Цицианов - ключевая фигура в истории Кавказа

Цицианов - ключевая фигура в истории КавказаГениальный полководец и искусный дипломат Павел Дмитриевич Цицианов появился на свет в дворянской семье с глубокими грузинскими корнями. Цициановы перебрались в Россию задолго до появления Павла Дмитриевича, и представители рода успели воспринять российскую культуру и традиции. Дмитрий Павлович возлагал на сына большие надежды и связывал его будущее со службой государству. Служением отечеству жили все мужчины в этом славном и благородном роду. С ранних лет отец уделял большое внимание образованию и воспитанию мальчика, нанимал лучших гувернеров, чтобы ребенок смог освоить несколько языков.

Пылкий характер юноши прослеживался еще в годы пребывания в родительском доме. Павел Дмитриевич проводил часы за романами и успешно переводил труды гениальных писателей и знаменитых мыслителей. Особый интерес проявил юноша к военному искусству. Одним из его трудов стал перевод сочинений великого полководца Фридриха, что в очередной раз утвердило его в намерении посвятить себя военным подвигам. Европейское образование Цицианов получал одновременно с прохождением службы в армии. В эти времена существовала практика записывать детей благородного происхождения в ряды военных с младенчества так, что вырастая, они уже имели сравнительно высокий ранг.

К 17-ти годам Павел Дмитриевич был уже прапорщиком, в 30 ему было доверено командование полком гренадеров. В годы своей молодости Цицианов участвовал в военных сражениях с турками, но отличился заметно всего несколько раз. Однако Павел Дмитриевич характеризовался тем, что являлся прилежным учеником, и за это время сумел постигнуть военную практику и обучиться тактическим хитростям. Волевая натура вела его по пути самообразования и самосовершенствования. Не прошла без следа для подающего надежды командира служба под крылом таких ярких и талантливых полководцев как Салтыков, Румянцев, Потемкин. Усердие и способности Цицианова отмечал сам Суворов. Решительность и воля к победе сделали Павла Дмитриевича известным, проявившись в военных действиях с поляками еще в 1794 году. Действия полка под его руководством оказали неоценимую поддержку русским военным силам и в определенной доле обеспечили успех по подавлению польского восстания. Великая Екатерина благоволила к молодому еще командиру и ласково именовала его «своим генералом».


Современники описывают Павла Дмитриевича весьма лестно и доброжелательно. По их словам, этот человек был очень гордый и волевой. Ему свойственна была вспыльчивость и упрямство, однако объяснялось оно твердой уверенностью в своих возможностях и талантах. Его многие любили и были с ним дружны. В число близких приятелей входил небезызвестный Ростопчин. Цицианов был честен и справедлив и весьма остер на слово, из-за чего имел множество неприятностей. Минусом этого талантливого полководца являлась его нетерпимость к чужому мнению, обидчивость на встречные колкости, а также порой излишняя самоуверенность.

Павел Дмитриевич вошел в истории Российской империи благодаря своей роли в Кавказской войне. Всего за три года этот суровый, но справедливый человек смог успокоить бунтующую Грузию и раздвинуть владения империи. Присутствие военных на грузинской территории отнюдь не являлось захватом. Небольшая христианская страна находилась в окружении агрессивных исламских народов. Кроме того, свои явные претензии на ее территорию выказывала могущественная Персия. Царская династия, раздираемая внутренними противоречиями, добровольно обратилась за защитой русских штыков.

Цицианов был назначен главнокомандующим Грузии осенью 1802 года вместо ставленника свергнутого императора Павла Кнорринга. Дела в Грузии к тому моменту обстояли весьма плохо, так как на влияние в этом регионе все настойчивей претендовала Порта. Напряженные отношения были между русскими военными и местным населением, враждебные выпады предпринимали и соседние народы. Расположение к Цицианову со стороны монаршей особы выразилось в предоставлении ему полной свободы деятельности в рамках плана покорения территорий. Являясь одновременно губернатором Астрахани, Павел Дмитриевич имел в распоряжении военный каспийский флот. Однако силы, сосредоточенные в этом неспокойном регионе, представляли лишь небольшую часть войск империи, причем на подкрепление в случае конфликта рассчитывать Цицианову не приходилось. Большая часть армии была сосредоточена в Европе и приграничных территориях в связи с развернувшимися там событиями. Вывод русского военного контингента мог бы создать реальную угрозу для государства со стороны Франции и других государств. В то же время Павлу Дмитриевичу неоднократно приходилось сталкиваться с превосходящим персидским войском, наступление которого ему удавалось отбивать.

По прибытию на место Цицианов с присущей ему целеустремленностью взялся за дело. У опытного к тому моменту полководца было распоряжение Александра 1 не вступать в открытое противостояние с сильным соперником Портой, а предпринимать попытки способами, которые не могли бы дать повод руководству могущественного соперника для возмущения и претензий. Дипломатический талант Павла Дмитриевича оказался на высоте. Всего за три года пребывания в Закавказье в состав России вошли Ширванское, Карабахское, и другие мелкие и многочисленные ханства, не дававшие покоя Грузии. Границы русского Закавказья выросли значительно, причем большая часть присоединений произошла без применения военной силы и человеческих жертв. Продуманным и оправдавшим себя впоследствии решением Цицианова была высылка членов царской семьи за пределы страны, в виду того, что члены ее постоянно плели интриги и строили заговоры, волнуя и без того воинственный народ. Удаление монарших особ позволило исключить воздействие негативного фактора, способствовавшего ранее внутренней нестабильности Грузии.

Однако управление вверенными территориями со стороны Цицианова отнюдь не было нерешительным и исключительно мирным. Он в корне изменил политику подарков и «покупки» местных султанов и ханов, склоняемых ранее к подданству лишь увещеваниями и лестью. Сильной и уверенной рукой Павел Дмитриевич приводил враждебных кавказских князьков к покорности. Любые выступления, как со стороны правителей, так и обычного населения карались без промедления и крайне жестоко. Талантливый военноначальник продемонстрировал мощь Российской империи, усмирив неспокойных лезгин в Джар-Белоканской области, а также взял приступом Ганжу, переименовав его в Елисаветполь. Цицианов выбрал удивительно верный способ управления, сочетая двойственное поведение. С одной стороны это был придворный вельможа, тесно общавшийся с высокопоставленными чиновниками и благородными фамилиями, в том числе Растопчиным и императорским двором, а с другой выступал образ властного восточного диктатора и завоевателя. Такое поведение обуславливалось отчасти характером и грузинскими родовыми корнями астраханского губернатора, отчасти было направлением военной тактики.

Образованнейший военный командир предпринимал карательные экспедиции на территории враждебных народов в ходе которых жег села мирных жителей до тла. В огне зачастую гибли женщины и младенцы, погибал скот, выгорали посевы, обрекая население на голодную смерть. Однако такие варварские методы были необходимы в этом непокорном кавказском крае, и тот, кто имел неосторожность вести войну по европейским правилам, считался здесь слабым и не достоянным соперником. Само проведение таких кровавых акций претило Цицианову, что явно отражено в его письмах и отчетах самодержцу, тем не менее, он осознавал их неизбежность и даже временную полезность в борьбе с непокорными. К слову, Павла Дмитриевича любили солдаты, так как его золотым правилом было утверждение Суворова о том, что людей следует беречь и вступать в бой лишь в случае невозможности мирного разрешения возникших противоречий. Население Тифлиса питало уважение к справедливому полководцу, поощрявшего развитие городов и становление системы здравоохранения, образования и прочего.

Цицианов - ключевая фигура в истории Кавказа
Яновский К. 156-й пехотный Елисаветпольский Генерала Князя Цицианова полк во время Турецкой войны 1877-1878 гг. Тифлис, 1897


Цицианов был не только главнокомандующим, но и крепким хозяйственником. За период его управления в Тифлисе и его окрестностях были отремонтированы дороги, приведено в порядок городское хозяйство. По инициативе Павла Дмитриевича открывались училища, развивалось сельское хозяйство, возводились объекты социального обслуживания, что позволило координально поменять отношение коренного населения. Русские не выглядели более захватчиками, они, наконец, стали защитниками. Лидерские качества позволили главнокомандующему установить непререкаемый авторитет в Грузии и покоренных ханствах.

Не так гладко и спокойно все обстояло с соседними горцами. Методы подвешивания за ноги духовных лидеров и сжигание деревень лишь разжигали ненависть, хотя и давали временный эффект устрашения. Примером способа удержания народа в подчинении является жестокая расправа с восставшими осетинцами. Несмотря на сочувствие к народу, подвергшемуся бесчинствам и издевательствам со стороны русского руководства, Цицианов отдал приказ уничтожать всех воспротивившихся власти государя, что и было сделано в кратчайшие сроки.

Здоровье Цицианова было серьезно подорвано, он все явственнее видел несостоятельность плана по скоротечной интеграции данной территории в состав России. Первой попыткой удалиться было прошение об отставке в момент военного триумфа в городе Ганжа, в котором император отказал. Некоторые историки связывают такое поведение гордого полководца с не оправдавшимися ожиданиями ордена Святого Георгия за взятие мощного укрепления, но другие придерживаются мнения о том, что Цицианов хотел уйти на пике своего успеха, опасаясь дальнейших неудач. Следует заметить, что в пользу первой точки зрения говорят отзывы современников о личности военноначальника, всегда отличавшегося уверенностью и верой в себя. В качестве аргументами для второй приводятся письма с рассуждениями о невысокой пользе силового давления на непокорных горцев и неискоренимости волнения и сопротивления.

После покорения Ширванского ханства целью Цицианова стало Баку. Переход через горы явился настоящим испытанием для полководца, так как здоровье его было серьезно подорвано. Павел Дмитриевич достойно справился с лишениями и тяготами пути. Тем не менее, подойдя к крепости, он не изменил своей тактики и послал убедительное вторичное требование о добровольной сдаче крепости и полному подчинению ханства Российской империи. Интуиция Павла Дмитриевича всегда оказывала ему помощь, он, как будто, чувствовал настроение врага. Согласие Гуссей-кули-хана ни мало не удивило полководца, так как слава о мощи и умении российских войск уже охватила все прилежащие и непокорные территории. Ханы и султаны сдавались без боя, лишь некоторые осмеливались противостоять военному искусству Цицианова.

8 февраля 1806 года в намеченный час Павел Дмитриевич с небольшим сопровождением отправился в город для торжественной передачи ключей, символизировавших согласие ханства войти в состав России. Однако в самый неожиданный момент Цицианов был убит выстрелом одного из бакинцев. Подлое и мерзкое преступления, нарушившее все законы военного времени как Европы, так и Азии, вызвало неописуемое негодование русских войск. В 1806 году Баку был взят генералом Булгаковым, и тело славного и гордого полководца, преданного сына отечества похоронено с честью в Армянской церкви в этого трагически известного города. Позже прах Цицианова бережно извлекли и перезахоронили в Тифлисе, воздвигнув памятник этому великому человеку. Также был разбит Цициановский сквер в городе его безвременной кончины. Печально, что в России забыли этого замечательного человека.

Вечная память о Павле Дмитриевиче должна храниться в сокровищнице Российской истории как бесценный пример мужества, самоотверженности и преданности благодарным потомкам.
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Россия на Кавказе

Передача 1-я.
Посвящена истокам и началам русской деятельности на Кавказе. Первые главнокомандующие: князь Цицианов и граф Гудович, первые экспедиции в горы, первые заблуждения, первые люди и первые ошибки. Наконец, первый герой - генерал Ермолов, усмиривший Кавказ. Рядом с ним начальник его канцелярии Александр Грибоедов.

Читайте также
Комментарии 12
  1. Аскет 26 января 2012 09:41
    Сейчас существуют три точки зрения на Кавказскую войну, Для удобства будем называть горские народы противостоящии Росси черкесами или адыгами с которыми в иописываемый период начала 19в столкнулась Россия.
    Первая точка зрения — это «Имперская» позиция. Она берет начало еще в той — Императорской России и плавно перерождается в позицию государственническую в наши дни. Эта позиция характеризуется некоей нейтральностью, оправданием появления России на Кавказе интересами Империи, необходимостью защитить закавказские народы и вообще, стремлением развиться и усилиться. Адыги в этой концепции предстают как «непокорные племена», которых Россия по законам имперского развития должна была покорить, чтобы затем включить в свой состав на принципах равенства, братства и общности исторических судеб. Тема жестокости в этой теории не разрабатывается, да и о какой жестокости вообще может идти речь если мы говорим об одной общей судьбе и об одном, советс…, простите, российском народе? Поэтому сторонники этой концепции решительно и полностью забывают об имевших место на Северном Кавказе жестокостях и зверствах и как бы говорят — ну, было и было, что уж теперь? Главное — вместе.
    Вторую теории представляют однозначно про-русские, в основном казачьи общественные деятели и историки. Эта версия оправдывает приход русских на Кавказ и концентрируется в основном на героической стороне вопроса — признает адыгов смелыми и опасными воинами, говорит об их собственной храбрости и легализует в общественном сознании все произошедшее. Говорит эта версия и о жестокости. Но только о жестокости адыгской — о беспрерывных нападениях на станицы и деревни, от которых казаки должны были обороняться, об уводимых в черкесский плен русских людях и т.д. Все это бурно иллюстрируется фактами из богатой военной истории казачества, народными песнями типа «шли по тропе два невольничка молодые... торопитесь вы невольнички, за вами есть черкесская погоня, Росланбек-мурза с узденями...», рассказами о том, что обстановка на Кавказе была такова, что в течении десятилетий женщины ходили на реку за водой только в сопровождении вооруженной охраны и т.д.
    Третья теория — это насаждаемая сейчас среди адыгов версия Кавказской войны. Она ни в чем не совпадает с первыми двумя и во времена империй, сначала Российской, а потом и Советской, хотя и бытовала среди черкесов, но в другом виде, тщательно скрывалась, да и все-таки не была так широко распространена. За годы, последовавшие за распадом Советского Союз, эта версия существенным образом развилась и выросла в достаточно стройную и широко распространенную среди адыгов теорию, тщательно охраняемую от ненужной ей дискуссионности и обсуждения.В соответствии с ней, Россия несет полную ответственность и тяжелейшую вину за начало войны на Кавказе, за агрессию против мирного народа, никак не провоцировавшего её на такие действия и за геноцид, устроенный в отношении целого ряда кавказских народностей. Согласно этой версии, все адыги более 100 лет плечом к плечу героически сражались против захватчиков, оккупантов и палачей, в роли которых выступали русские, и только громаднейшее численное превосходство российской армии обеспечило их проигрыш. Российские власти при этом, имели целью не просто победить черкесов, как военного противника, но и уничтожить их как народ, ради чего творили жестокости, не имеющие аналогов в истории — сжигали десятками аулы, вырезали целые народности, целенаправленно селили уцелевших адыгов в местах, где зверствовала малярия и, в конечном итоге, безжалостно выгнали, выселили весь народ в Турцию, в результате чего погибли сотни тысяч черкесов.Необходимо признать, что в той или иной степени, эту версию сейчас поддерживают очень многие, если не практически все адыги, причем, если старое поколение не совсем с ней согласно и в целом относится к ней более индифферентно, то практически 100% социально активной молодежи её поддерживают
    Итак, суммируем все вышеизложенное: невероятная жестокость, стремление уничтожить или выселить целый народ, насильственная депортация, принудительная культурная ассимиляция. Отсюда абсолютно логично вытекает следствие: «просим Европарламент всесторонне и объективно рассмотреть наше Обращение и признать геноцид адыгского (черкесского) народа, совершенный Российским государством с конца XVIII до начала XX вв.»
    Теперь попытаемся посмотреть что и как происходило на Северном Кавказе
    именно в начале 19в. (за 50 лет до Шамиля и Ермолова)
    Давайте, как говорится, прильнем к истокам — взглянем на несколько реальных случаев из того времени и оценим была ли «невероятная жестокость», против кого она была направлена и кем проявлялась.
    Май 1807 г. Несколько тысяч конных черкесов, под предводительством князя Султан-Гирея…напали на ст.Воровсколесскую. В ней находилась штаб-квартира донского полка войскового старшины Ф.М.Персиянова… развернулся большой бой, в Воровсколесском редуте отбивались окружённые егеря 16-го полка и драгуны Нижегородского полка. В конечном итоге донцы Персиянова (52 казака вместе с ним) и часть линейцев смогли спасти часть жителей, полковые знамена и орудие, «положив на месте» до 300 горцев. От полной гибели станицу спасли подоспевшие 2 эскадрона нижегородцев с артиллерией: они прогнали партию. Потери: убито много людей, горцы захватили в плен 136 мужчин и 179 женщин, забрали скот и имущество. Во время боя в станице, была захвачена в плен семья Персиянова (жена, приёмная дочь и 2 внуков). Горцы потребовали 1000 рублей, таких денег у него не было. Они были взяты в долг из войсковых сумм Войска Донского, поручителем стал полковник Быхалов 1-й. Семью Персиянова выкупили, но через год, когда подошёл срок уплаты, расплатиться он не смог. Полковник Быхалов внёс в казну свои деньги.
    Ноябрь 1812 г. село Каменнобродское — на Урупе собралось до 8000 горцев, для «впадения в кордон Линии в разных местах». 7 ноября — около 5000 закубанцев из 9 племён переправились через Кубань ниже Пр.Окопа и напали на с. Каменнобродское на Егорлыке. Они сожгли 35 домов, убили около 300 и взяли в плен до 350 человек (по другим сведениям — 200), захватили около 5000 голов скота.
    Май 1823 г. Партия Джембулата напала на с.Круглолесское. Крестьяне были отчасти сами виноваты в такой участи села — в нём стояла рота Кабардинского полка капитана Цыклаурова, но мужики, ревнуя жён к солдатам, настояли на их уходе. 13 мая Цыклауров выступил из села. Узнав о нападении, он пошёл назад, но горцы задержали его отряд (2 роты кабардинцев, постовая команда из 24 хопёрцев, 1 орудие). Потеряв 25 солдат, Цыклауров прорвался и спас село от полной гибели. Джембулат стал отступать. Генерал Сталь с отрядом (250 солдат, 200 казаков и 2 орудия), извещённый о погроме, присоединил к себе казаков с постов и пошёл к месту обратной переправы партии. В это время отряд подполковника Урнижевского перёшел Кубань у Пр.Окопа и двинулся к Лабе наперерез партии. При ненастной погоде пехота отряда Сталя отстала и, на переправе у Невинномысского укр., партию встретили хопёрцы Солдатова и Кубанский полк майора Степановского при 2 орудиях. Винтовки из-за дождя не действовали, в рукопашном бою было изрублено до 150 черкесов (всего за набег убито до 250 горцев). Не переправленных через реку пленных горцы резали и топили в воде, почти весь скот был брошен с подсечёнными ногами. «Хищники» вырвались «сильно расстроенные» и уцелели из-за измены проводников отряда Урнижевского. Они повернули его назад прямо перед уходившей партией. На Б.Зеленчуке черкесы ночевали и, разделив добычу, разошлись. В Круглолесском погибло 50 человек, 41 ранен, 345 взяты в плен (40 из них отбиты в «израненом виде»), угнано 677 лошадей и 1067 голов скота, имущество разграблено (для поживы разрывали даже могилы на кладбище и дёргали гвозди из построек).
    Июль 1823 г. Русские войска устраивают «репрессалии» за набег Джембулата. Войска перешли Кубань, вышли к Б. Зеленчуку и захватили врасплох 5 ногайских аулов. В плену оказались 3 князя с семьями и родственниками, много «простого народа». 2 июля отряд, с большим числом пленных и скота, пошёл обратно. На помощь ногайцам прибыло около 1000 «беглых кабардинцев», бесленеевцев, абазинов и абадзехов. Войска разбили их у Усть-Тохтамышского поста. Итог экспедиции — горцы потеряли много убитыми и ранеными, пленено 1467 человек, взято около 5500 голов рогатого скота, 2000 овец. Мужчин отправили в Георгиевск на казённые работы, а стариков, женщин, детей раздали по станицам и селам. Официальные потери отряда — убиты 1 солдат и 2 казака, 2 навагинца утонули, ранены 1 солдат и 8 казаков.
    Апрель 1823 г. Отряд Вельяминова (3 батальона пехоты, Кубанский и Кавказский полки, 18 орудий пешей и конной артиллерии) переправился у Пр.Окопа для захвата «беглых кабардинских аулов» за Лабой. Отряд полковника Фёдора Бековича-Черкасского (полу-черкеса по происхождению)послали разведать их местоположение. За Лабой он обнаружил укреплённый аул «беглого» кабардинского князя Али Карамурзина. Аул был сожжён, его население погибло в огне (только знатных узденей — 68 человек). Всего у кабардинцев погибло более 1000 человек, в плен взято 139 «душ», захвачено до 4000 голов скота и лошадей. Потери отряда — 3 раненых казака (2 смертельно).
    Январь 1824 г. Из Усть-Лабинской крепости выступил отряд Кацырева (2357 человек пехоты, 950 линейцев, 14 орудий), чтобы остановить аулы князя Мисоста Айтеко. Упустив их, Кацырев «сорвал злость» на не имевших никакого отношения к первоначальной цели похода бжедугах. Перед приближением отряда старики, женщины и дети начали уходить под прикрытием конницы. Линейцы нагнали обоз и окружили его большую часть. Только 150 человек захватили в плен, остальные, кто пытался сопротивляться, были убиты. 14 января Кацырев вернулся с пленными и 1000 голов скота. Император, за лишнюю жестокость, объявил ему выговор [
    Продолжение слледует
    1. Аскет 26 января 2012 10:09
      Вот такая история. Неприкрытая. Нагая. Чьи действия более жестоки — Российской армии или черкесов? Я не знаю. И даже не хочу выбирать! Иначе придется считать, что жизни и страдания представителей какой-то одной стороны — русских или черкесов — нам дороже жизней людей, бывших на другой стороне.
      До конца 1810-х гг. российская политика на Кавказе была однозначно оборонительной. В течении почти 50 лет, включаемых адыгами в Кавказскую войну и тоже относимых к геноциду, не имевшему аналогов в истории, Россия стояла на правобережье Кубани, на бывшей земле ногайцев, на землю Черкесии никак не посягала и Кубань с Лабой переходила только в крайнем случае, нехотя, и только в ответ на набеги горцев. На черкесской земле в это время находилась только крепость Моздок, построенная там во многом по просьбе владельца тех мест,кабардинского князя Кургоко Канчокина.
      В течении всего этого периода Россия говорит о мире с горцами, пытается торговать с ними, стремится не вступать в конфликты, а если и делать это, то только в ответ на их нападения и только на российской земле, на землю же горцев не ходить. Одно время даже существовало правило, что все переходы Кубани войска могли делать исключительно с личного разрешения Императора Павла I. Нарушители этого правила жестоко наказывались вне зависимости от того при каких условиях это нарушение было сделано. Так, в 1797 году более 300 кубанских казаков в ответ на постоянные набеги горцев, доведших многих из них их до полунищенского состояния, самовольно переправились через Кубань, напали на черкесский аул и увели из него до 5 тыс. овец, когда об этом стало известно императору Павлу I, он приказал овец черкесам вернуть, командира полка отдать под суд, а казакам от его имени передать, что в случае повторения подобного участники набега будут отданы в руки адыгам.
      Это было время, когда общественное сознание горцев оправдывало и превозносило набеги, считало их естественными и необходимыми. По понятиям, бытовавшим тогда среди адыгов, грабежи и захваты людей не только не считались преступлением, но признавались молодчеством, удалью и были вообще самым почетным ремеслом в обществе, во многом возведенным в ранг культа. Причем, относилось это не только к знати — знать просто делала только это и ничем другим не занималась — но и к простому свободному крестьянству. Среди кавказоведов, например, известно такое понятие, как «сезонные набеги», производившиеся, как правило, в осенне-зимний период, когда полевые работы закончены и крестьянин может заняться другим делом
      То время хорошо описал Хан-Гирей — один из адыгских писателей, почти современников: «в степях между Кубанью и Доном…наездники, как метеоры, летали по нему, всюду оставляя кровавые следы». В качестве примеров таких следов можно вспомнить набег, произведенный в 1771 г. князем Сокуром Арсланбеком Аджи на донскую станицу Романовскую, когда чуть ли не полстаницы жителей были убиты, а вторая половина попала в плен и была угнана за Кубань. Участь подобных пленников, как правило, была печальна — их гнали к побережью и продавали в Турцию. Помните, у Пушкина «и с боя взятыми рабами суда в Анапе нагружать»…
      Вот какова была ситуация на Кавказе в описываемоый период.Теперь идем дальше
      Все меняется после прихода на Кавказ Ермолова. Именно его и еще основателя Армавира — генерала Засса с особой силой, как индейцы Бэкона, ненавидят северокавказцы. Именно его памятники в Грозном еще в советское время периодически разрушались «благодарными» чеченцами. С приходом Ермолова кавказская политика России становится совсем другой. Но основа этих изменений лежит совсем не в том, в чем его упрекают многие из нынешних записных этногуманистов — не в излишней жестокости и не в уничтожении мирных жителей — Ермолов был первым, кто понял, что на Кавказе нельзя вести войну по европейским принципам и перешел на местные правила и нормы военных действий. Это касается и его приказов в обязательном порядке жестко карать за каждый набег, и его политики взятия с селений аманатов (заложников), совершенно немыслимой при войне в Европе, и того, что операции русских войск при нем превратились тоже в какое-то подобие набегов, в которых действительно гибли мирные жители и, конечно же, его тактики привлечения для военных операций против горцев самих горцев
      Было ли то, что он делал, жестоко? Да! Несомненно! Но ведь это была та самая политика, которую на протяжении многих десятилетий демонстрировали сами адыги. Это была политика, целью которой (хотя, конечно же, не единственной!) во многом, как раз и была нейтрализация адыгских набегов! Не завоевание горцев как таковое а"усмирение" по тогдашним законам Российской империи. Речь не шла о тотальном истреблении народов их ассимиляции, запрете веры и обычаев. Все это как видим прекрасно сохранилось до наших дней.
      Это так, возражают им адыгские лидеры, но ведь черкесы-то были на своей земле и защищали Родину, а значит вели справедливую войну!... Да и нет! Действительно, с позиции морали нашего времени можно сказать, что на втором этапе Кавказской войны, черкесы защищали свою Родину от вторгшихся на нее российских войск. Но чью Родину они защищали в течении 50 лет до этого? Чью Родину они защищали в станице Романовской и селе Каменнобродском? Защита чьей Родины достигалась ежегодной продажей тысяч рабов в Турцию?
      Поймите меня правильно, я далек от мысли оправдать Кавказскую войну стремлением России обезопасить свои границы от черкесских набегов и прекратить на Кавказе работорговлю. Хотя и в таких теориях тоже недостатка нет. Я уверен, что в основе войны лежат гораздо более глубокие процессы. Нельзя — неправильно и преступно! — полностью закрывать глаза на жестокости чинимые одной стороной конфликта и с лупой в руках изыскивать и выпячивать любые пакости, творимые стороной другой!
      Как это делается в данной довольно провокациооной статье Тем и отличается Кавказ от России . На Кавказе правда всиле. В России сила в правде Отсюда все наши разногласия.ИМХО
  2. Ivan043 26 января 2012 10:39
    Моего прапрадеда казаки спасли из ногайского полона в конце 18 века. Он был ребенком родные все погибли и откуда он был родом не знал. Казаки оставили его в селе Промысловка Астраханской области. Там рядом застава была, дорогу на Кавказ охраняли. А ногайцы жили и живут от Астрахани до Крыма включительно. Это похоже потомки хазар. Они называют себя татарами астраханские похожи на казахов а кавказские на кавказцев. Казаки русские на Кавказе кстати с 16 века живут, и пришли туда мирно из Рязанского княжества, уйдя от московского царя.
    Ivan043
    1. polukazak1 26 января 2012 20:09
      Вы знаете потмки Хазар-евреи.Только не вздумайте это сказать ногайцам.
      polukazak1
      1. ab 26 января 2012 20:17
        Цитата: polukazak1
        Вы знаете потмки Хазар-евреи.Только не вздумайте это сказать ногайцам

        Правильней хазары были евреями.(хотя потомки соответственно то же )
        ab
        1. Svist 26 января 2012 20:32
          В таком случае татары это арабы. Мусульмане же... Хазары были монголовидного типа, а то что они иудеи, не говорит о том что они были евреями.
          1. ab 26 января 2012 21:06
            quote=Svist]Хазары были монголовидного типа, а то что они иудеи, не говорит о том что они были евреями.[/quote]
            еврей и иудей это одно и то же. Человек может быть евреем по рождению ( по матери определяется национальность ), но приняв другую веру , остаётся евреем .Например крещённые евреи . Человек принявший уидаизм автоматически становится евреем.Понятия русский-еврей нет . Максимум еврей из россии, что не одно и то же.

            [quote=Svist]Хазары были монголовидного типа[/quote]
            Посмотри на евреев из эфиопии ( их у нас более 80 тыс). так они негры вообще . Но рпи этом они евреи. Хазары не были евреями по рождению . Они всем племеним приняли иудаизм. Кстати как и субботники ( тесли слышал , что это такое ) у нас они записаны евреями и имеют право на репотриацию в Израиль.
            [quote]Йоси Куракин

            В сентября 1997г. Израиль был взволнован известием о гибели во вражеском тылу боевой группы израильского морского спецназа. Израильские десантники, высадившиеся на ливанском побережье, попали в засаду и приняли неравный бой с намного превосходящими силами врага. Бойцы морского спецназа дрались до последней капли крови, и примером для них был командир - подполковник Йоси Куракин, до конца выполнивший свой офицерский долг.

            Откуда у боевого израильского офицера такая русская фамилия? Сразу вспоминается старинный дворянский род, оставивший столь заметный след в российской истории. Семья подполковника Йоси Куракина занимает не менее славное место в истории становления еврейского государства.

            [quote]В конце девятнадцатого века крестьянин села Солодники Астраханской губернии Агафон Куракин, принадлежавший к субботникам, вместе со своими последователями решил перейти в иудейскую веру. Вместе с женой и двенадцатью детьми он отправился в Вильну, где обучался в йешиве. После прохождения гиюра он принял имя Авраам и в 1898г. в составе большой группы еврейских поселенцев-первостроителей еврейского государства прибыл в Эрец-Исраэль[/quote]
            Представитель пятого поколения Куракиных, Йоси, родился в 1964 году в семье офицера морского спецназа Арье Куракина. У мальчишки всегда был перед глазами пример отца — участника многих отчаянных по смелости боевых операций, и потому для него не было проблемы выбора профессии на всю жизнь. В школе Йоси занимался боевыми искусствами, увлекался регби и виндсерфингом. В 10–м классе прошел курс подготовки боевого пловца на морской базе Гадны. В 1983 году был призван в армию и прошел отбор в морские коммандос. Армейская карьера Йоси складывалась удачно: офицерские курсы, командование взводом, ротой морского спецназа, постоянное участие в боевых операциях в тылу врага... В характеристиках командованием отмечались такие его качества, как личное мужество, твердый командирский характер, авторитет у подчиненных, профессионализм и инициативность. В 1995 году Йоси Куракин получил звание подполковника и возглавил подразделение морских коммандос, с которым не раз шел в бой. 24 сентября 1997 года подполковник Йоси Куракин со своими бойцами ушел в последний бой в тылу врага...
            Род Куракиных давно уже пустил глубокие корни на земле Израиля, более тысячи потомков Авраама Куракина живут по всей стране. 4 мая 2003 года, в день 55-й годовщины государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме вместе с президентом государства Моше Кацавом было доверено Нево Куракину, восьмилетнему сыну Йоси...[/quote]
            ab
            1. Svist 26 января 2012 22:07
              Приношу свои извинения за оговорку, спешил. надо было внуков забрать с тренировки. По дороге понял, что неверно выразил свою мысль, но.... Я имел в виду, что хазары исповедовали иудаизм, а в данное время, эта религия является моно религией евреев. В силу этого иудей, в наше время, является евреем. Но это не значит что так было и в прошлом, не так ли? Кто же такие хазары? В отличие от булгар, которые передали свое название славянскому населению древней Фракии (нынешняя Болгария) и тем сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира еще много веков назад, и до сих пор не вполне ясна их судьба. Есть основание говорить, что в формировании хазарского этноса участвовали три этнические группы: собственно хазары-тюрки, пришедшие из глубин Азии; угры-савиры, до этого превалировавшие на восточном Кавказе, и какие-то группы иранцев западного Прикаспия (массагеты и др.). И если для ранних хазар характерно преобладание монголоидного расового типа, то хазары VIII - X вв. имели уже иной облик с явным преобладанием европеоидного расового типа . Это не я такой умный, в сети накопал. Сомневаюсь, что кому то надо фальцифицировать их историю, В СССР они не фходили и даже от Израиля не отделялись, а потому у меня нет оснований не верить этому. wink
          2. polukazak1 26 января 2012 21:36
            Уважаемый Svist, слышал про эту версию(ногайцы потомки хазар) Как Вы считате стоит ли правоверным мусульманам говорить о том,что они потомки иудеев??И кто это им в глаза скажет ???Хотел бы на этого чудака посмотреть smile
            polukazak1
            1. Svist 26 января 2012 22:15
              Цитата: polukazak1
              Уважаемый Svist, слышал про эту версию(ногайцы потомки хазар) Как Вы считате стоит ли правоверным мусульманам говорить о том,что они потомки иудеев??

              Я обьяснил свою оговорку, про иудеев. А где вы увидели, что я упоминал нагайцев и евреев в одном контексте? Если у Вас есть доказательства что нагайцы и есть хазары, то вы внесёте своё слово в историческую науку, уважаемый. smile
              1. Svist 26 января 2012 22:46
                Цитата: Svist
                Как Вы считате стоит ли правоверным мусульманам говорить о том,что они потомки иудеев??

                P.S. А вы слышали, что до пришествия пророка Мухаммеда и Иисуса Христа, существовали другие религии?
  3. Prometey 26 января 2012 10:48
    Я полагаю, что навряд ли когда найдут глубинные корни Кавказской войны 19 века. Еще более ошибочно искать правых и виноватых в той войне - их там просто нет. Противостояние русских с горцами было основано на некой ментальной основе, взаимном непонимании и неприятии разных укладов жизни и типов поведения. Ну не могли горцы понять, почему нельзя совершать набеги на равнинные территории, если они были одной из основ их хозяйственного уклада. А казаки и русские не могли позволить это - но это лишь одна из сторон конфликта. Кроме того, экспансия империи на Кавказе совпала по времени с процессом некого протогосударственного образования на территории Чечни и Дагестана, что вылилось в создание имамата. А это период, как сказал бы Л. Гумилев, пассионарного подъема народа, что пришлось наблюдать приемникам Ермолова. В итоге получили военный конфликт почти на 50 лет.
  4. polukazak1 26 января 2012 20:03
    Знаете,живу как раз на Кавказе,пращуры-кто казаки,кто мужики.Нас не любят ,почему?Они объясняют(Черкессы например-у них народностей одних больше чем я вешу-абазинцы,абхазцы,кабардинцы,адыги),что не мы захватчики.Были генералы которые их уничтожали-верней которые с ними воевали.У казаков форма -бурка,папаха от какого народа ??Как Вы думаете -если даже доля правды есть(за преступления)-как должен повести себя гордый народ????Воевали-они и были сильным противником.Ни кому ни служат по принуждению и не служили.Дружить надо с ними.Мои предки ,например,все лучшее из их культуры брали,да и сами Черкесы-взяли из наших традиций все самое лучшее.Во всяком случае-если он тебе друг(Черкес)-на всю оставшуюся жизнь.
    polukazak1
    1. ab 26 января 2012 20:25
      Цитата: polukazak1
      .Дружить надо с ними.Мои предки ,например,все лучшее из их культуры брали,да и сами Черкесы-взяли из наших традиций все самое лучшее.Во всяком случае-если он тебе друг(Черкес)-на всю оставшуюся жизнь.

      Черкесы бежали от войны.Их вырезали целыми селами . Через Турцию , часть добралось до Израиля . Я был в их нескольких деревнях
      Замечательно живут . Многие служат в боевых частях ( не смотря на то что являются мусульманами ) , у многих есть рос. гражданство.


      Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кфар-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984 г. Кфар-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.

      Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому.

      Жители Кфар-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии.

      Первая начальная школа в Кфар-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в Университете Аль-Азхар в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кфар — Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.

      В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кфар-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.

      В 1991 г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгейского языка и т. п.

      По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.[5] [6]

      есть чему поучиться
      ab
      1. polukazak1 26 января 2012 21:10
        Знаете,уважаемый-ab.Черкуессы ,как и мы Русские разделенный народ. Не одни Мы такие.Кто ни смотря ни на что живет на земле называемой своей РОДИНОЙ-тот и имеет право говорить от лица ее жителей-не важно-РУССКИЙ он так называемый или ЧЕРКЕСС Газетенки всякие паршивые откуда Вы статьи эти берете Я не читаю по одной простой причине,"Почему должен читать журналиста-не обязательно русского по вопросу о моей родине который скорее всего в моих краях и не был .Так вот.Мой родной край Ставропольский.Я,мой дед,прадед,прапрадед до 4-го колена пращуры пришли сюда,обосновались,жили и Я до сих пор живу.Жили по разному - даже почему то воевали. Но повторяю начиная уже от моего прадеда у наших народов вражды не было-были только общие проблемы.И если лозунг "отделить Кавказ от России" еще существует,то прежде всего спросите у нас -Русских живущих на Кавказе.Может мы скажем "отделите Москвобад от России"
        polukazak1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня