Military Review

There was no bloodshed ...

0
But the reasons that gave rise to the conflict between Caracas and Bogotá remain


Relations between Venezuela and Colombia have long been in a state of permanent tension. At times it seemed that it would develop into a war between two neighboring Latin American states. So, on July 22 of this year, the Venezuelan president Hugo Chavez announced the severance of diplomatic relations with Bogotá and gave the command to pull troops to the Colombian border. Something similar happened in early March 2008, when he ordered to be nominated to the border region. Tanks.

Let us try to consider a combination of factors and causes that are intertwined in a tight knot and determined the situation.

Wrestlers for fairness or bandits?

For nearly half a century, Colombia has been in a state of civil war. It erupted in the remote mountainous areas of the country where the partisan movement originated. Gradually, scattered detachments of the rebels united in the militarypolitical organizations. The most influential of these is the Revolutionary Armed Forces of Colombia (FARC). Once its number reached 15-20 thousands of people, the leader was a native of the Communist Party, Manuel Marulanda. The other is called the National Liberation Army (ELN). This group leftist sense. There are about 5 thousand people in it, the leader is Nelson Rodriguez.

FARC and ELN have announced that they will lead an implacable struggle against the bourgeois state to build a society of social justice. At the start of the 2000s, both the Revolutionary Armed Forces and the National Liberation Army launched active hostilities in the 600 territory of the 1907 municipalities, approximately 200 of which were actually controlled by the partisans.

To achieve their goals, they used and used all possible and impossible means: the explosions of oil pipelines and power lines, hijacking aircraft, killing policemen, soldiers and officers, taking hostages (including in churches), attacking civilians and government agencies.

Gradually, political demands faded into the background, the criminalization of the armed formations took place. Their top is now firmly connected with the drug mafia, fed by it, has significant dividends from the criminal business. The leaders have superbly settled in the mountains, they fatten, they use the newest means of communication, the Internet (they have created their own websites where official documents and propaganda materials are placed), they keep their representatives abroad. In the past, Cuba provided considerable moral and material support to the rebels, their leaders regularly visited Havana, stayed there for a long time, and all sorts of publicity were arranged for them.

Meanwhile, ordinary soldiers are experiencing all the harsh harsh camp life. Luring vocal propaganda slogans and various promises of young men and women from poor families, the heads of the FARC and ELN cynically use them as cannon fodder for their own selfish interests.



TIGHTING NEGOTIATION PROCESS

To resolve the internal armed conflict, the Colombian authorities have used both force and political methods. President Andres Pastrana (1998-2002 years), who personally met with Marulanda, showed maximum readiness for dialogue. The result of this meeting was the decision to demilitarize five municipalities. As a gesture of goodwill, the head of state even traveled to Europe with prominent partisan commander Raoul Reyes.

In order to end civil strife, the so-called Colombia Plan, a ten-point comprehensive strategy, was developed in 1999. It included strengthening state structures, creating conditions for establishing lasting peace, controlling crops of drug-containing crops, combating drug trafficking and solving social problems. The fact is that the cultivation of coca is very profitable for small producers, since they derive from this quite good incomes, which allow not only to make ends meet, but also sometimes lead a quite tolerable existence.

The financial support for the plan was 7,5 billion dollars. Bogota allocated for these purposes 4 billion, the remaining funds she intended to receive from the United States and the European Union. But in practice, the measures taken by the government gave minimal results. No progress was made in the peaceful resolution of the conflict. Demilitarized zones were used by partisans to train new recruits, prepare regular actions, trade weapons and drugs. The failure of 2002 in February due to the guilt of the rebel negotiations led to a sharp change in public sentiment and, accordingly, to the consolidation of the position of supporters of tough measures against the "revolutionaries".

That’s what the 49-year-old independent presidential candidate, Alvaro Uribe, advocated. His election victory, held on 25 on May 2002, was predictable. As most analysts predicted, the second round was not needed. The new head of state, who challenged the traditional parties and was advanced by the “Colombia - first of all” movement, believed that success could be achieved only with the help of force, and therefore funding for the professional army and law enforcement agencies, in particular, the police, significantly increased their number.

The merit of Uribe was the curbing of the activities of illegal right-wing armed groups, put together as a counterweight to the partisan groups in the context of the demoralization of the central government. Once in these formations, known as the United Self-Defense of Colombia (AUC), there were 14 thousands of militants. Many of them were also associated with the drug mafia and in turn contributed to the destabilization of the situation. In addition, the president managed to implement a number of social programs aimed at reducing poverty and creating new jobs.

On this wave, Uribe achieved an amendment to the Colombian constitution allowing the president to be elected for a second term, put forward his candidacy in the next elections in 2006 and won the right to remain at his post until the 2010 year. Earlier, in May 2005, he launched an initiative to grant amnesty to insurgents who are ready to join the peace process, regardless of the crimes committed. At the same time, Uribe believed that the resumption of negotiations with the partisans was possible only if they stopped terrorist acts and took hostages. The rebels insisted that the withdrawal of troops and police from two departments should be a condition for starting negotiations on the release of the prisoners in their hands. To achieve mutual understanding, the government was sometimes forced to resort to the services of intermediaries.

Toward the close of 2007, the Venezuelan President acted in this role, having previously obtained the consent of a Colombian colleague. Uribe reluctantly accepted this, because he knew well that Chavez, who himself had once tried to take power by force, clearly sympathized with the Colombian partisans. They answered him in return. For a number of years, Venezuela provided its militants from a neighboring country with its territory for the treatment and creation of recreation centers. Nevertheless, Uribe decided on such an extraordinary step.

The peacekeeping mission of Chávez was crowned with success. In early January, 2008, the rebels took hostage - Clara Rojas and Consuelo González, who spent six years in prison. Later four more politicians joined them. It seemed the process was underway. However, after the Venezuelan leader categorically rejected the wording relating the rebels to terrorist organizations, the Colombian authorities refused his mediation services. A scandal broke out. Chavez called Uribe a mafia element, threatening to break off diplomatic relations and curtail economic ties with Colombia.

There was no bloodshed ...


IN A STEP FROM WAR

1 March 2008, the Andean subregion was on the brink of war with Colombia, Ecuador and Venezuela. The reason for the conflict was the elimination of the Colombian special forces on the adjacent Ecuadorian territory of a prominent field commander Raul Reis and, according to various estimates, from the FARC fighters 16 to 20.

A scandal broke out. Ecuador accused Colombia of violating national sovereignty, recalled its diplomats from Bogota and filed a complaint with the Organization of American States. In turn, Venezuela, which was not directly related to the incident, took similar steps and, in addition, advanced ten tank battalions to the borders with Colombia. Large-scale armed clashes loomed.

The murder of a partisan leader in the territory of Ecuador, which did not directly affect Venezuela, nevertheless led to a sharp exacerbation of relations between Bogota and Caracas. Chavez, who harbored a grievance in Uriba, instantly and quite peculiarly reacted to the Colombian operation in Ecuador: he simply began to unleash the conflict, throwing logs into the flaming fire.

In addition to saber-rattling, the Venezuelan leader made some tough statements. In particular, the vis-à-vis warned: “If you, President Uribe, try to do with Venezuela what you have arranged in Ecuador, I will send several“ Dry ”against Colombia. All this is very serious and can mark the beginning of the war in Latin America. Surely many people in Colombia want to get rid of their government, so we have to liberate this country. ” Blaming the Colombian president for violating the sovereignty of Ecuador, Chavez made it clear that he was ready to contribute to the overthrow of the legitimate government in Bogota.

Since the beginning of the conflict, political leaders from various countries of the continent have tried to contribute to its resolution. Began to use such a proven resource as high-level diplomacy.

At the end of the first week of March, the situation was defused. First, a session was held of the oldest regional structure - the Organization of American States, which promptly held an emergency meeting. Then came the summit of the so-called Rio Group, which met on March 7 in the capital of the Dominican Republic with the participation of representatives from Latin American 20 countries, including the presidents of Ecuador, Venezuela and Colombia. At this moment, a very positive role was played by the hospitable host, who managed to seat all the participants at the same table. Outwardly, a very benevolent atmosphere reigned there. This gave the correspondent of one of the British television channels a reason to give an impressive headline to the report on the events - “City of the World”.

The tripartite conflict, which did not grow into a war, largely due to the activity of the Latin American community, was initially rife with paradoxes. We have already noted the inadequate reaction of the Venezuelan leadership to it, which instantly withdrew the diplomatic staff of the embassy from the capital of Colombia, and also ordered the curtailment of intensive economic ties with the neighboring country, which reached significant volumes of trade and mutual capital investments. After a few days everything returned to normal. The presidents of the two countries embraced in public, thereby emphasizing that everything, they say, is over.

