Американцы бомбили… мухами

36
Американцы бомбили… мухами


Второй раз война напомнила о себе в 1950 году. На Корейском полуострове развернулись широкомасштабные боевые действия между Северной Кореей, Китаем, которых поддерживал Советский Союз, и проамериканским южнокорейским режимом, за который встала Организация Объединённых Наций во главе с США. В это время Владимир Сергеевич служил на Северном Кавказе, был механиком новейшего по тем временам советского истребителя МиГ-15. Ему предложили поехать в командировку. Само предложение было построено так, что не подразумевало отказа. Да он и не думал отказываться. Ехали в обычном пассажирском поезде, одетые в штатское. Привезли в Забайкалье, в Читу. Здесь они пробыли месяц. Учились китайскому языку. Капитанский до сих пор его помнит. Им также рассказывали об обычаях и традициях китайцев и корейцев…



После окончания подготовки воинскую часть перебросили в Китай. Часто меняли места дислокации. В пограничном Аньдуне, стоящем на берегу реки Ялуцзян, прикрывали гидроэлектростанцию и железнодорожный мост. Наши самолёты летали с опознавательными знаками китайских ВВС, а военнослужащие были одеты в китайскую военную форму и размещались в казармах их армии. Дело в том, что наши военные выдавали себя за русских, проживающих в Китае. Тогда таких было более 600 тысяч.

Несмотря на мощное вооружение, «летающие крепости» эффективно сбивались нашими МиГами

Распорядок дня был сжат как пружина. Часто приходилось отдыхать не более двух часов в сутки. Правда, кормили хорошо.

Полёты проходили в любое время суток. Наши самолёты находились в воздухе 24 часа в сутки – постоянно приходилось вылетать на перехваты американских «летающих крепостей» и «Сейбров». Иногда МиГи возвращались на базу, изрешечённые пулемётными очередями. Приходилось расстыковывать крылья, части фюзеляжа. Пока самолёт ремонтировали, лётчик получал новый истребитель и снова отправлялся в бой. Правда, авиаторы предпочитали летать только на «своих» самолётах. У каждого МиГа были свои индивидуальные особенности – свой «характер».

Однако не всё решалось только техникой. Многое зависело от людей. Владимир Сергеевич отмечает, что война особенно мобилизует возможности человека. И таких примеров он может привести немало…

Американцы часто бомбили аэродромы советской авиации. Перед этим обычно высаживались диверсанты и разведчики, им помогала агентура, завербованная в среде китайцев. Они указывали на цели для бомбовых ударов. Владимир Сергеевич говорит, что им практически не приходилось жить в казармах. Всё время в укрытиях у самолётов, на глубине 5 метров.

Эффективность американских ударов по аэродромам была невысока, так как американские стратегические бомбардировщики В-29 бомбили с больших высот, используя радиолокационные прицелы. Экипажи не могли видеть, попали ли бомбы в цель, из-за страха нарваться на огонь зенитных орудий. К тому же наша авиация не оставляла безнаказанными такие полёты. Несмотря на мощное вооружение, «летающие крепости» эффективно сбивались нашими МиГами. Иногда после атак МиГ-15 В-29 просто разваливался в воздухе. Как вспоминает Капитанский, В-29 сбрасывали контейнеры с огромными зелёными мухами. Сотни тысяч выпущенных тварей разносили различные инфекционные заболевания.

Наши лётчики и техники многое сделали для подготовки авиации Северной Кореи и Китая. Передислоцировались очень часто, поэтому иногда даже и не знали, где находятся – в Корее или в Китае. С места на место перелетали техники на транспортных самолётах или ехали на грузовиках. И здесь доставалось от американцев – те бомбили автомобильные колонны, беспокоили и американские диверсанты. В этой войне понятие фронта и тыла было относительным.

С подписанием договора о перемирии наши специалисты вернулись домой. Почти шесть с половиной десятилетий прошло со времени окончания корейской войны, но её солдаты до сих пор не могут о ней забыть. Долгое время их угнетало ещё и то, что всё было покрыто мраком секретности. И только в середине 1990-х годов «корейцам» разрешили говорить.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    22 октября 2017 07:51
    Наши самолёты летали с опознавательными знаками китайских ВВС, а военнослужащие были одеты в китайскую военную форму и размещались в казармах их армии.
    ...
    На допросе только я спросил
    Кто тот Асс который меня сбил
    И ответил мне роскосый
    Что командовал допросом
    сбил тебя наш летчик Вань-Ю-Шин
    Это вы корейцы врете зря
    В шлемофоне четко слышал я
    Коля жми а я накрою
    Ваня бей, а я прикрою
    Русский асс Иван подбил меня...
    Впервые услышал в таком варианте.. где-то в начале 70-х, потом появилась иная версия о вьетнамцах, мы еще спорили как правильно петь...
    1. +2
      22 октября 2017 12:28
      Да ладно. "Мой фантом, как куча хлама, в джунглях Южного .... Кореи?"
  2. +2
    22 октября 2017 08:58
    Насколько я знаю,советские летчики летали с северокорейскими опознавательными знаками.Более того,в эфире разрешалось вести переговоры только на корейском языке,для этого переписывались корейские слова с русской транскрипцией и на планшете закреплялись на ноге.Естественно в бою все общались на русском и американцы прекрасно знали с кем они воюют.
    1. +5
      22 октября 2017 11:37
      К вопросу, под какими опознавательными знаками летали во время корейской войны.

      Это опознавательный знак ВВС КНДР. На фото - фюзеляж истребителя МиГ-29, впервые показанного северокорейскому народу на авиашоу "Авиационный фестиваль дружбы народов" в городе Вонсан в сентябре прошлого года. Как видите, даже надписи на лючках на русском.
      1. +6
        22 октября 2017 11:39

        Это МиГ 15 советских ВВС в Корее.
        1. +5
          22 октября 2017 11:41

          А это МиГ 15 китайских ВВС в Корее.
          Как видно, все самолеты имеют опознавательные знаки ВВС КНДР. Под китайскими никто не летал.
        2. Комментарий был удален.
        3. Комментарий был удален.
    2. +1
      22 октября 2017 15:18
      Цитата: Bask
      Насколько я знаю,советские летчики летали с северокорейскими опознавательными знаками.Более того,в эфире разрешалось вести переговоры только на корейском языке,для этого переписывались корейские слова с русской транскрипцией и на планшете закреплялись на ноге.

      Ответы на очень многие вопросы есть в книге Е.Г. Пепеляева. "МиГи против "Сейбров".
      1. +2
        22 октября 2017 17:41
        Не только.Например книга генерал-майора Крамаренко (по моему 14 сбитых именно в Корейской войне)-"Против мессеров и сейбров" или Сейдов -"Красные дьяволы в небе Кореи".
        1. +2
          22 октября 2017 18:00
          Забыл,еще есть интересная книга-Сталинские соколы против Летающих крепостей . Хроника воздушной войны в Корее 1950-1953, Юрий Тепсуркаев, Леонид Крылов.Сейдов и Тепсуркаев работали вместе по теме воздушной войны в Корее,но разошлись немного во взглядах и дальше каждый из них пошел своим путем.Поэтому интересно прочесть обе книги.
          1. 0
            22 октября 2017 23:28
            Цитата: Bask
            Забыл,еще есть интересная книга-Сталинские соколы против Летающих крепостей . Хроника воздушной войны в Корее 1950-1953, Юрий Тепсуркаев, Леонид Крылов.Сейдов и Тепсуркаев работали вместе по теме воздушной войны в Корее,но разошлись немного во взглядах и дальше каждый из них пошел своим путем.Поэтому интересно прочесть обе книги.

            Да. Согласен. Интересные книги. Есть ещё: Абакумов "Неизвестная война. В небе Севернной Кореи." Курск. 1997г. Книга издана после смерти автора. Гагин. "Воздушная война в Корее."
      2. 0
        23 октября 2017 15:34
        Цитата: амурец
        Ответы на очень многие вопросы есть в книге Е.Г. Пепеляева. "МиГи против "Сейбров".


        И что интересно - Пепеляев нигде не подтверждает факты бомбежки китайских аэродромов американцами - известны 2 случая, скорее именно случайных.
        Так что я бы не сильно доверял информации про "мух", в свете заявления "очевидца": "Американцы часто бомбили аэродромы советской авиации. Перед этим обычно высаживались диверсанты и разведчики, им помогала агентура, завербованная в среде китайцев. Они указывали на цели для бомбовых ударов. Владимир Сергеевич говорит, что им практически не приходилось жить в казармах. Всё время в укрытиях у самолётов, на глубине 5 метров."
        Фейк какой то.
        Многое поясняет фраза - "...Передислоцировались очень часто, поэтому иногда даже и не знали, где находятся – в Корее или в Китае..."
        Если предположить, что тех состав работал и на корейских авиабазах.
        1. +1
          23 октября 2017 22:59
          Цитата: DimerVladimer
          И что интересно - Пепеляев нигде не подтверждает факты бомбежки китайских аэродромов американцами - известны 2 случая, скорее именно случайных.

          Да. В статье Бодрихина:"Вторая война Ивана Кожедуба", тоже есть много интересного о той войне, но тоже,максимум что упоминается,это налёт на мост на пограничной реке Ялу.
          Цитата: DimerVladimer
          Так что я бы не сильно доверял информации про "мух", в свете заявления "очевидца":

          Вот здесь есть факты применения БО в Корее: "Как это все делалось

          По показаниям пленных летчиков можно восстановить следующую картину работы механизма Корейской бактериологической.

          Подготовка летчиков к бактериологической войне началась в конце августа 1951 г. в авиационной школе на базе 3-го бомбардировочного полка (самолеты В-26) в Ивакуни (Япония) в рамках обычных занятий по подготовке боевых кадров. Лекции были секретными, читали их инструктора в штатском. После перевода 3-го бомбардировочного полка на базу Куньсань (Южная Корея), чтение таких лекций было продолжено. В основном они были посвящены поражающим свойствам существующих образцов БО и методам ведения бактериологической войны. О применении БО летчикам говорилось отвлеченно от данного театра военных действий и только в таком аспекте, что это может сделать противник, но параллельно с чтением лекций им делались прививки. Затем их просто поставили перед фактом. В конце декабря 1951 г. на базе появились незнакомые им офицеры, которые участвовали в составлении заданий на полеты и принимали рапорта об их выполнении в оперативном отделе штаба эскадрильи.

          Бактериологические бомбы, разрывающиеся в воздухе, т.е., предназначенные для взрывного рассеивания бактерий и насекомых, сбрасывались с самолетов типа В-26, В-29, F-51, F-84, F-86. Бомбы с парашютом, механически рассеивавшие зараженных насекомых, обычно сбрасывали с самолетов В-26 и В-29. Летчики не проверяли подвеску таких бомб, часовые их к ним не допускали. Бактериологические бомбы подвешивали на крылья бомбардировщиков люди в респираторах и перчатках." Вот по этой ссылке можно прочитать всю статью:
          http://nkorea.narod.ru/fakti/bac.war.html
    3. 0
      29 октября 2017 23:11
      Ну да, при перегрузке 6ж и опасности удара по ведущему пилот Вань-Ю-Шин будет судорожно переводить на корейский русский мат и команду уходить.
      Американцы, к примеру, всерьез считали, что одним из главных плюсов при войне с Японией для них была более короткая усредненная управляющая команда. На английском, средняя команда составляла 7 звуков, против 11 на японскомм.
  3. +5
    22 октября 2017 09:18
    Читал воспоминания наших инструкторов, обучавших бойцов ФРЕЛИМО (Мозамбик) в середине 70-х годов. Так у них самые большие потери были не боевые, а из-за несоблюдения элементарной гигиены. Поэтому применение мух американцами вполне могло быть, дизентерия - это весьма опасно.
    1. +1
      22 октября 2017 14:54
      Цитата: Авиатор_
      Поэтому применение мух американцами вполне могло быть, дизентерия - это весьма опасно.

      Да. Вполне реально. Тем более все работы отрядов 100 и 731, по разработке биологического и бактериологического оружия были вывезены из Китая в Японию и там попали в руки американцев. Вся документация засекречена американцами.
  4. +3
    22 октября 2017 10:09
    Цитата: Авиатор_
    Читал воспоминания наших инструкторов, обучавших бойцов ФРЕЛИМО (Мозамбик) в середине 70-х годов. Так у них самые большие потери были не боевые, а из-за несоблюдения элементарной гигиены. Поэтому применение мух американцами вполне могло быть, дизентерия - это весьма опасно.

    Вполне могло быть, это мягко сказано! У наглосаксов нет морали и каких то общечеловеческих чувств- зомби с долларом в глазах! Примеры тому:зараженные одеяла для индейцев, никому не нужное уничтожение Дрездена, ядрёные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, напалм во Вьетнаме и т.п.
    Так что, этих упырей станется!
  5. Как всегда наши перебарщивали с секретностью. Как можно совместить сов. секретный (на то время) МиГ-15 и китайских пилотов? Я уже не говорю о том, что мы ограничивали перегрузки при маневре крепостью планера, а китайцы - физическими возможностями пилота. В своё время инструктора ХВВАУЛ им. Грицевца были в шоке от вьетнамских курсантов: теряли сознание при 3g! И это после года усиленного откармливания!
    1. +2
      22 октября 2017 12:35
      С арабами тоже самое было. Дело не в количестве съеденного, а конкретных продуктах. На бананах перегрузку не выдержишь, а на хлебе в джунглях не сможешь. Так то попадались в 90х весьма ядрёные вьетнамцы, крепкие и выносливые. Хотя злые языки утверждали, что это последствия оккупаций европейцами. Но всё равно, даже если так, метаболизм у них был другой, даже запах был другой.
      1. +2
        22 октября 2017 18:22
        Цитата: groks
        С арабами тоже самое было.

        Да оно и с Русскими не редкость. Но вьетнамцы это действительно шедевр, в этом плане, сам обучал...
        1. +1
          29 октября 2017 23:39
          Отец примерно то же рассказывал. Он год в 1968 командовал радиолокационной ротой где- то под Ханоем. Потом до 1972 преподавал в нашем училище там же. После посадки вьетнамцев вручную вытаскивали из кабин и они часами отлеживались за брустверами капониров.
    2. 0
      22 октября 2017 12:53
      Интересно,а как держат перегрузки китайские лётчики?Об этом нет информации
      1. +1
        24 октября 2017 09:35
        Цитата: п-к Опарышев
        Интересно,а как держат перегрузки китайские лётчики?Об этом нет информации

        "Что касается подготовки китайских и корейских летчиков, Иван Никитович отзывался о них так: « Вначале это было страшно. Они же строя не могли держать. Быстро нашли причину. Питание китайских летчиков было очень бедным. Что там? Горсточка риса, кусочки моркови. Но недели за три их откормили — и дело пошло на лад. Хотя, по сравнению с нашими, они были намного слабее»."
        https://profilib.com/chtenie/143138/ivan-kozhedub
        -vernost-otchizne-ischuschiy-boya-88.php
        Или этот же автор ЖЗЛ. Кожедуб. https://www.litmir.me/bd/?b=185331
  6. +8
    22 октября 2017 10:33
    Автор, спасибо Вам за рассказ,но позвольте высказать свое мнение по форме рассказа.
    Было бы уместно как-то по - другому сделать вступление. Возможно, какой- то подзаголовок добавить типа:"корейская война глазами автомеханик" или ещё как. Лично я бы для иллюстрации поискать фотографию,где показана работа механиков
    1. +9
      22 октября 2017 11:10
      Вы забыли, что суббота и воскресенье на сайте - дни детско-юношеского творчества.
  7. +16
    22 октября 2017 10:44
    В-29 сбрасывали контейнеры с огромными зелёными мухами

    Крайне интересно
    Про бомбежку свиными тушами слышал
    В другой войне
    1. +2
      22 октября 2017 12:36
      Скорее местная легенда. Биологическое оружие очень трудно поддаётся контролю. Ляпнули бы тогда уж ФОС.
      1. +5
        22 октября 2017 12:51
        Цитата: groks
        Скорее местная легенда. Биологическое оружие очень трудно поддаётся контролю.

        Нет, не легенда, нам даже на уроках НВП об этом военрук рассказывал
      2. Комментарий был удален.
      3. +16
        22 октября 2017 13:13
        На религиозный праздник бомбили.
        По-моему евреи арабов в одной из арабо-израильских войн.
        Так что скорее как издевательство, чем биооружие
  8. 0
    22 октября 2017 20:03
    Ему предложили поехать в командировку. Само предложение было построено так, что не подразумевало отказа.

    Вот это зачем в статье? Сразу резануло глаз. Как-будто под дулом автоматов заставили ехать на войну.
    1. +1
      23 октября 2017 00:08
      Ничего удивительного. В Афганистан тоже предлагали отправиться добровольно. И ты мог отказаться... Но... Ты военный человек и если командование выбрало тебя, ты там нужен.
      1. 0
        23 октября 2017 20:12
        В Афганистан тоже предлагали отправиться добровольно. И ты мог отказаться

        Либо предлагают добровольно, либо есть приказ. Это разные вещи.
        1. 0
          24 октября 2017 07:26
          Цитата: слава1974
          Либо предлагают добровольно, либо есть приказ.

          есть третий вариант, т.н. добровольно-принудительный. Термин родился ещё во времена СССР. В слегка изменённой форме применяется ещё "предложение, от которого невозможно отказаться", сарказм такой, блин!
    2. 0
      29 октября 2017 23:48
      Отцу во Вьетнам тоже предложили ехать. Мама, конечно, была против, но вопрос об отказе просто не стоял. "Дан приказ ему ..."
  9. 0
    23 октября 2017 14:49
    Очень интересно: "мухи", скорее всего, были японским ноу-хау.
  10. 0
    23 октября 2017 15:26
    Американцы часто бомбили аэродромы советской авиации. Перед этим обычно высаживались диверсанты и разведчики, им помогала агентура, завербованная в среде китайцев.


    Прямо таки часто? Очередные басни.
    Что могли бомбить на территории Северной Кореи, где могли присутствовать советские специалисты?
    В число военных объектов на территории Северной Кореи, которые обслуживали специалисты из СССР, входили: три авиационные комендатуры, расположенные в Пхеньяне, Сейсине и Канко для технического обслуживания трассы Владивосток — Порт-Артур; Хэйдзинский разведывательный пункт, станция «ВЧ» министерства госбезопасности в Пхеньяне, трансляционный пункт в Ранане и рота связи, обслуживавшие линии связи с посольством СССР; советские лечебные учреждения, редакция газеты на корейском языке, школа подготовки национальных военных кадров и Сейсинская военно-морская база, насчитывавшая 54 боевых корабля и вспомогательных судна.
    Что пишут про удары по аэродромам Северной Корей американские источники: "Уже на следующий день, 28 июня, четыре В-29 из 19-й группы совершили боевой вылет, бомбя железнодорожную линию к северу от Сеула. 29 июня 9 В-29 по прямому приказу Макартура нанесло удар по северокорейским аэродромам."

    Советские МиГ-15 базировались в Китае - по китайской территории налеты авиации США не производились.
    Кроме нескольких малозначимых эпизодов, которые трудно назвать "частыми".
    - По совместному решению, принятому Советом Безопасности ООН и президентом США Гарри Трумэном, генерал Дуглас Макартур перешел 38-ю параллель. Единственное ограничение, которое было наложено на действия американцев, касалось ВВС — это был запрет на действия на севере за рекой Ялуцзян (Амнонкан), т. е. над территорией Китая.

    Генерал Лобов утверждает, что численность 64-го корпуса никогда не достигала численности 4-го и 51-го истребительных авиакрыльев ВВС США... На пике событий в состав 64-го истребительного авиационного корпуса входило три истребительных авиадивизии, ни одна из которых не достигала штатного состава. Дивизии имели по два, а не по три полка. Кроме дивизий в состав корпуса входил ночной истребительный авиаполк. Из-за того, что все 34 северокорейских аэродрома постоянно находились под ударами американской авиации, использовать их для базирования советских реактивных самолетов не представлялось возможным. Подразделения 64-го корпуса располагались на трех маньчжурских аэродромах: Аньдун, Манпо и, с 1952 г., Тапао.
    Аньдун, Манпо и, с 1952 г., Тапао не бомбились.

    Так что заявление о "Американцы часто бомбили аэродромы советской авиации" - это какой то фейк.
    1. 0
      25 октября 2017 12:08
      Весной 1952 г. B-29 продолжили удары по мостам, сбрасывая свой груз с высоты 1500–2500 м на мосты шириной до 2,5 м. Несмотря на трудные условия, было отмечено 143 попадания только в течение мая, когда на десяти мостах было разрушено 66 пролетов (B-29 по сложным целям использовали бомбы с радиоуправлением). Нейтрализация аэродромов продолжалась, и свыше 400 вылетов было выполнено против северокорейских аэродромов южнее реки Ялу. В течение лета и осени 1952 г. цели менялись, и рейды выполнялись против мостов, центров снабжения, гидроэлектростанций и заводов.
      К концу весны 1953 г. упор снова был сделан на мосты и аэродромы. Между подписанием соглашения о перемирии и его вступлением в силу должен был пройти 12-часовой период; это могло позволить переместить «северянам» большое число самолетов на десять главных северокорейских аэродромов.

      Целью Бомбардировочного командования США было поддерживать эти аэродромы в неработоспособном состоянии, и до самого конца войны B-29 рейдировали над ними ночь за ночью. В самый последний день войны B-29 рейдировали аэродромы Саамчам и Теэчон. 27 июля 1953 г., за 7 часов до прекращения огня, в 15.03 вернулся из полета самолет-разведчик RB-29 из 91-й SRG. В рапорте экипажа отмечалось, что все назначенные Бомбардировочным командованием аэродромы-цели были небоеспособны.

      По данным Генерального штаба ВС России, советские пилоты 64-го истребительного авиакорпуса, воевавшие на МиГ-15, с 24 ноября 1950 г. по 27 июля 1953 г. сбили 1106 самолетов противника. Еще 212 самолетов было сбито огнем зенитной артиллерии корпуса. В плен «северянами» было захвачено 262 американских летчика. Потери советских «добровольцев» составили 335 самолетов и 120 летчиков.
      Северокорейские и китайские пилоты сбили 271 самолет «южан», потеряв 231 свой.

      Необходимо раскрыть и причины боевых потерь. Отметим, что больше половины из 335 сбитых МиГ-15 летчики благополучно покинули.

      Большая доля понесенных потерь — на посадке.
      Аэродромы первой линии (Аньдун, Дапу, Мяогоу) располагались близко к морю, а со стороны моря МиГ-15 заходить на посадку запрещалось. Вот там и сосредоточивались «Сейбры» со специальным заданием: атаковать МиГи над аэродромом. На посадочной прямой самолет находился с выпущенными шасси и закрылками, то есть не был готов отразить атаку или уклониться от нее. Качество техники и уровень подготовки летчика в этой вынужденной ситуации не имели значения.

      http://www.tinlib.ru/istorija/zasekrechennye_voin
      y_1950_2000/p3.php
  11. 0
    29 октября 2017 15:08
    Цитата: Curious

    Это МиГ 15 советских ВВС в Корее.

    Аркадий Сергеевич Бойцов, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза был директором Куйбышевского УПК Авиационно-космического профиля в середине 80-х. Очень скуп был в рассказах о том, за что получил звезду Героя: "...защищал небо Москвы на МиГ-3, а в Корее сбил несколько американских самолетов..."