«Отравленное перо». Бедность, богатство, и земская печать (продолжение)

80
«Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».
(Притчи 24:30-34)


Нужно отметить, что существовавшая в России недооценка роли повышения материального благосостояния отдельных слоев в обществе была напрямую связана с традиционной нехваткой финансовых средств. Денег в России постоянно не хватало. Не было денег на новые корабли, и деньги на них заняли у Франции, на достойное вознаграждение труда профессорско-преподавательского состава, оплату самоотверженного труда земских врачей и учителей, и даже своей опоре – офицерскому корпусу - царское правительство постоянно недоплачивало! Многие историки регионального уровня прямо указывают, что этот недостаток не позволял удовлетворить и потребности в повышении грамотности рабочих, а также их детей, а еще – само производство поднять на более высокий уровень.



«Отравленное перо». Бедность, богатство, и земская печать (продолжение)

«Всякая мастеровщина» (термин начала ХХ века) и городовой.

В России конца в ХIХ – начала ХХ века требовалось иметь звание никак не ниже звания полковника и непременно получить дворянство, чтобы являться уважаемым человеком и одновременно не испытывать нужды в деньгах. Но только генеральское звание давало возможность чувствовать себя независимым в финансовом плане членом общества, так как разрыв денежного довольствия в императорской армии между младшим офицерским составом и генералитетом иногда различался в 9 – 10 раз.


Русские женщины-крестьянки начала ХХ века.


Крестьянская семья.

Ситуация несколько стала изменяться как раз в ХIХ – начала ХХ века, что сразу же отметил А.П. Чехов. Выведенный им профессор Серебряков, человек незнатного происхождения, в пьесе «Дядя Ваня» (1896) берет в жены дочь сенатора, лишь бы попасть «наверх». Причем, историк С. Экшут на страницах журнала «Родина» отмечал, что профессор Серебряков, помимо пошлости, представлял собой образец новой социальной мобильности: не только индивидуальной, но и корпоративной. Но даже он, имея высокий социальный статус профессора, не имеет высоких доходов и, соответственно, не обладает материальной независимостью. Вот почему, выйдя в отставку, Серебряков решает продать то имение, что принесла ему в приданое его первая покойная жена. Для героинь чеховской драмы «Три сестры» (1900) сестер Прозоровых (хотя все они и генеральские дочери!) такое же значение имеет переезд в Москву, где их брат Андрей должен стать профессором университета. Но, увы, это время определенного материального достатка и социальной стабильности был для этой категории российского общества очень недолгим. В октябре 1917 г. он закончился раз и навсегда.


А вот это уже интеллигенция: кружок московских философов, авторов журнала "Вопросы философии и психологии": Соловьев Владимир Сергеевич, Трубецкой Сергей Николаевич, Грот Николай Яковлевич, Лопатин Лев Михайлович. 1893.

Однако следовало поощрять не только российскую профессуру, но и земские и муниципальные издания, освобождая их от налогов, а также посредством выдачи солидных подъемных сумм на издание. Соответственно издания, проводившие проправительственную политику, в дальнейшем следовало всячески поддерживать, а журналистам помогать материально. Необходимо было наладить выпуск бесплатных изданий для крестьян и рабочих, содержащих всевозможные кроссворды и розыгрыши с призами, в качестве которых вручать подарки от имени царской семьи и т. д.


Крестьяне-мигранты, 1910 год. Сибирь.

Крайне низким в России и образовательный уровень ее населения. Если сравнить его с соседней Японией, вставшей на путь рыночных отношений примерно в одно время со своей северной соседкой, то данные будут просто удручающими: в 1902 году из каждых 100 мальчиков в Японии в начальную школу ходили 88, а в 1907 г. – 97. В России же на каждые 100 человек в среднем было всего 3,3 человека, владевших грамотой. «Вы не найдете в стране даже самой захудалой деревеньки, в которой не было бы начальной школы!» – гордо заявлял в 1909 г. бывший японский премьер-министр Сигэнобу Окума, ну а в России о чем-то таком тогда даже и мечтать не могли. При этом криминальный опыт в 1914 г в России получал в среднем каждый третий ее житель, рост преступности практически в 10 раз превышал темпы роста ее населения.


Курсистки Высших женских архитектурных курсов Е. Багаевой в Петербурге.


Ну, а это курсистки у себя дома. И обязательно на столе стояла вот такая керосиновая лампа под зеленым абажуром…

Интересно, что много моментов, сходных с теми, что проявляются сегодня, газеты отмечали еще тогда. Можно привести пример с детским развлекательным чтением. Многим деятелям нашей культуры, равно как и читатели ВО, говорят о якобы имеющем место засилье у нас западных фильмов и литературы. Не будем спорить с этим утверждением, но вот что интересно: в 1910 году говорилось о том же самом! Например, в своей рецензии на новый каталог детской литературы М.О. Вольфа в №6 за 1910 год газета «Пензенские губернские ведомости» писала, что в нем почему-то преобладают книги о жизни «западноевропейских народов, американцев, азиатов, романы Ж. Верна, Купера, Мариета и Майн Рида и почти ничего нет о русском народе. Есть книги о жизни Франции, но нет о Ломоносове. В то время как книги Чарской – «когда горцы борются за свободу – это можно, а когда Русь борется с татарщиной… это вредно». Газета на основании этого делала вывод, что, читая такие книги, ребенок, мол, становится иностранцем в душе, и не удивительно, что дети наши вырастают врагами своей родины. Вот всегда любили журналисты такие вот хлесткие фразы и заявления, основанные на скоропалительных выводах, не так ли? Хотя действительно, гимназисты, и пензенские в том числе, буквально голодали ради того, чтобы купить выпуски брошюрок с рассказами о приключениях американского сыщика Ната Пинкертона, несмотря на то, что педагоги дружно осуждали эти издания, заявляя, что эти брошюрки «безнравственны, грязны и могут отвечать лишь на грубые запросы малограмотного читателя». Все это так, но заменителя-то им ведь так и не нашли! Старались действовать лишь запретительными методами. А ведь хорошо известно, что очень многие «пинкертоны» были творением А. Куприна, который не брезговал их сочинять в целях заработка. Но нанять писателей, чтобы из номера в номер в тех же губернских, земских или муниципальных газетах публиковать более качественные аналоги никому и в голову не пришло, так что неумение проводить информационную политику в обществе видно даже на этом примере.


Гимназисты. Не «детки», а прямо жеребцы какие-то… Тоже зачитывались «пинкертоновщиной»…

Удивительно, но получается так, что, хотя российское государство и пыталось всячески регламентировать и контролировать жизнь и духовные помыслы своих граждан, как информационная, так и социальная политика царизма в последние годы империи совсем не учитывала ни масштабности, ни и возникших запросов общества. В итоге все её историческое развитие (как и до этого!) шло путем чрезвычайного напряжения имеющихся социальных ресурсов и – что еще более опасно, обострения всех противоречий, рождавшихся в российском обществе до крайности, что и привело российское самодержавие к столь печальному концу в 1917 году.


Преподаватели начала ХХ века. Все в вицмундирах. Тросточки в руках. Часы (их здесь, правда, не видно) на цепях и с подцепками.

Интересно, что вышесказанное, хотя и другими словами, отмечалось и в пензенской земской печати. Газета писала, например, за 40 лет своей деятельности в губернии возросло число грамотных. И это было хорошо, не так ли? Но при этом «наш крестьянин живет в той же грязной убогой избе с соломенной крышей, постоянно недоедает, неурожай и голодовки обратились в хроническую экономическую болезнь, и что, в общем, он крайне невежествен, и в результате окончательно утратил чувство законности и уважения к власти…». Подчеркнем лишь слова «утратил чувство законности», что лишний раз показывает, что в стране имел место системный кризис самодержавия, как в экономике, так и в политике, и в сфере образования и культуры.


Высшее образование забиралось даже в самую глушь…

Ну, а вывод из всего здесь изложенного может быть однозначным. И на, так сказать, «уровне двух столиц», то есть Петрограда и Москвы, и на уровне такого богоспасаемого губернского города как Пенза, журналисты, начиная с появления «Заметки» врача Диатропова, старались по мере сил сделать все возможное, чтобы, так или иначе, очернить существовавшую в России власть и российскую государственность. При этом они умудрялись делать это даже в тех случаях, когда выступали с проправительственных позиций! Например, печатали верноподданническое письмо матроса Беленького, и тут же в пух и прах критиковали генералов и адмиралов, а в целом и все военное ведомство, допустившее поражение России в русско-японской войне. Между тем совершенно очевидно, что писать им следовало о том, что главная вина за поражение лежала на революционерах, разложивших тыл армии, продававших японцам наши военные секреты, организовывавших забастовки на наших заводах на деньги, получаемые ими от японцев!


Строились и школы, и земские больницы. Ну вот такие, как эта, например.

Но и правительство тоже виновато, потому, что пренебрегало информационным обеспечением собственной безопасности и даже не помышляло о том, что «вода камень точит», а значит рано или поздно количество негативной информации перейдет в другое качество и выльется в Февральский, а затем и Октябрьский переворот. При этом его отличало поразительное добродушие, как это ни странно звучит, по отношению к своим врагам, пусть даже отдельных кого-то из них, случалось, и вешали, держали в Петропавловской крепости или ссылали на три года в Шушенское под «лампу с зеленым абажуром». Между тем условия ссылки там того же Ильича были более чем льготные: приличное содержание за счет казны, так что на столе у него там всегда было мясо. Охотился он там, бродил по тайге с ружьем, опять же, выписал к себе туда жену, и в итоге он не то чтобы был там изнурен, а напротив, поправил здоровье и отъелся! Между тем достаточно было ввести смертную казнь всего лишь за одно только членство в партии эсеров или большевиков и… все – никто бы в них вступать не осмелился. А нет партии, нет и объединяющей массы силы!


Появились в России и женщины, не боявшиеся летать на тогдашних аэропланах. Обратите внимание, у пассажирки «летуна» ноги связаны. «По соображениям морали и нравственности!»

Ну и, конечно же, вся наша российская интеллигенция, а издавали у нас газеты отнюдь не мужики, почему-то при всей их образованности совсем не понимали, а может быть не хотели понимать, что если они дадут простому люду свободу, то… ни горничных, ни поломоек, ни кухарок (которых тогда имели даже семьи гимназических учителей, не говоря уже о «бедных профессорах» университетов – прим. авторов) у них уже не будет, и им самим придется себе в квартире и полы в доме мыть, и белье стирать, да к тому же ещё и писать в газету или читать лекции, стоя за кафедрой! Простое чувство самосохранения должно было подсказать им, что все это их «превосходство ума» и социального положения народ им обязательно припомнит и за «непохожесть» накажет. И хотя предвидеть «профессорский пароход» они, конечно, в то время не могли все же следовало им лучше знать хамоватый и завистливый тип многих наших людей, их зависть к людям «чистого труда» – «очки надел и думает, что все можно, а ещё и в шляпе!» – и не выпускать джина из бутылки.

Причем история к тому времени уже наглядно и не раз успела доказать, что тот, кто должен быть порабощен, порабощен все равно будет… но… наши журналисты либо этого не знали, либо просто не хотели знать, и поступали как люди, которые сожгли дом, чтобы лишь немного погреться у огня! Конечно, сознательно они против России не выступали и в большинстве своем отнюдь не хотели того, что потом у нас произошло, однако получалось все прямо по народной поговорке: «дурная голова, рукам покоя не дает», и в случае с нашей отечественной журналистикой конца ХIX– начала ХХ века по-другому ну просто и не скажешь!


Ну, а пахали в большинстве своем по-прежнему вот так…

P.S. Очень интересный фактический материал о пензенском земстве и отражении его деятельности в периодической печати того времени содержится в диссертации Анны Юрьевны Питеровой «Пензенская губернская печать о деятельности земства в период с 1864 по 1917 гг.: На примере "Пензенских губернских ведомостей" и "Вестника Пензенского земства": диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02. - Пенза, - 248 с., защищенной в 2005 году.


Интерьер благородного дома «Серебряного века».

Продолжение следует…
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    16 августа 2017 07:15
    Вячеслав Олегович, подняли Вы тему! Ну тогда держите удар.
    Два момента, которые я желаю дополнить.
    1. Принципиальное отличие монархии от республики - это принцип единоначалия. В государстве где правит монарх ответственен не "Ваня-тратур", а помазаник божий.
    1. +10
      16 августа 2017 07:51
      2. Вы правильно сказали, что фундамент прогресса это образование. Но много ли простых детей рабочих и крестьян могли его получить? Единицы!
      Причем нельзя сказать, что в Российской империи не было социально-экономических лифтов! Были, но завязаны они на личность государя (Меньшиков, Демидовы) либо на знания (Ломоносов).
      Причем народ это знал и любыми способами старался пристоить своих чад в приходские школы, реальные училища и т.д. Но многие ли могли себе это позволить?
      Пример из моей родословной, мой пра-пра-дед на Н.Сергинском горнометалургическом заводе работал в 4-м поколении жигорем (углежегом) смог своим сыновьям дать по "три" класса приходской школы, что по сути было экстроординарно! Более того он этим гордился!
      1. +3
        16 августа 2017 10:56
        Ну, а мой прадед тоже самое. Дослужился до мастера паровозных мастерских и всем 5 выжившим детям дал образование, 4 сыновьям и 1 дочери. Но не пил, ни курил, работал как проклятый.И уровень: у Вас был углежог - осилил 3 класса. У меня мастер - осилили дети гимназию, и учительский институт. Так что ступени на которые люди поднимались в среднем зависели от достатка предков.
    2. +6
      16 августа 2017 08:12
      Цитата: Котище
      В государстве где правит монарх ответственен не "Ваня-тратур", а помазаник божий.

      Интересно, а у нас вроде не монархия, а кого во всех смертных грехах обвиняют то? laughing

      Цитата: Котище
      нельзя сказать, что в Российской империи не было социально-экономических лифтов

      1887. Указ "о кухаркиных детях" фактически отменил все лифты.
    3. +1
      16 августа 2017 11:19
      Это не тема. Это глава из готовящейся к изданию монографии. Да вот никак она не издастся. Поэтому, что туда попало - по материалам газет, о том и речь!
  2. +7
    16 августа 2017 07:28
    Ох Слава, Слава, непростую и тему ты поднял. Не принято нынче рассказывать, что до революции не совсем все плохо было. Заклюють-с. laughing Кстати точно так же сейчас большинство СМИ и масс-медиа представляют жизнь в "совке" скучной и унылой. А борцов с ней умными и яркими людьми.(достаточно посмотреть фильм "Стиляги") Каждая следующая власть делает всё, дабы оболгать и опорочить предыдущую.
    Между тем достаточно было ввести смертную казнь всего лишь за одно только членство в партии эсеров или большевиков
    Революционеры не совершили ошибку царского правительства, и не наступили на те же грабли. После прихода к власти начали стрелять просто за принадлежность к определенным сословиям, за золотые погоны, ну и конкурентов то же не обделили вниманием.
    Спасибо за статью. hi
    1. +2
      16 августа 2017 10:59
      Это не совсем тема. Это же главы из монографии, которая готова к публикации, но никак не напечатается. А уж из песни слова не выкинешь. Приходится, правда, уменьшать количество сносок. В оригинале оно на полстраницы А4.
  3. +5
    16 августа 2017 07:39
    Автор очень уж осторожно описал социальное расслоение РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
    Сословные различия были просто неодолимы. Несмотря на богатство многие состоятельные люди были ограничены в правах и возможностях развития собственных предприятий.
    Аристократией были или иноземцы или *калированные* с иноземцами *РУССКИЕ фамилии*.
    *Лучшие умы* и писатели чувствовали что это не может быть бесконечным, поэтому и было столько призывов к решению социальных проблем. Кроме социальных проблем в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ежегодно был голод, который не всегда был следствием неурожая.
    То что в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ образование строилось в подчинении западной идеологии вылилось в Февральскую Революцию с арестом царя и разделением РОССИИ на зоны оккупации союзниками, а затем в кровавые эксцессы рафинированной аристократии и дворянства по отношению к РУССКИМ ЛЮДЯМ.
    1. +2
      16 августа 2017 13:33
      Василий 50( раньше было: Иванов-3,Орлов-7,а теперь ?)"Аристократией были иноземцев или"калированные"с иноземцами" если:Голицины,Долгорукие,Вяземский,Воронцовы,Толс
      тые, Юсуповы и дрг.иноземцы то ,где тогда русские?
      Рекомендую Вам:"Бархатная книга"Вашей губернии( должна быть архиве, Библиотеке) там Вы найдете 6 разделов и почитаете сколько иноземцев
      1. +2
        16 августа 2017 13:41
        Кстати - да, отличный источник для повышения уровня самообразования! Много дает!
        1. +6
          16 августа 2017 14:17
          Смотря что искать!
          К примеру за Уральскими горами, иноземцев пруд-пруди, но в основном татары, башкиры, вагулы и др. местные народы!
          К слову, бароны Строгоновы и Демидовы на Среднем Урале нечто большее чем аристрократия! Например после продажи Сергинских заводов Димидовыми купцу Губину спрос на железо упал. Причина в бренде "Старый соболь", который ставил Н.Н.Демидов. Такая беда коснулась всех Демидовских заводов после продажи их сторонним людям.
          Аристрокаратия на Сергинских заводах не служила. Возможность поднятся имел всякий крепосной рабочий и одним из трамплинов было образование. Но одно дело Строгоновский Билимбаевский завод где первая школа появилась в 1742 году или Нижнесергинский где реальное училище было создано только 150 лет спустя с гаком, в первые годы правления Николая II и то на деньги общества. В связи с чем простой гамаюнский люд видел аристрократию только на водах и то после открытия водолечебницы.
          В темноте своих земляков обвинять смысла не вижу, более того простые рабочие изыскивали возможности и отдавали своих детей на обучение в приходскую школу, а с появлением реальных училищ в последнии. Только необходимо помнить и другое, к примеру что прошение о создании в Сергах училища пролежало в уездном Екатеринбурге 30 лет! Да да три десятилетия! При этом татарская молодежь могла учится в Аракаево в мерседос. 20 верст от Серег.
    2. +3
      16 августа 2017 15:00
      монархисту
      Более чем странный комментарий. Вы что потомок дворянина?
      Промышленники никогда не были аристократами, они могли считать себя кем угодно, но только в кругу семьи. Поэтому то и снесли царя те кого утесняли несмотря на богатства и на титулы. Даже кн. Львов не принадлежал к аристократам, в отличии от собственных предков.
      1. +1
        16 августа 2017 20:51
        Василию!
        Только два примера:
        Деми́довы — род богатейших российских предпринимателей (заводчиков и землевладельцев), выдвинувшийся при Петре I благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. Основатели многих уральских городов, внёсшие неоценимый вклад в освоение и развитие уральской земли.
        В XIX веке Демидовы отходят от предпринимательской деятельности и вливаются в ряды европейской аристократии (с купленным в Италии титулом князей Сан-Донато). Из их числа происходила мать югославского регента Павла Карагеоргиевича. Одна из ветвей рода в 1873 году унаследовала в лице генерал-майора Николая Петровича Демидова имя и титул светлейших князей Лопухиных (его дед гофмейстер Григорий Александрович Демидов был женат на Екатерине Петровне урождённой светлейшей княжне Лопухиной).
        Род Демидовых был внесен в I, II, III части родословных книг Московской, Нижегородской и Санкт-Петербургской губернии (Гербовник, II, 135 и XIII, 66).

        Стро́гановы (Строгоновы) — род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI—XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году. Строгановы были крупнейшими землевладельцами в Прикамье с XVI века и вплоть до 1917 года. В 1817 году пермские владения Строгановых были преобразованы в майорат, площадь которого оставалась до 1917 года неизменной — около 1,5 млн десятин земли.
  4. +5
    16 августа 2017 07:58
    Все это так, но заменителя-то им ведь так и не нашли!
    ..Почему же ,был ответ наш ответ Нату Пинкертону - Остросюжетные истории о знаменитом русском сыщике И.Д.Путилине, написанные Романом Лукичом Антроповым, который был известен читателям в конце XIX – начале XX века под псевдонимом Роман Добрый.Всего Романом Добрым было написано сорок восемь брошюрок-детективов. Автор подражал стилю написания рассказов про Шерлока Холмса, да и доктор, который помогает Путилину в его розысках, напоминает доктора Ватсона.Хотя Антропов и умер в 1913, рассказы о Путилине переиздавались до 1917 года..В годы советской власти в первые были изданы кажется в конце 80-х.Потом в 90-е издавались, как-то хотел купить, но рука дрогнула..В журнале "Слово" или "Литературная учеба" кажется был напечатан один из рассказов, впечатления особого на меня не произвел.
    1. +2
      16 августа 2017 11:17
      Это Вы хорошо написали. Но... весь текст статьи (и книги!) базируется на газетном материале тех лет. Цитаты даны даже в " ". И там нигде(!) не упоминался этот автор и его книги!!! То есть я слышал про него. Но... "нет в прессе"!
      1. +3
        16 августа 2017 15:34
        А "Московский листок" в Пензе разве не выписывался, и не распространялся?Популярная надо сказать газета была, её выписывала наверное вся интеллигенция России , по изложению материала, затмевал юмористические журналы тех лет, особенно когда главным редактором данной газеты являлся Николай Пастухов,дважды в неделю на страницах "Московского листка" печатался его роман в четырёх книгах "Разбойник Чуркин".
        1. +1
          16 августа 2017 17:13
          Наверное, выписывался, но мы брали только местные газеты.
    2. +2
      16 августа 2017 14:44
      Парусник,Вы правы до революции много издавались подобной литературы об отечественных мужиках. Притом литература была двух уровней:а) примитивная подрожаловка тому же Пинкертону и(б) вполне хорошего качества "записки Путилина". Мне пришлось читать и ту и другую литературы: в архиве листал дореволюционные газеты и там попадалась- такая, примитивщина(я через верх глянул,а читать, мочу пить и то лучше ( помните" уринотерапия"). В библиотеке брал "Записки Путилина" впечатление положительное
  5. Комментарий был удален.
  6. +4
    16 августа 2017 08:17
    Статья и фото понравились,спасибо автору.
    С интересом посмотрел фото курсисток,симпатичные девицы,умные и красивые лица.Видимо такие же курсистки Бестужевских курсов и поздравляли японского императора с победой японцев под Цусимой и Мукденом (отправили телеграмму) ,русское общество было морально разложено,ликовали не только курсистки.
  7. +3
    16 августа 2017 08:46
    что-то не верится, что в России на рубеже 19-20 веков из 100 человек всего,лишь 3 владели грамотой, хотя конечно и было отставание от передовых стран, но не до такой же степени
    1. +5
      16 августа 2017 09:18

      Таблица из первого издания БСЭ (1929-30гг)
      Политрук как всегда передергивает и врет.

      Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. Университеты при Николае II имели такую свободу, какую они уже никогда не имели при советской власти (и до сих пор). По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не во всём мире. [Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах 1958]
      Накануне войны в России было более ста вузов со 150 000 студентов (во Франции тогда же - около 40 000 студентов). Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т. п.). Обучение было недорогим: например, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004 ]. Следует также отметить, в Царской России студенты платили от 50 до 150 р. в год, т.е. от 25 до 75 долл. в год (курс царского рубля был 2 доллара) - эта плата была меньше, чем в США или Англии в то время.
      По социальному происхождению в 1914 г. студентов из из разночинцев, рабочих \цеховых\ крестьян и пр. было: в среднетехнических учебных заведениях — около 80%, в технических ВУЗах – более 50%, в университетах – более 40%. Доля студентов из простонародья с каждым годом увеличивалась. [С.В.Волков. «Интеллектуальный слой в советском обществе» (Глава I Интеллектуальный слой дореволюционной России)]
      1. +3
        16 августа 2017 10:38
        Конечно 3% - это сильно заниженная цифра, но и приведённая выше таблица тоже несколько лукавая, поскольку учитывает только молодых мужчин, тогда как грамотность женщин в деревнях была в несколько раз ниже мужской. Около 30% у мужчин и около 10% у женщин (на начало XX века). Грамотность пожилых была ниже этого показателя у молодёжи. Кроме того, грамотность на восточных "национальных окраинах" была ниже, чем в центральных губерниях России и значительно ниже, по сравнению в западными губерниями. Так на 1897 год грамотность в Эстляндской и Лифляндской губерниях выше 77%. Перербургская 55, Московская 40, Нижегородская 22, Орловская и Смоленская 17, Курская 16, Пензенская 14. В Сибири грамотность мужчин около 19% и женщин около 5% - в среднем 12%. В Средней Азии мужчины 8%, женщины -2%.
        По всему населению империи мужчины грамотность около-29,3%, женщины-13,1%, в среднем 21%.
        http://istmat.info/node/86
        1. +4
          16 августа 2017 11:02
          Меж тем очевидно, что царское правительство не "держало народ в неведении", как пишут здесь многие красно-коричневые авторы и комментаторы, а планомерно работало над решением проблемы безграмотности. Более того, учитывая динамику, данная проблемы была бы решена даже раньше. Без террора и массовых убийств.
      2. +2
        16 августа 2017 11:10
        Цифра взята из: Павлов Д, Школа честолюбия //Вокруг света 2009. №12. С. 140.
        И проверена по:Зоткина Н. А. Феномен девиантного поведения в повседневной жизни российского общества на рубеже ХIХ – ХХ вв.: преступность, пьянство, проституция (на материалах Пензенской губернии): Дис. канд. ист. наук:07.00.02/Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского. Пенза, 2002. С. 235.
        1. +1
          16 августа 2017 11:25
          а почему вы взяли цифру именно из этого источника? я никогда цифрами не интересовался, но "прогулялся" по интернету, но меньше 21% не нашел(самая низкая цифра), в большинстве остальных в среднем получается от 25 до 30, и то, в среднем по стране, а в западных и центральных губерниях эта цифра выше
          1. 0
            16 августа 2017 11:29
            А потому, что там она давалась вместе с данными японскими. И разделять их смысла не было.
            1. +1
              16 августа 2017 11:44
              вот так и рождаются мифы)
            2. +5
              16 августа 2017 12:54
              Грамотность в России. Открываем книгу.

              На стр. 82 таблица. Грамотность населения Империи по губерниям.
              В среднем по Империи 21,1%.
              Самый высокий процент в Привисленском крае -30.5
              Европейская Россия 22,9%.
              Самаые безграмотные Кавказ, Сибирь и Средняя Азия. 12.4, 12,3, 5.0 % соответственно.
              1. +4
                16 августа 2017 13:30
                Это хорошая ссылка на источник! Спасибо, Виктор Николаевич! В текст для печати будут внесены изменения.
                1. +4
                  16 августа 2017 14:15
                  Там же, на стр. 115 есть и число учащихся на 1000 чел с разбивкой по учебным заведениям, вплоть до духовных. Вобще полезная вещь.
  8. +6
    16 августа 2017 09:41
    "В России конца в ХIХ – начала ХХ века требовалось иметь звание никак не ниже звания полковника и непременно получить дворянство, чтобы являться уважаемым человеком и одновременно не испытывать нужды в деньгах."
    Полковник - чин 6-го класса по Табели о рангах. Статский эквивалент - коллежский советник.
    Денежное содержание полковника РИА в 1913 году, если он не служил в отдаленной местности, составляло 2460 рублей в год. Если в отдаленной, вроде Кемской волости, 2796 рублей в год. Выдача денег осуществлялась как правило один раз в 4 месяца (так называемые выдачи "в треть года").
    Для сравнения, зарплата квалифицированнонго (подчеркиваю -квалифицированного) рабочего, например машиниста или электрика в 1913 году составляла до 1168 рублей в год, высшие мастеровые 762 рубля в год.
    Ну и профессорско - преподавательский состав.
    По штату учрежденного в 1912 г. Воронежского сельскохозяйственного института профессорский оклад равнялся 4500 руб. (3000 руб. жалованья и
    по 750 руб. столовых и квартирных), адъюнкт-профессоры получали 3000 руб., штатные преподаватели – 2100 руб., старшие ассистенты и лаборанты – 1500 руб., младшие ассистенты и лаборанты – 1200 руб.(Отчет о состоянии Воронежского Сельскохозяйственного Института Императора Петра I-го за 1913 год // Записки Сельскохозяйственного Института Императора Петра I в Воронеже. Том I. – М., 1916.)
    Как видим, полковник в Российской империи - отнюдь не предел мечтаний. За те же деньги можно было протирать штаны в Воронежском сельхозтехе.
    Да и вообще - материальная независимость - вопрос философский. Потребительская мораль и зависимость от потребления родились не сегодня. И могут довести до деградации личности кого угодно, не то что полковника.
    1. +1
      16 августа 2017 11:12
      В России насчитывалось всего 404,7 тыс. человек, получавших годовой доход свыше 1000 рублей. Генералы различных чинов и занимаемых должностей получали 4000 – 18 000 рублей. Помимо этого, они могли иметь дополнительный доход, связанный с чтением лекций в различных военно-учебных заведениях или со сдачей в аренду земли, лесных угодий, домов и т. п. Некоторые генералы владели такой собственностью как заводы и фабрики (Шацилло М. К. Социальный состав буржуазии в России в конце XIХ века. М. 2004. С. 195); Генерал, заседающий в Государственном Совете, имел содержание, как правило, в 18 тыс. рублей. Столько же получал начальник Генерального штаба. Командующий войсками Киевского военного округа и одновременно Киевский генерал-губернатор, генерал-адъютант В. А. Сухомлинов имел 51 тыс. руб. ежегодного дохода. Кроме того, по свидетельству современников, генерал (в будущем военный министр) изощрялся в искусстве покрытия расходов, практикуя, в частности, далекие командировки, при которых по традиции полагались дополнительные выплаты и расчет прогона на лошадях, тогда как эти поездки давно уже совершались на поезде. Зная, у кого получить советы, касающиеся биржевой игры, Сухомлинов сумел «сэкономить» и положить в банк за шесть лет 702 737 руб., хотя его жалование за этот период (1909 – 1915 гг.) составило 270 тыс. рублей. В целом доходы генералитета в царствование Николая II были большими, а иногда и просто огромными. (Жильцов К. В. Социальный статус генерала в России в начале ХХ в.//Вопросы истории, 2007. №4. С. 157.
      1. +1
        16 августа 2017 23:42
        "В России насчитывалось всего 404,7 тыс. человек, получавших годовой доход свыше 1000 рублей. "
        Эта цифра была определена Комиссией по вопросу введения подоходного налога при Министерстве финансов, созданной в мае 1905 г. Цифра эмпирическая, у некоторых авторитетных товарищей вызывает сомнения.
  9. 0
    16 августа 2017 11:26
    Цитата: Boris55
    Интересно, а у нас вроде не монархия, а кого во всех смертных грехах обвиняют то?

    В Греции тоже была демократия. А сколько правил Афинами Перикл? С 461 по 429!!! Не всякий царь столько правил! Да и Фемистокл. С 493 по 471 год! Его коронная фраза, которую ему афиняне не простили: "Вам что уже надоело получать благодеяния из моих рук?"
    1. 0
      16 августа 2017 17:41
      Цитата: kalibr
      С 461 по 429!!!

      Вячеслав - не находите сбой в логической цепочке?
      1. 0
        16 августа 2017 21:35
        Не понял, какой сбой, в чем?
      2. +2
        16 августа 2017 21:45
        До нашей эры имеется ввиду.
        1. +1
          17 августа 2017 05:41
          Вот именно, а как там считают? По убывающей! Это еще в 5 классе проходят.
        2. 0
          17 августа 2017 06:42
          Цитата: albert
          До нашей эры имеется ввиду.

          Дошло. feel
          Цитата: kalibr
          Это еще в 5 классе проходят.
          Но когда пишут о времени ДО НАШЕЙ ЭРЫ, обычно делают сноску "до н.э." Указание дат без сноски по умолчанию обозначает нашу эру. request
  10. +1
    16 августа 2017 11:40
    Цитата: Ингвар 72
    Каждая следующая власть делает всё, дабы оболгать и опорочить предыдущую.

    А вот это, кстати, неправильно. Любая власть обладает преемственностью. Преемственность важна и нужна. Произрастать "из грязи" - глупо! В любом обществе есть нечто хорошее и плохое. К сожалению наша история не была ориентирована, грубо говоря на поиск % того, что обществу давал научно-технический и ОТДЕЛЬНО - социальный прогресс. В СССР это рассматривалось неразрывно. И ясно почему. Между тем, начиная с 1917 года благосостояния граждан России росло и сейчас растет непрерывно. Вопрос в том, что дает людям общество+научно-технический прогресс и что дает... научно-технический прогресс+ общество.
    Пример: только что у меня в Пензе в подземном переходе на станцию Пенза-1 поставили горизонтально-вертикальный лифт для инвалидов. Удобно. Иностранный лифт! Вопрос: до 1991 года у нас не было инвалидов? Руки дошли до них только в 2017-ом? И таких примеров масса. И желательно отделить мух от котлет. Где социальные свершения, где просто НТП.
    1. +2
      16 августа 2017 17:55
      Цитата: kalibr
      Любая власть обладает преемственностью.

      Нет. не любая. 1917-й и 1991-й доказали обратное. Может определение должно звучать так - "Должна обладать преемственностью"?
      Цитата: kalibr
      Между тем, начиная с 1917 года благосостояния граждан России

      Заметь - росло не только в России. Росло в целом, в мире. С разными темпами. но все же росло.
      Цитата: kalibr
      : до 1991 года у нас не было инвалидов? Руки дошли до них только в 2017-ом?

      А вот это ты зря. О инвалидах, если они есть(!), должны заботится НЕРАВНОДУШНЫЕ соседи, а не лифты. Государство сейчас целенаправленно меняет менталитет людей, поощряя потреблятcтвo(моя хата с краю), и компенсируя это обязательством застройщиков устанавливать лифты для инвалидов. Напоминает фарс по обязательству супермаркетов(тьфу на англицизмы!), по устройству стоянок для инвалидов. Они что. хотят. что бы реально столько инвалидов было? Похоже да. hi
      1. 0
        16 августа 2017 21:33
        Мне все равно, чего они хотят. Я знаю, что инвалиды были и до 91 года, но тогда у них не было того, что есть сейчас, пандусов, лифтов. В мой ПГУ инвалиду было не попасть физически. Сейчас они учатся наравне с другими. Это хорошо? На мой взгляд хорошо! И все инвалиды, кстати, тоже самое скажут. Им по... и правильно!
        И Вы не правы! Как раз и 17 и 91 доказали как раз это. Любая власть обладает преемственностью в большей или меньшей степени, но любая. Умная власть ее использует. Глупая ее стесняется!
  11. +3
    16 августа 2017 12:25
    и при чем тут снимок с комментарием: "а пахали в большинстве вот так", то бишь при помощи лошадок? в Японии к примеру в 1896 году насчитывалось 240 тысяч рикш, а как явление, они прекратили существовать только после ВМВ
    1. +2
      16 августа 2017 13:25
      Статья же не про Японию, и снимок хороший!
    2. +1
      16 августа 2017 13:28
      Присмотритесь повнимательнее к фотографии Лошадка то ОДНА!!! А вторая тягловая животина,то-КОРОВА!!!!!!
      1. +1
        16 августа 2017 13:39
        Тем более снимок в тему!
        1. +3
          16 августа 2017 14:45
          Немного не понял, почему лошадь в плуге вызвала вопросы Тракторов пропашных тогда не было. Даже в САСШ.
          1. 0
            16 августа 2017 16:37
            Цитата: Curious
            Немного не понял, почему лошадь в плуге вызвала вопросы Тракторов пропашных тогда не было. Даже в САСШ.

            вот именно
        2. 0
          16 августа 2017 15:49
          Цитата: kalibr
          Тем более снимок в тему!

          в тему? поясните пожалуйста
          1. +1
            16 августа 2017 17:11
            Что прояснять-то? Чего непонятно? Речь идет о наличии проблем, освещавшихся СМИ. В том числе о бедности деревни. Тогда уже были недорогие плуги. Но мужик пашет сохой. Чего еще пояснять?
            1. +1
              17 августа 2017 10:01
              Это колесный плуг и это судя по одежде не русский,в лучшем случае лабус или чухонец,а может и швед с немцем.
              На коровах не пахали-это вредно,она перестанет давать молоко.
              1. +1
                19 августа 2017 17:16
                аффтору не достоверность важна, аффтору важнее навязать свою точку зрения, и пользуется он методами современных CNN, а как они достоверно отображают действительность, сейчас для многих не секрет
  12. +1
    16 августа 2017 13:12
    Цитата: kalibr
    Ну, а мой прадед тоже самое. Дослужился до мастера паровозных мастерских и всем 5 выжившим детям дал образование, 4 сыновьям и 1 дочери. Но не пил, ни курил, работал как проклятый.И уровень: у Вас был углежог - осилил 3 класса. У меня мастер - осилили дети гимназию, и учительский институт. Так что ступени на которые люди поднимались в среднем зависели от достатка предков.

    И я бы добавил целеустремленности.
  13. 0
    16 августа 2017 13:23
    Цитата: Монархист
    И я бы добавил целеустремленности.

    Это 100%. Сестра деда, Ольга, выучилась на курсах и стала учительницей французского языка. Поставила себе цель выйти замуж за... полковника! И накануне 1914 года вышла! И уехала с ним в Париж, где "профурлила" горшок золота! За это ее моя бабушка всегда осуждала. Как-нибудь напишу статью соответствующую и помещу туда ее фото. В старости была ну совершенная Баба-Яга, а по молодости - ого-го!
  14. +1
    16 августа 2017 13:28
    Цитата: Сан Саныч
    вот так и рождаются мифы)

    Нет. Вот так рождаются монографии с ссылками на источники. Они считаются реферируемыми изданиями, то есть потом будут рецензии и кто-то укажет, что точка зрения авторов, основанная на... имеет спорный характер, поскольку... ссылка... Есть данные и других источников....Вот так это делается!
    1. +1
      19 августа 2017 15:05
      некоторые монографии, хуже порнографии, особенно когда аффторы таких монографий пытаются подтасовать факты, и пользуются недобросовестными, субъективными источниками, пытаясь выдавать их за истину в последней судебной инстации
  15. +2
    16 августа 2017 13:48
    Цитата: kalibr
    Это Вы хорошо написали. Но... весь текст статьи (и книги!) базируется на газетном материале тех лет. Цитаты даны даже в " ". И там нигде(!) не упоминался этот автор и его книги!!! То есть я слышал про него. Но... "нет в прессе"!

    Да и не будет..детектив был "низким" жанром..в то время..А рассказы о Путилине, видимо не впечатляли и тогда..
  16. +1
    16 августа 2017 14:01
    Цитата: bober1982
    Статья и фото понравились,спасибо автору.
    С интересом посмотрел фото курсисток,симпатичные девицы,умные и красивые лица.Видимо такие же курсистки Бестужевских курсов и поздравляли японского императора с победой японцев под Цусимой и Мукденом (отправили телеграмму) ,русское общество было морально разложено,ликовали не только курсистки.

    И сейчас схожая ситуация,но только сейчас не отваливаются посылать телеграммы" скакунам" и "бармалеям",а так найдутся и много таких:среди пенсионеров высок процент тех которым фиолетово,что на Украине происходит, побеждают бармалеи или их,а среди молодежи еще больше таких
    1. +2
      16 августа 2017 14:29
      картина Репина "Манифестация 17 октября 1905г.", любопытная,все ликуют,интересно куда все потом подевались,можно догадаться - умылись кровью.Ликовали и митинговали в 1991г.,скакали на Украине и прочее,и прочее.Как Земля вертится,так и народ (толпа) всё скачет.
  17. Комментарий был удален.
    1. 0
      16 августа 2017 14:45
      Цитата: den-protector
      Есть ли счастливое будущее у такой страны рабов и господ?

      Так выражаются укробандеровцы, у них любимое словоблудие про страну рабов и нерабов, себя они понятно гордо называют страной нерабов.
    2. +4
      16 августа 2017 16:00
      Цитата: den-protector
      Но важен не сколько процесс, а более важен конечный результат. А результат "деятельности" императорской России – поражение в русско-японской войне, в целом неудачное участие России в ПМВ, хождение на поводу у "союзников", попустительская позиция царя к так называемой элите и прочим предателям, деградация тыла, в итоге - социальный взрыв, причины которого копились столетиями.

      По Шпаковскому иначе, ему очевидно wink
      Между тем совершенно очевидно, что писать им следовало о том, что главная вина за поражение лежала на революционерах, разложивших тыл армии, продававших японцам наши военные секреты, организовывавших забастовки на наших заводах на деньги, получаемые ими от японцев!
      Фишка почти новая! Про немцев-то уже оскомину набило. Хотя, все в русле:" Скажи кому-то 100 раз свинья, он хрюкать начнет"
      "... важен конечный результат". wink
  18. +2
    16 августа 2017 15:45
    Вячеслав, спасибо Вам за работу (без лести:у Вас интересные публикации),но хочу Вас слегка дополнить(Вы уж не обижайтесь):1."непременно получит дворянство,чтобы является уважением человеком"- получить дворянство и в том числе потомственный, можно было сравнительно легко ( возьмите"Табель о рангах") тот же самый В. Ульянов- дворянин,а если учесть его происхождение ( я встречал много и серьезные и низкосортные работы)-Бланк то и вовсе.
    2) % грамотных в РИ был не такой уж низкий( ниже камрады много об этом сказали). Я скажу на основании собственного наблюдения:% образованности и сейчас зависит от: возраста,пола, этнического происхождения и места рождения. Среди коренных жителей Кавказа ( пенсионеров) много малограмотных,а среди женщин много ВООБЩЕ неграмотных. Из моего класса ( я уроженец села высшее образование лишь 2 человека,а большинство " девятый коридор".
    3. Мужик пашет собой,но в какой европейской стране тогда крестьянин использовал трактор?
    4. По поводу" Пинкертона"я ниже уже писал ,что " криминальная литература" была 2 уровнях другое дело,что обывателям почему-то интереснее литература" made in цузая". Это уже вопрос другой.
    К слову сказать: Дюма,Жюль Верн, Маин Рид,Купер авторы высокого уровня, если быть до конца честным я сейчас не могу назвать русских писателей , чтоб писали в стиле Купера и Маин Рида,а приключенческий литературы всегда была,есть и думаю будет популярной среди молодежи.
    1. 0
      16 августа 2017 16:41
      Я с Вами согласен - когда пишутся правильные вещи на что обижаться? Просто статья - глава из монографии, в предисловии (а оно было) написано, что по материалам из газет. Это один уровень источников. Сравнивать у НИХ, у НАС - это другая тема, не так ли? Мнение о Майн Риде не мое - взято из газеты, как точка зрения. Опять я не могу сказать насколько массовая. Но она была. То есть это один из слоев информации , срез. Будет взят другой слой, срез, и результат может быть совсем иным.
  19. +6
    16 августа 2017 16:00
    Цитата: den-protector
    А сказок про доброго царя-гаранта, который хочет, но не может и про плохих бояр, не надо.

    Прямо в точку. Очень хороший комментарий.
    В любом классово-антагонистическом обществе существует классовая борьба, которая в конечном итоге ведет к революции, а революция - это борьба не на жизнь, а на смерть между прошлым и будущим. Это закон развития общества.
    1. +2
      16 августа 2017 17:53
      "В любом классово-антагонистическом обществе существует классовая борьба,
      которая в конечном итоге ведет к революции"////

      [продолжая Вашу фразу] ...если правящие классы вовремя не уступают экономическим требованиям трудящихся.
      И не проводят экономические и социально-политичские реформы.
      Тогда вместо революции происходит эволюция экономической системы и общества.
  20. +1
    16 августа 2017 16:36
    Цитата: Был Мамонт
    По Шпаковскому иначе, ему очевидно

    Это с чего это Вы такое решили? Вы прочитайте сначала такую кипу газет с 1864 года, а потом в чем-то меня упрекайте. Люди не знают, где у них архив в городе и как туда открывается дверь, а... все туда же. Или Вы считаете, что я не понимаю, что в 17-ом году был системный кризис? Пытаюсь доказать, что все было ОК? Из чего это видно? Не надо своими мыслями интерпретировать чужой текст. А приведенный Вами отрывок показывает О ЧЕМ НАДО БЫЛО ПИСАТЬ, а совсем не о том, что это было или, что я так считаю. Просто не умели тогда журналисты... управлять обществом посредством распространения информации. Не было еще теории Джеймса Грюнига, Эдвард Бернейз свою книги "Кристаллизирую общественность" не написал, Артур Пойнсонби... тоже. Вы, кстати почитайте выдержки из его книги. Они есть в Интернете. Узнаете, откуда Геббельс брал свои идеи, у кого учился.
    1. +3
      16 августа 2017 19:49
      Цитата: kalibr
      А приведенный Вами отрывок показывает О ЧЕМ НАДО БЫЛО ПИСАТЬ, а совсем не о том, что это было или, что я так считаю.

      Вот Вы и ПИШИТЕ , ЧТО ЭТО ДОМЫСЛЫ. О чем ТАК СЧИТАЕТЕ. При чем тогда тут архив?

      "Между тем достаточно было ввести смертную казнь всего лишь за одно только членство в партии эсеров или большевиков и… все – никто бы в них вступать не осмелился. А нет партии, нет и объединяющей массы силы!"
      Уверены, что никто и не осмелился? Или это тоже из ДОМЫСЛОВ ? При чем, опять-таки история, архив и его двери?
      1. 0
        16 августа 2017 21:27
        Притом, что это все основано на изучении множества документов, газет, отчетов, диссертаций и монографий. На всем том, чем Вы никогда не занимались. А слепой не может обсуждать живопись, а глухой быть музыкальным критиком. Но Вы Понсойнби все же почитайте. Я никому плохих советов не даю.
        1. +3
          16 августа 2017 22:19
          Цитата: kalibr
          Я никому плохих советов не даю.

          В смысле "вешать"?
          Изучать и делать выводы -разные дела. Со вторым у Вас весьма худо.
  21. 0
    16 августа 2017 16:57
    Цитата: den-protector
    1917 год показал

    Он много чего показал... всему человечеству. Сегодня, когда оно перешло в постиндустриальную эпоху и главенствовать стала информация, все поменялось. Примитивно уверять, что какие-то там рабочие, которых, кстати, уже и нет практически совсем, обслуги уже больше, могут что-то там сделать. Всех, кого надо... верхи теперь могут купить, других - запугать, для третьих - спецсредства. Вот прямо сейчас я могу написать статью о том, что... да, верно, календарь ацтеков говорит - конец света 28 декабря, "научно доказано". Если СМИ это массово тиражируют... информационное давление будет столь велико, что... скупка успокоительных будет зашкаливать (бонус от фармацевтических компаний), продажа сервалистских наборов вырастет в разы, а главное - когда надо выступит президент, заявит - "враки" и всех спасет. У людей от сердца ... они испытают облегчение... адреналин и... благодарность к нему. И какая тут классовая борьба... все будут рады, что не погибли смертью безвременной. Это, конечно, всего лишь пример. Но пример показательный! На прошлом "конце света" у нас нагрели руки люди на 30 млрд. рублей. А уж психологический дискомфорт имели миллионы... Так что теперь верхи научились управлять низами, а средние им в этом активно помогают. А еще ведь есть такой жупел, как ядерная война, падение метеорита, пришельцы опять же... Эбола! Еще римляне знали, что плебсу нужен хлеб и зрелища. Сегодня к ним добавился Интернет и иномарки. И все! 200 рублей стоит комментарий в соцветях! "Маша, я купила уникальные прокладки...". А можно ведь и о чем-то другом написать и "забить" их все "нафиг". И денег на это хватит!
  22. +3
    16 августа 2017 20:40
    Цитата: voyaka uh
    [продолжая Вашу фразу] ...если правящие классы вовремя не уступают экономическим требованиям трудящихся.
    И не проводят экономические и социально-политичские реформы.
    Тогда вместо революции происходит эволюция экономической системы и общества.

    Во-первых, правящие классы буржуазного общества никогда не откажутся от частной собственности на средства производства (источника эксплуатации), а переход к общественной собственности возможен только через социалистическую революцию.
    Во-вторых, если на минуту представить, что правящие классы буржуазного общества вдруг откажутся от частной собственности, то это все равно будет революция (революция сверху), т.к. тем самым правящие классы уничтожат сами себя.
    1. 0
      16 августа 2017 21:24
      Высшие, средние и низшие всегда были и будут. Это как плодородие почвы - земли лучшие, средние, и худшие. А раз так, то неизменно высшие будут наверху и плевать оттуда вниз, средние им помогать и мечтать занять их место, а низшие мечтать о справедливости, потому, что им больше не о чем мечтать. А высшие и средние будут их иметь... по полной! Так было и так будет.
      1. +3
        16 августа 2017 23:11
        Какая то вульгализированная метафизика - всегда плевали и всегда будут плевать. Это, знаете ли, претензии на абсолютные истины, коих, как известно, не бывает. Сколько уже раз в истории заявления типа "было, есть, и будет" оказывались не более, чем декларацией.
        1. 0
          17 августа 2017 14:17
          Странно, Виктор, Вас что-то "повело"..."правящие классы буржуазного общества никогда не откажутся от частной собственности на средства производства" - это разве я написал? Но это было! И это есть! "правящие классы буржуазного общества никогда не откажутся от частной собственности на средства производства" - это тоже не я написал, не так ли? И это предположение автора комментария, и он Вам скажет, что так никогда не будет. И... какая же это декларация получается? Вы еще про Савву Морозова мне напишите... и да, чудики всегда есть. И есть всего 15000 российских капиталистов, что хранят деньги в банках Кипра. А реально - больше. Им про него расскажите...
  23. +5
    16 августа 2017 23:34
    Цитата: kalibr
    Высшие, средние и низшие всегда были и будут. Это как плодородие почвы - земли лучшие, средние, и худшие. А раз так, то неизменно высшие будут наверху и плевать оттуда вниз, средние им помогать и мечтать занять их место, а низшие мечтать о справедливости, потому, что им больше не о чем мечтать. А высшие и средние будут их иметь... по полной! Так было и так будет.

    Как хорошо, что вы больше не преподаете Историю КПСС...
  24. 0
    17 августа 2017 05:33
    Цитата: Curious
    "было, есть, и будет"

    По крайней мере тут еще ни разу ничего не изменилось. Всегда плюют сверху вниз. Иногда горизонтально, но все равно падает вниз.Вверх тоже, но редко и... не долетает!
    1. +1
      17 августа 2017 08:08
      Всё бывает в первый раз:
      Первый зуб и первый класс...
      А по поводу стремления вверх... Есть у меня один хороший друг. В лихие 90-е парил так высоко, что и в мыслях представить страшно. А потом раз и ... Мордой в г...овно.
      Я с ним познакомился, когда он снова решил взлетать. Но набрал небольшую высоту и .... прозрел. Все, говорит, хватит, остальное суета, сколько человеку не надо. Я даже сперва не поверил, что он так высрко летал, со стороны просветили. Одним словом, время покажет.
      1. 0
        17 августа 2017 14:11
        Конкретные примеры - "мой знаковый", "брат семиюродного деда", и тд. ни о чем не говорят и ничего не доказывают. Люди взлетали и будут взлетать. Кто-то останется посредине. Кто-то всегда будет внизу. Изначально! Отец пил, мать беременная курила, бабка уронила башкой об пол... У кого-то гены, кто-то съел радиоактивный гриб. И всем нужно размножаться, всем нужны деньги, машины и женщины.
  25. 0
    17 августа 2017 05:39
    Цитата: Был Мамонт
    Изучать и делать выводы -разные дела.

    А все выводы уже давно сделаны... И Дж.Оруэлл написало об этом лучше, чем я.
  26. 0
    17 августа 2017 05:42
    Цитата: Curious
    "В России насчитывалось всего 404,7 тыс. человек, получавших годовой доход свыше 1000 рублей. "
    Эта цифра была определена Комиссией по вопросу введения подоходного налога при Министерстве финансов, созданной в мае 1905 г. Цифра эмпирическая, у некоторых авторитетных товарищей вызывает сомнения.

    Мне все равно. Есть источник. Указание страниц. Полемизировать ее - отдельная тема.