By the way, Uribe immediately called the Ecuadorian counterpart Rafael Correa after the incident and expressed regret over the incident. In turn, the Minister of Defense of Colombia apologized for the invasion of the territory of Ecuador.



US FACTOR

The Venezuelan president intent on using ever-present tensions to use as a convenient pretext for creating a military alliance of countries belonging to the Bolivarian Alliance, in order to repel the “aggressive designs” of the Colombian elite, behind which stands “American imperialism”. He spoke directly about this at the beginning of 2008.

Such an inadequate response to the situation, an increased excitability and nervousness of Chávez were due to at least three factors. First, the different types of political regimes in Colombia and Venezuela. If the leadership of the former adheres to a model of open market economy, a pluralistic democracy, retains the freedom of the media, the Venezuelan president favors building the so-called socialism of the 21st century and is trying to impose it on the rest of the continent. Secondly, the proximity or coincidence of the ideological positions of the leaders of Venezuela and Ecuador. Thirdly, the strategic partnership of Washington and Bogota, while Venezuela and the United States are developing, to put it mildly, very difficult relations.

Colombia is the only strategic ally of the United States in South America. Only Washington has allocated billion dollars to 1,3 for the implementation of the Columbia Plan. In total, in recent years, the United States has provided Bogota with more than 5 billion dollars through various channels. These funds are designed to carry out not only civilian but also military aspects of a peacekeeping strategy. In terms of American injections, Colombia ranks second in the world after Israel.

This support is conditioned by the need to combat terrorism and drug trafficking. President Uribe regularly visited Washington, he developed a relationship of trust with the former White House owner, George W. Bush.

In light of this, the statement made by the representative of the US administration became clear. He called Chávez’s statement “an inadequate response to the actions of the Colombians against the terrorist organization that is holding hostage the Colombians and the Americans.” The logic of the White House was as follows. Since the guerrillas freely penetrate the border, thereby committing illegal acts, similar response measures are fully justified. About this, in particular, bluntly said Secretary of State Condoleezza Rice.

At the peak of a sharp aggravation of the situation in the international community, the question of the hypothetical participation of the United States in hostilities in the event of a conflict escalating into a hot phase was seriously debated. However, Pentagon chief Robert Gates dismissed such an opportunity, saying that "there is no need to help the Colombians, they may well stand up for themselves."

Washington’s unconditional support for all the actions and steps of the Colombian authorities, without exception, is sharply discordant against the background of incessant confrontation with Venezuelan President Chávez. Without going into the details of this problem, we confine ourselves to only one important consideration. While the United States and most European countries finally recognized the FARC and ELN as terrorist organizations, the Venezuelan leader, on the contrary, continues to regard members of the formations as ardent revolutionaries fighting for the bright ideals of liberation from the yoke of capitalism. This circumstance served as an additional source of tension. The reason for the next round of exacerbation of bilateral relations was the consent of the Colombian government to provide the Americans with additional military bases to step up the fight against drug trafficking and drug trafficking. This step was clearly viewed as hostile towards Venezuela.



FULLY EXPLAINABLE CHANGES

It is noteworthy that before arriving in the Dominican Republic there were signs that the Venezuelan president was ready to back up. He made a sensational statement - called on the rebels to change their methods of action and move on to parliamentary methods of struggle for power. Later, namely, 8 June 2008, after the release of information about the death of the FARC leader Marulanda, Chavez made no less sensational confession: “The guerrilla war went to history. At the moment, there is no place for partisan wars in Latin America. ”

The hope for the possibility of resolving a purely internal conflict in Colombia was inspired by a letter from the Venezuelan president to the new FARC leader Kano, which contained such a passage: “I think it’s time to release all the hostages you have without asking for anything in return. It will be a great humane gesture. ”

These words sounded like a bolt from the blue, had the effect of a bomb exploded. After all, the fact that Chavez sympathized with the partisans, provided them with moral and material support, is an open secret. And such a metamorphosis! It, perhaps, can be explained by the fact that the hard drives of the computer of the murdered partisan leader Raul Reyes revealed information about the involvement of the Venezuelan government in financing the militants (300 million dollars) and the supply of weapons.

The discs were transferred to Interpol for inspection. Examination confirmed their authenticity. Of course, Chavez did not fail to call it clowning, but still he became slightly quiet, thus sending a clear signal to the Colombian authorities - look, we are no longer indulging your enemies. The reason is that the Colombian authorities, based on the findings, could file a complaint with international legal authorities about Venezuelan interference in internal affairs. It is clear that Chavez was not at all interested in this.

It is appropriate to add to this that most recently, a number of sensitive blows were inflicted on the FARC, which gave rise to a number of authoritative observers talking about the crisis and even the imminent disintegration of a group that had long held solely on the authority of the late Marulanda. Now this assessment is shared by many. For example, Pablo Casas, an analyst at the Center for Democracy and Security in Bogota, stated categorically: “FARC reminds of a slowly dying giant. This is the beginning of the end ... I do not see any factors that they could use to preserve their structure. It is already beginning to crumble, and there is no turning back. ”



IS LIGHT SEEN AT THE END OF A TUNNEL?

22 July this year, the bilateral conflict has escalated again. The reason was the statement by the head of the Colombian Foreign Ministry at a meeting of the OAS that thousands of members of insurgent groups who had raided Colombia from there were taken refuge in Venezuela. In the proof were presented photo and video materials. Hugo Chavez responded instantly: he called the materials fake, announced the severance of diplomatic relations, gave the command to bring the troops into full combat readiness. Along the way, he announced his intention to stop oil supplies to the United States. All this happened two weeks before the completion of the eight-year mandate of President Uribe.

On Saturday, August 7, Juan Manuel Santos, elected on June 22 by universal suffrage, took office as head of state. He promised to continue the implementation of the “democratic security” policy formulated by the predecessor. Of course, the Venezuelan leader was not present at the inauguration. True, at a crowded rally in Caracas, he announced his desire to normalize relations with the neighboring country.

Directed by the inauguration ceremony, Foreign Minister Nicolas Maduro had a lengthy conversation with his counterpart, Maria Angela Holguín. As a result, on Tuesday, 10 of August, Hugo Chavez arrived in the Colombian city of Santa Marta, where the two presidents met, at which an agreement was reached on the resumption of ties in full. Reconciliation was expected by experts and analysts. And they were not mistaken ...

The conflict is polluted. But the underlying causes that gave rise to it, have not gone away. And this gives reason to suggest that after a while they can again make themselves felt and serve as a reason for the next round of confrontation.
Author:
Originator:
http://www.vpk-news.ru" rel="nofollow">http://www.vpk-news.ru
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Обошлось без кровопролития...

Обошлось без кровопролития...Но причины, породившие конфликт между Каракасом и Боготой, остаются

Отношения между Венесуэлой и Колумбией длительное время находились в состоянии перманентной напряженности. Порой казалось, что она перерастет в войну между двумя соседними латиноамериканскими государствами. Так, 22 июля нынешнего года венесуэльский президент Уго Чавес объявил о разрыве дипломатических отношений с Боготой и дал команду подтянуть войска к колумбийской границе. Нечто подобное произошло и в начале марта 2008 года, когда он же распорядился выдвинуть в приграничный район танки...

Попытаемся рассмотреть совокупность факторов и причин, которые сплелись в тугой узел и обусловили сложившуюся ситуацию.


БОРЦЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИЛИ БАНДИТЫ?

На протяжении почти полувека Колумбия находится в состоянии гражданской войны. Вспыхнула она в труднодоступных горных районах страны, где зародилось партизанское движение. Постепенно разрозненные отряды повстанцев объединились в военно-политические организации. Самая влиятельная из них - Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC). Некогда ее численность доходила до 15-20 тысяч человек, вожаком был выходец из компартии Мануэль Маруланда. Другая именуется Армия национального освобождения (ELN). Это группировка левацкого толка. В ней насчитываются около 5 тысяч человек, лидер - Нельсон Родригес.

FARC и ELN объявили, что будут вести непримиримую борьбу с буржуазным государством за построение общества социальной справедливости. В начале 2000-х годов и Революционные вооруженные силы, и Армия национального освобождения развернули активные боевые действия на территории 600 из 1907 муниципалитетов, примерно 200 из них фактически контролировались партизанами.

Для достижения поставленных целей они использовали и используют все возможные и невозможные средства: взрывы нефтепроводов и линий электропередачи, угоны самолетов, убийства полицейских, солдат и офицеров, захват заложников (в том числе в церквах), нападения на мирных граждан и государственные учреждения.

Постепенно политические требования уходили на задний план, произошла криминализация вооруженных формирований. Их верхушка теперь накрепко связана с наркомафией, подкармливается ею, имеет существенные дивиденды от преступного бизнеса. Вожаки великолепно обустроились в горах, жируют, пользуются новейшими средствами связи, Интернетом (создали собственные сайты, где размещаются официальные документы и пропагандистские материалы), держат за рубежом своих представителей. В прошлом Куба оказывала значительную моральную и материальную поддержку повстанцам, их лидеры регулярно посещали Гавану, подолгу там гостили, им устраивались всевозможные паблисити.

Между тем рядовые бойцы испытывают все тяготы суровой походной жизни. Завлекая звонкими пропагандистскими лозунгами и различными обещаниями юношей и девушек из необеспеченных семей, главари FARC и ELN цинично используют их как пушечное мясо в своих корыстных интересах.

Обошлось без кровопролития...


БУКСУЮЩИЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС

Для урегулирования внутреннего вооруженного конфликта колумбийские власти задействовали и силовые, и политические методы. Максимальную готовность к диалогу проявил президент Андрес Пастрана (1998-2002 годы), который лично встречался с Маруландой. Результатом этого свидания стало решение о демилитаризации пяти муниципий. В качестве жеста доброй воли глава государства даже совершил поездку в Европу совместно с видным партизанским командиром Раулем Рейесом.

Для того чтобы покончить с междоусобицей, в 1999 году был разработан так называемый План Колумбия - комплексная стратегия из десяти пунктов. Он включал укрепление государственных структур, создание условий для установления прочного мира, контроль над посевами наркосодержащих культур, борьбу с торговлей наркотиками и решение социальных проблем. Дело в том, что выращивание коки весьма выгодно мелким производителям, поскольку они получают с этого неплохие доходы, позволяющие не только сводить концы с концами, но и порой вести вполне сносное существование.

Финансовое обеспечение плана составило 7,5 млрд долларов. Богота выделила на эти цели 4 млрд, остальные средства она намеревалась получить у США и Европейского союза. Но на практике предпринятые правительством меры дали минимальные результаты. Не удалось добиться прогресса и в мирном урегулировании конфликта. Демилитаризованные зоны использовались партизанами для обучения новобранцев, подготовки очередных акций, торговли оружием и наркотиками. Срыв в феврале 2002 года по вине повстанцев переговоров привел к резкой смене общественных настроений и соответственно к упрочению позиций сторонников жестких мер в отношении «революционеров».

Именно за это ратовал 49-летний независимый кандидат на пост президента Альваро Урибе. Его победа на выборах, состоявшихся 25 мая 2002 года, была предсказуемой. Как и прогнозировали большинство аналитиков, второй раунд не понадобился. Новый глава государства, бросивший вызов традиционным партиям и выдвинутый движением «Колумбия - прежде всего», полагал, что добиться успеха можно лишь с помощью силы, а потому значительно увеличилось финансирование профессиональной армии и правоохранительных органов, в частности полиции, заметно возросла их численность.

Заслугой Урибе явилось обуздание деятельности незаконных вооруженных формирований правого толка, сколоченных в качестве противовеса партизанским группировкам в условиях деморализации центральной власти. Некогда в этих формированиях, получивших название «Объединенная самозащита Колумбии» (AUC), насчитывались 14 тысяч боевиков. Многие из них также были связаны с наркомафией и в свою очередь способствовали дестабилизации обстановки. Кроме того, президенту удалось реализовать ряд социальных программ, нацеленных на сокращение масштабов бедности, создание новых рабочих мест.

На этой волне Урибе добился внесения в колумбийскую конституцию поправки, позволяющей президенту избираться на второй срок, выдвинул свою кандидатуру на очередных выборах в 2006-м и завоевал право оставаться на своем посту вплоть до 2010 года. Ранее, в мае 2005-го он выступил с инициативой предоставить амнистию повстанцам, готовым включиться в мирный процесс, независимо от совершенных преступлений. При этом Урибе считал, что возобновление переговоров с партизанами возможно только при условии прекращения с их стороны террористических акций и захвата заложников. Мятежники же настаивали на том, что условием для начала переговоров об освобождении находящихся в их руках пленников должен стать вывод войск и полиции из двух департаментов. Для достижения взаимопонимания правительство порой было вынуждено прибегать к услугам посредников.

