PR-стратегии в федеральном избирательном процессе в России (1993 – 2012 гг.)

102
На страницах ВО мы уже не раз писали о том, какое сильное оружие представляет PR при его умелом использовании. И кому, как не нам, о нем писать, поскольку мы его преподаем с 1995 года, да и не только преподаем, а и еще и практически применяем в жизни и работаем на кафедре «Философии и социальных коммуникаций» Пензенского госуниверситета. И вот теперь настало время рассказать о политическом PR уже не на примерах «старины седой» и зарубежного опыта, а исходя из нашей собственной, российской действительности, буквально вчерашнего дня. Ну, а знание прошлого всегда помогало хотя бы как-то предвидеть будущее или понять его.
В.О. Шпаковский


В 2018 году Россию ожидают очередные выборы. Однако низкий уровень избирательной активности россиян на выборах является константой современного этапа развития институтов гражданского общества. Процентное соотношение граждан, обладающих активным избирательным правом и им воспользовавшихся в ходе проведения единого дня голосования, составляет год из года не более 46,25% от общего числа граждан, обладающих активным избирательным правом. При этом в российском обществе наблюдается парадокс, основанный на рассогласовании отношения к значимости выборов в демократическом обществе и реальным уровнем участия в избирательном процессе. Иллюстрацией этого утверждения являются результаты опроса, проведенного «Левада -центром», перед единым днем голосования 14 сентября 2014 года: 63% граждан считают всенародные выборы депутатов и губернаторов необходимым политическим процессом, но при этом реальная явка на избирательные участки составила менее 50%.




«Все на выборы!» Самая лучшая информация – сравнительная. Давайте посмотрим на рекламные плакаты до 1991 года и те, что появлялись после.

Выборы депутатов Государственной Думы в 2016 в отличие от прошлых выборов 2011 года не стали ни скандальными, ни сенсационными по результатам, ни возможностью кардинальным образом изменить социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в России. Но они продемонстрировали новую ставшую реальностью для России модель поведения избирателей, то есть модель электорального поведения. Мы будем называть ее термином «модель электорального бессилия».

PR-стратегии в федеральном избирательном процессе в России (1993 – 2012 гг.)


Сознательный отказ от реализации активного избирательного права электоратом и низкая явка на выборы является в настоящий момент общеевропейским трендом, и РФ здесь не исключение. Связано такое положение вещей может быть с различными причинами, но мы обратимся к одному аспекту: реализации предвыборных PR-стратегий основными партиями за последние 20 лет.



Виды и типы PR-стратегий, используемые партиями в электоральные периоды, претерпевали существенные изменения, опирающиеся на действительную политическую ситуацию. В стратегиях партий КПРФ, ЛДПР в 1990 годах можно увидеть упор на социальный тип, обращение к различным категориям граждан, к социальным проблемам. В 2000 годах эти же партии в разное время делали ставку и на имидж лидера, и на массовость агитационного материала. Однако в результате превысить свой собственный рейтинг 1990 годов им не удалось. С другой стороны, партия «Единая Россия», собранная по частям из враждующих блоков конца 1990 годов, на удивление быстро стала партией власти, и свои позиции не уступает и сейчас. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что избранная предвыборная PR-стратегия партии является победной. Основу этой стратегии составляет административный ресурс, но это не означает, что он единственное средство достижения партией лидирующих позиций. С одной стороны, незаметная, с другой - непрерывная PR-кампания «Единой России» действует не только в рамках электоральных периодов, но выходит далеко за их пределы, что обуславливает значительный кумулятивный эффект. Всероссийская партия «Единая Россия» с начала 2000 годов эволюционировала в рамках двух стратегических подходов. 2003 год – социальный подход, решение общественных проблем (Чеченская война), 2007 год - электорат голосует за президента, а не за партию («имиджевая стратегия»), 2011 год – снова имиджевая стратегия доминирует («надежность и стабильность»). Примечательно, что, несмотря на расширение средств и форм PR-воздействия, «Единая Россия» выделяет наиболее значимые стороны работы и частично игнорирует представленные государством возможности для агитации, а также игнорирует предвыборную коммуникацию с другими участниками выборов.



Если обратиться к кросс-анализу выборов в президенты Российской Федерации, то эволюция стратегий в обобщенном выражении примет следующий вид.

Эволюция предвыборных президентских PR-стратегий в РФ
(1991- 2012 гг.)

Год выборов Б.Н. Ельцин
1991 Социальная (имидж «спасителя»)
1996 Социальная (активизация молодежного электората)
В.В.Путин
2000 Имиджевая (образ «герой», «спаситель»)
2004 Социально-экономическая
Д.А.Медведев
2008 Слабо-социальная (основа - преемственность)
В.В.Путин
2012 Имиджевая («человек, который знает, что делать»)



В результате проведенного анализа мы резюмируем, что в электоральные периоды 1991-2012 года произошла общая эволюция президентских PR-стратегий от доминирующей социальной стратегии до комбинации всех элементов всех видов стратегий на основе имиджевой. В президентских выборах изучаемого двадцатилетия прослеживается единая линия преемственности. Система передачи власти от действующего президента своему приемнику (Ельцин – Путин, Путин – Медведев) и поддержка одобряемой кандидатуры электоратом получили распространение в системе выборов РФ.



Победные президентские кампании, как правило, использовали имиджевую стратегию, опираясь на личность кандидата и отношение к нему электората. Программные заявления и иные рациональные характеристики имели мало влияния на принятые избирателями решения, что выявляет анализ обещаний в ходе предвыборной агитации и результаты реальной политической деятельности. Однако эволюция отдельных стратегических элементов и здесь четко просматривается. В 1996 году сложно сказать, что Б. Ельцин победил благодаря сформированному имиджу - «ширмы», в данной кампании упор был сделан на поднятие не активного электората и группировку электорального ядра из молодежи. Таким образом, при отсутствии непосредственной апелляции к имиджу кандидата, но в рамках имиджевой стратегии у всех трех действовавших президентов наблюдается динамика опорных точек PR – сопровождения (социальных групп и их интересов).



Вторая составляющая PR-планирования в период электоральной коммуникации, выделенная нами ранее, - определение модели PR-кампании на основе оценки ресурсного потенциала. Анализируя электоральный процесс в РФ с 1991 по 2012 гг., можно выявить следующие используемые модели: рыночная модель («Демократический выбор России»), административно-командная модель («Единая Россия»), организационно-партийная модель (КПРФ, ЛДПР), комплексная модель (президентская кампания Б. Ельцина). Наиболее ярко выраженную и устойчивую модель в динамике ее составляющих от 2003 до 2011 года на выборах в Государственную Думу РФ демонстрирует в течение трех электоральных периодов партия «Единая Россия». Выиграв в 2003 г. выборы в Государственную Думу путем активного использования СМИ, правильного построения и использования имиджа главного лидера партии, с широким привлечением административного ресурса, «Единая Россия» в течение двух следующих выборов (2007 и 2011 гг.) лишь корректировала свою стратегию, нацеленную, прежде всего, на удержание парламентского статуса своей партии.

Электоральные модели в PR-стратегии партии «Единая Россия» (2003 – 2011 гг.)

Год выборов Модель кампании Имидж лидера Базовая идеология
2003 Организационно-партийная модель с элементами рыночной
Имидж лидера В. Путина – имидж «Спасителя», строится при помощи метода отстройки
Центризм

2007 Административно-командная модель, «мягкий» метод
Имидж лидера В. Путина – имидж «Вождя», «отца народа»
Государственническая позиция, противопоставление себя более радикальным партиям

2011 Административно-командная модель, «жёсткий» метод
Имидж лидеров: Д. Медведев –отзывчивый государственный деятель, В. Путин олицетворяет сильную власть
Консервативный модернизм



В целом, можно сказать, что эволюция предвыборной стратегии партии носила ситуационный характер – менялись программы партии, корректировался имидж, но при этом сохранялись основные принципы построения избирательной кампании 2003 г. Её главный ресурс – реальная власть. Эта модель характеризуется высокой предвыборной активностью. Успех партии достигается за счет заинтересованности в победе властной вертикали, проведению пропагандистских мероприятий, при поддержке этих мероприятий финансовыми ресурсами.

Третья составляющая планирования PR-кампании и формирования PR-стратегии – стратегия информационного взаимодействия. Можно заметить, что если рост эффективности медиатизированной электоральной коммуникации в стабильных демократиях был связан с изменением коммуникационных технологий, то в переходных системах для коммуникационного предвыборного воздействия почти не существует институциональных преград. Слабые политические партии и неразвитые структуры гражданского общества оказываются не в состоянии обеспечить режим равного доступа к СМИ для конкурентов в периоды избирательных кампаний. Вполне реальна опасность монополизации основных каналов массовой информации пришедшими к власти элитами. Очевидно, что подобного рода воздействия СМИ на массовое сознание осуществляется в неконкурентной среде. Как показывают зарубежные и отечественные исследования, в том числе региональные, в долговременной перспективе такая медийная политика подрывает доверие избирателей к сообщениям каналов массовой коммуникации ещё сильнее, чем негативная политическая реклама в стабильных демократиях.



Отметим также, что в информационном воздействии на массовое политическое сознание имеет место кумулятивный эффект: влияние СМИ становится более заметным, если оно многоканально и продолжительно. Данные социологических исследований общероссийских и региональных избирательных кампаний 1999 – 2003 гг. позволяют говорить о том, что в целом около двух третей респондентов фиксировали то или иное воздействие СМИ на свое электоральное поведение, а 10 – 20% – признали его определяющим. Исходя из этих и ряда других тенденций российской избирательной практики, представляется возможным вывод о том, что при объяснении электорального поведения наиболее убедительно выглядят те теоретические PR-модели, которые опираются на исследования эффектов медиатизированной массовой коммуникации. Более того, медиа-технологии стали рассматриваться сегодня в качестве одного из основных механизмов воспроизводства существующей социально-политической системы. Поскольку влияние СМИ обладает кумулятивным эффектом, их продолжительное и многоканальное воздействие обуславливает не только соответствующий вектор активности электората, но и легитимацию существующего политического порядка в целом. А это, в свою очередь, связано с доверием или недоверием избирателей по отношению к СМИ. Исследования показывают, что на формирование медийных эффектов в период проведения избирательных кампаний в Российской Федерации влияет ряд особенностей. Во-первых, значительная степень монополизации российских СМИ. Во-вторых, высокий уровень доверия населения (в массе) к информации, сообщаемой по официальным каналам. По данным исследований ВЦИОМ (2013 год), по уровню доверия населения лидируют два источника информации: телевидение (60% респондентов доверяют получаемой через этот канал информации) и Интернет (22%). В-третьих, доминирующие по своему охвату государственные электронные СМИ остаются для избирателей едва ли не единственным каналом предвыборной информации, что, учитывая уровень доверия населения к ним, дает значительное преимущество кандидатам и партиям «от власти», особенно при использовании ресурсов административно-командной модели коммуникации. В-четвертых, в деятельности российских СМИ имеется явный крен в сторону манипулирования, в крайнем случае, информирования и отсутствует мотивация электората к повышению сознательности и компетентности, формированию «потенциала включенности» – условия для сознательного и активного электорального действия.



Правильное определение стратегии взаимодействия со средствами массовой информации позволят кандидату проводить рациональную информационную политику с минимальными финансовыми затратами.

В этом аспекте можно выделить ряд направлений деятельности:
- формирование идеологических доминант;
- выявление предпочтительных каналов информационной коммуникации;
- формирование собственного информационного потока;
- перекрытие информационного потока конкурентов;
- формирование журналистского пула.



Если обращаться к результатам, достигнутым партиями в рассматриваемый период, то можно прийти к ряду выводов. В силу особого положения в период выборов последних 10 лет наибольшего информационного успеха с точки зрения грамотного и эффективного использования PR достигла партия «Единая Россия». Был сформирован собственный информационный поток, определяющий имидж, «лицо» партии в глазах электората. При подаче информации использован самый распространённый в политическом PR приём УПП - уникальное политическое предложение, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам (в данном случае к чувству уважения и доверия к лидерам и сторонникам партии). Самого высокого уровня рассматриваемая партия достигла в установлении информационного партнёрства, приоритетной поставки информации средствам массовой информации – цитируемость в прессе «Единой России» в положительных тонах превышает цитируемость других партий более чем в два раза. Главным средством коммуникации в предвыборной гонке «Единой России» определяет телевидение, что является очевидным предпочтением с точки зрения аудитории воздействия. Результаты выборов десятилетия - ярко выраженное проявление описанного ранее кумулятивного эффекта, связанного с монополизацией СМИ в государстве. Однако к 2012 годы медиарейтинг «Единой России» заметно снижается, наибольший провал отмечается в области Интернет-коммуникации.



