«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы (часть первая)

70
Некоторое время назад здесь на ВО вышло сразу несколько статей о культурах меднокаменного и бронзового века, но затем информационная «подпитка» темы подошла к концу, и публикация статей по этой теме была приостановлена. Мы рассказали о меднокаменном и бронзовом веке на острове Кипр и тяжких последствиях для его экологии из-за открытых на нем месторождений меди. О том, как в поисках меди люди, а были они выходцами из Передней Азии, так как владели навыками обработки металлов, достигли Кикладских островов, материковой Греции и двинулись дальше на Запад. Там они заселили многие острова, осели в Италии и в Испании, начали во многих местах устанавливать «аллеи менгиров», а в Англии так и вовсе построили Стоунхедж. Но до того, как они во все эти места добрались, они обосновались на острове Крит и создали там высочайшим образом организованную цивилизацию. Естественно, что написано всего о древней критской цивилизации предостаточно. Но вот фотографии… Я не люблю пользоваться фото из Сети, а если и использую их, то в основном это фотографии «паблик домайн», то есть находящиеся в свободном общем пользовании. И причина этого проста: никакие другие фотографии сегодня в своих книгах использовать нельзя, поскольку это является нарушением авторского права. Пришлось отправлять на Крит «фотоэкспедицию», то есть свою дочь с зятем, и вот теперь, когда они вернулись, тема древней бронзы и древней критской цивилизации будет продолжена.


Начнем с географии. Как и всякий остров посреди моря, Крит окружен соленой морской водой. Вот эту картину видели его жители и тысячу, и пять тысяч лет назад. Не будет нас, а эта картина ничуть не изменится…




Сегодня Крит выглядит в основном вот так. То есть вот так там сегодня живут люди.


Это приятное место, где есть где и покупаться, и позагорать, и где даже сейчас в октябре температура воды равна 24 градусам Цельсия. Район города Матала. На фото хорошо видны древние гроты эпохи неолита.

Ну, а начать следует, на мой взгляд, с того, почему, например, никто не сомневается в том, что в древности все мужчины своего племени были воинами. Так ведь об этом говорят погребения. Например, погребения культуры «боевых топоров» от всех прочих тем и отличаются, что в каждой из могил этой культуры был найден сверленый каменный топор. Эта культура, как и многие другие, относится к цивилизациям бронзового века, однако, что кроме топоров и керамики от нее осталось? Известна культура «срубных погребений», есть катакомбная, есть названные по местам их локации – Андроновская и Фатьяновская, культура сейминцев и турбинцев, подарившая миру множество замечательных бронзовых изделий. Одним словом, культур бронзового века ну просто великое множество, так что даже простое их перечисление могло бы занять здесь целую страницу. Можно, разумеется, назвать и цивилизации «речных долин», возникшие на берега Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ, и затем на протяжении многих тысячелетий существовавшие за счет специфического речного орошения (то есть даже не просто орошения, а посредством регулярного разлива этих великих рек).


Однако главное в том, что там в столице острова Ириклеоне находится интереснейший археологический музей, в котором представлены ценнейшие находки археологов, начиная с Артура Эванса. Зная интерес наших читателей к военной истории и артефактам с ней связанным, мы начинаем знакомство с его экспозицией вот с этого фото, на котором вы видите золотую рукоятку минойского кинжала, наглядно подтверждающую мастерство древних критян.


А вот и сам этот кинжал, получивший название «кинжала из Малии» (1800 -1700 гг. до н.э.).

Однако была в Европе цивилизация, которая никакого отношения к рекам не имела вообще, и тем не менее она достигла очень высокого уровня развития. И если на суше известны культуры бронзового века, представители которых передвигались по степям на колесницах, то в бассейне Средиземного моря существовал народ мореплавателей, эту цивилизацию и создавший. Однако эти люди были не только мореплавателями. Они еще и умели строить дворцы!


А вот и макет дворца из Кносса, сделанный из дерева. (Археологический музей Ираклиона).


… и руины этого дворца, ставшие едва ли не самым популярным туристическим объектом на острове.

Речь идет о так называемой Эгейской цивилизации, ставшей по сути дела фундаментом всей последующей европейской культуры и ее первой империей. Причем отметим, что это общее название целого ряда цивилизаций эпохи бронзы периода 3000 – 1000 гг. до н. э., существовавшей как на островах в Эгейском море, на острове Крит, так и в материковой Греции и в западных районах Малой Азии. Раньше ее очень часто называли крито-микенская цивилизацией или культурой, но этот термин не совсем точно отражает исторические реалии, поскольку собственно крито-микенская культура представляет собой лишь часть этой большой общей культуры или цивилизации.

Первые центры Эгейской культуры были найдены Генрихом Шлиманом в Трое (1871– 1873) и Микенах (1876), и Артуром Эвансом на Крите (с 1899). С XIX века было найдено и изучено множество древних памятников, среди которых есть могильники, поселения и даже большие города, например, город Полиохни на острове Лемнос, обнесенный каменной стеной в пять метров высотой, Филакопи на острове Милос; царские дворцы в Трое, на Крите (в Кноссе, Маллии, и Фесте) и акрополь в Микенах. И хотя есть и несколько локальных культур этого региона, например, Кикладская, то есть находившаяся на Кикладских островах, главной, пожалуй, для нас будет все-таки древняя культура острова Крит и самым тесным образом связанная с ним культура города Микены. Их даже вот вместе и называют – крито-микенская культура. Однако критская цивилизация все-таки намного старше материковых культур.

«Они поклонялись быку!» Самая развитая цивилизация Средиземноморья эпохи бронзы (часть первая)

Мраморные идолы с Кикладских островов типа Лурос. Высота их 17.4, 19.3, 22, 21.5, и 18 см. (Национальный Археологический музей, Афины)

Вспомним легенду о похищении царем богов Зевсом дочери Агенора, царя города Тира в Финикии, красавицы дочери по имени Европа. Обернувшись огромным белым быком, он похитил царевну и отправился с ней на остров Крит, где у нее родились три сына: Минос, Сарпедон и Радамант. Минос, как старший, стал первым критским царем, причем его имя со временем сделалось титулом правителя, который стал называться миносом и означать у критян то же самое, что фараон у египтян и басилевс у греков.


Имея «под руками» столь восхитительную легенду, многие художники воплотили ее на своих холстах. Отметился тут и великий Рембрант, и Франческо Альбани, и Гвидо Рени, да всех просто не перечислить. Но мне почему-то больше всего нравится «Похищение» нашего В. Серова. Как-то оно ближе всего к живописной манере древних критян.

Интересно, что раскопки на острове Крит в определенной степени подтвердили достоверность этого мифа. Например, то, что остров был действительно заселен выходцами из Передней Азии. Именно финикийцы приплыли сюда около шести тысяч лет до нашей эры и привезли с собой крупный рогатый скот – больших быков с лироподобными рогами. Раскопки позволили найти здесь самые древние в Европе следы занятия сельским хозяйством, хотя, пожалуй, столь же древние его следы нашли и на острове Кипр в районе поселения Хирокития. Ну а копать на Крите в 1900 году начал британский археолог Артур Эванс, и он же сделал здесь свои самые важные открытия, а еще – придумал название открытой цивилизации – которое дал по имени ее первого царя Миноса.


Кстати, рисовали минойцы мастерски, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрески. Хороши дельфины, не так ли? Но «три красавицы» справа еще лучше, не так ли?!


«Три красавицы» – и ведь это не преувеличение! Да, такими вот они были – эти минойские красавицы, считавшие вполне естественным носить наряды, обнажающие грудь, но почему-то прикрывающие живот и спину. (Археологический музей Ираклиона)

Значение открытий Эванса трудно переоценить. Благодаря им мы узнали, что за четыре тысячелетия именно представители Эгейской цивилизации создали на своем острове первую в Европе процветающую империю. Особый интерес представляют ее центры, которыми являлись несколько больших дворцовых комплексов, переросших затем в города. Были раскопаны дворцы в Кноссе, Гурнии, Като-Закро, Агиа Триаде, Фесте, Амниссе и Маллии. Интересно, что именно кносский дворец строился как резиденция правителя с самого начала и был он обособлен от остального города. Другие дворцы, обнаруженные на Крите позднее, строились так, что по сути вписывались в городскую застройку. Таким был, например, дворец в городе Маллии.


Ну, а эта фреска, известна всем еще по учебнику для 5-ого класса – «Парижанка». Так назвал ее сам Артур Эванс, обнаруживший эту фреску во время раскопок. Сначала эта фреска находилась в одном из помещений на втором этаже Кносского дворца. На ней была изображена сцена ритуального пира, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. К сожалению, сохранился всего лишь маленький фрагмент головы девушки с каким-то большим узлом на ее одежде сзади.

Критяне считали себя морским народом, поэтому свои поселения строили главным образом на побережье, у моря, чтобы легко было до него добираться. На фресках в комнатах дворца очень часты изображения кораблей, рыбаков и рыб, играющих в воде дельфинов и осьминогов. Фукидид – греческий историк V в. до н. э. писал о древних критянах, что царем Миносом был построен могущественный флот, доминировавший на всем Средиземноморье. Археологи тоже обратили внимание на то обстоятельство, что ни один из дворцов не имеет крепостных стен. Нет их и у городов! Это могло означать только то, что жители острова совершенно не боялись своих соседей и считали свой флот самой надежной гарантией безопасности. Естественно, что навыки мореплавания позволяли обеспечивать население острова рыбой, моллюсками и губками. То есть морской промысел играл в хозяйстве древнего Крита очень большую роль.


Впрочем, минойцы рисовали не только дельфинов и своих пышногрудых красавиц. Удивительно, но они рисовали еще и обезьян… Почему удивительно? Африка ведь рядом. Да, конечно, но отчего она синяя?! Фреска с острова Санторин.

Строительство первых дворцов на Крите относится ко II тысячелетию до н. э., но от них сегодня находят разве что фрагменты их фундаментов. Крит находится в сейсмоопасной зоне, землетрясения там не редкость, поэтому изучая их ученые доказали, что самые ранние постройки острова простояли на нем всего лишь 300 лет, после чего обрушились. На основе данных раскопок принято также выделять два «строительных периода» – период Старых дворцов (II тысячелетие — XVII в. до н. э.) и период Новых дворцов (XVII–XV вв. до н. э.). Причем показательно, что едва только старые здания разрушались, как на их развалинах жители острова тут же начинали строить новые – причем еще более монументальные и роскошные. Хотя и «самые первые» дворцы были построены отнюдь не на пустом месте. Под Кносским дворцом, например, был обнаружен культурный слой десятиметровой толщины, где были найдены предметы за несколько тысяч лет.


Критяне-минойцы создали совершенно необычный вид колонны – она у них почему-то расширялась вверх, а не вниз!

Что касается дворца в Кноссе, то его принято считать самым крупным. Именно в нем, по мнению ученых, как раз и мог жить известный нам по легенде царь Минос. И отсюда же родилась легенда о Лабиринте, потому что этот дворец и в самом деле представляет собой лабиринт из комнат и дворов, строившийся на протяжении четырех с половиной столетий – с 1900 до 1450 г. до н. э. Общая площадь дворца – около 16 тыс. кв. м, а состоит он из почти 300 разных комнат. В самом этом здании и на территориях вокруг него могло жить до 30 тыс. человек. Так что совсем неудивительно, что чужеземцы, видевшие это сооружение, бывали им просто потрясены, поскольку сегодня даже его руины и те производят неизгладимое впечатление.

Так что и миф о Минотавре мог быть вполне навеян некими реальными событиями. Огромный дворец, со множеством комнат, где можно было так легко заблудиться, превратился в нем в мрачный лабиринт. Ну а существовавший на Крите культ быка стал основой истории о чудовище, которому аборигены приносили человеческие жертвы. На одной из найденных печатей хорошо видно изображение пляшущего Минотавра, из-под рогов которого видны человеческие волосы. То есть это не кто иной, как персонаж ритуального танца. Вполне возможно, что он символизировал быка, которого затем убивали, так что вполне возможно, что судьба правителей Крита в то время могла быть весьма трагической. То есть трон они получали на время, пользовались абсолютной властью, а затем умерщвлялись ради общего блага.

Что же касается общей хронологии истории древнего Крита, то в ней выделяется три периода:
раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): когда на острое еще господствовали родовые отношения, происходило освоение металлургии и возникали зачатки ремесла, шло развитие мореплавания, а уровень развития сельского хозяйства уже был сравнительно высоким;
среднеминойский период (XXII–XVIII вв. до н. э. – время «старых», или «ранних», дворцов): возникновение первых государств в разных частях острова, монументальные дворцовые комплексы, появление наиболее ранних форм местной письменности;
позднеминойский период (XVII–XII вв. до н. э.), в это время происходит расцвет древней минойской цивилизации, и создается критская морская держава во главе с царем Миносом, и идет широкая торговля по всему бассейну Эгейского моря. Происходит расцвет монументального зодчества (строятся «новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте), и устанавливаются активные контакты с другими древневосточными государствами.

Мощная природная катастрофа в середине XVI в. до н. э. (ее еще называют «минойским извержением») вызывает упадок минойской цивилизации, вследствие которого остров завоевывают ахейцы. То есть это легендарные ахейцы Гомера не только разорили столь же легендарную Трою, но и уничтожили всю минойскую цивилизацию. Что от нее передалось микенской культуре материковой Греции и это, несомненно. Но в XII в. до н. э. на ее земли в очередной раз вторгаются иноземцы – на этот раз это дорийские племена, что приводит микенскую государственность к гибели, началу в Греции темных веков и всего последующего исторического периода.


Кожаный шлем, обшитый кабаньими клыками, описанный в «Илиаде», был найден археологами здесь на Крите в гробнице Катзамбас. (Археологический музей Ираклиона)

Когда мы говорим о развитии эгейской цивилизации, нужно отметить, что оно происходило неравномерно, а ее центры знали как эпохи падений, так и расцвета. Прежде всего отметим, что цивилизации в районах западной Анатолии и Средней Греции в своей основе имели местный неолит; а вот на островные культуры в восточной части Эгейского моря очень большое воздействие оказала цивилизация Трои. Здесь уже в 3000–2000 гг. до н. э. были построены города, укрепленные стенами и башнями, с храмами и общественными зданиями. А в материковой Греции – в конце 2300–2000 гг. до н. э.; а вот на Крите никаких крепостей археологи не нашли.

Примерно около 2300 г. до н. э. район полуострова Пелопоннес и земли северо-западной Анатолии переживают военное вторжение, доказательством чему являются следы пожаров и разрушений в соответствующих культурных слоях. Считается, что эти захватчики были индоевропейского происхождения. Причем последствия их вторжения были таковы, что в период 2000–1800 гг. до н. э. под их влиянием материальная культура материковой Греции, Трои и некоторых островов заметно изменилась.


Бронзовые кинжалы, найденные на Крите, ок. 2600 – 1900 гг. до н.э. (Археологический музей Ираклиона) Как видите, металл в то время был в цене. Поэтому люди додумались до того, чтобы лезвие делать отдельно, а рукоятку – отдельно, а уже потом соединять их на заклепках.

А вот до Крита пришельцы не добрались, и там в это время продолжала развиваться древняя минойская цивилизация. В 2000–1800 гг. до н. э. там появляется иероглифическая письменность, а начиная с 1600 до н. э. – линейное письмо А.


Образец линейного письма А, XV в. до н.э. (Археологический музей Ираклиона)

Средний бронзовый век (2000–1500 гг. до н. э.) в данном регионе считается периодом наибольшей культурной консолидации всей цивилизации Эгейского региона, о чем говорит определенное единство ее материальной культуры – это и образцы керамики, и конечно, найденные археологами металлические изделия.

Около 1600 до н. э. Греция в очередной раз переживает военное вторжение. Возможно, это и были ахейцы – народ, использовавший боевые колесницы. В результате здесь возникают небольшие государства с центрами в городах Микены, Тиринф, и Орхомен. Однако Эгейская цивилизация не погибла. Напротив, коренные критяне продолжали играть важную роль в микенской Греции, где выступали кем-то вроде современных культуртрегеров.


Часть золотых предметов из находок в Микенах. (Национальный археологический музей, Афины)

Около 1470 до н. э. Крит очень сильно пострадал от вулканического извержения на острове Санторин, после которого на острове отмечено появление ахейского (микенского) населения, принесшего с собой новую культуру и использовавшее линейное письмо Б.


Образец линейного письма Б с описанием администрации дворца в Кноссе. (Археологический музей Ираклиона)

С 1220 г. до н. э. вся эгейская цивилизация переживает серьезный внутренний кризис, отягченный вторжением дорийских племен и «народов моря», после которого эгейская цивилизация полностью исчезла, коренное население Крита было ассимилировано греками уже в IV–III вв. до н. э.


На Крите вечер…

Продолжение следует…
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    23 октября 2017 07:20
    Статья супер
    История и археология
    Качественный текст и прекрасные иллюстрации
    Меня всегда интересовало - а был ли на самом деле Минотавр? Ведь дыма без огня не бывает...
    Успехов автору с новым циклом статей good
    1. +4
      23 октября 2017 09:19
      Цитата: XII легион
      Меня всегда интересовало - а был ли на самом деле Минотавр? Ведь дыма без огня не бывает...

      Попробуйте повнимательнее посмотреть на герб Меровингов с изображением бычьих рогов. Эти, по сути северные поморы, основатели государства Франков, чьи потомки позже правили Англией в качестве королевской семьи династии Стюартов. Принцесса Диана также являлась дальним отпрыском того-же дома Стюартов, кстати имеющая большие права на Английский трон чем сегодняшняя правящая династия, - в чём состоит одна из глубинных причин ненависти сегодняшней правящей династии к принцессе Диане.
    2. +2
      23 октября 2017 09:44
      Поддерживаю пожелание
      1. +18
        23 октября 2017 11:34
        Я имел в виду - в прямом смысле.
        Не на гербах и т.п. С династиями и гербами понятно.
        Был ли в реальности человек-минотавр, эдакий мутант? Вот что интересно.
        Природа очень часто бывает игрива
        1. +10
          23 октября 2017 11:51
          Природа очень часто бывает игрива

          Природа она такая, но не до такой же степени. lol
          А вам известна легенда происхождения Минотавра? Знаете чей он был сын по легенде?
          1. +17
            23 октября 2017 12:09
            Вот и я о том же
            1. +13
              23 октября 2017 12:23
              Вполне возможно у жены Миноса Пасифаи и родился сын с отклонениями, держали в нижних покоях, которого не показывали никому особо. А учитывая культ быка, родились подобные легенды.
              1. +18
                23 октября 2017 12:52
                Вполне возможно у жены Миноса Пасифаи и родился сын с отклонениями, держали в нижних покоях, которого не показывали никому особо.

                Прочитали мои мысли)
                Ребенка царского рода умерщвлять не стали. Возможно стал подрастать и доставлять проблемы - особенно если внешность нестандартная. Для него Лабиринт и построили. С кормежкой и охотой.
                Кстати - к вопросу об источниках. Значит мифам тоже иногда стоит верить
                1. +12
                  23 октября 2017 14:41
                  Значит мифам тоже иногда стоит верить

                  Я думаю, мифы возникают не на пустом месте. Всегда есть изначальная информация, а дальше всё на фантазии пересказчиков строится. Чем она богаче, тем интереснее результат. wink
                  1. +18
                    23 октября 2017 16:47
                    Полностью с Вами согласен
    3. +12
      23 октября 2017 12:01
      "а был ли на самом деле Минотавр?"///

      Про Минотавра не знаю, а скелет единорога нашли
      не так давно в Казахстане. Были такие вымершие звери с одним рогом на лбу.
      Правда, похожи были больше на быков, а не на лошадей.
      1. +1
        24 октября 2017 12:01
        Это древний носорог.
        Думали, что «сибирский единорог» вымер около 350 тысяч лет назад.
        Однако радиоуглеродный анализ (лаборатория Университета Белфаста) показал только 26 тыс. лет.
        Так что человек мог с ним встречаться.
        Поэтому изображенных на наскальных рисунках единорогов не стоит считать фантазией наших предков. Скорее всего, прототипом мифического единорога был именно носорог-эласмотерий.
  2. +12
    23 октября 2017 08:19
    Интереснейшая, загадочная цивилизация.. Спасибо автору за напоминание о ней. Интересны сцены из ее жизни в книге Ефремова "На краю Ойкумены."
    1. +1
      23 октября 2017 08:55
      Цитата: Ольгович
      .. загадочная цивилизация..

      Но почему загадочная? Ведь о ней достаточно много известно, правда публикаций действительно "кот наплакал", что вовсе не удивительно, ведь она сама по себе очень древняя и поэтому невольно конкурирует с другими, уже выдуманными цивилизациями, посему не входит в первоочередные приоритеты на своё освещение.
      1. +14
        23 октября 2017 09:57
        Если бы "коты так плакали" по всем эпохам - библиотеки пришлось бы расширять. Одна британская библиография чего стоит... а есть еще обширная немецкая, да и наша тоже.
        1. +2
          23 октября 2017 10:33
          И почему-же тогда так мало информации о более ранней культуре, о культуре предшественнице Критской цивилизации, о цивилизации более древней "Трипольской культуры". А ведь в ней уровень развития был не меньше. Здесь вспоминаю их трёхэтажные жилые постройки, культура которая до сих пор осталась к примеру у венетов Швейцарии, да видел такие дома и в других древнейших городах запада.
          1. +13
            23 октября 2017 10:53
            Локальная культура - и что в ней великого? Таких было много!
            1. +2
              23 октября 2017 12:50
              Цитата: kalibr
              Локальная культура - и что в ней великого? Таких было много!

              А вот это уже явная сверхнаглость! Вся современные культуры Асии (Asia), Азии, или как сейчас по дурацки безграмотно говорят Евразии имеют основу именно оттуда. Её возраст теоретически может достигать 9-ти тысяч лет и более, во всяком случае по календарю 7526-ое лето. Эта культура старше шумерской (6-8 тыс. лет), анатолийской культуры хетов (4 тыс. лет), Индии (3200 лет) уж тем более современного Китая, да и высокоразвитой арийской (земледельческой) империи Персов (2700 лет). Все более старые культуры уже давно практически деградировали, возможно и вероятно из-за деградации мозга носителей их культур К примеру недавно обнаруженная деградация человека до уровня обезьяны, в период 5-7 миллионов лет назад. Что делать - простые законы биологии, "Баунти" на ветке не требует больших затрат работы мозга, отсюда многие проблемы южных культур, то есть деградация. Но а так как СМИ (и академий) всего Мира на сегодня принадлежат как раз представителям южных культур, вот такая вот неописуемая сверхнаглость что здесь, что повсюду и проявляется.
  3. +15
    23 октября 2017 08:44
    Спасибо. Интересно. Эти фотографии как бы дополняют главы романа Мари Рено "Тезей". точнее той части, где описывается пребывание Тезея и команды журавлей на Крите. Да и трактовка мифа о Тезее, в изложении Мари Рено довольно интересна. А в общем-вы затронули такой пласт истории человечества, на описание которого одной жизни не хватит. Я имею ввиду историю Средиземноморских цивилизаций.
    1. +14
      23 октября 2017 09:58
      Возможно удастся протолкнуть монографию по этой теме. Очень поверхностную, но тем не менее. Скрестим пальцы.
      1. +14
        23 октября 2017 10:48
        Цитата: kalibr
        Возможно удастся протолкнуть монографию по этой теме. Очень поверхностную, но тем не менее. Скрестим пальцы.

        С богом и удачи.
  4. +1
    23 октября 2017 08:50
    Однако критская цивилизация все-таки намного старше материковых культур.

    Фантастика! Неужели вся в сумме крито-минойская культура старше "Трипольской культуры", ведь той более 7 тысяч лет, о чём говорит даже наш недавно отменённый (в 1700-ом году) календарь. Считаю слишком смелым такое утверждение автора, тем более что существует довольно обоснованная версия что вся эта "крито-минойская цивилизация" просто отпрыск как раз "Трипольской цивилизации".
  5. +19
    23 октября 2017 09:30
    Критяне считают себя особенными греками - это я понял побывав на острове. А прочитав эту интересную статью я понял почему.Слава минойским красавицам и удачи автору.
    1. +2
      23 октября 2017 09:45
      Цитата: Островский
      Критяне считают себя особенными греками .. Слава минойским красавицам ..

      Учтите, сами "греки", точнее жители Эллады, сами по себе по времени появились там значительно позднее расцвета и упадка цивилизации Крита, нынешние греки практически полностью сменили предыдущий этнос. Так что к какому этносу могут относиться как Вы говорите "минойские красавицы" - вопрос не однозначный.
  6. +3
    23 октября 2017 09:36
    "Однако критская цивилизация все-таки намного старше материковых культур".
    Да, Вячеслав Олегович! Эта фраза получилась двусмысленной. Если Вы имели ввиду Эгейские материковые цивилизации (Греция, Анатолия), то вопросов нет. Если же материковые культуры вообще - venaya имеет полное право обрушиться на Вас с критикой.
    1. +14
      23 октября 2017 10:01
      Цивилизация и культура - разные понятия. Есть культура папуасов Новой Гвинеи, но нет новогвинейской цивилизации папуасов.
      1. Комментарий был удален.
  7. +15
    23 октября 2017 10:02
    "три красавицы" они действительно хороши. А дельфины как качественно нарисован и не скажешь,что им ТЫСЯЧА лет. Смотрю на такие рисунки и думаю: в ту пору какие художники,а теперь....Не знаю как других,а меня воротит от различных модернизировать, кубизмов. Мне приятнее картины:Шишкина,Серова или Левитана,а Шагалы или Церители мне фиолетово
    1. +14
      23 октября 2017 10:22
      Мне нравится, например, Гоген, его таитянская серия, классические импрессионисты. Но женщины в виде оранжевых кубов не нравятся...
      1. +1
        23 октября 2017 22:44
        Несомненно, таитянский цикл Гогена и "Похищение Европы" Серова имеют одни корни. Вобще, Серов - очень неоднозначная и многогранная личность. Очень сильный и твердый в своих убеждениях человек. Уважаю!
  8. +14
    23 октября 2017 11:56
    Да, минойская цивилизация была мощнейшей.
    "Три красавицы" - уровень живописи люкс.
    Я живу рядом, а до Крита не добрался, все откладываю "на потом", на пенсии
    1. +2
      23 октября 2017 21:16
      Ну, это нормально. В январе лечу в Эйлат, а в Новгороде не был ни разу.
      1. Комментарий был удален.
        1. +1
          24 октября 2017 05:00
          Благодарю за предупреждение, этот момент я упустил из виду.
      2. +12
        24 октября 2017 07:46
        Будете в Эйлате сходите в их городской музей: расположен на пересечение улиц Дерех ха-Арава и Дерех Йотам. Там нет древностей, но он интересный, очень. Неподалеку кибуц Альмог и там уникальный Музей книги, где выставлены знаменитые Кумранские свитки. Там надо побывать обязательно. Объяснить, что вы российских журналист, но забыли карточку дома, попросить сфотографировать эти свитки )без вспышки!). попросить сфотографировать не тьолько экспозицию, но и запасник - сколько их ТАМ. А потом все это... прислать мне!!! И мы в соавторстве сделаем статью! Мой текст - Ваши фото!!!
        1. Комментарий был удален.
          1. +10
            24 октября 2017 10:25
            Спасибо, я знаю. Но "цифра" это одно, а "живые" фото артефактов - другое. Пусть даже и копии...
        2. 0
          24 октября 2017 20:16
          Вячеслав Олегович! Буде сложится, я вам эти фотки задарю. Просто я - принципиальный противник тимбилдинга, имею негативный опыт. А за совет - спасибо!
          1. +2
            25 октября 2017 19:54
            Я Вам буду очень признателен, но работа выйдет на нашими двумя подписями - это обязательно. Или в конце будет указано: автор благодарит за.... такого-то...
  9. +2
    23 октября 2017 12:41
    Лет 15-20 ни чего не читал по этой теме и похоже ни чего прорывного не откопали за это время и с расшифровкой письменности дело не двинулись.
  10. +17
    23 октября 2017 14:11
    С 1220 г. до н. э. вся эгейская цивилизация переживает серьезный внутренний кризис, отягченный вторжением дорийских племен и «народов моря», после которого эгейская цивилизация полностью исчезла

    Всю историю:
    А) Внутренние кризисы
    И
    Б) Вторжения
    Интересно написано
    И показано тоже
    Цивилизация знаковая
    И значимая
    hi
  11. +1
    23 октября 2017 17:40
    Крит - маленький остров, его культура - тупиковая ветвь европейской цивилизации, особого интереса не представляет. Вклад в историю внесла материковая Греция, а не Крит.

    Население Крита в своей основе (40%) - выходцы из Африки, хамиты (гаплогруппа E), приплывшие на остров в конце последнего ледникового периода 10-12 тысяч лет назад. В дальнейшем на остров вторгались иллирийцы (гаплогруппа I) с запада и северные семиты (J2) с востока. Генетический состав населения Крита аналогичен материковой Греции, за исключением отсутствия на острове в значительных объемах выходцев с севера - ариев (R1a) и кельтов (R1b), представленных в материковой Греции.

    В общем - мелочь пузатая, "неуловимый Джо", так сказать.
    1. +4
      23 октября 2017 19:25
      Позвольте с Вами не согласиться!
      Крито-Микенская культура одна из первых морских цивилизаций. Историки не зря отмечают отсутствие крепостных стен, за редким исключением. Флот, основа мощи данного государства. Именно Криту приписывают первое деление кораблей на военные и торговые, первый таран, первые двухрядные корабли (диремы), первый двухвесельный руль и даже косой парус (хотя тут спорно). Откуда источник, крито-микенцы действительно красиво рисовали. Дарийцы и Ахейцы победили, конструкторская мысль сделала шаг назад. Но греки Эллады начав с унирем (однорядных) кораблей, обтянутых кожей начинают применять забытые технологии крита. Сначаль на греческих судах, появляется гладкая обшивка (в европе она найдет свое применение спустя два тысячелетия), потом таран. В войне с персией уже участвуют триремы, позже появляется двухвесельное рулевое управление. В битве при Саломине греки показали себя более чем достойными учениками и уже сами оспаривали у финикийцев статус морского могущества.
      1. +2
        23 октября 2017 19:44
        Не позволю laughing

        По простой причине - индоевропейский язык, на одном из диалектов говорят греки, в своей основе имеет арийский язык, а прямыми потомками арийцев из числа европейцев являемся только мы, славяне. Иначе говоря, вклад наших предков в современную цивилизацию - базисный. Греки/римляне/германцы - вторичны.

        Родной язык хамитов - берберский, родной язык кельтов - басский, родной язык индийцев - дравидский, родной язык анатолийцев и жителей Иранского нагорья - нахский. То, что сейчас эти народы говорят на чужом языке, "заслуга" арийских завоевателей.

        Тоже самое и с базисом европейской культуры: в основе греческой мифологии и религии лежит арийская мифология и религия, иначе говоря, Геракл и Прометей - искаженные имена героев арийских легенд.

        Именно наши предки заложили основы современной цивилизации, а не всякая прибрежная мелочь с островов Эгейского моря.
        1. +3
          23 октября 2017 21:03
          Крито-Микенская культура возникла и развивалась как морская цивилизация Средиземного моря. К приходу греков Дарийцев, критская цивилизация пала. Фактически третья волна "арийских" захватчиков пришла на руины. Более того коренных жителей Крита, к тому времени ассимилировали представители второй волны "арийцев" Ахейцы. Не те и не другие не были прямыми приемниками морских традиций Крита. Возможно ими были Финикийцы, а может быть и нет. Вопрос дискуссионен. Но сначала Ахейцы, а потом Дарийцы взяли ряд передовых на то время морских хай-тек идей. Если герои Гомера "рассекали" на псевдобайдарках, то его внуки уже плавали на стовеселных униремах, по образу и подобию критских кораблей. С падением Крита, начинается всплеск морских походов Египта, морская слава Финикийцев, этрусков и позже греков. Я сторонник континентальной теории развития цивилизации. Во всех сражениях древности сначала побеждала фаланга, потом шахматный порядок легиона.
          Но отрицать каплю романтики воспетой Гомером в Одессее и Иллиаде глупо. Более того сами греки не приписывали себе морское могущество, знания судостроительства и мореходства, они честно называли своих учителей жителей крита и финикийцев.
          1. +2
            23 октября 2017 21:53
            Речь идет о арийском базисе современной цивилизации - едином индоевропейском языке и культуре.

            При этом не надо упрощать - базис не славянский, а именно арийский. Но, с другой стороны, арии имеют в Европе (центре современной цивилизации) единственных прямых потомков - нас.

            Кредит доверия, однако.
    2. +1
      24 октября 2017 04:46
      Может вы просто там не были? Когда греки сидели на деревьях, критяне строили дворцы , у них была канализация, и они ходили на кораблях по всему Средиземноморью.
      1. 0
        24 октября 2017 08:51
        А вы видели, что представляет собой "дворец" на Крите (скопище малометражных комнат, расположенных в хаотическом порядке)? Арийский Аркаим, построенный в тоже время, даст ему сто очков форы.

        Пока крайне малочисленные критяне резвились в средиземноморской луже, арии на боевых колесницах завоевали Центральную Азию, Анатолию, Иранское нагорье и Индию, ассимилировав в языковом и культурном отношении местное население.
        1. +3
          24 октября 2017 13:06
          О чем вы говорите. Только один кносский дворец представляет собой грандиозное многоэтажное сооружение. Я там был. Даже Эванс не смог его до конца испортить. Аркаим - это убогий загон для скота, в котором коровы жили вместе с арийцами в одном сарае.

          Мои любимые дельфины. А где в Аркаим хоть что то подобное.
          1. 0
            24 октября 2017 15:16
            Два дверных проема на заднем фоне - случаем не общественный туалет, не?

            "Дворцовое" помещение на фото - точь в точь в размер комнаты в моем деревенском доме из бруса. У меня там ещё по стенам копии картин французских импрессионистов развешаны - декоративные дельфины из Кносса отдыхают.

            Аркаим, в отличие от Кносса, и не претендует на статус дворца - для Аркаима характерно то, что арии даже сугубо утилитарные временные сооружения делали с размахом и с четким архитектурно-планировочным решением. Берберам-декораторам с Крита до них как до Луны.
  12. +1
    23 октября 2017 19:05
    Спасибо за статью. Хочу добавить для автора, что материковые греки не минойцам, не троянцам никакими родственниками не являлись.
  13. +3
    23 октября 2017 21:01
    Крито-Микенская культура возникла и развивалась как морская цивилизация Средиземного моря. К приходу греков Дарийцев, критская цивилизация пала. Фактически третья волна "арийских" захватчиков пришла на руины. Более того коренных жителей Крита, к тому времени ассимилировали представители второй волны "арийцев" Ахейцы. Не те и не другие не были прямыми приемниками морских традиций Крита. Возможно ими были Финикийцы, а может быть и нет. Вопрос дискуссионен. Но сначала Ахейцы, а потом Дарийцы взяли ряд передовых на то время морских хай-тек идей. Если герои Гомера "рассекали" на псевдобайдарках, то его внуки уже плавали на стовеселных униремах, по образу и подобию критских кораблей. С падением Крита, начинается всплеск морских походов Египта, морская слава Финикийцев, этрусков и позже греков. Я сторонник континентальной теории развития цивилизации. Во всех сражениях древности сначала побеждала фаланга, потом шахматный порядок легиона.
    Но отрицать каплю романтики воспетой Гомером в Одессее и Иллиаде глупо. Более того сами греки не приписывали себе морское могущество, знания судостроительства и мореходства, они честно называли своих учителей жителей крита и финикийцев.
    1. +1
      24 октября 2017 05:11
      Стовесельная унирема? Не великовата длинна корабля выходит?
      1. +3
        24 октября 2017 05:56
        "Линокор" - эпохи до начала греко-персидских войн. Первый раз упомянуты во флоте диктатора Самоса. Последний при сражении у устрова Либос. Позже униремы использовались в торговом и вспомогательном флоте, но пятидесяти рядные корабли греки не строили, достаточно было 25 и 30 рядных судов.
        По длине, 100 весел, 50 рядов. 75 см. на один ряд. Примерная длина корабля 40-45 метров. К слову, триремы и даже пентаремы имели сходные размеры, но более высокий надводный борт. Длина весла немного более 4 м, как на современных спортивних лодках.
        1. +2
          24 октября 2017 19:49
          Вы, вероятно, разбираетесь в предмете, а я не учел средний рост человека в описываемый период и заложил в расчет метр на ряд, + носовая и кормовая часть..., вышло 65-70 метров, валкая конструкция, особенно при бортовой волне.
          1. +1
            28 октября 2017 20:38
            Необходимо помнить, что греческие военные корабли имели большое соотношение длины к ширине примерно 1/8. Корабли были плоскодонные и достаточно легкие. Даже при повреждении корпуса часто не тонули. Снаряжения было мало, баласт составляли амфоры с водой и зерном. В связи с чем интересна сама идея посадить не второго гребца рядом на одно весло, а в шахматном порядке выше. Причем если был третий ряд (например трирема) то упор весла делался на вынесенном борту (решетки) как у современных спортивных гребных шлюпках.
  14. +5
    23 октября 2017 22:58
    "Под Кносским дворцом, например, был обнаружен культурный слой десятиметровой толщины, где были найдены предметы за несколько тысяч лет."
    И кто же был там до них?
  15. +5
    23 октября 2017 23:22
    Цитата: Оператор
    Не позволю laughing

    По простой причине - индоевропейский язык, на одном из диалектов говорят греки, в своей основе имеет арийский язык, а прямыми потомками арийцев из числа европейцев являемся только мы, славяне. Иначе говоря, вклад наших предков в современную цивилизацию - базисный. Греки/римляне/германцы - вторичны.

