Трагедия конструктора Таубина

53
Трагедия конструктора ТаубинаДиалог между Германией и СССР, возобновленный после раздела Польши в 1939 году, продолжался недолго, менее двух лет. За это время делегации обеих стран неоднократно наносили друг другу визиты, решая различные задачи. Но если с визитами наших правительственных и торгово-промышленных делегаций все понятно, то истинные намерения немцев открылись благодаря архивным документам лишь после распада СССР.

ТАЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО



В мае 1940 года в СССР из Германии начали прибывать первые самолеты, и нам постоянно твердили, что они предназначались для ознакомления с этой техникой. В действительности же это была легенда, прикрывавшая военно-техническое сотрудничество двух держав. Одной из жертв такого сотрудничества стали начальник артиллерийского ОКБ-16 Яков Григорьевич Таубин и его ближайший помощник ведущий конструктор Михаил Никитич Бабурин, разработавшие чрезвычайно легкое авиационное оружие: крупнокалиберный пулемет АП-12,7 и 23-мм пушку ПТБ-23. Их особенностью стала автоматика с использованием энергии отдачи подвижного ствола при его коротком ходе. Как пулемет, так и орудие представляли большой интерес для Германии, поскольку ничего подобного у них не было. В то время у немцев главными считались 20-мм магазинная пушка MG-FF и пулемет MG-15 калибра 7,92 мм.

Разработка ПТБ-23, или, как ее еще обозначали, МП-3 (магазинная пушка), началась в 1938 году. Ее опытный экземпляр изготовили в следующем году и в декабре предъявили заказчику. Как следует из акта по результатам испытаний орудия, «23-мм автоматические пушки… с магазинным питанием были предъявлены КБ-16 НКВ к сдаче 1 отд. 3 упр. ГУАС КА 22 и 23 декабря 1939 г. При осмотре пушек оказалось, что они изготовлены в соответствии с ТТТ ГУАС КА и на контрольных стрельбах по 80 выстрелов на каждую пушку показали надежную работу автоматики».

Первый опытный образец орудия МП-3 получил хорошую оценку. При весе 33,4 кг пушка продемонстрировала средний темп стрельбы 299 выстрелов в минуту и начальную скорость снаряда 908 м/с. Но военным в то время уже требовалось орудие с темпом стрельбы не ниже 400 выстрелов в минуту. Для увеличения скорострельности уменьшили ход ствола и ввели рычажный ускоритель затворного узла для сохранения хода затвора на прежнюю длину. В таком виде пушка получила обозначение МП-6. При этом она потяжелела до 39,8 кг без магазина, а ее полная длина возросла с 2205 до 2320 мм. В июне орудие передали на полигонные испытания, проходившие в Научно-испытательном полигоне авиационного вооружения (НИП АВ) ВВС в подмосковном Ногинске.

Испытания (ведущий инженер Цилов, репрессированный одновременно с начальником полигона Г.М. Шевченко) проходили в течение двух недель и завершились 24 июня. Стрельба велась очередями до 45 выстрелов, а охлаждение стволов осуществляли водой после каждого 81 выстрела, то есть после израсходования боекомплекта в магазине. При этом начальная скорость снаряда оставалась без изменений, а средняя скорострельность составила 412 выстрелов в минуту.

В выводах отчета по результатам полигонных испытаний, в частности, говорилось:

«1. Пушка МП <…> в процессе испытаний показала хорошие баллистические и конструктивные данные, характеризующиеся:

а) большой для данного калибра начальной скоростью (снаряда), равной 900 м/с...

б) малыми временами полета снаряда, обеспечивающими на боевых дистанциях пушечного огня хорошую кучность и настильность траектории…

в) большой дульной энергией, равной 8050 кгм…

г) хорошим темпом стрельбы, равным 412 выстрелам в минуту…

д) большим осколочным и фугасным действием снаряда у цели. 23-мм снаряд <…> при разрыве внутри дюралевой и перкалевой плоскости дает в 2,5 раза большее разрушение, чем 20-мм <…> пушки ШВАК…

2. Автоматика пушки работает надежно, по вине автоматики <…> имелось три задержки на 4605 выстрелов, что составляет 0,07%. Из 55 боекомплектов 32 расстреляны автоматическим огнем без задержек, что составляет 58,2%.

3. Пушка имеет по сравнению с другими системами:

а) небольшой вес, равный 39,8 кг;

б) малые габариты;

в) небольшое усилие отдачи 1680 кгс.

4. Пушка МП показала при стрельбе удовлетворительную живучесть основных деталей: ствольной коробки, кожуха, приемника гидравлического устройства, ударника.

Приемник на 4605 выстрелов поломок не имел… При этом девять обойм, заменяющих звенья, позволили расстрелять 55 боекомплектов, и живучесть их не исчерпана.

Наряду с этим имеется целый ряд деталей: ствол, затвор, затыльник, защелка ударника, ускоритель, живучесть которых не соответствует тактико-техническим требованиям.

5. Пушка проста и удобна в эксплуатации:

а) конструкция пушки допускает быстрое и простое устранение задержек;

б) снаряжение магазина патронами производится быстро (3 минуты), просто и не требует специальных машинок для набивки;

в) принцип работы автоматики на отдаче позволяет без чистки и смазки производить 800–1200 выстрелов…

Недостатки

1. Малая живучесть ствола <…>, затвора – поломка верхней лапки после 2694 выстрелов, затыльника – 1068 выстрелов, ускорителя – 2548 выстрелов…».

В заключение отчета сказано, что пушка полигонные испытания выдержала и после устранения выявленных недостатков может быть допущена к воздушным испытаниям.

Однако вскоре военные посчитали, что и достигнутая скорострельность МП-6 все же мала, и предложили конструктору увеличить ее в полтора раза.

Сделать это удалось благодаря уменьшению сил трения всех подвижных деталей орудия, за счет повышения качества их отделки и улучшения смазки. Таким образом, темп стрельбы пушки довели до 600 выстрелов в минуту.

Следует отметить, что определять усилия отдачи пушки (на цапфы) тогда толком не могли, поэтому специалисты НИП АВ ВВС оставили заявленные 1680 кгс на совести ОКБ. Позже оценить эти параметры для различных орудий пробовали в ЦАГИ, но их гигантские значения (свыше 4000 кгс) даже для слабенькой пушки ШВАК всех шокировали.

Здесь я вынужден отступить и напомнить, что первую мотор-пушку с двигателем М-103 и орудием ШВАК начали разрабатывать в конце 1937 года. Предназначалась эта установка для истребителя И-17, который так и остался в разряде опытных.

ИСПЫТАНИЯ

Для летных испытаний ПТБ-23 выделили бомбардировщик СБ, а также немецкие истребители Bf109Е и Bf110С. В документах НИП АВ они соответственно именовались как МШ-109 и МШ-110. Естественно возникает вопрос: почему на немецких самолетах? На мой взгляд, причиной установки ПТБ-23 на СБ стало не столько опасение высокой отдачи орудия при стрельбе, сколько отсутствие более подходящего самолета-истребителя, а на И-16 это орудие просто некуда было поставить. Рисковать же новыми опытными машинами не решились.

Что касается немецких истребителей, то здесь все гораздо проще. Дело в том, что на них стояли 20-мм пушки MG-FF с похожим принципом работы автоматики, но не с использованием короткого хода ствола, а – отдачи затвора. А значит, и усилия их отдачи должны были быть соизмеримы с ПТБ-23, правда, с поправкой на более мощный патрон и секундный залп, который у ПТБ-23 в 2,5 раза превышал аналогичный параметр MG-FF.

Есть и другая версия, связанная с предложением советской стороны установить пушки ПТБ-23 на немецкие самолеты, показав Германии, что и мы можем внести вклад в обоюдное сотрудничество помимо поставок сырья.

А пока, учитывая пожелания заказчика, ПТБ-23 стали примерять к отечественным самолетам-истребителям и штурмовикам нового поколения.

В КАБИНЕТЕ У СТАЛИНА

Главными конкурентами пушке ОКБ-16 были орудия такого же калибра ВЯ (А.А. Волкова и С.А. Ярцева) и ТКБ-198 (В.Н. Салищева и В.А. Галкина). По результатам их заводских испытаний в июле 1940 года у военных возникли сомнения в достоверности данных МП-6, и было предложено «подвергнуть технологической экспертизе 23-мм автоматическую пушку системы Таубин–Бабурин». Но каковы были результаты, документально установить не удалось. Работа же по установке ПТБ-23 на самолеты не прервалась. Это означает лишь одно: пушка оказалась лучше своих соперников по большинству параметров.

22 июля 1940 года в кремлевском кабинете Сталина в 20.45 состоялся разговор вождя с руководителями ВВС: Яковом Смушкевичем и Павлом Рычаговым. Они пробыли в кабинете ровно час. В 22.15 туда вошел генерал Александр Филин и уехал в 23.15, когда в кабинет Сталина вошли конструкторы Таубин и Бабурин. О чем они говорили, неизвестно, но можно предположить, что речь шла о постановке орудия на самолет. Правда, пока для его испытаний.

12 августа 1940 года начальнику НИП АВ ВВС полковнику Г.М. Шевченко пришла депеша из 8-го ГУ ВВС: «Проведите подробную установку ПТБ-23 на самолете «Мессершмитт».

Два комплекта фото <…> вышлите 8 УПР ГУ ВВС…».

А ведь прошло всего три месяца с момента поступления «мессершмиттов» в СССР, а их уже присмотрели для размещения новейших советских орудий. Если бы это касалось только испытаний пушки в полете, то вряд ли ГУ ВВС проявило бы такой интерес к этому, да еще с требованием выслать фотографии. Другое дело – размещение новейшего оружия на боевой машине с далеко идущими планами.

С 9 августа по 27 сентября проводились полигонные испытания стрелкового вооружения самолета Bf109E (МШ-109), включавшего пулеметы MG-17 с подвижным стволом калибра 7,92 мм и две 20-мм пушки MG-FF в крыле. Но упоминаний об испытаниях орудий ОКБ-16 в документе нет.

4 октября вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1882-779 «Об изготовлении новых образцов вооружения для НКО», в котором, в частности, говорилось:

«НКАП совместно с НКВ переоборудовать <…> «Мессершмитт-110» под пушки ПТБ-23 и провести летные испытания при стрельбе боевыми боеприпасами по реальным целям на земле и с воздуха. Срок окончания стрельб – ноябрь 1940 года.

...4. Командировать группу конструкторов НКАП И НКАВ во главе с наркомом Б.Л. Ванниковым в Германию».

На следующий день заместитель начальника ГУАС ВВС И.Ф. Сакриер отмечал, что второй вариант – пушка ПТБ-23, оборудованная пневмоперезарядкой, совместимой с пневмосистемой «Мессершмитт-110», отправлена в Москву, где в течение трех-пяти дней будет произведена окончательная отладка на самолете.

Спустя шесть дней, 11 октября, еще одно сообщение, касающееся «монтажа и испытаний пушки МП-6 на самолете Bf109E на заводе № 1»:

«Перебросить самолет на завод № 1-1-10/Х-40.

Монтаж МП-6 – до 15/Х-40.

Подать на полигон – до 16/Х-40.

Окончание испытаний – до 20/Х-40».

Естественно, я запросил в архиве отчет по годовой деятельности авиапредприятия за 1940 год. Но упоминаний об этом обнаружить не удалось. Получается, что все это уже тогда тщательно скрывалось от посторонних глаз.

13 ноября 1940 года полковник Г.М. Шевченко докладывал начальнику 8-го управления ГУ ВВС КА: «…для проведения испытаний 3-х пушек Таубина калибра 23 мм на самолетах СБ и МШ-110 (Bf110С. – Н.Я.) необходимо 20 000 патронов».»

Через шесть дней, 19 ноября, Г.М. Шевченко подписал приказ о проведении государственных полигонных испытаний пушки Таубина. В нем, в частности, командиру эскадрильи майору Н.И. Звонареву предписывалось принять самолеты СБ № 7/290 и 15/266 и выделить на них постоянные экипажи и обслуживающий состав на время испытаний, считая эту работу наряду с испытаниями пушек Таубина – на И-21 (истребитель завода № 21, спроектированный под руководством М.М. Пашинина) и МШ-110 одной из первоочередных.

Работу следовало начать 20 ноября и завершить 1 декабря того же года.

Стрельбы же в воздухе из пушки МП на полигоне НИП АВ ВВС начались 31 ноября и продолжались по 10 декабря. На каких самолетах они проводились, в отчете не сказано, но отмечено, что темп стрельбы пушки составил 581–627 выстрелов в минуту, а начальная скорость снаряда – 872,9 м/с.

Учитывая спешку, с какой проводились работы по пушке, а также запланированный в ноябре визит Вячеслава Молотова в Берлин, можно предположить, что стрельбы начались на самолете МШ-110. При этом нет упоминаний о воздействии отдачи орудия на самолет. А раз нет, то и проблем с этим не было.

Любопытно, что в свите наркома В.М. Молотова, находившегося с визитом в Германии с 10 по 15 ноября 1940 года, был и конструктор пушки ПТБ-23 Я.Г. Таубин. Что мог он, человек, далекий от политики, делать в Германии? Только одно – ознакомить немцев со своим орудием и результатами его испытаний на Ме-110С. Причем результаты летных испытаний пушки могли быть получены Таубиным по дипломатическим каналам, а значит, проходили они не позже 13–14 ноября. Их итог был ожидаем, поэтому Таубина и включили в свиту Молотова.

В отчете по результатам испытаний пушки на МШ-110, в частности, отмечалось, что сделали 3710 выстрелов с горизонтального полета, пикирования под углом 30–50 градусов (407 выстрелов) и на виражах с креном 60–80 градусов (329 выстрелов). При этом зафиксировали лишь шесть случаев задержек в работе автоматики и несколько мелких поломок. В выводах акта, подписанного И.Ф. Сакриером, говорилось: «Рекомендовать запуск МП-6 в валовое производство с устранением выявленных недостатков…».

Это был успех и не удивительно, что на следующий день после возвращения Молотова в Москву постановлением Комитета Обороны № 423сс от 16 ноября орудие приняли на вооружение. На создание пушки ушло менее года!

Но испытания орудия на этом не завершились. Так, с 10 ноября по 16 декабря того же года были проведены стрельбы по паровозу, в том числе и из пушки МП-6, смонтированной на самолете. В результате установили, что «МШ-110, вооруженный 23-мм пушкой Таубина и Бабурина при стрельбе на дистанции действительного пушечного огня (700–600 м) обеспечивает надежное поражение паровоза <…>:

а. большая дульная энергия у 23-мм пушки, достигающая 8048 кгм – вместо 1666 кгм у <…> ШВАК;

б. небольшим рассеиванием неподвижной подфюзеляжной установки МШ-110;

в. малым временем полета, достигаемым на дистанции 600 м, 0,79 с вместо 1,05 с <…> ШВАК. Все это обеспечивает хорошую меткость и 100-процентную пробиваемость котла паровоза».

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Итак, орудие МП-6 успешно выдержало все испытания и было запущено в массовое производство. Казалось, все самые напряженные дни позади, но создатели пушки и те, кто поддерживал конструкторов, не догадывались, что жить им оставалось совсем немного, хотя время полностью подтвердило правильность заложенных ими технических решений. В частности, в марте 1941 года в ходе экспериментов установили, что отдача этой пушки составляет 2800–2900 кгс, у ВЯ – 3600–3700 кгс. Для сравнения скажу, что, по уточненным данным, у 20-мм пушки ШВАК с более легким патроном этот параметр составлял 2670 кгс (по расчетам 1940 года – 1666 кгс), превышая отдачу ПТБ-23 лишь на 8%.

Учитывая магазинное питание, пушка наиболее удачно подходила для размещения в фюзеляжах самолетов и между блоками цилиндров V-образных двигателей М-105 и М-107. В остальных самолетах МП-6 можно было разместить лишь в крыле, а для этого пришлось бы разрабатывать специальную гондолу, заметно ухудшавшую их аэродинамические характеристики. Поэтому в конце 1940 года орудие доработали под ленточное питание, но испытать это новшество, а тем более внедрить в производство быстро не удалось.

Первый отечественный истребитель, на котором запланировали установку МП-3, был И-301 (ЛаГГ-3). Испытания опытной машины предписывалось начать не позднее 15 июня 1940 года. Но пушку МП-6 и синхронные БС до передачи машины в НИИ ВВС так и не успели отстрелять в воздухе. В связи с этим 13 мая 1940 года нарком Шахурин сообщал начальнику ГУАС ВВС Алексееву:

«На опытном <…> И-301 устанавливается одна 23-мм мотор-пушка, два пулемета Березина и два ШКАС. Установленные на моторе М-105П синхронизаторы и 23-мм мотор-пушка Таубина являются опытными агрегатами, требующими проведения отдельных госиспытаний, которые без специального летающего самолета провести нельзя.

Прошу Вашего распоряжения опытный И-301 принять на госиспытания с одной 23-мм пушкой и двумя пулеметами Березина без отстрела на самолете».

В связи с достигнутой договоренностью двух ведомств И-301 предъявили в НИИ ВВС 14 июня 1940 года фактически с макетным вооружением. Постройка второй машины с кондиционной МП-6 задержалась до октября, но поскольку заводские испытания орудия не успели завершить, то и на государственные ее не допустили.

Полигонные испытания жесткой установки МП-6 в развале цилиндров неработающего двигателя М-105П со стрельбой через полый вал редуктора завершились только в декабре 1940 года. Их результаты не радовали. После 75 выстрелов вырвало площадку картера двигателя вместе с суппортом и шпилькой. Произошла также деформация выточки этой площадки. Естественно, все это стало следствием высокой отдачи орудия и потребовало времени для доработки мотор-пушки.

Доработку двигателя в НКАП производили в инициативном порядке по указанию Шахурина. И это едва не вышло ему боком. Когда информация об этом дошла до Политбюро, последовало соответствующее постановление, подписанное 4 марта 1941 года: «Ввиду того, что т. Шахурин, не имея на это никакого права, единолично принял решение об утяжелении мотора 105 в целях его приспособления к пушке 23 мм Таубина, не сообщив об этом Правительству, СНК и ЦК ВКП(б) постановляют: объявить выговор т. Шахурину, наркому авиационной промышленности, и предупредить его, что впредь такие недопустимые действия со стороны т. Шахурина приведут к более строгим взысканиям».

За день до этого в Комитет Обороны поступил план заказа опытных самолетов за подписью начальника НИИ ВВС А.И. Филина, в котором говорилось, что все новые истребители и штурмовики постройки 1941 года должны были комплектоваться только пушками Таубина.

Несмотря на это, весной 1941 года на ЛаГГ-3 установили 23-мм пушку ВЯ и отстреляли в НИП АВ ВВС, израсходовав 1650 патронов. Самолет и мотор М-105П с доработанным картером (после испытаний ПТБ-23) усилия отдачи при стрельбе из 23-мм орудия испытания выдержали. После чего постановлением правительства от 16 мая 1941 года П.Ф. Жигарева обязали закончить к 20 мая испытания ВЯ-23 на ЛаГГ-3 в воздухе. Более того, тем же документом Лавочкина, Волкова и Ярцева обязали установить пушку ВЯ на первом экземпляре модификации ЛаГГ-3 с мотором М-107П и предъявить его на госиспытания 1 августа 1941 года. Ранее планировалось это сделать к 1 июля. Что касается пушек ВЯ, то первое орудие НКВ должен был поставить заводу № 21 20 мая, а второе – 1 июня 1941 года. Но этого не произошло.

Помимо этого в 1941 году завод № 21 изготовил 20 самолетов ЛаГГ-3 с пушками АП-37 калибра 37 мм и по одной машине с орудиями Салищева–Галкина (СГ) и Шпитального.

ИНИЦИАТИВА МИКОЯНА

Поскольку одним из серьезных недостатков И-200 (будущего МиГ-3) было слабое вооружение, то в августе 1940 года опытно-конструкторский отдел завода № 1 предложил заказчику пушечный вариант истребителя-перехватчика ИП-201 с двумя магазинными орудиями ПТБ-23. Хотя комиссия НКАП во главе с Б.Н. Юрьевым и одобрила эскизный проект, но заказчик к нему отнесся иначе. «По указанию начальника ИАС (инженерно-авиационной службы. – Н.Я.) КА <…> предложили конструктору ИП-201 – инженеру Микояну <…> разработать вместо двух пушек Таубина установку на самолете И-200 двух пулеметов Березина калибра 12,7 мм…». Причиной тому была низкая скорострельность ПТБ-23 (МП-3). Тем не менее Микоян ослушался и в конце сентября в ОКБ приступили к переделке в вариант ИП-201 третьего экземпляра И-200.

12 октября 1940 года наркомату вооружения выдали заказ на проведение опытных работ по установке этого орудия на И-200. Для этого изготовили и отправили в ОКБ-16 полноразмерный макет истребителя. Спустя месяц Микоян сообщил в Комитет Обороны, что вооружение ИП-201 будет состоять из двух магазинных пушек ПТБ-23 с боезапасом по 60 патронов на ствол, четырех пулеметов ШКАС и двух БС.

Столь последовательные попытки оснастить И-200 пушками ОКБ-16, видимо, были связаны с опытом КБ Микояна, полученным при разработке документации для их монтажа на самолетах МШ-109 и МШ-110. Но, увы, плодов это не принесло.

Под новое вооружение, несмотря на противоположное мнение военных, все же доработали третий экземпляр истребителя № 61003, заменив на нем консоли крыла и установив орудия МП с пулеметами АП-12,7. Произошло это вскоре после участия самолета в параде 7 ноября 1940 года в Москве. Однако с ходу передать самолет на испытания не удалось из-за обнаруженной деформации консолей крыла.

Лишь 1 декабря 1940 года летчик В.Н. Гуринский выполнил первый полет на пушечном варианте истребителя, завершившийся вынужденной посадкой. Ремонт самолета завершили в феврале 1941 года и в марте удалось выполнить лишь несколько полетов.

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК»

Более реальной оказалась установка ПТБ-23 на штурмовик Ил-2, получивший в годы войны высокую оценку тех, кто на нем воевал, и его противников. Но дорога к нему не была усыпана розами. Были не только энтузиасты этой машины, но и ярые противники, и С.В. Ильюшину приходилось за него бороться.

Не буду подробно останавливаться на создании машины, отмечу лишь, что 23 ноября был подписан совместный приказ НКАП и ВВС № 657/0293, обязывающий Ильюшина в двухмесячный срок разработать и установить на машину две ПТБ-23. В следующем месяце самолет в соответствии с приказом НКАП № 739 от 14 декабря запустили в серийное производство на заводе № 18 в Воронеже в одноместном варианте. При этом предписывалось вместо крыльевых ШКАСов разместить две ПТБ-23 с общим боезапасом 162 патрона, то есть в магазинном варианте.

Одновременно директора воронежского авиазавода М.Б. Шенкмана и главного конструктора самолета обязали начать серийный выпуск Ил-2 и до 1 марта 1941 года изготовить 10 таких машин. Заводские же испытания опытного экземпляра штурмовика предписывалось завершить к 10 января.

Однако сроки были сорваны из-за нового мотора АМ-38, существенно улучшившего летные данные штурмовика. Поскольку размещение магазинной пушки ПТБ-23 в крыле самолета было проблематичным, к тому времени в ОКБ-16 изготовили орудие с ленточным питанием. Именно с этими орудиями Ил-2 на основании приказов по НКАП от 7 января и 14 февраля запустили в серийное производство, причем с ленточным питанием (по 150 патронов на ствол), двумя ШКАСами и ракетными орудиями РО-132.

20 января 1941 года С.В. Ильюшин в своем письме (№ 107) наркомам – авиационной А.И. Шахурину и вооружения Б.Л. Ванникову, в частности, сообщал, что «при проектировании установок пушки на самолет Ил-2 мы запросили тов. Таубина о силе отдачи пушки МП-6. Тов. Таубин письмом от 16 октября 1940 года № 6-462 при сем прилагаемом ответил нам, что усилие отдачи пушки МП-6 равно 2200 кг. На эту силу отдачи мы и рассчитывали крыло, когда проектировали установку пушки на Ил-2.

20 января 1941 года нами получен отчет ЦАГИ по определению силы отдачи пушки МП-6 (ПТБ-23). Согласно этому отчету, сила отдачи равна 5000 кг, а максимальная, замеренная на испытаниях <…>, достигает 5200 кг, то есть в 2,36 раза больше, чем данная тов. Таубиным…

Доношу, что пушку с силой отдачи в 5000–5200 кг на самолет Ил-2 мы по условиям прочности крыла установить не можем. Прошу Ваших указаний».

Ответ наркомов главному конструктору неизвестен, но знаю, что Ильюшин распорядился поставить на Ил-2 пушки ШВАК и 27 февраля 1941 года предъявил самолет НИИ ВВС. Так, ЦАГИ благодаря ошибочному заключению о чрезмерной отдаче стало очередным препятствием на пути пушки ОКБ-16.

Госиспытания начались на следующий день и продолжались по 20 марта. Не вдаваясь в их подробности, отмечу, что специалисты НИИ ВВС, в частности, отметили: «По вооружению и летно-техническим данным вполне отвечает требованиям, предъявляемым к самолетам поля боя...». Получается, что пушка, снаряд из которой не мог пробить даже паровой котел паровоза, оказалась на высоте.

Тем временем из сборочного цеха завода № 18 выкатили Ил-2 с магазинными МП-6, и 10 марта состоялся его первый полет. Второй «Ил» построили с пушками ВЯ, третий – с орудиями ШВАК, четвертый – с СГ. С пятой машины все штурмовики оснащались ШВАКами, поскольку окончательный выбор орудия решили сделать после проведения полигонных испытаний, назначенных на апрель 1941 года.

Весной 1941 года начались испытания штурмовиков Ил-2 с пушками ВЯ и ПТБ-23. Пушка СГ продемонстрировала недостаточную надежность, и работу по ней прекратили. К 6 апреля Ил-2 с ВЯ выполнил 20 полетов, в воздухе было произведено 2347 выстрелов, но уже на следующий день самолет сняли с испытаний из-за производства выстрелов при незапертом канале ствола.

Не лучше обстояли дела и с пушкой Таубина. В 25 полетах при 5128 выстрелах из серийных ПТБ-23 произошло 64 задержки, из них 41 – по вине пушки.

Следует напомнить, что освоение новых образцов техники на заводах, тем более если при изготовлении применялись новые технологии, всегда сопровождается увеличением брака. Произошло это и с пушкой ОКБ-16.

С аналогичными трудностями столкнулись и в Туле на заводе № 66. Тем не менее по итогам испытаний, завершившихся 12 апреля, руководство ВВС сделало вывод о целесообразности запуска в серию штурмовика с двумя орудиями ПТБ-23. Поддержал это мнение и нарком вооружения Б.В. Ванников, посетивший оба предприятия.

Штурмовик Ил-2 на тот момент был для ОКБ-16 главнейшим из всех самолетов, поскольку от него в первую очередь зависело будущее их орудия. Но осторожный Ильюшин выбрал свой путь, сделав ставку на пушку Волкова и Ярцева. Способствовало тому и неудачное размещение магазина орудия. Дело в том, что в магазин (приемник) пушки ПТБ-23 вставляли девять обойм с девятью патронами в каждой. При стрельбе, судя по описанию пушки, эти обоймы выдвигались из приемника. И хотя количество обойм на пушке для Ил-2 заметно уменьшилось, попадание их в воздушный поток приводило к их заклиниванию и, как следствие, отказу пушки.

Как говорилось выше, существовали и крыльевые варианты орудия ПТБ-23 (левый и правый) с ленточным питанием, но для их испытаний и доводки не хватило времени и сил. Наверху же, вместо того чтобы принять меры по повышению технологической дисциплины и культуры производства на заводах в Туле и Коврове, приняли решение прекратить все работы по орудию. Получается, что конструкторы ЦКБ-39 косвенно поспособствовали этому.

В заключение отмечу, что Александр Нудельман и Александр Суранов (ОКБ-16) в годы войны переделали ПТБ-23 под укороченный патрон. В таком виде орудие получило обозначение НС-23. Оно пережило пушку ВЯ, широко использовалось на реактивных самолетах и вполне достойно имен не только А.Э. Нудельмана и А.С. Суранова, но и Я.Г. Таубина с М.Н. Бабуриным. H
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 апреля 2017 06:15
    В мемуарах авиоконструкторов традиционна версия о неимоверно большой отдачи пушки Таубина.
    Хотя возможно все в более жестких допусках к производству. ВЯ-23 оказалась проще для военного времени. А что проще то естественно и дешевле. Взаимосвязь дешево и массово объяснять не буду.
    Если бы война повременила, то!?
    1. +5
      22 апреля 2017 07:50
      Цитата: Котище
      Хотя возможно все в более жестких допусках к производству. ВЯ-23 оказалась проще для военного времени. А что проще то естественно и дешевле. Взаимосвязь дешево и массово объяснять не буду.

      Автор: В заключение отмечу, что Александр Нудельман и Александр Суранов (ОКБ-16) в годы войны переделали ПТБ-23 под укороченный патрон. В таком виде орудие получило обозначение НС-23. Оно пережило пушку ВЯ, широко использовалось на реактивных самолетах

      Сама же система, уничтожавшая талантливейших инженеров и конструкторов, вызывает огромные сомнения в нормальности ее руководителей.
  2. +7
    22 апреля 2017 06:23
    Таубин, Яков Григорьевич

    Яков Григорьевич Таубин (1900, Пинск — 28 октября 1941, Куйбышев, РСФСР) — советский конструктор артиллерийского вооружения, создатель автоматического гранатомета.Выходец из бедной семьи. Число и месяц рождения неизвестны. До 1915 года Яков Таубин — учащийся; после смерти отца — с 1915 по 1917 годы — рабочий. В 1929 году поступил в Одесский институт технологии зерна и муки, на конструкторский факультет (не закончил). В начале 1930-х годов увлёкся идеей создания автоматического гранатомёта. В 1933 году для реализации своего замысла был направлен Главным военно-мобилизационным управлением на Ковровский инструментальный завод № 2. Позже группа специалистов во главе с Таубиным продолжила работу в Москве, где весной 1934 года было организовано самостоятельное конструкторское бюро — ОКБ-16 Наркомата вооружения, где в период с 1935 по 1938 годы под руководством Таубина был разработан первый в мире пехотный автоматический гранатомёт.
    Автоматический гранатомет Таубина
    Гранатомёт Таубина имел калибр 40,6 мм и использовал боеприпасы, созданные на базе штатной винтовочной гранаты системы М. Г. Дьяконова. Это оружие имело магазинное питание и допускало стрельбу одиночными выстрелами и очередями, прямым огнём или по навесной траектории. Первоначально гранатомёт устанавливался на треножный станок, позднее на лёгкий пехотный колёсный станок по типу станка для пулемёта «Максим».

    Идея автоматического гранатомёта нашла противников в лице начальника Артиллерийского управления РККА Кулика и некоторых других военных руководителей. В 1937—1938 годах на сравнительных испытаниях миномётов и гранатомётов ротного звена гранатомёт Таубина был отвергнут, предпочтение было отдано, как более лёгкому, мобильному, дешёвому и надёжному 50-мм миномёту обр. 1938 года конструкции Б. И. Шавырина, который и был принят на вооружение. В ноябре 1938 года были проведены морские испытания гранатомётной системы Таубина на бронекатере типа «Д» Днепровской военной флотилии. По их результатам управление вооружения ВМФ заказало в январе 1939 года небольшую серию, но вскоре отказалось от этого заказа. В ограниченных количествах гранатомёт Таубина относительно успешно применялся Красной Армией в зимней войне с Финляндией, однако вскоре все работы по автоматическому гранатомёту были прекращены. Известный своими яркими и пристрастными книгами историк-любитель артиллерии А. Широкорад прямо назвал людей, оказывавших сильное давление на противников минометов - «минометной мафией». Кроме этого, Таубиным совместно с ведущим конструктором ОКБ М. Н. Бабуриным были разработаны проекты: 23-мм авиационная пушка МП-6 («мотор-пушка», она же ПТБ-23, «пушка Таубина-Бабурина» и БТ-23 Использовалась на опытных модификациях штурмовика Ил-2 и истребителей И-21 и ЛаГГ-1
    «сухопутная» её модификация — 23-мм танковая ПТ-23ТБ («пушка танковая 23-мм системы Таубина-Бабурина»), для установки в Т-40 доработана А. Э. Нудельманом;
    23-мм пехотная противотанково-зенитная;
    12,7-мм авиационный пулемет АН-12,7.
    23-мм пушка и пулемёт не были в отпущенный КБ срок доведены до законченного состояния, что послужило одной из причин последовавших репрессий. 16 мая 1941 года Таубин с несколькими сотрудниками был арестован по обвинению в «консервировании недоработанных образцов вооружения и в запуске в валовое производство технически недоработанных систем: 23-миллиметровой авиапушки, 12,7-мм пулемёта и других». 28 октября 1941 года по заключению НКВД и Прокурора СССР от 17.10.1941 расстрелян в посёлке Барбыш в Куйбышевской области (ныне парк им. Гагарина в черте Самары). Реабилитирован 20 декабря 1955 года. Дочери — Бессонова (Таубина) Лариса Яковлевна и Алексеева (Таубина) Нелли Яковлевна. Сын — Таубин Григорий Яковлевич. 20 мая 1940 года «за успешное освоение новых образцов вооружения» был награждён орденом Ленина. Под Самарой на месте расстрела установлен памятный знак, на котором начертано: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 30-40-х гг.».
    1. +3
      22 апреля 2017 12:13
      Цитата: рич
      Идея автоматического гранатомёта нашла противников в лице начальника Артиллерийского управления РККА Кулика и некоторых других военных руководителей. В 1937—1938 годах на сравнительных испытаниях миномётов и гранатомётов ротного звена гранатомёт Таубина был отвергнут, предпочтение было отдано, как более лёгкому, мобильному, дешёвому и надёжному 50-мм миномёту обр. 1938 года конструкции Б. И. Шавырина, который и был принят на вооружение.

      Спасибо за подробную справку. Полностью соглашаюсь с вами и хочу добавить "Дальность действительного огня, составлявшая всего несколько сотен метров, заставляла их расчеты сближаться с противником на предельно малые дистанции. А это, в свою очередь, приводило к демаскировке огневой позиции и быстрому уничтожению даже обычным стрелковым оружием. Крайне низкой была также эффективность 50-мм осколочных мин."http://www.battlefield.ru/50mm-model1941.ht
      ml
      А ведь был ещё и никчемный 37мм миномёт-лопата: http://warspot.ru/6699-plohaya-lopata-bespoleznyy
      -minomyot
      http://bastion-karpenko.narod.ru/minomet_lopata.p
      df
      1. +2
        22 апреля 2017 15:06
        Про этот"лопато-миномет"первый раз в худ.литературе читал,а потом спрашивал фронтовиков. Большинство об этом чудо- оружие и не слышали,а один сказал:"из нее только метров на 30 стрелять , ещё лучше в упор и в конструктора"
    2. +4
      22 апреля 2017 18:35
      "28 октября 1941 года по заключению НКВД и Прокурора СССР от 17.10.1941 расстрелян в посёлке Барбыш"////

      Талантливый конструктор был расстренял уже после начала войны, когда военные инженеры были самым ценным достоянием на перемещеных в тыл заводах. sad
      1. +2
        23 апреля 2017 10:27
        Вполне укладывается в версию о предательстве в высших эшелонах власти. На фронте творились форменные чудеса, в тылу тоже. Практически не заботясь каком либо прикрытии своих действий, предатели просто использовали свою власть. Кстати логично - новым, немецким хозяевам можно было бы предъявить отчетливые результаты своей деятельности. Очень понятный немцам, народу талантливых инженеров, результат. Заказ На Таубина и Бабурина был видимо оформлен после визита в Германию.
  3. +8
    22 апреля 2017 06:41
    (С)"Трагедия конструктора Таубина"

    (С)"ТАЙНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО"

    "Замануха" конкретная... Где же "кровавый тиран" и его не менее "кровавый опричник" лично пытающий в "подвалах Лубянки" передовых конструкторов? Обычная рутинная работа по устранению конструктивно-производственных недостатков при внедрении "изделия" МП-6, что не удалось конкретному конструктору Якову Таубину, то получилось у Александра Нудельмана...
    1. +7
      22 апреля 2017 08:57
      То есть правильно, что расстреляли, всё с вами ясно уважаемый.
      1. +10
        22 апреля 2017 10:22
        А чего, давайте всех конструкторов расстреляем если чего не получилось, самое оно будет
        1. +1
          22 апреля 2017 17:05
          Ваш идейный соратник на Красной площади мошонку гвоздём прибил - и ничего!
        2. 0
          30 апреля 2017 09:46
          А чего, давайте всех конструкторов расстреляем если чего не получилось,

          А давайте всем прожектёрам выдадим талоны на бесплатное молоко, за вредность?
          Извините, но инженер-конструктор, работает по определённому ТТЗ. Под это ТТЗ, заказчик выделяет средства и, соответственно, требует, что бы изделие соответствовало определённым требованиям.
          Соответственно, либо ты как специалист, обеспечиваешь соответствие изделия ТТЗ, либо обосновываешь почему оно не может быть достигнуто и предлагаешь варианты решения. Либо ты безответственный авантюрист.
      2. +1
        30 апреля 2017 09:34
        То есть правильно, что расстреляли,

        А что ещё прикажете делать с человеком, который должен был сделать авиапушку для новейших самолётов перед самой войной, при этом весьма активно бия себя пяткой в грудь? Это сейчас государство отслюнявливает миллиарды наночубайсу и претензий не предъявляет, а вот тогда за такие дела вполне можно было огрести по полной программе.
        Сама пушка тоже была крайне спорным агрегатом. Начать с очень мощного патрона 23х152 и заканчивая её "легкостью". Во-первых, был превышен предел по импульсу отдачи, так что новые истребители, спроектированные по декларируемым Таубином параметрам, просто её не выдерживали. Во-вторых, "легкость" агрегата с одной стороны была куплена максимальным облегчением конструкции, а с другой являлась простым очковтирательством, ибо масса пушки указывалась без массы снарядного бункера. А ведь он был неотъемлемой частью конструкции и представлял собой весьма не простой агрегат. В-третьих, то, что патрон 23х152 имеет чрезмерную мощность для самолёта того времени, можно было понять. И Таубин, который был вхож к Сталину, вполне мог попробовать обосновать этот факт. Тогда патрон 23х114 и пушка под него вполне могла появиться не в 1944 а в 1942. Но он сего не сделал...
        А вообще, Таубин был классическим примером технического авантюриста. Хватался практически за всё, но ничего не довёл до конца.
        З.Ы. А расстреляли, конечно, зря, можно было наказать по другому.
        1. 0
          10 декабря 2017 12:52
          Цитата: Grille
          А вообще, Таубин был классическим примером технического авантюриста. Хватался практически за всё, но ничего не довёл до конца.

          Чтобы так рассуждать, надо носить фамилию Грязева или Шипунова. А когда такое выдает мистер "Пустое место", становится досадно за всю систему воспитания и образования в СССР и России, как таких до школьного выпуска дотянули? Видимо из жалости...
          1. 0
            16 декабря 2017 16:46
            А когда такое выдает мистер "Пустое место"

            Ну может и пустое, вот только в отличие от тебя, детка, я простой советский инженер-механик, соответственно могу провести некоторый анализ той или иной машины. Опять же, в отличии от тебя.
            А наличие или отсутствие "цитируемых" статей меня абсолютно не напрягает. Бо это есть суета в ширинке у великана. Не более того.
            1. 0
              16 декабря 2017 19:43
              Цитата: Grille
              Ну может и пустое, вот только в отличие от тебя, детка, я простой советский инженер-механик

              Мы с Вами водку с одной бутылки не пили, а потому, пожалста, на "Вы", если Вас не затруднит. Что там у великанов в ширинке меня не интересует в принципе, но Вам скажу - пушки Таубина в авиатехнику ставили и они воевали. 11П, что создали после его гибели, почти на 95% детище Таубина. А то, что не пошло в воздух, очень проворно работало в качестве зенитных автоматов. Если Вы обиделись на "пустое место", ответьте своим изобретением с номером патента или свидетельства об изобретении, я извинюсь перед Вами. Только тот, кто сам создает что-то серьезное и доводит это до работающего образца, никогда не назовет авантюристом коллегу по "цеху", тем более, имеющего серийный образец. Это для таких людей, как Таубин, прямое оскорбление. Уж не знаю, поймете ли...
              1. 0
                17 декабря 2017 07:44
                Мы с Вами водку с одной бутылки не пили, а потому, пожалста, на "Вы",

                А кто ВАМ сказал, что ВЫ удостоитесь такой чести?
                /но Вам скажу - пушки Таубина в авиатехнику ставили и они воевали./
                Сказали и полегчало? 11П - это 11 пушек? или что?
                / А то, что не пошло в воздух, очень проворно работало в качестве зенитных автоматов./
                В студию. Пожалуйста.
                /Если Вы обиделись на "пустое место"/
                Детка, я уже давно на пустые места, вроде ВАС, не обижаюсь. Перерос, знаете ли...
                /олько тот, кто сам создает что-то серьезное и доводит это до работающего образца, никогда не назовет авантюристом коллегу по "цеху"/
                Детка, ещё раз повторяю, ранее написанное: инженер должен представлять себе предел технических возможностей, ну на худой конец знать физику в рамках школьной программы. А раздавать обещания, бия себя пяткой в грудь и попутно топя всех, до кого возможно дотянуться, это может любой ду рак, вот только тогда за это спрашивали.
                /Это для таких людей, как Таубин, прямое оскорбление./
                Таубин просто был не на своём месте. Хотя и характер у сего персонажа был "выдающийся". Просто ради интереса поинтересуйтесь своим "кумиром".
                1. 0
                  17 декабря 2017 19:29
                  Цитата: Grille
                  А кто ВАМ сказал, что ВЫ удостоитесь такой чести?

                  Может быть пить с Вами честь великая, но и не напрашивался, а только отметил отсутствие у Вас элементарных знаний этикета, так что расслабьтесь - расходы на пойло отменяются. Попутно отмечаю, что у Вас с изобретениями слабовато, Вы не создатель
                  Цитата: Grille
                  Сказали и полегчало? 11П - это 11 пушек? или что?

                  По поводу "полегчало". От Вас в этой жизни мне ни прибытка, ни ущерба. Ваше мнение по данному вопросу ни на что не повлияет, ни в "тактическом плане", ни во "вселенском" масштабе. Ваш вопрос про 11П говорит о том, что Вы вообще не теме. Просто зря электричество переводите. Поэтому про 11П, МП6 на станке Н.Ф.Токарева под Тулой в 1941 прочитаете сами, гугл в помощь. Не знаю, какой Вы инженер, но историк из Вас тоже не ахти. Вот Вы прочитали в чужих мемуарах про "обязательства и битие пяткой в грудь" но поскольку Вы, очевидно, "высоко" в своей карьере не "летали", то не представляете себе, что такое "повышенные обязательства", взятые в кабинетах высшего руководства. Я не присутствовал при беседе Ванникова с Таубиным, но представляя, как это могло выглядеть, на такие перлы мемуаристов особо внимания бы не обращал. Мемуары, вообще, очень специфичный источник. Не всегда его можно интерпретировать "в лоб". По поводу "топить всех, до кого можно дотянуться", замечу Вам, в среде генконструкторов в те времена такими чертами обладало большинство великих создателей. Это и Шпитальный, и Яковлев, и Ильюшин, и многие другие.
                  Про "детку". Фамильярность и хамство никого не украсило. Это Вы себе ботинки обосс....и.
    2. +5
      22 апреля 2017 11:17
      Цитата: V.ic
      Обычная рутинная работа по устранению конструктивно-производственных недостатков при внедрении "изделия

      Обычная рутинная работа по устранению недостатков вместе с изобретателем.... А на себе не хотелось бы испытать эту "рутинную работу"? С последующей посмертной реабилитацией?
      1. +2
        22 апреля 2017 17:40
        Цитата: ranger
        по устранению недостатков вместе с изобретателем.

        По факту было = изделие тов. Таубина, будучи установленным на НОВОМ самолёте приводит к разрушению элементов крепления, сводя к нОлю боеготовность конкретного самолёта с "инновационной" пушкой. Затрачены моточасы, ресурсы, время (которого уже очень мало осталось), а положительного результата нет и не предвидится ни через неделю, ни через месяц... На кого списать истраченные деньги/время/человеко-часы?
        1. +3
          22 апреля 2017 19:58
          Правильно - расстрелять, а за одно с ним и конструкторов проектировавших этот самолет, и военных выдававших задание на него и военных приемщиков, и Грабина - за то что... много за что, и Петрова и Маханова( его и так расстреляли) и Крылова( за то что не знает, что Бисмарк вооружен не гаубицами)Туполева за катера, да и не только за них, Петлякова за ПЕ -2(погиб) и Кошкина(сам умер) за то что не понимает что Т-34 сырой, Гинзбурга за все вообще - виноват по жизни.И Котина - за КВ, Калашникова за супер дорогой автомат. Королева (мало ли за что - найдем). Судаева - ведь на вооружении АК, Судаев и не только он(сам умер) явно потратил народные деньги впустую... продолжать?
          1. 0
            30 апреля 2017 10:21
            продолжать?

            Не стоит. Вы итак уже договорились до маразма.
        2. 0
          23 апреля 2017 10:29
          Затрачены моточасы, ресурсы, время (которого уже очень мало осталось), а положительного результата нет и не предвидится
          По факту методики измерения отдачи не имеется, только натурные испытания. Но, по вашей "логике" их проводить нельзя - затраты! Вы вообще в своем уме?
          1. 0
            30 апреля 2017 09:54
            По факту методики измерения отдачи не имеется, только натурные испытания. Но, по вашей "логике" их проводить нельзя - затраты! Вы вообще в своем уме?

            По факту Таубин заявил авиаконструкторам вполне определённые параметры своей пушки ещё ДО её изготовления, под эти характеристики были спроектированы самолёты и запущены в серию.
    3. +1
      22 апреля 2017 15:21
      V.ic."рутинная работа по устранению конструктивно-производственных недостатков..",а я скажу: банальный донос каких-то **доров на талантливого соперника. Эдакий Сальери с билетом ВКП(б)в кармана. Может тот же Нудельман,а может кто- то другой
      1. +3
        22 апреля 2017 17:50
        Цитата: Монархист
        ,а я скажу: банальный донос

        ...уважаемый, Вы открытия, рангом нобелевского, не сделали. И у нас "стучали" и за железным занавесом тоже любили "это дело". Провал явки "Красной капеллы" в Бельгии (в оккупированной немцами Бельгии, Карл!) был начат банальным доносом законопослушного бельгийца в полицию насчет двух иностранок, принимающих клиентов на снимаемой ими квартире... Про жалобы в полицию на соседей в благополучных USA только глухой не слышал и слепой не читал.
        1. 0
          22 апреля 2017 23:42
          Бабушка пожаловалась! Соседка...
  4. +6
    22 апреля 2017 08:05
    [b
    ]В мае 1940 года в СССР из Германии начали прибывать первые самолеты, и нам постоянно твердили, что они предназначались для ознакомления с этой техникой. В действительности же это была легенда, прикрывавшая военно-техническое сотрудничество двух держав.
    [/b]....А СССР в ходе технического сотрудничества, похоже "кинул" Германию..не стал делиться новейшими разработками.. танки КВ,Т-34, в области реактивной артиллерии "Катюша"..
  5. +3
    22 апреля 2017 12:01
    Насколько помню, основная проблема Таубина была в другом - он сдуру лично пообещал Сталину в течение нескольких месяцев сделать относительно дешевую автоматическую зенитную пушку калибра 37 мм, чего на протяжении 15 лет не смог сделать никто в СССР.

    Пушку Таубин не сделал (свыше 90% стволов шли в брак по технологическим причинам - до 1943 года в СССР отсутствовали станки глубокого сверления стволов длиной от 3 метров) и поплатился за свои необдуманные гарантии.
    1. +5
      22 апреля 2017 14:21
      Насколько помню, основная проблема Таубина была в другом - он сдуру лично пообещал Сталину
      Лично помните эту беседу со Сталиным ?Если бы в сша жил Таубин возможно его судьбы была как у Сикорского ,создаделя 50мм миномёта показавшего в 41 свою бесперспективность почему то не растреляли и выпустили в большом количестве вот где ущерб
      1. +2
        22 апреля 2017 16:34
        Как часто вы лично общаетесь со Сталиным? laughing
    2. +3
      23 апреля 2017 10:38
      Цитата: Оператор
      свыше 90% стволов шли в брак по технологическим причинам

      Вопрос - причем тут Таубин вообще? Что то я ничего не понял. Мне по прочтении статьи почему то показалось, что Таубин оружейник, и конструировал пушку. А не станкостроитель ниразу. Он дал параметры, чертежи, задачу поставил для производства. Нет станков? Купить! Никто не производит? Создать!
      Только создавать станки надо было тем, кто умел заниматься именно этим. То есть это было два вопроса, слабо связанных друг с другом. Во первых пушка, во вторых засада при изготовлении ствола. В любом случае расстрел никак не решал ни одну из проблем, и не приближал к решению. Что то не то.
      1. +1
        28 апреля 2017 00:36
        Отличная идея. Некий конструктор создает нечто особо выдающееся (по его мнению). Одна беда - воплотить "в железе" сие чудо никак невозможно из-за отсутствия технологических возможностей.
        И как назвать этого конструктора? Потрачены деньги, материалы, ВРЕМЯ, а на выходе огромный НОЛЬ!!! О чем этот конструктор думал, создавая свое чудо? Что само рассосется? Или прикажете под его чудо новую отрасль создавать?
  6. +2
    22 апреля 2017 13:55
    Почитайте мемуары Ванникова Б.Л. , там этот вопрос освещен весьма подробно, человек сам себе приговор подписал.
    1. +2
      22 апреля 2017 19:46
      Таубин потратил много денег на свои разработки, а результата ноль. За это и ответил. Правда слишком сурово так и время было такое.
  7. +3
    22 апреля 2017 16:42
    действительности же это была легенда, прикрывавшая военно-техническое сотрудничество двух держав.

    Очень своеобразное сотрудничество. Алоизыч продавал Сталину и Петропавловск, и МЕ-109, и МЕ-110 и Т-3 с Т-4,и БЮТАСТ не стоит забывать, а на военных заводах Германии советские специалисты чувствовали себя как дома. Доходило до того, что новейшие станки снимались с немецких заводов и отправлялись в СССР, причем очередность поставок станков с заводов-производителей была такова-сначала в СССР и только потом на германские заводы.
    А вот товарищ Сталин с немцами своими достижениями в области военной техники особо не делился, что было очень правильным решением, поэтому появление таких шедевров как Т-34, КВ, ИЛ-2, ПЕ-2 стало для вермахта очень неприятным сюрпризом.
  8. +4
    22 апреля 2017 19:23
    как то очень примитивно вы на все это смотрите, типа талантливый конструктор с одной стороны и "кровая гебня" с другой. В жизни же все по другому
    Полезно ознакомиться http://afirsov.livejournal.com/217694.html
    Схема питания авиационной пушки из ФРЕЗЕРОВАННЫХ стальных обоймам которые при стрельбе выбрасывались за борт ущербна сама по себе.
  9. +2
    23 апреля 2017 00:02
    Уважаемый АВТОР, а такой информацией Вы не располагали, когда изучали данную тему?
    "...Вторглось" ОКБ-16 и на "территорию", ранее безраздельно принадлежавшую тульскому КБ-14. Дело в том, что у серийного крупнокалиберного пулемета М.Е. Березина (любопытно, что по фамилии этого конструктора в то время не знали даже в Управлении вооружения ГУ ВВС КА, поэтому в некоторых документах наименование пулемета писали так - 12,7-мм пулемет "Березина", полагая, что оно выбрано по имени реки) летом 1940 г. выявились крупные недостатки. Дошло до того, что начали высказываться предложения о прекращении выпуска пулемета и создании взамен другого, более надежного. На одном из совещаний "в верхах" Г.М. Маленков неожиданно предложил Я.Г. Таубину в очень короткий срок (за шесть месяцев) разработать новый 12,7-мм пулемет. Впоследствии известный отечественный конструктор вооружения А.Э. Нудельман отмечал склонность своего тогдашнего начальника к принятию скоропалительных решений и раздаче необоснованных "авансов". В данном случае после довольно быстрой прикидки Таубин пообещал Маленкову создать пулемет массой всего 13…15 кг, в то время как пулемет Березина в зависимости от варианта (крыльевого или синхронного) весил 22…24 кг.
    В результате "аврала" в ОКБ-16 к исходу 1940 г. действительно был спроектирован и изготовлен очень легкий крупнокалиберный пулемет, получивший наименование АП-12,7. Но какой ценой! Во-первых, было отвлечено внимание конструкторов от МП-6 и от пушки калибра 37 мм, которую ОКБ-16 по более раннему заказу должно было изготовить и представить на испытания в декабре 1940 г. Во-вторых, живучесть автоматики АП-12,7 оказалась крайне низкой - после 100-200 выстрелов начинались осечки и задержки, связанные с поломками отдельных деталей. Из-за погони за малой массой в конструкции пулемета оказалось множество слабых мест, на устранение их требовалось время. Таубин попросил месяц, потом еще один…"
  10. +4
    23 апреля 2017 01:20
    Не могу быть объективным. Работал в Нудельмановском КБ в 1990-1997. Слышал версию местных старожилов. В момент ОСТРОЙ потребности в авиационной пушке... Не просто острой. Неимоверно острой. Товарища Т спросили - ГДЕ??? Он сказал - мешают троцкисты. Искать троцкистов начали с подписей на чертежах. На северные турбазы отправляли по списку подписантов чертежей. В тот исторический (не побоюсь) момент подписывал даже профорг. И вот на момент вертикали крайний - главный... главным оказался профорг...Нудельман. Пушка выстрелили и попала. Профорг стал ГК и получил доступ к ... кому следовало доступ. Неудачники остались на природе. Лес валить.
  11. 0
    23 апреля 2017 22:58
    А не похож он на Дыренкова Николая Ивановича? Такой же пролетарий САМОУЧКА...
  12. +2
    24 апреля 2017 06:13
    Цитата из статьи:
    Любопытно, что в свите наркома В.М. Молотова, находившегося с визитом в Германии с 10 по 15 ноября 1940 года, был и конструктор пушки ПТБ-23 Я.Г. Таубин..
    Что мог он, человек, далекий от политики, делать в Германии? Только одно – ознакомить немцев со своим орудием и результатами его испытаний на Ме-110С. Причем результаты летных испытаний пушки могли быть получены Таубиным по дипломатическим каналам, а значит, проходили они не позже 13–14 ноября. Их итог был ожидаем, поэтому Таубина и включили в свиту Молотова.


    Из мемуаров Яковлева АС «Цель жизни»:
    Советско-германские переговоры в Берлине в ноябре 1940 года были непродолжительны и, как известно бесплодны. Вся делегация во главес Молотовым вернулась в Москву, а меня оставили ещё на две недели, так как я получил задание использовать своё пребывание в Германии для ознакомления с авиационными заводами, на которые мне не пришлось попасть в предыдущие поездки.

    В Германии Таубин ЯГ, человек, далекий от политики, мог вместе с авиаконструктором Яковлевым АС также знакомится с авиазаводами Германии, поставщиками Люфтваффе. А может знакомился и не только с авиазаводами, может и с артиллеристскими заводами Германии.
    Автор хочет навязать читателю своё мнение, что СССР своими новейшими разработками вооружало III-ий Рейх.
  13. +1
    24 апреля 2017 23:04
    Каких только сказок не придумают.
    "Не удалось обнаружить сведений в архивах - значит засекретили".
    Таубина расстреляли за дело - он и Шпитальный фактически сорвали перевооружение ВВС накануне войны. И пришлось нашим летчикам воевать с говноШВАК-ами и говноШКАС-ами всю войну. Повезло еще, что пулемет Березина удалось в серию запустить. А вот пушку Б-20 Шпитальный сумел закопать. Только в 1944-м создали ее вариант под патрон от ШВАК, который для нее не подходил (он кроме ШВАК-а никуда не мог подойти из-за особенностей гильзы с закраиной), но переналаживать производство во время войны не стали. а 3 Б-20 на Як-3 весили меньше, чем стандартные ШВАК + 2 БС. При гораздо большей мощности залпа.
  14. 0
    25 апреля 2017 14:17
    БОГ с ними с пушками а вот его автоматические гранатомет жалко на ВОВ очень бы нашей пехоте помогли.У Таубина по мойму агс под 76мм с дальностью стрельбы до 1.5км в планах был во машинка была б
    1. 0
      25 апреля 2017 21:55
      Гранатомет Таубина - это конечно хорошо, только этот конструктор вместо кропотливой работы по доводке своих изделий предпочитал хвататься за новые проекты (ту же ПТБ-23/МП-6 вполне можно было довести до ума), так что перспективы внедрения в крупную серию гранатомета сомнительны.
      Ему следовало сосредоточиться на одном проекте, вылизать его, внедрить в крупную серию. Потом браться за следующие. Автоматический гранатомет, по сути, та же автопушка с коротким стволом, этакая малокалиберная автоматическая гаубица. Вполне возможно было создать такую систему на базе отработанной ПТБ-23.
      1. 0
        30 апреля 2017 10:19
        Автоматический гранатомет, по сути, та же автопушка с коротким стволом, этакая малокалиберная автоматическая гаубица. Вполне возможно было создать такую систему на базе отработанной ПТБ-23.

        Всё несколько иначе. А вернее совсем не так.
    2. 0
      30 апреля 2017 10:17
      БОГ с ними с пушками а вот его автоматические гранатомет жалко на ВОВ очень бы нашей пехоте помогли.У Таубина по мойму агс под 76мм с дальностью стрельбы до 1.5км в планах был во машинка была б

      И слава богу. Это были ещё те часы с кукушкой по цене миномётной батареи. Мало того, под него отсутствовал нормальный боеприпас. Такие гранаты по вменяемой цене и приемлемой эффективности научились делать только в 60-е.
      Хотя идея была интересной, но технические возможности того времени не позволяли её воплотить в реальность.
      1. 0
        30 апреля 2017 12:41
        реальные испытания агс были ПОГРАНЦЫ палили по манжурам но там калибр 50мм был и касетное боепитание на 5ть высрелов показал даже очень себя агс.Просто когда с минометами испытания проводили агсников заставляли стрелять по минометному.А статья про агс Таубина была в солдате удачи гдето в году 1997 там все расчеты по агс были
        1. 0
          30 апреля 2017 13:21
          реальные испытания агс были ПОГРАНЦЫ палили по манжурам но там калибр 50мм был

          Это где вы такое вычитали? Гранатомёт Таубина стрелял модифицированной гранатой гранатомёта Дьяконова калибра 40мм.

          Просто когда с минометами испытания проводили агсников заставляли стрелять по минометному

          Не только поэтому. Эффективность гранаты была мизерной, а вот её стоимость была весьма серьёзной. Сам гранатомёт стоил примерно как миномётная батарея. Да и надёжность была не очень.
          1. 0
            1 мая 2017 10:56
            извиняюсь мой косяк с калибром
            1. 0
              1 мая 2017 11:16
              Самое забавное, что если бы он попробовал изобразить автоматический миномёт под 50-мм мину, то может толк бы и был. Хотя не факт.
              А так вышло крайне сложное и конструктивно, и в эксплуатации оружие совсем не по детской цене.
  15. +1
    28 апреля 2017 00:55
    Прочитал. Не понравилось.
    "...В мае 1940 года в СССР из Германии начали прибывать первые самолеты, и нам постоянно твердили, что они предназначались для ознакомления с этой техникой. В действительности же это была легенда, прикрывавшая военно-техническое сотрудничество двух держав..."[
    Из пальца высосано. ЦЕЛЬ сокрытия ВТС Германии и России? И от кого это ВТС требовалось скрывать. СССР никем и ничем ограничен не был, а на Версальский договор, серьезно ограничивший Германию в военной области, Адольф Алоизыч наплевал задолго до описываемых событий.

    " Что касается немецких истребителей, то здесь все гораздо проще. Дело в том, что на них стояли 20-мм пушки MG-FF с похожим принципом работы автоматики, но не с использованием короткого хода ствола, а – отдачи затвора...
    Автор, ИМХО, остановился на полпути. Шел бы уж до конца и выдал утверждение, что принцип работы автоматического оружия один - автоматический. А то Федоров со товарищи кучу бумаги извели, дармоеды, описывая разные принципы работы автоматики оружия.

    "..Любопытно, что в свите наркома В.М. Молотова, находившегося с визитом в Германии с 10 по 15 ноября 1940 года, был и конструктор пушки ПТБ-23 Я.Г. Таубин. Что мог он, человек, далекий от политики, делать в Германии? Только одно – ознакомить немцев со своим орудием и результатами его испытаний на Ме-110С. ..."
    Опять высосано из пальца. Таубину пушку до производства доводить надо, а не по заграницам шляться. Для ознакомления с изделием и результатом его испытания личное присутствие автора не нужно, достаточно прислать полное техописание и отчет по результатам испытаний. Дешево и сердито. И гораздо полезнее для принимающей стороны (описание и отчет можно размножить для одновременного изучения различными группами специалистов, а автора не размножишь). Видимо визит Таубина в Германию имел другие цели.

    "...Это был успех и не удивительно, что на следующий день после возвращения Молотова в Москву постановлением Комитета Обороны № 423сс от 16 ноября орудие приняли на вооружение..."
    Логика у автора хромает на все обе ноги. Была бы третья нога, и на нее бы хромала. КАК может быть связан факт возвращения министра ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ с принятием образца на вооружение?

    Дочитал с трудом. И только для того, чтобы понять, что сделал это напрасно.
  16. 0
    4 мая 2017 19:26
    Таубин был талантливым конструктором, но при этом у него получались сложные для производства и эксплуатации конструкции. Ведь не случайно на вооружение приняли 50 мм миномёт, а не 40 мм автоматический гранатомёт! Дело не в миномётном лобби, а в весе изделий, требованиях к квалификации расчётов, тактических возможностях изделий. С МП-6 другая проблема, форсированная по темпу стрельбы МП-3 потребовала перейти на другой класс точности обработки деталей и потеряла в надёжности. Фактически надо было делать новую пушку.
    Судьба Таубина вызывает ряд вопросов, практически во-всех случаях арестов специалистов такого уровня в 40/41 г.г. до расстрела, УД не доходили. Либо его действительно кто-то "заказал", либо в ходе командировки в Германию передал "лишнюю" информацию.
    1. 0
      5 мая 2017 16:13
      Таубин был талантливым конструктором

      Работа инженера-конструктора заключается в том, что бы соотнести желаемое с возможным. И при этом уложиться в смету.
      Таубин был прожектёром, вроде Горовского и Курчевского.