Военное обозрение

Засекреченный триумф

5



Ровно 85 лет назад, 14 августа 1932 года был установлен один из самых феноменальных советских авиационных рекордов. Летчик Алексей Черёмухин на вертолете ЦАГИ 1-ЭА достиг высоты 605 метров, в 34 раза превысив предыдущий мировой рекорд, принадлежавший итальянскому вертолету "Асканио". Наибольшая высота полета "Асканио" составляла всего лишь 18 метров.

Я не могу вспомнить ни одного другого советского или российского авиарекорда, который бы превосходил зарубежный уровень в столь фантастической пропорции. Да и вообще, в мировой практике подобные достижения - уникальны. И вдвойне удивительно, что величайший успех советских авиаконструкторов остался незамеченным. Он не стал предметом пропагандистской "раскрутки", его не прославляли в советских газетах, более того, кроме узкого круга лиц, никто о нем даже не узнал.

А.Н. Туполев значительно позже писал в своих воспоминаниях: "Нам не удалось опубликовать рекорд А.М. Черемухина, что бесспорно принесло бы отечественному вертолету мировую известность". Возникает вопрос - почему не удалось? По-моему, единственный лргичный ответ: потому что работы по созданию вертолета, шедшие в ЦАГИ под руководством Алексея Черемухина и Александра Изаксона, были засекречены.

В результате нарисовалась парадоксальная картина: в сентябре 1936 года, через четыре года после полета Черёмухина, мировая авиационная общественность с бурным восторгом отреагировала на сообщение о "рекорде" вертолета "Жироплан" французских конструкторов Луи Бреге и Рене Дорана, который поднялся аж на 158 метров, то есть - в четыре раза ниже, чем ЦАГИ 1-ЭА. И этот "рекорд" до сих пор значится в анналах Международной Авиационной Федерации.

Реально превзошел достижение советской машины немецкий вертолет "Фокке-Вульф" FW-61, который 25 июня 1937 года поднялся на 2439 м. Таким образом, секретный советский приоритет в области вертолетостроения продержался почти пять лет.

История ЦАГИ 1-ЭА содержит еще одну загадку. По непонятной причине работы по созданию и совершенствованию этого вертолета, сулившие большие перспективы, имели совершенно убогое снабжение и нищенское финансирование. Доходило до того, что испытатель ни разу не совершал длительных полетов, хотя машина была на них способна, чтобы не расходовать моторесурс.

На вертолете стояли два старых ротативных мотора М-2 (они же - французские движки "Гном-Рон" времен Первой мировой войны) мощностью по 120 лошадиных сил. Ничего лучшего и более современного получить не удалось. Да и эти движки приходилось беречь как зеницу ока, постоянно ограничивая время их работы. Когда в 1934 году построили второй опытный экземпляр машины, получивший обоначение ЦАГИ 5-ЭА, изношенные моторы с первого прототипа переставили на него.

А в 1936 году вертолетная программа и вовсе была закрыта, несмотря на достигнутые успехи. Дальнейшую судьбу ЦАГИ 1-ЭА и его дублера выяснить не удалось, скорее всего, их отправили на слом. Зато известно, что в начале 1938 года Черёмухин и Изаксон были арестованы за "вредительство" и провели четыре года в тюремной "шарашке", где им пришлось заниматься не вертолетами, а совсем другой тематикой - пикирующим бомбардировщиком Петлякова, в дальнейшем получившим название Пе-2. А первые упоминания в открытой печати о ЦАГИ 1-ЭА появились лишь после войны.

На заставке - дореволюционный фотопортрет Алексея Черёмухина и фотоколлаж с изображением ЦАГИ 1-ЭА в полете.



Черемухин в кабине ЦАГИ 1-ЭА и барограмма его рекордного полета, заверенная подписью Изаксона.



Черёмухин возле ЦАГИ 5-ЭА. Обратите внимание, что снимке нет лица. Во времена "большого террора" в СССР появилось очень много фотографий с затертыми, замазанными или вырезанными лицами.



