Military Review

Nikita Antufiev - known industrialist and founder of the Demidov dynasty

6
5 April 1656 was born in the family of the Tula blacksmith, the future Russian industrialist Nikita Antufyev. The man in the street is known by this name Demidov, formed, apparently, from his middle name. The father of Nikita Demidovich was quite famous among Tula masters blacksmith Demid Antufiev, who lived in a small suburban village of Fallen. Already in the seventeenth century, the village was known for the quality and volume of iron production. There is also a version that Nikita Demidov’s father was a fugitive peasant fleeing recruits.


The young Nikita Antufiev continued the family tradition and already at the end of the 1660s worked as a blacksmith in armory settlement. Basically, he made gun trunks. Commercial vein and business qualities allowed to quickly accumulate capital. The first ironworks Demidov built in 1664-1665 on the Tulitsa River. The construction was carried out exclusively at own expense. By this time, the Antufievs' family was already considered to be very prosperous, and Nikita Demidovich himself was famous for enterprise and purposefulness. In 1691, Nikita Demidovich with the headman and other elected gunsmiths sent to Moscow in order to protect the interests of industrialists in resolving the land issue.

A visit to the capital in many respects influenced the further fate of Nikita Demidovich - profitable ties were established, the issue of land and investment was partially resolved. A little later, acquaintance with Tsar Peter I took place. Today, the opinions of historians on the date and circumstances of the meeting with the Russian sovereign diverge. According to one version, the acquaintance refers to the 1696 year and is associated with an order for the manufacture of three hundred guns according to European sketches. There are also opinions that the fame of Demidov’s skill reached a royal person, and he wished to get acquainted with such a “necessary” person for a developing state. Weapons made by state order turned out to be not only cheap and suitable for use, it was not inferior in quality to foreign analogues. After the first order, the Nikita Demidov factory more than once delivered products under government orders to the Russian army. The gunsmith successfully produced not only guns, but also cannons, shells and other weapons made using casting technology. Since 1697, the name of Nikita Demidov has been rattling in the capital and is associated with quality and reliability. The enterprise is entering its heyday, and the location of Peter the Great towards a responsible gunsmith is becoming more and more evident.

Already at the beginning of the Northern War of the summer of 1700, Nikita Demidovich could allow a personal appeal to Peter Alekseevich with a petition about the transfer of a large arms order to him. At this time, the administration of Peter I was already negotiating the supply with other large manufacturer, but the decision was made in favor of Demidov. His factory pledged to manufacture 500 guns by state order, and the price offered by the industrialist was significantly lower than the original. In addition, at the request of the king, Nikita Demidovich provided samples that were of impeccable quality. As a result, on January 2, 1701, by tsar's decree, Demidov was given not only the desired order, but also the Tula Plant for perpetual use rights with the right to inherit it. Nikita Demidovich had to develop the plant and increase the dam at his own expense, but in comparison with the total value of the transferred property, the costs were insignificant. Among other things, Peter I gives Demidov the right to build new enterprises in the territory transferred to him. For the quality and reliability of products, as well as the timeliness of its delivery, the industrialist receives from Peter Alekseevich extensive land near Tula and a site in Shcheglovskaya notch for the extraction of iron ore. These territories were given to him with the right of unlimited use. However, the transfer of such expensive property and land ownership by the state had far-reaching plans. The main purpose of the blessings was to ensure uninterrupted supply of high-quality weapons for the needs of the army. Nikita Demidovich was allowed by a special diploma not only to expand production, but also to buy land and serfs for the needs of factories.

In many ways, thanks to the internal policy pursued by Peter I, industry, including metallurgy, was actively developing in the country. Demidov every year increased production, improving not only the weapon itself, but also its production technologies. By 1702, the production of guns amounted to 5000 units per year, of which 2000 units were handed over to the treasury. However, the policy of Peter Alekseevich was not always agreed. So, in the summer of 1701, the Tula plant is left without fuel, in connection with the publication of the decree banning deforestation. On the one hand, the state sought to preserve wood for shipbuilding, as the country was in dire need of new military and merchant ships, but on the other, such a law dealt a serious blow to industry. Other fuel than wood in this period in Russia did not know. As an active person, Demidov begins the search for ways out of this situation. He recalls the proposal to move to the Urals, received by him more than once. After examining the samples of the Ural ore, Demidov again appeals to Peter I. A petition. In his petition, he asks to transfer to him one of the newly built Ural plants.