Под занавес 2007 года в этой роли выступил венесуэльский президент, предварительно заручившись согласием колумбийского коллеги. Урибе пошел на это скрепя сердце, поскольку хорошо знал, что Чавес, сам пытавшийся некогда взять власть силовыми методами, явно симпатизировал колумбийским партизанам. Они отвечали ему взаимностью. На протяжении ряда лет Венесуэла предоставляла боевикам из соседней страны свою территорию для лечения и создания баз отдыха. Тем не менее Урибе решился на такой неординарный шаг.

Миротворческая миссия Чавеса увенчалась успехом. В начале января 2008 года на свободу вышли заложники повстанцев - Клара Рохас и Консуэло Гонсалес, проведшие в заточении шесть лет. Позднее к ним присоединились еще четыре политика. Казалось, процесс пошел. Однако после того как венесуэльский лидер категорически отверг формулировку, причисляющую повстанцев к организациям террористического толка, колумбийские власти отказались от его посреднических услуг. Разразился громкий скандал. Чавес назвал Урибе мафиозным элементом, пригрозив разорвать дипломатические отношения и свернуть экономические связи с Колумбией.

Обошлось без кровопролития...


В ШАГЕ ОТ ВОЙНЫ

1 марта 2008 года Андский субрегион оказался на грани войны с участием Колумбии, Эквадора и Венесуэлы. Поводом для конфликта стала ликвидация колумбийским спецназом на сопредельной эквадорской территории видного полевого командира - Рауля Рейса и еще, по разным оценкам, от 16 до 20 боевиков FARC.

Разразился громкий скандал. Эквадор обвинил Колумбию в нарушении национального суверенитета, отозвал из Боготы своих дипломатов и обратился с жалобой в Организацию американских государств. В свою очередь Венесуэла, не имевшая непосредственного отношения к инциденту, предприняла аналогичные шаги и вдобавок выдвинула к границам с Колумбией десять танковых батальонов. Замаячили масштабные вооруженные столкновения.

Убийство партизанского вожака на территории Эквадора, непосредственно не затрагивавшее Венесуэлу, тем не менее привело к резкому обострению отношений между Боготой и Каракасом. Чавес, затаивший обиду на Урибе, мгновенно и достаточно своеобразно отреагировал на колумбийскую операцию в Эквадоре: попросту стал раскручивать конфликт, подбрасывая поленья во вспыхнувший костер.

Помимо бряцания оружием венесуэльский лидер сделал ряд жестких заявлений. В частности, предупредил визави: «Если вы, президент Урибе, попробуете провернуть с Венесуэлой то, что вы устроили в Эквадоре, я пошлю против Колумбии несколько «Сухих». Все это очень серьезно и может знаменовать начало войны в Латинской Америке. Наверняка многие люди в Колумбии хотят избавиться от своего правительства, так что мы должны освободить эту страну». Обвиняя колумбийского президента в нарушении суверенитета Эквадора, Чавес недвусмысленно дал понять, что готов содействовать свержению легитимной власти в Боготе.

С момента возникновения конфликта свою лепту в его разрешение пытались внести политические лидеры различных стран континента. Стал использоваться такой испытанный ресурс, как дипломатия высокого уровня.

На исходе первой недели марта обстановку удалось разрядить. Сначала состоялась сессия старейшей региональной структуры - Организации американских государств, которая оперативно провела экстренное заседание. Затем - саммит так называемой Группы Рио, собравшийся 7 марта в столице Доминиканской Республики с участием представителей 20 стран Латинской Америки, в том числе президентов Эквадора, Венесуэлы и Колумбии. В этот момент весьма позитивную роль сыграл гостеприимный хозяин, сумевший усадить за один стол всех участников. Внешне там царила весьма благостная атмосфера. Это дало повод корреспонденту одного из британских телевизионных каналов дать отчету о происходящих событиях выразительный заголовок - «Город мира».

