Концерн Airbus испытал автоматическую систему дозаправки самолетов в воздухе

30
Европейский авиастроительный концерн Airbus провел серию испытаний автоматической системы дозаправки самолетов в воздухе. Согласно сообщению компании, проверки системы, в которых в качестве реципиента выступал истребитель F-16 Fighting Falcon из состава ВВС Португалии, признаны успешными. Как ожидается, новая система пройдет еще серию испытаний и возможных доработок. Airbus планирует начать устанавливать новую систему на самолеты-заправщики A310MRTT с 2019 года, передает "Nplus1"

Концерн Airbus испытал автоматическую систему дозаправки самолетов в воздухе


По оценке Airbus, автоматическая система дозаправки (AAR, Automatic Air-to-air Refueling) позволит существенно сократить время, необходимое на дозаправку, поскольку она будет выполнять все операции быстрее и качественнее человека — оператора заправки. При этом сам оператор не будет исключен из экипажа самолета-заправщика и будет выполнять надзор за работой автоматической системы, а также вмешиваться в процесс дозаправки во время нештатных ситуаций.

Испытания новой автоматической системы проводились в марте текущего года у побережья Португалии. Самолет-заправщик барражировал на скорости 500 километров в час на высоте 7,6 тысячи метров. Общее время полета во время дозаправки составило 1 час 15 минут. За это время истребитель F-16 ВВС Португалии шесть раз присоединялся к заправочной штанге и отсоединялся для нее. Таким образом проверялась способность системы точно позиционировать заправочную штангу.

Как отмечает Airbus, для обработки данных с видеокамер и управления заправочной штангой использовалось специальное программное обеспечение, изначально разрабатывавшееся для автоматических ремонтных спутников. Такие аппараты на орбите должны будут производить дозаправку других спутников, несложный их ремонт, перемещение по орбитам, а также для захвата и снятия с орбиты космического мусора. Другие подробности об автоматической системе дозаправки не уточняются.

Разработкой систем автоматической дозаправки в воздухе занимаются и несколько американских компаний, включая Northrop Grumman. Последняя создает собственную систему по заказу ВМС США. Американские военные намерены оснастить такой системой перспективные палубные беспилотники MQ-25 Stingray. Они будут использоваться для дозаправки в воздухе других беспилотников, а также пилотируемых самолетов. Кроме того, они будут вести разведку.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 мая 2017 14:58
    Круто, а что у нас с автоматикой? Кто в курсе?
    1. +4
      10 мая 2017 15:39
      У нас система намного проще и надежней. Какая там автоматика, когда "соска" и заправочная штанга перед глазами летчика? И никакого оператора с джойсиком в танкере не нужно. Меня всегда удивляла эта НАТОвкая система со вставлянием жесткой клизмы, при которой летчик нифига не видит что там у него за спиной происходит.
      1. 0
        10 мая 2017 15:47
        Наша система позволяет заправлять до 3-х самолетов одновременно!
        1. 0
          10 мая 2017 16:11
          Таки да. Поэтому я не понимаю восторга по дальнейшему удорожанию и усложнению системы дозаправки Аэрбаса.
        2. 0
          10 мая 2017 22:29
          Цитата: garx
          Наша система позволяет заправлять до 3-х самолетов одновременно!

          На практике не применяется.
      2. +3
        10 мая 2017 19:59
        Цитата: Berkut24
        И никакого оператора с джойсиком в танкере не нужно.

        Кормовая кабина оператора заправщика Ил-78
        Цитата: Berkut24
        Какая там автоматика, когда "соска" и заправочная штанга перед глазами летчика?

        "Всего то пустяков" - состыковаться и удерживать машину про дозаправке! Ох уж эти диванные ....!
        1. +1
          10 мая 2017 21:16
          Ну я то в Ахтубинске живьем все видел. Статья о том, что у аэробуса раньше был/есть человек, который делал клизму передвигая жесткую штангу для попадания в конкретную точку "сосунка", а теперь штанга сама двигаться будет. У нас человек этой х... фигней не занимается. Подать шланг-смотать и дать топливо - да. но никуда целиться не надо. "Сосунку" тоже меньше проблем - не нужно жестко держаться под брюхом танкера, существует после попадания некий плюс-минус.
    2. +1
      10 мая 2017 15:58
      Ничего. Шланг-конус такого не позволяет даже в теории.
  2. +1
    10 мая 2017 14:58
    Жаль, что у нас самолётам-дозаправщикам уделяют меньше внимания, чем на западе...
    1. 0
      10 мая 2017 15:06
      Цитата: supertiger21
      Жаль, что у нас самолётам-дозаправщикам уделяют меньше внимания, чем на западе...

      Жаль, конечно. Но сколько надо нам тех дозаправщиков? Купим. Не думаю, что с этим возникнут проблемы.
    2. 0
      10 мая 2017 15:09
      эммм... а в чем меньше?
    3. +1
      10 мая 2017 15:16
      а что у нас не так с дозаправщиками belay ? Подлетели, приткнулись к шлангу, высосали сколько надо, улетели soldier . Им автоматика видимо нужна, чтобы в "спину" воткнуть шланг, бо башку разворачивать на 180 град не учень удобно.
      1. +1
        10 мая 2017 15:24
        По оценке Airbus, автоматическая система дозаправки (AAR, Automatic Air-to-air Refueling) позволит существенно сократить время, необходимое на дозаправку, поскольку она будет выполнять все операции быстрее и качественнее человека — оператора заправки.

        Сказано же, выполнять быстрее. Т.е больше самолётов можно будет дозаправить за меньшее время, что часто крайне важно. Не говоря, что можно будет неплохо экономить на обучении пилотов.
        1. +1
          10 мая 2017 15:48
          Цитата: BlackMokona
          Не говоря, что можно будет неплохо экономить на обучении пилотов.

          А вот это ещё вопрос. Ибо в сообщении ничего не говорится о том, что система автоматически выводит заправляемый самолёт в зону работы штанги. Только о том, что штанга автоматически попадает в уже находящуюся в рабочей зоне горловину.
          То есть, получается, что пилотам по-прежнему придётся выводить заправляемый самолёт в эту зону и держать его в ней. Автоматизируются только действия заправщика - нагрузка снимается с экипажа танкера.
          1. 0
            10 мая 2017 16:24
            Ну так экономить на обучении экипажа заправщиков, шило на мыло. winked
      2. +2
        10 мая 2017 19:43
        И не говори-ка! Херню какую-то придумали... если болтанка предвидится, можно повредить не только этот аппарат дозаправки, но и самолёт! То ли дело сиська и сосок ))) Всяко приятнее, чем в тебя палкой тычат, да еще и не видишь куда!!! Хотя европейцы вроде не против...
      3. +2
        10 мая 2017 19:55
        Цитата: собака
        а что у нас не так с дозаправщиками ? Подлетели, приткнулись к шлангу, высосали сколько надо, улетели

        Ах как просто! На самом деле это не пивную бутылку пристыковать, возлежа на диване и лениво пощелкивая клавиатурой! Поинтересуйтесь у полотов выполняющих операцию дозаправки, какой вес они сбрасывают и сколько потов при этом сходит !
  3. +4
    10 мая 2017 15:26
    Интересно.Хоть и служил в Авиации,с заправщиками не сталкивался.Хотя полазить по ИЛ-78 пришлось не раз.Спецы-в чём этот канделябр превосходит наши шланги или уступает?
    1. +4
      10 мая 2017 15:55
      Штанга позволяет снять часть нагрузки при дозаправке с пилота заправляемой машины, переложив её на плечи экипажа танкера. Пилоту не нужно самому ловить болтающийся на конце шланга конус, а только выйти в зону за заправщиком и держаться в ней. А дальше - работа оператора заправки: именно он должен попасть "яйцекладом" в приёмное отверстие на заправляемом самолёте.
      Плюс к тому, система с жёсткой штангой имеет втрое большую скорость заправки, чем гибкий "шланг-конус".
      1. +1
        10 мая 2017 19:52
        Наши тоже могут заправлять быстрее, но лётчики отказываются. Слышал мнение, что самолёт резко тяжелеет и держать самолёт на той же высоте становится целой проблемой. У европейцев та же самая проблема со штангой. Самолёт привязанный через штангу к заправщику резко тяжелеет, меняя тем самым центр масс заправщика. А если турбулентность тряханёт?!

        Так что, уверен, у этого вида заправки есть свои заморочки. Неясно, сколько плюсов у этой схемы заправки и сколько минусов.
    2. 0
      10 мая 2017 15:59
      Превосходит в сложности операции со стороны летчика очевидно, точнее пелоту как раз проще. А значит и в безопасности и скорости.
  4. +1
    10 мая 2017 16:29
    вроде как жесткая сцепка позволяет увеличить скорость перекачки топлива
    1. +1
      10 мая 2017 16:33
      Цитата: ArikKhab
      вроде как жесткая сцепка позволяет увеличить скорость перекачки топлива

      по-моему это единственный плюс... может еще чуть более устойчива при плохой погоде... может быть, т.к. танца самих самолетов никто не отменял))
      у нашей простота заправки, надежность, и меньше риска повреждений обоих самолетов.
      1. +2
        10 мая 2017 18:34
        Цитата: К0щей
        у нашей простота заправки, надежность, и меньше риска повреждений обоих самолетов.

        И гораздо более высокая нагрузка на пилота. Которому нужно самому ловить болтающийся на конце гибкого шланга конус (причём и конус, и заправляемый самолёт болтаются в реактивной струе движков танкера).
        Штанга же требует от пилота просто занять "зону заправки" ниже-сзади заправщика и держаться в ней. А наведение штанги и соединение с заправщиком осуществляет оператор с борта танкера.
        1. 0
          10 мая 2017 18:50
          Цитата: Alexey RA
          (причём и конус, и заправляемый самолёт болтаются в реактивной струе движков танкера).

          в реактивной струе? вы сейчас серьезно?) может быть просто в потоке воздуха, т.к. шланг находится не за турбинами, а с боку от них? ну и если вы думаете, что оператору сильно "легче" попасть длиннющей трубой в достаточно небольшое отверстие, не повредив самолет - вы ошибаетесь) в случае шланга, нанести какой-то серьезный ущерб обоим самолетам практически невозможно, штангой - еще как.
          1. +1
            10 мая 2017 20:16
            Цитата: К0щей
            в случае шланга, нанести какой-то серьезный ущерб обоим самолетам практически невозможно,

            "...27.04.83 при полете на проверку техники пилотирования при дозаправке на Ту-95 (ком.экипажа и проверяющий - комдив 106-й тбад ген.-майор Степанов В.А.; проверяемый - полковник Тузов Г.В.)
            При выполнении дозаправки от танкера оторвался шланг, ударил по кабине пилотов (стекло выдержало), скользнул по лев. борту,обвил крыло и фюзеляж. Конец шланга ударял по обшивке в области хвостового оперения и по хвостовому оперению, разбил блистер и нанес увечье стрелку-радисту Кривцуну (травма головы, выбит глаз - помощь в полете оказал пр-щик Гусленко, перевязав раненого майкой. Как он ее снял в теснотище и в комбезе - осталось загадкой, т.к. на земле он это проделать уже не смог).
            До ближайшего аэродрома - 320км, связи нет, обшивка отрывается под ударами шланга. Командир дает команду отстрелить шланг. Несколько очередей из верхней артустановки - и вроде как удары слабеют.
            В районе аэродрома были СМУ и гроза, но Степанов произвел посадку...".
            1. 0
              11 мая 2017 05:23
              Уэф, я правильно понял, что это был худший эпизод за всю историю применения?
          2. 0
            11 мая 2017 10:42
            Цитата: К0щей
            в реактивной струе? вы сейчас серьезно?) может быть просто в потоке воздуха

            Хорошо - в потоке воздуха от движков. smile
            Цитата: К0щей
            т.к. шланг находится не за турбинами, а с боку от них?


            Цитата: К0щей
            в случае шланга, нанести какой-то серьезный ущерб обоим самолетам практически невозможно

            В другом случае заправочный конус попал в плоскость винтов ракетоносца. Все восемь лопастей были срезаны на 20-40% размаха, кроме того, отказала система флюгирования, но Ту-95 также совершил благополучную посадку.

            Плюс обрывы шлангов. И если Ту-95 Степанова смог избавиться от части шланга, расстреляв его из верхней ОУ, то столкнувшийся позже с такой же проблемой экипаж Ту-95МС был вынужден садиться со всем шлангом - ибо у МС есть только кормовая ОУ.
  5. +2
    10 мая 2017 19:56
    Привет!! Круто. Если верить сообщению удалось решить самый трудный этап пилотирования аппаратов. Это наверное один из этапов беспилотных проектов . Да скорость появления таких решений начинает обгонять другие технологии.Слишком быстро добились хороших результатов интересно сколько стоит полная доработка аппаратов.Компьютерные технологии вовсю вторгаются в труднейшие этапы пилотирования аппаратов.
    1. 0
      11 мая 2017 13:36
      Уважаемые,вы читали статью?Далее будет использоваться для заправки БПЛА и космических спутников.А нам с нашим развитием БПЛА пока это только снится