Good luck smiles again to the industrialist and the Nevyansk 4 plant in March, 1702, is transferred to him in accordance with Peter Alekseevich’s decree. Demidov could not accept the plant himself, so this solemn event was organized by his clerk. Next, an enterprising breeder, upon his next petition addressed to Peter, is assisted in resettlement of the craftsmen, together with the families from Tula to the Urals. Most of the Tula specialists justify and build up the activities of the new plant in the absence of Nikita Demidovich. The fact is that the industrialist himself could not go to the Urals together with the masters, because he had to personally monitor the execution of the next government order. Until the fall of 1702, he was forced to control the production of 8 000 first-class fuzes. There was no one to replace Nikita Demidovich, as the former head of the weapons settlement was unable to organize the required quality control, and was suspended from work. Fearing the presence of marriage in the supplied products, Nikita Demidovich was forced to take control of the production on himself.

1702 year was very difficult for Demidov, he was literally torn to pieces. It was necessary not only to monitor the progress of work in the arms settlement, but also to train young specialists. In addition, the Nevyansk plant in the Urals should have produced the first product. Demidov needed a responsible assistant, for the role of which he chose his eldest son Akinfiy.

Akinfiy headed the Ural arms production. However, according to the stories of contemporaries who survived to a certain time, the son of a successful industrialist turned out to be extremely cruel and capricious. Today there is a version that, in addition to weapons production, Akinfiy was secretly involved in the production of silver rubles from his parents. Once, in order to avoid exposure, he had to drown in the Nevyansk Tower a huge number of people engaged in underground production. True this история whether or not it is impossible to establish, but it would be wrong to ignore it.

Since January, 1703, the first batches of cannons and iron from the Ural factory began to flow to Moscow, in September of the same year, the second batch of cannonballs and other military products were supplied. The state order was completed in the spring of 1704, thanks to which the difficulties in securing the Russian army were overcome. As a reward, Peter ordered the transfer of two more parish in the Verkhotursk district to the Demidov plants. Finished products were sent to Moscow by water along the route Oka, Volga, Kama. Courts with weapons and ammunition followed through Kazan and Laishevo.

Only in 1704, Nikita Demidovich moves to the Nevyansky plant with his family. His whole subsequent life is connected with the Urals. The construction of new production workshops, then individual plants, is underway here, and the Ural Mountains are being actively developed. The industrialist enjoys the right to purchase land and soon his possessions become one of the most impressive in the region.

During the years of residence in the Urals Demidov was built five more independent enterprises of the mining and manufacturing industries. These are plants:

* Shuraly - commissioned in the 1716 year;
• Bingovsky - launched in the 1718 year;
• Verkhnetagilsky - built in 1720 year;
• Nizhny Tagil - started operating in 1725;
• Vyisky Copper Smelting Works with 1722 of the Year.

Every year, these plants produced up to 25 thousands of pounds of iron.

Soon, the grown-up sons of Nikita Demidovich are included in the management of the family business. The son Nikita, for example, organized the restoration of the Dugnensky plant in the Alexinsky district. This company was founded in the 1707 year, but it was fully operational only with the arrival of the Demidovs. Grigory Demidov, along with his father, is building a new production on the Tulitsa River.

In 1709, the industrialist is given the rank of commissioner, and in the same year he opens a “tsifirnuy school” in Nevyanovsk. There was a shortage of skilled production specialists and Nikita Demidovich was forced to independently train an ever-expanding staff. In September, 1720, his favor noble title. The arms of the Demidov dynasty depicts three vines in the form of ore, a silver hammer and iron. Since 1715, the Demidov plants have been working under contracts not only with the Office of artillery and fortification, but also with the Metropolitan Admiralty. Demidov also undertakes to deliver the ship's timber, for which he organizes the fusion of oak assortments from the Volga and Sviyazhzh wharves from Kazan province to St. Petersburg itself. When building the northern capital, the well-known breeder occupies one of the most important roles in the supply of building materials, and once again justifies the hopes placed on him by Peter Alekseevich.

Nikita Antufiev - known industrialist and founder of the Demidov dynasty
Monument in Tula


In 1717, an industrialist gets a place in Kazan and builds a trading house and warehouse “Demidovsky”. By that time, the Ural plants of Nikita Demidovich produce already 2 / 3 of all metal in the country. Peter has repeatedly expressed surprise and satisfaction with the activities of Demidov, referring to him as “a glorious blacksmith”. The imperial family is increasingly receiving gifts in the form of gold from Siberian barrows, and the former commoner becomes the richest and most respected person.

In his declining years, the entire administration of Demidov entrusted his sons, headed by the elder Akinfiy. The great industrialist 17 died on November 1725 of the year in Tula, and was buried near the old St. Nicholas Church. Later, the son of Demidov Akinfiy financed the temple of Nikola Zaretsky. Akinfiy Demidov inherited a business acumen from his father and subsequently developed the inherited production.
Author:
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Georg Shep
    Georg Shep April 5 2012 10: 12
    +2
    Glory to the Russian entrepreneurial and business people building Russia!
  2. Ascetic
    Ascetic April 5 2012 10: 26
    +9
    The saying included the honest word of the Russian merchant (entrepreneur-factory owner). It replaced any receipts and bills. Honor and reputation were more expensive than the merchants of the extra ruble earned in an unjust manner.
    A sense of duty is inextricably linked to the concept of merchant honor. Prominent researcher in the history of merchants P.A. Buryshkin wrote: “They looked at their activities not only and not so much as the source of profit, but as the fulfillment of a task, a kind of mission assigned by God or fate. It was said about wealth that God gave it for use and will require a report on it, which was partly reflected in the fact that it was in the merchants' environment that both charity and collectors were unusually developed, which were looked at as if they were fulfilling some kind of over-assigned duty ".

    Merchants very scrupulously approached the origin of wealth, on which business reputation depended in many respects. One of the largest Moscow merchants of the second half of the XNUMXth century, Naydenov said that "Moscow does not like money lenders or farmers."
    Even more severe were those who did not pay debts and deceived creditors. One of the most famous Moscow industrialists S.I. Chetverikov, who enjoyed a reputation as the most outstanding and crystal-clear industrial and public figure in Moscow at the end of the XNUMXth century, sought, by publishing in the newspaper, the creditors of his father, who could not fully settle with them more than thirty years ago, and paid all who he was looking for.
    It is true that not all merchants were as fair as the fact that today there are no less people who sacredly honor their honor than before.

    It’s time to expel interest-bearing money-lenders from Russia and revive the traditions of Russian entrepreneurship
  3. Rodver
    Rodver April 5 2012 11: 29
    +1
    Yes, honesty in Russia was a sacred affair. But after 1917 everything changed ...
  4. Chertanovets
    Chertanovets April 5 2012 18: 27
    0
    Rodver, you say everything right ...
  5. rexby63
    rexby63 April 5 2012 22: 02
    0
    fleeing recruiting


    Recruit service has existed in Russia since 1705. And I notice it not out of harm. It’s just that history should be treated like any other science - meticulously and scrupulously
  6. 9991
    9991 April 8 2012 21: 59
    +1
    Intersely shown in the book of Peter the Great, Tolstoy. How hard it was to develop industry.

Никита Антуфьев – известный промышленник и основатель династии Демидовых

Никита Антуфьев – известный промышленник и основатель династии Демидовых5-го апреля 1656 года в семье тульского кузнеца появился на свет будущий русский промышленник Никита Демидович Антуфьев. Обывателю этот человек известен под фамилией Демидов, образовавшейся, по-видимому, из его отчества. Отцом Никиты Демидовича был довольно известный в среде тульских мастеров кузнец Демид Антуфьев, проживавший в небольшом пригородном селе Павший. Уже в семнадцатом веке село было известно качеством и объемами производства железа. Существует также версия о том, что отец Никиты Демидова был беглым крестьянином, спасавшимся от набора в рекруты.

Молодой Никита Антуфьев продолжил фамильную традицию и уже в конце 1660-х годов трудился в качестве кузнеца в оружейной слободе. В основном он изготавливал ружейные стволы. Коммерческая жилка и деловые качества позволили быстро накопить капитал. Первый чугуноплавильный завод Демидов построил в 1664 -1665 году на реке Тулице. Строительство осуществлялось исключительно на собственные средства. К этому моменту семья Антуфьевых уже считалась весьма зажиточной, а сам Никита Демидович славился предприимчивостью и целеустремленностью. В 1691 году Никита Демидович со старостой и другими выборными оружейниками отправляется в Москву с целью защиты интересов промышленников при разрешении земельного вопроса.

Посещение столицы во многом повлияло на дальнейшую судьбу Никиты Демидовича – завязались выгодные связи, был частично решен вопрос с землей и капиталовложениями. Немногим позже состоялось знакомство с царем Петром I. Сегодня мнения историков о дате и обстоятельствах встречи с русским государем расходятся. По одной из версий знакомство относится к 1696 году и связано с заказом на изготовление трехсот ружей по европейским эскизам. Есть также мнения о том, что известность мастерства Демидова достигла царственной особы, и тот пожелал познакомиться с таким «нужным» для развивающегося государства человеком. Оружие, сделанное по государственному заказу, оказалось не просто дешевым и пригодным к использованию, оно ничуть не уступало качеством иностранным аналогам. После первого заказа завод Никиты Демидова еще не раз поставлял продукцию по казенным заказам для российской армии. Оружейник успешно производил не только ружья, но и пушки, снаряды и другое оружие, выполненное с использованием технологии литья. С 1967 года Имя Никиты Демидова гремит в столице и ассоциируется с качеством и надежностью. Предприятие входит в период своего расцвета, а расположение Петра Великого к ответственному оружейнику проявляется все явственнее.


Уже в начале Северной войны летом 1700 года Никита Демидович мог позволить личное обращение к Петру Алексеевичу с челобитной о передаче ему крупного оружейного заказа. В это время администрацией Петра I уже велись переговоры о поставке с других крупным производителем, но решение было принято в пользу Демидова. Его завод обязывался изготовить по государственному заказу 500 пушек, причем предложенная промышленником цена оказалась значительно ниже первоначальной. Кроме того, по требованию царя Никитой Демидовичем были предоставлены образцы, отличавшиеся безупречным качеством. В результате 2 января 1701 года царским указом Демидову был отдан не только желанный заказ, но и Тульский завод на правах бессрочного пользования с правом передачи его по наследству. Никита Демидович должен был развить завод и увеличить плотину за счет собственных средств, но в сравнении с общей стоимостью переданного имущества затраты оказались несущественными. Кроме всего прочего, Петр I наделяет Демидова правом строить новые предприятия на переданной ему территории. За качество и надежность продукции, а также своевременность ее поставки промышленник получает от Петра Алексеевича обширные земли близ Тулы и участок в Щегловской засеке для добычи железной руды. Указанные территории были отданы ему c правом бессрочного пользования. Однако передача такого дорогостоящего имущества и землевладений со стороны государства имело далеко идущие вперед планы. Основной целью благодеяний было обеспечение бесперебойных поставок качественного оружия для нужд армии. Специальной грамотой Никите Демидовичу позволялось не только расширять производство, но и покупать земли и крепостных для нужд заводов.

Во многом благодаря внутренней политике, которую проводил Петр I, в стране активно развивалась промышленность, в том числе и металлургия. Демидов с каждым годом увеличивал объемы производства, занимаясь усовершенствованием не только самого оружия, но и технологий его производства. К 1702 году выпуск ружей составил 5000 штук в год, из которых в казну сдавалось 2000 штук. Однако политика Петра Алексеевича не всегда была согласована. Так, летом 1701 года Тульский завод остается без топлива, в связи с изданием указа о запрете на вырубку леса. С одной стороны государство стремилось сохранить древесину для кораблестроения, так как страна остро нуждалась в новых военных и торговых судах, но с другой такой закон наносил серьезный удар по промышленности. Иного топлива, чем древесина в этот период в России не знали. Как человек деятельный Демидов начинает поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Он вспоминает о предложении переезда на Урал, поступавшем ему уже не раз. Изучив образцы уральской руды, Демидов снова обращается с челобитной к Петру I. В своем прошении он просит передать ему один из недавно построенных уральских заводов.

Удача вновь улыбается промышленнику и Невьянский завод 4 марта 1702 года передается ему в соответствии с указом Петра Алексеевича. Сам принять завод Демидов не смог, поэтому столь торжественное мероприятие было организовано его приказчиком. Далее предприимчивый заводчик по своему очередному ходатайству на имя Петра получает помощь в переселении мастеров вместе с семьями из Тулы на Урал. Большая часть тульских специалистов обосновывается и выстраивает деятельность нового завода в отсутствие Никиты Демидовича. Дело в том, что сам промышленник выехать на Урал вместе с мастерами не смог, так как ему пришлось лично следить за исполнением очередного правительственного заказа. До осени 1702 года он был вынужден контролировать изготовление 8 000 первоклассных фузей. Заменить Никиту Демидовича оказалось некем, так как прежний староста оружейной слободы являлся неспособным к организации требуемого контроля за качеством, и был отстранен от работы. Опасаясь наличия брака в поставляемой продукции, Никита Демидович вынужден был взять контроль за производством на себя.

1702 год стал очень тяжелым для Демидова, его буквально разрывали на части. Необходимо было не только контролировать ход работы в оружейной слободе, но и обучать молодых специалистов. Кроме того, Невьянский завод на Урале уже должен был выпустить первую продукцию. Демидову был нужен ответственный помощник, на роль которого он и выбрал своего старшего сына Акинфия.

Акинфий возглавил уральское оружейное производство. Однако, по рассказам современников, сохранившихся до определенного времени, сын успешного промышленника оказался крайне жестоким и своенравным. Сегодня существует версия о том, что кроме оружейного производства Акинфий втайне от родителя занимался производством серебряных рублей. Однажды во избежание разоблачения ему пришлось утопить в Невьянской башне огромное количество людей, занятых на подпольном производстве. Правдива данная история или нет установить невозможно, но игнорировать ее было бы неправильно.

С января 1703 года первые партии пушек и железа с уральского завода начали поступать в Москву, в сентябре этого же года была поставлена и вторая партия пушечных ядер и прочей продукции военного назначения. Государственный заказ был закончен весной 1704 года, благодаря чему трудности в обеспечении российской армии оказались преодолены. В качестве поощрения Петр распорядился передать Демидовским заводам еще две волости в Верхотурском уезде. Готовая продукция направлялась в Москву водным путем по маршруту Ока, Волга, Кама. Суды с оружием и боеприпасами следовали через Казань и Лаишево.

Лишь в 1704 году Никита Демидович переезжает к Невьянскому заводу вместе со своей семьей. Вся его последующая жизнь связана с Уралом. Здесь разворачивается строительство новых производственных цехов, затем отдельных заводов, а также ведется активная разработка Уральских гор. Промышленник пользуется правом на покупку земли и вскоре его владения становятся одними из самых внушительных в регионе.

За годы проживания на Урале Демидовым было построено еще пять самостоятельных предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности. Это заводы:

* Шуралинский – введен в эксплуатацию в 1716 году;
• Бынговский – запущен в1718 году;
• Верхнетагильский – построен в 1720 году;
• Нижнетагильский – начал действовать в 1725 году;
• Выйский медеплавильный – работает с 1722 года.

Ежегодно эти заводы производили до 25 тысяч пудов железа.

Вскоре подросшие сыновья Никиты Демидовича включаются в управление семейным делом. Сын Никита, например, организовал восстановление Дугненского завода в Алексинском уезде. Это предприятие было основано еще в 1707 году, но в полную силу заработало лишь с приходом Демидовых. Григорий Демидов вместе с отцом занимается строительством нового производства на реке Тулице.

