Рыцари из «Шахнаме»

83
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает».
(Р. Киплинг. Баллада о Западе и Востоке. Перевод Е. Полонской)


Вопрос о том, где появились первые рыцари (прежде всего с определенным вооружением, традициями, эмблемами-гербами), всегда занимал умы специалистов области рыцарского вооружения. И, действительно – где? В Англии, где они изображены на «Байесском полотне», во Франции Карла Великого, где их изображали в псалтири из Сент-Галена, были ли это ярлы Скандинавии, или это римские, вернее, сарматские катафракты, нанятые теми же римлянами служить в Британии. А может быть они появились на Востоке, где уже в 620 году всадники были облачены в кольчужные доспехи буквально с головы до пят [Робинсон Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения. М.: 2006.С. 34.].



Рыцари из «Шахнаме»

Батальная сцена и текст из «Шахнаме» Фирдоуси, начала XVII в. Индия, Дели. Обратите внимание на конские попоны и то, что доспехи всадников скрыты под одеждой. (Региональный музей искусств Лос-Анджелеса)

В среднеазиатском Пенджикенте сохранились фрески, на которых видны воины в кольчугах, что в Западной Европе появились лишь через четыре века! Кроме того, согдийцами – жителями междуречья между Амударьей и Сырдарьей уже в X веке применялись и пластинчатые панцири нескольких типов, среди которых один из-за размеров его пластин так и называли «в ладонь шириной» [Nicolle D. Sons of Attila (Cеntral Asian warriors, 6th to 7th centuries AD) // Military illustrated №86. Р. 30-31].

Всадники, сражавшиеся в доспехах, покрытыми пластинками из металла, в IX – XI веках существовали и в государствах могучего Арабского халифата. Поэты не жалели эпитетов, описывая броню этих воинов, как «состоявшую из множества зеркал», а историки-арабы еще и добавляли, что выглядело их защитное снаряжение «подобно византийскому». О последнем мы имеем представление на основе древнерусской иконописи и дошедших до нас миниатюр из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы, на которых всадники показаны облаченными в доспехи из полированных металлических пластин, которые имели обыкновение ярко сверкать на солнце [Nicolle D. Armies of the caliphates 862-1098. L.: Osprey (Men-at-arms series №320), 1998. Р. 15.].


Миниатюра из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы. Болгары во главе с царем Симеоном I наносят поражение византийцам. Мадрид, Национальная библиотека Испании.

Можно сказать, что Ближний и Средний Восток в эпоху с VII по XI век уже могли похвастаться тем, что в наличие у их воинов были сразу два комплекта защитных доспехов – кольчужный и пластинчатый, которые нередко использовались одновременно, однако, к сожалению, это плохо подтверждает иллюстративный материал. Тут виноваты последствия вторжения сюда сначала турецких, а следом за ними и монгольских завоевателей.

Самым известным артефактом с изображением всадника в доспехах является фрагмент деревянного щита, обнаруженный в крепости Муг неподалеку от Самарканда. Причем он может быть отнесено к XIII веку. На нем мы видим доспехи, представляющие нечто вроде длиннополого кафтана, на котором имелись плотно прилегающие к нему наплечники и предплечья в наручах, хотя обе кисти у него открыты [Робинсон Р. Доспехи... С. 36]. В число заслуживающих внимания источников можно также отнести и «Историю мира» Рашида ад-Дина, которая была написана и проиллюстрирована в Тебризе в 1306 – 1312 гг.

На ее миниатюрах мы опять-таки видим воинов, одетых в длинные доспехи из металлической чешуи с разноцветными узорами, получившимися благодаря чередованию пластин с орнаментом и кожаных лакированных чешуек. Шлемы характерной закругленной вверху формы с центральным острием, при этом их надбровную часть часто дополнительно усиливает металлическая пластина. Назатыльник встречается трех видов: из кожи, кольчуги и стеганый, и он ниспадает на кольчугу. В Центральной и Южной Персии, как считал Р. Робинсон, кольчужные доспехи являлись преобладающими.


Персидская булава XVI в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Воины из Персии имели такой оригинальный вид защиты, как кольчужный плащ, называвшийся зарих-бекташ, но кроме него, могли носить панцири из железных пластин, сверху покрытых бархатом. Фактически - это точная копия европейской бригандины, но на восточный манер [Wise T. Medieval European Armies. Oxford, 1975. Р. 28.]. Лошадей было в обычае защищать попонами из стеганной хлопковой ткани [Робинсон Р. Доспехи... С. 37].

На миниатюрах, относящихся к XIV века, воины также носят чешуйчатые доспехи, шлемы простой формы – невысокие, закругленной либо конической формы, и имеют кольчужные бармицы. На некоторых шлемах имеются науши. Плюмажи явно отсутствуют, но какие-то шипы на шлемах есть.

Уже в конце XIV – начале XV века на Востоке распространяются трубчатые наручи из двух пластин, которые в виде конуса сходились к кисти. Ноги прикрывали наколенниками, которые прикрепляли непосредственно к кольчуге либо их вшивали в тканевую основу, защищавшую бедра. На ногах у всадников были сапоги, и опять-таки – на голень и икры надевались поножи из двух выгнутых пластин, соединявшихся между собой на петлях, что хорошо видно на многих миниатюрах, относящихся первой трети XV века [Wise T. Medieval European Armies/ С. 38-39].


Персидская «быкоголовая булава» XIX в. (Длина 82.4 см). (Метрополитен музей, Нью-Йорк). Примерно такой же булавой сражается в поэме Фирдоуси и герой Рустам.

Заметим, что английские историки очень часто используют такое эпическое произведение, как поэма Фирдоуси «Шахнаме» как источник. Известно, что написана она была в конце X – начале XI века [Принято считать, что свою поэму в первой редакции Фирдоуси завершил в 994 году, а вот вторая была закончена в 1010 году.]. Последуем же их примеру и мы, и прочитаем из нее несколько отрывков.

Сказал Рустам: «Достань мой меч булатный.
Шлем боевой и весь доспех мой ратный;
Аркан и лук; кольчугу для коня;
Кафтан из шкуры тигра для меня»...

Кольчугою стальной облек он плечи,
Надел доспехи, взял оружье сечи...

И прискакал он в степь, щитом сверкая,
Своей тяжелой палицей играя.
(Перевод В.Державина)

То есть, если учитывать, что Фирдоуси описывал то, что видел, то кольчугу носил не только Рустам, но и из кольчуги была же и попона его коня Ракша. В поэме рассказывается об этом так:

Стоял скакун перед шатром в броне,
Внимая неожиданной войне.
(Перевод С.Липкина)

В «Шахнаме» много раз подчеркивается (что опять-таки свидетельствует, что написал поэму человек, военные дело знавший отлично), что шлем на голову надевают перед тем, как воин облачается в кольчугу. И это означает, что шлемы у иранцев были конической формы. Именно их надевали до того, как надевать кольчугу, так как в этом случае она скользит по его гладкой металлической поверхности.

И встал, и препоясался на бой,
Снял с головы венец он золотой,
Надел взамен индийский шлем булатный,
Облек могучий стан кольчугой ратной.
Взял меч, копье и палицу свою,
Как тяжкий гром разящую в бою.
(Перевод В.Державина)

Богатырь Рустам в поэме носит поверх кольчуги еще и шкуру тигра; это несколько странно, но для легендарного богатыря все возможно. Тем не менее этот штрих является подтверждением, что на Востоке богатые одеяния могли быть одеты поверх доспехов.


Рустам в кафтане из тигриной шкуры спасает из узилища Бишвана. Миниатюра из поэмы «Махнаме». Иран, Хорасан, 1570 – 1580 гг. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Рустам, в парче из Рума и в броне,
Мгновенно оказался на коне.
(Перевод С. Липкина)

Известно, что рукопись «Шахнаме» 1340 года попала во многие европейские и американские коллекции, будучи разделенной на части. Но на ее миниатюрах, тем не менее, видны шлемы, имеющие бармицы, которые целиком скрывают лица воинов и имеют лишь совсем крошечные отверстия, то есть защищают лицо и глаза от стрел. В Восточной Европе такие шлемы тоже встречаются. Есть они и в вендельских могилах VII века, обнаруженных в Швеции.


«Тюрбанный шлем» XV в. Иран. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

В рукописи «Шахнаме» из Гулистана, миниатюры которой принадлежат к гератской школе и выполнены 1429 году, мы видим такие мельчайшие детали, как чешуйчатые оплечья, надетые поверх кольчуг, а у некоторых – еще и такие же набедренники вместе с наколенниками.


Иранские кольчужно-пластинчатые доспехи. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Датируемая 1440 годом рукопись «Шахнаме» хранится в фондах британского Королевского Азиатского общества, и в ней на миниатюрах видны бармицы, закрывающие лишь нижнюю часть лица. Опять-таки в ходу чешуйчатые бармицы, прикрывающие плечи. У одних воинов доспехи очень похожие на те, что были в ходу еще у древних римлян и парфян [Робинсон Р. Доспехи... С. 40.] – другие облачены в длиннополые одежды из ткани, а доспехи носят под ними.


Богатырь Рустам (слева) посылает стрелу в глаз Исфандияру. Около 1560 г. У многих воинов ноги прикрывают кольчужные доспехи с выпуклым металлическим прикрытием для коленной чашечки. Миниатюра из «Шахнаме». Иран, Шираз. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Иен Хит – один из английских историков и автор ряда книг, переведенных у нас в России на русский язык, отмечал, что большую роль в совершенствовании оружейного производства в Персии сыграл некто Газан-хан (правивший с 1295 по 1304 гг.). При нем жившие в городах мастера-оружейники стали получать жалованье от государства, но за это были обязаны поставлять в казну шаха свою продукцию, что позволяло иметь ему от 2000 до 10000 различных комплектов доспехов за год!

Р. Робинсон считает, что самым популярным доспехом этого времени был так называемый хуяг – «корсет» из ткани с металлическими, нашитыми на него пластинками из металла. Их могли раскрашивать или даже покрывать эмалью. Доспехи монгольского образца и доспехи местных, то есть иранских форм использовались примерно одинаково; щиты у воинов были небольшого размера, покрывались кожей и имели на внешней поверхности четыре умбона; такие щиты в Персии появились уже в конце XIII века и применялись даже до конца XIX [Робинсон Р. Доспехи... С. 40.].


В СССР по произведению «Шахнаме» в 1971 году на киностудии Таджикфильм был снят отличный эпический фильм «Сказание о Рустаме», а также его продолжение «Рустам и Сухраб». Затем в 1976 году выйдет третья часть: «Сказание о Сиявуше». Костюмы героев достаточно историчны, хотя в них немало чисто фэнтазийной экзотики. Вот герой фильма Рустам. Настоящий богатырь, отважный, справедливый и неумный… Забыл, что провинившийся язык отрубают вместе с головой! Ну можно ли было во дворце шаха вести такие речи: «Мой трон – седло, венец мой – шлем, моя на поле слава / Что шах Кавус? Весь мир моя держава». Понятно, что последнему это тут же доложили и он услал богатыря на дальнюю границу.

Показательно, что на миниатюрах уже начала XV века около половины персидских всадников восседает на лошадях, покрытых доспехами. Чаще всего, это попоны, сделанные из «стеганого шелка», и уже известные (судя опять-таки по миниатюрам) уже 1420 году. Но вот кому они принадлежали? Ведь их продавали и покупали, выменивали и захватывали в виде трофеев. Скорее всего, они могли «путешествовать» по всему тогдашнему мусульманскому Востоку! Причем в турецкой коннице сипахи количество всадников, имевших лошадей в попонах, встречалось в пропорции один всадник на «панцирном» коне на 50 – 60 всадников на «бездоспешных лошадях! [Heath I. Armies… Vol. 2. P. 180.]


Ночная атака Бахрама. Миниатюра из поэмы «Шахнаме» 1560 г. Иран, Шираз. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Все это говорит о том, что воины Востока были достаточно восприимчивы к иноземному влиянию. Судя по поэме «Шахнаме», даже легендарные воины-пехлеваны – богатыри домусульманской эпохи – добывали себе вооружение самыми разными путями и не считали предосудительным рядиться в доспехи врага и пользоваться его оружием. Мы постоянно встречаем такой термин, как «шлем румийский», то есть «из Рума» – Рима, идет речь про мечи из Индии и того же Рума. То есть византийское оружие, видимо, во времена Фирдоуси в Иране ценилось достаточно высоко. Так что уже в те годы, несмотря на постоянные войны, между странами Востока происходила интенсивная торговля оружием, из-за чего выглядели воины этих стран, сходясь на поле брани, словно родные братья.


Вот он, негодный и трусливый шах Кавус, завистник рустамовой славы. Сказал, однако, умные слова: «Ведь древняя мудрость недаром гласит – иль шах убивает, иль сам он убит!»

Причем именно здесь, на Востоке, защитное вооружение имело очень древние корни. Так, доспехи из кожи, с нашитыми роговыми либо металлическим чешуйками, в Индии использовались задолго до появления на ее землях монголов и арабов. То же можно сказать и о конских доспехах, которые еще очень давно появились в Китае, затем Иране, в арабских государствах и в Византии, то есть тогда, когда, европейцы о том, чтобы их иметь, и не мечтали.


А вот эта миниатюра из бухарского манускрипта 1615 года. На ней царь Заххок с двумя дочерьми и…змеями, проросшими из его плеч – сюжет из «Шахнаме», который лег в основу советского фильма «Знамя кузнеца» (снятого на киностудии Таджикфильм в 1961 г.). (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

Получается, что институт рыцарства в той же Азии имеет более древние корни, чем в Европе. Этот вывод нашел свое определенное отражение даже в геральдике. Так, в государстве Сасанидов феодал, получив наследственный лен, получал право и на ношение собственного герба. Арабский историк Кебех Фаррух, например, отмечает, что эмблемы персидской знати появились задолго до появления гербов у европейской. Среди названных им геральдических фигур имеются, например, такие животные, как олень, лев, кабан, конь, слон и птица семург, такие предметы, как трезубец и даже изображения людей. Фаррух также ссылается на текст из «Шахнаме», где даются описания изображений на знаменах иранской конницы, и вот оно-то как раз практически не отличается от изображений и эмблем на знаменах у рыцарей в Западной Европе! [См. подробнее: Farrokh K. Sassanian Elite cavalry 224-642 AD. Oxford Osprey (Elite series №110), 2005.] И здесь каждый воин, в особенности если он предводительствует отрядом, имеет свое собственное знамя, которое украшает символическое изображение:

Ответствовал Тухар: «О господин,
Ты видишь предводителя дружин,
Стремительного Туса-полководца,
Который насмерть в грозных битвах бьется.
Чуть дальше – стяг другой горит огнем,
И солнце нарисовано на нем.
За ним Густахм, и витязи видны,
И стяг с изображением Луны.
Воинственный он возглавляет полк,
На длинном стяге нарисован волк.
Рабыня как жемчужина светла,
Чьи шелковые косы как смола,
На стяге нарисована красиво.
То – ратный стяг Бижана, сына Гива.
Смотри, на стяге – барса голова,
Что заставляет трепетать и льва.
То стяг Шидуша, воина-вельможи,
Что шествует, на горный кряж похожий.
Вот Гураза, в руке его – аркан,
На знамени изображен кабан.
Вот скачут люди, полные отваги,
С изображеньем буйвола на стяге.
Из копьеносцев состоит отряд.
Их предводитель – доблестный Фархад.
А вот – Гударз, Кишвада сын седой,
На стяге – лев сверкает золотой.
А вот на стяге – тигр, что смотрит дико,
Ривкиз-воитель – знамени владыка.
Настух, Гударза сын, вступает в брань
Со знаменем, где вычерчена лань.
Бахрам, Гударза сын, воюет яро,
Изображает стяг его архара.
(Перевод С. Липкина)


Рустам-папа убивает Сухраба-сына – сюжет многих богатырских легенд, былин и преданий. Муин Мусаввир. Смерть Сурхаба. «Шахнаме» 1649 г. (Британский музей, Лондон)

На Востоке поверх кольчуги носили также едва ли не самую древнюю форму доспеха - нагрудный и наспинный диск-зерцало – то есть простой металлический кружок, нередко с рифленой поверхностью, закреплявшийся при помощи кожаных ремней, перекрещивающихся у воина на спине. Например, в Индии их надевали на стеганые доспехи, подбитые опять-таки металлическими пластинками. Но вот на миниатюрах «Шахнаме» из Гулистана такие диски видны у воинов только на груди.


Гив сражается с Лаххаком и Фаршидваром. Еще одна миниатюра из «Шахнаме», около 1475 - 1500 гг., на которой в снаряжение восточных всадников входят конские попоны и маски, тогда как у воинов видны шлемы с наушниками, лица закрыты до половины, имеются налокотники и наколенники. Щит, правда, только лишь у одного из воинов. (Музей искусств округа Лос-Анджелес)

То есть «рыцари из «Шахнаме» это… действительно восточные рыцари, вооруженные примерно так же, как и их западные собратья по ремеслу, за исключением у последних традиции стрельбы с коня на скаку. А так и флаги, и вымпелы на копьях, и различные виды доспехов при всей своей самобытности во многом были похожи. Более того, пришли они на Запад именно с Востока через Византию и в ходе крестовых поход с Запада на Восток!
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 марта 2017 05:43
    (С)Более того, пришли они на Запад именно с Востока через Византию и в ходе крестовых поход с Запада на Восток!

    ...точно так же, как и первые правила гигиены вроде омывания рук перед едой. Свет Солнца приходит с Востока на тёмный Запад... Даже у "деклассированного элемента" имеется негативное определение "западло". lol
    1. +1
      23 марта 2017 07:28
      Цитата: V.ic
      Свет Солнца приходит с Востока на тёмный Запад... Даже у "деклассированного элемента" имеется негативное определение "западло"

      Свет солнца (ра-дость) на востоке восходит, а вот на западе - западает. Видимо отсюда и возникает этот термин "западло", в конце концов запало и пропало.
    2. +5
      23 марта 2017 08:53
      Не стоит смешивать рыцарство и тяжелую конницу. Рыцарство это не только вооружение, это образ мысли, военного воспитания, особенности боя и построения.
      1. +1
        23 марта 2017 11:09
        построения

        насколько мне помнится, построение было развито не у всех. Если у немцев была "свинья", то французы при Креси и Пуатье кидались толпами - и были биты. Могу ошибаться! Хотя "клин" известен еще с древних времен.
        1. +5
          23 марта 2017 12:06
          Цитата: Микадо
          построения

          насколько мне помнится, построение было развито не у всех. Если у немцев была "свинья", то французы при Креси и Пуатье кидались толпами - и были биты. Могу ошибаться! Хотя "клин" известен еще с древних времен.

          Я не совсем это имел ввиду. Построение не общее, а индивидуальное - копье. В бою рыцарь выступал в окружении нескольких всадников (оруженосца, конных лучников, слуг) и вместе с ними составлял самостоятельную низшую боевую единицу, которая в XIV веке получила название «рыцарское копье».
          Численность «копья» определялась состоянием феодала. «Копье», возглавляемое богатым феодалом, могло насчитывать несколько десятков человек, в том числе несколько рыцарей.
          А общий рыцарский строй сохранялся лишь до сближения с противником. Как только начиналось сражение, строй тут же рассыпался — и каждый рыцарь устремлялся на избранную им цель. Сражение распадалось на отдельные схватки единоборствующих групп и заканчивалось простым рукопашным боем. Следовательно, рыцарская тактика сводилась к единоборству тяжеловооруженных кавалеристов.
          1. +2
            23 марта 2017 12:24
            которая в XIV веке получила название «рыцарское копье».

            безусловно yes я про него что-то подзабыл. Освежили! hi
          2. +2
            23 марта 2017 14:53
            -заканчивалось простым рукопашным боем.
            Всегда думал, что тяжелая конница применялась, как таран. Т.е., разогнавшись, всадник, попадал копьем, хорошо, а не попадал, скакал дальше. Разворачивался и или вместе со всеми повторял разгон на неприятеля или уже от него. smile О какой рукопашной, в этом случае, могла идти речь?
        2. +4
          23 марта 2017 14:21
          Немцы, т.е. рыцари Тевтонского ордена не использовали постоянно построение "свиньёй", это домыслы. А вот французы при Креси точно не кидались толпами. И вообще не стоит считать средневековых воинов дурнее нас.
          Вот отличный разбор битве при Креси
          1. +1
            23 марта 2017 14:31
            но он же сам говорит на 1:08, что атака рыцарей была безумной (через колья и огонь лучников), и до англичан дошли единицы. Разбор интересный! Спасибо!
      2. +2
        23 марта 2017 11:25
        Более того, если говорить о "классическом" европейском рыцарстве, рыцарство - это особое сословие. Человек, облачившийся в рыцарский доспех и севший на коня не превращался автоматически в рыцаря, в рыцари его должны были посвятить.
        1. 0
          24 марта 2017 18:55
          Конечно. Но если он был сыном рыцаря, то автоматически принадлежал к рыцарскому сословию и посвящение ему было гарантировано. Не принадлежавшему, какие бы он подвиги не совершил - не гарантировано.
          1. +1
            24 марта 2017 20:29
            Насколько я помню Даль определял рыцаря как - конный латник ДВОРЯНСКОГО сословия.
            То ест кроме комплекса вооружения, тактики и прочего, воин должен был принадлежать к знати.
            Разве на востоке не было знати?
            Так что автор абсолютно прав, "рыцари Востока" существовали точно так же как и рыцари западные и неизвестно кто их них раньше появился.
            Статья очень интересная и автору большое спасибо, не услышал только о роли стремян и появились ли они у рыцарей Востока раньше чем на западе.
            Ведь именно появление стремян и седел с высокой задней лукой (упор ногами и спиной) привели к тактике рыцарского таранного удара копьем.
      3. +2
        23 марта 2017 20:44
        Ну вы хоть как то пытаетесь...
        А вот автор абсолютно не озабочен таким пустяком, как само определение. Где появились рыцари? И погнал, и попер, как обычно у г-на Шпаковского - комок цитат не про то, что вынесено в название статьи.
        А что такое "рыцарь", автор? Вообще то неплохо бы это определить, прежде чем гнать турусы на колесах. Исследуя мешанину в статье, можно сделать вывод, что рыцарь - это такой парень, нацепивший на себя элементы доспешного вооружения.
        Автор, а чего бы вам тогда не ввести в рассмотрение французских бандитов? Во времена легких мечей и тяжеловатых еще шпаг, любили оные бандюки прицепить на предплечье кованый стальной брусок на двух браслетах- креплениях. Под рукавом сей наруч было не видно, а шпага или меч разбивался о них в дребезги.
        Согласно "логике" автора надо бы и этих ребят сажать за круглый стол, между сэром Персивалем и самим Артуром...
        1. 0
          24 марта 2017 18:58
          В век интернета за определением проще всего залезть в Гугл. Если оно так требуется. Вот комок цитат накопать в нем совсем нелегко...
          Цитата: михаил3
          Согласно "логике" автора надо бы и этих ребят сажать за круглый стол, между сэром Персивалем и самим Артуром..

          Это есть в "Шахнаме"?
          1. 0
            24 марта 2017 20:50
            Очередной комок не про то. Это такой способ "мышления"? Статья про то, (кажется) когда впервые появились рыцари. При этом определения рыцарства не дается. Есть в Шахнаме рыцари, нет их там... наука не в курсе! Во первых потому, что непонятно, что такое эти самые рыцари есть. В Шахнамэ еще букавки есть! И существительные! И глаголы! Это тоже не по теме, обозначенной в заголовке. Хотите поговорить об этом? О чем бы чушь ни нести, лишь бы не о том, о чем заявились...
  2. +1
    23 марта 2017 06:32
    Предки современных европейцев пришли из Азии и вторглись в Европу вдоль Дуная. Как подтверждение вторжения это распространение ослов в Европе. До этого завоевания там просто не существовало ни ослов ни мулов. Кстати местное население вырезалось под корень и сегодня потомков *коренных* европейцев практически нет. Очень отметились в этом азиатском завоевании церковь и *папы римские*. Очень *удачно* для церкви эти завоеватели и местных уничтожили и благославление от папы получили. Потом подобное повторили византийцы по отношению к РУСИ. Когда после *татарского* нашествия в каждом городе и церковь появилась и попы стали определять жизнь не только каждого РУСИЧА, но и политику каждого княжества. При прямой поддержки орды церковники вдруг стали и землевладельцами и рабовладельцами.
    1. +3
      23 марта 2017 07:06
      Цитата: василий50
      Предки современных европейцев пришли из Азии и вторглись в Европу вдоль Дуная. ... Кстати местное население вырезалось под корень и сегодня потомков *коренных* европейцев практически нет.

      К сожалению последние исследования в области науки ДНК гинеалогии данную версию полностью опровергают. Заселение гаплогруппой R1a, произошедшее десятитысячилетие назад не уничтожило коренных автохтонов. Другое дело уже выходцы из Африки, вторгнувшиеся в "европу" с юга, в первую очередь с пиреней, гаплогруппы R1b и R1b1 всего 4 - 4,5 тыс. лет назад начали полностью истреблять всех попавшихся подряд. Осталось немного R1a и R1a1, чуть позже из оставшихся проявились коренные автохтоны гаплогрупп "I1" - в Скандинавии и "I2" - на Балканах, так сказать пролезли через "бутылочное горышко", есть такое понятие в этой науке. Сейчас на западе "европы" живут в основном R1b1, пришедшие из Африканского континента, а в центре и в России гаплогруппа R1a1, почти автохтоны, как-то так. Вдоль-Дунайская теория уже полностью рассыпалась под давлением фактов новых научных исследований.
      1. +1
        23 марта 2017 07:38
        Жаль. У меня так *красиво* вырисовывалась *волна* вторжения по распространению ослов, и вдруг генетика. *Такой удар* по готовой реконструкции заселения Европы.
        1. +3
          23 марта 2017 12:34
          Цитата: василий50
          удар* по готовой реконструкции заселения Европы.

          ...красивая теория! /Заселение Европы ослами! good /.
          Только как быть с приписываемым римским пехотинцам прозвищем?
          ..."римские солдаты получили прозвище «мулов Мария» (muli Mariani)."
          http://www.plam.ru/hist/rimskii_voin/p3.php
          1. 0
            23 марта 2017 14:54
            Мне почему то ослики и ишачки как *двигатель* и *основа* завоевания Европы более симпатичны чем то что было в кровавой реальности.
    2. +1
      11 апреля 2017 00:06
      Цитата: василий50
      Как подтверждение вторжения это распространение ослов в Европе

      Ослы двуногие существовали повсеместно, испокон веков. Не перевелись до сих пор, встречаются и на ВО, некоторые даже комментарии к этой статье пишут.
  3. +3
    23 марта 2017 08:01
    Не думаю, что Запад был дурнее Востока. Разнообразие доспехов и отличных клинков на Востоке в то время, говорит лишь о богатых залежах рудного железа. Насчет рыцарей, не знаю, можно ли, их таковыми считать на Востоке. Все таки, это целый культурный пласт на Западе. Гербы и флаги, это внешний атрибут, а по сути, рыцарство на прямую связано с идеями христианства. Удали идеологию и останется лишь внешняя форма, не связанная с содержанием.
    1. +2
      23 марта 2017 08:36
      Форма земельного держания имеет также большое значение. На одной идеологии далеко не уедешь. А земельное держание нужно чтобы доспехи покупать. Иначе какой же ты рыцарь? Кстати, и первые духовно-рыцарские ордена тоже появились на Востоке еще в 9-ом веке. Самый известный "Футувва".
      1. +2
        23 марта 2017 08:42
        Да, согласен, но это феодал получается, но не рыцарь.
        1. +4
          23 марта 2017 08:52
          Не всякий рыцарь был феодалом, но каждый феодал по определению должен был быть рыцарем, иначе за что он получал лен или феод?
          1. +2
            23 марта 2017 09:04
            За заслуги перед царем и отечеством laughing Знаете, все же в рыцарстве, идеология первична. Очень подходит под это определение, японский самурай. А, вот наши или персы, просто феодалы.
            1. +2
              23 марта 2017 11:12
              апогей идеологии рыцарства - это рыцарский роман. Но реальные персонажи явно отличались от Парцифалей и Роландов. Хотя.. верность сеньору и все такое.. Да, напоминает. Видимо, все воинские сословия высокого ранга одинаковы, независимо от того, в какой культуре они живут.
              1. +4
                23 марта 2017 12:03
                Видимо, все воинские сословия высокого ранга одинаковы, независимо от того, в какой культуре они живут.

                Я бы сказал еще. Все сословия где бы они не жили, одинаковы. Когда мне говорят, что в Европе врачи, прям все сплошные клоны Эскулапа в отличии от наших коновалов. После того, как ты с ними за одним столом пил и на смеси инглиша и жестов разговаривал (жестов больше), то понимаешь, что они такие же раздолбаи. Даже байки о студенческой жизни похожи. laughing
                1. +1
                  23 марта 2017 12:28
                  прям все сплошные клоны Эскулапа

                  а у нас - клоны Пилюлькина laughing Вы правы. "Люди не меняются, просто квартирный вопрос их испортил" (Воланд).
                2. +3
                  23 марта 2017 20:17
                  Моя бывшая студентка живет в Норвегии, там у нее цветочный магазин, муж и дом на Кипре для летнего отдыха. Но зубы она лечит дома в Пензе, где -а - дешевле, и -!!! -лучше лечат!
                  1. +2
                    24 марта 2017 02:36
                    kalibr Вчера, 20:17 ↑ Новый
                    Моя бывшая студентка живет в Норвегии, там у нее цветочный магазин, муж и дом на Кипре для летнего отдыха. Но зубы она лечит дома в Пензе, где -а - дешевле, и -!!! -лучше лечат!

                    Та же фигня с знакомыми из Израиля. Вставлять зубы к нам приезжали.
              2. 0
                23 марта 2017 12:36
                Цитата: Микадо
                Видимо, все воинские сословия высокого ранга одинаковы, независимо от того, в какой культуре они живут.

                ...это насчёт того как бы хапнуть?
                1. +1
                  23 марта 2017 12:40
                  нет, это насчет того, какое место они занимали в государстве. Имеются в виду средневековые воинские сословия. По принципу: рождение и отнесение к сословию - обучение - идеология - быт - льготы (если есть) - особенности применения.
            2. +2
              23 марта 2017 14:01
              Еще в 1975 году в серии статей в журнале ВОКРУГ СВЕТА историк В.М.Грелик обо всем этом написал очень подробно. Ну и сейчас вышла книга в ЭКСМО "Рыцари"(Первая полная энциклопедия). Есть книга Кристофера Граветта "Рыцари" (Эксмо) и К. Граветт и Д.Николь "Норманны" (тоже Эксмо), где подробно рассматриваются виды и формы земельного держания, вассалитета и идеологии. Моя - "Рыцари,замки, оружие" (Росмен) достаточно детская, но в ней зато все просто и без затей и рисунки хорошие. Посмотрите...
  4. +5
    23 марта 2017 08:06
    В
    СССР по произведению «Шахнаме» в 1971 году на киностудии Таджикфильм был снят отличный эпический фильм «Сказание о Рустаме», а также его продолжение «Рустам и Сухраб». Затем в 1976 году выйдет третья часть: «Сказание о Сиявуше».
    ....Первые два фильма посмотрел, уже вот совсем не давно..Замечательные фильмы..а на "Сказание" раза четыре в детстве бегал..Отличная постановка..Под впечатлением от фильма..нашел "Шахнаме"..прочитал..еще большее удовольствие получил..Дааа... могли делать..А сейчас имея такие возможности..наш российский синематограф такое фуфло толкает..Спасибо,Вячеслав отличная статья..
    1. +2
      23 марта 2017 08:38
      Посмотрите еще "Знамя кузнеца". По нынешним меркам он немного наивный, но... в историческом плане интересный.
      1. +2
        23 марта 2017 08:46
        Спасибо, за совет ..посмотрю...
  5. +1
    23 марта 2017 09:25
    Из статьи: "Можно сказать, что Ближний и Средний Восток в эпоху с VII по XI век уже могли похвастаться тем, что в наличие у их воинов были сразу два комплекта защитных доспехов – кольчужный и пластинчатый, которые нередко использовались одновременно, однако, к сожалению, это плохо подтверждает иллюстративный материал", - не соответствует действительности (указанное в тексте появилось на Востоке только через две-три сотни лет).

    С античных времен в сфере воинских доспехов и шлемов лидировали европейцы - греки, а затем римляне. Их доспехи и шлемы были металлическими (у первых кирасы, у вторых пластины) и максимально закрывали тело и голову. В период завоеваний Александра Македонского греческий бронзовый доспех распространился в Азии вплоть до античной Согдианы.

    В это время местные азиатские доспехи и шлемы были примитивными в виде отдельных пластин и небольших шлемов, лишь частично прикрывающих тело. И это только у оседлых народов - китайцев, индийцев и египтян. В исключение из этого правила развитые доспехи были у жителей Вавилона и Ассирии.

    Причина превосходства европейцев и малоазиатов была в уровне их технологического развития и обеспеченности ресурсами - Пелопоннес, Аппенины и Кавказ были центрами металлургии.

    Азиатские кочевники (арабы и тюрки) были экипированы ещё хуже - в подавляющем большинстве их защита состояла из кожаной и стеганой одежды. Защита коней (по сути пони) отсутствовала как класс. Причин было две - низкий уровень технологического развития и отсутствие стационарных металлургических центров. На миниатюрах V-XI веков видна крайне бедная металлическая защита азиатов или её полное отсутствие.

    Только после ознакомления с опытом европейцев (византийцев, славян и крестоносцев) азиаты стали перенимать у них кольчуги и развитые шлемы. Переход к оседлому образу жизни на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Поволжье позволил бывшим кочевникам освоить технологию обработки металла. Но это случилось только в XIV веке, когда европейцы опять ушли в технологический отрыв с огнестрельным оружием.

    Технологическое преимущество европейцев в сочетании с ростом их численности по сравнению с численностью азиатских кочевников позволил ликвидировать натиск на Запад диких азиатских кочевников и перейти к распространению на Восток передовой западной цивилизации.

    Поэтому в Азии так и не сформировался класс феодалов-рыцарей, а сохранились (вплоть до прихода европейцев) централизованные государства с самодержавными правителями - собственниками всей земли.
    1. 0
      11 апреля 2017 00:28
      Ваши рассуждения о европейском превосходстве в доспехах не соответствуют действительности. Пройдитесь ао музеям, обратите внимание на сами доспехи и на время их производства. Увидете, что цельнометаллический доспех, и кираса как его элемент, появился лишь в 15 веке. До этого м у европейских кузнецов не имелось технологии производства больших листов железной брони достаточных размеров отсюда и пластинчатые доспехи, использовавшиеся вместе с кольчуным.
      1. 0
        11 апреля 2017 00:51
        Никто не спорит, что средневековые оружейники и в Европе и в Азии могли производить тяжелую защитное вооружение - кольчуги, пластины, кирасы и т.д.

        Речь идет о другом - что в Европе тяжелое защитное вооружение было массовым явлением в связи с характером войн между небольшими по численности, но хорощо вооруженными противниками, в отличии от Азии, где обладание тяжелым защитным вооружением было единичным явлением опять же в связи с характером войн между большими массами слабовооруженного ополчения.

        Из различия в характере войн вытекала и форма организации государства - как набора феодов или как централизованной империи.
        1. 0
          28 апреля 2017 21:10
          Из различия в характере войн вытекала и форма организации государства - как набора феодов или как централизованной империи.
          В корне неверно. Всему основой уровень развития экономики и общественных отношений.
          1. 0
            28 апреля 2017 21:38
            Угу - гиксосы и Египет, германцы и Рим, арабы и Византия, норманны и Англия, монголы и Китай.
  6. +6
    23 марта 2017 10:30
    Наверное для придания стройности обсуждению следовало бы сразу определить, что мы понимаем под термином "рыцарь" применительно к данной статье.
    Если это классическое "Военно дворянское сословие эпохи феодализма в Зап. Европе", то у нас выпадает Восток.
    То есть логично предположить, что в данном случае под рыцарем мы понимаем тяжеловооруженного всадника - профессионала.
    В этом плане интересен один момент. Кроме всем известных "альтернативных историков" Фоменко, Морозова, Носовского есть еще Мура́д Эскенде́рович Аджи́ев (Мурад Аджи) и его гипотеза о тюркском «Великом переселении народов».
    У него, естественно, первые рыцари Евразии - тюрки. Фолк-хистори Аджиева можно и проигнорировать, но в качестве доказательства он приводит совершенно реальное изображение.

    Это изображение воинов из Орлатского могильника.
    В 1980-х годах Узбекской искусствоведческой экспедицией под руководством Г.А. Пугаченковой была исследована группа курганов Орлатского могильника, расположенного на побережье р. Саганак, правого притока Заравшана, к С от г. Самарканд. В кургане № 2, раскопанном А.В. Карасевым, среди различных находок вооружения, поясных принадлежностей и бытовой утвари были обнаружены костяные пластины с резными рисунками батальных сцен, сцен охоты, животных. Материалы раскопок Орлатского могильника, включая пластины с рисунками, были проанализированы и подробно описаны в специальной литературе (Пугаченкова Г.А. Древности Мианкаля. Ташкент: Ван. 1989.)
    Все тяжеловооруженные воины изображены в длиннополых панцирях. Панцири имеют высокие стоячие воротники с высоким задником, защитное покрытие полностью закрывающее корпус, длинные рукава до запястья, длинный, расширяющийся книзу, подол. Все панцири однотипны, но их составные части изображены по-разному. У одного панциря покрытие корпуса и подол состоят из отдельных пластин-чешуек, расположенных вертикально и соединенных между собой. Воротник и рукава состоят из крупных полос. Соединенных вставками вертикально или горизонтально. На рукавах имеются наручья, покрытые мелкой сеткой.
    Конечно, вопрос из каких материалов изготовлены орлатские панцири сложен. Все ли их детали являются металлическими? Без сопоставления с вещественными находками решить его трудно. Но и опровергнуть тоже.
    Кстати,у одного воина изображен штандарт.
    Так может действительно. первые рыцари Евразии - тюрки?
    1. +3
      23 марта 2017 11:26
      я думаю, все шло по принципу заимствования лучшего. До крестовых походов Восток, пожалуй, был развит лучше Запада.
    2. +1
      23 марта 2017 16:49
      Орлатский могильник - это селевкидская Персия II-I века до н.э. Защита всадника и лошади - стеганая ткань и кожаный колпак. Кочевые хазары-узбеки второй половины первого тысячелетия никоим боком не имеют отношение к этому могильнику.

      В статье используется термин "рыцарь" - главный элемент европейского боевого юнита: тяжеловооруженный всадник и несколько оруженосцев. На Востоке ничего такого и близко не было, в лучшем случае (Малая Азия и Персия) были регулярные кавалерийские части, состоящие только из тяжеловооруженных (по местным меркам) всадников - катафрактов (подражание грекам после завоеваний Александра Македонского).

      Изначально все вооружение азиатской конницы было заимствовано на Западе - боевые колесницы у ариев, доспехи и кольчуги у греков и римлян. Вклад Востока был в другом - седло, стремена, сабля, шашка, стрельба из лука на коне, но это уже второе тысячелетие нашей эры.
      1. +2
        23 марта 2017 18:54
        "Изначально все вооружение азиатской конницы было заимствовано на Западе - боевые колесницы у ариев".
        Я никак не могу так расположить азиатскую конницу с боевыми колесницами, чтобы арии были от нее на западе.
        1. +1
          23 марта 2017 19:49
          Арии пришли в Малую и Среднюю Азию, Иран, Индию и на Северо-Восток Китая из Европы (Причерноморских степей) в четвертом тысячелетии до нашей эры.

          В процессе перемещения ариев с запада на восток происходило знакомство азиатов с лошадьми, колесом и колесницами.

          Часть ариев (киммерийцы) осталась на своей родине и была вытеснена в Центральную Европу скифами и сарматами, пришедшими с востока в конце второго тысячелетия до нашей эры. В процессе вытеснения явно происходили вооруженные конфликты между ариями на колесницах и скифами/сарматами на конях (без стремян). Верховая езда - изобретение азиатов.
      2. +2
        23 марта 2017 19:45
        Цитата: Оператор
        Кочевые хазары-узбеки второй половины первого тысячелетия никоим боком не имеют отношение к этому могильнику.


        Какие могут быть узбеки в II-I веке до н.э.? Согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, саки, масагеты.... И ни каких узбеков, до начала 16 в.! И да, хазары, это тоже не узбеки (ну не было их в 5 - 10 вв), а, по одной из версий, хорезмийцы. Точнее, хорезмийцы - это иудейская верхушка хазар.
        1. 0
          23 марта 2017 20:16
          Узбеки - это я про Узбекскую искусствоведческую экспедицию образца 1980-х годов.

          Самоназвание "узбеки" - в честь хана Восточного Улуса (в состав которого входил регион нынешнего Узбекистана) Узбека, жившего в XIV веке и принявшего ислам.

          Как правило, биологическая основа популяции людей в определенном регионе остается постоянной на протяжении тысячелетий. Хрестоматийный пример - Британские острова, основными жителями которых вот уже 4500 лет являются кельты - носители гаплогруппы R1b (до 88%), несмотря на нашествия римлян, германцев (англов и саксов), скандинавов (данов) и нормандцев.

          Тоже самое произошло и в регионе Узбекистана: как изначально заселили его северные семиты - носители гаплогруппы J2 10000 лет назад, так до сих пор они там и составляют относительное большинство (до 30%, остальное - миноритарные потомки кельтов, ариев и монгол).
          В настоящий момент ближайшие родственники узбеков "по крови" - это крымские татары (мусульмане) и караимы (иудеи) - всё, что осталось от Хазарского каганата после его тотального разгрома Святославом Игоревичем.
          Сегодняшние узбеки соседствуют с запада - с потомками кельтов туркменами (50% R1b), с востока - с потомками ариев киргизами (55% R1a), с севера - с потомками монгол казахами (35% С2), с юга - со своими родственниками афганскими хазарейцами (30% J2).
          1. +1
            23 марта 2017 20:45
            Цитата: Оператор
            Узбеки - это я про Узбекскую искусствоведческую экспедицию образца 1980-х годов.


            Цитата: Оператор
            Кочевые хазары-узбеки второй половины первого тысячелетия...


            Это Вы, именно, про нее? laughing
            1. 0
              23 марта 2017 20:51
              Это я про одну и ту же популяцию людей: северных семитов-сарматов-согдийцев-хазар-узбеков.
              1. +3
                23 марта 2017 21:37
                Цитата: Оператор
                Это я про одну и ту же популяцию людей: северных семитов-сарматов-согдийцев-хазар-узбеков.


                Согди́йцы - ираноязычная народность, т.е. потомки ариев (индоевропейцы)
                Массаге́ты - ираноязычная народность, т.е. потомки ариев (индоевропейцы)
                Са́ки - ираноязычная народность т.е., потомки ариев (индоевропейцы)
                Бактрийцы - ираноязычная народность т.е,. потомки ариев (индоевропейцы)
                Хорезмийцы - ираноязычная народность т.е., потомки ариев (индоевропейцы)
                Ферганцы - Памиро-ферганская раса, раса Среднеазиатского междуречья - самая восточная субраса европеоидной расы, распространенная в Средней Азии
                Греки - ну... греки, они и в Африке греки!

                В доброй сказке для детей,
                Есть Айболит и Бармалей.
                Вот загадка для людей -
                Кто, из них двоих, еврей?!

                И кто же, таки, эти загадочные "северные семиты"? laughing
                1. 0
                  23 марта 2017 21:54
                  Северные семиты - носители доминантной гаплогруппы J2: турки, курды, азербайджанцы, иранцы, узбеки, пуштуны, ингуши, чеченцы, крымские татары, караимы.

                  Язык, на котором говорит тот или иной этнос, зависит от того, какой другой этнос его последним отформатировал, то бишь культурно ассимилировал. Бывают и исключения из этого правила - чеченцы и ингуши единственные, кто сейчас говорит на своем родном северосемитском языке (дети гор, однако).

                  По всем остальным в рассматриваемом регионе бульдозером прошлись арии (оставив после себя ираноязычных персов) и монголы (оставив после себя тюркоязычных узбеков, туркменов и киргизов). Некоторым в этом плане "повезло" дважды - например, по популяции нынешних узбеков последовательно прошлись арии и монголы, после каждого прохода бульдозера жители современного Узбекистана меняли свой язык и самоназвание. То же самое произошло с жителями современной Турции - по ним последовательно прошлись санскритоязычные арии и тюркоязычные сельджуки.

                  Единственный народ Средней Азии, сохранивший свой родной язык - это таджики, но они изначально и были ариями, пришедшими на Памир из Причерноморья.
                  1. 0
                    23 марта 2017 22:07
                    И чтобы два раза не вставать: евреи - это ярко выраженные метисы с равными долями южносемитской J1, северосемитской J2 и индоевропейской R1 (R1a+R1b) гаплогрупп.

                    Что является наследием бурной языческой молодости кочевого племени хабиру (самоназвание евреев до принятия иудаизма после выхода из Египта). На а сам отец-основатель племени Авраам был арабом - носителем южносемитской J2 родом из халдейского Ура (как утверждает Старый Завет).
                    1. 0
                      23 марта 2017 22:21
                      И чтобы три раза не вставать - греки имеют доминантную гаплогруппу хамитов Е1, т.е. ту же, что египтяне, берберы, сардинцы, мальтийцы, албанцы, македонцы и болгары.

                      Другой почти доминантной гаплогруппой греков является северосемитская J2 - наследие пришествия малоазиатов, до этого отформатированных миттанийскими ариями. Поэтому сейчас греки говорят на языке индоевропейской языковой группы, а не на своем родном албанском/берберском.
                  2. +3
                    24 марта 2017 02:50
                    северосемитском языке (дети гор, однако).


                    Нахско-дагестанские языки к афро-азиатским языкам никаким боком не прилегают.

                    санскритоязычные арии


                    Не арии - санскритоязычные, а санскрит - один из индоарийских языков.

                    Ну и винигет же!
                    1. 0
                      24 марта 2017 10:25
                      Цитата: Альджавад
                      Ну и винигет же

                      "Афро-азиатские языки", "индоарийский язык" - что вы курите? laughing

                      Единой семьи афро-азиатских языков не существует в природе.

                      Индоевропейская языковая семья - это набор диалектов санскрита. Родным языком ариев являлся сам санскрит как таковой, а не ваш фантастический "индоарийский язык".

                      Язык чеченцев и ингушей - их родной язык, при этом чеченцы и ингуши являются яркими представителями северных семитов - носителей гаплогруппы J2.

                      Коренными жителями Африки являются бушмены - носители гаплогруппы А и пигмеи - носители гаплогруппы В. Все остальные народы Африки пришли из Азии: хамиты (гаплогруппа Е), южные семиты (гаплогруппа J1) и кельты (R1b).
                      1. +1
                        24 марта 2017 21:44
                        Единой семьи афро-азиатских языков не существует в природе.

                        Семьи - не существует. Но есть МАКРОсемья. Наряду с Ностратической и Синокавказской. К последней и относятся чечены.
                      2. +1
                        24 марта 2017 21:51
                        Индоевропейская языковая семья - это набор диалектов санскрита. Родным языком ариев являлся сам санскрит как таковой, а не ваш фантастический "индоарийский язык".

                        Первое - про родной язык ариев Вы лично проверяли?
                        Второе - я писал про арийские языки во МНОЖЕСТВЕННОМ числе. Ибо это - ряд родственных диалектов.
                        Самое главное - языки и гаплогруппы - вещи из разных плоскостей. Употреблять их в одном предложении следует в исключительных случаях, дабы не выходило смешно.
                      3. +1
                        24 марта 2017 21:54
                        Коренными жителями Африки являются бушмены

                        Все (совсем!) Гомо Сапиенсы родом из Африки. Просто их предки в разное время вышли оттуда.
    3. 0
      23 марта 2017 18:15
      Это не какие узбеки и не рыцари, это Селевкиды.
  7. +4
    23 марта 2017 10:57
    Не знаю, я все таки человек Востока. Вот, какая красота, а!

    1. +2
      23 марта 2017 13:49
      у многоуважаемого В.О. Шпаковского был цикл статей "Зарезать чем-то покрасивее" (автор знает толк в названиях!) о кинжалах. Тоже очень красочно и наглядно. Кажется, Вас тогда на сайте не было по каким-то причинам (мы заметили Ваше долгое отсутствие!).
      А Ваше фото - да, сплошная красота good с небольшой оговоркой: пока не чувствуешь ее сталь на своей шее. soldier
      1. +2
        23 марта 2017 14:04
        Огромное спасибо за внимание к моей скромной персоне. hi А насчёт почувствовать на своей шее. Думаю ничего, просто не успеешь. Вжик. И всё. Есть, правда, утверждающие, что это не так. wassat А оружие прекрасно! Особенно теперь, когда понимаешь, что вряд ли этот шамшир применят по прямому назначению.
        1. +2
          23 марта 2017 16:11
          Есть, правда, утверждающие, что это не так.

          думаю, тот, кто узнал, уже никогда никому не расскажет. no а внимание.. Хорошие люди всегда запоминаются. Вот и Вы теперь компанию составляете на нашем "уголке спокойствия", и мы (завсегдатаи) Вам благодарны.
          1. +1
            23 марта 2017 17:34
            Тронут. Спасибо. Лично мне очень нравится компания, хотя я бы "уголком спокойствия" наше общество не назвал. winked Другое дело, что отношения, все же более сдержанные и блогожелательные. Надеюсь прижиться в таком замечательном клубе. hi
            1. +1
              23 марта 2017 17:39
              Вы уже прижились drinks
              1. +1
                23 марта 2017 18:01
                Ваши слова... drinks laughing
        2. +2
          23 марта 2017 22:07
          Сложно сказать, как часто клинок применяли "по прямому назначению", но заточка производилась многократно.
    2. +2
      23 марта 2017 19:19
      Мана бу пичок жуда яхши! (Это очень хороший ножик!) laughing Сорри не .удержался...
  8. +1
    23 марта 2017 11:20
    Весь запад построен на лжи и тщеславии, даже религию переделали под себя.
  9. +1
    23 марта 2017 18:13
    Что за фигня? Рыцарь это не доспех и вооружение, а титул и образ жизни. Тяжеловооруженная конница была и гораздо раньше "Шехноме" (в первый раз слышу это название), те же катафрактарии.
    1. +5
      23 марта 2017 18:37
      "в первый раз слышу это название" - шедевральная фраза.
      1. +3
        23 марта 2017 21:42
        Да, вот такие комменты почитаешь и жить становится сразу веселее...
        1. +3
          23 марта 2017 22:11
          Ой, Вячеслав Олегович, laughing я тут второй день до слёз , laughing читая комментарии. Спасибо всем за подаренное хорошее настроение love
          И действительно, очень много интересного материала в дополнениях!
    2. +3
      23 марта 2017 20:37
      Цитата: Usher
      "Шехноме" (в первый раз слышу это название)


      Бывает! wink

      Подвижники изнемогли от дум.
      А тайны те же душат мудрый ум.
      Нам, неучам, — сок винограда свежий;
      А им, великим, — высохший изюм. laughing
      (Омар Хайям)


      Цитата: Usher
      Что за фигня? Рыцарь это не доспех и вооружение, а титул и образ жизни.


      А может, важнее комплекс вооружения, функциональность и боевое применение? Ну выехал рыцарь, весь такой, с "тиутлом и образом жизни" в поле, супротив бронированных "не рыцарей", на коне, но в одних подштанниках и...? Сильно ему "тиул и образ жизни" поможет?
  10. +1
    23 марта 2017 22:04
    Всадники, сражавшиеся в доспехах, покрытыми пластинками из металла, в IX – XI веках существовали и в государствах могучего Арабского халифата. Поэты не жалели эпитетов, описывая броню этих воинов, как «состоявшую из множества зеркал», а историки-арабы еще и добавляли, что выглядело их защитное снаряжение «подобно византийскому».
    Автор: Вячеслав Шпаковский

    Т.е. историки-арабы вполне определенно характеризуют византийское защитное снаряжение как первичное по отношению к доспехам воинов арабского халифата.
  11. 0
    24 марта 2017 18:52
    Цитата: михаил3
    это такой парень, нацепивший на себя элементы доспешного вооружения.

    Да, с точки зрения военной это так. С точки зрения социальной не совсем так .
  12. +1
    24 марта 2017 21:46
    Знаете... Как то я автора пожалел. Ну не дано человеку! Очень хочется... но надо ведь к хотению еще кое что добавлять! А нечего. Похоже, что и совсем. Жалко...
    А вправду, что оно такое - рыцарство? Доспешное вооружение? А с какого момента очередной бандит, нацепивший на брюхо железяку, становится из бандита рыцарем? Гуцулы вот, с их широченными поясами, усаженными по хитрому широкими металлическими бляхами, ровня сэру Ланселоту Озерному, или все таки нет? Или наша кованая рать, облитая сталью, они что - рыцари? От русского боярина за такое утверждение можно было схлопотать кольчужной перчаткой в утверждалово, и очень даже просто. Именование рыцарем для честного воина - нешуточное оскорбление...
    О чем же речь идет? Ну вот были в Европе подлые бандиты. Захватившие там много прав при полнейшем отсутствии обязанностей. Рыцари? Ну... почти. Европейские феодалы нашли в рыцарстве желанную отдушину. Трудно, знаете ли, быть феодалом. Вроде бы ты и богат. Вроде бы и знатен. Но сколько обязанностей! Сколько проблем! Причем проблемы ж не твои! Нужно защищать землю. Да не землю как территорию, а землю как нечто живое. Тут у любого пьяницы, мерзавца и негодяя (то есть рыцаря, конечно) желчь взбурлит.
    Земля имеет цену лишь тогда, когда на ней живут люди, обрабатывают ее и получают урожаи, причем урожаи хорошие. А еще надо заботиться, чтобы те урожаи превращались в нужные людям товары и продукцию. Пшеница в хлеб, конопля в веревки, нитки в ткани... ну ведь тоска! А где освежающее самодурство, целебное пьянство, веселое поджигательство, задорное мучительство?! Ну тоска ж зеленая!
    Причем попросту удариться в любимые европейские забавы можно, но при всеобщем осуждении и порицании. Конечно, сжигая, убивая, грабя и насилуя, на всеобщее осуждение немножко плевать. Но всем этим занятиям положен все же некий предел. И за этим пределом хочется даже отдохнуть. Элементарно поспать даже. И чтоб тебя никто во сне не зарезал! А это уже довольно таки сложно для беспредельного бандита.
    Но бандиты, пока их не убили (как правило свои. посмотрите историю рыцарства. заметьте там процент тех, кого порешили лихие друзья. впечатляет, правда?), обладают некоей волшебной силой. Имя которой - деньги! И еда. Отобранная у терпил, понятно. В старые времена не было холодильников, не было овощебаз, и даже ледник отрыть да поддерживать в рабочем состоянии было весьма проблемно (особенно если ты где то в "доброй старой Англии" или там во Франции, ага). Поэтому население имело очень низкую мобильность. Надо было пахать день и ночью, чтобы есть. Не досыта конечно, а так... чтобы хоть не сдохнуть.
    Однако, определенному проценту людей нестерпимо сидеть на попе ровно. Просто невозможно! Но с другой стороны, становиться шишами гулящими у этих людей не хватает нужных качеств. Для бандитизма нужны сила, храбрость, тяжелый кулак и жесткая решимость. А этих качеств гораздо меньше есть на земле, чем желания болтаться по городам и весям нахаляву, сладко жрать, мягко спать и абсолютно ничем не утруждаться. В общем желающие могут погуглить, кто такие были к примеру меннезенгеры и ваганты, ну и прочие, не к ужину будь помянуты, менестрели.
    Вот все эти персонажи, в неудержимом желании сладкого, необременительного, редкого и драгоценного паразитизма на неотмытых от крови деньгах и еде, создали феномен, именуемый "галантная поэзия". В которой невообразимые мерзости, творимые рыцарством, преобразовались в подвиги! Особо отвратные гадости в "подвиги во имя прекрасной дамы!" Спаленные города и убитые люди пошли на корм сладкопевчим паразитам...
    В общем рыцарь - это , бандит, убийца и мразь, использующий воинское искусство для того, чтобы творить нечеловеческие пакости. Но только в том случае, если галантная поэзия озаботилась воспеть все творимое зло, волшебно преобразовав грязь в ослепительное сверкание. Надо сказать, что традиция жива и процветает. Поинтересуйтесь например, что делает консервы "г-но художника" предметами искусства". Гарантирую - вам понравится. И да. Чтобы в разгар веселья гада не порешили ограбляемые, он носил доспех, а как же! Правда, изучая тему "рыцарь и война", вы найдете там тысячу и один способ, какими рыцари от войны уклонялись. И описание поединков, во время которых решалось важнейшее - кто у кого будет выкупать доспехи. А вот честного боя за Родину и своих... ну какие у рыцаря свои? Откуда? У бандюка то...
    Такая вот история. Шахнаме не про это, правда. Не надо мешать святое (пусть и иного народа) с рыцарством, зачем же героев древности оскорблять? Это, конечно, безопасно. Не придет Рустам с булавою, умер уже...
  13. 0
    24 марта 2017 22:48
    Альджавад,
    С афро-азиатской языковой семьей макросемьей вы, конечно, сильно завернули - как известно, все мы вышли из Африки, поэтому мы действительно макросемья.

    Но я о другом - чечено-ингушский язык является диалектом общего языка северных семитов, принадлежащего к нахско-дагестанской языковой семье.
  14. 0
    24 марта 2017 22:50
    Альджавад,
    Вы знаете о существовании Авесты и Ригведы? Так вот они написаны на санскрите и в них содержится самоназвание народа, создавшего эти произведения. Это арии.
  15. 0
    24 марта 2017 23:13
    Альджавад,
    Данные тестированияY-гаплогрупп семейства приматов (куда входит и вид Homo sapiens) дают следующую картину:
    - 4 млн. лет в Африке разошлись на две ветви предки шимпанзе и Homo;
    - 800 тыс. лет в Африке разошлись на две ветви предки Homo neanderthalensis и Homo sapiens;
    - 280 тыс. лет в Африке разошлись на две ветви вымершие и выжившие Homo sapiens;
    - 120 тыс. лет в Африке разошлись на две ветви бушмены (гаплогруппа А) и все остальные Homo sapiens (гаплогруппа ВТ), носители последней перебрались в Азию;
    - 80 тыс. лет в Азии началось деление гапогруппы ВТ на гаплогруппы В, С, D, E, F, G и т.д.
    - 20 тыс. лет из Азии в Африку началось обратное переселение носителей гаплогрупп В, E, J1, R1b и T.
  16. +1
    27 марта 2017 07:56
    Рыцарь определяется не наличием шлема и кольчуги, а отношением к земле и средствам производства. Европейский рыцарь это прежде всего феодал, а уж потом воин.