Музейная модель вертолета-рекордсмена.
Автор:
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/656818.html
5 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. moskowit
    moskowit 18 августа 2017 06:42
    +5
    О Алексее Михайловиче, два года назад, была опубликована очень интересная статья на весьма уважаемом сайте "Военное обозрение".... Желающим подробнее познакомится с биографией и конструкторской деятельностью Лауреата двух Сталинских и одной Ленинской премий, настоятельно рекомендую....
    Лётчик, конструктор, учёный. А.М. Черемухин

    16 апреля 2015 ... Автор "Инженер-технарь....
  2. Ольгович
    Ольгович 18 августа 2017 07:51
    +6
    КАК можно писать о вертолете ЦАГИ и не даже не упомянуть об его фактическом конструкторе, выдающемся русском ученом Борисе Юрьеве? request

    Это тот самый Юрьев, который еще до революции, будучи студентом ИМТУ, впервые в мире изобрел классическую схему вертолета: с автоматом перекоса винта и рулевым винтом, о чем получил соответствующий патент.
  3. parusnik
    parusnik 18 августа 2017 07:53
    +2
    Скажу честно, не зацепило...Присоединяюсь к комментарию moskowit .
  4. avt
    avt 18 августа 2017 10:22
    +6
    За статью и напоминание о Черёмухине конечно же спасибо . НО!
    А.Н. Туполев значительно позже писал в своих воспоминаниях: "Нам не удалось опубликовать рекорд А.М. Черемухина, что бесспорно принесло бы отечественному вертолету мировую известность". Возникает вопрос - почему не удалось? По-моему, единственный лргичный ответ: потому что работы по созданию вертолета шедшие в ЦАГИ под руководством Алексея Черемухина и Александра Изаксона, были засекречены..........История ЦАГИ 1-ЭА содержит еще одну загадку. По непонятной причине работы по созданию и совершенствованию этого вертолета, сулившие большие перспективы, имели совершенно убогое снабжение и нищенское финансирование.
    wassat request От Вячеслава ТАКОГО пассажа не ожидал !! request negative Что ? Трудно было в музей Жуковского звякнуть на ул. Радио ??? Ну известный же факт и Дедом озвученный , причём на магнитную ленту ! Гиштория этих таинств проста как шарик - Тухачевский увидев вертушку Черёмухина , загорелся и выдал - надо строить сейчас сотню таких и срочно в армию. А Сталин , по словам Деда, выдал - на сегодняшний день у нас нет ни сил ,ни средств развивать данную тематику , если мы сейчас широко объявим о том , что мы всерьёз ею занимаемся, то наши враги нас обгонят Что собственно он и сделал, но сохраняя кадры в виде групп работавших над автожирами , которые собственно тихо варившись в теме и выдали после войны в Корее практически сразу полноценные вертушки.
  5. Curious
    Curious 18 августа 2017 11:47
    +6
    Лучше бы автор обратился к реальным источникам, а не к творчеству самодеятельных авторов из живого журнала и не вводил читателей в заблуждение. Вон Ольгович за Юрьева обиделся. Ольгович, не переживайте. Общее руководство эскизным проектированием вертолёта ЦАГИ 1-ЭА а также предварительными исследованиями, связанными с проектированием аппарата, принадлежало Б. Н. Юрьеву. Ему же принадлежала разработка принципиальной схемы аппарата.
    Еще в 1964 году вышла отличная книга А.М. Изаксона "Советское вертолетостроение".
    Она есть в сети и все желающие могут с ней ознакомиться.
    Позволю себе только несколько цитат по поводу некоторых пассажей автора.
    "Доходило до того, что испытатель ни разу не совершал длительных полетов, хотя, машина была на них способна, чтобы не расходовать моторесурс."
    Изаксон.
    "Основные задачи, стоявшие перед испытателями - изучить технические возможности вертолета, освоить технику пилотирования на нем, довести аппарат до состояния пригодности к нормальной летной эксплуатации - не требовали ни больших высот и скоростей полета, ни большей продолжительности пребывания в воздухе."
    "А в 1936 году вертолетная программа и вовсе была закрыта, несмотря на достигнутые успехи.".
    Изаксон.
    "В январе 1940 г. при Московском авиационном институте им. Серго Орджоникидзе было организовано новое вертолетное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-3), основное ядро которого составила группа конструкторов и расчетчиков, работавших ранее на протяжении нескольких лет по этой тематике в отделе особых конструкций ЦАГИ."
    Ну и далее можно продолжать разбор сенсаций.
    Работники ООК ЦАГИ, принимавшие активное участие в создании, испытании и доводке первых советских вертолетов ЦАГИ 1-ЭА и ЦАГИ 3-ЭА, были неоднократно отмечены премиями и наградами.

    В декабре 1933 г. постановлением ЦИК СССР были награждены орденом Красной Звезды А. М. Изаксон и А. М. Черемухин и грамотами ЦИК - К. А. Бункин, Д. И. Антонов и Б. Н. Юрьев Б. Н.
    Автору срочно заняться источниковедением.
    1. Комментарий был удален.