Трехсторонний конфликт, не переросший в войну во многом благодаря активности латиноамериканского сообщества, изначально изобиловал парадоксами. Мы уже отмечали неадекватную реакцию на него венесуэльского руководства, которое мгновенно отозвало дипломатический персонал посольства из столицы Колумбии, а также распорядилось свернуть интенсивные экономические связи с соседней страной, достигшие значительных объемов товарооборота и взаимных вложений капитала. По прошествии нескольких дней все возвратилось на круги своя. Президенты двух стран прилюдно обнимались, подчеркивая тем самым, что все, мол, позади.

Кстати, Урибе сразу же после инцидента позвонил эквадорскому коллеге Рафаэлю Корреа и выразил сожаление в связи со случившимся. В свою очередь министр обороны Колумбии принес извинения за вторжение на территорию Эквадора.

Обошлось без кровопролития...


ФАКТОР США

Постоянно возникающую напряженность венесуэльский президент вознамерился использовать в качестве удобного повода для создания военного союза стран, входящих в Боливарианский альянс, с целью отражения «агрессивных замыслов» колумбийской верхушки, за спиной которой стоит «американский империализм». Об этом он прямо говорил в начале 2008 года.

Столь неадекватная реакция на ситуацию, повышенная возбудимость и нервозность Чавеса объяснялись по меньшей мере тремя факторами. Во-первых, разнотипностью политических режимов Колумбии и Венесуэлы. Если руководство первой придерживается модели открытой рыночной экономики, плюралистической демократии, сохраняет свободу средств массовой информации, то венесуэльский президент выступает за построение так называемого социализма XXI века и пытается навязать его остальным странам континента. Во-вторых, близостью либо совпадением идейных позиций лидеров Венесуэлы и Эквадора. В-третьих, стратегическим партнерством Вашингтона и Боготы, тогда как у Венесуэлы с США складываются, мягко говоря, весьма непростые отношения.

Единственным стратегическим союзником Соединенных Штатов в Южной Америке является Колумбия. Только на реализацию Плана Колумбия Вашингтон выделил 1,3 млрд долларов. Всего же за последние годы США по разным каналам предоставили Боготе свыше 5 млрд долларов. Эти средства предназначены для выполнения не только гражданских, но и военных аспектов миротворческой стратегии. По объему американских вливаний Колумбия занимает второе место в мире после Израиля.

Эта поддержка обуславливается необходимостью борьбы с терроризмом и наркомафией. Президент Урибе регулярно наведывался в Вашингтон, у него сложились доверительные отношения с бывшим хозяином Белого дома Джорджем Бушем.

В свете этого становилось понятным заявление представителя администрации США. Он назвал высказывание Чавеса «неадекватной реакцией на действия колумбийцев против террористической организации, удерживающей в заложниках колумбийцев и американцев». Логика Белого дома сводилась к следующему. Поскольку партизаны свободно просачиваются через границу, тем самым совершая противоправные деяния, то вполне оправданны аналогичные ответные меры. Об этом, в частности, без обиняков говорила государственный секретарь Кондолиза Райс.

На пике резкого обострения ситуации в международном сообществе всерьез дебатировался вопрос о гипотетическом участии Соединенных Штатов в военных действиях в случае перерастания конфликта в горячую фазу. Однако шеф Пентагона Роберт Гейтс отмел такую возможность, заявив, что «нет нужды помогать колумбийцам, они вполне могут постоять за себя сами».

Безоговорочная поддержка Вашингтоном всех без исключения действий и шагов колумбийских властей резко диссонирует на фоне непрекращающейся конфронтации с венесуэльским президентом Чавесом. Не вдаваясь в детали данной проблемы, ограничимся лишь одним немаловажным соображением. В то время как Соединенные Штаты и большинство европейских стран наконец признали FARC и ELN террористическими организациями, лидер Венесуэлы, напротив, продолжает считать членов формирований пламенными революционерами, борющимися за светлые идеалы освобождения от ига капитализма. Это обстоятельство послужило дополнительным источником напряженности. Поводом для очередного витка обострения двусторонних отношений стало согласие колумбийского правительства предоставить американцам дополнительные военные базы для активизации борьбы с наркобизнесом и наркотрафиком. Этот шаг однозначно рассматривался как враждебный по отношению к Венесуэле.

Обошлось без кровопролития...


ВПОЛНЕ ОБЪЯСНИМЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Весьма примечательно, что еще до приезда в Доминиканскую Республику обозначились признаки того, что венесуэльский президент готов дать задний ход. Он сделал сенсационное заявление - призвал повстанцев изменить методы действий и перейти к парламентским способам борьбы за власть. Позднее, а именно - 8 июня 2008 года после обнародования информации о кончине вожака FARC Маруланды из уст Чавеса прозвучало не менее сенсационное признание: «Партизанская война ушла в историю. В настоящий момент в Латинской Америке больше нет места партизанским войнам».

Надежду на возможность урегулирования сугубо внутреннего конфликта в Колумбии внушало письмо венесуэльского президента новому лидеру FARC Кано, где содержался такой пассаж: «Я думаю, настало время освободить всех заложников, которые у вас есть, не прося ничего взамен. Это будет великий гуманный жест».

Эти слова прозвучали как гром среди ясного неба, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Ведь то, что Чавес симпатизировал партизанам, оказывал им моральную и материальную поддержку, - секрет Полишинеля. И вот такая метаморфоза! Ее, пожалуй, можно объяснить тем, что на жестких дисках компьютера убитого партизанского вожака Рауля Рейеса обнаружилась информация о причастности венесуэльского правительства к финансированию боевиков (300 млн долларов) и поставкам оружия.

Диски были переданы на проверку в Интерпол. Экспертиза подтвердила их подлинность. Разумеется, Чавес не преминул назвать это клоунадой, но все-таки слегка притих, тем самым как бы послав ясный сигнал колумбийским властям - смотрите, мы уже не потворствуем вашим врагам. Причина в том, что власти Колумбии, опираясь на полученные данные, могли подать жалобу в международные юридические инстанции по поводу вмешательства Венесуэлы во внутренние дела. Понятно, что Чавес в этом был совсем не заинтересован.

К сказанному уместно добавить, что в самое последнее время по FARC был нанесен ряд чувствительных ударов, что дало основание ряду авторитетных наблюдателей говорить о кризисе и даже скором распаде группировки, продолжительное время державшейся исключительно на авторитете покойного Маруланды. Теперь эту оценку разделяют многие. Так, например, Пабло Касас, аналитик Центра демократии и безопасности в Боготе, категорически заявил: «FARC напоминает медленно умирающего гиганта. Это начало конца... Я не вижу никаких факторов, которые они могли бы использовать для сохранения своей структуры. Она уже начинает рушиться, и пути назад нет».

Обошлось без кровопролития...


ВИДЕН ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ?

22 июля нынешнего года двухсторонний конфликт вновь обострился. Поводом стало заявление главы колумбийского МИДа на заседании ОАГ о том, что в Венесуэле нашли убежище 1,5 тысячи членов повстанческих группировок, совершающих оттуда рейды в Колумбию. В доказательство были предъявлены фото- и видеоматериалы. Уго Чавес отреагировал мгновенно: назвал материалы фальшивкой, объявил о разрыве дипломатических отношений, дал команду привести войска в полную боевую готовность. Попутно заявил о намерении прекратить поставки нефти в США. Все это произошло за две недели до завершения восьмилетнего мандата президента Урибе.

В субботу, 7 августа, Хуан Мануэль Сантос, избранный 22 июня всеобщим голосованием, вступил в должность главы государства. Он обещал продолжить осуществление политики «демократической безопасности», сформулированной предшественником. Разумеется, венесуэльский лидер на инаугурации не присутствовал. Правда, на многолюдном митинге в Каракасе заявил о желании нормализовать отношения с соседней страной.

Направленный на церемонию инаугурации министр иностранных дел Николас Мадуро имел продолжительную беседу со своей коллегой - Марией Анхелой Ольгин. В результате во вторник, 10 августа, Уго Чавес прибыл в колумбийский город Санта Марта, где и состоялась встреча двух президентов, на которой была достигнута договоренность о возобновлении связей в полном объеме. Примирение ожидалось экспертами и аналитиками. И они не ошиблись...

Конфликт загашен. Но глубинные причины, его породившие, никуда не делись. И это дает основания высказать предположение, что через некоторое время они вновь могут дать о себе знать и послужить поводом для очередного витка противостояния.
Автор: Эмиль ДАБАГЯН, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук
Первоисточник: http://www.vpk-news.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.vpk-news.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня