МиГ-35 является основным претендентом в тендере Бангладеш

Как сообщает интернет-газета «Взгляд», генеральным директоратом Бангладеш по оборонным закупкам обнародован тендер, предполагающий приобретение 8 двухдвигательных многоцелевых истребителей, которые призваны укрепить обороноспособность страны по отношению к воздушным угрозам. В качестве главных претендентов эксперты обозначили новый МиГ-35, истребители Су-35 и Су-30СМ.



Условия тендера предусматривают, что самолеты должны быть новой постройки, изготовленными не ранее чем через год после подписания контракта. Обозначается график сдачи истребителей: двумя партиями по четыре машины; вторая партия поставляется через 18-24 месяца после первой. Самолеты должен быть двухдвигательными с «сухой» тягой не менее 5,5 тыс. кг и более 8 тыс. кг на форсаже, иметь восемь узлов подвески с минимальной полезной нагрузкой 5 тыс. кг.


РЛС должна быть представлена фазированной антенной решеткой с электронным сканированием и обеспечивать пуск управляемых ракет класса «воздух-воздух» в радиусе 150 км и «воздух-земля» в радиусе 50 км. Одно из требований состоит в оснащении самолета интегрированной системой радиоэлектронной борьбы, ИК-системой поиска и сопровождения с дальностью действия не менее 50 км, нашлемной системой отображения, индикатором с отображением информации на лобовом стекле, современной «стеклянной кабиной».

В наибольшей мере данной спецификации соответствует МиГ-35, оснащенный требуемой РЛС. Официальная презентация МиГ-35 состоялась в конце января текущего года.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Р36М2 3 марта 2017 08:54
    Опять кредит долгосрочный? Или бататом отдавать будут? Продажа - это хорошо, но нужно за живые бабки. Вот Алжир, Египет, Ирак - это другое дело.
    1. vovanpain 3 марта 2017 09:13
      МиГ-35 является основным претендентом в тендере Бангладеш

      Основным претендентом должны быть ВКС России.
      1. Now we are free 3 марта 2017 10:31
        При всей вере в МИГ-35 думаю Бангладеш выберет СУ-30СМ по совокупности плюсов: отработанная платформа (конкретно СУ-30СМ) уже хорошо себя зарекомендовавшая, более 8 узлов подвески, более 5000 кг боевой нагрузки, всем ттх в плане вооружения и тяги заявленным на тендере более чем отвечает. СУ-35 машина слишком дорогая и сложная мало того по сравнению с СУ-30СМ практически опыт применения намного меньше. Про МИГ-35 вообще молчу, машина абсолютно новая да и по сравнению с СУшками он классифицируется как лёгкий истребитель а не как тяжёлый...
        1. НЕКСУС 3 марта 2017 10:55
          Цитата: Now we are free
          При всей вере в МИГ-35 думаю Бангладеш выберет СУ-30СМ

          Не факт. Думаю очень важный момент это цена за изделие,и тут у МИГа некоторое преимущество.
          Цитата: Now we are free
          Про МИГ-35 вообще молчу, машина абсолютно новая да и по сравнению с СУшками он классифицируется как лёгкий истребитель а не как тяжёлый...

          А в требованиях не указано какая машина им нужна,легкая или тяжелая. Видимо они ищут наиболее приемлемый для себя вариант.
          1. vanek77 3 марта 2017 12:12
            Нексус, требования именно под МиГ-35. Там было написано что им нужен истребитель именно среднего класса. Им на презентации очень понравился истребитель, так что требования писались именно под него. Главное с АФАР не облажаться. АФАР для Су-30СМ нет, если начнут под нег подгонять, то стоит он будет намного дороже заявленных 50млн., а под МиГ она уже есть и там убирают уже последние шероховатости. И с ней МиГ стоит именно те самые 50млн. . Им тяж просто не нужен, он для них избыточен, богатые страны Ближнего Востока, другое дело, туда сейчас пытаются Су-35 впарить, государства там богатые и амбициозные, могут себе и такую машину позволить.
            1. НЕКСУС 3 марта 2017 12:15
              Цитата: vanek77
              Главное с АФАР не облажаться.

