Министр, которому не повезло

12


Даже среди больших любителей и знатоков авиации, наверное, мало кто сейчас вспомнит авиаконструктора по имени Луи-Эмиль Трайн. Между тем, на заре авиации этот человек сумел прославиться на весь мир, но не своими достижениями в области авиастроения, а тем, что он ненароком едва не обезглавил (причем - в самом прямом смысле слова) Французскую республику, а заодно - стал косвенным виновником гибели тысяч французских солдат на фронтах Первой мировой войны.



Утром 21 мая 1911 года на парижском аэродроме Исси-ле-Мулине торжественно стартовало международное авиаралли Париж - Мадрид, в котором лучшие авиаторы того времени боролись за главный приз в 100 тысяч франков, назначенный французским миллионером и меценатом Анри Дойч-де-ла-Мертом. Чтобы посмотреть на это зрелище, собралась огромная толпа в 300 тысяч человек, среди которых были и представители высшего руководства Франции.

В гонке принимали участие восемь машин, взлетавшие последовательно, с интервалом в пять минут. Первым стартовал летчик Андре Бомон на моноплане "Блерио-XI", за ним - Пьер Диветан на триплане Амбруаз "Гупи", потом - Андре Фрей на моноплане "Моран-Солнье", следом - Ролан Гарро, Луи Жильбер и Жильбер ле Лассье (все - на "Блерио-XI").

Предпоследним на стартовую позицию вышел Луи-Эмиль Трайн, выступавший, в отличие от всех прочих участников, на аэроплане собственной разработки "Трайн-III". Ранее он совершил на нем много успешных полетов и считал свое изделие вполне надежным. Однако в этот раз обстоятельства сложились иначе. Оторвавшись от земли и начав набор высоты, Трайн услышал, что двигатель начал давать перебои и почувствовал что его мощность резко упала. Аэроплан стал терять скорость, а это грозило падением.

Между тем, взлетная полоса уже закончилась, а впереди виднелись городские постройки. Трайн решил прервать взлет, развернуться на 180 градусов и приземлиться для устранения неполадки. Однако, развернувшись, он с ужасом увидел, что по аэродрому гарцует эскадрон кирасир. При посадке он неизбежно врезался бы них. Пилот снова вывернул штурвал, чтобы описать полный вираж, но тут мотор заглох. На развороте самолет окончательно потерял темп и уже не мог планировать. Он опустил нос и с высоты примерно 20 метров плашмя плюхнулся на землю, подломив шасси.

Продолжая двигаться по инерции на брюхе, машина въехала в стоявшую на краю полосы толпу зрителей. И надо же было такому случиться, что она попала, как раз, в то место, где находились члены правительства и другие представители элиты Франции! В результате несколько человек получили тяжелые травмы, в том числе - премьер-министр страны Эрнест Монис и его сын, а также Дойч-де-ла-Мерт, который, в этот момент, наверное, сильно пожалел о том, что организовал и профинансировал данное мероприятие.

Но больше всего не повезло военному министру Морису Берто. Вращавшимся вхолостую винтом ему отрубило руку и размозжило голову. От полученных увечий Берто скончался на месте. При этом пилот почти не пострадал, отделавшись легкими ушибами. Проведенное расследование оправдало его, объявив, что в создавшейся ситуации Трайн ничего не мог сделать, чтобы избежать катастрофы, а в отказе двигателя он не виновен. Однако случившееся произвело на него столь сильное впечатление, что он забросил авиацию и больше самолетов не проектировал, переключившись на разработку мотоциклов.

Но при чем же тут французские солдаты и Первая мировая война? А вот при чем. Морис Берто активно выступал за введение в армии нового обмундирования серо-зеленого защитного цвета, взамен архаичных ярких мундиров, которые французские солдаты и офицеры носили со времен Луи Наполеона. Министр понимал, что в условиях массированного применения дальнобойного нарезного оружия эти мундиры, резко контрастирующие по цветам с любой поверхностью, представляют собой отличные мишени. Форма, предложенная Берто, обладала гораздо более высоким маскировочным эффектом.

Кроме того, жесткие фетровые каскетки, входившие в комплект новой формы, лучше защищали солдат от ударов по голове, чем традиционные для французской армии матерчатые кепи. Незадолго до гибели Берто добился изготовления пробной партии защитного обмундирования и отправки ее в войска для проведения полевых испытаний. Однако с его смертью дело заглохло. Нового министра, пришедшего на смену Берто, этот вопрос не заинтересовал и он закрыл вопрос реформы обмундирования.

В результате, французская армия оказалась единственной, вступившей в мировую войну в "карнавальных" мундирах из предыдущего столетия с синими длиннополыми сюртуками, ярко-красными шапочками и такими же шароварами. Неизвестно, скольким солдатам это стоило жизни, прежде чем в 1915 французы все-же сподобились перейти на голубовато-серую защитную униформу с касками. Но это уже другая история.

На заставке - самолет Трайна на старте авиагонки Париж-Мадрид, за несколько минут до катастрофы.



Луи-Эмиль Трайн и его случайная жертва - министр Морис Берто.





Последствия катастрофы на аэродроме Исси-ле-Мулине.



Похороны Мориса Берто на французской почтовой открытке.



Обмундирование "цвета резеды", предложенное Берто, но так и не введенное во французской армии. Красные погоны, петлицы и клапаны, конечно, снижают маскировочный эффект, но в условиях войны их, скорее всего, заменили бы аксессуарами защитного цвета.



Английские, французские и немецкие мундиры, в которых пехота этих стран вступила в Мировую войну. Как говорится, почувствуйте разницу.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 мая 2017 06:38
    Не совсем понятна косность французов в плане введения маскирующего цвета формы... Ведь боевой опыт англо-бурской войны и русско-японской уже показал необходимость введения полевой формы с маскировочной окраской. Нашим солдатам приходилось белые гимнастёрки вываривать в травяных растворах или соке гаоляна...
    1. +3
      27 мая 2017 06:46
      Вот интересный материал по этому поводу...
      "...Впервые защитное обмундирование появилось в английской армии в 1895 г. в качестве летней (тропической) формы, для которой был установлен цвет «хаки», т.е. коричневато-желтый. Но, как постоянная походная форма, это обмундирование получило признание в Англии только после англо-бурской войны.


      Большие потери в личном составе войск заставили тогда англичан, а за ними – немцев всерьез заняться опытами видимости различных цветов и условий удобства стрельбы по мишени того или иного цвета. При это было определено, что самым плохим в это смысле цветом является белый, за ним следует ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой. Наименее заметными являются желтовато-коричневый, серый, синевато-серый, зеленовато-серый, оливковый, желтовато-зеленовато-серый и голубовато-серый.
      Англичане были открывателями в повсеместном введении новой походной формы. Из европейских государств за ними первыми последовали шведы, а затем и русские, получившие печальный опыт в годы войны с Японией. В Швеции защитное обмундирование было введено в 1906 г., в Австро-Венгрии – в 1909 г., в Германии и Италии – 1910 г., в США – в 1908 г.

      . В русской армии введение защитной форменной одежды была осознано уже во время русско-японской войны, но только на уровне командования действующими войсками. Примером тому может служить приказ № 37 от 1 мая 1904 г. о введении защитного обмундирования в морских командах, действующих на суше и обороне Порт-Артура. Тем более, что этот процесс во время войны уже начался и проходил стихийно. Многие солдаты и офицеры кустарно перекрашивали свою форменную одежду, что придавало ей «чрезвычайно жалкий вид». В своих письмах, участник войны, мичман Дараган писал (5 мая 1904 г.): «Нигде нет больше серо-желтых шинелей. Я раздобыл материю неприличного цвета и хочу сшить полную форму и чехлы на фуражку, в двадцати шагах местности не заметить». Еще одно подтверждение выше сказанному мы находим в дневнике лейтенанта В.И. Лепко: «так как японцы очень метко бьют по офицерам вышел приказ, чтобы офицеры имели форму, мало отличающуюся от формы команды. Разрешено нам делать голубые или коричневые кителя и носить соломенные шляпы. Многие оригинальничают и одеваются весьма безобразно в английские грибообразные шлемы». Японская армия была уже одета к тому времени в униформу цвела «хаки». В 1906 г. была создана комиссия по вопросам о новом обмундировании и снаряжении армейской пехоты, артиллерии, инженерных войск и армейской кавалерии (на основании доклада по Главному Интендантскому Управлению военному министру от 14 февраля 1906 г. за № 6178). ..."
      Адрес для заинтересовавшихся...http://birserg-1977.livejour
      nal.com/24882.html
  2. +2
    27 мая 2017 06:47
    Но при чем же тут французские солдаты и Первая мировая война? А вот при чем. Морис Берто активно выступал за введение в армии нового обмундирования серо-зеленого защитного цвета, взамен архаичных ярких мундиров, которые французские солдаты и офицеры носили со времен Луи Наполеона. Министр понимал, что в условиях массированного применения дальнобойного нарезного оружия эти мундиры, резко контрастирующие по цветам с любой поверхностью, представляют собой отличные мишени. Форма, предложенная Берто, обладала гораздо более высоким маскировочным эффектом.

    Интересная статья. И роль личности в истории армии, в лице министра Берто, тоже значительна. Действительно, а скольким французам спасла бы жизнь форма защитного цвета? Поневоле вспоминается первая часть Порт-Артура, где идёт разговор, почему русские пограничники имели защитную форму.
    1. +2
      28 мая 2017 01:18

      Первым в русской армии ввел форму защитного цвета для своих подчиненных подполковник Пётр Дмитриевич Бутусов начальник Квантунского отдела Заамурского округа Отдельного Корпуса Пограничной Стражи РИ. Бутусов П.Д. родился в семье заводского мастера в 1860 году. Окончил 3-ю военную гимназию и 2-е юнкерское училище. Службу начинал вольноопределющимся в 3-м запасном Селевчинском полку. В июне 1901 года был переведён в ОКПС. В 1904 году — начальник Квантунского отдела Особого Заамурского округа ОКПС. 13 июня 1904 года по приказу командира передового отряда 4-й Восточно-Сибирской дивизии полковника Я. У. Шишко выбил японцев с горы Куинсан. 28 августа 1904 года награждён орденом Св. Станислава II степени за умелое руководство своими подразделение и «отменное мужество» в боях 20 и 21 июня. В июле Бутусов возглавил поиск, в котором пограничниками была взорвана вражеская пушка, а с трёх сняты замки. 6 августа пограничники Бутусова, совместно со стрелками выбили японцев из захваченного ими Водопроводного редута. 15 октября 1904 года за храбрость, проявленную в боях по отражению второго штурма Порт-Артура, подполковник Бутусов был награждён орденом Св. Георгия IV степени. 21 ноября 1904 года, во время четвёртого штурма Порт-Артура, Бутусов был назначен генералом Кондратенко Р. И. комендантом горы Высокая, где был смертельно ранен. Скончался 22 ноября 1904 года и был похоронен на воинском кладбище Порт-Артура.
      1. +1
        28 мая 2017 01:50
        Цитата: рич
        Бутусов был назначен генералом Кондратенко Р. И. комендантом горы Высокая, где был смертельно ранен. Скончался 22 ноября 1904 года и был похоронен на воинском кладбище Порт-Артура.

        Спасибо за информацию. Просто как-то не интересовался судьбой подполковника Бутусова. Да по-честному об ОКПС знаю только то что он входил в минфин царской России, да то что написано про пограничников у Пикуля, в романе Честь имею. О наших ПВ знаю намного больше, да и в школе, которую я закончил, был сильный отряд ЮДП.
        1. +3
          28 мая 2017 02:21
          Сегодня День Пограничника, так, что статья в тему. С праздником!
          1. +2
            28 мая 2017 06:43
            Спасибо, что напомнили, надо друзей поздравить. Вас тоже "С днём Пограничника."
            1. +1
              28 мая 2017 08:02
              Спасибо, Николай drinks
  3. +1
    27 мая 2017 07:38
    Министр, которому не повезло
    Не повезло не только министру, но и французской армии.
  4. +1
    27 мая 2017 08:15
    Утром 21 мая 1911 года на парижском аэродроме Исси-ле-Мулине торжественно стартовало международное авиаралли Париж - Мадрид
    ....Джулс Ведрайнс победил в этих гонках. Там вообще весело было, на одного пилота орел напал он из револьвера отстреливался. А Джулс Ведрайнс из всех участников по моему единственный кто к финишу пришел.
    1. +2
      27 мая 2017 13:05
      Цитата: parusnik
      Утром 21 мая 1911 года

      да авиация начинала тогда шаги робкие. И хорошо что находились меценаты и зрители. Ибо вначале столько катастроф было и гибели авиаторов...
  5. 0
    27 мая 2017 14:22
    Спасибо за рассказ: читал с интересом. В книге Игнатьева"50 лет в строю"читал про то как солдаты в русско-японскую делали себе"защитную"форму.
    Там же было: выделены деньги для смены формы,но о том,что этого не произошло я не зал.