Зажгли на Новый год

19


Если-бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный и зажигательный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на победу стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и боеспособность. Однако этот расчет не оправдался.



К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены сперва замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановиться, так и не решив поставленных задач. Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием "Боденплатте" (в переводе - "фундамент" или "опорная плита"), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить свою активность.

К операции привлекли всё, что смогли наскрести на Западном фронте - 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которых не учили бомбить, а также - инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и не умевших ориентироваться на местности. Из них этих курсантов сформировали группы, которым было приказано следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку, так как о "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет V-2 в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов", еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк. К исходу пятого года войны немецкий "орднунг" уже трещал и разваливался, допуская подобные промахи.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, из-за чего три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу. Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против "Мустангов", "Спитфайров" и "Темпестов". Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую - на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты "Боденплатте" оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли, а 70 попали в плен. Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Особенно болезненной была гибель целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 сбитых "Летающих крепостей".

Союзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо - из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава составляли всего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк. Таким образом, союзники потеряли больше техники - 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция "Боденплатте" потерпела полный крах, особенно, с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге, "Боденплатте" стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но прощальный салют получился впечатляющим.



Немецкие самолеты, принимавшие участие в операции "Боденплатте". Внизу - один из реактивных бомбардировщиков Арадо-234, нанесших утром 1 января 1945 года отвлекающий удар по городу Антверпен.



"Фокке-Вульфы" и "Мессершмитты" атакуют американский аэродром.





Английские истребители-бомбардировщики "Тайфун", сгоревшие при штурмовке аэродрома "Эйндховен". Всего на этой авиабазе было уничтожено 26 "Тайфунов" и четыре истребителя "Спитфайр" в варианте фоторазведчика. Еще один "Спитфайр", успевший взлететь, погиб в воздушном бою с "Фокке-Вульфами". Атака "Эйндховена" - один из наиболее удачных для немцев эпизодов операции "Боденплатте". На большинстве других атакованных аэродромов потери союзников были гораздо меньше.



Два из двенадцати американских "Тандерболтов", сожженных на аэродроме "Метц-Фрескати".



Английский связной самолет Авро "Энсон", уничтоженный на аэродроме "Брюссель-Мельсброк".
Далее - самолеты Люфтваффе, сбитые или совершившие вынужденные посадки на вражеской территории в ходе операции "Боденплатте".





19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    15 января 2017 06:21
    Интересная статья...плюс автору.
    Слабая организация и разведка привела к плачевному результату...подготовка велась наспех...конечно результат был предсказуем...но в этом плане немцы были не одиноки...такие же провалы были и у нас и у союзников.
    В прочем немцам уже некуда было деваться либо пан либо пропал...итог известен.
  2. +15
    15 января 2017 07:54
    Если бы Сталин не помог нашим "союзничкам" в Арденнах, отвлекая на нас огромные силы немцев, то англам с амерами там был бы полный кобздец!
    Наивным был товарищ Сталин, когда откликнулся тогда на призыв о помощи избиваемых немцами "союзничков", и отвлечении значительных сил немцев на русских солдат...
    Ой, каким наивным...
    1. +7
      15 января 2017 08:57
      Наивным был товарищ Сталин

      Как хорошо критиковать, уже после всего, имея на руках различную, уже рассекреченную информацию.
      1. +5
        15 января 2017 12:43
        Хватит хаять И.Сталина! Нам легко спустя 3/4 века делать выводы и прогнозы минувших дней. А каково тогда в 1941-1945......? Мое мнение Сталин союзникам с оглядкой, но верил. И в вину это ему ставить нельзя, минимум некорректно.
    2. +6
      15 января 2017 13:10
      Цитата: Бригадир
      Если бы Сталин не помог нашим "союзничкам" в Арденнах, отвлекая на нас огромные силы немцев, то англам с амерами там был бы полный кобздец!

      особенно что эта помощь оказывалась уже после того как немчура выдохлась. Сколько уж можно тиражировать этот бред о помощи?
      1. +1
        15 января 2017 15:24
        Сколько уж можно тиражировать этот бред о помощи?

