Military Review

Army boost. Part of 4

9
The 16 corps, having reached Kozienice, engaged the enemy - and in time, because the 17 corps was ousted by the enemy counterattack from the Kozienice forests. Towards the evening of October 10, more than an enemy infantry regiment, supported by artillery, attacked the right flank of the 41 Infantry Division. In the center, the division was attacked by the Germans, and by superior Austrians on the left flank, and retreated to the line of Nov. and Star. Khinov (6 km from the river).


The introduction of the 16 corps to support the 17 th, rolled to Kozienice, was a timely decision of the commander.

In turn, the October Grenadier Corps 11 was ordered to turn south to Glovachev. By the night of October 11, the grenadiers occupied only a small bridgehead in 5 - 6 km from the river. Only the avant-garde (7-th Grenadier Regiment) and the cavalry moved to contact with the enemy.

The army commander expressed fair dissatisfaction with the lack of energy to move the corps from the river.

By October 12, after a stubborn battle, the grenadiers advanced kilometers on 15, but the counter-attack of the enemy were driven back on 10 kilometers.

This situation led to the request of A.E. Everta to the commander of the right-flank 5 Army (now the North-Western Front) P. A. Pleve about the direction to the area south of r. Pilica (to assist the Grenadier Corps) is not less than a division.

Assistance to the grenadiers was provided by parts of the 5 Army Corps. Four days continued hard heavy fighting in the forest belt of the left bank of the Vistula.

On October 14, the commander of the 4 Army issued directive No. 2547: “By the heroic efforts of the 4 and 9 armies, the enemy’s stubborn resistance west of Kozienice, Ivangorod and Novo-Alexandria has been broken. The enemy retreats to the line Yedlinsk, Radom, Ilzha, Ostrovets. The aim of the next actions of the 4 and 9 armies is to capture Radom and purify Radomsky from the enemy with the closest assistance of the 5 Army of the North-Western Front ... ”.

On October 15, it was prescribed to continue pursuing the enemy and, persistently pushing him with the vanguards, to achieve the main forces: the Grenadier Corps of the Karlubek Stary line, Yedlinsk, and the remaining corps - the Patsynka River.

October 13 P. Hindenburg ordered the retreat of the German 9 Army to Silesia. On the night of October 14, P. Hindenburg and the Austrian 1 Army Commander V. Dunkl began to retreat.

Germanic sources admit that the push to retreat was given by the German-Austrian breakthrough in the Grabov - Glovachev sector 12 - 14 of October - a breakthrough was carried out by the corps of the 4 Army A. A Everta. But do not forget about the efforts of the "weights" that outweighed the balance of military equilibrium - the 7 Infantry Division of the 5 Army 5 Army Corps, which supported the grenadier and energetically joined the battle at Grabov.

What conclusions should be drawn from the results of the considered actions of the 4 Army on the Vistula during the Warsaw-Ivangorod operation?

The success of forcing a water barrier is usually based on either tactical surprise or firepower on the part of the ferruer. Technically, forcing a river requires a lot of engineering preparatory work.

The army headquarters was to take a number of measures to prepare such an operation. Among them: a comprehensive study of the river and the surrounding area; concentration and distribution of technical forces and facilities necessary for forcing; development of a plan of operation with appropriate measures to ensure it; the corresponding regrouping of troops with the adoption of measures to conceal the implementation of shifts and movements.

German and French military practice indicated that the crossing of an entire army through a large river barrier should not be organized on too narrow a front - so that it could be carried out by large forces, at the same time distracting the attention of the enemy. When crossing simultaneously in several points, there was also a high probability of success. But stretching the army front when performing a forcing operation also had its limit - it lay in the plane of the interaction capabilities of neighboring task forces and in the deployment norms of military units when organizing a breakthrough. The French determined the army norm equal to about 20 km; and the Germans in the spring of 1918 showed an example of the 18-km front.

As for the depth of the operational maneuver associated with the capture of the water barrier being overcome by the opposite bank, in 1914 - 1916. On this account, the following views existed. The first frontier was planned in 3-4 km from the river (allowing the enemy to be deprived of the opportunity to conduct artillery surveillance and machine-gun fire, while retaining the possibility of securing the flanks of the crossed forces with artillery fire from his coast and building bridges). Advancement to the next frontier depended on the speed of building bridges for crossing the next echelon — 10 in depth — 30 km from the river (precisely at 30-kilometer distance from the forced Vistula, and connections of the 4 army at the end of the operation began to be fixed). The main thing - to provide bridges from the shelling of the enemy.

The crossing of the Vistula 4 th army in 1914 took place in quite favorable conditions: the enemy did not occupy the entire opposite coast (except for some areas), in the hands of the Russians were bridgehead fortifications of the Ivangorod fortress (before the operation) and a shallow bridgehead on the left bank of Kozienice, held by parts of the 17 and 3 Caucasian corps (in operation). At the same time, the enemy, who had approximately equal forces, was located near the river or on its left bank - and could at any moment prevent the crossings.

Forcing r. The Vistula 4 Army took place: for the first time - at four points (Kozienice, Ivangorod, Novo-Alexandria and Kazimierzh) on the 60-kilometer front, the second time - in two areas (Tarnovsky and Pavlovitsky) on the 35-kilometer front. And it is not by chance that in the first case the disparate actions of the corps of the 4 Army fail, and in the second - although the operation develops not without difficulties, but ultimately successfully.

The operation of the 4 Army included the following steps:
1) deployment on its river bank;
2) the first crossing over the river to meet an approaching enemy, a scattered and unsuccessful head-on collision of buildings scattered across a broad front with the return of most of them to their original position;
3) fight for the Kozienice bridgehead on the left bank and regrouping on the right bank of the Vistula;
4) second crossing over the river and battles on the left bank until the enemy withdraws.

At the 1 stage of the operation, the Ivangorod fortress was not adequately used as a base for the forthcoming deployment. What can be kept on the left bank is proved by 12-day (27 of September - 9 of October) fighting by units of the 3 Caucasian and 17 corps near Kozienice.

The army had enough time to strengthen its avant-gardes on the left bank of the Vistula. Rather contradictory instructions on this matter came from the front command, and the commander was only a performer. The headquarters of the 3-th Caucasian Army Corps in its reports argued the need to deploy the 4-th army on the left and not on the right bank of the Vistula. The report on the importance of the Bogushevka-Helenov lineage by the grenadiers ended as follows: “only under this condition will the 4 army be launched into the offensive”.

The 2 stage, the first offensive, was made on time, but the troops of the 4 army were not properly deployed. A very significant circumstance was the consolidation on the left bank of the avant-garde of the 3 Caucasian Corps, supported by the avant-garde of the 17 corps (although at this moment from another army). Thus, one of the areas of the forthcoming crossing of the 4 Army through the Vistula was chosen and secured. It was necessary to choose another area of ​​the crossing for the strike group of the army, since the Pavlovice area, Kozienice, and the troops that had crossed there were held down by the enemy. The army command made a competent choice - on the far right (northern) flank of the operational association.

It was necessary to organize a ferry and carry out all the necessary training. The success of the boost is best ensured by the creation of a bridgehead on the shore of the enemy. There was such a bridgehead - Ivangorod fortress, but it was not used enough - only in one direction (to the north).

Another condition for the success of the crossing is its technical security and readiness. In this regard, the Russian armed forces in 1914 had pontoon battalions at the rate of one bridge per army. Otherwise, almost everything depended on the energetic assistance of the commandant of the Ivangorod fortress to the 4 Army. Imposing a significant imprint of local resources and opportunities. At each point selected for the crossing, various means were collected, which in general proved to be sufficient, but repeatedly the crossing and supply of the left-bank troops hung in the balance.

At the 3 stage, another bridgehead was created at Kozienice-Ivangorod, first on the initiative of the command of the 3-Caucasian corps, and then by the insistence of the army and front-line commanders. The general lack of firepower forced the left bank bridgehead to be saturated with an excessive amount of manpower (two corps and a part of the Ivangorod garrison). As a result, the shock group was weakened.

Properly conceived by AE Evert, the regrouping in the direction of the right flank after a series of fluctuations was not changed for the better - which brought the strike group from 50% to 25% of army forces. This, in turn, led to protracted and heavy fighting on the left bank.

Under these conditions, the question arose - what would be more correct: to deploy the entire 4 army on the Kozienice bridgehead - Ivangorod or leave one building in it, and hit the other three between the mouths of the r. R. Pilitsa and Radomka?

The bridgehead of Kozienice - Ivangorod reached more than 20 km along the front. This was enough to deploy an army of four corps. In addition, the two corps were already on the left bank, and the question was about the transfer of only two others. Pavlovitsky ferry and three Ivangorod bridges were enough for that. But time was the deciding factor. If it so happened that the corps of the 4 Army occupied a three-fold wider front in the initial position, it was necessary to take into account the time required for regrouping (i.e., changing and moving) in the direction of a successful crossing. The nearest (Grenadier) corps could concentrate under Ivangorod only by October 2, and the 16 corps only by October 6. Of course, it was not necessary to introduce them into the case in parts. And during these 10 days, the Germans managed to create such resistance on the left bank that a strike on this front was no longer expedient. A flanking strike was preferable - and in order to make it strong enough, it was necessary to concentrate two corps, if not three, to the north.


18. On the Vistula. Reflection of the night attack of the German infantry. Chronicles of War 1914 - 15 No. 22. From the author's library.

The 4 stage - the repeated passage through the Vistula of the Grenadier and 16 corps was characterized only by technical difficulties. During this period, the enemy departed from the river bank itself and with its fire did not prevent the crossing (as before).

The correct ideas of the commander A.E. Evert were not always persistently carried out by him, including under the influence of the front command. There was enough of their own mistakes - so, during the first crossing, the commander did not directly lead her, and if the Grenadier Corps failed, they only found a way out in a maneuver of going beyond the river. At the same time, as we noted above, A. E. Evert adopted a number of competent decisions that contributed to the success of the operation. On its specificity left an imprint and special conditions - such as extensive forest space on the left bank and communications (fragile in themselves), which are under the influence of the enemy.

For operational and tactical miscalculations, the troops pay with excessive losses. The total casualties of the 4 Army were about 500 officers and up to 50000 soldiers (Grenadier Corps - 104 officer and 13412 soldiers, 16 Corps - 65 officers and 7079 soldiers, 17 Corps - 197 officers and 16202 soldiers, 3-th Caucasus the corps is about 100 officers and 12000 soldiers, a garrison of the Ivangorod fortress - 19 officers and 1193 soldiers) - or up to a third of the operational force formations.


19. Mass grave in the Kozienice forest. Memorial service for the heroes who fell 1 - October 2 1914. Annals of the 1914 war of the year. No. 13.

The offensive operation of the Russian 4 Army on the middle Vistula during the Warsaw-Ivangorod operation 1914 ended in success and the pursuit of a departing enemy. The army became the main "birthday girl" of this most important strategic victory of the Russian weapons - that, as noted above, admits the enemy.
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Rotmistr
    Rotmistr 1 December 2017 06: 14
    19
    Despite all the roughness of operation 4th
    The army has become the main "birthday girl" of this major strategic victory of Russian weapons

