10 страшных побед советских моряков-подводников

211


Десять крупнейших побед советских моряков-подводников имеют довольно мрачный оттенок:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибли около 7 тыс. беженцев из Восточной Пруссии, курсантов и раненых военнослужащих);

2. «Вильгельм Густлофф» (30 января 1945, официальная цифра - 5348 погибших);

3. «Генерал фон Штойбен» (9 февраля 1945, погибли 3608 раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

4. «Зальцбург» (1 октября 1942, погибло около 2100 советских военнопленных);

5. «Гинденбург» (19 ноября 1942, погибли 800 советских военнопленных);

6. «Тайтё-Мару» (22 августа 1945, погибли 780 беженцев с Южного Сахалина);

7. «Струма» (24 февраля 1942, погибли 768 беженцев из стран Юго-Восточной Европы в Палестину);

8. «Огасавара-Мару» (22 августа 1945, погибли 545 беженцев с Южного Сахалина);

9. «Нордштерн» (6 октября 1944, погиб 531 беженец из Прибалтики в Германию);

10. «Шинкё-Мару» (22 августа 1945 года, погибло около 500 беженцев с Южного Сахалина).

Как видно из списка, одиозный «Вильгельм Густлофф», споры о котором ведутся на протяжении десятков лет, был не первым и далеко не последним кораблем в истории величайших катастроф на море. В десятку помещаются ровно 10 мест, но список можно продолжать и далее: например, «почетное» 11 место занимает немецкий транспорт «Зонневейк» - 8 октября 1944 года торпедный залп с подлодки Щ-310 унес жизни 448 человек (преимущественно эвакуируемое население Восточной Пруссии). 12 место – транспорт «Геттинген» (потоплен 23 февраля 1945 года, снова несколько сотен погибших беженцев)…
Что и говорить, успехи просто ужасны. Как классифицировать эти «зверства советских подводников»? Это военные преступления или трагические ошибки, неизбежные на любой войне?

Вариантов ответов обычно несколько.

Первое категоричное мнение: это ложь западной пропаганды. Советский ВМФ чист, как слеза, а все, что задевает честь флота нужно засекретить в архивах сроком до 2145 года.

Второе мнение более тактично: погибшие были немцами? Так им и надо!

Конечно, у советского народа много поводов для смертельной обиды – в каждой семье есть родственник, павший на фронте или замученный в немецком плену. Но возникает вопрос: чем тогда «мы» будем отличаться от «них»? «Око за око – ослепит весь мир» (Махатма Ганди).

Третье, мазохистско-демократическое мнение звучит просто: Каемся! Каемся! Каемся! Советские моряки-подводники совершили непоправимую ошибку, и нет им прощения.

Кто-то скажет, что истина всегда лежит посередине. Но это очень наивное и примитивное представление об истине! Она может быть сдвинута как в одну, так и в другую сторону, именно поэтому истину всегда так сложно найти.
10 страшных побед советских моряков-подводников

200-метровый, десятипалубный лайнер "Вильгельм Густлофф"

Жизнь уже давно вынесла справедливый вердикт каждой из морских трагедий Второй мировой. Некоторые из обстоятельств можно поставить в вину подводникам, в некоторых случаях есть все основания возложить вину на самих пострадавших (не тех невинных жертв войны, кто, прижимая к груди детей, уходил в морскую пучину, а тех, кто предательски бездарно спланировал операцию по эвакуации беженцев). Безусловно, одно – все это ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Неизбежность. Страшные издержки любой войны.

А если так, то нужно рассматривать проблему в более широком смысле. Приведенный внизу список не являет своей целью «похвалить» советских подводников, равно как и «облить грязью» зарубежных моряков. Всего лишь статистические данные, прямо подтверждающие мой тезис о неизбежных трагедиях на любой войне.

Крупнейшие по числу жертв морские катастрофы Второй мировой:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибло 7000 раненых немецких военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

2. «Дзунъё-Мару» (18 сентября 1944, погибло 1500 американских, британских и голландских военнопленных и 4200 яванских рабочих в бамбуковых клетках. «Дзунъё-Мару» - страшный трофей британской подлодки «Трейдвинд» );

3. «Тояма-Мару» (29 июня 1944 года, ≈5,5 тыс. жертв. В тот раз «отличилась» демократичная американская субмарина «Стеджэн»);

4. «Кап Аркона» (3 мая 1945 года, среди погибших ≈5,5 тыс. узников концлагерей. В бою отличились Королевские ВВС Великобритании);

5. «Вильгельм Густлофф» (30 января 1945, «Атака века» Маринеско. Официально 5348 погибших);

6. «Армения» (7 ноября 1941, погибло ≈5 тыс. человек);

…немецкие суда «Генерал фон Штойбен», «Зальцбург», японский транспорт «Тайтё-Мару», болгарско-румыно-панамский шлюп «Струма», британский лайнер «Ланкастрия» (потоплен немецкой авиацией в 1940 году, число жертв превысило потери «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые) …

Госпитальное судно "Генерал фон Штойбен". Второй "трофей" Александра Маринеско

Ошибались все и всегда. Кто-нибудь ехидно заметит, что на первом месте по-прежнему стоит «Гойя», потопленный советской подлодкой Л-3. Что здесь можно возразить? Советские свершения были велики, советские ошибки были чудовищны. Иначе мы жить не умеем.

Список морских катастроф Второй мировой не является «истиной в последней инстанции». Единственное, что нам известно точно – названия кораблей и дата их потопления. Изредка - точные координаты места потопления. Все. Приведенные данные о количестве жертв разнятся от источника к источнику и, в лучшем случае, отражают официальные цифры, которые весьма далеки от реальности.
Так, некоторые исследователи, по числу жертв, ставят на первое место «Вильгельм Густлофф» - по воспоминаниям спасшихся, на его борту могло находиться более 10 тысяч человек, при этом, по разным данным, удалось спастись всего от 1,5 до 2,5 тысяч!

Величайшая из морских трагедий – потопление транспорта «Гойя» - вообще осталась за рамками официальной истории. Это легко объяснимо: в отличие от «Атаки века», в которой был потоплен десятипалубный красавец-лайнер «Вильгельм Густлофф», в случае с «Гойей», советская подлодка уничтожила обычный сухогруз, битком набитый людьми. Среди пассажиров - раненные военнослужащие, солдаты Вермахта, но основная часть – беженцы из Восточной Пруссии. Эскорт – 2 тральщика, еще один пароход и буксир. «Гойя» не являлась госпитальным судном и не несла соответствующей раскраски. Ночью, на выходе из Данцигской бухты, судно было торпедировано советской подлодкой Л-3 и спустя всего 7 минут затонуло.

Рубка подводной лодки Л-3, потопившей немецкий транспорт "Гойя". Экспозиция на Поклонной горе, Москва

Кто виноват? По сути - никто! Л-3 имела приказ топить немецкие корабли, покидающие Данциг. Никаких средств обнаружения, кроме примитивного перископа и гидроакустического поста у советских подводников не было. Определить с их помощью характер груза и назначения судна было невозможно. Есть в этой истории и немецкий просчет – эвакуировать тысячи людей на сухогрузе в военном камуфляже, зная о том, что пару месяцев назад, при аналогичных обстоятельствах, погибли «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен» - решение довольно сомнительное.

Не менее ужасные события произошли в Черном море 7 ноября 1941 года – немецкий торпедоносец Хе-111 потопил теплоход «Армения». На борту советского судна находился персонал и пациенты 23 эвакуируемых госпиталей, персонал лагеря «Артек», члены семей партийного руководства Крыма - тысячи гражданских лиц и военнослужащих. Таких трагедий морская история еще не знала: количество погибших в 5 раз превысило число жертв катастрофы «Титаника»! По официальным данным, из 5 тысяч человек, находивших на борту «Армении», удалось спастись лишь восьмерым. Современные историки склоняются к мнению, что официальные данные были в 1,5-2 раза занижены - «Армения» вполне может претендовать на «первое место» в списке самых ужасных морских катастроф. Точное место потопления теплохода неизвестно до сих пор.

«Армения», «Густлофф», «фон Штойбен» - с официальной точки зрения, все они являлись законными трофеями. Они не несли опознавательных знаков «госпитальных судов», зато несли зенитную артиллерию. На их борту были военные специалисты и солдаты. На борту «Вильгельма Густлоффа» находилось 918 курсантов 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision).

Историки и журналисты до сих пор спорят о количестве зениток на борту «фон Штойбена» или «Армении», не утихают диспуты по поводу «десятков подготовленных экипажей подлодок» на борту «Густлоффа». Но вывод кажется простым: Александру Маринеско, как и экипажу немецкого торпедоносца Хе-111, не было дела до таких мелочей. Они не видели никаких явных свидетельств «госпитального судна» - ни специальной белой окраски, ни трех красных крестов на борту. Они видели ЦЕЛЬ. Они имели приказ уничтожать вражеские корабли и суда – и свой долг они выполнили до конца. Лучше бы они этого не делали, но… кто мог знать! Как уже было сказано, у моряков и летчиков не было никаких средств для определения характера груза. Трагическое стечение обстоятельств, не более того.

Подводная лодка Щ-213, Черноморский флот. Одна из главных подозреваемых в потоплении шлюпа "Струма"

Советские моряки не были кровожадными убийцами – после потопления парусно-моторного шлюпа «Струма» командир подлодки Щ-213 лейтенант Дмитрий Денежко находился в подавленном состоянии. По воспоминаниям старшины Носова, Денежко ночи напролет изучал морские карты и сверял данные – пытался убедить себя, что это не его торпеда оборвала жизнь 768 еврейским беженцам. Примечательно, что останки «Струмы» в указанном месте обнаружены не были – существует определенная вероятность, что советские моряки в тот раз действительно были ни при чем - «Струма» подорвалась на минах…

Что касается случайного потопления японских «кораблей ада» - «Дзуньё-Мару» и «Тояма-Мару», то здесь все предельно ясно. Мерзавцы из японского Генштаба использовали обычные сухогрузы для перевозки тысяч военнопленных и населения с оккупированных территорий. Никаких мер безопасности не предпринималось. Людей часто везли в бамбуковых клетках, везли на верную смерть – строительство стратегических объектов на островах Тихого океана. Спецтранспорты ничем не отличались от обычных военных транспортных кораблей – неудивительно, что они периодически становились добычей для американских и британских подводников.

Японский транспорт Кинай-Мару перед потоплением

При аналогичных обстоятельствах советская подлодка М-118 потопила транспорт «Зальцбург», перевозивший из Одессы в Констанцу более 2 тысяч советских военнопленных. Вина за эти события целиком лежит на японских и немецких военных преступниках - тех, кто бездарно спланировал перевозку военнопленных и сделал все, чтобы погубить людей.

Иногда звучит вопрос: какой смысл в потоплении трех японских транспортов, перегруженных беженцами с Южного Сахалина, - трагедия произошла 22 августа 1945 года и унесла жизни почти 1700 человек. Советская подлодка Л-19 расстреляла торпедами «Тайтё-Мару» и «Шинке Мару» прямо в порту Румой на о. Хоккайдо. При том, что до официального окончания войны оставалось 10 дней, а уже с 20 августа шел процесс капитуляции японских войск. Зачем понадобилось бессмысленное кровопролитие? Ответ только один – такова кровавая суть войны. Искренне сочувствую японцам, но судить некого – подводный минный заградитель Л-19 не вернулся из боевого похода.

Но самым ужасным было потопление лайнера «Кап Аркона». 3 мая 1945 года судно, перегруженное тысячами узников концлагерей, было уничтожено доблестной британской авиацией в порту Любека. Согласно рапортам летчиков, они отчетливо видели белые флаги на мачтах «Кап Аркона» и живую массу людей в полосатых лагерных робах, в отчаянии мечущихся по палубе, но … продолжали хладнокровно расстреливать пылающий корабль. Почему? У них был приказ уничтожать корабли в гавани Любека. Они привыкли стрелять по врагу. Бездушный механизм войны было не остановить.

Памятник жертвам трагедии "Кап Аркона"

Вывод из всей этой истории прост: трагические стечения обстоятельств случались повсюду, но в военно-морской истории других стран подобные случаи маскируются на фоне многочисленных ярких побед.
Немцы предпочитают не вспоминать ужасы «Армении» и «Ланкастрии», героические страницы истории Кригсмарине связаны с совершенно другими событиями – рейдом на Скапа-Флоу, потоплением линкоров «Худ», «Бархэм» и «Рома», уничтожением британских авианосцев «Корейджес», «Игл» и «Арк Ройал»… Трагические ошибки ВМС США теряются на фоне ночных артиллерийских дуэлей, потопления «Ямато», суперавианосца «Синано» или «Тайхо». В активе у британских моряков – потопление «Бисмарка», «Шарнхорста», атака ВМБ Таранто, уничтожения тяжелых итальянских крейсеров, выигранная «Битва за Атлантику».

Увы, ВМФ СССР стал заложником собственной пропаганды – выбрав потопление лайнера «Вильгельм Густлофф» в качестве «Атаки века», политтехнологи, сами того не ведая, открыли «ящик пандоры». Спору нет, ночная торпедная атака Маринеско с технической стороны достойна всяческих похвал. Но, при всей своей сложности, она на военный подвиг не тянет. Не в чем упрекнуть храброго моряка, но и восхищаться здесь тоже не чем. Все лишь трагическое стечение обстоятельств.
211 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Сталинец
    0
    3 апреля 2013 05:13
    Соплеточивая статья .Война . Моряки мочат гадов , везде , где могут достать . Честь и слава . Сколько "герой России " Кадыров со товарищи вырезал русских в девяностые ? Мирных ! Статье минус ! Патриотом нужно быть ! fool
  2. 0
    3 апреля 2013 05:25
    ..................27 миллионов (минимум) погубленных человеческих жизней.........какие ещё вопросы у господина автора ?
    В отличие от немцев......Советские подводники не топили суда идущие под нейтральным флагом (но комбатант как говорили раньше).......Война батенька, война........
    Слава героям-подводникам !
  3. гоусть
    0
    19 апреля 2013 12:55
    Статья явно толерастическая, такими кишмя кишела пресса во время горбостройки. Эдакий какбэ Анал-Из. Куле там дискутировать с "16-летними сладенькими"... Душок истерии чем-то напоминает ситуацию со сбитым в 1988 г. корейским "Боингом". Вони было - пенздец, но буквально тут же п(ин)досы валят - в нейтральных-то водах! - с эсминца такой же пассажирский лайнер (какбэ приняли за иранский F-14) - и тишина. Командир эсминца - чутле не п(индо)херой. М(раз)ьё, .
  4. 0
    20 апреля 2013 22:27
    И рассуждать не о чем!
    Любой порядочный человек должен был при виде фашистской свастики топить, сбивать, взрывать...
    А о немецких женщинах и детях пусть думают немецкие мужчины, когда берут оружие и идут убивать, насиловать, сжигать, грабить...
    Самое страшное, теперь опять не ясно сколько еще раз надо будет брать берлин, чтобы жить спокойно.
  5. 0
    2 сентября 2013 18:41
    Статейка вполне в духе Капцова. Сначала бросский заголовок, потом словесное замыливание и припудривание мозгов (особенно неокрепших) и в результате - все обсиратели снабжены не только набором фактов, но и уже готовых псевдологичеких обоснований и аргументов для поливания грязью всего того, что сделано нами для достижения победы. И даже немцы с нашими союзничками выставлены в более выгодном виде. Вот так это и работает.

    Пусть автор предъявит хоть один факт, что наши подводники потопили хотя бы одно ЗАВЕДОМО госпитальное судно, идущее по всем международным правилам судоходства. Найдет - не только заберу все свои слова назад, но и уши сам себе откушу при нем же. Нет - молчи в тряпочку и сопи в две дырочки. Война - не игра в пейнтбол...
  6. Николай К9
    0
    17 сентября 2013 13:43
    Интересно, что самые разительные отличия между нашими традиционными и западными пониманиями, как то: подвига ; трусости и смелости; правды и лжи, можно найти как раз в обсуждаемых ныне событиях второй мировой войны.
    Один мареман-ветеран (СФ), говорил мне как-то, что дело даже не в том, что попал например Лунин в Тирпиц или не попал, а в том. что он в одиночку атаковал, а английский капитан-подводник не атакуя, просто информировал начальство о прохождении судна(тирпиц возвращался как раз на базу)...что наши подводники ходили из блокадного Ленинграда в рядовые походы и не считали это чем-то из ряда вон выходящим, а тот горе-капитан, который попал в самый крупный японский линкор, идущий без охранения в ремонт, в условиях максимально приближенных к учебным, получил звезду героя америки(или что там у них?), памятник на родине, фильм в голливуде и его атака признана "атакой века".
    Разница в мышлении.
    И ещё в какой-то необоримой убежденности в том, что "немец" (немец-как вообще иностранец) не врёт. не может только потому, что он "немец", что он всегда и во всем порядочней нашего...Неистребимо...
  7. Николай К9
    0
    17 сентября 2013 13:45
    Интересно, что самые разительные отличия между нашими традиционными и западными пониманиями, как то: подвига ; трусости и смелости; правды и лжи, можно найти как раз в обсуждаемых ныне событиях второй мировой войны.
    Один мареман-ветеран (СФ), говорил мне как-то, что дело даже не в том, что попал например Лунин в Тирпиц или не попал, а в том. что он в одиночку атаковал, а английский капитан-подводник не атакуя, просто информировал начальство о прохождении судна(тирпиц возвращался как раз на базу)...что наши подводники ходили из блокадного Ленинграда в рядовые походы и не считали это чем-то из ряда вон выходящим, а тот горе-капитан, который попал в самый крупный японский линкор, идущий без охранения в ремонт, в условиях максимально приближенных к учебным, получил звезду героя америки(или что там у них?), памятник на родине, фильм в голливуде и его атака признана "атакой века".
    Разница в мышлении.
    И ещё в какой-то необоримой убежденности в том, что "немец" (немец-как вообще иностранец) не врёт. не может только потому, что он "немец", что он всегда и во всем порядочней нашего...Неистребимо...
  8. Николай К9
    0
    17 сентября 2013 13:45
    Интересно, что самые разительные отличия между нашими традиционными и западными пониманиями, как то: подвига ; трусости и смелости; правды и лжи, можно найти как раз в обсуждаемых ныне событиях второй мировой войны.
    Один мареман-ветеран (СФ), говорил мне как-то, что дело даже не в том, что попал например Лунин в Тирпиц или не попал, а в том. что он в одиночку атаковал, а английский капитан-подводник не атакуя, просто информировал начальство о прохождении судна(тирпиц возвращался как раз на базу)...что наши подводники ходили из блокадного Ленинграда в рядовые походы и не считали это чем-то из ряда вон выходящим, а тот горе-капитан, который попал в самый крупный японский линкор, идущий без охранения в ремонт, в условиях максимально приближенных к учебным, получил звезду героя америки(или что там у них?), памятник на родине, фильм в голливуде и его атака признана "атакой века".
    Разница в мышлении.
    И ещё в какой-то необоримой убежденности в том, что "немец" (немец-как вообще иностранец) не врёт. не может только потому, что он "немец", что он всегда и во всем порядочней нашего...Неистребимо...
  9. 0
    10 февраля 2016 13:54
    Доброго времени суток. Хотелось бы узнать, рецензирует кто либо статьи перед выходом в свет. Заинтересовала данная статья http://topwar.ru/page,1,4,25838-10-strashnyh-pobed-sovetskih-moryakov-podvodniko
    v.html
    особенно выводы по данной статье. Кто автор данной статьи? Думаю обратиться в комиссию по журналисткой этике, ибо считаю, что подобные выводы не допустимы. С уважением и ожиданием ответа.
  10. 0
    28 марта 2017 14:58
    Они выполняли приказ...
  11. 0
    30 октября 2018 05:34
    7000 ни раненых солдат, а фашистов! Туда им и дорога!!! как выкрутили-то! Беженцы...
  12. 0
    2 ноября 2018 12:01
    Война есть война!!!
  13. 0
    2 ноября 2018 19:07
    Статья - полный либерастический БРЕД. Может автору напомнить про сожженные белорусские деревни вместе с жителями, на них тоже не было красных крестов !