены. Сербско-греческие войска опомнились от первого неожиданного удара и перешли в контрнаступление. Кроме того, удобным моментом решили воспользоваться Румыния (претендовавшая на земли в Южной Добрудже) и Турция. Они выступили против Болгарии. Сопротивления румынским войскам почти не оказывалось, так как все болгарские силы находились далеко на западе страны — на сербско-болгарском и греко-болгарском фронтах. Турки захватили Восточную Фракию и Адрианополь. Болгария потерпела полное поражение.

10 августа 1913 года был подписан Бухарестский мирный договор. Болгария, как проигравшая в войне сторона, потеряла почти все захваченные в ходе Первой Балканской войны территории и сверх того Южную Добруджу, которую получила Румыния. 29 сентября 1913 г. был подписан Константинопольский мирный договор. Османская империя вернула часть Восточной Фракии и город Адрианополь (Эдирне).

Понятно, что София была недовольна таким исходом войны и желала реванша. Считается, что болгарский царь Фердинанд I после подписания договора он произнёс фразу: «Моя месть будет ужасна». Среди проигравших была также Россия, которая потерпела серьёзное дипломатическое поражение на Балканах. Славянские «братушки» устроили резню на радость Германии и Австрии. Балканский узел не был распутан, а только добавил новых поводов к большой войне. Так Сербия на волне победы радикализировалась. В Белграде мечтали о «Великой Сербии», в которую должны были войти земли теперь уже Австро-Венгерской империи. В Вене были сильно обеспокоены и искали возможность «обезвредить» Сербию». Реваншистская Болгария мечтала восстановить границы мая 1913 г., для чего необходимо было разбить Сербию. Кроме того, у болгар имелись территориальные претензии к Румынии, Греции и Турции.

Болгарские «братушки» вступают в войну

Болгарский царь Фердинанд I

На пути к войне

Поражение во Второй Балканской войне было расценено в Болгарии как «Первая национальная катастрофа». Премьер-министром стал Васил Радославов, который во внешней политике ориентировался на Германию и Австро-Венгрию. Фердинанд I поддерживал этот курс. В Болгарии провели «чистку» среди пророссийски настроенных генералов. Так, бывший начальник болгарского Генштаба, командующий болгарской армией во время Первой балканской войны и помощник главнокомандующего во время Второй балканской войны, генерал Радко-Дмитриев был отправлен посланником в Россию (и во время Первой мировой войны будет воевать на стороне России).

В болгарском обществе активно культивировали идеи реваншизма. Многие ведущие газеты вели антисербскую и антирусскую пропаганду и были настроены прогермански. В прессе пропагандировалась идея, что Болгария проиграла войну, так как страны Антанты (в том числе и Россия) поддержали врагов Болгарии — Грецию и Сербию. Поэтому в будущем противостоянии, чтобы вернуть утраченные территории, необходимо поддержать Германию. Политические деятели часто в открытую заявляли о необходимости реванша. Кроме того, страна была наводнена вынужденными беженцами из Македонии, Фракии, Южной Добруджи, что усиливало недовольство людей и позиции реваншистов. Однако далеко не все в Болгарии считали, что их страна должна ввязываться в мировую войну. В Болгарии по-прежнему было много сторонников союза с Россией.

До начала Первой мировой войны наибольшую заинтересованность в Болгарии проявляла Австро-Венгерская империя, испуганная ростом могущества Сербии. Болгария также считала главным противником Сербию, что могло привести к оформлению австро-болгарского союза. Однако в это время Берлин не разделал устремления Вены. Кайзер Вильгельм II считал, что Болгария потерпела сильное поражение и её армия утратила боеспособность. Германия больше интересовалась Румынией и Грецией. Поэтому Берлин до начала войны долгое время не давал разрешения Вене на активные действия в отношении Болгарии. Россия в это время безуспешно пыталась восстановить своё влияние в Болгарии. Петербург предлагал передать Болгарии важный порт Кавала на эгейском побережье, но Франция и Великобритания не поддержали эту инициативу. Все попытки русских дипломатов восстановить Балканский союз провалились.

Большую роль в поведении Болгарии играли финансы. Во время Балканских войн София залезла в крупные долги. Поражение привело к серьёзным проблемам в экономике и финансах. В конце 1913 г. болгары стали искать возможность получения крупного займа за рубежом. Посланцы были направлены в Париж, Вену и Берлин. Во время переговоров в Париже болгарам дали понять, что заём возможен только при условии отказа кабинета Радославова от курса сближения с Австро-Венгрией и Германией. Австрия и Германия пошли навстречу Болгарии.

В середине июня 1914 года руководство Болгарии приняло решение о заключении соглашения с австрийскими и германскими финансистами. Россия и Франция, чтобы сорвать это соглашение, направили болгарскому правительству предложение о займе в 500 млн. франков без каких-либо политических условий и обременительных приложений. Однако София, несмотря на выгодность французского предложения, отказалась от него. При этом болгарское правительство скрыло от общественности тот факт, что Франция предлагает заём без условий. В результате германские банкиры предоставили Болгарии заём в размере 500 млн. франков. Кредиторы получали право на строительство железной дороги к эгейскому побережью, безвозмездную концессию на эксплуатацию каменноугольных шахт, Болгария должна была потратить часть денег на военный заказ на предприятиях Германии и Австро-Венгрии. После подписания соглашения, германское влияние на Болгарию значительно усилилось.


Глава правительства Болгарии Васил Радославов

Болгария во время Первой мировой войны

Начавшийся после сараевского убийства австро-сербский конфликт обрадовал Софию. Появилась надежда, что этот конфликт позволит решить болгарские территориальные проблемы. Кроме того, начало мировой войны усилило значение Болгарии для противоборствующих союзов. Для каждой из двух коалиций болгарская армия и ресурсы представляли существенное значение. При максимальном напряжении Болгария могла выставить полумиллионную армию. Болгария занимала важное военно-стратегическое положение в регионе: страна имела выход к Чёрному и Эгейскому морям, имела общую границу со всеми значительными балканскими государствами. Для Германии и Австрии Болгария была важна как стратегическая коммуникация в Турцию и на Ближний Восток. Болгария, по мнению Вены и Берлина, могла нейтрализовать Румынию и Грецию и, помочь в деле разгрома Сербии. Особенно после провала попыток австрийской армии разгромить Сербию в ходе кампании 1914 г. Для Атланты Болгария являлась коридором, связывающим Сербию с Россией. Переход Болгарии на сторону Антанты мог привести к разрыву связи Германии, Австрии и Турции, усилить давление на Османскую империю и укрепить Сербию.

1 августа 1914 г. Радославов объявил в Народном Собрании о решимости болгарского правительства соблюдать нейтралитет до самого конца войны. На самом деле это был обман. София начала торг с Берлином и Веной. Фердинанд и болгарское правительство не собирались сразу броситься в бой. Они использовали «мудрый нейтралитете», чтобы выторговать за вступление в воину наибольшую плату и посмотреть на чью сторону склоняется военная удача. Кроме того, Болгария была истощена прежними войнами, необходимо было восстановить силы. Да и поднять болгарский народ на новую войну было нелегко. Кроме того, нейтральную позицию заняли соседние Греция и Румыния.

5 августа 1914 г. посланник России в Софии А. Савинский вручил царю Фердинанду документ, в котором Болгария приглашалась присоединиться к России во имя «...осуществления народных идеалов». София заявила о строгом нейтралитете. Надо сказать, что державы Антанты имели хорошие козыри — они могли соблазнять Софию перспективами возможного раздела турецкого наследства. Однако сказалась слабость единства позиций Франции, России и Англии. Британия довольно часто воздерживалась от активной поддержки позиции представителей России и Франции в Софии.

В этом отношении Вене и Берлину было легче выработать общую позицию и совместно надавить на Турцию, чтобы та пошла на уступки Болгарии. Правда, им приходилось занимать сдержанную позицию в отношении балканских стран, которые пока сохраняли нейтралитет, чтобы не подтолкнуть их в лагерь Антанты. В результате борьба за Болгарию затянулась.

1 ноября 1914 года Болгария официально подтвердило свой нейтралитет после вступления в войну Османской империи. София учла успехи Сербии в борьбе с Австро-Венгрией, нейтралитет Греции и Румынии, и успехи русской армии в австрийской Галиции. Кроме того, болгарское общество не испытывало энтузиазма по поводу возможного участия Болгарии в европейском конфликте. При этом болгарское правительство по-прежнему было враждебно России. Запрос Петербурга о пропуске через территорию Болгарии русских транспортов с зерном для Сербии, кабинет Радославова категорически отклонил. В свою очередь транспорты из Германии и Австро-Венгрии следовали по территории Болгарии в Османскую империю.

По инициативе России, дипломаты Антанты начали обсуждения размеров возможных территориальных приращений Болгарии, которыми можно заманить Софию в свой лагерь. Кроме турецких территорий Антанта пыталась склонить Сербию уступить часть Македонии. Традиционные британо-российские противоречия на Балканах и в зоне проливов, а также неуступчивость Сербии, долго не позволяли выработать единую позицию по этому вопросу. Только 7 декабря 1914 года Софии передали документ, в котором говорилось о том, что если Болгария сохранит нейтралитет в войне, она получит незначительную территориальную компенсацию в Восточной Фракии за счёт Турции. Если же Болгария вступит в войну на стороне Антанты, то ей обещали расширение территориальных приращений в Восточной Фракии. София пообещала сохранить нейтралитет, хотя продолжала активные переговоры с Берлином и Веной.

В конце 1914 г. болгарское правительство не спешило со вступлением в войну. Провал германского наступления во Франции, успехи русских войск в борьбе с Австро-Венгрией и нежелание народа воевать отрезвляюще действовали на высшие правящие круги Третьего Болгарского царства. При этом правые политические силы заявляли о «руководящей роли Болгарии на Балканах» и о планах создания «Великой Болгарии», с выходом к трем морям — Чёрному, Мраморному и Эгейскому.

В январе 1915 года Австро-Венгрия и Германия, несмотря на тяжесть войны, предоставили новые займы Болгарии в размере 150 млн. марок. При этом германцы и австрийцы финансировали болгарские газеты, подкупали политиков и оказывали финансовую помощь прогерманским политическим силам (такую же политику проводили и в Греции). Поэтому София в феврале 1915 г. снова разрешила транзит грузов из Австрии и Германии в Турцию. Болгарии сделали увлекательные предложения за счет Турции, туркам предложили большие компенсации за счёт Сербии.

Начало Дарданелльской операции способствовало усилению интереса Британии и Франции к Болгарии. Державы Антанты начали финансирование газет и политиков в Болгарии по примеру Австро-Венгрии и Германии. В Софию были направлены посланники, которые пытались убедить Фердинанда в преимуществах союза с Антантой. Болгарии предлагали уступки за счёт Турции, выход в Мраморное море у Родосто, возможность вернуть часть Добружди (румынские владения), указывая, что Румыния взаимен этого получит после войны часть Венгрии, население которой составляют румыны. Однако Болгария потребовала ещё части сербской и греческой Македонии с портом Кавала.

«Болгарская невеста» ещё сомневалась. Болгарское правительство было готово поддержать Центральные державы. Однако в Болгарии ещё боялись России. При этом в Софии были раздражены планами России получить Константинополь. Поэтому торг продолжался.


Болгарские части отправляются на войну

Болгария решается вступить в войну

Весной 1915 г. Болгария продолжала сохранять «мудрый нейтралитет», который давал возможность политикам этой страны последовательно продаваться то Германии, то Антанте. Выжидая и расточая декларации о благожелательном нейтралитете, болгарские политики подобно грекам рассыпались в уверениях дружбы к англо-французам, а сами склонялись на сторону Германии. В результате Англия и Франция, уверенные, что Болгария не выступит против Антанты, не форсировали переговоры.

Только 29 мая 1915 года представители Антанты передали болгарскому правительству документ, в котором Болгарии снова предложили выступить на стороне Англии, Франции и России. Страны Антанты гарантировали возвращение Восточной Фракии за счёт Турции в состав Болгарского царства. Союзники пообещали начать переговоры с Белградом, Афинами и Бухарестом о передаче Болгарии некоторой части Вардарской Македонии, Эгейской Македонии и Южной Добрудже. 14 июня болгарское правительство предложило чётко определить границы территорий в Вардарской и Эгейской Македонии, которые должны войти в состав Болгарии. Однако Антанта не смогла этого сделать. Если Сербия, вынужденная военными обстоятельствами, была готова на уступки, то Греция и Румыния уступать не желали. Кроме этого среди представителей Франции, Великобритании и России по-прежнему не было единства о способах привлечения Болгарии в войну на стороне держав Антанты.

Германия и Австро-Венгрия оказались щедрее. Они однозначно заявили, что в случае выступления Болгарии на их стороне София получит всю Македонию, Фракию, а также Южную Добруджу (если Румыния вступит в войну на стороне Антанты). Помимо этого Германия обязалась предоставить Болгарии военный заём на сумму 500 млн. марок. Германии также удалось примирить Болгарию и Турцию. Немцы подготовили договор, который удовлетворял болгар за счет Турции. Кроме того, ситуация на фронтах была неблагоприятна для Антанты. Англия и Франция провалили Дарданелльскую операцию. Россия потерпела тяжелое поражение на Восточном фронте, утратила Галицию, русскую Польшу. Англо-французские войска пассивно себя вели на Западном фронте. Это убедило болгарское руководство, что Центральные державы одерживают вверх в войне, что наступило время вступить в войну и получить свою долю добычи.

6 сентября 1915 года в столице Болгарии Софии была подписана конвенция между Германией и Болгарией. Болгарию представлял глава правительства Васил Радославов, а Германию — Георг Михаэлис. По условиям конвенции. Германия и Австро-Венгрия, должны были выставить по шесть пехотных дивизий в течение 30 дней, а Болгария — четыре дивизии в течение 35 дней для действий против Сербии. Общее командование над австро-германо-болгарской группировкой должен был принять германский генерал Август фон Макензен. Кроме того, планировалось расположить в Варне и Бургасе смешанную германскую пехотную бригаду и провести в Черное море подводные лодки. Болгария обязалась мобилизовать четыре дивизии к 21 сентября и 11 октября начать операцию в сербской Македонии. Германия обязалась оказывать Болгарии финансовую и материальную поддержку. Болгария открывала свою территорию для транзита грузов из Османской империи в Германию и наоборот.

Только когда Болгария уже определила свою позицию, державы Антанты всполошились и стали делать более заманчивые предложения. Так, 15 сентября 1915 г. Антанта предложила Болгарии территорию Македонии, которая отошла Сербии по итогам войны 1913 года. Сербы, узнав о подготовке большой наступательной операции австро-германскими войсками, также взволновались и согласились на все жертвы, которые предлагала сделать Британия и Франция. Однако предложения, во-первых, опоздали, во-вторых — были значительно менее выгодны, чем сделанные Центральными державами. Поэтому болгарское правительство ответило, с целью оттянуть время, что передаст данный вопрос на рассмотрение болгарского царя Фердинанда. Хотя союз с Германией уже заключили, и шёл процесс мобилизации болгарской армии.

Белград тщетно просил разрешения напасть на Болгарию, пока она не закончила мобилизацию, но французы ещё надеялись на успех переговоров и сербам отказали. В результате Болгария спокойно провела свою мобилизацию, продолжая заверять Антанту в своём нейтралитете. Русские положили конец этому глупому положению, послав 3 октября 1915 г. Софии ультиматум, требовавший в 24-часовой срок удалить из болгарской армии германских и австрийских офицеров и прекратить сосредоточение болгарских войск на границе Сербии. Результатом этого ультиматума была выдача 4 октября 1915 г. русскому, британскому и французскому представителям их паспортов.

14 октября Болгария объявила войну Сербии. Ни к России, ни к Англии и Франции у болгар претензий не было, но, исходя из принципа солидарности, они сами в последующие дни объявили войну Болгарии. 15 октября 300-тыс. болгарская армия перешла границу с Сербией на всем её протяжении. Поражение Сербии было предрешено — страна уже больше года вела войну с Австро-Венгерской империей и была истощена войной и блокадой. К тому же несколькими днями ранее германские части уже вошли в Белград. Греция и Румыния сохранили свой нейтралитет.


Болгарская кавалерия в захваченном сербском городе. 22 октября 1915 года
119 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    13 октября 2015 06:42
    Братушки то братушки, но вопрос: только кому они братья?
    исходя из последний событий, точно не нам.
    1. +9
      13 октября 2015 08:00
      паскуды они и хапуги
      1. +9
        13 октября 2015 10:30
        Братушки то братушки, но вопрос: только кому они братья?
        исходя из последний событий, точно не нам.

        Исходя из событий последних столетий laughing
        Болгары, отхватывающие люлей на стороне и просящие в момент унижения помощи у русских.
        И открыто выступающие против русских в момент собственного равновесия.
        Это что за братство?
        Это скорее бл ятство!
        1. +3
          13 октября 2015 22:12
          Извините, что постоянно повторяю одно и тоже ежемесячно

          Братство народов по религии или языковому - кровному родству - ЭТО МИФ

          Пора прекратить в него верить

          Есть наука - геополитика. Есть английсике корифеи (Мак-Киндер например) амеровские, есть наш родной Гумилев, который тоже говорит то же самое

          Мир делится на миры-цивилизации: есть КИтай, есть Индия - отдельный мир, есть исламский мир - юг для нас, и есть Запад - море, и есть мы - Суша

          Мы - суша - союз православных славян и великой степи - и нам тысяча лет
          Мы назывались империей гуннов Атиллы и воевали с Римом, был Дешт и КИпчак - Золотая Орда, потом царская Россия, СССР, потом развал и падение Евразии, сейчас пытаемся срастись в ЕАС
          Завтра еще что то будет - но главное, что народы одни и те же - это русские и тувинцы, татары и монголы, буряты и казахи и т д - но болгар никогда среди них не было - и глупо ожидать чего то

          Тут другой вопрос - при каких то обстоятельствах Евразия может как то использовать, что какие то ее народы (скажем православные русские_ имеют там что то общее с каким то европейским народом - скажем с греками или болгарами (или сербами) - и использовать это в геополитике на выгоду всем остальным нашим "тунгусам"

          Или вот например с Турцией можно общаться через степные тюркские народы: татар, башкир, казахов, киргизов

          Но ни Турция , ни Болгария никогда не будут "своими" - свои это мы, якуты и русские, татары и монголы и т д
      2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. +4
      13 октября 2015 12:05
      болгары то есть пришлый народ на территориях славян иллирийцев.
      Булгар привел на ту территорию хан аспарух когда в средней азии изменился климат.
      так как территория та ему понравилась и дальнейшее продвижение по землях славян его народу грозило полной гибелью он принял решение заключить мир с иллирийцами и осесть на территории славян при этом с разрешения коренного народа, изменил название своего народа где тюркское "У"- вечное движение сменил на славянское "О" - оседлость (ЧТО НЕ МЕШАЛО БЫ СДЕЛАТЬ МОЕЙ СТРАНЕ И ЗАКОНЧИЛИСЬ БЫ ЭТИ ВЕЧНЫЕ "КАЧЕЛИ" ТО ЕВРОПА (ВЕНЕЯ - ВЕНА ЯРА) ТО РОССИЯ (РУСЬ)) ТЕПЕРЬ ЭТОТ НАРОД НАЗЫВАЕТСЯ БОЛГАРЫ А НЕ БУЛГАРЫ КАК РАНЬШЕ!
      1. +2
        13 октября 2015 12:24
        У греков *о* произносится легче чем *у* вот и появились бОлгары. А местных болгары кого вырезали, кого поработили или продали. Не было тюрок без рабов и *экономики* построенной на рабстве.
        1. 0
          13 октября 2015 18:43
          Цитата: василий50
          У греков *о* произносится легче чем *у*

          C чего Вы взяли?
      2. +1
        13 октября 2015 20:56
        Есть хорошая книга Задохина и Низовского "Пороховой погреб Европы", где есть анализ Второй Балканской войны. Не все там так однозначно в отношении Болгарии. Болгар ведь по сути спровоцировали на войну Сербия и Греция, а затем ее попросту ограбили в союзе с румынами. Болгары надеялись на Россию, но наша дипломатия была явно не на высоте. Но свято место пусто не бывает, место России занял австро-немецкий блок. А вообще, в любой войне ищите классовый интерес. Вторая балканская война имела захватнический характер.
  2. +10
    13 октября 2015 07:45
    В самой Софии произошёл пророссийский переворот..Вероятно опечатка..антироссийский переворот..
    Сейчас появятся "братушки" и будут писать,о том что данная статья антиболгарская..О том, что в Болгарии, участие данной страны в ПМВ, на стороне германцев и турок(тех кто их гнобил 500 лет),считают Отечественной..О "варварском" обстреле абсолютно мирных болгарских городов,Черноморским флотом..типа в этих городах не базировались германские подводные и надводные корабли..
    1. +5
      13 октября 2015 11:17
      Цитата: parusnik
      В самой Софии произошёл пророссийский переворот..Вероятно опечатка..антироссийский переворот..

      Парадокс в том, что в Болгарии даже пророссийский переворот приводил к антироссийским последствиям. smile
  3. +2
    13 октября 2015 07:49
    Ещё и во 2-ю мировую войну сербскую кровушку проливали... "Славяне", мать их...
    1. -1
      13 октября 2015 10:10
      Болгары НЕ СЛАВЯНЕ. Болгары ТЮРКИ. Болгары когда то в прикаспии разделились, часть пошла вдоль ВОЛГИ и создали Волжскую Булгарию, другие пошли в Византию, где вырезали местных и строили своё царство. Именно из византийских соседей и появилась Болгария. Из славян там или бывшие рабы турок или бывшие рабы болгар. Поэтому все мантры о *братушках* враньё, причём осознанное, и появилось когда стало выгодно именно болгарам *стонущим* под турками. Предательство, ну так предали они турок, *освободились*, а затем устраивали судьбу *родины* и средств не выбирали. И вообще Болгария как государство это *проэкт* Австрии, и РОССИЯ в этом приняла участие, благодаря австрийцу на посту министра при царе.
      1. +2
        13 октября 2015 10:33
        Болгары ТЮРКИ.

        И вообще Болгария как государство это *проэкт* Австрии,

        Какая хрень!
        Что-ж говорят-то не по-тюрски???
        Назло славянам??? wassat
        1. +2
          13 октября 2015 11:29
          Не призываю учить историю, вам это бесполезно. Просто задумайтесь о том для чего болгары одного царя немца, поменяли на другого ? Почему турки и немцы лучшие друзья болгарского народа? Откуда это? Если это не *зов крови* то что? Выгода?
          1. -2
            13 октября 2015 11:48
            Вы, сударь, если обращаетесь с оппонентом на "Вы", то пишите это слово с заглавной буквы.
            Не зная человека не стоит судить его.
            А вот задуматься имеет смысл.
            Турки друзья болгарского народа? wassat
            Болгары поменяли царя, на царя? Вы действительно думаете, что народ меняет царя на царя??? Вы верите в это? Жители страны решили и поменяли одного царя на другого?

            Дружат не народы, а люди!!! Конкретные люди! Вы дружите с кем-то из болгар?
            "Дружба народов" приводит к неожиданным поворотам.
            "Дружба народов" не что иное, как политическая конъюнктура.
            А люди несогласные с Вашей точкой зрения всегда есть. Даже среди друзей. И в этом нет ни чего плохого.
            Желаю Вам больше друзей.
            1. +3
              13 октября 2015 12:24
              Вы - пустота, тьма проверочное старевшее "у_вы" - т.е. ничего нет!
              Увы где "у"слаянское - это явление и в месте звучит как проявление пустоты!
        2. Комментарий был удален.
      2. 0
        13 октября 2015 13:36
        т.н. протоболгары - булгары хана аспаруха действительно тюрки и основатели государства, но роль их в этногенезе болгар примерно та же, что и скандинавов в этногенезе русских. будучи правящим, но меньшинством, они за несколько веков ассимилировались в массе подчиненного славянского населения.
        1. -1
          14 октября 2015 14:31
          травелю. Скандинавы и прочие немцы при Романовых получили возможность осесть в РОССИИ и *поучаствовать* в *улучшении* этногенеза дворянства, и не более. Причём лишь свирепые приказы а то и просто угрозы царского дома заставили РУССКИХ дворян *калироваться* с немцами.
        2. Комментарий был удален.
      3. +1
        15 октября 2015 00:09
        Вообще-то Болгария появилась на свет раньше чем Австрия-Венгрия. Причем намного.
    2. Комментарий был удален.
    3. -1
      13 октября 2015 12:14
      болгары ЭТО НЕ СЛАВЯНЕ!
      СЛАВЯНЕ (СВАРОЖЬЯ ЛАВА - (если коротко) ввел И Грозный в память о великих предках приказав первопечатнику употреблять вместо словены славяне)
      Сварожья лава - дохристианские воины которые в_ладели двумя мечами и в бою управляли лошадьми только ногами (своего рода комбайн на поле брани который вселял дикий ужас в греков (грек от слова грех) при виде воинов обнаженных по пояс с двумя мечами в руках!)


      болгары то есть пришлый народ на территориях славян иллирийцев.
      Булгар привел на ту территорию хан аспарух когда в средней азии изменился климат.
      так как территория та ему понравилась и дальнейшее продвижение по землях славян его народу грозило полной гибелью он принял решение заключить мир с иллирийцами и осесть на территории славян при этом с разрешения коренного народа, изменил название своего народа где тюркское "У"- вечное движение сменил на славянское "О" - оседлость (ЧТО НЕ МЕШАЛО БЫ СДЕЛАТЬ МОЕЙ СТРАНЕ И ЗАКОНЧИЛИСЬ БЫ ЭТИ ВЕЧНЫЕ "КАЧЕЛИ" ТО ЕВРОПА (ВЕНЕЯ - ВЕНА ЯРА) ТО РОССИЯ (РУСЬ)) ТЕПЕРЬ ЭТОТ НАРОД НАЗЫВАЕТСЯ БОЛГАРЫ А НЕ БУЛГАРЫ КАК РАНЬШЕ!
      у славян только армия и флот братушки!
      1. Комментарий был удален.
      2. -1
        13 октября 2015 12:19
        Цитата: Benzin
        болгары ЭТО НЕ СЛАВЯНЕ!

        Опаньки belay
        Я кстати то же читал , что украинцы утверждают , что они потомки Атлантов.
        Цитата: Benzin
        Сварожья лава - дохристианские воины которые в_ладели двумя мечами и в бою управляли лошадьми только ногами

        Положив яйца им на глаза вместо шор.
        Цитата: Benzin
        славян иллирийцев

        конечно славян , ты себя к какому народу относишь
        В состав иллирийцев, по сообщениям греческих авторов, входили ардиеи, далматы, дарданы, дезитиаты, диционы, паннонцы, пирусты, плереи, мессапы, тавлантии, энхелии, япиги, яподы и др.

        Остаётся спорным причисление к иллирийцам таких народов, как истры и либурны, так как их топонимика по ряду морфологических признаков скорее близка венетской

        Цитата: Benzin
        у славян только армия и флот братушки!

        Добавь ещё РЭБ ... и порядок. good
        1. +4
          13 октября 2015 12:33
          что явно то и правда!
          atalef твои слова предсказуемы.
          - "Если гой славянского происхождения попытается проявить себя, привлечь к себе внимание, создавайте в этот момент шумовые эффекты: шаркайте ногами, скрипите стульями, вставайте и ходите, смейтесь, разговаривайте, мурлычьте, что-нибудь себе под нос, кашляйте, сморкайтесь, перебивайте речь гоя встречными вопросами, шутками".
          1. -1
            13 октября 2015 12:57
            Цитата: Benzin
            "Если гой славянского происхождения попытается проявить себя, привлечь к себе внимание, создавайте в этот момент шумовые эффекты: шаркайте ногами, скрипите стульями, вставайте и ходите, смейтесь, разговаривайте, мурлычьте, что-нибудь себе под нос, кашляйте, сморкайтесь, перебивайте речь гоя встречными вопросами, шутками".

            Диагноз уже поставили ?
            1. 0
              13 октября 2015 13:05
              atalef
              по поводу *диагноза*
              как вещал пращур Кроля равин бакаи
              - "Имейте терпение, выждите и затем эту особь перед стадом разоблачите. В глазах всего гойского стада вы станете не только праведником, но даже героем!"
              1. +1
                14 октября 2015 14:55
                Бензин, ты в порядке? Бредиш тотально! laughing
            2. -1
              14 октября 2015 18:19
              Поговорим от кого произошли жи... еврееи???Или про диагноз таксиста-историка?
        2. Комментарий был удален.
          1. -1
            14 октября 2015 18:33
            Цитата: виктоор
            Жи... не только правят в моей умирающей стране...Так еще и жи..вские таксисты тут подрабатывают историками...Жи...вский сайтик однако - иначе почему так много ... средиземносрорцев в модер...Кстати, а что с ивритом проблемы, таксист?

            Расслабтесь мы уже поняли что во всех ваших личных бедах виноваты евреи,не удивлюсь если у вас под кроватью сидит еврей и ворует носки,а еще один пьет воду из под крана fool
            1. +2
              14 октября 2015 19:52
              Расслабтесь мы уже поняли что во всех ваших личных бедах виноваты евреи,не удивлюсь если у вас под кроватью сидит еврей и ворует носки,а еще один пьет воду из под крана <fool>
              Дак не только воду пьёт, он ещё и возвращает "если в кране есть вода..."
              1. 0
                14 октября 2015 19:56
                Цитата: tilix
                Дак не только воду пьёт, он ещё и возвращает "если в кране есть вода..."

                Кстати почему в связи с этим в Израиле таки есть вода? Как то не сходиться.Видимо природный катаклизм wink
                1. +2
                  14 октября 2015 20:13
                  А потому что "шифдан". Еврейский круговорот воды. Ну, и с моря пьём потихоньку. А там, как в тумбочке, не кончается.< good >
      3. 0
        13 октября 2015 12:32
        Бензину. Вы правы, на Украине, на перекрёстке переселения народов слилось множество народов, пусть и не всегда мирно, отсюда и разные устремления. Жаль что сейчас к власти рвутся не самые умные и развитые, гордящиеся невежеством и дикостью.
        1. 0
          13 октября 2015 12:35
          василий в украине никто никуда не рвётся украина под внешним управлением!
          1. 0
            13 октября 2015 12:44
            Ну *штурмовики* и *сектора* считают что смогут быть хозяевами, *панами*, вот и безумствуют. Я жил одно время на Украине, поэтому и жалею что там так произошло. Очень жалко.
            1. +1
              13 октября 2015 12:51
              василий50 какие они там нах. *штурмовики* сопливая 16 летняя шпана и басота которой с ящика внушается "арийская исключительность"
              1. 0
                13 октября 2015 13:18
                Ну какие нашлись.
          2. Комментарий был удален.
        2. +5
          13 октября 2015 13:16
          ВАСИЛИЙ 50
          в западной украине почти нет славян!
          в украине западной и центральной люди говорят как немцы, турки и узбеки с предыханием перед согласными звуками только в отличии от тех же немцев слова разные.
          а в Закарпатье в речи присутствует мягкое "ЛЬ" как у румын, мадьяр, итальянцев и других цыган!
          только русины русскую речь без акцента имеют.
          да и дед говорил, шо последних славян на западной украине задавили в талергофе.
      4. Комментарий был удален.
  4. +6
    13 октября 2015 08:42
    Более продажных славян, чем Болгары и Поляки мир никогда не знал...
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      13 октября 2015 12:06
      В Польше паны считают себя сарматами (тюркское племя), а вот рабами, по польски *быдл.о* были у них славяне. Правда в отличие от готов и саксов , паны с местными иногда *калировались*. Кстати у панов официальным языком долго был латинский, как и письменность.
    3. Комментарий был удален.
    4. -1
      13 октября 2015 15:07
      Цитата: Servla
      Более продажных славян, чем Болгары и Поляки мир никогда не знал

      Утверждать не буду но Поляков в продажности всё таки трудно уличить.
      1) Что касается России, то она была всё время (за исключением разве, что периода искусственного "братства" с 40х годов до 1991г) её врагом.
      2) В сентябре 1939г скорей её предали/продали её союзники.
      1. 0
        14 октября 2015 18:22
        Историю сами пищете, панэ капьэтаньо?Или где чай покупаете-на майдауне?
    5. Комментарий был удален.
  5. +3
    13 октября 2015 08:55
    Болгария того периода, очень напоминает нынешнею Украину. То же предательство славянского братства ради сиюминутной мелкой выгоды, стремление стать новыми европейцами, даже на унизительной роли второсортного объекта. Для каждого русского человека предательство Украины – это невыносимая боль. Боль постоянная и не проходящая. Украина через некоторое время станет таким же как и Болгария, никчемным, не имеющим права голоса государством.
    1. +3
      14 октября 2015 19:14
      Мне одно интересно! Почему все время, дебильно повторяете одни и те же мантры? "предатели, предатели, предатели.." Все предатели, кроме вас! Почему не возмете и не разберетесь, кто кого предал на самом деле! Кто развалил СССР, СЭВ, ОВД? Кто предал все свои союзники и орал "мы за демократия, будем дружит уже с запада, европа от ламанша да камчатка" и т.п. Что за странны менталитет, искать виновные весде но не и у себя! Это у вас болезнь такая или что?
  6. +1
    13 октября 2015 08:56
    Смысл им вступать в войну ? В 15-м уже понятно было что Антанта победит.
    1. +4
      13 октября 2015 11:21
      Цитата: Cap.Morgan
      Смысл им вступать в войну ? В 15-м уже понятно было что Антанта победит.

      Как раз в 1915 ещё ничего не было ясно.
      ...ситуация на фронтах была неблагоприятна для Антанты. Англия и Франция провалили Дарданелльскую операцию. Россия потерпела тяжелое поражение на Восточном фронте, утратила Галицию, русскую Польшу. Англо-французские войска пассивно себя вели на Западном фронте. Это убедило болгарское руководство, что Центральные державы одерживают вверх в войне, что наступило время вступить в войну и получить свою долю добычи.

      И, глядя на агонию Сербии, Болгария решила, что ей выпал шанс "переиграть" проигранную Вторую Балканскую.
      10 августа 1913 года был подписан Бухарестский мирный договор. Болгария, как проигравшая в войне сторона, потеряла почти все захваченные в ходе Первой Балканской войны территории и сверх того Южную Добруджу, которую получила Румыния.

      Германия и Австро-Венгрия оказались щедрее. Они однозначно заявили, что в случае выступления Болгарии на их стороне София получит всю Македонию, Фракию, а также Южную Добруджу (если Румыния вступит в войну на стороне Антанты). Помимо этого Германия обязалась предоставить Болгарии военный заём на сумму 500 млн. марок. Германии также удалось примирить Болгарию и Турцию. Немцы подготовили договор, который удовлетворял болгар за счет Турции.
    2. +1
      14 октября 2015 19:19
      Смысл очено простой! Болгария воевала не за сил Съглашения и не против Антантой. Болгария ВОЕВАЛА ЗА СЕБЯ! За СВОЕ ОБЕДИНЕНИЕ И ВОСТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ! Когда народ идет под войнские знамена с ясное сознание и убеждение, что его кауза справедливая, он верит что может победить, даже самые сильние враги! К сожалением, ето не всегда получается.
  7. 0
    13 октября 2015 10:33
    Спасибо за, обстоятельную статью.
  8. +2
    13 октября 2015 10:34
    Болгары - вояки ещё те. Если бы не Русские воины, то работали бы чистильщиками обуви у янычар.
    1. +1
      13 октября 2015 13:46
      Прочли бы Вы что-то об обороне Шипкинского перевала и бои Болгарского ополчения у Стара-Загора.
      1. +2
        14 октября 2015 19:33
        6. В 1885 г. возсоединились Княжества Болгарии и Восточная Румелия. Турки начали готовится к вторжения в Болгарии. Вся болгарская армия в состав ок 96 тысь. сосредоточилась на восточных границах, чтоб отразить ожидаемое нашествие турков. Россия, недовольная от того, что возсоединение не было согласованно с ней, отозвала весь свой командны состав из болгарских войск. Болгарская армия осталась без высших офицеров и не имела никакой боевой опыт до того момента. Конфликт с Османам удалось решить по мирному, но Сербия, восползовавшаясь от критического положение Болгарии, напала в спину! Хорошо вооруженая и обученная сербская армия в состав больше 130 тыс. солдат хлынула с Западу... Столица Болгарии находится всего на 40 км. от границе с Сербии и Сербский Король хвастался, что "позавтракает в Белград, а будет обедать в Софиии..". Все тогдашние наблюдатели, считали что Болгария будет побежденная за считанные часы, только российские офицеры высказывали мнения, что "болгары вырубят вся сербская армия". Болгарские пограничники и ополченцы сдерживали несколько сутки сербов, пока болгарская армия в тежелейших зимных условия и бездорожия, передислоцировалась на запад. Прибывавшие болгарскии полки сразу входили в бой. За неделя вся сербская армия была разгромлена и начала беспорядочное отступление к Белград. Только ултиматум Австро-Вегрии заставил болгаров остановить свое наступление. Эта война вошла в истории как "Война капитанов против генералов", так как болгарская армия не имела офицеры старше капитана.
    2. +1
      14 октября 2015 19:31
      Дам тебе всего несколько факта, какие войны были болгары.
      1.Болгарская армия никогда не теряла свое знаме в плен. В болгарских музеях хранятся сотни плененые знамена чужих армии, которые болгары пленили в войнах. На знамя Болгарской армии написанно "С нами Бог".
      2.Во время Первой мировой войне, уровень мобилизиционного напряжение в Болгарии был рекордным. При население 5 млн. человек, через фронтах прошли больше 900 тысь солдат.Все мужское население стране. Болшинства шли в пунктах мобилизации еще до получение призыва.
      3.3.Болгарские солдаты втупая в бой, клялись что убьют хоть одного врага. Такая клятва давали, только японцы и гурки. При одно из крупнейших сражениях в Болканской войне во время встречному штыковому бою и при значительное численое превозходство над болгаров, турки дали ужасающие потери. При просчетах, оказалось что каждой болгарский солдат убил среднее по 60 турецких солдат. Это является до сих пор мировой рекорд, в сражениях между армии с одинаковой уровень технического оснащения.
      4. В той же Болканской войне, почти вся болгарская армия была сосредоточенная на восточном фронте против турков, где и находились их основные силы. На западном фронте в Македонии, действовали греки, сербы и черногорцы. Там болгары поддерживали незначительные военные силы. Невероятно звучит, но является фактом - в один из городов в Македонии, 12 тысь. турецкий ганизон сдался в плену у 4 болгарских солдат.
      5. Команда о штыковой атаки в болгарской армии звучала так - "Напред на нож!" (Вперед на нож). Туркам кое как знающие болгарский, она звучала так "По пет на нож!" (Пронзить хоть петеро врага на штыках). Во время Болканской войне турки очень боялис штыковых атак, болгарской армии и панически покидали свои позиции услышав ужасающее "Напред на нож!"
    3. +2
      14 октября 2015 19:49
      7.В битвой у Добрич /болгарский город в Южной Добруджи/, где на помощ румынских войск приходят и русские полки, болгарская армия переходит в наступление имея три раза менше солдат чем противника. На 19.10.1916 г. и в следующие сутки, болгары громят и румынах и русских. Берут в плен несколько тысяч русских солдат и офицеров, вместе с 3 русские знамена. В следующих дней, болгарская армия переходит через Дунай и берет Букурещ. Русские генералы, высказываются весма высоко о боевых качества болгаров: " Они /болгары/ дерутся ожесточено и не отступают, даже когда противник превозходит их разах по числености. По боевые качества болгарские солдаты наголову превозходят румынах и похожи на нами /русские/. Ощущается, русская школа! Особенно в штыковых атак, где мало кто может устоят на напора болгаров! Жаль, что они не наши союзники!"
      1. +1
        14 октября 2015 19:54
        Есть еще сотни случаи, в которые болгары показывают безусловно своих высоких воинских умения. Думаю и ети несколько которые цитировал, хватят для общего представления. Вообще почти нет сражение в которое болгары были более многочислены чем свои противники. Иногда болгары удерживали победу над противник, которой превозходил их численно 30 раз! Например в одна из битв с греках во время Междусоюзнической войне в 1913 г.
  9. 0
    13 октября 2015 10:57
    Цитата: василий50
    Болгары НЕ СЛАВЯНЕ. Болгары ТЮРКИ.


    А Вы в курсе кто, где и когда создал славянскую писменность?

    Где появились первые книги на кириллице и откуда они пришли в России?

    Может, турецкий (османский) сультан или везир какой их написал или тюркский хан в степи, в шатре из лошадиной шкуры fool
    1. +1
      13 октября 2015 11:46
      Вы побольше молитесь и верьте, вам и не то расскажут. НАШИ предки владели несколькими видами письменности уже тогда , когда дикари запада с трудом осваивали *латиницу*. Гундяев осознанно соврал. НАШИ предки были образованы и умели не только читать и писать но и владели многими технологиями, недоступными дикарям запада. Это при Романовых наёмники из Европы, согласные на любую подлость и не имеющие корней стали при прямом заказе благодетелей на троне, врать про славян и РОССИЮ. Поищите сведения об уничтожении ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ при воцарении Романовых и какие кары ожидали тех кто осмеливался сохранить любое свидетельство РУССКОЙ истории. Начало и мотивировку для обоснования *дикости* РУСИ заложил Никон, это гораздо позже стали сводить всё к церковному расколу.
      1. +2
        13 октября 2015 13:17
        Первые писменные знаки появились около 3 тыс. лет до н.э. в Двуречье между Тигром и Эвфратом. Это были обожженные плиты из глины с резками, которые обозначали количество добытого зерна. Позже сложилась халдейская клинопись, древнееврейский альфавить, древнегреческий, латынь и кириллица.

        Св.Св. Кирилл и Мефодий были болгарами и я очень ими горжусь. Но тем не менее, я не утверждаю что кириллица древнее латыни.

        А Вы твердите, что еще до латыни была какая-то исконно русская писменность? Это какая-же? Санскрит? Китайские йероглифы?

        Первые оригинальные русские писменные памятники, которых я знаю - берестяные грамоты Х века на кириллице.
        1. -3
          13 октября 2015 15:31
          ivanovbg
          ненужно пустых споров я знаю то, что от родителей получил!
          Кирилл взял то письмо, что ему дали ...
          переделал на христианский лад потому, что мыслил категориями искреннего христианина!
          соединив "вместилище разума" с "духовным началом" нарисовал "А", после поменяв "бытие в совести» на «Буки», «Зарю – свет знаний» на «Зело», «Чети – согласие» – на «Червь». триединство женского, мужского и последующий росток (оригинал присутствует на печати у новгородского князя Буривоя) так постоянство воды во взаимодействии с другими минералами, атмосферой и солнечной энергией даёт начало второму триединству – жизни он вообще разрушил до земного касания женское и мужское начало поэтому Славяне видят букву Кирила - "Ж" как разрушение семьи, природы, а славянский конец света, мысли - ромб заменил на греческую омегу.

          в общем Кирилл создал "шедевр" который несёт нашим детям духовное разрушение!

          да и слово "руны" в русском языке означает - копать углубление или делать углубление!
          вимана - я вишу или повис!
          пилот виманы (хорсиман) - свет несущий человек
        2. 0
          13 октября 2015 15:47
          ivanovbg
          это у вас такие знания
          от того, что свод современной истории по заказу немки делали "великие русские учёные умы" Байер, Миллер, Шлецер!
        3. +1
          13 октября 2015 18:50
          Цитата: ivanovbg
          Св.Св. Кирилл и Мефодий были болгарами и я очень ими горжусь

          Зря гордитесь, к болгарам они никакого отношения не имели.Они были греками.
          1. 0
            14 октября 2015 02:08
            Цитата: Pancho
            Цитата: ivanovbg
            Св.Св. Кирилл и Мефодий были болгарами и я очень ими горжусь

            Зря гордитесь, к болгарам они никакого отношения не имели.Они были греками.

            Ага, никакого отношения к болгарам, но с детства владели болгарским языком и впоследствии перевели с греческого на болгарский богослужебную литературу :)
            Греками, говорите, были? А почему и не македонцами? Российские авторы советского периода писали о них так же, что они были македонцами :)
            Я понимаю, что Вы в википедии быстро осведомились, что родились и выросли братья-просветители в Солуне, или в Салониках и решили, что они - греки. Ну конечно, в Византийской империи одни греки жили :)В этом крупном портовом городе не было ни болгар, ни армян, ни евреев и прочих национальностей. Вы делаете разницу между "россиянином" и "русским"? В России только русские проживают?
            Да ладно - да пусть Кирилл и Мефодий хоть марсианами были - создали они ГЛАГОЛИЧЕСКУЮ письменность, а КИРИЛЛИЦУ, на которой мы с Вами пишем, создали их ученики болгары, назвавшие в честь своих учителей новую азбуку, в частности, создателем кириллицы считается болгарский просветитель Климент Охридски. И распространение кириллицы на Руси, и крещение, и распространение христианства - все происходило благодаря болгарским богослужебным книгам, написанным болгарами в Болгарии на болгарском языке. Вопросы есть?
            1. 0
              14 октября 2015 19:19
              Как же вас, болгар, прёт от желания стать *великими*, даже на мифологию и свидетелей ссылаются. Вот только все свидетельства писаны гораздо позже, как кстати и свидетели жизни Христа. И не надо сказок о славянстве или братстве. У вас свои интересы и не надо НАМ и РОССИИ говорить о НАШИХ интересах и интересах РОССИИ.
            2. Комментарий был удален.
            3. +2
              14 октября 2015 21:20
              Цитата: но все же
              Вопросы есть?

              Вы эти свои болгарские легенды своим неучам пересказывайте.А мне не надо лапшу на уши вешать.И еще,что-то я больше не про каких знаменитых болгар не слышал,а почему,да потому что их небыло.Вот вы и пытаетесь хоть здесь урвать кусок,чтобы придать себе значимости.Мефодий был правителем в славянском княжестве в Византийской империи,что дало ему возможность выучить славянский язык,то есть с рождения он его не знал.Ну и болгарином соответственно НЕ БЫЛ.Учите историю.
              1. 0
                15 октября 2015 16:03
                Невежды, почитайте хотя бы вашего российского академика Д.С.Лихачева, знатока древнерусской литературы. Вот некоторые цитаты из его многочисленных научных работ:

                "Зато язык церковной письменности, тех книг, которые были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии в принятии христианства.
                Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Исключительны роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это указывает, какую роль в крещении Руси принимала именно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией,— это самое важное, что дало Руси крещение."
                ...
                "Церковнославянский язык, перенесенный на Русь из Болгарии не только через книги, но и устно -через богослужение, сразу стал на Руси своеобразным индикатором духовной ценности того, о чем на нем говорилось и писалось. Болгария дала восточным славянам высший слой языка, «полюс духовности», чрезвычайно обогативший наш язык, давший нашему языку нравственную силу, способность возвышать мысль, понятия, представления. Это язык, которому доверяли самые высокие мысли, на котором молились, на котором писали торжественные слова. Он все время был «рядом» с русским народом, обогащал его духовно."
                1. 0
                  15 октября 2015 21:48
                  Сам невежда.У Лихачева свое мнение у других свое:Самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, и проникновение греческих элементов в русскую лексику началось еще до принятия христианства на Руси (VI в.) и усилилось под воздействием христианской культуры в связи с крещением восточных славян (IX в.), распространением богослужебных книг, переведенных с греческого языка на старославянский.

                  Греческими по происхождению являются многие названия бытовых предметов, овощей, фруктов: вишня, огурец, кукла, лента, лохань, свекла, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой, просвещением: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит, диалект; заимствования из области религии: ангел, алтарь, амвон, анафема, архимандрит, антихрист, архиепископ, демон, елей, евангелие, икона, ладан, келья, схима, лампада, монах, монастырь, пономарь, протоиерей, панихида и т. д.

                  Более поздние заимствования из греческого языка относятся исключительно к сфере наук, искусства. Многие грецизмы пришли к нам через другие европейские языки и широко используются в научной терминологии, получившей всеобщее признание: логика, психология, кафедра, идиллия, идея, климат, критика, металл, музей, магнит, синтаксис, лексикон, комедия, трагедия, хронограф, планета, стадия, сцена, театр и под.
        4. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. -3
      13 октября 2015 12:47
      ivanovbg
      у славян было 2 вида письменности!
      так... эпизод из личного....
      когда то по работе с НТР в 2004 году мне работник И. Н. КБ "южное" показал фото сделанную станцией "Луна-13", на фото изображен был камень на котором явно читалась надпись "маяк" (остальное не разобрал).
      так по КБ "Южное анекдот ходил, что мол Васнецов картину "витязь на распутье" во сне с Луны-13 срисовал!
      я спросил - "а что наука" ответ интересный )) - наука считает, что это игра света и тени НО материал принят к сведению!
      1. 0
        13 октября 2015 15:18
        Всё таки ни как, из Вашего ответа не проясняется, что было у славян кроме Кирила и Мифодия.
        Ну не игру же света "Луны-13" считать за письменность ?
        1. -1
          13 октября 2015 15:34
          Капитан Нэмо
          для каких целей вам это нужно ?
        2. +1
          13 октября 2015 15:58
          КАПИТАНУ НЭМО!

          а вот, что было у славян за письменность описано у феофилакта ну или житие бытие святых кирила и мифодия
          -"В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь руськыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги".
          другими словами говоря украинским языком - "Кірил зробыв вытяг з иснуючего материалу" ;-))))))))))
          1. +1
            13 октября 2015 16:22
            Ага, вот оно что. Кирилл не создавал славянскую писменность, а забрал ее наготове у парапротоукропитеков. Очевидно никакая логика не возьметь лазерную оборону Ваших тарелок, черпачок и виманов, летающих до самой Луной. Позвольте спросить Вас когда точно случилась эта неслыханная несправедливость - до или после того, как парапротоукропитеки начали «копатi Чорного морi»?
            1. +3
              15 октября 2015 00:28
              Вы неверно поняли Benzin-а. Речь идет о том, что Константин не создавал алфавит для русской письменности, которая уже была до него, а привел ее в соответствие с греческим алфавитом - добавил всего несколько букв.
              Хочу напомнить, что Кирилл и Мефодий (безотносительно их этноса) представляли греков, а не болгар. Повторяю они представляли греков (а не Грецию), т.е. Византию.
              Наша церковь (как правильно пишут ребята из Болгарии) использует церковнославянский язык он же славяноболгарский.
              Что касается упреков в незнании истории - они могут быть взаимными до бесконечности. Тут пока и историки не разобрались.
          2. Комментарий был удален.
      2. +2
        13 октября 2015 21:15
        Все клиника. Надписи на лунных камнях это серьёзно. Может по 03 позвонить, пока не поздно?
        1. 0
          14 октября 2015 10:11
          эрг
          когда не знаешь кто ты и твои Дід та Баба получаются арийские майданы!
  10. -1
    13 октября 2015 11:01
    Статья правдивая и обстоятельная, но все-таки не надо было ставить братушек в кавычках.
  11. 0
    13 октября 2015 11:16
    они были братушками когда их раком турки ставили! а вообще болгары это те же азиаты со степей.продажные морды.
  12. +5
    13 октября 2015 11:32
    Вот они нынешние "братушки".
    "Премьер Болгарии: Энергопроекты РФ в стране были остановлены в пользу США".
    Российские энергетические проекты в Болгарии - строительство нефтепровода Бургас-Александруполис, атомной электростанции "Белене" и газопровода "Южный поток" - были остановлены в пользу США. Об этом заявил сегодня на конференции Американской торговой палаты премьер-министр Болгарии Бойко Борисов.
    "Мы признали военное крыло "Хезболлах" террористической организацией, мы остановили три самых больших российских проекта, останавливаем российские самолеты над морем", - сказал болгарский премьер. По его мнению, когда есть проблемы, Болгария и США должны быть вместе. "Мы вместе представляем собой одно целое, мы друзья и именно поэтому, могу с вами говорить таким образом", - добавил он на встрече с американскими дипломатами и бизнесменами.http://oko-planet.su/politik/newsday/296103-premer-bolgarii-energop
    roekty-rf-v-strane-byli-ostanovleny-v-polzu-ssha.html
    1. -2
      14 октября 2015 02:38
      А Вы не видите, что в этой именно речи Бойко (каким бы он ни был) ершится американцам - раскритиковал так же предложение американской вестингхауз на строительство в Белене, заявил о необходимости отмены американских виз для болгарского бизнеса и т.д. и т.п.? Обычные политические речи - торги! Тем более на носу местные выборы. И так оно и есть - раз российские проекты были остановлены, это было на руку США, конечно.
      1. +1
        14 октября 2015 11:27
        Они не видят и многое не знают. За то и не понимают. Удивительно, но даже болшинства российские СМИ дают очень превратная картина событий! Картина, которая на практики "работает" против самой России! Возникает вопрос: А насколько ети "российские" СМИ, являются российские?
        1. +1
          15 октября 2015 16:20
          Это так, но я не верю в "плохие СМИ" и "доброго батюшку царя", которого подводят СМИ. Все это контролируется сверху. Сверху же задается тон для СМИ. Просто там на верху в последнее время приняли такой метод воздействия на Болгарию - к нам применяют КНУТ, или играют ПЛОХОГО полицейского. А к нашим соседям применяют ПРЯНИК, или играют роль ХОРОШЕГО полицейского. Все это игры, но, по-моему, неправильные - ведут к отрицательному результату как для России, так и для Болгарии. Применяли бы лучше методы так называемой МЯГКОЙ СИЛЫ - был бы эффект, я думаю - выставки там разные в культурной сфере, образовательные программы и т.п.
  13. +2
    13 октября 2015 11:55
    На этих "братушках" пробу ставить негде. Точно такие же "братья славяне" как и поляки и теперь - украинцы.
  14. -1
    13 октября 2015 12:45
    Болгары обычные политические пpоститутки, с самого момента освобождения их от турок, всеми возможными способами гаdившие России. И будут это делать впредь, о чем исчерпывающе написал Достоевский. К примеру, в настоящее время, именно через болгар идут серые поставки вооружения бандеровцам, которые этим американским и советским оружием убивают русских людей в Новороссии. Болгары виновны в убийствах русских и сербов в течении всей своей никчемной, иyдиной истории. Зато Россия получила, надеюсь, исторический иммунитет от освобождения подобного рода иyдиных "братушек".
    1. 0
      14 октября 2015 03:02
      Ну слишком эмоционально. Новороссию, еще и сербов в свое излияние вплели... Вы серб? Зря Вы так - с Сербией отношения на сегодняшний день у Болгарии более чем хорошие. На бытовом уровне сербы вполне дружелюбно настроены к болгарам (опыт транзита через Сербию с болгарскими номерами :) ) А насчет России - так она добивается своих интересов - и в так называемой информвойне, тоже. А Вы почитайте Леонида Решетникова, что он говорит о Болгарии. Кстати, недавно он давал интервью о Греции, но сказал пару слов о Болгарии - мол, важна очень Болгария для России. И США она очень важна... Да, кстати, на прошлпй неделе в Болгарию приезжал бывший министр культуры России, сейчас советник президента, так договаривались о показе болгарских фракийских золотых сокровищ в Эрмитаже... На фоне информвойны странно, не правда ли?
      1. +2
        14 октября 2015 11:31
        После того, как в 90-тых Македония получила независимость и стала отдельное государство, между Болгария и Сербия ОТПАЛИ ВСЕ СПОРНыЕ ВОПРОСы! Эст неболшие проблемы, но уже создан фундамент о нормализации отношениях и они с каждой день становятся все более дружеские! Я лично считаю сербов, как самы близкий нам этнически, языково и културьно народ. Нет нам о чем спорить с ним. На бытовом уровне, как уже сказанно нет абсолютно никакие проблемы между наших народов.
  15. +2
    13 октября 2015 16:45
    Россия логично расплатилась за следование иллюзиям. Создав на пустом месте НЕЗАВИСИМОЕ государство, чего еще было ждать? Независимые, то есть свободные в своих действиях, и при том все получившие на халяву властители, что еще они могли делать? Конечно же - попытались хапнуть еще больше!
    Дай человеку что то даром и ты дождешься вопля - дай еще! А не дашь - и ты уже враг на всю жизнь. Создание полноценного государства болгар было изумительной глупостью. Нужно было образовать колонию как минимум. Или вообще попытаться включить как то в состав Империи. Не выходило так? Нечего было и пытаться!
    Если бы царское правительство было попрагматичнее, может быть и Первой Мировой в том виде, в каком мы ее получили, не было бы. Ну а так мы создали и выкормили паразита. Подлого, неблагодарного, алчного и безсовестного. Да уж, братушки-сеструшки... "защити меня, господи, от друзей. С врагами то я сам справлюсь..."
    1. +1
      14 октября 2015 03:13
      Цитата: михаил3
      Создав на пустом месте НЕЗАВИСИМОЕ государство


      Не независимое (1908), и не на пустом. А место пустое, судя по словоизлияниям, у кого-то под фуражкой.
      1. +1
        14 октября 2015 11:44
        михаил3, вероятно не знает, что Болгария с своего создания в 681 г. и в следующих веках, была весьма продвинутое в культурном, военном и экономическом плане государство. И ето во время, когда не существовала Киевская Русь. Он наверно понятие не имеет, что Болгария в раннего средневековия была центр славянской културой и писмености и из Болгарии она распространилась в Восточнославянских земель. Он скорее всего и не предполагает, что Болгария первая приняла православия изо всех славянских государств. Он конечно не знает, что в православных церковь и храмах у Всей Руси, до сих пор проповедуется и славословится Господь на славяноболгарский язык - первого книжовно документированного славянского языка! михаил3 не знает, что болгарский народ уже 1300 лет живет на Болканах! Ну что сказать... Невежество его болшой грех!
        1. +1
          15 октября 2015 16:27
          Вот-вот... Пусть Михаил почитает не болгарских авторов, а своих же, российских - академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, например.
  16. +1
    13 октября 2015 18:32
    ...ЕСТЬ ДЯДИ КАК ТЁТИ
    ЕСТЬ ТЁТИ КАК ДЯДИ
    ЕСТЬ БЛ@ДИ КАК ЛЮДИ
    ЕСТЬ ЛЮДИ КАК БЛ@ДИ..........
    последняя строчка о болгарской политической элите с 1878 годаи и по нынешнее время.......с
  17. +2
    13 октября 2015 18:35
    Пример того, что получается когда управление страной берут прозападные силы вроде парнасов и прочей нечисти.
  18. +4
    13 октября 2015 18:49
    Эта статия далеко от обыективности. Содержит куча фактологические неточности. Полная путаница относно ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ! Автор часто меняет их местах. Из за незнание или намеренно, не могу судить. Давно собираюсь написать статия по етих событий. Может пришло ето время. Только не знаю, стоит ли такой труд, перед публика, которая не интересуется от ИСТИНОЙ! В России давно проводится антиболгарская пропаганда, за которую стоят наши общие недруги. Достаточно посмотреть на все ети безумные коментарии и ругательства, которые не укладываются в голову нормального человека, знающий историю. Год назад поражался от той накал антирусских и соответно антиукраинских настроения в ваших обществах. Шась уже не удивляюсь. Русские и украинцы, по сути один народ. И те и те "свято" верят в свою правоту и плевают один на другой. Не только украинцы, но и многие русские попали под "зомбирование" устроенное западных центров по психологической борьбе. Вот так удалось Западу разжать лютая ненависть между представителях одного народа! Много лет пытаются сделать так и с болгарского народа. Но болгарский народ очень консервативны. Он не верит ни медиях круглосуточно поливающие с грязь России, ни политикам, которые в Болгарии являются символ на продажности и фалша. Запад понял, что так не получится и через своих структур /пятая колонна/ начал активная пропаганда против Болгарии и болгарского народа изнутри российского общества. Вижу, что достигнут заметный резултат. Не на пользу ето ни болгарам, ни русским. Ложь рано или поздно будет разобличенная и вам г-да болгарофобы будет стыдно, а может и не... Ведь и шась не так сложно, найти правдивая информация и узнать, как и что было на самом деле.
    1. -1
      13 октября 2015 20:43
      Не на пользу ето ни болгарам, ни русским. ,,
      ты уж извини pytar ,но мы любим ценить по делам.а дела,сам знаешь,не-ахти.знаем,что вы бережете памятники дедов и прадедов наших,но что имеем в сухом остатке.государство ваше,подчеркну ГОСУДАРСТВО,постоянно оказывалось противником России.исключение время СОЮЗА.народ Болгарии всегда относился к России хорошо,а вот правители ,как завзятые русофобы.так что не стоит обижаться.возможно пройдет время и все наладиться.
      1. +1
        13 октября 2015 23:45
        Вы не задаете себе вопрос, а почему так получается, что ваши друзя, так часто превращаются в враги или становятся так скажем, неутральные? Ведь не может быть такое, чтоб все плохие, а только вы хорошие? Так вот... Пока не поймете, что во многом вы сами себе создаете враги, ничего хорошего для вас не произойдет. Будете продолжать "производит" себе неприятели и будете продолжать упрекат и ругать их в предательство да и во всяких там грехи! И еще одну очень важную весчь вам надо понять! Россия за всей своей истории была очень влиятельная страна. И как вам ни внушали, не всегда Россия влияла положительно своим друзям. Многие ошибки да и откровенно плохие вещи вы допускали, хоть для болгаров вы как были так и будете братями. Как то для русских очень сложно понять, что и они не всегда правые! Что есть и другие, которые тоже могу быть правые! Да и не всегда ваши союзники, которые вы защищали были правые! Нельзя менят место ПРИЧИНОЙ с СЛЕДСТВИЕМ! Ксати т.н. "исключение время СОЮЗА " ето полвек. И не мы развалили СССР, СЭВ, ОВД! Вы, ваши предатели его развалили! Предали свою страну и свои союзники, среди которые, Болгария была самы верны союзник! Не знаю, поняли ли вы я о чем, но поверьте пишу с огромное уважение к русских и России.
    2. +1
      13 октября 2015 22:22
      Цитата: pytar
      Много лет пытаются сделать так и с болгарского народа. Но болгарский народ очень консервативны. Он не верит ни медиях круглосуточно поливающие с грязь России, ни политикам, которые в Болгарии являются символ на продажности и фалша. Запад понял, что так не получится и через своих структур /пятая колонна/ начал активная пропаганда против Болгарии и болгарского народа изнутри российского общества. Вижу, что достигнут заметный резултат.

      Болгары не верят,но выбирают тех кто гадит России и оказывается это мы дураки,что верим в то что болгары нас предают.С ног на голову поставил.
      1. +3
        13 октября 2015 23:53
        Вы в какомтом придуманно мире живете! Парарельная вселена какаято! what О какой выбор пишете??? Вы в серьез верите, что существует такая весшч, как демократия и свободны выбор? Может и где то есть, но в Болгарии такое нет и в поминки. Болгария, после развала СССР, попала в ряду побежденных государств. Страну по факту окупировали и очень жестко контролируют извне. Как и через каких методах, не тут место обыеснять. Просто за чей раз повторю - Россия вышла из Восточной Европой и на ее место сразу вошли США! В природе пустое место долго не остается. Закон природой. Да бы не уходили, никакие янки шась бы у нас не хозяничили. И выгнать их отсюда будет ооочень трудно.
        1. +1
          15 октября 2015 01:02
          Мы конечно очень виноваты перед вами, что к вам пришли США. Это очень интересный пассаж.
          ---------------
          Что касается ваших исторических справок с интересом их читаю. Мне кажется вы забываете, что термин "греки" в 6-10 вв. н.э. подразумевает не только Грецию, а и Византию.
          Мне интересно узнать а читали ли вы "Джагфар Тарихы"?
          Вот отрывок -
          Хазары помогли Бат-Бояну и разбили Аспаруха. Аспарух бежал с частью своих булгар к дяде в Киев, а после смерти Шамбата в 672 г. ушел вначале в Кашан (Молдова), а затем - в Придунавье. В булгарском Придунавье он в 681 г. провозглашает свое собственное Булгарское государство, название которого пишется (для отличия от основного Булгарского государства) в форме 'Болгария' или 'Дунайская Болгария'. Булгар Аспаруха также называют в науке 'болгарами' - для отличия от основной массы булгар. Болгарский царь Барыс (Борис) в 9 в. принял православное христианство и ввел в Болгарии вместо тюрко-булгарского языка язык подвластного болгарам местного славянского населения, так как болгарские славяне уже давно были православными христианами и помогли Барысу в его борьбе с родственниками - соперниками.
          1. +2
            15 октября 2015 10:35
            Turkir, уважаю Ваше мнение так как в него ощущается стремление к безпристрасности. Какието разницы все таки есть. Дам несколько пояснения: 1.Не считаю России виноватой, за то что во всей Восточной Европой и в половина стран бывшего СССР, обустроились янки. Но согласитесь, что США никогда бы не смогли войти туда с своими грязными ножки, если СССР не распался и не бросил свою зону влияния! 2.Византия была многонациональная империя. В ней греки были меншенство. Но вы правильно говорите, что они занимали очень важное место в империи и греческий был официальны язык в Византийской империи. За то и под византийцы, часто подразмевались греки, хоть например армяни были не менше по населения. 3.Я читал многие интересные на мой взгляд материалы по произхода и историю праболгаров. Надо сказать, что по етих вопросов есть очень много споров и все еще тема недостаточно изученная. Ждем новые открытия и болше ясноту от ученых. Но уже категорически выясненно, что праболгары не являются тюркский народ и ничего общего с тюрках не имеют. Ни генетическая близость, ни языковая. Так что "тюркско-булгарский язык" не существует. Тюрский язык болгары на Волги восприняли попозже, когда уже существовала Дунайская Болгария. Пришедшие на Болканов праболгары Аспаруха не говорили на тюрском языке. Ксати не только Аспарух, но и его брат Кубер поселились в одно и тоже время на Болканов. Кубер обустроился в Македонии, так что "македонцы", являются вполностью генетически идентичны с болгарах, что и потверждают генные тесты. И в Македонии и современной Болгарии, народ образовался от смещение славянов, праболгаров и фракийцах. Есть исторические свидетельства / но могу шась вспомнит источника/, которые указывают что "...болгары завоевая какойто народ, не ставили его ниже себе а делали его себе равным! И так как часто завоеванные народы были более многочисленые чем болгары, они /болгары/ принимали языка того народа." Понятно, что иногда праболгары, когото завоевали и принимали его языка, иногда входили в союз с более многочисленные народы, как например с славянах на Болканского полуострова, а иногда сами праболгары были завоеванные чужими народами и воспринимали языка победителей. Интересно, но в современном болгарском языке лингвисты находят и шумерские слова, которые вероятно были привнесенные от праболгаров. Читал недавно об етот феномен.
    3. +1
      14 октября 2015 03:21
      Полностью соглашусь с Вашим мнением, но все же, я считаю, что на фоне откровенно болгарофобских статей, эта скорее всего болгарофильская. Поэтому и в комментариях появились оголтелые брызжущие слюной комментаторы.
  19. +5
    13 октября 2015 19:57
    Почему то Автор не решился рассказать о русских добровольцах, воевавших на стороне Болгарии в первой Балканской войне. Может решил написать отдельную статью, посвящённую этой теме? Если нет, убедительно предлагаю рассмотреть предложение...
    1. +1
      13 октября 2015 20:13
      Автор многое еще пропустил! Но самой важной вопрос, ответ которому ставит все на свои места, автор почемуто не задал! Видно потому что, ответ бы перевернул вся сконструированная в статии тезза. А вопрос простой! ГДЕ, ЗА КАКИЕ ЗЕМЛИ И ТЕРИТОРИИ СПОРИЛИ БОЛКАНСКИЕ СТРАНЫ? КТО НА НИХ ЖИЛ И КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛИ ПО ДОГОВОРАХ МЕЖДУ РОССИЯ И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В 1878Г? А исторические документы, карты, договоры, отвечают на ети вопросы ОДНОЗНАЧНО! Все споры между Болгария и ее соседи, велись о териториях НАСЕЛЕННЫЕ С ПОДАВЛЯЮЩЕЕ МНОЗИНСТВО БОЛГАРЫ! Територии в которые болгары жили почти 1300 лет! Ето та земля на Болканов, которая называлась БОЛГАРСКОЕ ЗЕМЛИЩЕ!Ето та самая Болгарская Родина, на которую веками ранше и в тех же границах существовали Болгаские царства! Ето та самая територия, на которую еще в 1870 г. после проведенного ПЛЕБИСЦИТА, с ферман османского султата, была териториально обособленна и признанна Болгарская православная экзархия! Сам народ живщий на ети земли САМООПРЕДЕЛИЛИСЯ КАКОЙ ОН! БОЛГАРСКИЙ НАРОД! Ето опять же та територия, которая в те же границах, ОСВОБОДИЛА Россия и в которые, по Санстефанского мирного договора, была Созданна Болгария! 4 месяця спустя, по условия несправедливого Берлинского договора, 3/4 етих болгарских земли были вернутые в состав Османской истории! Болгария осталась недоосвобожеднная и ВСЕ следующие действия Болгарских правителей, подкрепленые с желания болгарского народа, были направленные на ОСВОБОЖДЕНИЕ БОЛГАРСКИ ЗЕМЛИ И ТОЙ ЧАСТИ БОЛГАРСКОГО НАРОДА ОСТАВШАЯ ПОД РАБСТВА ИЛИ В ОКУПАЦИИ У СОСЕДЯХ, ПОСЛЕ НЕУДАЧНИХ ВОЙН В 1913г. Запомните и огумонитесь! Для БОЛГАРИЯ ПМВ БЫЛА СВЯЩЕННАЯ СПРАВЕДЛИВАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА! Накаких чужих земли и народы мы не окупировали и не завоевали! СВОИХ ОСВОБОЖДАЛИ! Война освободительная, а не завоевательная!
      1. 0
        14 октября 2015 03:31
        Респект Петру! Автор вскользь и с опаской пишет об "исторических болгарских землях". Петр правильно разъяснил что стоит за этим на самом деле.
      2. 0
        14 октября 2015 10:13
        ну это ГРЕКАМ будешь заливать .,что Фракия исконно БОЛГАРСКАЯ ЗЕМЛЯ....
        1. +2
          14 октября 2015 12:48
          А ты знаешь где находится Фракия??? Ты хоть разу в жизни карту Болканов смотрел??? Ты явно понятие не имеешь, что Болгария состоится из трое региона - Мизия, Фракия и Македония! 1300 лет как! Какая тут Греция?! Откуда решил, что Греция имеет отношение к Фракии и фракийцах? Сам нынешний болгарский народ является смесю трех етносов - славяни, праболгары и фракийцы! Обыединилис и создали государство веками являющиеся один из центров средневековой културой и писмености. Греки, ето греки. Ничего общего не имеют.
          1. +1
            14 октября 2015 16:03
            не надо мне "тыкать" мы не пили на брудершафт "Слынчев Бряг".
            лучше поведай откуда на Балканы припёрлись "проболгары "-тобишь тюрки с Северного Кавказа ?, Средней Азии? или Алтая?
            1. +2
              14 октября 2015 17:26
              Тобиш, нетобиш... но ты сильно ошибаешься! Генетика однозначно указывает, что праболгары не являются тюркский народ. И ничего общего с тюркских народов не имеют. Произход праболгаров, пока что недостаточно изучены. Самая вероятная гипотезза указывает на что, они имеют ирано-арийский произход. Так что "бубнила", повнимательнее с коняка... wink
              1. 0
                15 октября 2015 17:46
                это ты будь повнимательней после своей шняги...
                Чуваши -прямые потомки Волжских Булгар говорят на ТЮРКСКОМ ,а все домыслы про индо-иранское происхождение пробо(у)лгар не более .чем домыслы...
                1. +1
                  15 октября 2015 18:26
                  Хороший совет, но не по адресу. bully А шас по тему: Я ксати, думаю вслушатся в ученых, а не в твои предположения. Так ученые, давно установили, что язык не всегда "удостоверяет" произхода. Возми один русский ребенок, ставь его жить и воспитыватся в немецкое семья например и он будет знать только немский язык. Чуваши могут быть прямые потомки Волжских Булгар при том не бывая тюрский народ по своего произхода, несмотря на то что ШАСь говорят на тюркском диалекте. Примеров таких в мире изобильствуют! Точка в спорах о предполагаемого тюрского произхода праболгаров ставило последнее и самое мащабное изследование генетики нынешних европейских народов по линини ЕС, проводимое в продолжение последних 4 лет. Однозначно установленно, что современны болгарский народ является славянский, но с значительное пра-болгарское и фракийское влияние. А насчет праболгарской компонентой, однозначно установленно, что она ничего общего с тюрках не имеет! При том котегорично установленно, что в современных болгарах, нет и турецкое влияние в плане генетики. Факт, которой может показатся странны в виду 5 векого османского рабства, но факт остается фактом. Учены обыесняют его, с то обстоятельство, что болгары не создавали смешанные семья с турков. Ислам категорически запрещает такие отношения. Турки брали насильно болгарских малчиков для яничарского корпуса и девушки для харемов обращая их сначало в ислама, но обратного не произходило. Когда произходили изнасилования, болгарки предпочитали суицида или выкидыша, перед тем чтоб родит "нечисто" зачатой ребенок. Что поделать... тогда нравы были жестокие. Болгарский фолькльор изобилствует с таких темах.
  20. 0
    13 октября 2015 22:30
    Это антиболгарская статья! Почему? Хорошо что это не мнение большинство людей.
  21. +1
    13 октября 2015 23:15
    Деревня Апоскеп, область Костур. Оттуда бьiл род моей матери. Греки зарезали всех. Дедушка погиб прикривая евакуации, бабушка сумела убежать с детьми. По мнение русских Болгария нельзя защищать болгарское население, если ето российских интересов не устраивает? Политика и сербов и греков бьiла только одна - тотальное вьiпиливание болгаров из всех територии.
    1. +3
      13 октября 2015 23:42
      Мои родственики по материнской линии из Вардарской Македонии. Беженцы. Во время ВМВ в 41 г. мой родственик, уже в состав Болгарской армии вошел в Македонии. Посетил свою родную хату, точнее то что от ней осталось. Люди показали ему где похороненые кости его дедушка и бабушка, которые сербы убили. Убили их, потому что считались болгары и не отказались от своего Рода и Родина. Да треть населения нынешней Болгарии, ето беженцы с етих областей!
      1. +1
        14 октября 2015 16:24
        Пытар,
        сколько болгар убили серби и когда это было? Во время Второй балканской войны? Эти себи были солдаты?
    2. 0
      14 октября 2015 16:18
      Скоьлко болгар убили греки и когда это было ? Во время Второй балканской войны? Ети греки были солдаты?
      1. +1
        14 октября 2015 23:41
        ЕЛАС. Всех...
      2. +1
        15 октября 2015 00:22
        1913 греческая армия
        1. +2
          15 октября 2015 16:41
          Жуть и варварство. Мой прадед Васил был около двух лет в греческом плену - вернулся хромым и больным. Выжил, наверное, благодаря тому, что умел из лозы плести мебель и разбирался в садоводстве - после плена служил садовником во дворце Фердинанда.
  22. +2
    13 октября 2015 23:53
    пора уже давно про них забыть пускай живут как хотят , обсуждение на тему братья .. сестры и т д и т п , давно стали анохронизмом .Пора о себе думать и учить историю .... что бы впредь не допускать прощетов во внешней политике в ущерб себе и своему народу и тем более своим интересам !!!!!
    1. +2
      14 октября 2015 10:07
      Братство у наших народов есть.Оно живо на бытовом уровне и будет живо! Создавалось веками! Но политики ведутся из совсем другие соображения! Интересый /как они их понимают/, прежде всего! Россия 3 века ведет войны с Османам, чтоб добратся до Проливов!В резултат етих войн, прямо или косвенно получают свободу, почти все болканские народы. Не от алтруизм ведется российская политика, а от интересов! Когда интересы совпадают с благородные цели, то тогда войны бывают справедливые! У России таких войн много и та в 1878 г. одна из них. За то и мы считаем русских наших братья. Для нас ето была спасительная война. Участие Болгарии в ПМВ для нас является продолжение той Освободительной войне, которая Россия начала в 1878 г.! И надо сказать, что современная политика России, очень точно отчитывает Российские интересы! В этих интересов входит наличия дружественной и сильной Болгарии на Болканов! Когда ето будет, не знаю. Но в том что так и будет, не сомневаюс!
  23. -1
    14 октября 2015 01:14
    Приятная неожиданность - в общих линиях статью можно назвать объективной. Автору - респект. Хотелось бы еще, чтобы автор осветил подробнее события в Болгарии 1878-1908 годов - читатели поймут как Россия своей политикой сама своими же руками передала свое влияние в Болгарии западным странам.
    1. +2
      14 октября 2015 09:57
      Ничего они не осветят... Какойто кривой у них свет получается... И ето потому что, российская политика натворила куча глупостей в периода с 1878 г. до 1915г. Когда читаешь историю наших отношений непредубежденно, поражаешься сколь ошибочная в корни политика вела Россия по отношение Болгарии. Ну и как же признатся им в такое! Не могут! Им с детства внушают в головах, что Россия ВСЕГД ПРАВА и что всегда ее политика была справедливая! А такое предвзятое отношение к истину вредит им больше, чем им вредят враги. У болгарской политики тоже полно с ошибки и явные промахи. Но мы ето признаем открыто! В Болгарии совершенно другое отношение к етих событий! Намного обыективное, намного самокритичное! Иногда доходим до признания вину, какую не имеем.
      1. +1
        14 октября 2015 18:15
        Вы открыто признаете - вы враги России???Или о чем самокритичном ...вы{именно с маленькой буквы} написяли???Ведь даже насср..ть на Россию братушки сколь не пытаются - простые болгары не позволяют...Привет троль.
      2. +3
        15 октября 2015 16:56
        Да, с пеленок им вбивают в головы, что они самые-самые. Конечно это им самим вредит - связь с реальностью теряют. А нам вину на протяжении десятилетий вменяют... Обычные политические и исторические манипуляции. А самим не нравится, когда историю другие страны перенаписывают... Над древними украми потешаются, а сами македонизм развивали и поддерживали. Обвиняют Запад в двойных стандартах, а сами тоже двойные стандарты применяют. В общем: ВСЕ ХОРОШИ! laughing
        1. +2
          15 октября 2015 19:06
          Точно! В десятку! good Из за некоторые особеностей своего менталитета, всегда считаются правыми, даже если факты глаза колят и драстично противоречат с их мнение! Вот как например украинцы, которые по сути являются такие же русские и никак не могут понять, что им вбивают в голову всякую эрунду! Один народ - менталитет одинаковой! С етим не поспоришь! lol
    2. 0
      14 октября 2015 16:58
      РИ не могла одновременно делать реверансы и сербам и болгарам .НЕОБХОДИМО БЫЛО ВЫБИРАТЬ....
      но когда наши современники оправдывают болгар ,воевавших с РИА на румынском фронте в 1916году под лозунгом "Долой реакционную клику Г.Распутина",жалеешь о потере РОССИЕЙ 200 тысяч своих сыновей павших за освобождение этих ИЗЯСЛаВОВ ...
      1. +4
        14 октября 2015 20:44
        "бубнила", конечно "забыл" сказать, что "румынский" фронт проходил через територию Болгарию, пока болгарская армия не разгромила наголову румынах и пришедшие у них на помоч русских и не отбросила всех за Дуная. Господа... я руссофил и люблю России, но если вы приходите в моем доме,чтоб убивать меня и моих родных, мне будет похрен, какие вы... русские или румыни, турки или сербы! Буду защищатся и дратся со всех сил! Как впрочем и вы бы сделали, если на вас нападают в вашем доме! Так что, хватит "бубнить"!
      2. +1
        14 октября 2015 23:19
        200 000? Дорогой друг, я не знаю от куда у вас ето число..ето миф! Дунайская рмия в 1877 начала вона имея 286 000 щик и сабли! После 3 щурма Плевна прислали подкрепления и все ровно к конце война на балкан Россия имела всего 400 000 армия! Если потеряла только убити 200 000 сколько еще ранени и убьйл по болезни т.д.? Ето не война в 1914 ради бога... Должен сказат, павшим честь и слава, но не ругайте своя армия, она не так бездарно воевала в 1877-1878!
        ПП. Прочитайте "История война на Балкан" русского генщаба, там указани потери-число по памят: убити, умерли от ранения и болезни, замерзли в Балкан 21 000 и немного больше, ранени ок.68 000...
    3. +2
      14 октября 2015 23:23
      Россия сама упустила Болгария еще в 1886 свергла княз Александр І, потом надавила Валдемар Датский отказат болгар стат их княз и натравила какой то Мингрели...продавши свое княжество России.... Конечно, нет человек в Болгарии согласен на то что человек продал свое княжество стать болгарский монарх, и тогда пришел Фердинанад..
  24. 0
    14 октября 2015 18:49
    Что делала армия России вместе с румынами в Добружу? Кто обстреливал Варну?
  25. +4
    14 октября 2015 20:37
    Цитата: виктоор
    Вы открыто признаете - вы враги России???Или о чем самокритичном ...вы{именно с маленькой буквы} написяли???Ведь даже насср..ть на Россию братушки сколь не пытаются - простые болгары не позволяют...Привет троль.

    Тролли не пишут как меня. Они пишут как тебя. Грязненко и провокативно. Факты их не интересуют. Цель у вас другая... Облить с фекалии противника и вызвать такое в ответа. Вам нравится плыть в нечистоту. В ней вы ощущаетесь комфортно. Не пройдете. Однозначно! В России и в Болгарии, есть гораздо больше людей чем предполагаете, которые понимают и знают что произходит! Мы уже научились вас разпознавать! Тролли! No pasaran!
  26. +2
    15 октября 2015 11:11
    Постарался тут, коротко и ясно обыяснить ОСНОВНАЯ причина, о вхождение Болгарии в ПМВ. В основу всего стоит то обстоятельство, что соседи Болгарии к 1914 г. держали в окупации болшие територии населенные веками с подавляюшее болшинства болгарское население. Упомяну коротко предистория и причин вынудившие Болгарии к такого выбора! Сербия записалась в списка врагов Болгарии еще в 1885 г., когда подло напала в спину Болгарии, пока как только недавно созданная болгарская армия стояла у границе с Турции, ожидая нашествие турков. Это была первая война между Болгарии и Сербии и в ней сербы беспорно были агресорые. В етой войне болгары разгромили наголову сербов. Только ултиматум Австро-Венгрии заставил болгаров остановит свое наступление к Белград. Во время Болканской войне в 1912-1913 г. пока болгарская армия громила турков и дошла на 30 км. от Константинополя, Сербия и Греция сного проявились не в лучшей стороне. Заключив тайны договор между собой и нарушая общего союзного договора, они окупировали Македонии не дождавщиеся международного арбитража по возникнувщие споры. К ним просоеденилась и шакалка Румыния, чьи войска напали на окруженную Болгарии с севера через Дуная. Ксати, до того момента за всей своей истории Болгария и Румыния никогда не воевали между собой. Обезкровленая и окруженая со всех сторон Болгария была побежденная, хоть даже в такой катастрофической обстановки, болгарские войски успели потрепать здорово "союзниках". После етой войне названной Междусоюзнической (1913 г.), Сербия, Греция и Румыния окупировали болшие територии, плотно и веками населенные с болгарское население. Територии, на которые еще в 1878 г. после Освободительной русско-турецкой войне по Сан-Стефанского договора между Турция и РОССИЯ создавалась Болгария! Вполне понятно, что для Болгария ОСВОБОЖДЕНИЕ поробенных части болгарского народа, стало первостепенная и основная национальная идея! За то и болгары, считают свое вхождение в Первой мировой войне, закономерно и называют етой войне СПРАВЕДЛИВУЮ ОСВОБОДИТЕЛЬНУЮ ВОЙНУ! Болгары не ставили перед собой никакие завоевательные цели и не имели задачу завоевать територии и земли ненаселенные с болгарское население. За то и Болгария, не приняла предложения России, о компенсации с турецкой територии, если войдет в войну на стороне Антантой. Так что, ПМВ для Болгарии действительно является справедливая война!
  27. 0
    18 ноября 2017 17:53
    продались банально.