Для КПРФ наиболее часто используемыми площадками являются «Интерфакс», «АиФ», «Международный пресс-клуб», «Мир Новостей», Центральный дом журналиста. Однако все это преимущественно частные структуры, не имеющие государственной доли в уставном капитале. Что же касается информационных площадок, контролируемых государством, то дело здесь обстоит не лучшим образом: ИТАР-ТАСС и «РИА-Новости» заняли принципиальную позицию по отношению к КПРФ, отказавшись приглашать к себе представителей партии в качестве ньюсмейкеров. Для КПРФ существуют как «дружественные» СМИ (к ним, как правило, относятся патриотические издания: газеты «Правда», «Советская Россия», «Завтра», а также часть региональной прессы.), так и явно враждебно настроенные. «Главной партийной газетой» КПРФ является газета «Правда», официальный журнал партии – «Политическое просвещение». Другим близким коммунистам изданием считается «Советская Россия», которая, однако, называет себя «независимой народной газетой». Кроме того, у КПРФ имеются собственные печатные издания в каждом региональном отделении партии. Сейчас КПРФ имеет своеобразный информационный набор для агитации: собственный сайт, с постоянно обновляющимся контентом; аккаунты в социальных сетях; фото, видео и печатный материал; промо-продукция; собственные печатные издания; регулярное освещение в Интернет-СМИ. Однако использование данных средств не дает партии нужных результатов наращивания электората, что фиксируется результатами выборов с примерно одинаковым процентом голосующих за КПРФ.



ЛДПР как наиболее эффективную форму агитации использует видеоролики. Согласно исследованиям Левада-центр ЛДПР, наряду с «Единой Россией», являются лидерами по просмотрам: их видела почти половина россиян (по 47%). Также второе место ЛДПР сохраняет по привлекательности и одобряемости видеоматериалов (27%). У партии существуют аккаунты во всех популярных социальных сетях в России (Facebook, «Одноклассники», Вконтакте, Mail.ru, Twitter). В 2011г. под патронажем партии был создан и успешно реализуется Интернет-проект «ЛДПР-tube».

Таким образом, за 20 лет беспрерывной деятельности политических консультантов в PR кампаниях можно четко проследить динамику стратегий и тактик, выбираемых для продвижения того или иного политического субъекта.



Если в начале 1990 годов и партии, и кандидаты в президенты старались выразить свою эксклюзивность, отличие от существующего, новизну взглядов и подходов, образ будущего, то в 2000 годах главный упор делается на стабильность, уверенность, надежность, проверенность. Виды и типы PR-стратегий, используемых партиями в электоральные периоды, претерпевали существенные изменения, опирающиеся на пластичную социальную, политическую, информационную реальность. В стратегиях партий КПРФ, ЛДПР в 1990 годах можно увидеть упор на социальный тип, обращение к различным категориям граждан, к социальным проблемам. Партия «Единая Россия» в 2000-е годы закрепляла свои позиции, проводя межэлекторальные информационные кампании, вытесняя из политико-информационного поля конкурентов, игнорируя политические дебаты в активный избирательный период, используя ресурсы административно-командной модели. Однако, несмотря на грамотное и профессиональное использование PR технологий, которые дают устойчивый нематериальный капитал в форме репутации и доверия электората, ресурс этот не безграничен. 2011-2013 годы демонстрировали стремительное падение рейтингов «Единой России» и ее лидера Дмитрия Медведева. По исследованиям ВЦИОМ, ФОМ, соццентра РАГС, при президенте уровень доверия к ней колеблется в пределах 39-40%, а антирейтинг достигает 44%. Посмотрим, что будет в России на этот раз!
102 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 октября 2017 07:46
    Плакаты понравились! Хотя у меня дома много в разных вариантах, таких нет!
    Ну, о сегодняшних я не помышляю, поржал над некоторыми.
    1. +5
      10 октября 2017 08:05
      Смех продлевает жизнь!
      1. +3
        10 октября 2017 10:28
        да, над современными плакатами только смеяться и остается. what Юноша, похожий на Ленина - хитрый ход! good
        Как показывают зарубежные и отечественные исследования, в том числе региональные, в долговременной перспективе такая медийная политика подрывает доверие избирателей к сообщениям каналов массовой коммуникации

        то есть, однообразие вредно. request Отсылка к "генеральной линии партии", одной партии. Ежели кто обидится за мои слова, прошу злобой не закидывать, я не про коммунистов конкретно, а про психологическое явление. stop
        1. +3
          10 октября 2017 12:07
          Как-то кое-кто, мало того, что богатый на плакате хвалится не стыдясь(а где он поимел-то это богатство?)А люди-то почему должны поверить?
          1. +3
            10 октября 2017 12:18
            Как-то кое-кто, мало того, что богатый на плакате хвалится не стыдясь

            один такой идиотский плакат может "закопать" всю предвыборную компанию. Плакат, мягко выражаясь, очень не умный. what "От великого до смешного - один шаг" (Н.Бонапарт). hi
            1. +5
              10 октября 2017 14:14
              Но самый прикольный плакат----на фоне ЦИРКА!!!!!!!!Цирк уехал, клоуны остались!
              От акробата не требуют простоты----его дело----ломаться.Э. Короткий
              Ты чувствуешь запах цирка, Джордж?.....явственный запах испражнений дикого животного.....Запах подвала.С.Кинг
              Наша жизнь-----это далеко не театр.Это сплошной цирк, а мы в роли главных клоунов.А. СВияш.
              Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни, ЦИРК должен гастролировать!!!!!!Фаина Григорьевна Раневская.
              1. +4
                10 октября 2017 14:54
                Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни, ЦИРК должен гастролировать!!!!!!Фаина Григорьевна Раневская.

                Дмитрий, Вы замечательно владеете цитатами. drinks Не хотите ли написать статью с Вашими мыслями по поводу высказываний великих людей? я говорю абсолютно серьезно! hi
                1. +1
                  10 октября 2017 15:23
                  Да, Николай, это моя самая любимая. Я , иногда расстраивался из-за событий на работе. А как прочёл эти слова Раневской, у меня , как камень с души упал. Происходит бардак---отпускаю от себя. Всё как-то налаживается. Инастроение хорошее
                  1. +3
                    10 октября 2017 15:26
                    известные цитаты полезно запоминать. Да, Вы правы, помогает жить. hi как девиз, подчас.
              2. +2
                10 октября 2017 17:00
                Браво,Дмитрий, браво! Кстати, наш уважаемый Микадо совершенно прав насчет статьи.
                1. +2
                  10 октября 2017 17:09
                  если у Дмитрия есть увлечения, и он хорошо ориентируется в теме, почему нет? hi good сделайте, Дмитрий, подборку того, что лежит на душе, и опишите своими словами! soldier
            2. 0
              23 марта 2019 13:47
              Мне показалось ,что сильно смахивает на какого то пафосного репера ...
              Зачем понатолкали им в руки всяких пейджерофф ,да и часы безобразно гламурные ..
        2. +2
          10 октября 2017 17:02
          Хитрый, но не профессиональный. Зачем кроме эмблемы на груди еще и шарфик с эмблемами. Символы (святые!), никогда на мягкую основу не наносят по канонам геральдики. Они здесь совсем лишние. Кроме того у парня слишком покатые плечи... подсознательно он женоподобен.
          1. +2
            10 октября 2017 17:08
            подсознательно он женоподобен.

            действительно, какой-то гламурно-коммунистический метросексуал what слава Богу, хоть девушка на Крупскую не похожа. lol
            Символы.. а что тогда наносить? остается только надпись? request
            1. +1
              10 октября 2017 17:53
              Я думал, что не так с плакатом.Девушка сильней парня, ее эмблема сложней и сильней.Парень её задвигает.Прошлое сильней рекламируемой партии.... Аксессуары, опять же..... Но красный цвет заслоняет все огрехи поначалу.Наверно кто по блату рисует эти плакаты?
              1. +4
                10 октября 2017 18:01
                Я про Ленина что расскажу: у меня дядька (дай ему Бог здоровья!) большую часть взрослой жизни преподавал в училище им.Попова в Петергофе, кавторанг. Лет пять назад едем в машине вместе, рассказывает - годах в 80-х снимали какой-то учебно-политически-документальный фильм (насколько понимаю, снимали местные умельцы из училища request ). Про Ленина. lol И выбрали его, дядьку, чтобы он изображал Ильича в кадре. Дядька и правда похож: среднего роста, лоб широкий, линия подбородка такая же. yes Грит, возили в Разлив (там, где известный шалаш laughing ), он там сидел на камне с устремленным вдаль взглядом, изображая умную мысль на лице. what правда, судьбу фильма не знает. request А самый прикол: дядьку моего зовут.. Владимир Ильич! good нет, друзья, истинная правда, что купил, то и продал! soldier drinks
    2. +2
      11 октября 2017 12:33
      Дима, ты прав: старые плакаты выполнены на высоком художественном уровне,а также поздравительные открытки. Плакаты и открытки 40-50 гг.аыполнены на высоком художественном уровне,когда я смотрю на плакаты или открытки той поры глаз отдыхает,а потом пошла откровенная деградация
  2. +5
    10 октября 2017 07:50
    Сознательный отказ от реализации активного избирательного права электоратом и низкая явка на выборы является в настоящий момент общеевропейским трендом, и РФ здесь не исключение.
    ...Подтянулись к Европе, наконец-то... wink
    Посмотрим, что будет в России на этот раз!
    ..Всё будет по прежнему..Из нескольких зол, будем выбирать меньшее...
    1. +2
      10 октября 2017 08:31
      В связи с этим можно вспомнить статью Вячеслава ""ЕДИНАЯ РОССИЯ""---БРОНЕПОЕЗД БЕЛОЙ ГВАРДИИ"". Я вот иногда перечитываю её и не понять смысл того пиара. Хотя всё, что касается бронепоездов как таковых---очень нравится и до этой статьи я как-то и не задумывался о каких-то темах.
      1. +3
        10 октября 2017 12:27
        Уважаемый Дмитрий! Была мысль связать статью с рекламой... моего романа "Закон Парето", где тоже действует бронепоезд "Единая Россия". Как видите все просто. Но уж очень он дорогой. По цене для избранных. Поэтому делать этого не стал. Но зато теперь нашлись фирмы выложившие его в сеть и его можно скачивать. Конечно, это пиратство и нарушение прав издательства.Но, законы - ау, где вы? Зато Вы и другие читатели ВО теперь могут их скачать и читать!
        1. +1
          10 октября 2017 12:42
          Я предполагал, что рано или поздно это произойдёт, Вячеслав! Немецкое агентство!!! Где оно и где мы!!! Я доволен!!! Надеюсь, и другие книги оттуда появятся. Там про Египет было. А есть ли иллюстрации? Всё-таки не готов я сразу к 35 000. С одной стороны понятно, что этого бесплатного страдает автор. Но......Крадут только нужные и ценные.
          Я про PR в той статье задам вопрос попозже, потому что я не дома, мне неудобно длинную статью читать. снова.
    2. +19
      10 октября 2017 09:08
      А ведь меньшее зло все равно зло
      Да и какое из них меньшее? Часто то что считаем за благо оказывается злом
      В том и беда России, что приходится выбирать из зол)
      Жаль что графу против всех отменили)
      Интересная статья
      Богато иллюстрирована
    3. +4
      10 октября 2017 12:29
      Цитата: parusnik
      Посмотрим, что будет в России на этот раз!
      ..Всё будет по прежнему..Из нескольких зол, будем выбирать меньшее...

      Я больше такого не хочу, и очень надеюсь повторения такого в России больше не будет.
      1. +2
        10 октября 2017 15:34
        Вот как-то неожиданно вспомнил, что было время, кого-то(не помню кого) избирали ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ!!!!!!!! И они же могли и отзвать если не соответствовал!!!!!! Надо сново читать про всё!Наверно, противники Сталина это изменили, сделали территориально. И не отозвать теперь!Прошлый век СССР, РИ трудней даётся мне , чем Древний Египет или Цивилизация майя.
        1. 0
          11 октября 2017 07:12
          С добрым утром всем! Прочёл статью про бронепоезд белых ""Единая Россия"".Вообще интересно, как много людей , наших современников знали про этот бронепоезд, который участвовал в боях против большевиков?Статья вышла перед выборами. Конечно, не случайно, уважаемый Вячеслав Олегович.Ой, не случайно!!!!!Например, те, кто мечтает о белом проекте, прочитают, обрадуются и проголосуют?------так ли я понял? А те, у кого просоветские настроения, узнают про название и не проголосуют?Скажут: ""Мы-то думали, они хорошие, а они-то вон кто?Бронепоезд белых?""Вот так я понимаю ту статью. И не может быть таких случайных совпадений. Типа ,знать не знаю, ведать не ведую.
          Про масштабы сражений того времени вперые задумался после этой статьи. И как все эти сражения бронепоездов происходили.И победили красные.
      2. +1
        15 марта 2018 07:21
        Цитата: Анатоль Клим
        Цитата: parusnik
        Посмотрим, что будет в России на этот раз!
        ..Всё будет по прежнему..Из нескольких зол, будем выбирать меньшее...

        Я больше такого не хочу, и очень надеюсь повторения такого в России больше не будет.

        Так с тех пор ничего не поменялось.
  3. +18
    10 октября 2017 08:12
    Очень интересно
    А технологии, влияющие на психологию масс, остались со времен Римской империи
    Спасибо
    1. +4
      10 октября 2017 08:14
      Сейчас в магистратуре по ПР и рекламе есть даже предмет "Управление общественным мнением".
  4. +3
    10 октября 2017 08:35
    Вячеслав Олегович, вот Вы занимаетесь PR-технологиями уже давно. Скажите, а были на Вашей памяти случаи, когда специалисты по управлению общественным мнением отказывались продвигать какой-нибудь проект по личным убеждениям? Например, совесть им мешала из не самого лучшего человека делать того самого кандидата?
    1. +2
      10 октября 2017 09:03
      Интересный вопрос! С 1995 года я этим занимаюсь и могу сказать, что... не знаю людей, отказавшихся по совести от "работы". Но с другой стороны я не знаю, что очень уж плохих людей "продвигали" знакомые мне пиарщики. Так себе люди... но кто не так себе?
      1. +2
        10 октября 2017 09:11
        Спасибо за честный ответ.
        Предлагаю всем будущим PR-щикам, как и юристам, на первом занятии показывать фильмы "Адвокат дьявола" и "Плутовство"...
        1. +1
          10 октября 2017 12:21
          "Плутовство или хвост..." входит в обязательный просмотр с написанием рецензии. Потом еще сериал "Абсолютная власть"
      2. 0
        10 октября 2017 18:07
        Цитата: kalibr
        Интересный вопрос! ?

        На самом деле вопрос наивный. У каждого своя мера хорошего и плохого.Что подходит одному----не подходит другим. Кому-то подойдут планы, кому-то нет. А потом, происходит реклама товара, который не всем подходит. Выбирает сам голосующий. Вот в магазине мне предлагали поставить программы, которые SAMSUNG считает ненужными от слова совсем. Отказался. Выбор за человеком. Выборы горбатого, пьяного, зю.....должны научить.
    2. +4
      10 октября 2017 09:10
      Если у Вас есть совесть, Вам нечего браться за PR-технологии, поскольку это совершенно несовместимые понятия.
      Меня интересует другой вопрос - механизм действия всех этих технологий за...пудривания и деформации мозгов. Вот действительно феномен, достойный подробной статьи. Каждые новые выборы электорат, как в сказке про Нильса, идет на избирательные участки. Правда доля идущих постепенно уменьшается и с советской стопрцентной явкой на выборы не сравнится уже никогда, но все же находится более 40% голосующих.
      1. +3
        10 октября 2017 10:36
        Каждые новые выборы электорат, как в сказке про Нильса, идет на избирательные участки. Правда доля идущих постепенно уменьшается

        люди перестают верить.. hi Неинтересно. Наверно, это неправильно. recourse После того безыдейного ...(содержимое кишечника), сляпанного на коленке, что я читал, находя в почтовом ящике в прошлом году.. нет, у них в агитационных газетах даже колонки юмора были.. только их читать было невозможно negative примитив какой-то, что ПиАр-ходы, что оформление! stop
      2. +1
        10 октября 2017 16:54
        Я же писал кажется, про "феномен Жириновского", каким образом он все время при электорате. Но тема интересная, действительно. Напишу обязательно. Тем более, что работаю сейчас над книгой "ПР-дизайн и ПР-продвижение" (на примерах собственного опыта и вообще). Обещаю, что будет.
  5. SMP
    +6
    10 октября 2017 10:32
    Цитата: Reptiloid
    Плакаты понравились! Хотя у меня дома много в разных вариантах, таких нет!
    Ну, о сегодняшних я не помышляю, поржал над некоторыми.


    Не это не ржач, ибо смешно на самом деле попытки мотивировать рабочих в СССР не отвлекаться на рабочем месте, и повышать производительность труда.


    laughing После этих плакатов понимаешь, что гей парады невозможны даже в перспективе, в отдалённом будущем.
    Особенно радуют старые плакаты борьбы с пьянством. laughing
    1. +3
      10 октября 2017 12:23
      А как не смеяться , богатый что ль поделиться своим богатством.? Да бывает, благотворительность, но это другая статья.
      У меня плакаты про космос, про Сталина, про рабочих, школьников, ВОВ.Но----издания современные,от небольших календарей, до ~~~~1/ 4 натуральной величины.Но вот про пьянство----тоже нет. ПОЧЕМУ? Как-то я их не понимаю и их много как-то... И получается, что ли так прямо и пили, что ли.Вот случайно увидел рекламу, зашёл, а там в обувной мастерской, что ли, можно заказать в натуральную величину. НО, почему-то только против пьянства. Жуть! Нельзя домой приносить. Очеь мерзкий зелёный змий и пьяницы тоже.
    2. +4
      10 октября 2017 12:28
      Только Вы забыли указать, что плакат в Вашем комментарии - это пример пин-апа художника Валерия Барыкина, созданный уже после развала Союза. А то люди подумают, что в СССР рисовали такие плакаты.
      Пин-ап искусство зародилось в Америке в середине XX века и быстро обрело популярность по всему миру. Пин-ап (англ. to pin up - прикалывать, то есть плакат, прикалываемый на стену) представляет собой постер с изображением красивой девушки соблазнительных форм часто в полуобнаженном виде. Художнику Валерию Барыкину пришла идея объединить эстетику пин-апа и плакаты на советскую тему.
      1. +4
        10 октября 2017 12:45
        Художнику Валерию Барыкину пришла идея объединить эстетику пин-апа и плакаты на советскую тему.

        есть творчество и "наоборот". Есть один современный художник, изображающий популярных персонажей 20-го века.. в стиле лубка! fellow
        а так, да, забавно, особенно колхозницы в кабине грузовика. good сразу статья многоуважаемого Калибра про "картошку" вспомнилась wink я б к таким поехал! drinks
        1. +5
          10 октября 2017 13:34
          "... сразу статья многоуважаемого Калибра про "картошку" вспомнилась, я б к таким поехал!"
          Аборигены с дрекольем очень успокаивающе влияли на бушующее либидо приезжающих "Дон Хуанов" и быстро направляли их энергию на мирные цели.
          1. +5
            10 октября 2017 13:54
            Аборигены с дрекольем

            Где-то я уже это видел..what видимо, Доктор именно "на картошке" набрался основных ценностей своего (теперь уже не "доброго" и не "милого") мировоззрения. wink Иначе откуда взяться его формуле: "тяжелый ручной труд и палка Доброго Монаха".. request laughing
            1. +3
              10 октября 2017 16:43
              "Армия моя, ты на страже всегда, ты моя любовь и судьба!"
              Быть, тов.сержантом, это значить, не одну только эту формулу понять и оценить wink laughing
              1. +1
                10 октября 2017 16:49
                Быть, тов.сержантом, это значить, не одну только эту формулу понять и оценить wink laughing

                а я думал, на картошке монахи палкой побили! А оно - вот каак.. drinks Тогда это - Вам! drinks

                вообще, интересный мастер. Вот где пиар! Нанесите его ПинАп на свой товар - отбоя не будет от покупателей! good кстати, у него и про Докторов есть.. wink drinks
                1. Комментарий был удален.
                2. +2
                  10 октября 2017 16:58
                  Спасибо! Советское, значит, качественное! wink
                  1. +1
                    10 октября 2017 18:07
                    Или железное! У меня была знакомая аспирантка из Астрахани, институт рыбной промышленности. Рассказывала, как учившиеся у нас вьетнамцы и таиландцы все уезжали с... нашими холодильниками! " У вас же есть японские!" Так они пластик, кончился - выкинул! А это запаял и опять работат! Карашо!
                    1. +3
                      10 октября 2017 18:17
                      Так они пластик, кончился - выкинул! А это запаял и опять работат! Карашо!

                      слышал другую версию, только про отечественные телевизоры. Якобы японы вынимали из них внутренности, и использовали полученные ящики вместо тумбочек-подставок под свои телевизоры. Насколько правда, не знаю, возможно, из разряда баек. request прошу не бить сильно (Доктору) wink
                      Или железное!

                      пару лет назад читал в Geo о каком-то американском заводе, где до сих пор горит лампочка начала 20-го века. Потом производители смекнули, что производить долговечное невыгодно.. hi
                      1. +2
                        10 октября 2017 18:48
                        Да, этих антисоветских банк, пруд пруди. Самая известная, это про то, что японцы покупали у нас станки с ЧПУ из-за того, что там чугуна было много. Многие верили и верят до сих пор.
        2. +2
          10 октября 2017 16:50
          Николай, как не стыдно! Я к ним вообще не ходил - клеил галеон и писал диссертацию, а Лазарь - мир его праху, лишь рассказывал им о таинствах камасутры, но никого даже пальцем не тронул, только любовался покраснением ланит!
          1. +3
            10 октября 2017 17:04
            Николай, как не стыдно

            Вячеслав Олегович, да, стыдно мне.. recourse мыслей своих, да фантазии яркой.. feel . Правда, многоуважаемый Виктор Николаевич быстро мои мысли "сбил" волосатыми злобными "аборигенами с дрекольем" what
            Обратите внимание, как этот художник нашел свою нишу! good действительно, все гениальное - просто! Взять стиль, перенести его на нашу реальность, добавить фантазии - вуаля hi
            1. +2
              10 октября 2017 17:19
              Стыдно, это кому видно wink А художник, молодец! Хотя, чего, это красивых женщин пиарить laughing сами могут.
              1. +3
                10 октября 2017 17:25
                А художник, молодец!

                действительно, особенно когда по одной болванке можно нарисовать и официантку, и медсестру. Нет, он реально занял свою нишу!

                Хотя, чего, это красивых женщин пиарить laughing сами могут.

                еще как! наша же, волосато-бородатая мужская судьба.. любоваться ими и потакать их желаниям! hi
                1. +3
                  10 октября 2017 18:01
                  И не говорите! Есть исследования, которые проводили в немецких хосписах. Так вот, при замене тех кто ухаживал за умирающими на таких, как на картинке, сестричками, продолжительность жизни несколько увеличивалась. hi
                  1. +2
                    10 октября 2017 18:06
                    как на картинке, сестричками, продолжительность жизни несколько увеличивалась.

                    меня подкупило слово "несколько". Тонко Вы сказали, Доктор! wink good я всегда говорил, что общаться с красивой девушкой гораздо приятнее, чем с бородатым мужиком! laughing вот поэтому и отрастил бороду, чтоб не приставали по мелочам request
                    1. +2
                      10 октября 2017 18:54
                      "...повстречался на мосту с молодой и нечаянно уколол бородой. Ох, холодной оказалась вода! Подвела, меня, моя борода" Помните, Николай о правилах ТБ!
                      1. +2
                        10 октября 2017 19:05
                        Помните, Николай о правилах ТБ!

                        это святое! soldier проще перестраховаться, чем недостраховаться. Ошибки из-за легкомыслия больно дорого обходятся. stop Правда.. на них и основной опыт нарабатывается.. what
      2. +1
        10 октября 2017 13:12
        Цитата: Curious
        Только Вы забыли указать, что плакат в Вашем комментарии - это пример пин-апа художника Валерия Барыкина, созданный уже после развала Союза. А то люди подумают, что в СССР рисовали такие плакаты.
        Я так и подумал, но решил, что это уже при Горбачёве.А сантехник прямо на нашего похож. МОЖЕТ родственники?
        1. +4
          10 октября 2017 13:17
          Я так и подумал, но решил, что это уже при Горбачёве.А сантехник прямо на нашего похож. МОЖЕТ родственники?

          ситуация - предел мечтаний Афони wink laughing
      3. Комментарий был удален.
  6. +1
    10 октября 2017 16:24
    Понравился плакат-"Успех Алтая-богатый губернатор".Следующим, думаю, будет-"Успех Алтая-тупое стадо".
  7. +1
    10 октября 2017 16:55
    Цитата: Curious
    Если у Вас есть совесть, Вам нечего браться за PR-технологии, поскольку это совершенно несовместимые понятия.
    Меня интересует другой вопрос - механизм действия всех этих технологий за...пудривания и деформации мозгов. Вот действительно феномен, достойный подробной статьи. Каждые новые выборы электорат, как в сказке про Нильса, идет на избирательные участки. Правда доля идущих постепенно уменьшается и с советской стопрцентной явкой на выборы не сравнится уже никогда, но все же находится более 40% голосующих.

    Вы не правы, пиарщики профессионалы не врут. А не врут, то... значит совесть есть. Нет - это когда троечники!
    1. +4
      10 октября 2017 17:38
      "... пиарщики профессионалы не врут". А я разве где-то написал, что врут? Конечно не врут, они правду старательно обходят, они ее не говорят. Это своего рода информационная престидижетация,когда разными словесными манипуляциями объект отвлекается от сути а в его мозгу формируется искаженный образ нужного индивида.
      PR-технологии очень подходит под определение "воровства на доверии". «Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем злоупотребления доверием» (ч. 1 ст. 159 УК РФ).
      В качестве имущества в данном процессе выступают голоса избирателей.
      1. +1
        10 октября 2017 18:03
        Был на предвыборной встрече одного нашего депутата (кандидата), бизнесмен, доктор юридических наук, профессор (!), член ученого совета (!). Люди говорят: кладбище приведите в порядок. Он - да, приведем. А то все заросло деревьями! А ведь не все знают (!), как дерево посадишь на могиле, так в семье сразу онкология. Вы, Виктор Николаевич о таком слышали? Я - нет! Вот жаль нет доктора, он должен знать или хотя бы слышать о таком. Хотел его спросить. А если самосевом... но решил не трогать... Это вот как? Никакого ПР не надо, а?
        1. +3
          10 октября 2017 18:24
          «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
          Козьма Прутков
          Это про деревья. Что касается Вашего кандидата, то он явно или из жадности, или из самонадеянности (судя по его степеням и званиям) отказался от услуг пиарщиков. Они все это представили бы так, что в результате личного вклада кандидата выполнен ряд мероприятий, позволивших снизить уровень онкологических заболеваний.
          1. +2
            10 октября 2017 19:16
            Они все это представили бы так, что в результате личного вклада кандидата выполнен ряд мероприятий, позволивших снизить уровень онкологических заболеваний.

            "куда повернешь, так и вышло". Это как Антон (3x3save) метко сказал - если Иван Грозный повелел отрубить голову летавшему холопу, то "патриоты" могут уверенно сказать, что он не затормозил этим развитие авиации в России, а изобрел отечественное ПВО.
            Крикун был блестящим оратором, а когда ему случалось доказывать что-нибудь посложнее, имел обыкновение прыгать из стороны в сторону и быстро крутить хвостиком, что почему-то особенно убеждало. О Крикуне говорили: он вполне может доказать, что черное - это белое. (Дж.Оруэлл, "Скотный двор"). Это из разряда Геббельса, но все же..
            1. +1
              11 октября 2017 07:32
              Вы прочитайте еще рассказ Дж.Лондона "Сила сильных". Он у нас входит в программу!
              1. +1
                11 октября 2017 13:27
                Читая иногда о тех книгах, которые входят у Вас в программу, складывается впечатление о некоторой инфантильности, что ли. Ладно бы девушкам "Маленькую хозяйку большого дома" рекомендовали. Все эти книги для старшего школьного возраста, но никак не для людей, со дня на день готовящихся манипулировать массовым сознанием. Или какое сознание, такие и манипуляторы?
                1. +3
                  11 октября 2017 16:04
                  Или какое сознание, такие и манипуляторы?

                  Вы правы. Что хотели, то и получили.
                2. 0
                  13 октября 2017 11:23
                  Маленькую хозяйку не даем... Даем "Дамское счастье" и "Менялы", а еще "1984", "451 по Фаренгейту" , "И деревья как всадники", "Хищные вещи века" и "Гибель 31-ого отдела"...
                  1. 0
                    13 октября 2017 12:41
                    Легкими путями идете. А как же классика? Библия, Марк Аврелий. А Максуэлл, Энн Линдберг наконец.
                    1. 0
                      16 октября 2017 12:59
                      Избыток знаний вреден также, как и их недостаток. Даем то, что служит успешной работе, зачем лишнее? Критерий - практика. С 1995 года! На лекции я даже знаю, когда раздастся смех и где выдержать драматическую паузу.
                      1. 0
                        16 октября 2017 13:24
                        Получается чистое ремесленничество.
        2. +5
          10 октября 2017 20:58
          Вячеслав Олегович, давно хочу спросить. А у ваших студентов есть ли такая учебная дисциплина как критическое мышление и сколько времени на неё отводится?
          1. +3
            10 октября 2017 21:45
            У нас в школе основы критического мышления начали проходить в 10-11 классе. Правда не знаю, поможет или нет.
            1. +4
              10 октября 2017 22:50
              Виктор Николаевич, "надежда умирает последней". В принципе "чем чёрт не шутит", а вдруг поможет! Как хотелось бы это увидеть ещё при нашей жизни.
          2. +2
            10 октября 2017 21:53
            Такой дисциплины нет. Вы можете зайти на сайт Пензенского госуниверситета, набрать кафедра ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ и посмотреть все наши дисциплины и даже рабочие программы с КОМПЕТЕНЦИЯМИ, которым они учат. Моя дисциплина У МАГИСТРОВ (не бакалавров!) называется "Технологии управления общественным мнением". Но мы, безусловно, все время их этому учим. Например, я им всегда говорю, что для того, чтобы не стать жертвой пропаганды надо искать и находить сравнительную информацию, а главное нее спешить с выводами, потому что правда имеет свойство "всплывать". Они у меня пользуются диссертациями, научными статьями. Постоенно им даются примеры пропаганды и агитации, и примеры контрпропаганды. Так что критическое мышление у них развивается по ходу.
            1. +4
              10 октября 2017 22:16
              А еще им желательно рассказать о психологии мышления, ментальным ловушкам, иррациональности, анализе аргументов, дедуктивной и индуктивной логике, научным методам в реальной жизни, вероятностям, принципам принятия решений и решения проблем. Тогда они будут знакомы с основами критического мышления.
              1. +5
                10 октября 2017 23:22
                Цитата: Curious
                А еще им желательно рассказать о психологии мышления, ментальным ловушкам, иррациональности, анализе аргументов, дедуктивной и индуктивной логике, научным методам в реальной жизни, вероятностям, принципам принятия решений и решения проблем. Тогда они будут знакомы с основами критического мышления.

                Уважаемый Коллега! hi А существует ли литература по этим вопросам.
                Любопытно бы было ознакомиться.
                1. +3
                  10 октября 2017 23:30
                  Посмотрите список Волкова (https://evolkov.net/critic.think/bibliography/bi
                  bliogr.crit.think.html). Там литература самых разных уровней.
                  Если владеете вражеским языком - Diane F Halpern. Thought and Knowledge. An Introduction to Critical Thinking. 5 ed. 2014. Но в сети ее вряд ли получится найти бесплатно.
                  1. +6
                    10 октября 2017 23:34
                    Спасибо! Очень интересно сравнить с тем, что когда то знал и с собственными размышлениями.
            2. +4
              10 октября 2017 22:45
              Я была почему то уверена, что эта дисциплина есть, но я её там не увидела, поэтому и спросила. Всё таки жаль. Говорить студентам это одно и вот именно "развивается по ходу" , интересно почему она до сих пор не является базовой дисциплиной?
              1. +3
                10 октября 2017 23:02
                От нее будет явный вред. Половина поймет, что пошли не туда. Вторая половина, освоив навыки, замучает преподвавателей критикой. Никто в таком критическом мышлении не заинтересован.
                1. +4
                  10 октября 2017 23:08
                  Вполне возможен и такой результат, смотря как будут преподавать. Любая критика должна быть аргументирована.
                  1. +4
                    10 октября 2017 23:23
                    Тут еще важно не только как, но и кто.По идее пиарщикам преподаватель с философским образованием не подойдет, так как будет иметь тенденция уклона к формальной логике, что для философов неизбежно.
                    Им нужен психолог, который сосредоточится именно на психологии мышления, рациональности, иррациональности. Боюсь, что с эти напряженка в вузах.
                    1. +4
                      10 октября 2017 23:53
                      Тут еще важно не только как, но и кто.

                      Да, 100 % с вами согласна, в большинстве случаев действительно важнее кто будет преподавать. Сколько раз убеждалась на собственном опыте.
                    2. +6
                      11 октября 2017 00:04
                      Цитата: Curious
                      Тут еще важно не только как, но и кто.По идее пиарщикам преподаватель с философским образованием не подойдет

                      Согласен-это чистой воды психология.ПР-это и есть манипуляции сознанием-это явно область психологии.
                      Но никак ни философии.
                      1. +2
                        11 октября 2017 05:50
                        Было бы не плохо, для начала вернуть, как предмет в школы, логику.
                    3. +2
                      11 октября 2017 07:30
                      Именно поэтому введено в обязательном порядке иметь ПРАКТИКУЮЩИХ специалистов-преподавателей. У нас, например, курсы читают два "фирмача" и есть два практика, то есть те, кто работал или работает.
                2. +2
                  11 октября 2017 07:27
                  Да, Вы правы. Ко мне даже на 2-ом курсе подходят студенты-технари и признаются, что хотели бы учиться у нас, что пришли не туда. Другие - что точно не туда, но учатся здесь из-за... наличия бюджетных мест. А критики преподавателей - да хватает и будет только больше. Представьте, человек никогда не имел собственного журнала, но рассказывает о социологии массовых коммуникаций. Смешно. У другого не было даже цветочного магазина, но он читает логистику.
                  1. +4
                    11 октября 2017 08:37
                    Третий, поиграв на горшке в самолетики, возглавляет авиационный комплекс. Все в духе времени
  8. +2
    10 октября 2017 16:58
    Цитата: Reptiloid
    С одной стороны понятно, что этого бесплатного страдает автор. Но......Крадут только нужные и ценные.

    Вот я тоже так думаю. Уж как-нибудь переживу эти потерянные евро. В конце-концов всех денег не переберешь. Но зато Вам чтения надолго - 3 книги, 6 томов.
    1. +1
      10 октября 2017 18:30
      Цитата: kalibr
      . Уж как-нибудь переживу эти потерянные евро. .

      Я думаю, Вы ничего пока не потеряли, просто книга стала доступна для тех, кто не мог бы купить.Но следующим этапом может стать печатная книга в обход Вас.
  9. +5
    10 октября 2017 16:59
    Основные достижения демократии: 1. Убраны(не показаны) реальные кандидаты. 2. Выход на манеж клоунов (жирик, зюгги) отвлекают часть аудитории. 3.Убран кандидат "против всех", 4. Убрана минимальная явка на выборы. 5. Голосуют зависимые(маргинальные)регионы, чечня и дагестан.
    И вот! Случилось чудо! У власти снова великий борец с коррупцией, и востановитель России,,, ВВП!
  10. +2
    10 октября 2017 17:29
    Цитата: Ищущий
    Понравился плакат-"Успех Алтая-богатый губернатор".Следующим, думаю, будет-"Успех Алтая-тупое стадо".

    Круче только :"Челябинск без заводов!" То-есть " За 100%-ю безработицу в городе"
    1. +2
      10 октября 2017 18:22
      Цитата: ingenera

      Круче только :"Челябинск без заводов!" То-есть " За 100%-ю безработицу в городе"
      Слово цирк написано 2 раза----усиление.
      Можно на фоне дурдома ещё.
  11. +1
    10 октября 2017 21:45
    avva2012,
    Конкретный человек из конкретного института, зачем ей врать своему...
  12. +3
    10 октября 2017 21:47
    Цитата: Reptiloid
    следующим этапом может стать печатная книга в обход Вас.

    Это исключено. Сейчас с этим строго. Суд, скорый и иск большой. О таком мечтать надо! У меня только один был такой случай в 90-ые. До сих пор вспомнить приятно как я их...
  13. +3
    10 октября 2017 21:55
    Цитата: Curious
    отказался от услуг пиарщиков

    Вы правильно заметили!
  14. 0
    11 октября 2017 09:19
    Краткое содержание статьи: как правильно развесить лапшу на уши.

  15. +5
    11 октября 2017 16:10
    avva2012,
    Было бы не плохо, для начала вернуть, как предмет в школы, логику.

    Ну. что вы. Это ж теперь не актуально. Легче управлять массой, которая не умеет логически мыслить. А то ещё задавать неудобные вопросы будут, оно надо?
    А если без шутки, то всё это очень грустно наблюдать.
    1. +1
      14 октября 2017 14:00
      Логика преподается сейчас в университетах. И почему грустно? Вол же не испытывает комплекса неполноценности от того, что он вол? Ну, вол, и слава богу. Есть хлеб, есть зрелища. Опять же жена-корова рядом. Все хорошо! А у исключений жизнь трудная, они все чё-та учатся мозг напрягают, о каком-то смысле жизни думают. А он вот: поднял бабло, перепихнулся с... выпил прилично, закусил отлично... По своему эти счастливы. Это они Вас жалеют!
      1. +2
        15 октября 2017 00:09
        laughing Вячеслав Олегович, может волу оно уже и всё равно. Его ж не спрашивали. А вот каково жене - корове рядом с .... мягко скажем неполноценным мужем жить?
        ( вол это кастрированный бык) Да и говорят после проведённой процедуры наблюдается рост рогов. wink
        1. +1
          15 октября 2017 22:50
          Это я как-то не подумал... насчет вола-то. Это Вы мне хорошо напомнили об особенностях...его анатомии!