В 1709 году промышленнику присваивают чин комиссара, в этом же году он открывает в Невьяновске «цифирную школу». Квалифицированных специалистов производству не хватало и Никита Демидович был вынужден самостоятельно готовить постоянно расширяющийся штат. В сентябре 1720 года его жалуют дворянским титулом. Герб династии Демидовых изображает три лозы в виде руды, серебряный молот и железа. С 1715 года Демидовские заводы работают по контрактам не только с Канцелярией артиллерии и фортификации, но и со Столичным Адмиралтейством. Демидов берется также за доставку корабельного леса, для чего организует сплав дубовых сортиментов с волжских и свияжских пристаней из Казанской губернии до самого Санкт-Петербурга. При возведении северной столицы известный заводчик занимает одну из самых важных ролей в сфере поставок строительных материалов, и в очередной раз оправдывает надежды, возложенные на него Петром Алексеевичем.

Никита Антуфьев – известный промышленник и основатель династии Демидовых
Памятник в Туле


В 1717 году промышленник получает место в Казани и строит торговый дом и склад «Демидовский». К тому времени уральские заводы Никиты Демидовича выпускают уже 2/3 всего металла в стране. Петр не раз высказывал удивление и удовлетворение деятельностью Демидова, именуя его не иначе как «славный кузнец». В адрес императорской семьи все чаще поступают дары в виде золота из сибирских курганов, а бывший простолюдин становится богатейшим и уважаемым человеком.

На склоне лет все управление Демидов доверил своим сыновьям, во главе которых встал старший Акинфий. Умер великий промышленник 17 ноября 1725 года в Туле, и был похоронен близ старой Никольской церкви. Позднее сын Демидова Акинфий финансировал храм Николы Зарецкого. Акинфий Демидов унаследовал от отца деловую хватку и впоследствии развил доставшееся в наследство производство.
Автор: Елена Гордеева


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Георг Шеп 5 апреля 2012 10:12
    Слава русскому предпринимательскому и деловому люду строящих Россию!
    Георг Шеп
  2. Аскет 5 апреля 2012 10:26
    В поговорку вошло честное слово русского купца(предпринимателя -заводчика). Оно заменяло любые расписки и векселя. Честь, репутация были дороже купечеству лишнего рубля, заработанного неправедным образом.
    С понятием купеческой чести неразрывно связано чувство долга. Видный исследователь истории купечества П.А. Бурышкин писал: «На свою деятельность они смотрели не только и не столько, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которое смотрели, как на выполнение какого-то свыше назначенного долга».

    Купцы крайне щепетильно подходили к происхождению богатств, от которого во многом зависела деловая репутация. Один из крупнейших московских купцов второй половины XIX века Найденов говорил, что «Москва ни ростовщиков, ни откупщиков не любит».
    Еще более строго относились к тем, кто не платил долги и обманывал кредиторов. Один из известнейших московских промышленников С.И. Четвериков, пользовавшийся репутацией самого выдающегося и кристально честного промышленного и общественного деятеля Москвы конца XIX века, разыскивал, путем публикации в газете, кредиторов своего отца, который более тридцати лет назад не смог полностью с ними рассчитаться, и всем, кого разыскивал, заплатил.
    Верно не все купцы были такими, как справедливо и то, что сегодня людей, свято соблюдающих свою честь, ничуть не меньше, чем раньше.

    Пора уже выгонять из России ростовщиков-процентщиков и возрождать традиции русского предпринимательства
  3. Rodver 5 апреля 2012 11:29
    Да, на Руси честность - было дело святое. Но после 1917-го все изменилось...
    Rodver
  4. чертановец 5 апреля 2012 18:27
    Rodver, все верно говоришь...
    чертановец
  5. rexby63 5 апреля 2012 22:02
    спасавшимся от набора в рекруты


    Рекрутская повинность существовала в России с 1705 г. И замечаю не из вредности. Просто к истории надо относится как к любой другой науке - дотошно и скрупулезно
  6. 9991 8 апреля 2012 21:59
    Интерсно показан в книге Петр Первый,Толстого.Как тяжело было промышленность развивать.
    9991

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня