PR на службе в армии!

«Война всегда была стражем здравого рассудка, и, если говорить о правящих классах, вероятно, главным стражем. Пока войну можно было выиграть или проиграть, никакой правящий класс не имел права вести себя совсем безответственно».
Джордж Оруэлл. «1984»


Так уж получилось, что люди в течение многих тысячелетий предпочитали решать свои проблемы силовым путем. Если мы обратимся к Библии, то там написано, что Каин восстал на Авеля и убил его из зависти, причем не ясно, то ли он его задушил, забил насмерть булыжником, пастушеским посохом, или пронзил ножом для резки мяса. Как бы там ни было, но он его убил и вот с этого-то его поступка все войны на Земле и начались!


PR на службе в армии!

«Каин убивает Авеля» – мозаика в архиепископском кафедральном соборе, расположенном в Монреале – пригороде Палермо.

Но вот что важно: хороший PR облегчает войну точно так же, как и всю нашу жизнь: помогает облегчить её подготовку, ход и даже выигрывает сражения и войны, хотя на первый взгляд PR вроде бы такая мелочь… Однако это как посмотреть. На самом деле роль хорошего PR на войне была оценена ещё в глубокой древности, а уж потом его развили так, что мы нередко и сами не подозреваем, что он окружает нас буквально со всех сторон, а мы, хотя и имеем глаза, однако совершенно этого не видим. Вернее, видим, но не замечаем! Замечает наш мозг, на который-то как раз этот самый PR и направлен.

Вот, например, уже во времена Древнего Египта и Ассирии древние скульпторы силой своего искусства сделали все, чтобы внушить «простым людям», что убийство ради высоких целей своего государства и царя, это всегда хорошо и похвально! На стенах египетских храмов, на плитах известняка, гранита, а то и диабаза запечатлели они различные эпизоды своих древних войн и… что же мы на них видим? А вот что: огромные, непропорционально большие по отношению ко всем остальным фигуры несущихся на колесницах фараонов, значительно меньших по размеру военачальников-египтян и совсем уже маленьких воинов, причем не только чужих, но и своих собственных! Первое – чтобы все видели и на уровне подсознания ощутили величие своего фараона, второе – чтобы солдаты опять-таки на том же самом уровне не возомнили бы о себе чего лишнего! Посмотрим на храм фараона Сети I в Абидосе, посвященный богу Осирису – одну из самых замечательных храмовых построек Древнего Египта. Фараон Рамсес II приказал достроить его для своего умершего отца. В мотивах росписи стен и барельефах Сети I предстает в окружении богов или как воин, ведущий битву с хеттами. Причем на этом барельефе его фигура просто огромна. И хотя хеттских колесниц на ней довольно много, все они по сравнению с фигурой фараона очень малы. Сам Рамсес II поступал точно также, разве что фигурки его врагов-сирийцев на барельефе с его изображением соответственно ещё меньше.


Сети I, протягивающий ладан Осирису и Гору. Фараон и Гор большие – люди внизу маленькие. Барельеф из храма Сети I в Абидосе.

Впрочем, PR древних египтян в военном деле заключается не только в этом. Это они придумали первые ордена для отличившихся на войне (правда, награждались ими главным образом вельможи) – «Золото храбрости» в виде трех золотых мух, подвешивавшихся на шнурке, и «Золото доблести» в виде золотого льва!


Вот оно – «Золото храбрости» в виде золотых мух. Кадр из кинофильма «Фараон» (1966). Почему-то не цветной…

В поход египетская армия выступала, имея пред собой многочисленных штандартоносцев с различного рода священными символами и, прежде всего – изображениями богов. Более того, каждое крупное соединение носило имя определенного божества: «Отряда Амона», «Отряд Птаха», «Отряд Сутеха». Была у египтян и богиня-покровительница воинов и войны – львиноголовая Сохмет! То есть кричать «С нами Бог иже на ны!» начали первыми отнюдь не наши предки – славяне, а ещё древние египтяне более пяти тысяч лет тому назад!


Штандарты, которые несли позади фараона Египта. Впрочем, и перед ним тоже… Кадр из кинофильма «Фараон».

Впрочем, склонностью воздействовать на большие массы людей посредством монументальной скульптуры и барельефов прославились не только они. Один из наиболее впечатляющих памятников подобного рода, это триумфальная стела из Древнего Шумера в Междуречье Тигра и Евфрата, названная исследователями «Стелой коршунов» (ок. 2500 г. до н.э., хранится в Лувре). Небольшая по размерам (всего 75 см) каменная плита, она посвящена победе правителя города Лагаша Эанатума над соседним городом Уммой. Основное внимание скульптор уделил показу войск, возглавляемых Эанатумом. Здесь все подчинено одной задаче (вот он PR!) – показать его сплоченность, победоносную силу и мощь. Сомкнутая шеренга воинов с копьями и щитами в руках, сливается в одну сплошную массу совсем не случайно. Так задумано, чтобы показать, что это сила, способная всех смять и растоптать! Ну, а лежащие у ног победителей трупы врагов – это впечатление только дополняют. Причем все лица на стеле абсолютно одинаковы, собственно, это даже и не лица, а одно лицо, повторенное множество раз и вот именно это-то как раз и устрашает. И одновременно демонстрирует полное повиновение всей этой вооруженной силы власти своего вождя!


«Стела коршунов». Лувр.

Впрочем, это было ещё только начало! Куда более впечатляющие образцы подобных творений оставили нам древние ассирийцы, и надо же – более 80% их творений посвящены именно военному делу! Например, среди рельефов дворца Ашшурнасирпала II (884 — 859 г. до н. э.) в Кальху на холме Нимруд изображены нескончаемые ряды скачущих галопом конных воинов с туго натянутыми луками в руках. Вы только представьте себе, какое сильное впечатление производили они на простые души людей того времени?! Ведь это же именно они, ассирийцы, завели в своем войске отряды конных лучников и всадников в панцирях из бронзовых пластин, и они к тому же были ещё и очень жестоки. Сцены сажания на кол, вырывание у пленников языка и сдирание с них кожи в присутствии царя – все это передано здесь же, с мельчавшими подробностями и без малейшей тени жалости. Горе побежденным, говорят ассирийские барельефы и… одновременно слава нашему царю – владыке! Кстати, стоит приглядеться, какие мускулы на руках и на ногах ассирийских царей изображают эти барельефы. Огромные, железные, многопудовые…


Деталь рельефа с изображением фигур царей из дворца Ашшурнасирпала II из Бруклинского музея искусств в Нью-Йорке. Обратите внимание на подчеркнутый рельеф мускулатуры.

Не кажется ли вам, что они нам напоминают что-то очень знакомое? Ну, конечно же, это фигуры мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Причем, если стоящая на его вершине фигура «Родины-матери» с мечом в руках выглядит ещё вполне реалистично, то… обо всех остальных мужских фигурах этого не скажешь. Во-первых, все они специально обнажены, чтобы подчеркнуть их чисто по-ассирийски выпирающую мускулатуру. Во-вторых, у них непропорционально маленькие головы и почему так, опять же вполне понятно. Потому что зачем же солдату большая голова? Его дело не думать, поскольку за него думает партия, а смело и отважно, с обнаженным торсом и автоматом, и гранатами в руках, как это и показано на статуях этого комплекса, бросаться на врага и под танки. И хотя против идеи защиты Родины тут вряд ли что-нибудь можно возразить, PR в данном случае просто очевиден. И цель его создать вполне определенное настроение – все точно так же, как и в древних ассирийских дворцах!


Охота на львов. Барельеф из Нимруда. Британский музей. Лондон.


Там же, похожая сцена.

Интересно, что в точно такой же традиции изображения египетских фараонов и ассирийских царей решен и памятник Владимиру Ильичу Ленину, установленный на площади Ленина в самом центре городе Пенза. Как известно, в СССР памятники Ленину стояли чуть ли не в каждом, даже самом маленьком городе. Но если, например, в той же Анапе или Зеленоградске Калининградской области памятники вождю пролетариата изображают его, в общем-то, вполне реалистично, то на памятнике в Пензе изображен совершеннейший микроцефал, зато ражий мужчина под два метра ростом и с плечами, как у Арнольда Шварценеггера! И хотя автором памятника был народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, скульптор Е.В. Вучетич, как об этом написано даже на сайте достопримечательностей Пензенской области, ему «не удалось избежать ряда досадных просчетов. Так, вызывают недоумение следующие недостатки: нарушение пропорций, заметные на глаз и неоправданные, пластически выразившиеся в том, что по отношению ко всей массе тела у него явно мала голова, зато непомерно увеличена грудная клетка».


Вот он – памятник Ильичу на фоне бывшего ОК КПСС. На этом фото особенно хорошо видны диспропорции его фигуры.


Та же скульптура крупным планом.

Но… написали об этом-то ведь только сравнительно недавно, а до 1991 года люди на него смотрели, но даже если про себя они эту несуразицу и замечали, то все равно молчали! Так что недостатками все это стало лишь очень недавно, а в советское время совсем наоборот, как и в древней Ассирии, скорее всего, воспринималось как достоинство!

Совсем не так – и это очень интересно и показательно, обстоит дело с военными памятниками в тех же США, в особенности посвященным Гражданской войне Севера с Югом 1861 – 1865 гг. Как правило, они тоже есть чуть ли не в каждом городе северных штатов, но только очень уж они какие-то «не боевые». Да, они так же, как и военные монументы у нас, изображают солдат, но только в них вы не увидите ни искаженных пропорций, ни выпирающих грудей, ни рук с пудовыми кулаками. Позы у них также совсем не воинственные, а какие-то «усталые», словно их здесь поставили отдохнуть после боя. Ни тебе пафоса, ни героики – «это было» – вот и все, что они говорят… И тут PR совсем другой – война это долг, но ничего хорошего в гражданской войне нет и быть не может по определению! Нередко на разных углах одной и той же площади можно увидеть статуи генералов, сражавшихся друг с другом в годы Гражданской войны в США. Сейчас там не делают различия между ними, потому что и те, и другие оказали свое влияние на историю страны.


Памятник Улиссу Гранту - американскому военному и политическому деятелю, полководцу северян в годы Гражданской войны в США, 18-му президенту США в Вашингтоне. Ни тебе пафоса, ни руки с саблей, поднятой кверху. «Фермер поехал под дождем пасти скот…»

В данном случае для пиарщика любого уровня идея будет заключаться в следующем: посмотреть советские художественные фильмы 30-40-х годов прошлого века и фильмы производства США, такие как «Триста спартанцев» (1962 г.), «Красавица Мемфиса» (1990 г.), «Мы были солдатами» (2002 г.) и хотя бы несколько серий из первого эпизода телесериала «Чертова служба в госпитале Мэш». А посмотрев все это, пиарщик опять-таки может подумать над тем, где и в чем тут PR хороший или это PR плохой. Но это, так сказать, всего лишь подготовка к самому главному. А главным для пиарщика может стать написание статьи для одного из популярных российских таблоидов о… ну, скажем, самом смертоносном американском солдате, спецназовце Дилларде Джонсоне со времен Вьетнама, который, как сообщается, с 2003 года убил в Ираке 2746 местных солдат и боевиков. Информация о нем есть в Интернете, но дело пиарщика порассуждать на эту тему, сравнить с какими-то другими показателями и сделать интересный, общественно-значимый вывод. При этом этот материал должен создавать определенное (какое, это уж будет выбирать сам автор или заказчик этого материала!) настроение и вот это-то и будет PR!


Кадр из телесериала «Чертова служба в госпитале МЭШ». Между прочим, все его 251 серии посмотрело потрясающее количество зрителей – больше наблюдали только высадку человека на Луну. И… кто скажет, что он не оказал на них очень сильного психологического воздействия?

А вот к какому интересному приему прибегло издательство «Интеррос», специализирующееся на выпуске дорогих книг – подарочных изданий. В 2006 году оно выпустило прекрасно изданную, с золотым обрезом, книгу по истории русской армии «От солдатика до генерала». Мало того, что помимо цветных исторических иллюстраций, литографий и гравюр, содержательный текст в ней дополняло множество фотографий солдатиков, а также прилагался набор с оловянной фигуркой гусара, отлитой собственноручно Игорем Митрофановым, комплект акриловых красок, две кисточки и брошюра о форме различных гусарских полков 1812 года.


Фигурка гусара И. Митрофанова и прилагавшийся к ней набор красок.

Выбор мундира для фигурки был не случаен, так как только в гусарских полках войны 1812 года была такая яркая и красочная форма, к тому же во всех 12-ти полках одинаковая по покрою, но различающаяся по цветам! Таким образом, одну эту фигурку можно было раскрасить под любой из этих 12-ти полков. Ну а сам «подарок» свидетельствует о проявлении «заботы» о потребителе, что, конечно же, последнему всегда приятно! И пусть даже те «дяди», на подарки которым ушли эти книги, вряд ли сами когда-нибудь эти фигурки станут собирать и раскрашивать. Во-первых, они могут их кому-нибудь отдать, испытав при этом чувство собственной значимости. А во-вторых, очень возможно, что у кого-то из них окажется соответствующего возраста сын, который как раз его и соберет, и раскрасит! Во всяком случае, подарочная книга с фигуркой солдатика гораздо лучше, чем без него, пусть даже от этого она и становится значительно дороже по себестоимости! Но… «Мы можем себе это позволить, значит, мы крутые!» И с этим не поспоришь, не так ли?!

Во всяком случае, опыт издания первой такой книги пришелся «Интерросу» по душе, и свою вторую книгу по униформе нашей армии «эпохи социализма» они точно также снабдили фигуркой с набором красок для ее раскрашивания! Только теперь это уже был красноармеец начала 20-ых годов, у которого при общем обмундировании цвета хаки могли быть красные штаны, а также разноцветные «разговоры» – нашивки спереди на гимнастерке и такой же клапан еще и на рукаве. Так что из одной фигурки можно было сделать и чекиста, и красного конника, и летчика, и артиллериста, не говоря уже о бойце из пехоты, причем обо всех этих различиях в униформе Красной Армии в прилагаемой инструкции подробно рассказывалось... Ну, а пиарщику, если ему вдруг придется организовывать что-то подобное, следует запомнить крепко-накрепко, что для обычного человека не существует более притягательной информации, чем та, которая, в общем-то, ему совсем и не нужна!
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти