Легенда русского неба – Алексей Маресьев

Легенда русского неба – Алексей Маресьев
Трое братьев у меня. Так вот они умные
А я, младший, в летчики пошел!
А. Маресьев


1916 год подарил Советскому Союзу будущего человека-легенду – Алексея Маресьева. Родился мальчик в многодетной семье, последним и имел слабое здоровье. Алексей часто болел малярией и по его собственному выражению был похож более на китайца, чем на русского мальчишку. Его мать воспитывала сыновей одна, так как отец, вернувшись с войны, скоропостижно скончался от ран. Он был окопным солдатам во время Первой мировой войны. Скромный доход матери и ее волевой характер, заставил мальчиков рано изучить и понять главные законы честной жизни. Заработок уборщицы деревообрабатывающего завода не позволял жить роскошно и мальчики с детства приучались к труду. В конце своей жизни Маресьев назовет добросовестное отношение к труду главным положительным качества человека. У Алексея Петровича в юности были серьезные проблемы с суставами, что доставляло ему немалые страдания. Боли были настолько сильными, что ребенок порой просто не мог ходить. Страдал мальчик и от мигреней. Точный диагноз Маресьеву так и не был установлен, однако, после переезда на Дальний восток болезни прошли сами собой. По словам самого Алексея Петровича, ему помог климат. Следует упомянуть, что ехать по заданию партии на строительство Комсомольска-на-Амуре Маресьев не хотел и едва не потерял свой комсомольский билет, но спасли уговоры матери и родственников. Одна из знакомых сказала ему о возможности благотворного влияния природных условий этого края и юный Алексей согласился. Поправив здоровье, Алексей Петрович прилагал все усилия, чтобы стать профессиональным летчиком. Первые уроки он проходил на Амуре, затем, после вступления в военные ряды, был зачислен в авиационные погранотряд на Сахалине. Однако реальных полетов еще не было, они оставались лишь в мечтах молодого Алексея Петровича.


Первый опыт полетов пришел к Маресьеву лишь в 1940 году в городе Батайске, во время пребывания в военной школе. Удача в настоящем бою нашла его позже в 1942. Упорное стремление стать отличным летчиком не прошло даром, Алексей Петрович был отличным учеником и усвоил все, о чем говорили ему преподаватели. Сбитые неприятельские истребители следовали один за другим. И уже к концу марта первого года боевых полетов на счету талантливого летчика было 4 неприятельских машины.

В апреле с молодым пилотом случилось несчастье. Его самолет подбили, и он, планируя до земли, намеревался сесть на занесенное снегом лесное болотце. Однако мощности машины не хватило, и она со всей силы рухнула на могучие стволы деревьев. Маресьев остался жив, но был серьезно ранен. По его собственным словам, лишь неукротимое желание жить позволило ползком добираться до своих в течение восемнадцати дней. Каким образом выжил Алексей Петрович никому не известно. Сам он не любил вспоминать об этом событии, и мало что рассказывал. Летчик дополз до деревни, где местные жители не сразу его подняли. Своим спасением Алексей Петрович обязан деревенским мальчишкам Малину и Вихрову, которые притащили его в дом. Селяне оказывали летчику посильную помощь, однако в деревне не было профессионального врача, и обмороженные ноги сильно воспалились. После его транспортировки в ближайший госпиталь, их пришлось ампутировать, так как развилась опасная для жизни гангрена.

Молодой мужчина был страшно подавлен, но железная воля не дала ему отказаться от дальнейшей военной деятельности. Маресьевым двигало совсем не стремление стать знаменитым или сделать карьеру. Этот удивительный человек сожалел о своей навязчивой и обременительной для него известности во многих интервью. Алексей Петрович был воспитан так своей благородной матерью, что не мог в тяжелую минуту для страны сделаться инвалидом и стать обузой. Он чувствовал себя полным сил и способным защищать свое отечество. Кроме того, Маресьев безумно любил небо, и диагноз врачей о непригодности становился приговором.

Алексей Петрович обязан своей дальнейшей службой в летных войсках исключительно своей силе воли и упорству. Старший лейтенант смог убедить не только себя в том, что он может летать и воевать, но и врачей. Наконец, в 1943 году его вновь отправили фронт. Человек, лишившийся обеих ног, оказался годным к службе и полетам. Эта была самая большая победа Маресьева и самый великий его подвиг.

На Брянском фронте командиры опасались выпускать в небо инвалида. Алексей Петрович очень переживал и, наконец, сам попросил дать ему шанс. Позволил вновь подняться Маресьеву в небо Александр Числов, став таким образом «крестным отцом» великого советского летчика. В кровавом сражении на Курской дуге Алексей Петрович подтвердил свое право на звание одного из лучших летчиков истребителей. На его счету после потери ног оказалось еще 7 вражеских самолетов, а по данным М.В. Быкова 8.

Легенда русского неба – Алексей Маресьев Слава о безногом летчике герое быстро распространялась по военным частям и среди населения. В пятнадцатую Воздушную армию стали прибывать корреспонденты. В это время Маресьев познакомился с автором «Повести о настоящем человеке». Борис Полевой не решился дать своему герою истинное имя, так как всерьез опасался, что Маресьев может совершить какой-нибудь идеологический проступок, и повесть не будет допущена к печати. Так и появился всем известный Мересьев. Однако события, описанные в произведении, действительно имели место, за исключением романа с девушкой. Образ которой, тем не менее, понравился прототипу. Жена Маресьева также имеет непосредственное отношение к ВВС, поэтому выбора между небом и девушками Алексею Петровичу делать не пришлось. К слову, сам Маресьев не читал повести о себе, как он говорил: «Не довелось», хотя книга у него все же была.

Человек-легенда был не единственным прототипом Мересьева. На фронте воевали также Белоусов, Грисенко, Кисилев, Кузьмин, Сорокин, Белецкий, Маликов. Все они были лишены одной или двух конечностей и многие впоследствии отмечены званиями и орденами, поэтому Мересьев все же образ собирательный. Конечно, главный вклад внес в творчество Полевого именно подвиг Алексея Петровича.

1946 году Маресьева уволили со службы, хотя сам он об этом не ходатайствовал. Алексею Петровичу уже приходилось тяжело, так как начали сказываться старые раны, и он занялся деятельностью по обучению молодых летчиков. Последние его полеты состоялись уже в 50-х годах, это было завершение блистательной небесной истории героя.

Мы знаем Маресьева лишь как великого летчика, однако он также имел кандидатскую степень по истории, состоял в общественных организациях. До самой смерти этот человек не поддавался недугам и удивлял окружающих своей жизнерадостностью. Жил он небогато, но никогда не жаловался на судьбу, а, находясь на фронте, даже не замечал своих физических недостатков. Правда мечтал он управлять Аэрокоброй, но не мог, так как конструкция этих машин предполагает ножной тормоз, а с протезами это был слишком большой риск.

Легенда русского неба – Алексей Маресьев


Алексей Петрович - пример мужества, воли и жизнелюбия. Его не заставила отступить даже такое серьезное препятствие как потеря ног. Он шел к своей мечте, любил небо и жизнь, никогда не гордился своими победами и даже не считал их подвигами. Маресьев просто не представлял, что жить можно как-то иначе.

Скончался этот удивительный человек в 2001 году накануне встречи, посвященной его 85-летию.
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека

Великая Отечественная война закончилась, но стране по-прежнему были нужны герои. Цена нашей победы оказалась очень высока: миллионы раненых, инвалидов, отчаявшихся и потерявших близких людей. Конечно, все они нуждались в живом примере мужества и воли, которым и стал Алексей Маресьев, летчик-истребитель, потерявший обе ноги, но вернувшийся в авиацию.

Это имя знал практически каждый. О его подвиге писатель Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Позже повесть была переведена почти на все языки мира, по ней был снят художественный фильм, а в Большом театре была поставлена одноименная опера.

Но каким был в реальной жизни «настоящий человек»? После начала «перестройки» многие мифы советской эпохи были развенчаны, то же самое попытались сделать и с именем Маресьева. Но его военные подвиги, равно как и вся послевоенная деятельность, оказались действительно настоящими...

Однако мало кто знает, что были и другие летчики, летавшие без ног. Авторы документального фильма рассказывают о другом русском летчике — Северском, а также об англичанине Дугласе Бадере, о немце Гансе Ульрихе Руделе.

В фильме принимают участие люди, знавшие Алексея Маресьева лично: жители маленькой деревни, которые подобрали раненого летчика, однополчане, режиссер-постановщик оперы «Повесть о настоящем человеке». Они рассказывают неизвестные ранее детали известной всем истории.

Читайте также
Комментарии 12
  1. Drevnij 11 февраля 2012 09:56
    СЛАВА ВЕЛИКОМУ ГЕРОЮ ОТЕЧЕСТВА!!! И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
    Drevnij
  2. Базилевс 11 февраля 2012 16:51
    А лучше бы привели данные о количестве Маресьевых в России-СССР.
    Я лично был знаком с летчиком, лишившимся в Афгане ступней ( подорвался на мине) - так он тоже сделал через год после этого несколько вылетов на самолете ( не помню - боевых или учебных). Зовут его Валерий Бурков. Звание Героя носит, при Ельцине в Юнеско или ООН вел работу по линии инвалидов.
    3 года назад он танцевал на моем Дне Рождения. ))
    Сейчас он - депутат и бизнесмен. И - бард-гитарист.
    Базилевс
  3. Сириус 11 февраля 2012 17:05
    Великий Человек!
    Сириус
  4. Базилевс 11 февраля 2012 17:20
    Вот еще : Герои Советского Союза Леонид Георгиевич Белоусов , Захар Артемьевич Сорокин и Иван Степанович Любимов.
    Базилевс
  5. Страбон 11 февраля 2012 17:34
    Мужество человека, мужество воина. Пусть образ собирательный это только говорит о том, как много самоотверженных людей которые не жалея жизни вносили вклад в победу. Написано об одном, а таких было тысячи.
    Страбон
  6. Prometey 11 февраля 2012 20:41
    Помню, когда в детстве первый раз прочитав книгу "Повесть о настоящем человеке", был сильно впечетлен и горд тем, что такие люди родились именно в моей стране. Потом эта книга стала надолго для меня буквально настольной. К сожалению, насколько я знаю, сейчас для современных подростков "героями" стали совсем другие мультяшные персонажи и лишь единицы знают таких великих людей как А. Маресьев.
    1. тюменец 11 февраля 2012 21:29
      Цитата: Prometey
      Помню, когда в детстве первый раз прочитав книгу "Повесть о настоящем человеке", был сильно впечетлен

      Почему-то подробности повести, впечатлившие нас, в статье опущены, или не указаны по каким-то причинам.
      тюменец
  7. grizzlir 11 февраля 2012 22:14
    Действительно у человека железная воля.18 суток ползти,потом тяжелейшее лечение,восстановление,борьба за то чтобы вернуться в строй.На 3 жизни испытаний хватит которые он прошёл за совсем короткое время.
    grizzlir
  8. AntiBrim 11 февраля 2012 22:44
    главное у этого человека что не сломался психологически! никогда никому не жаловался и ничего не просил! вот они великие люди победы, но сколько таких которых мы не знаем!
    AntiBrim
  9. AntiBrim 12 февраля 2012 11:27
    Сегодня отмечает свой 95-й День Рождения советский разведчик, ветеран Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, Герой России, один из спасителей города Кракова Алексей Николаевич Ботян.

    Алексей Николаевич Ботян вырос в крестьянской семье, проживавшей на территории Западной Белоруссии, которая в марте 1921 года отошла к Польше. По окончании школы был призван в польскую армию, в составе которой, командуя расчётом зенитного орудия, в сентябре 1939 года участвовал в боях с немцами. Под Варшавой сбил три самолёта «Юнкерс».
    Когда восточные районы Польши заняли советские войска, стал гражданином СССР, преподавал в начальной школе. В 1940 году направлен на службу в органы НКВД СССР, в 1941 году окончил разведывательную школу. В июле 1941 года зачислен в состав Отдельной мотострелковой бригады особого назначения.В ноябре 1941 года в качестве командира разведывательно-диверсионной группы переброшен за линию фронта. Участвовал в обороне Москвы.В 1942 году направлен в глубокий тыл врага в западные районы Украины и Белоруссии. Действовал там как самостоятельно, так и в составе крупных партизанских отрядов.
    Под его непосредственным руководством проведена операция по взрыву немецкого гебитскомиссариата в городе Овруч Житомирской области Украинской ССР, когда там находилась инспекция из Германии. В результате этой операции 9 сентября 1943 года уничтожено 80 гитлеровских офицеров. За эту операцию Алексей Ботян представлен к званию Героя Советского Союза, но тогда награждён не был. В мае 1944 года по заданию Центра во главе группы из 28 человек совершил переход в Польшу, имея задачу организации разведки расположения и передвижения противника в районе города Кракова.
    Благодаря хорошему знанию польского языка и культуры местного населения, а также своим организаторским способностям, Алексей Ботян сумел организовать взаимодействие и совместные боевые операции с такими разными политическими силами, как части Армии Крайновой, Армии Людовой и крестьянскими Батальонами Хлопскими. Например, им проведена дерзкая операция по захвату совместно с подразделениями Армии Людовой города Илжа, в ходе которой из тюрьмы были освобождены арестованные польские патриоты, захвачено большое количество оружия и снаряжения. Сейчас в городе Илжа установлен памятник героям того славного боя, на котором вместе с именами поляков выбиты имена и советских бойцов группы А. Н. Ботяна. Группе Алексея Ботяна удалось обосноваться в районе Кракова и развернуть широкую разведывательную и диверсионную деятельность. В конце 1944 года бойцами группы был захвачен инженер-картограф Зигмунд Огарек, этнический поляк, мобилизованный в состав гитлеровской армии и служивший в тыловых подразделениях вермахта. Огарек дал ценные показания о складе взрывчатки в Ягелонском замке, которую предполагалось использовать для уничтожения исторического центра Кракова, Рожновской плотины и мостов черех реку Дунаец. Алексею Ботяну удалось внедрить в замок под видом грузчика польского патриота, который установил мину замедленного действия. В разгар наступления Красной Армии утром 18 января 1945 года мина была приведена в действие. Огромный вражеский склад взлетел на воздух. Враг не смог заминировать и уничтожить намеченные к взрыву объекты в Кракове. А 19 января в Краков вошли передовые части 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева. В последние месяцы войны группа Алексея Ботяна действовала в тылу врага на оккупированной территории Чехословакии.С 1945 года проходил службу в оперативном составе 1-го Управления (внешняя разведка) Наркомата государственной безопасности СССР.
    Привлекался для консультирования сотрудников группы специального назначения «Вымпел». В 1983 году в звании полковника уволен в отставку по возрасту.
    Владеет немецким, польским и чешским языками. Жена — Галина Владимировна, урождённая Гелена Гинцель (чешка).
    AntiBrim
  10. Brummbar 13 февраля 2012 07:29
    Да стальные люди .
  11. Rodver 26 февраля 2012 13:07
    Молодец! И как все настоящие герои - скромный и сдержанный человек.
    Rodver
  12. Егоза 3 ноября 2012 10:49
    В статье еще не упомянуто, что А. Маресьев зажигал вечный огонь в Москве и вел обширную общественную работу. А скольким людям он помог, ведя личную переписку! Вот на таких примерах и нужно воспитывать молодежь, если хотят воспитывать патриотизм и уважение к Родине и ее героям.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня