«Терпи казак – атаманом будешь!» Кто же такие атаманы? Часть 3

13
Принуждение к подчинению и начало службы.

Конечно, продолжая разговор о XVII в. нельзя не упомянуть Степана Тимофеевича Разина. Именно этот человек прославился на веки вечные, во многом став символом самого духа казачьего. И это при том, что, как и Ермак, Разин не был «официальным» атаманом Донского войска. Атаманствовал в годы славы Степана Разина Корнилий Яковлев. Несколько слов насчет Яковлева. Происхождение его было, скорее всего, из Запорожской Сечи. Но это указывает его прозвище — «Черкасс», т.к. «черкассами» называли запорожских казаков. Яковлев был сподвижником и другом Тимофея Рази. Они участвовали во многих походах, и, в частности, в знаменитом «Азовском сидении» 1637-1642 г. Кстати, Корнилий Яковлев был крёстным отцом сына Тимофея Рази Степана. После смерти друга Яковлев принял большое участие в судьбе крестника. В принципе, будущее у Степана было вполне светлым. Но судьба казачья рассудила иначе.



«Терпи казак – атаманом будешь!» Кто же такие атаманы? Часть 3

Степан Тимофеевич Разин


В середине 60-х годов XVII в. Разин стал вожаком голутвенных казаков. Может быть, дело было в том, что Разин, считал, что он, исходя их своего происхождения, достоин чего-то большего, например атаманства, именно на которое он и претендовал. Но власть была у другого человека. Напомню, что казачество к этому времени уже вполне структурировалось. У него появилась своя верхушка — казачья старшина и свои низы — «голытьба». «голутвенные» казаки. При том, что положение было еще сложнее. Были казаки уже давно осевшие на Дону и были «новоприбывшие», которые «домовитым» «истинным» казакам уже начинали мешать своим своевольством. Но еще был очень сильным один из главных казачьих принципов, гласивший, что «с Дона выдачи нет».

Выход своей неукротимой энергии Степан Тимофеевич Разин как раз и нашел в атаманстве над этими самыми беспокойными казаками, голутвенными, т.е. еще не вписавшимися в хозяйственную жизнь Дона и «новыми» казаками, искавшими в степи реализации принципов справедливости. Этот поиск справедливости не остановился только на походах «за зипунами», т.е. своевольных казачьих нападениях на старинных недругов казачества турок, татар и прочих. Переходя с Дона на Волгу, казаки грабили все караваны, проходившие по этой главной водной артерии страны. Жертвами становились и иностранные «гости» и собственные купцы, доходило до нападений на посольства и царские суда. Кроме того, именно в Поволжье разгорелось пламя крестьянско-казачьего восстания, переросшего потом в крестьянскую войну. Именно такое наименование получили события 1670-1671 гг. в русской историографии.

Разин рассылал «прелестные» письма по стране, «прельщая» людей способом жить по казачьей справедливости. Ему приписывают слова, взятые Василием Макарычем Шукшиным в название своей книги «Я пришел дать вам волю…». Казаки били «начальных людей», воевод, дьяков, бояр, которые попадались им. Разин объявил себя защитником всех угнетенных и обиженных и призывал их под свои знамена. Когда этого оказалось мало, Разин распространил слухи, что у него в войске находятся царевич Алексей Алексеевич и патриарх Никон, что должно было придать его движению пущую убедительность.

Но, как и все такого рода выступления, это восстание закончилось для Разина и разинцев печально. Одержав несколько важных побед и даже взяв такие крупные поволжские города, как Астрахань, Царицын, Самару и Саратов, в конце концов разинцы потерпели поражение. Под Симбирском (Ульяновском) царские войска под командованием Юрия Барятинского разбили разинские отряды, сам он был ранен, сподвижниками вывезен на Дон, а впоследствии выдан в Москву казаками Корнилия Яковлева и казнен при большем стечении народа как «вор и разбойник». Как всякий неординарный человек, Разин остался в памяти народное не как «вор» и смутьян, а как защитник, чаявший принести народу долгожданную волю.


Степана и Фрола Разиных везут на казнь. Гравюра из книги "Путешествия Яна Стрейса в Московию, Тартарию, Персию, Индию..." Амстердам, 1681


Наступил тяжелый для казаков XVIII век. Что он принес им нового? Тут историю казаков необходимо рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, в политической. Это значит, что усиливавшаяся монархическая власть в контексте абсолютизации, должна была привести всех подданных государства в некое единообразное состояние. Для казаков это означало, что вольница закончилась. Царь Петр железной рукой и державной волей привел казачество из «союзников» в подданные. Естественно, что мирным процессом это не было. И, во-вторых, плоскость геополитическая. Это означает, что Россия волей правящего монарха повела борьбу за выход к морям. Для казаков это значило то, что практически на их постоянном театре, а именно на азовском и черноморском побережье появилась новая мощная сила, то есть их своеволию, здесь подходил конец. Оказавшись между большими «игроками» казаки должны были сделать выбор. Если же они в силу разных причин этот выбор сделать не могли, то им «помогали» с разной степенью жесткости, а то и жестокости. Но здесь интересно и важно заметить, что память о вольных временах казачество пронесло через все столетия нахождения в составе государства и, помимо всего прочего, несказанно этими временами гордилось.


Серов В.А. "Петр I". 1907 г.


Но вернемся к началу века XVIII. Среди больше чем одиннадцати атаманов Донского войска за весь восемнадцатый век наиболее известным является Кондрат (Кондратий) Булавин. Его имя связано с последней попыткой донских казаков отстоять свою по сути дела независимость. Был Кондрат Булавин официальным войсковым атаманом недолго. Всего несколько месяцев 1708 года. Но если говорить о воинских казачьих атаманах, то именно он, во многом, может считаться «природным» настоящим вожаком людей особого свободолюбивого склада, которые и дали славу казачеству. А уж в истории подлинным атаманом он остался вовеки веков. Последним казачьим атаманом вольного казачества.

Время и место рождения Булавина точно неизвестно. Но к событиям начала XVIII в. это был «матёрый» человек и по возрасту и по авторитету среди казаков. Официально атаманствовал тогда Лукьян Максимович Максимов. К слову сказать, один из самых твердых «промосковских» казачьих руководителей. Опять схлестнулись два донских порядка: стародавний «вольный» и новый, уже «служилый». Воевавшему со Швецией царю Петру требовалось всё больше и больше ресурсов и материальных и человеческих. Но люди, почувствовав на своей «шкуре» тяжелую новизну петровского царствования, занялись привычным делом — побежали во все стороны. При этом и власть занималась своим привычным делом, увеличивала налоговый гнёт, более строго «перебирала» свое население, вводя все новые и новые повинности, сообразно задачам государства.

Именно в этом ряду стояли события, приведшие к выступлению Булавина. Во-первых, на Дон была послана карательная экспедиция во главе с князем Юрием Долгоруким. Его задачей был сыск и возвращение на свои места людей бежавших от тягот жизни. Это вызвало взрыв возмущения, т.к. царем и его слугами опять нарушался главный казачий принцип свободы, что «с Дона выдачи нет». А, во-вторых, была и экономическая причина, но также тесна связанная с правами и многолетними устоями самостоятельного донского войска.

Во владении казаков издавна были соляные варницы на реке Бахмут. Собственно, как и всё течение реки. Но в 1701 г. Петр I повелел забрать эти земли в государственную собственность. Казаки мириться с этим не желали и конфликт только разрастался. Осенью 1705 г. восставшие казаки под руководством Булавина захватили бахмутские солеварни, чем сделали столкновение с царскими войсками неизбежным. Однако, сначала Булавин захотел разобраться с официальным начальством и верными ему, т.е. лояльными России казаками. Весной 1708 г. Булавин с донскими и запорожскими казаками, и разного рода беглой голытьбой, набранной в городках на различных казачьих речках, осадил и взял столицу войска донского — Черкасск. Всю казачью старшину, во главе с атаманом Максимовым восставшие перебили. Состоялся Круг, на котором и был выбран Булавин атаманом.

Дальше пошло всё уже не так удачно. Как и все предыдущие вожди народных восстаний из казаков, Булавин рассылал «прелестные» письма по стране, где «прельщал» людей вольной жизнью. Но страна воевала, власть находилась в твердой руке, и царь Петр повелел усмирить восстание любой ценой. Но Дон были посланы крупные воинские силы. Во главе их был поставлен брат Юрия Долгорукова — Василий, который беспощадно мстил за брата, имея для этого весьма широкие полномочия.

Кроме того, общему поражению восставших содействовал крах под Азовом в июле 1708 г. Казачий штурм был отбит с большими для них потерями, а контратака царских войск привела к разгрому казаков. Как всегда сработал принцип, что «беда не приходит одна». Другая часть казаков, опасаясь репрессий, составила заговор и напала на Булавина и его оставшихся немногочисленных людей. Во время штурма дома, где засел атаман «сотоварищи», он то ли был убит, то ли покончил жизнь самоубийством. Тайна эта ушла вместе с ним. Кроме того, вместе с атаманом Кондратием Булавиным в прошлое ушли и времена вольного Дона.


Курочкин Г.Е. Смерть Кондратия Булавина. 1950-е годы.


Больше казаки атаманов не выбирали. Атаманы стали «наказными». Назначением их на эту высокую должность занимались «самолично» монархи в далеком Петербурге. Тем не менее, общая тенденция была такая, что атаманами назначались люди из казачьей среды, не понаслышке знавшие обо всех сторонах казачьей жизни. Таковыми были братья Фроловы: Максим, Василий и Иван, Иван Краснощеков, казак, на которого благосклонное внимание обращал сам царь Петр I, кстати, удостоившийся первым среди казаков воинского звания бригадира русской армии, Андрей Иванович Лопатин, Данила и Степан Ефремовы, отец и сын, участвовавшие во всех перипетиях бурной жизни России и Дона в неспокойном XVIII веке, Алексей Иловайский и Василий Орлов, при которых проходило дальнейшее втягивание Войска Донского в социальную и иные структуры Российской империи.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 июня 2017 07:15
    Атаманы стали «наказными»
    ..А казачий принцип свободы, "с Дона выдачи нет" канул в лету...
    1. +2
      18 июня 2017 09:05
      Но это указывает его прозвище — «Черкасс», т.к. «черкассами» называли запорожских казаков.

      Ага, и видимо донские казаки из уважения к запарожцам назвали свою столицу Черкасском, а потом новую столицу Новочеркасском. belay
      Какие "открытия" не услышишь.
      Донские казаки себя также называли черкассами. И как я подозреваю, это не имело никакого отношения к названию национальности и нынешним Черкесам. Допускаю, что черкес произошло от слова чиркать или черкать - резко поводить по чему либо. Т.е. черкес это рубака. Таким образом, черкес изначально это не национальность, а своего рода профессия, умение. Уже потом кавказские народы, также владеющие шашкой и саблей, русские стали называть черкесами (рубаками, головорезами). Те сами себя так не называли.
      1. 0
        18 июня 2017 14:23
        Происхождение топонима «Черкассы» и его истинная этимология остаются нераскрытыми до сих пор. Название города напрямую связано с этнонимом. Черкасы — так называли казаков татары.
        На сегодняшний день существуют такие основные версии:
        Согласно этимологическому словарю русского языка Макса Фасмера, название города происходит не обязательно от черкесских поселений; город может быть назван по местным русским, впервые проникшим в Черкасские горы (Кавказ) (но не от самого слова «Кавказ»).
        Старые историки (в частности, В. Н. Татищев и А. И. Ригельман) придерживаются версии о том, что название происходит от Черкесов — одного из экзоэтнонимов народов Кавказа и особенно представителей адыгских народов, которые, по мнению В. Н. Татищева, составили пятигорские хоругви Речи Посполитой, получили земли и влились в польскую шляхту, подражавших одежде своих хозяев крестьян этих шляхтичей тоже стали называть черкасами[4]. Впоследствии, когда Стефан Баторий расселил «москвитян» (севрюков и великороссов), «волохов» (жителей Дунайских княжеств, включая русинов) и «тех из наших подданных, кого Мы (прежние короли Речи Посполитой) казнить хотели» как реестровых казаков вокруг города Черкассы, по названию города и Черкасского полка стали называть казаков.
        Более оригинальная версия, которую можно подстроить под теории происхождения города в домонгольский период — от осетинского зооэтнонима черкасоги — орлы. Это потом дало начало таким отдельным этнонимам, как черкасы и касоги.
        Г. В. Вернадский предположил, что ещё задолго до появления известного по летописям города Черкассы, поселение на этом месте с тем же названием было ещё в XI веке, когда могла быть реальная миграция с Кавказа в окрестности Черкасс, и называлось Черкасами от Чахар Каз — «четыре клана Каз». Но современные исследования показали, что у казаков итальянских колоний оказались не черкесские, как думал Вернадский, а армянские имена — тогда потомки тесно связанных с русскими и хазарами, в том числе, видимо, и обычаями ухода в казаки «наших поганых» — половцев — перешли из Церкви Востока в армяно-григорианскую веру. Стало понятно, почему сами казаки всегда отрицали существование каких бы то ни было каз или черкасов как своих предков, и рассказывали, что первыми казаками были хазарин Семён и его товарищи-хазары «из Польши» (Тогда Русская земля — Правобережная Украина — была в составе Польши, или имелись в виду поляки-русь, переименованные современными историками в «полян»). (А. И. Ригельман. Рассказ казаков о себе).
        От тюркизмов выходит А. П. Знойко, который утверждает, что название происходит от чири киши или чири киси (в зависимости от диалекта), что означает люди силы или люди армии. Это определение полностью доказывает идеи тюркско-славянского единения в борьбе против половцев в домонгольский период.
        Интересную догадку высказал недавно вятский историк Евгений Харин.
        На Вятке слово 'церковь' произносят как 'черкаф'.
        Церковь по-татарски называют Чиркэу ( http://www.tatar.ru/files/RusTat_23.pdf ). Дело в том, что татары не знают звука 'В'. Поэтому в заимствованных словах заменяют его другими: в начале слова - на 'Б', в конце - на среднее между 'У-И'. Слово "Черкассы" (от "черкаф-цы"), безусловно, русское, заимствованное татарами.
        Двойное 'С' в слове 'Черкассы' свидетельствует о редукции (замене) в оригинале (Черкаф-цы) двух звуков - 'Ф' и 'Ц'.
        Таким образом, черкасы - это православные христиане (буквально "люди церкви") не славянского происхождения. Со временем это имя стали употреблять не только в отношении вятчан-казаков булгарского происхождения, но и просто крещеных татар и кавказцев. Отсюда происходит употребления слов черкасы и черкесы в отношении очень разных народов, а также распространение среди них подобных имен и топонимов. Днепровские и Донские черкасы были настоящими казаками, выходцами с нижней Вятки, где до середины 15в. они жили в особой волости в пограничной зоне между Московскими и Казанскими владениями. После нападения на г. Лух, эти казаки подверглись давлению со стороны Москвы и потому большая их часть в 1469г. снялась со своих мест и отвоевала новую родину на Днепре. Вероятно, семейные черкасы остались жить в Казанском ханстве.
        Топонимы типа "черкасы" довольно распространены:
        Ростовская обл. (г.Новочеркасск и г. Старые Черкассы)
        Липецкая область (с. Черкассы, Елецкий район)
        Украина (г. Черкассы)
        Самарская область (с. Кинель-Черкассы, Кинель-Черкасский район)
        Оренбургская область (с. Черкассы, Саракташский район)
        Тульская область (с. Черкассы, Ефремовский район)
        Курская область (Октябрьский район, с. Черкассы)
        Тверская область (Калининский район, с. Черкассы)
        Республика Башкартостан (Стерлитамакский р-н, с. Черкассы)
        Республика Башкартостан (Довлекановский р-н, с. Черкассы)
        Республика Башкартостан (посёлок Новые Черкассы, Уфимский район)
        Пензенская область (Калышлейский р-н, с. Черкассы)
        Республика Белоруссия, с. Чэркасы
        Киевская область, Белоцерковский район, с. Черкас (Украина)
        Орловская область, Кромской район, д. Черкасская
    2. +1
      18 июня 2017 22:01
      Атаманствовал в годы славы Степана Разина Корнилий Яковлев

      Разве только он? Скажите пожалуйста, Сидор Белый, а разве только войсковые атаманы в то время были? Других случайно не наблюдалось?
  2. +1
    18 июня 2017 08:28
    Спасибо за статью. Вроде писал автор о вещах известных, но написал интересно.
    1. +1
      18 июня 2017 22:03
      Прочитал третью часть, а на главный вопрос цикла статей - Так кто же такие атаманы? Ответа до сих пор нет
      1. +1
        18 июня 2017 22:38
        И не будет. Читателю на основе изложенного предлагается самому сформулировать ответ.
        1. +1
          18 июня 2017 23:30
          Назвал автор цикл статей кто же такие атаманы?: так будь любезен расскажи об этом, а не пересказывай всем известные биографии.
          Хотелось бы послушать что такое - войсковые, наказные, походные, окружные, линейные, станичные атаманы, их функции, права, полномочия. Чем они отличались, на какой срок избирались, кем; а не жизнеописания из книги "100 великих атаманов"
          1. 0
            18 июня 2017 23:37
            Откройте в "Военной энциклопедии". — СПб.: Т-во И.Д. Сытина. Под ред. В.Ф. Новицкого и др.. 1911—1915 статью "Атаман", там кратко ответы на большинство Ваших вопросов.
            1. +2
              18 июня 2017 23:39
              Все? Спасибо. Спокойной ночи
              1. 0
                18 июня 2017 23:42
                Пожалуйста.
  3. 0
    6 сентября 2017 12:20
    Воинов Чингизхана, т.н. "монголов", в те времена называли КАЗАКАМИ, т. к. все они были из казакских (казахских) племен (найманы, конраты, черкешы, жалаиыр, керей и т. д.). Воинские звания атаман, жасаул, боевой клич АРУАХ (звали святых духов). На захаченных территориях руси брали на воинскую службу и русских, украинцев. Когда воины Чингизхана ушли, остались русские и украинцы, которые служили у "монголов", и они так и остались КАЗАКАМИ (самозванцы) с боевым кличем УРА (они так восприняли «АРУАХ» АРУАХ-УРАГХ).
    Вот ещё одна версия русских историков по происхождению казаков: "Слово "казак" тюркского происхождения и означает "вольный человек", "удалец". Несомненно, первыми казаками были выходцы из степных орд, объединявшиеся в отряды, подчинявшиеся собственным вожакам, выдвинувшимся за счет своих военных талантов и храбрости. Во время больших походов ордынских ханов казаки присоединялись к их армиям, в мирное время промышляя разбоем и угоном скота. Со временем в ряды казаков начинают вливаться русские удальцы, так называемые "заполяне", уходившие на степные ("запольные") реки "в молодечество". Они перенимали образ жизни "ордынских" казаков, их хозяйственные занятия, а главное – способы ведения степной войны...."
  4. 0
    6 сентября 2017 12:26
    «Русские княжества, как и прочие окрестные государства, платят тамгу (дань) «монголам» – скотом, зерном, фуражом и «живой» десятиной, т.е. по 1/10 всего населения ежегодно. В итоге зарождается образ Бабы-яги, матери пугают детей: «Не плачьте, придет бабай-ага ("старый дядя") и возьмет вас».
    Численность «монголов» невелика. Приходится привлекать покоренные племена (русские, финно-угорские племена) к охране границ и путей сообщения. Парней «монголы» сводят в десятки, учат верховой езде и обращению с легким оружием. Находясь днями в седлах, они превращаются в удалых наездников. «Монголы» называют их «казаками» – по имени кочевников, покоренных (поправка – не покоренных, а объединенных) еще Чингисханом. Ушные серьги и взбитые чубы кочевников казаков быстро приживаются и среди прочих «казаков» – русских, финно-угорских и др...
    Темников (десятитысячников) казаки зовут «атаманами» от монгольского «ата тумен» – «отец тумена» (отец-командир).
    В бою казаки атакуют по-«монгольски» – лавой. Разбившись на мелкие группы, первый эшелон с монгольским ревом «Урагх!» («Вперед!») (тут ошибка, не «Вперед!», а «Аруах», звали святых духов) охватывает противника с флангов и тыла, второй эшелон берет ясырь. Делят его на «дуванном» кургане по правилу «без атамана дуван не дуванят», иначе неизбежны кровавые распри («дуван» – «совет», «думан» (каз.)– «веселье, пиршество, праздник»).»