    Demonstrative and Important Operational Episode of PMV
  2. parusnik
    parusnik 1 December 2017 08: 01
    11
    [b
    ]The army has become the main "birthday girl"
    [/ b] and rightfully ...
  3. XII Legion
    XII Legion 1 December 2017 08: 37
    18
    Very interesting and indicative conclusions from the operation.
    Analysis of the actions of the highest command staff.
    Thank you!
  4. Curious
    Curious 1 December 2017 11: 08
    +9
    In the Red Army, the experience of the First World War was carefully studied.
    Therefore, of interest is the assessment given by the General Staff of the Red Army in 1938, in the book "Warsaw-Ivangorod Operation. - M.: State Military Publishing House of the NPO USSR, 1938."
    1. Mikado
      Mikado 1 December 2017 15: 56
      +9
      Moreover, many of the things that were in the RIA were reintroduced into the Red Army after the Finnish War. And they were not afraid to talk about them from the rostrum at the April meeting of Meretskov, Khrulev, Shaposhnikov! soldier
  5. Some kind of compote
    Some kind of compote 1 December 2017 12: 56
    18
    All on the shelves
    Fine good
    Glory to Russian weapons!
  6. Barcid
    Barcid 1 December 2017 14: 17
    18
    Still, the war was heavy. Thanks to the author for writing such interesting and fact-filled articles.
  7. Rotmistr
    Rotmistr 1 December 2017 15: 52
    17
    Interesting photos to the topic


  8. Lieutenant Teterin
    Lieutenant Teterin 2 December 2017 11: 14
    13
    Great and very informative article! The author - my sincere appreciation for the work done! hi

Армейское форсирование. Часть 4

16-й корпус, достигнув Козенице, вступил в бой с противником – и вовремя, т. к. 17-й корпус вражеской контратакой был вытеснен из Козеницких лесов. Под вечер 10 октября на правый фланг 41-й пехотной дивизии наступало более полка пехоты противника при поддержке артиллерии. В центре дивизия была атакована германцами, а превосходящими силами австрийцев - на левом фланге, и отошла на линию Нов. и Стар. Хинов (6 км от реки).

Введение 16-го корпуса для поддержки 17-го, откатившегося к Козенице, было своевременным решением командарма.

В свою очередь Гренадерскому корпусу 11 октября было приказано свернуть южнее - на Гловачев. К ночи на 11 октября гренадеры заняли лишь небольшой плацдарм в 5 - 6 км от реки. Только авангард (7-й гренадерский полк) и конница выдвинулись до соприкосновения с противником.


Командующий армией выразил справедливое недовольство недостаточной энергией продвижения корпуса от реки.

К 12 октября, после упорного боя, гренадеры продвинулись километров на 15, но контратакой противника были отброшены на 10 километров.

Эта ситуация привела к просьбе А. Е. Эверта командарму правофланговой 5-й армии (теперь Северо-Западного фронта) П. А. Плеве о направлении в район южнее р. Пилицы (для содействия Гренадерскому корпусу) не менее дивизии.

Помощь гренадерам была оказана частями 5-го армейского корпуса. Четыре дня продолжались упорные тяжелые бои в лесной полосе левобережья Вислы.

14 октября командующий 4-й армией издал директиву № 2547: «геройскими усилиями 4-й и 9-й армий упорное сопротивление противника западнее Козенице, Ивангорода и Ново-Александрии сломлено. Противник отступает на линию Едлинск, Радом, Илжа, Островец. Целью ближайших действий 4-й и 9-й армий главнокомандующим ставится овладение Радомом и очищение от неприятеля Радомского района при ближайшем содействии 5-й армии Северо-Западного фронта...».

На 15 октября предписывалось продолжать преследование противника и, настойчиво тесня его авангардами, главными силами достигнуть: Гренадерскому корпусу линии Карлубек Старый, Едлинск, а остальными корпусами - речки Пацынка.

13 октября П. Гинденбург отдал приказ об отходе германской 9-й армии в Силезию. В ночь на 14 октября П. Гинденбург и командарм австрийской 1-й армии В. Данкль начали отступление.

Германские источники признают, что толчок к отходу был дан прорывом германо-австрийского фронта на участке Грабов - Гловачев 12 - 14 октября - прорыв осуществили корпуса 4-й армии А. Е. Эверта. Но не стоит забывать и об усилиях «гирьки», перевесившей весы боевого равновесия - 7-й пехотной дивизии 5-го армейского корпуса 5-й армии, поддержавшей гренадер и энергично вступившей в бой у Грабова.

Какие следует сделать выводы по итогам рассмотренных действий 4-й армии на Висле в ходе Варшавско-Ивангородской операции?

Успех форсирования водной преграды обычно зиждется либо на тактической внезапности или на огневой мощи со стороны переправляющегося. Технически форсирование реки требует больших подготовительных инженерных работ.

Штаб армии должен был принять ряд мер по подготовке подобной операции. Среди них: всестороннее изучение реки и прилегающего района; сосредоточивание и распределение необходимых для форсирования технических сил и средств; выработка плана операции с соответствующими мерами ее обеспечения; соответствующая перегруппировка войск с принятием мер скрытности осуществления смен и передвижений.

Германская и французская боевая практика указывала на то, что переправа целой армии через большую речную преграду не должна организовываться на слишком узком фронте - для того, чтобы ее можно было совершать большими силами, вместе с тем отвлекая внимание противника. При переправе одновременно в нескольких пунктах присутствовала и большая вероятность успеха. Но у растягивания армейского фронта при совершении операции форсирования также имелся свой предел – он лежал в плоскости возможностей взаимодействия соседних оперативных групп и в нормах развертывания войсковых соединений при организации прорыва. Французы определяли армейскую норму равной около 20 км; а германцы весной 1918 г. показали пример 18-км фронта.

Что же касается глубины оперативного маневра, связанного с овладением противоположным берегом преодолеваемой водной преграды, то в 1914 - 1916 гг. на этот счет существовали следующие взгляды. Первый рубеж намечался в 3-4 км от реки (позволяя лишить противника возможности вести артиллерийское наблюдение и пулеметный огонь, сохраняя возможности обеспечения флангов переправившихся войск артиллерийским огнем со своего берега и наведения мостов). Продвижение на следующий рубеж зависело от быстроты наведения мостов для переправы следующих эшелонов - по глубине это 10 - 30 км от реки (именно на 30-километровом расстоянии от форсированной Вислы и стали закрепляться соединения 4-й армии в конце операции). Главное - обеспечить мосты от артиллерийского обстрела противника.

Форсирование Вислы 4-й армией в 1914 г. происходило в достаточно благоприятных условиях: противник не занимал всего противоположного берега (за исключением некоторых участков), в руках русских находились предмостные укрепления крепости Ивангород (до операции) и неглубокий плацдарм на левом берегу у Козенице, удерживаемый частями 17-го и 3-го Кавказского корпусов (в процессе операции). Вместе с тем, противник, имевший примерно равные силы, находился вблизи реки или на ее левом берегу - и мог в любую минуту помешать переправам.

Форсирование р. Вислы 4-й армией происходило: в первый раз - в четырех пунктах (Козенице, Ивангород, Ново-Александрия и Казимерж) на 60-километровом фронте, второй раз - в двух районах (Тарновском и Павловицком) на 35-километровом фронте . И не случайно, что в первом случае разрозненные действия корпусов 4-й армии терпят неудачу, а во втором - хоть операция развивается и не без трудностей, но, в конечном счете, успешно.

Операция 4-й армии включала в себя следующие этапы:
1) развертывание на своем берегу реки;
2) первый переход через реку навстречу приближающемуся противнику, разрозненное и неудачное встречное столкновение разбросанных на широком фронте корпусов с возвращением большинства из них в исходное положение;
3) борьба за Козеницкий плацдарм на левом берегу и перегруппировка на правом берегу Вислы;
4) второй переход через реку и бои на левом берегу вплоть до отхода противника.

На 1-м этапе операции крепость Ивангород в качестве базы для предстоящего развертывания в должной мере использована не была. Что держаться на левом берегу можно – доказано 12-дневными (27 сентября – 9 октября) боевыми действиями частей 3-го Кавказского и 17-го корпусов у Козенице.

У армии было достаточно времени для укрепления ее авангардов на левом берегу Вислы. Достаточно противоречивые указания по этому поводу исходили от командования фронтом, а командарм являлся лишь исполнителем. Штаб 3-го Кавказского армейского корпуса в своих докладах доказывал необходимость развертывания 4-й армии на левом, а не на правом берегу Вислы. Доклад о значении занятия гренадерами линии Богушевка, Хеленов заканчивался следующим образом: «только при таком условии переход в наступление 4-й армии будет обеспечен».

2-й этап - первый переход в наступление - был произведен вовремя, но войска 4-й армии не были должным образом расставлены. Очень значимым обстоятельством было закрепление на левом берегу авангарда 3-го Кавказского корпуса, поддержанного авангардом 17-го корпуса (хоть в этот момент – и из другой армии). Так был выбран и закреплен один из районов предстоящей переправы 4-й армии через Вислу. Предстояло выбрать еще район переправы для ударной группы армии, т. к. район Павловице, Козенице, и переправившиеся здесь войска оказались скованы противником. Армейское командование сделало грамотный выбор - на крайнем правом (северном) фланге оперативного объединения.

Предстояло организовать переправу и провести всю необходимую подготовку. Успех форсирования лучше всего обеспечивается созданием плацдарма на берегу противника. Такой плацдарм имелся - крепость Ивангород, но использован он был недостаточно - лишь в одну сторону (к северу).

Другое условие успеха переправы - ее техническая обеспеченность и подготовленность. В этом отношении русские вооруженные силы в 1914 г. располагали понтонными батальонами из расчета один мост на армию. В остальном почти все зависело от энергичного содействия 4-й армии коменданта Ивангородской крепости. Накладывали существенный отпечаток местные ресурсы и возможности. В каждом выбранном для переправы пункте были собраны различные средства, в целом оказавшиеся достаточными, но неоднократно переправа и снабжение левобережных войск висели на волоске.

На 3-м этапе другой плацдарм был создан у Козенице-Ивангорода - вначале по инициативе командования 3-го Кавказского корпуса, а затем настоянием армейского и фронтового командований. Общий недостаток огневых средств заставил насытить левобережный плацдарм излишним количеством живой силы (два корпуса и часть Ивангородского гарнизона). Вследствие этого была ослаблена ударная группа.

Правильно задуманная А. Е. Эвертом перегруппировка в сторону правого фланга после ряда колебаний была изменена не в лучшую сторону – что довело ударную группу с 50% до 25% сил армии. Это, в свою очередь, привело к затяжным и тяжелым боям на левом берегу.

В данных условиях возникал вопрос - что было бы правильнее: всю 4-ю армию развернуть на плацдарме Козенице - Ивангород или оставить в нем один корпус, а тремя остальными ударить между устьями р. р. Пилица и Радомка?

Плацдарм Козенице - Ивангород достигал по фронту более 20 км. Этого было достаточно для развертывания армии из четырех корпусов. К тому же два корпуса уже находились на левом берегу, и вопрос стоял о переброске лишь двух остальных. Павловицкой переправы и трех ивангородских мостов для этого хватало. Но решающим фактором было время. Раз так сложилось, что корпуса 4-й армии занимали в исходном положении втрое более широкий фронт, необходимо было учесть время, необходимое на перегруппировку (т. е. на смену и передвижение) в сторону удачной переправы. Ближайший (Гренадерский) корпус мог сосредоточиться под Ивангородом только к 2 октября, а 16-й корпус - лишь к 6 октября. Разумеется, не следовало вводить их в дело по частям. А за эти 10 дней немцы успели создать такое сопротивление на левом берегу, что удар на этом фронте уже не был целесообразным. Предпочтительным был фланговый удар – а для того, чтобы сделать его достаточно сильным, требовалось если не три, то два корпуса сосредоточить к северу.


18. На Висле. Отражение ночной атаки германской пехоты. Летопись войны 1914 – 15 гг. № 22. Из библиотеки автора.

4-й этап – повторный переход через Вислу Гренадерского и 16-го корпусов характеризовался лишь техническими трудностями. Противник в этот период отошел от самого берега реки и своим огнем не препятствовал переправе (как ранее).

Верные идеи командарма А. Е. Эверта не всегда настойчиво проводились им в жизнь, в том числе и под влиянием фронтового командования. Хватало и собственных ошибок – так, во время первой переправы командарм непосредственно ей не руководил, а при неудаче Гренадерского корпуса выход им был найден лишь в маневре отхода за реку. Вместе с тем, как мы отмечали выше, А. Е. Эвертом был принят ряд грамотных решений, способствовавших успеху операции. На ее специфику наложили отпечаток и особые условия – такие как обширные лесные пространства на левом берегу и коммуникации (хрупкие сами по себе), находящиеся под воздействием противника.

За оперативные и тактические просчеты войска расплачиваются излишними потерями. Общие потери 4-й армии составили около 500 офицеров и до 50000 солдат (Гренадерский корпус - 104 офицера и 13412 солдат, 16-й корпус - 65 офицеров и 7079 солдат, 17-й корпус - 197 офицеров и 16202 солдата, 3-й Кавказский корпус - около 100 офицеров и 12000 солдат, гарнизон Ивангородской крепости - 19 офицеров и 1193 солдата) – или до трети боевого состава оперативного объединения.


19. Братская могила в Козеницком лесу. Панихида по героям, павшим 1 – 2 октября 1914 г. Летопись войны 1914 года. № 13.

Наступательная операция русской 4-й армии на средней Висле в ходе Варшавско-Ивангородской операции 1914 г. закончилась успехом и преследованием отходящего противника. Армия стала главной «именинницей» этой важнейшей стратегической победы русского оружия – что, как отмечалось выше, признает и противник.
Автор: Олейников Алексей


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Rotmistr (Дмитрий Панченко) 1 декабря 2017 06:14
    Несмотря на все шероховатости операции 4-я
    Армия стала главной «именинницей» этой важнейшей стратегической победы русского оружия

    Показательный и важный оперативный эпизод ПМВ
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 1 декабря 2017 08:01
    [b
    ]Армия стала главной «именинницей»
    [/b] и по праву...
  3. XII легион (Цезарь) 1 декабря 2017 08:37
    Очень интересные и показательные выводы по итогам операции.
    Анализ действий высшего комсостава.
    Спасибо!
  4. Curious (Victor) 1 декабря 2017 11:08
    В РККА опыт Первой мировой войны тщательно изучался.
    Поэтому представляет интерес оценка, данная Генеральным штабом РККА в 1938 году, в книге "Варшавско-Ивангородская операция. — М.: Государственное военное издательство НКО СССР, 1938."
    1. Микадо (Николай) 1 декабря 2017 15:56
      более того, многие вещи, которые были в РИА, были вновь введены в РККА после Финской войны. Причем о них не боялись говорить с трибуны на апрельском совещании Мерецков, Хрулев, Шапошников! soldier
  5. Какой-то Компот (Невесть кто) 1 декабря 2017 12:56
    Все по полочкам
    Отлично good
    Слава русскому оружию!
  6. Barcid (Андрей) 1 декабря 2017 14:17
    Тяжелая все-таки была война. Спасибо автору, что пишет такие интересные и наполненные фактами статьи.
  7. Rotmistr (Дмитрий Панченко) 1 декабря 2017 15:52
    Интересные фото к теме


  8. ПоручикТетеринъ 2 декабря 2017 11:14
    Прекрасная и очень информативная статья! Автору--моя искренняя признательность за проделанный труд! hi
Картина дня