        В Германии прошла технологическая революция. Надо было спешить. Еще год и тысячи подводных лодок сошли б со стапелей, а небо заполонили реактивные самолеты
        1. 0
          17 января 2017 16:50
          Из чего бы немцы делали эти тысячи ПЛ и армады реактивных самолетов? С алюминием и редкоземельными металлами в рейхе уже был полный швах к концу 1944 г.
          И чем бы заправляли после потери доступа к румынской нефти?
          И на каких мощностях интересно они бы это все делали?
          Максимум что мог бы сделать III рейх это отказаться от проектов "вундерваффе" типа реактивной авиации, сверхтяжелых танков и ФАУ и этим бы только продлил свою агонию.
          При этом обученных экипажей для условных "четверок" или пилотов для Ta.152, сделанных вместо Королевских Тигров или реактивных мессеров, все равно уже не было.
      2. 0
        15 января 2017 15:54
        начало наступление перенесли ближе по дате? это помощь; пусть и не спасение от полного разгрома, как Дюнкерк.
    3. +3
      15 января 2017 18:21
      "в Арденнах, отвлекая на нас огромные силы немцев"////

      А откуда вдруг появились эти немецкие танковые армии под Арденнами? -
      их сняли с Восточного фронта. Запасных танков у немцев не было: их
      перебрасывали туда-сюда, с Востока на Запад и назад.

      Сталин, конечно, откликнулся. Но когда немецкое наступление уже провалилось.
      Американцы атаковали с фланга, и Гитлер приказал сворачивать операцию.
    4. 0
      18 января 2017 08:57
      Разбив союзников в Европе, Германия могла перебросить свои войска на Восточный фронт. Поэтому ответ "на призыв о помощи избиваемых немцами "союзничков", и отвлечении значительных сил немцев на русских солдат" было мерой вынужденной, а потому в той ситуации единственно правильной.
  3. +5
    15 января 2017 08:43
    о "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет V-2 в Голландии.
    ..Зенитные расчеты были предупреждены, но вид большого количества летящих буквально над головами в неурочное время самолетов вызвал смятение, в силу чего было сбито много немецких самолетов. На северном участке под Антверпеном несколько групп были встречены ожесточенным зенитным огнем, там артиллерия ПВО была размещена для защиты города от ракет "Фау-1"....а виной послужил туман , который буквально окутал аэродромы, что вызвало задержки вылетов и сбило весь график...
    1. +1
      15 января 2017 12:30
      гладко было на бумагу. да забыли про овраги.
      41 г РККА мало кто хочет оправдывать, а 45г -надо вывернутся и свалить все на погоду( Наполеон, Гитлер и кто еще не учли "-35гр")
      Туман Ормузском проливе и в Антарктиде( будет ли там война?)-- не было у "хероев" боеготовых экипажей и чё? папуасы виноваты, а Вермахт и Гитлер?
      1. 0
        15 января 2017 14:48
        ...Туман выступил на стороне союзников..помешал немцам..Всем было тяжело летать в туман..Туман он не разбирает, чьи летчики..немецкие, советские..Опять же , не помню какая наступательная операция проводилась советскими войсками,но тот же туман, а затем снегопад не позволил применить авиацию..Обошлись артподготовкой..При этом автор , сожалеет , что наступление прошло бы лучше, было меньше потерь, ежели удалось поднять в воздух авиацию во время..
        1. 0
          16 января 2017 20:47
          Цитата: parusnik
          Опять же , не помню какая наступательная операция проводилась советскими войсками,но тот же туман, а затем снегопад не позволил применить авиацию..Обошлись артподготовкой.

          Операция "Уран" - контрнаступление советских войск под Сталинградом hi
  4. +4
    15 января 2017 09:43
    Жест отчаянья, вдобавок плохо подготовленный.
    При двух налётах в июне 1944 года на Полтаву и Миргород у гансов результаты были лучше, да и зенитчики РККА тогда не сбили ни одного немецкого самолёта из числа участвовавших в налётах.
    1. 0
      18 января 2017 09:02
      ПВО там практически отсутствовало. Во всяком случае на аэродроме под Полтавой. И американскими командирами не была принята во внимание рекомендация советских воздушных наблюдателей о передислокации самолётов на запасной аэродром , заметивших, как американские бомберы притащили на хвосте немецкого разведчика.
  5. +2
    15 января 2017 10:45
    Так им и надо -фашистам проклятым!Бьются в агонии!
    1. +3
      15 января 2017 14:17
      Цитата: andrewkor
      Так им и надо -фашистам проклятым!Бьются в агонии!

      Уважаемый ,хватит партизанить выходите из лесу война давно закончилась smile
      1. 0
        15 января 2017 15:56
        а лучших не поднять.