              Вопрос на три миллиона. А ЖУК-А допилили? Да и с ОВТ много вопросов для экспортной машины.
              1. vanek77 3 марта 2017 12:19
                В группах пишут, что реально он готов, просто наше государство на него пока не готово разорится, а на экспорт пожалуйста, все что захотите, лишь бы платили. С ОВТ тоже самое, проблем нет, это отдельная опция.
                1. НЕКСУС 3 марта 2017 12:22
                  Цитата: vanek77
                  а на экспорт пожалуйста, все что захотите, лишь бы платили. С ОВТ тоже самое, проблем нет, это отдельная опция.

                  Однако для СЭБЭ что-то поговаривают ,мы будем закупать без всех этих "излишеств" миги...очень бы не хотелось,чтоб это оказалось правдой.
                  1. vanek77 3 марта 2017 13:34
                    Со второй партией решено закупать в полной комплектации, все упирается в деньги, хотя цену государству удалось сбить. Для сэбэ, он вроде должен стоить в пределах 35млн., но зато ускорено по срокам закупки. Правда удастся ли удержать эту цену с АФАР, там еще должны подойти движки доработанные, с ними у него БР будет примерно как у Су-30СМ 1200км. , возможно и тяга подрастет. Если со всем этим новьем удастся удержать цену в пределах 40 млн. то тираж машины могут увеличить.
                    1. Arh 3 марта 2017 16:33
                      Бангладеш не фрукты и овощи , а чего то понимает в металлическом летательном стекле !!! good laughing
                      Arh
        2. vanek77 3 марта 2017 11:36
          Ну е6сли вы прочитаете требования заказчиков, то увидите, что это ТТХ именно МиГ-35. Требование Бангладеш писал именно под МиГ-35. Им не нужен тяж, они выбирали среди истребителей именно среднего класса и под эти ТТХ подпадают только два истребителя, МиГ-35 и "Рафаль". Но так как цена машины ограничивается 50-тью млн. зелени, то остается только один претендент, это МиГ-35. Да собственно говоря военный представитель Бангладеш заявил об этом еще во время презентации истребителя. В данный момент идут активные переговоры еще с парой десятков стран, у которых парк истребителей состоит из МиГ-29, еще с десятком ведутся переговоры о модернизации машин до уровня М, или СМП (СМТ).
          1. Касым 3 марта 2017 16:55
            Привет, Ванек77! Что-то я не нашел про 50 млн. в статье - может на презентации. А про то, что легкий нужен Бангладеш можно понять по мощности двигателя. Максимум 5,5, на форсаже не менее 8т.
            Беспокоюсь за МиГ-35, пока готового АФАР и др. прелестей не видно. Может они и есть, но на летных экземплярах не видно. И как его предлагать? Будет симбиоз 29 и 35. Нет нового крыла, но он им и не нужен, если написано про 4 точки подвески на каждом. Но это скажется на ЛТХ, т.к. машина потяжелела.
            Но в то же время, они тендер объявили после недавней презентации - может им что-то пообещали по срокам и оснащению!?
            МиГ-29 для РФ 12ед. и заказ для Египта. Может с этого что-то заработают и будет на что допиливать МиГ-35. Похоже денег на него нет - иначе еще при индийском тендере "вложились" бы. Вот тут нашим бы подключиться, но пока на Су-30СМ только разродились. Надо в разработки вкладываться, а не банальной закупкой заниматься - тогда глядишь и рем. базу со сборкой заработаем, о чем так НАН мечтает. hi
            1. vanek77 3 марта 2017 17:20
              Касым, здравствуй. Наши вообще по такой цене предлагали МиГ-29М/2, но вроде и 35-тый пойдет по такой цене, потому что на презентации военный представитель говорил, что цена их устраивает. Значит договорились наверное именно по этой цене (с АФАР), так как МиГ-29М/М, насколько мы знаем, по этой цене никто не купил, именно из за отсутствия фазированной решетки, новой нашлемной системы, нового компенсирующего костюма, ну там по ОЛЛС, ИЛС. Выше цены вряд ли их устроят, там уже идут в конкурентах "Тайфун", "Рафаль". Они предпочли его именно из за цены. О чем они сами сказали и это же сказал, Дмитрий Рогозин. У МиГаря преимущество по стоимости-эффективности и по эксплуатационным расходам. Для ВКС России, должностные лица заявляли, что истребитель должен быть дешевле как я уже писал, в пределах 35-ти млн. В нынешней комплектации это очень реально, с АФАР, будет видно, хотя наверное так и будет,
              1. Касым 3 марта 2017 18:13
                То что я знаю про цены.
                Су-30СМ - 1,45 млрд. рублей
                МиГ-29 СМТ (МиГ-35 ?). Предварительный контракт на МиГ-35 первых серий (скорее всего пустые) был на сайте в конце осени прошлого года на сайте.Там была цена 1 млрд. за единицу.
                Это внутренние цены для ВКС РФ. Если перевести в валюту, то за Су около 25 мил, а за МиГ 16 мил.. Так что разница между внут. и внеш. ценами существенная. Конечно АФАР, ОВТ и т.д. поднимут цену (пусть будет соответственно 32-22). Но согласитесь, что это не 70млн.за самый дешевый амер.Ф-16 - можно нафаршированный Су-30 за такое предложить. Вся проблема во французских комплектующих для БРЭО рос. самолетов - импортозамещение здесь заимет минимум 5 лет - как-то, года 3 назад, после начала санкций, кто-то выкладывал перечень БРЭО Су-30, в которых стоят эти фран. комплектующие ("мама не горюй" называется).
                По поводу АФАР. Была статья на ВО (14-15г.,лето), где писали, что пару МиГ-29 ВКС передали "Фазатрону" для установки (испытания) Жука. Что дальше было не сообщали.
                Новое крыло. Оно очень важно - чтобы не упали ЛТХ МиГ-35 в отличии от первых МиГ-29, и на нем 5 точек подвески. Скорее всего оно БУДЕТ из композита, гражданский МС-21 его имеет - т.е. технология есть. Я думаю, что если оно (крыло) было бы из металла, то давно уже сделали бы. Но так как его нет даже на испытательном борту (номер точно не помню), но тот что по ящику показывали при презентации; то боюсь, что оно только в разработке.
                Очень жаль, что не хватает на финансирование этого самолета - убежден, что будет продаваться даже лучше Сушек. hi
                Остается надеяться, что внимание первых лиц гос-ва не пройдут даром.
                1. vanek77 3 марта 2017 19:02
                  Да, я тоже так считаю, потому что ниша МиГа, это дешевый истребитель с хорошими ТТХ, наряду с СААБ и Ф-16. Возможно и Бангладеж, он тоже достанется не дороже сорока, потому что нам нужно опять занять эту нишу и тут ответ один, продавать подешевле. Кстати СМТ (новодел) вроде тоже покупался по цене 1 млрд. за борт, но он может быть модернизирован до уровня (по оборудованию и двигателям) МиГ-35, там все это учтено, в отличии от Алжирского контракта. Думаю что мы тоже сможем купить МиГ-35 по внутрироссийским ценам, вот это было бы круто, укомплектовать пару полков этим истребителем. Вроде как хотели МиГ-31 модернизировать, надеюсь это будет сделано. Тогда весь наш парк боевой авиации будет обновлен и некисло. Что касается крыла, то там много композита. Вот старое фото, это вроде тоже на базе корабелки. разве это не композит? Да и в группах, на других ресурсах, об этом не читал. Другое дело, что делают все в ручную, это даже показывали в репортажах, вот это замедляет процесс.
                  1. Касым 3 марта 2017 19:51
                    Где-то эскадрилья (12 машин у подобного класса) МиГ-31 ВВС РК уже прошла модернизацию - сейчас РФ кинулась и наши немного "задвинули". Летом Коммерсант писал, что еще 7 машин Су-30СМ в производстве для наших ВВС (2 передали в начале года и я не знаю в какой зачет они идут). Контракт на 36 машин подписан и выполняется более мелкими партиями. Цены внутренние для РК - президентами и парламентами это подписано.
                    92-96 машин МиГ-35 - такой интерес был у НАНа в 15 году. Это даст возможность заменить все МиГ-23,27,29, т.е. легкие.
                    Был интерес на Су-34 и 35 - но это надо полагать на перспективу.
                    Подъемная сила самолета прямо пропорциональна (зависит от...) площади крыла (это из физики). А так как самолет потяжелел, то надо его увеличить по площади крыла. Вспомните, какое преимущество было у Су и МиГ перед конкурентами помимо маневренности - скороподъемность. Чтобы сбросить противника с хвоста, надо было на скорости уходить в набор высоты. Истребители противника "сваливались" в горку - не тянут, поэтому уходят в гориз. полет, чтобы набрать скорость. Вот чтобы оставить это преимущество и надо увеличь площадь крыла. Вы его на фото не найдете, его нет. Сейчас старые "заделы" в дело идут. Даже на демонстрации МиГ-35 его нет. Первый этап испытания связан с управлением самолета, взлет-посадка.
                    Еще одна мысль насчет композитного крыла. Хочу подчеркнуть, что это мое предположение. МиГ-29 с 10т. потяжалел до 13т. МиГ-35. И вот чтобы сбросить вес было бы логично предположить, что на МиГ-35 будет композит. крыло. Все-таки считаю, что он важен в первую очередь из-за веса, а не из-за его стелс-возможностей. МиГ-35 с его наружной подвеской этот стелс ... сами понимаете. Если было бы из металла, то почему его нет - это не большая проблема сделать пару экспериментальных?! Для истребителя одно из важных ТТХ - это тяговооружение. А это "борьба" за вес самолета, за тягу двигателя (на бумаге они должны быть увеличены). Поэтому думаю, что композит (для гражданского МС-21 мотают композит. крыло - когда такое было, чтобы гражданские лезли вперед военных wink ) - хотя кто его знает. hi
                    1. vanek77 3 марта 2017 20:25
                      Касым, площадь крыла на МиГ-35 увеличена в общем на четыре квадрата и его удлинили на 50 СМ., это видно на видео невооруженным глазом и Сергей Коротков и на форумах работяги, говорили о том же. Ведь боевая нагрузка до семи тонн появилась не на пустом месте. Машина выдерживает перегрузки в 10 П и является на данный момент самой скороподъемной в мире, 330м/с. На крыльях по четыре точки для подвески вооружения, одна для ПТБ и одна для контейнера ЦЛУ. Все серое на фото, это композит, включая крылья. По весу машины, 13 тонн, это вроде вес корабелки, но там не только стойки шасси усилены но и весь планер, для того чтобы гак не оторвался во время посадки. На тридцать пятом , как пишут, остались усиленными стойки шасси и немного планер, но засчет того, что на нем более двадцати процентов композитов (как это видно на фото), его вес находится в пределах 11-ти тонн, может и больше, но не 13 это точно. Скорее всего 11,5тонн, что вполне приемлемо. Раньше для него хотели строить отдельную линию, там он должен был весить 9,5-10 тонн, но потом в целях экономии, решили собирать на базе корабелки, что естественно повлияло на его вес, но не до такой степени, это уж точно. В 2019 году будет готов модернизированный двигатель для него, там тяга и экономичность будут увеличены, поэтому все должно компенсироваться. Гак и соответствующие усиления конструкции для него отсутствуют, поэтому думаю, что 11.5 тонн может быть, хотя на презентации говорили о десяти тоннах (официально), думаю, что вряд ли стали врать, это контрпродуктивно.
                      1. vanek77 3 марта 2017 20:29
                        Вот на видео хорошо видно, как увеличена площадь крыла.
                        Кстати первая партия будет состоять из 30-ти 37 машин, об этом заявил главком. События вокруг России подталкивают к скорейшей закупке этих истребителей, они создаются именно для боевых действий, об этом тоже заявляли.
                      2. Касым 3 марта 2017 20:48
                        МиГ-35 - 12,2т.(это без АФАР), МиГ-29К в Сирии, корабелка -12,7т.
                        Дружище, забудь про 7 тонн - это на одном ведре керосина. Видил я его(29) на полигоне 2 года. Там в принципе 3-4 т. хватит; а обычно и 1,5т таскает. Например, 8 АБ на 8 точках подвески по 100-250кг. = от1до2т..
                        Эти 4 кв. м. игруют ключевую роль - иначе зачем его менять. Я рад, и знал, что частично он из композита. Уже писали, что "части фюзеляжа сделаны из композита" - я имел в виду, что к тому 20г. придут к полному композиту крыла - было бы круто на фоне повышенной мощности движка. Обычно испытания нового самолета занимают приличное время - но вот с МиГ-35 это можно быстрее, но вот того, что заявленного пока не видно вносит пессимизм.
                        То что Вы пишете за 11,5т - тоже толкает к тому, что крыло должно быть из композита в итоге. hi
      2. Titsen 4 марта 2017 10:33
        Цитата: vovanpain
        Основным претендентом должны быть ВКС России.


        Зачем?

        Потому что Вам так хочется?
    2. Nikolaevich I 3 марта 2017 09:20
      Аполитично рассуждаете,понимаешь ! Ну к чему вам "живые" деньги ? Можете и не дождаться-очередные сердюковы спи....стибрят ! А в народе шо говорят? "Любовь приходит и уходит,а Кушать хочется Всегда !" Всё равно побежите на рынок за бананами,кокосами,рыбкой,шашлыком,а туточки-"натура" из Бангладеш !
  2. Мар.Тира 3 марта 2017 08:58
    Радует,что все конкуренты в тендере наши,российские.Что у МИГа увеличатся перспективы развития.
    1. bouncyhunter 3 марта 2017 09:02
      Цитата: Мар.Тира
      Радует,что все конкуренты в тендере наши,российские.

      Олег hi То , что в тендере главные претенденты российские ещё ни о чём не говорит . Вот заключат контракт , тогда и спляшем под баянчик ! wink drinks
  3. BerBer 3 марта 2017 09:08
    Миг нужно поднимать. Внутренняя конкуренция чуть не угробила одно из старейших КБ. А фигура Погосяна в этом свете очень спорная.
    1. krops777 3 марта 2017 09:13
      Мигу нужно поднимать. Внутренняя конкуренция чуть не угробила одно из старейших КБ.


      Его не конкуренция чуть не угробила, а наши недальновидные и вороватые чиновники.
    2. Nikolaevich I 3 марта 2017 09:27
      Цитата: BerBer
      Мигу нужно поднимать

      Надоть бенгальцам заманчивые предложения на уши вешать....типа берёте 8 МиГ-35,получаете бонус: 3 МиГа 5го поколения с ба-а-льшущей скидкой (потом) !
      1. vanek77 3 марта 2017 11:45
        По этому сценарию работают на ближнем Востоке, Блумберг вчера написало, что наши вместе с ОАЭ будут создавать ЛФИ пятого поколения, а сейчас государства обязуются закупить Су-35 (так было написано в переводе). Насколько истинно это заявление еще надо посмотреть. Если подтвердится в других источниках, то классно. Есл страна способна производить два типа истребителя, то это дар Божий, надо проталкивать обе машины. У нас наконец начинают это понимать. Собираются развивать оба класса машин. Прочитал на одном ресурсе, сколько страна потеряла упущенной выгоды, за время когда МиГ гнобили, плохо стало, писать даже не буду, но писали люди сведущие.
  4. Дамир 3 марта 2017 09:15
    Приятно видеть без компромиссную борьбу левой руки с правой за право положить кошелек в карман...
  5. Jovanni 3 марта 2017 09:21
    Ну что же, может сдвинут с помощью этого контракта с мертвой точки производство МиГ-35. Надо с чего-то начинать...
    1. ватник 3 марта 2017 09:48
      Ну вообще на вооружении ВВС Бангладеш состоят в основном российские и китайские боевые самолёты но если они хотят недорогой двухдвигательный да ещё и с РЛС с фазированной антенной решеткой с электронным сканированием и обеспечивать пуск управляемых ракет класса «воздух-воздух» в радиусе 150 км и «воздух-земля» в радиусе 50 км то альтернативы МиГ-35 у них нет тем более у них уже состоят на вооружении восемь самолётов предыдущей версии МиГ-29 закупленные ими ранее.
    2. vanek77 3 марта 2017 11:55
      У нас есть еще Египетский контракт, на 46 МиГ-29М и четыре МиГ-29М/М2, в Апреле первые восемь истребителей будут отправлены туда. Но не надо забывать, что и матушка Россия закупит 170 единиц. Сейчас убалтывают Индусов, эти ребята конечно очень капризные, но наши наседают и не сдаются. В Индии уже строится инфраструктура под МиГи, но будем посмотреть, если выгорит, то можем продать до 200-сот бортов, то-есть они могут в будущем заменить все МиГ-21 и 29, всего где-то 400 единиц. Поэтому там битва не кислая. "Рафалями" они точно полностью их не заменят, а собственный "Теджас", еще не в лучшем виде.
  6. Р36М2 3 марта 2017 09:44
    Цитата: Nikolaevich I
    Аполитично рассуждаете,понимаешь ! Ну к чему вам "живые" деньги ? Можете и не дождаться-очередные сердюковы спи....стибрят ! А в народе шо говорят? "Любовь приходит и уходит,а Кушать хочется Всегда !" Всё равно побежите на рынок за бананами,кокосами,рыбкой,шашлыком,а туточки-"натура" из Бангладеш !

    Бананы-кокосы? Лет 10 уже не покупаю эту гадость. А вообще хватило нам уже, Египет при СССРах луком-чесноком за ВПК и Суэцкий рассчитывался, кубинцы - сахаром, в итоге своё с/х не развивали. Живые бабосы и не кредит! Достаточно того, что Росатом на 130 млрд.$ кредитных по всему миру позаключал(часть уже строится). Нагрузку на банковую систему надо учитывать.
    1. Sergej1972 3 марта 2017 13:18
      А чем бананы-кокосы плохи? Россияне их с удовольствием покупают, особенно бананы.
  7. Мар.Тира 3 марта 2017 10:06
    Цитата: bouncyhunter
    тогда и спляшем под баянчик !

    Сплюнь!!!!!!!!!!!!!
  8. Мар.Тира 3 марта 2017 10:08
    Цитата: Nikolaevich I
    Цитата: BerBer
    Мигу нужно поднимать

    Надоть бенгальцам заманчивые предложения на уши вешать....типа берёте 8 МиГ-35,получаете бонус: 3 МиГа 5го поколения с ба-а-льшущей скидкой (потом) !

    Такое делать нельзя!Престиж,и доверие уже не восстановишь.
  9. voyaka uh 3 марта 2017 10:36
    "Одно из требований состоит в оснащении самолета интегрированной системой радиоэлектронной борьбы, ИК-системой поиска и сопровождения с дальностью действия не менее 50 км, нашлемной системой отображения, индикатором с отображением информации на лобовом стекле, современной «стеклянной кабиной».////

    Но в МиГ-35 ничего этого нет! belay
    1. просто экспл 3 марта 2017 12:01
      есть , и РЭБ , и ОЛС , и нашлемники с индикаторами .
    2. vanek77 3 марта 2017 12:05
      Есть Вояка, посмотрите презентацию, летчики-испытатели говорили об этом и Сергей Коротков. Даже на МиГ-29М Египетского контракта, многое из этого есть, да и на наших корабелках все это установлено (про шлем правда не знаю, но все, что стоит на МиГ-35, обкатывается и стоит на корабелках).
  10. a.s.zzz888 3 марта 2017 10:41
    Условия тендера предусматривают, что самолеты должны быть новой постройки, изготовленными не ранее чем через год после подписания контракта.


    ...ты гляди на них, харчами стали перебирать... laughing
    1. просто экспл 3 марта 2017 12:02
      это условие специально под миг заточили . им линию сборки подготовить надо.
  11. Громобой 3 марта 2017 11:53
    _________________________________
  12. Sergej1972 3 марта 2017 13:21
    Бангладеш страна бедная, с небольшой территорией, равной полутора Болгариям, но с населением почти 180 млн., человек, что на 30 млн. больше, чем в РФ. Сушки им не нужны, а МиГи вполне подойдут.
  13. vanek77 3 марта 2017 21:39
    Дружище, думаю все наверстается, просто проект долго находился в подвешенном состоянии, а потом резко им заинтересовались, сразу и АФАР нашлась и оборудование по пятому поколению. Рогозин заявил, что теперь оба КБ будут развивать. Сейчас просто суматоха, все войдет в нужную колею и образуется. Многие процессы надо автоматизировать, нужны большие прессформы, для тех же крыльев и килей. Раньше это просто ненужно было никому, а теперь нужно и для себя много закупить и еще на экспорт работать. Если государственные мужи (в том числе и президент) заявили, что истребитель нужен нам и на экспорт, то не сомневаюсь что многие пролцессы будут автоматизированы, и появится оборудование (большие формы), для изготовления больших изделий из композита, тех же крыльев. Я не сомневаюсь, что если Путин сказал, истребитель нужен, то дела уже продвигаются в этом направлении. Вот как собирали прототипы.

    Кстати там материалы используются, большие по объему, но весят килограм, посмотри, это интересно.
Картина дня