    Родной язык хамитов - берберский, родной язык кельтов - басский, родной язык индийцев - дравидский, родной язык анатолийцев и жителей Иранского нагорья - нахский. То, что сейчас эти народы говорят на чужом языке, "заслуга" арийских завоевателей.

    Тоже самое и с базисом европейской культуры: в основе греческой мифологии и религии лежит арийская мифология и религия, иначе говоря, Геракл и Прометей - искаженные имена героев арийских легенд.

    Именно наши предки заложили основы современной цивилизации, а не всякая прибрежная мелочь с островов Эгейского моря.

    А чем, интересно, германцы не угодили?
    1. 0
      24 октября 2017 09:02
      Нынешние германоязычные народы, равно как и романоязычные - это бывшие баскоязычные кельты, ассимилированные в языковом и культурном отношении ариями-киммерийцами в начале 1 тысячелетия до н.э.

      До Апеннин у киммерийцев руки не дошли, но вместо них на индоевропейский лад местные племена переформатировали этруски - северные семиты, выходцы из под Трои, по которым ранее прошлись митаннийские арии.
      1. +5
        24 октября 2017 11:01
        Ну, да. Например, датский язык - где там следы "киммерийцев"? Или шведский? belay
        1. 0
          24 октября 2017 11:18
          До Скандинавии (малонаселенной страны с суровым климатом) киммерийцы (выходцы из Причерноморья на колесницах) не добрались.

          Зато все выходцы со Скандинавского полуострова (готы, англы, саксы, нормандцы) были переформатированы на индоевропейский лад местными кельтами, с которыми до этого "поработали" киммерийцы.
  16. +11
    24 октября 2017 10:22
    Цитата: Оператор
    Арийский Аркаим, построенный в тоже время, даст ему сто очков форы.

    По сравнению с Кносским дворцом (по площади) - весь Аркаим не дотягивает даже до общей площади кносских сортиров.
    1. +6
      24 октября 2017 11:09
      Зато синташтинская культура - это 22 только известных "аркаима" на огромной площади, равной, наверное, 20-ти Критам. Вот это мощь! laughing
      1. +2
        25 октября 2017 20:01
        И что от нее осталось? Никто, кстати, и не спорит, что на просторах Евразии существовали высокоразвитые культуры роль которых в развитии человечества была очень велика. Но утверждать, что какие-то культуры - отстой, тупик - это не серьезное заявление неофита, открывшего для себя тот же Аркаим. Таких Аркаимов было много в разных местах. А вот минойская культура по многим параметрам уникальна. Это мнение историков мирового уровня, поколебать его... сложно.
        1. 0
          25 октября 2017 20:07
          Индия, однако.
    2. 0
      24 октября 2017 11:24
      Цитата: kalibr
      По сравнению с Кносским дворцом (по площади)

      Кносский "дворец" (постоянное сооружение, которое критские горцы лепили несколько тысяч лет) в архитектурно-планировочном отношении полный отстой по сравнению с Аркаимом (временным сооружением кочевых ариев на пути из Причерноморья в Индию и на Иранское нагорье).

      Таких аркаимов на транзитном пути ариев из Европы в Азию были десятки, если не сотни.
    3. +1
      24 октября 2017 15:22
      Цитата: kalibr
      до общей площади кносских сортиров

      У вас есть шанс ознакомиться с размерами сортиров в Кноссе - см. фото Moskovit'a. Но в одном можно с вами согласиться: Кносс - большой общественный клозет, декорированный аляповой деревенской росписью.

      Реконструкция Аркаима из Страны Городов

      1. +2
        25 октября 2017 20:00
        Ненаучная фантастика - вот что это за реконструкция. Не хватает еще реконструкции Гипербореи и прямого моста между ними.
  17. 0
    25 октября 2017 18:09
    Кто построил Аркаим неизвестно и наверное никогда не будет.
  18. +3
    25 октября 2017 19:58
    Цитата: Moskovit
    Аркаим - это убогий загон для скота, в котором коровы жили вместе с арийцами в одном сарае.

    Это Вы хорошо заметили. Пусть по четкому плану, но все равно -загон. Кносс - без плана, но все равно - дворец. В этом вся разница!
  19. Комментарий был удален.
    1. +2
      25 октября 2017 20:19
      Звиняйте - 550 лет, Кносс был уничтожен пожаром при очередном завоевании.

      Самое смешное, что и Аркаим простоял сопоставимый период времени - около 250 лет и был также уничтожен пожаром, но в плановом порядке - арии опять ушли в миграцию (в направлении Ирана и Индии), поэтому вынесли из города все ценные вещи и затем подожгли его. Деревянные перекрытия между этажами и крыша сгорели, а атмосферные осадки в течении нескольких десятилетий до основания разрушили глинобитные стены.
      Поэтому почти все артефакты в Аркаиме найдены в пригородных захоронениях его жителей, за исключением черепков битой керамической посуды, которые нашли в периметре городских стен.
  20. +1
    25 октября 2017 21:33
    То что Аркаим построили арии это гипотеза не имеющая доказательств.
  21. +1
    24 ноября 2017 08:26
    Спасибо автору за фотоотчёт, но вот матчасть надо учить. Вторжение Дорийских племён и вызвало, по современным данным, движение народов моря и в частности пеласгов.