Концерн Airbus испытал автоматическую систему дозаправки самолетов в воздухе

Европейский авиастроительный концерн Airbus провел серию испытаний автоматической системы дозаправки самолетов в воздухе. Согласно сообщению компании, проверки системы, в которых в качестве реципиента выступал истребитель F-16 Fighting Falcon из состава ВВС Португалии, признаны успешными. Как ожидается, новая система пройдет еще серию испытаний и возможных доработок. Airbus планирует начать устанавливать новую систему на самолеты-заправщики A310MRTT с 2019 года, передает "Nplus1"

Концерн Airbus испытал автоматическую систему дозаправки самолетов в воздухе


По оценке Airbus, автоматическая система дозаправки (AAR, Automatic Air-to-air Refueling) позволит существенно сократить время, необходимое на дозаправку, поскольку она будет выполнять все операции быстрее и качественнее человека — оператора заправки. При этом сам оператор не будет исключен из экипажа самолета-заправщика и будет выполнять надзор за работой автоматической системы, а также вмешиваться в процесс дозаправки во время нештатных ситуаций.


Испытания новой автоматической системы проводились в марте текущего года у побережья Португалии. Самолет-заправщик барражировал на скорости 500 километров в час на высоте 7,6 тысячи метров. Общее время полета во время дозаправки составило 1 час 15 минут. За это время истребитель F-16 ВВС Португалии шесть раз присоединялся к заправочной штанге и отсоединялся для нее. Таким образом проверялась способность системы точно позиционировать заправочную штангу.

Как отмечает Airbus, для обработки данных с видеокамер и управления заправочной штангой использовалось специальное программное обеспечение, изначально разрабатывавшееся для автоматических ремонтных спутников. Такие аппараты на орбите должны будут производить дозаправку других спутников, несложный их ремонт, перемещение по орбитам, а также для захвата и снятия с орбиты космического мусора. Другие подробности об автоматической системе дозаправки не уточняются.

Разработкой систем автоматической дозаправки в воздухе занимаются и несколько американских компаний, включая Northrop Grumman. Последняя создает собственную систему по заказу ВМС США. Американские военные намерены оснастить такой системой перспективные палубные беспилотники MQ-25 Stingray. Они будут использоваться для дозаправки в воздухе других беспилотников, а также пилотируемых самолетов. Кроме того, они будут вести разведку.

Использованы фотографии:
https://airbusdefenceandspace.com/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Владимир 38 Офлайн
    Владимир 38 (Владимир) 10 мая 2017 14:58
    +1
    Круто, а что у нас с автоматикой? Кто в курсе?
    1. Berkut24 Офлайн
      Berkut24 (Алексей) 10 мая 2017 15:39
      +4
      У нас система намного проще и надежней. Какая там автоматика, когда "соска" и заправочная штанга перед глазами летчика? И никакого оператора с джойсиком в танкере не нужно. Меня всегда удивляла эта НАТОвкая система со вставлянием жесткой клизмы, при которой летчик нифига не видит что там у него за спиной происходит.
      1. garx Офлайн
        garx (Алексей) 10 мая 2017 15:47
        0
        Наша система позволяет заправлять до 3-х самолетов одновременно!
        1. Berkut24 Офлайн
          Berkut24 (Алексей) 10 мая 2017 16:11
          0
          Таки да. Поэтому я не понимаю восторга по дальнейшему удорожанию и усложнению системы дозаправки Аэрбаса.
        2. Уэф Офлайн
          Уэф (Хаим) 10 мая 2017 22:29
          0
          Цитата: garx
          Наша система позволяет заправлять до 3-х самолетов одновременно!

          На практике не применяется.
      2. Уэф Офлайн
        Уэф (Хаим) 10 мая 2017 19:59
        +3
        Цитата: Berkut24
        И никакого оператора с джойсиком в танкере не нужно.

        Кормовая кабина оператора заправщика Ил-78
        Цитата: Berkut24
        Какая там автоматика, когда "соска" и заправочная штанга перед глазами летчика?

        "Всего то пустяков" - состыковаться и удерживать машину про дозаправке! Ох уж эти диванные ....!
        1. Berkut24 Офлайн
          Berkut24 (Алексей) 10 мая 2017 21:16
          +1
          Ну я то в Ахтубинске живьем все видел. Статья о том, что у аэробуса раньше был/есть человек, который делал клизму передвигая жесткую штангу для попадания в конкретную точку "сосунка", а теперь штанга сама двигаться будет. У нас человек этой х... фигней не занимается. Подать шланг-смотать и дать топливо - да. но никуда целиться не надо. "Сосунку" тоже меньше проблем - не нужно жестко держаться под брюхом танкера, существует после попадания некий плюс-минус.
    2. Walanin Офлайн
      Walanin (Васисуалий) 10 мая 2017 15:58
      +1
      Ничего. Шланг-конус такого не позволяет даже в теории.
  2. supertiger21 Офлайн
    supertiger21 (Аслан) 10 мая 2017 14:58
    +1
    Жаль, что у нас самолётам-дозаправщикам уделяют меньше внимания, чем на западе...
    1. Чёрный Офлайн
      Чёрный 10 мая 2017 15:06
      0
      Цитата: supertiger21
      Жаль, что у нас самолётам-дозаправщикам уделяют меньше внимания, чем на западе...

      Жаль, конечно. Но сколько надо нам тех дозаправщиков? Купим. Не думаю, что с этим возникнут проблемы.
    2. К0щей Офлайн
      К0щей 10 мая 2017 15:09
      0
      эммм... а в чем меньше?
    3. собака Офлайн
      собака 10 мая 2017 15:16
      +1
      а что у нас не так с дозаправщиками belay ? Подлетели, приткнулись к шлангу, высосали сколько надо, улетели soldier . Им автоматика видимо нужна, чтобы в "спину" воткнуть шланг, бо башку разворачивать на 180 град не учень удобно.
      1. BlackMokona Офлайн
        BlackMokona 10 мая 2017 15:24
        +1
        По оценке Airbus, автоматическая система дозаправки (AAR, Automatic Air-to-air Refueling) позволит существенно сократить время, необходимое на дозаправку, поскольку она будет выполнять все операции быстрее и качественнее человека — оператора заправки.

        Сказано же, выполнять быстрее. Т.е больше самолётов можно будет дозаправить за меньшее время, что часто крайне важно. Не говоря, что можно будет неплохо экономить на обучении пилотов.
        1. Alexey RA Онлайн
          Alexey RA (Алексей) 10 мая 2017 15:48
          +1
          Цитата: BlackMokona
          Не говоря, что можно будет неплохо экономить на обучении пилотов.

          А вот это ещё вопрос. Ибо в сообщении ничего не говорится о том, что система автоматически выводит заправляемый самолёт в зону работы штанги. Только о том, что штанга автоматически попадает в уже находящуюся в рабочей зоне горловину.
          То есть, получается, что пилотам по-прежнему придётся выводить заправляемый самолёт в эту зону и держать его в ней. Автоматизируются только действия заправщика - нагрузка снимается с экипажа танкера.
          1. BlackMokona Офлайн
            BlackMokona 10 мая 2017 16:24
            0
            Ну так экономить на обучении экипажа заправщиков, шило на мыло. winked
      2. ALLxANDr Офлайн
        ALLxANDr (Александр) 10 мая 2017 19:43
        +2
        И не говори-ка! Херню какую-то придумали... если болтанка предвидится, можно повредить не только этот аппарат дозаправки, но и самолёт! То ли дело сиська и сосок ))) Всяко приятнее, чем в тебя палкой тычат, да еще и не видишь куда!!! Хотя европейцы вроде не против...
      3. Уэф Офлайн
        Уэф (Хаим) 10 мая 2017 19:55
        +2
        Цитата: собака
        а что у нас не так с дозаправщиками ? Подлетели, приткнулись к шлангу, высосали сколько надо, улетели

        Ах как просто! На самом деле это не пивную бутылку пристыковать, возлежа на диване и лениво пощелкивая клавиатурой! Поинтересуйтесь у полотов выполняющих операцию дозаправки, какой вес они сбрасывают и сколько потов при этом сходит !
  3. ВЕРЕСК Офлайн
    ВЕРЕСК 10 мая 2017 15:26
    +4
    Интересно.Хоть и служил в Авиации,с заправщиками не сталкивался.Хотя полазить по ИЛ-78 пришлось не раз.Спецы-в чём этот канделябр превосходит наши шланги или уступает?
    1. Alexey RA Онлайн
      Alexey RA (Алексей) 10 мая 2017 15:55
      +4
      Штанга позволяет снять часть нагрузки при дозаправке с пилота заправляемой машины, переложив её на плечи экипажа танкера. Пилоту не нужно самому ловить болтающийся на конце шланга конус, а только выйти в зону за заправщиком и держаться в ней. А дальше - работа оператора заправки: именно он должен попасть "яйцекладом" в приёмное отверстие на заправляемом самолёте.
      Плюс к тому, система с жёсткой штангой имеет втрое большую скорость заправки, чем гибкий "шланг-конус".
      1. ALLxANDr Офлайн
        ALLxANDr (Александр) 10 мая 2017 19:52
        +1
        Наши тоже могут заправлять быстрее, но лётчики отказываются. Слышал мнение, что самолёт резко тяжелеет и держать самолёт на той же высоте становится целой проблемой. У европейцев та же самая проблема со штангой. Самолёт привязанный через штангу к заправщику резко тяжелеет, меняя тем самым центр масс заправщика. А если турбулентность тряханёт?!

        Так что, уверен, у этого вида заправки есть свои заморочки. Неясно, сколько плюсов у этой схемы заправки и сколько минусов.
    2. Walanin Офлайн
      Walanin (Васисуалий) 10 мая 2017 15:59
      0
      Превосходит в сложности операции со стороны летчика очевидно, точнее пелоту как раз проще. А значит и в безопасности и скорости.
  4. ArikKhab Офлайн
    ArikKhab 10 мая 2017 16:29
    +1
    вроде как жесткая сцепка позволяет увеличить скорость перекачки топлива
    1. К0щей Офлайн
      К0щей 10 мая 2017 16:33
      +1
      Цитата: ArikKhab
      вроде как жесткая сцепка позволяет увеличить скорость перекачки топлива

      по-моему это единственный плюс... может еще чуть более устойчива при плохой погоде... может быть, т.к. танца самих самолетов никто не отменял))
      у нашей простота заправки, надежность, и меньше риска повреждений обоих самолетов.
      1. Alexey RA Онлайн
        Alexey RA (Алексей) 10 мая 2017 18:34
        +2
        Цитата: К0щей
        у нашей простота заправки, надежность, и меньше риска повреждений обоих самолетов.

        И гораздо более высокая нагрузка на пилота. Которому нужно самому ловить болтающийся на конце гибкого шланга конус (причём и конус, и заправляемый самолёт болтаются в реактивной струе движков танкера).
        Штанга же требует от пилота просто занять "зону заправки" ниже-сзади заправщика и держаться в ней. А наведение штанги и соединение с заправщиком осуществляет оператор с борта танкера.
        1. К0щей Офлайн
          К0щей 10 мая 2017 18:50
          0
          Цитата: Alexey RA
          (причём и конус, и заправляемый самолёт болтаются в реактивной струе движков танкера).

          в реактивной струе? вы сейчас серьезно?) может быть просто в потоке воздуха, т.к. шланг находится не за турбинами, а с боку от них? ну и если вы думаете, что оператору сильно "легче" попасть длиннющей трубой в достаточно небольшое отверстие, не повредив самолет - вы ошибаетесь) в случае шланга, нанести какой-то серьезный ущерб обоим самолетам практически невозможно, штангой - еще как.
          1. Уэф Офлайн
            Уэф (Хаим) 10 мая 2017 20:16
            +1
            Цитата: К0щей
            в случае шланга, нанести какой-то серьезный ущерб обоим самолетам практически невозможно,

            "...27.04.83 при полете на проверку техники пилотирования при дозаправке на Ту-95 (ком.экипажа и проверяющий - комдив 106-й тбад ген.-майор Степанов В.А.; проверяемый - полковник Тузов Г.В.)
            При выполнении дозаправки от танкера оторвался шланг, ударил по кабине пилотов (стекло выдержало), скользнул по лев. борту,обвил крыло и фюзеляж. Конец шланга ударял по обшивке в области хвостового оперения и по хвостовому оперению, разбил блистер и нанес увечье стрелку-радисту Кривцуну (травма головы, выбит глаз - помощь в полете оказал пр-щик Гусленко, перевязав раненого майкой. Как он ее снял в теснотище и в комбезе - осталось загадкой, т.к. на земле он это проделать уже не смог).
            До ближайшего аэродрома - 320км, связи нет, обшивка отрывается под ударами шланга. Командир дает команду отстрелить шланг. Несколько очередей из верхней артустановки - и вроде как удары слабеют.
            В районе аэродрома были СМУ и гроза, но Степанов произвел посадку...".
            1. К0щей Офлайн
              К0щей 11 мая 2017 05:23
              0
              Уэф, я правильно понял, что это был худший эпизод за всю историю применения?
          2. Alexey RA Онлайн
            Alexey RA (Алексей) 11 мая 2017 10:42
            0
            Цитата: К0щей
            в реактивной струе? вы сейчас серьезно?) может быть просто в потоке воздуха

            Хорошо - в потоке воздуха от движков. smile
            Цитата: К0щей
            т.к. шланг находится не за турбинами, а с боку от них?


            Цитата: К0щей
            в случае шланга, нанести какой-то серьезный ущерб обоим самолетам практически невозможно

            В другом случае заправочный конус попал в плоскость винтов ракетоносца. Все восемь лопастей были срезаны на 20-40% размаха, кроме того, отказала система флюгирования, но Ту-95 также совершил благополучную посадку.

            Плюс обрывы шлангов. И если Ту-95 Степанова смог избавиться от части шланга, расстреляв его из верхней ОУ, то столкнувшийся позже с такой же проблемой экипаж Ту-95МС был вынужден садиться со всем шлангом - ибо у МС есть только кормовая ОУ.
  5. igor.borov775 Офлайн
    igor.borov775 (ИГОРЬ) 10 мая 2017 19:56
    +2
    Привет!! Круто. Если верить сообщению удалось решить самый трудный этап пилотирования аппаратов. Это наверное один из этапов беспилотных проектов . Да скорость появления таких решений начинает обгонять другие технологии.Слишком быстро добились хороших результатов интересно сколько стоит полная доработка аппаратов.Компьютерные технологии вовсю вторгаются в труднейшие этапы пилотирования аппаратов.
    1. 31rus4 Офлайн
      31rus4 (михаил маслов) 11 мая 2017 13:36
      0
      Уважаемые,вы читали статью?Далее будет использоваться для заправки БПЛА и космических спутников.А нам с нашим развитием БПЛА пока это только снится
Картина дня