Диплом и «пятая графа». Покровительство национальным кадрам разлагало систему образования в СССР

64
Отечественная система образования до сих пор сохраняет множество позитивных особенностей, в выгодную сторону отличающих ее от западных моделей организации школьного и университетского обучения. Во многом это результат колоссальной работы по созданию и развитию системы высшего и среднего профессионального образования, проделанной в советское время. Но у советской системы образования была одна очень интересная особенность, влияния которой на социальную жизнь советского государства трудно не заметить. Речь идет о системе подготовки т.н. «национальных кадров», которая сформировалась в советское время, а ее пережитки сохраняются до сих пор. Система подготовки национальных кадров имела как позитивные, так и негативные последствия. Попробуем разобрать их более внимательно.

Под «национальными кадрами» в советское время понимали специалистов и будущих специалистов, не относящихся к русскому народу, а также обрусевшим или русифицированным группам населения Советского Союза. Например, родившийся в Москве или Воронеже человек нерусского происхождения, выросший в русской среде, «национальным кадром» не считался. Национальные кадры в изобилии поставляли союзные республики и автономные республики, края, области и округа в составе союзных республик. Цель программы подготовки национальных кадров была благой и вроде вполне укладывалась в государственную идеологию – сформировать в национальных регионах СССР прослойку партийных и государственных служащих, работников образования, здравоохранения, инженерно-технические кадры, которые могли бы обеспечивать жизнеспособность республиканских экономик, а главное – были бы проводником советской идеологии в среде своих соплеменников.



В Российской империи «русский» и «туземные» миры были практически разорваны. Конечно, много немцев, поляков, армян, грузин и даже азербайджанцев сделало карьеру, особенно военную, в Российской империи, но подавляющее большинство представителей народов Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья практически не владело русским языком и вело традиционный для них образ жизни. Русская культура была распространена среди единичных представителей этих народов. Более того, и в Поволжье были целые татарские, марийские, мордовские, удмуртские, чувашские деревни, где редкие единицы местных жителей говорили на русском языке.

Октябрьская революция открыла для России новые горизонты развития. Одним из важных направлений стало экономическое и культурное развитие бывших «национальных окраин» Российской империи. Осуществить эту задачу без подготовки национальных кадров не представлялось возможным. Одними из первых постановлений Наркомата просвещения РСФСР в 1918 году стали декреты «О школах национальных меньшинств» и «Об организации дела просвещения национальных меньшинств РСФСР». 28 сентября 1918 г. было подтверждено право всех народов России получать образование на своих национальных языках. 29 сентября 1918 года был создан отдел просвещения национальных меньшинств в составе Наркомата просвещения. Начался процесс создания органов, отвечающих за просвещение национальных меньшинств РСФСР на губернском уровне. В 1919 году была организована редакционная коллегия для создания национальной литературы и алфавитов народов, не имевших ранее письменности.

Сегодня многие националистически настроенные деятели малых народов, рассуждая о притеснениях национальных меньшинств, которые якобы имели место в России и СССР, забывают о том, что письменность и литературы большинства малых народов Сибири, Дальнего Востока, Урала, Поволжья, Северного Кавказа были сформированы именно в советское время и именно административными методами, посредством принятия соответствующих решений на высшем уровне. К работе по созданию национальных алфавитов, «раскрутке» национальных поэтов и писателей были подключены специалисты – филологи из Москвы и Ленинграда, государством осуществлялось щедрое финансирование национальных литератур, кинематографов. В союзных и автономных республиках национальные языки преподавались в средней школе. Националисты утверждают, что объем преподавания национальных языков был незначительным, забывая о том, что до революции они не преподавались вообще, письменности у большинства народов не было, собственных педагогических кадров не было.

Диплом и «пятая графа». Покровительство национальным кадрам разлагало систему образования в СССР


Молниеносный скачок в направлении повышения культурно-образовательного уровня народов СССР был совершен еще в 1920-е – 1930-е годы, при этом формирование современной системы образования в ряде союзных республик сталкивалось с мощным противодействием консервативно настроенной части местного населения. Особенно тяжело приходилось строителям советского образования в Средней Азии. Здесь басмачи безжалостно расправлялись не только с советскими партийными активистами, но и с учителями школ, даже с учащимися, особенно с девочками, которые, вопреки традициям, шли учиться. И, тем не менее, прогресс был очень ощутим. Ведь до революции подавляющее большинство жителей Средней Азии, Казахстана, ряда районов Закавказья и Северного Кавказа было неграмотным. Советской власти удалось кардинально исправить ситуацию – к 1930-м гг. системой школьного образования было охвачено все население Советского Союза.

Следующим шагом была интеграция населения национальных республик в общесоюзную систему профессионального образования. Это было оправдано и экономическими, и политическими задачами. С экономической точки зрения необходимость подготовки национальных кадров объяснялась развитием промышленности и сельского хозяйства в республиках, в том числе в тех регионах, где прежде практически отсутствовала индустриальная инфраструктура (большая часть Средней Азии и Казахстана, некоторые районы Закавказья, Северного Кавказа, Украины). В союзных и автономных республиках открывались высшие и средние профессиональные учебные заведения – профессиональные училища, техникумы, институты, военные училища, университеты. Стала распространенной практикой отправка молодых людей из Средней Азии и Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа в профессиональные учебные заведения РСФСР и ряда других республик. Тем не менее, вплоть до распада Советского Союза экономика Средней Азии, Казахстана, Закавказья испытывала серьезную нехватку местных квалифицированных работников практически всех специальностей, особенно инженерно-технических кадров.



В национальные республики направлялись работники из РСФСР, Украины и Белоруссии, которые внесли огромный вклад в развитие индустрии национальных регионов. Распределялись в республики и педагогические кадры – для обеспечения учителями городских и даже сельских школ в национальных республиках и районах. Программа подготовки национальных кадров по рабочим специальностям дала свои результаты уже к середине 1930-х гг. Так, только с 1927 по 1936 гг. удельный вес казахов в общем составе рабочих и служащих промышленности Казахстана возрос с 17,7 до 43%. Но в сфере подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием все обстояло гораздо сложнее. Без особых проблем готовились лишь кадры гуманитарных специальностей, прежде всего – учителя и преподаватели национальных языков, литературы, истории. Именно они составили наиболее идеологизированную основу национальной интеллигенции, впоследствии и выступившую проводниками антисоветских и центробежных настроений (но об этом позже).

Уже в 1960-е – 1970-е годы система подготовки национальных кадров в Советском Союзе стала принимать уродливые формы. Это было связано с тем, что погоня за количественными показателями в обучении специалистов из республик стала вытеснять стремление к обеспечению качества образования. Для национальных кадров стремились обеспечить особые условия при поступлении в вузы и техникумы, позволявшие даже слабо подготовленным выпускникам школ проходить по квотам, оставляя «за дверями» учебных заведений куда более хорошо подготовленных сверстников, не подпадавших под систему квотирования.

В самих учебных заведениях администрация и преподаватели были вынуждены тащить неподготовленных студентов, обеспечивая им удовлетворительные оценки. Такая ситуация порождала у абитуриентов из национальных республик чувство вседозволенности, они понимали, что даже если вообще не будут заниматься, их постараются «вытянуть» на удовлетворительные оценки и позволят закончить вуз или техникум. Стало распространяться взяточничество, использование связей в партийном и государственном аппарате. Конечно, и некоторые русские, украинские, белорусские студенты давали взятки, использовали связи, но национальные кадры из кавказских и среднеазиатских республик были охвачены коррупцией в куда большей степени.

Такая же система подготовки действовала в отношении кадров, прибывающих в Советский Союз из развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки. Но если, к примеру, кубинские студенты были действительно мотивированы к учебе (не случайно на Кубе сложилась одна из лучших в мире систем здравоохранения), то студенты из многих просоветских африканских и арабских стран учились весьма посредственно, проявляя больший интерес к развлечениям, гулянкам, чем к учебе. При этом, поскольку они приезжали в СССР по «путевкам» своих коммунистических или народных партий, правительств, то выгнать их за неуспеваемость было практически невозможно. Для отчисления и отправки на родину требовались очень весомые основания. Например, Ильич Рамирес Санчес, будущий «Карлос Шакал», в 1969 году был исключен из Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы по требованию Коммунистической партии Венесуэлы, из молодежного крыла которой он был исключен чуть раньше. Если бы у Санчеса не испортились отношения с руководством венесуэльского комсомола, то никто из УДН его, разумеется, не исключил бы.



Нельзя отрицать колоссальное значение подготовки национальных кадров относительно экономического и культурного развития национальных республик СССР. Благодаря этой системе, в большинстве национальных регионов СССР была сформирована собственная интеллигенция, существенно возрос уровень образованности местного населения. Однако были и очевидные недостатки этой системы, причины которых коренились в особенностях советской национальной политики.

1. Система квотирования привела к укоренению порочной практики приема в высшие учебные заведения не по способностям, а по национальной принадлежности. В итоге дискриминировались абитуриенты, не принадлежащие к тем национальностям, на которые выделялись квоты. Способные абитуриенты не могли поступить в вузы, тогда как неподготовленные для учебы в вузах национальные кадры получали преференции и без проблем поступали даже в самые престижные образовательные учреждения.

2. «Особые условия» для студентов из национальных регионов влекли за собой снижение мотивации к учебе, уровня успеваемости, усваивания материала, а также способствовали распространению коррупции и кумовства в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Это обстоятельство наносило вред самим национальным республикам, поскольку из университетов и институтов возвращались непрофессиональные кадры, не способные к самостоятельной работе, не освоившие свои специальности в должном объеме.

3. Акцентирование внимания на национальной принадлежности, на проблемах национальных культур дало мощный импульс к развитию и распространению националистических настроений в союзных и автономных республиках. В результате, был достигнут прямо противоположный планируемому эффект – национальная интеллигенция стала не проводником советского / российского влияния, а генератором сепаратистских, националистических и русофобских настроений. Что вполне объяснимо – ведь с молодых лет будущему цвету национальной интеллигенции внушалось их превосходство, формировался комплекс национальной исключительности.

4. Низкий уровень подготовки национальных кадров, обусловленный как раз системой квотирования и особыми условиями, привел к тому, что зависимость национальных республик от русских / русскоязычных кадров в инженерных, технических областях, в здравоохранении так и не была ликвидирована. Наиболее наглядно эта проблема проявилась уже после распада Советского Союза, когда русское и русскоязычное население стало в массовом порядке покидать республики Средней Азии и Закавказья.

В настоящее время российская система образования отчасти сохраняет сформировавшуюся еще в советское время тенденцию «покровительства», «особого отношения» к национальным кадрам. Наглядный пример – заканчивающие школы со 100-балльными результатами по ЕГЭ студенты из некоторых национальных республик, которые затем, во время учебы в университете, демонстрируют практически полное незнание даже школьной программы. Пережитки системы поддержки национальных кадров создают сегодня существенные препятствия для развития системы образования, выступают в качестве серьезного тормоза для повышения качества образования в российских вузах, обеспечивают благодатную почву для коррупции и различных злоупотреблений.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 декабря 2017 16:25
    "вариться" в малом котле хуже , чем в большом
    высшие должности и др "высшые"(((((((((( скобки-- не повод для "русских "расслабляться. Еще надо конкурировать с Западными универами и компаниями.
    Новые задачи появились перед страной.
    Цель - создание развитого общ-ва( и капиталист и социалистич), не время гнать одних для освобождения места другим
    1. +17
      11 декабря 2017 17:14
      Вы правы, в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ не только уравняли всех в правах, но и часто за счёт РУССКИХ, учили тех кого автор назвал *национальными окраинами*.
      Вот только автор побоялся затронуть евреев, которые практически без экзаменов поступали и оканчивали ВУЗы. Обвинения в притеснении евреев было очень серьёзным, вплоть до 10 лет каторжных работ.
      Известно письмо на имя ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА от одной из еврейских студенток, которая жаловалась на антисемитизм в МГУ на том основании что евреев оказалось меньше чем всех остальных студентов.
      Вот так и произошло что евреи так плотно обсели и *минкульт* и *минобр*, ну и конечно здравоохранение и торговлю, да и много ещё чего.
      Не стоит боятся говорить об этом.
      1. +6
        11 декабря 2017 17:34
        Цитата: василий50
        Известно письмо на имя ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА от одной из еврейских студенток, которая жаловалась на антисемитизм в МГУ на том основании что евреев оказалось меньше чем всех остальных студентов.

        А не надо было в МГУ поступать laughing , была же созданна автономия в Сибири с солнечным Биробиджаном там бы и училась, так нет в Москву все прут. laughing
        1. +3
          11 декабря 2017 18:17
          А если она - толковая и поступала по-честному?
          "Без экзаменов" - ну Вы фантаст.
          Так принимали только в Институт народов Севера. ТОлько его выпускники на Севера не возвращались практически никогда. Зато русские дети из семей, живших на СЕвере, любыми неправдами становились по паспорту представителями "коренных народов Севера", чтобы попасть в этот ВУЗ. И тоже не вернуться.
          В РИ был установлен чёткий процент на приём лиц иудейского вероисповедания в университеты.
          Принял православие - никаких ограничений!
          Кстати, сколько в Москве и в Питере урождённых и коренных, сколько понаехавших?
          А про лимиту забыли? Приехал - поработал, получил жильё, уволился немдленно. Другой приезжает, всё повторяется.
        2. +15
          11 декабря 2017 18:55
          Притча во языцех, когда директор «национального» завода местный бабай, эдакий свадебный генерал, а главный инженер обязательно русский. Причём, стать директором ему не светит. На смену одному бабаю придёт другой fool Иначе, оскорбляем национальные кадры crying
          1. +10
            11 декабря 2017 20:48
            Цитата: Проксима
            Притча во языцех, когда директор «национального» завода местный бабай, эдакий свадебный генерал, а главный инженер обязательно русский. Причём, стать директором ему не светит. На смену одному бабаю придёт другой fool Иначе, оскорбляем национальные кадры crying


            Сейчас уже и этого не везде увидишь. Сидят бабай на бабае и бабаями же погоняют.
        3. +8
          11 декабря 2017 19:01
          Цитата: РУСС
          Цитата: василий50
          Известно письмо на имя ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА от одной из еврейских студенток, которая жаловалась на антисемитизм в МГУ на том основании что евреев оказалось меньше чем всех остальных студентов.

          А не надо было в МГУ поступать laughing , была же созданна автономия в Сибири с солнечным Биробиджаном там бы и училась, так нет в Москву все прут. laughing

          Анекдот в тему. Стречаются два ерея в Тель-Авиве. Оба выходцы из бывшего СССР. Один другому говорит:
          -Моня , ты слышал , все евреи из Киева скоро побегут к нам в столицу.
          - К нам в Тель-Авив?
          _ да нет, к себе в Москву.
          1. +4
            11 декабря 2017 19:56
            Цитата: РУСС
            Цитата: василий50
            Известно письмо на имя ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА от одной из еврейских студенток, которая жаловалась на антисемитизм в МГУ на том основании что евреев оказалось меньше чем всех остальных студентов.

            А не надо было в МГУ поступать laughing , была же созданна автономия в Сибири с солнечным Биробиджаном там бы и училась, так нет в Москву все прут. laughing

            Еще один анекдот. В Биробиджане по местному телевидению и радио дали объявление: Срочно требуется женщина и мужчина со знанием иврита.
            Объявление выходило несколько раз и местные украинцы решили узнать зачем знание этого языка в Бробиджане. Пришли по указанному в администрацию, зашли указанный кабинет и говорят, что они по объявлению насчет знания иврита. Женщина принимавшая их засияла от счастья и радостно им сообщает, мол сейчас губернатору сообщу, что наконец нашли в Еврейской автономной области еврейскую пару. А то делегация приезжает из Израиля посмотреть как живут еврейские семьи в Биробиджане. Ребята украинцы от удивления присели и спрашивают: А что ни одной нет? ". Женщина им с тоской: " Все сбежали после 1956г".
            1. +12
              11 декабря 2017 21:33
              Еще советский анекдот, похожий:
              На конференции директоров заводов один директор спрашивает другого:
              "Вы на завод евреев берете?" Тот отвечает: "Да".
              "А где, где Вы их берете???"
              1. +8
                12 декабря 2017 01:03
                Цитата: voyaka uh
                "А где, где Вы их берете???"

                В середине 80 х мой друг поступил в институт стали и сплавов (МИСиС). Он часто вспоминает, что из 30 человек в группе, только он был НЕ евреем.
                1. BAI
                  +3
                  12 декабря 2017 09:14
                  В МИФИ в начале 80-х никаких проблем с 5-й графой не было, процентное соотношение было нормальным (в группе - 2 чел). А вот в МГУ и на психологию в им. Крупской просто не брали. В приемной комиссии Крупской сразу в Орехово-Зуево отправляли, со словами "Вас только туда примут".
                2. +6
                  12 декабря 2017 13:35
                  Физик Ландау был изрядный шутник.
                  Как-то в 30-е годы он пришел на совещание по вопросам теоретичской
                  физики, просмотрел список приглашенных, обнаружил фамилию Иванов
                  и спросил председателя: "А это еще что за странный псевдоним?"
          2. +8
            11 декабря 2017 20:01
            Да, ладно, хотели наши создать большую дружную семью. Получилось, защищали Родину во время ВОВ.Восстанавливались. Как что потом было ,мне сказать трудно.
            А есть упоминание об иностранцах.Дома от бабушки осталась библиотечка ДРУЖБА НАРОДОВ и 200.т. всемирной литературы.Оторопь берёт от национальной литературы на русском языке и переводной.Сколько средств, сил, педагогов, учебных заведений.....Для чего это все было? Что бы обвинять русских в окупации? Ведь титульная нация действительно относилась к ним как родители к детям. Дети-то , правда были отсталые , недееспособные. Ведь ни одна республика не показала, что может развиваться на уровне союзной.
            1. +3
              12 декабря 2017 19:21
              Ещё как получилось. В Сталинграде казах крикнул, что русские не сдаются. Евреев-героев около 150.
              1. +2
                13 декабря 2017 05:07
                Цитата: groks
                В Сталинграде казах крикнул, что русские не сдаются.

                И ради этого большевики отдали казахам русский Петропавловск, Усть-Каменогорск и Верный?
                1. 0
                  13 декабря 2017 14:27
                  А что - жалко? Союз то единый был - какая разница.
                  1. 0
                    13 декабря 2017 15:42
                    А что, не жалко? И Крым с Донбассом хохлам - тоже не жалко?
                    1. +2
                      13 декабря 2017 16:37
                      Совершенно не жалко. А должно? почему? У меня тёща на Донбассе и проблем никаких не было, что не в РСФСР, а в УР.
                      1. 0
                        13 декабря 2017 21:18
                        А нынешние кровавые проблемы донбассцев откуда идут, не с того ли, что большевики Донбасс УССР подарили?
        4. +1
          11 декабря 2017 23:01
          насколько представляю "солнечный Биробиджан", то это немного не Сибирь.
          1. +1
            12 декабря 2017 07:30
            Цитата: инструктор батутной зоны
            насколько представляю "солнечный Биробиджан", то это немного не Сибирь.

            Дальний Восток.
      2. 0
        11 декабря 2017 21:35
        У Ивана Дроздова любопытная книга - "Оккупация". Там многие вещи названы своим языком.
      3. +3
        12 декабря 2017 10:07
        Василий 50 .Как однако достали "русских патриотов" всякие Гуревичи и Лавочкины сконструровавшие ни на что негодные МиГи и Ла,или разные там Харитоны с Иоффе и Ландау , вооружившие СССР атомным оружием,а невежда Гинзбург водородным...
        Из - за таких как они ,такие таланты как Вы до сих пор ,так и не научились писать грамотно на русском языке. Возвратный глагол " бояться" в контексте Вашей супер патриотической фразы пишется через мягкий знак. Учат это в классе кажется шестом. " Говорит моя подруга чуть дыша ,Где учился ты Голуба в ЦПШ?".( церковно приходская школа). Как всем давно известно( любимая фраза юдофобов сайта) теорию относительности изобрел не еврей Эйнштейн,а простой русский крестьянин из Тамбовской губернии.Но не смог записать в силу своей неграмотности. Не стоит " боятся" говорить об этом. Как всем давно известно, еврей Гавриил Абрамович Елизаров , естественно фронтовик, подвергался гонениям ,был обвинен в жульничестве после изобретения им препарата Елизарова. Академиком так и не стал из-за за того самого пятого пункта. Известнейший ныне в России нейрохирург еврей Бранд , не был принят в Одесский медицинский институт ,где ему прямо сказали ,что евреев не принимают .Поступил где-то то в сибирской глубинке. Роман Карцев( Кац) 17 раз поступал в театральный, увы....Бориса Стругацкого точно также ,по той же причине не взяли в физтех, Городницкого,Губермана, Светина ......А Клару Кац ( Новикову) даже на завод рабочей не взяли по причине ее еврейской национальности,знаменитый писатель Феликс Кривин с голода чуть не умер ,так как на работу в послевоенном Киеве его как еврея не брали. Ну и там по мелочам : массовые расстрелы деятелей еврейской культуры,убийство Михоэлса , " дело врачей". Об всем эти люди,за исключением невинно убиенных рассказывали сами, с юмором ,без обид. Можно продолжать сколь угодно долго. Не стоит БОЯТЬСЯ говорить об этом. Сейчас этого нет. По причине массового выезда евреев. И Вы наконец-то довольны и евреи довольны ,а уж как Израиль доволен и не описать. Все довольны.Вот оно счастье-то .Дожили!
      4. 0
        12 декабря 2017 14:08
        бродяге
        Ну что ж вы так. Упомянули одних упомяните и других. Не хотите перечислить уголовников, которые вполне себе иудеи, или упомянуть деятелей сионизма с их программой?
        Деятели сионизма старались укрепиться и в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. Ненависть к ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ именно из-за того что он этого не позволил и уравнял их со всеми остальными народами СОВЕТСКОГО СОЮЗА, когда по его прямому приказу отменили каторжный срок за отказ иудеям в претензиях.
        1. +5
          12 декабря 2017 15:07
          Видите ли бамбино Василий , автор статьи вообще не упомянул евреев не потому что боялся . А потому что посыл статьи совершенно иной: поступающие по квотам национальные меньшинства отбирались не по конкурсу ,знаниям и способностям ,а исключительно по национальной квоте. В ущерб другим национальностям, в том числе русским и евреям.В результате часть выпускаемых специалистов была некачественной. Это первая мысль автора.Вторая: выпускники из числа национальных меньшинств ,составили элиту субъектов СССР ,которая была инициатором развала державы. Ну и причем здесь евреи ,у которых не только ,как и у русских не было абсолютно никаких льгот ,но которые ещё и не принимались в большинство ВУЗов именно по национальному признаку. Могли поступить учиться только на переферии. Поэтому и выкладывались и учились лучше других. По себе знаю. Для того чтобы евреи оказались антигероями настоящей статьи ,нужно : А. чтобы все еврейские абитуриенты обладали при поступлении в ВУЗы уровнем знаний национальных меньшинств- узбеков,таджиков,чукчей и.т.д. Б. чтобы на законодательном уровне во времена СССР евреи были наделены правом льготного поступления по квотам ,как скажем те же узбеки ,каракалпаки, таджики. Не было ни первого ,ни второго. Поэтому еврейские студенты и не упомянуты в статье. С автором я полностью согласен.Пусть Узбекистан ,или там Туркмения готовят себе кадры сами. Ваш пост в этом контексте- обычный юдофобский выпад,на который тут же откликнулся известный своей нежной любовью к евреям персонаж на сайте - господин Ротмистр.Разговоры о сионизме, евреях- уголовниках ,о лучшем друге евреев - Иосифе Виссарионович- это вообще не по теме. Но раз уж Вы обозначились ,то позвольте в двух словах. Я лично- идейный и убежденнейший сионист.И убеждён на все сто , что все мытарства евреев закончились в один момент,при реализации главной и единственной цели сионизма- создании еврейского государства ,которое на сей момент является одним из самых процветающих государств мира.И только в Израиле ,благодаря сионизму ,евреи живут так как хотят , из безопасность обеспечивает ни Сирия,ни Иран ,ни Россия, ни США ,а только и исключительно Израиль И евреям в нем и благодаря Израилю и сионизму и только им ,на планете не грозят ни такие как Вы ,или там ,как его - " ротмистр" и подобные Вам - Гитлер,Петлюра ,Бандера и Ко . Ни одна страна не заступилась за евреев во времена погромов в РИ , Холокосте. Ни одна страна ,включая США не взяла массово уцелевших в ходе второй мировой евреев .Это сделал ( и делает) только Израиль. А Советская Россия сионистам нужна была только для одного : эмиграции собратьев в Израиль. Ни Троцкий,ни Каганович,ни Зиновьев,Каменев,Радек и др. не были сионистами. Это были коммунисты- интернационалисты,которым была до фонаря национальная идея сионизма. Как скажем Сталину,Бухарину,Ежову ,Кирову и всем остальным их товарищам по партии.
          1. +2
            12 декабря 2017 18:31
            "Смешались в кучу кони, люди.."
            По синтаксису - пробел ставится после знака препинания, а не перед ним.
            Ставить "ь" или нет, легко определить отвечая на вопрос - "что делать, что сделать". В конце "ь", значит мягкий знак есть.
            По евреям и сионизму - Израиль проект, который осуществился, в том числе благодаря СССР. По крайней мере, именно Победа СССР над фашисткой Германией и помогла сохранению евреев как этноса.
            А в нынешнем виде - Израиль существует исключительно благодаря помощи США в котором сильно еврейское лобби.
            Все остальное демагогия.
            При всем этом этом - отношусь к Израилю нейтрально, а к евреям вполне даже положительно, особенно с теми с кем вместе учился)
          2. +2
            12 декабря 2017 19:05
            Я лично- идейный и убежденнейший сионист.


            Нашли наконец сайт где иудеев не гнобят, но лучше перейти на другой. Что касается государства Израиль, так там жизнь так скажем не та которую Вы тут достаточно коротко описали, и при сталкивании репатриантов из стран бывшего СССР они почему то затем в массе своей перемешаются в США или Канаду. Что касается иудейского народа, так сказать из опыта, то все они на стараются, опять я говорю про территорию бывшего СССР - в США кстати по другому, кучкуются по национальному признаку - наверно против гоев, вся жизнь в окружении врагов - ну и какое Вы хотите после этого к себе отношение.
            Кстати не пишите глупостей типа Вы в Израиле были?
            Туда сегодня и визы не нужны, а образ благородного, образованного еврея Вы взяли наверно из пословицы "Когда хохол родился еврей заплакал" - с чем Вас и поздравляем.
          3. 0
            12 декабря 2017 19:29
            не упомянул евреев

            Каша. От разумного, до оголтелого. Причём оголтелость выше уровня жидоборцев, существенно выше.
            Комментировать не буду, поскольку явная неадекватность.
  2. +10
    11 декабря 2017 16:34
    Так оно и было . Вот уж точно:" благими намерениями дорога выслана в ад". Мне кажется, что подобная дурь началась в 50-60гг, когда решили, что нужно высшее образование.
    Илья, верно заметил:""генератором сепаратистских, националистических и русофобских настроений" партия и правительство сами себе медвежью услугу оказали.
    Мне в 1979-80 попадала книга изданая в Нальчике ,местным обкомом,где такие страсти о Кавказской войне, что Анальный отдыхает. До 1917 редко,но были свои учителя и у них почему-то не было желания очернить нас,а теперь они:" сами с усами"
    1. +14
      11 декабря 2017 18:10
      Местные кадры, обучавшиеся местным языкам, особенно отличались злобным национализмом.
      Потому что на эту специальность шли те, кто ни при каких льготах был неспособен ни поступить, ни выучиться по другой, тем более инженерной специальности.
      Сумасшедшая шовинистка-русофбка фарион - яркий пример: член КПСС, секретарь комитета комсомола ...филологического ф-та Львовского университета, рекомендацию ей давал секр. комитета ЛКСМУ университета Степан КУбив, ныне вице-премьер нынешней Украины.
      кравчук - сын польского жандарского вахмистра, но из села и из Зап.украинец. Ющенкоо - сын фашистского лагерного капо, член КПСС. Марчук и Наливайченко - филологи, предатели, оказавшиеся в КГБ. Список таких провалов - бесконечный
      Кадровая политика с хоущёвского времени - провальная
    2. +9
      11 декабря 2017 20:48
      Цитата: Монархист
      Мне кажется, что подобная дурь началась в 50-60гг, когда решили, что нужно высшее образование.

      Да нет раньше. Когда началась борьба с "великорусским шовинизмом".
    3. +1
      11 декабря 2017 22:50
      Согласен с Вашим постом, кроме первой строки.
      Цитата: Монархист
      Так оно и было . Вот уж точно:" благими намерениями дорога выслана в ад".

      Намерения, которые реализуются за счёт страданий других БЛАГИМИ НАЗЫВАТЬСЯ НЕ МОГУТ в априори!
      Вот за счёт кого процветала Прибалтика и еже с ними. На фото "элитная" свадьба в советском нечерноземье. Вроде, как бы радость, а плакать хочется!

      А по поводу: "Камрад Проксима ( что-то латинское,но,что?)" - тут всё просто. Я любитель астрономии. Проксима - это ближайшая к Солнечной системе звезда. До неё всего-то (без кавычек) 4 световых годика. Что по звёздным расстояниям - сущий микрон. winked
    4. +1
      13 декабря 2017 05:17
      Цитата: Монархист
      ""генератором сепаратистских, националистических и русофобских настроений" партия и правительство сами себе медвежью услугу оказали

      А кто вам сказал, что эта услуга медвежья?
      Почитайте ранних большевиков и их отношение к русским. Они делали то, о чем и говорили. И РФ верный продолжатель этого дела.
  3. +11
    11 декабря 2017 16:44
    Ряд национальностей СССР имели серьёзные "запреты на профессию".

    В Российской Империи графа "национальность" в паспорте отсутстсвовала, фиксировалось ТОЛЬКО вероисповедание.
    ЛЮБОЙ подданный РИ, перешедший в православие не имел НИКАКИХ ограничений на карьеру в любой сфере.

    Наркомнац И.В.Сталин сделал грандиозную ошибку, введя "пятый пункт", который и оказался миной замедленного действия, заложенной под СССР, как и переход от губернского\областного деления к национальным образованиям - союзным и автономным республикам, округам, областям.
    Однако, новая общность людей - великий "советский народ" реально существовала.
    Именно ЕДИНЫЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД, обеспечил все победы и достижения СССР, именно против него и был направлен главный удар врагов.
    Главное теперь - не повторять тех ошибок.
    Вроде, в правильную сторону идёт, но медленно и не очень уверенно
    1. 0
      13 декабря 2017 15:47
      Цитата: RoTTor

      Однако, новая общность людей - великий "советский народ" реально существовала.
      Именно ЕДИНЫЙ СОВЕТСКИЙ НАРОД, обеспечил все победы и достижения СССР, именно против него и был направлен главный удар врагов.

      Да не было такой общности, а если и была, то лишь на бумаге. А времена горбачевской перестройки, когда советский народ рассыпался как карточный домик, это убедительно доказали.


      Главное теперь - не повторять тех ошибок.
      Вроде, в правильную сторону идёт, но медленно и не очень уверенно

      Куда идет? Опять за счет русских прибалтов с киргизами поднимать, которые "сколько волка не корми"? Нет, спасибо, не надо нам этого больше!
  4. +11
    11 декабря 2017 17:04
    Такие же квоты на поступление в ВУЗы были и для сельчан.
    Подделывали и покупали "нужную" национальность и, особенно, оциальное происхождение - т.е. способный и мотивированный сын инженера, учителя, врача был лузером по сравнению с сыном рабочего и крестьянина. Обходили и это элементарно: убогий троечник, сын директора, на год шёл в ПТУ и уже числился "рабочим", в профильный ВУЗ - вне конкурса, плюс были места и в лучшие ВУЗы страны.
    Вот откуда вышло множество анкетных кадров, ставших изменниками
    1. +4
      12 декабря 2017 07:46
      Могу показать на своем примере: я был сыном служащего и поступил в универ в 17 лет с первого раза. Сразу после школы. Со мной на курсе учился мой земляк 23 лет, который после школы отслужил 2 года в армии + 3 года отработал на заводе. Поступили одновременно. Так что ваша "теория лузеров" критики не выдерживает.
  5. Комментарий был удален.
  6. +3
    11 декабря 2017 18:04
    О-о, как хорошо я все это знаю...
  7. +7
    11 декабря 2017 19:14
    Вот часто слышу -" мы им школы, больницы,итд" ,а они не благодарные." А нужно ли им это было и нужно ли сейчас? Может и не стоит с своим самоваром ? У меня есть знакомые таджики , так вот их сын закончил 4- е класса в России и на этом все, на мой вопрос-"а почему он дальше не стал учится"? Ответ был прост-" а нам больше и не надо , в Таджикистане соседи тоже школу не окончили, но очень удачно торгуют и живут хорошо, поэтому и 4-х классов хватит" . Вот так....
    1. +5
      11 декабря 2017 19:17
      В Монголии когда построили для братского народа пятиэтажки тоже все пошло не так laughing после того как монголы загубили котельную за ненадобностью ,они стали топить паркетом буржуйки которые установили в квартирах ,а потом и вообще ушли опять в свои юрты
      1. +4
        12 декабря 2017 08:08
        Мой давно покойный дед во второй половине 30-х годов был председателем райисполкома в Западно-казахстанской обл. недавно образованной Казахской республики. Сверху пришла директива - обеспечивать жильём кочевое казахское население. Он этим кочевым казахам выделил несколько изб. Через какое-то время приехала проверяющая комиссия посмотреть, как кочевые народы переходят на рельсы цивилизованной жизни. Перешли - посередине изб устроили очаги, а крыши по центру разобрали, чтобы дым выходил. Жилой фонд оказался испорчен. Был 1938, деда арестовали и посадили за вредительство. Отсидел он 1.5 года, выпустили его к финской. Предлагали в РКПб восстановиться, но он отказался.
        Вот так проходило приучение диких кочевых народов Казахстана к цивилизованной жизни. А сейчас в тех краях и русских почти не осталось:((
    2. +3
      11 декабря 2017 20:50
      Цитата: РУСС
      А нужно ли им это было и нужно ли сейчас? Может и не стоит с своим самоваром ?

      К сожалению многие этого не понимали.
  8. +19
    11 декабря 2017 19:30
    Все должно быть единым
    Выравнено под титульную нацию
    1. +5
      11 декабря 2017 22:05
      Это понимали во всех существовавших в истории человечества государствах. Кроме двух: СССР и Австро-Венгрии.
  9. +6
    11 декабря 2017 19:50
    Хорошая статья, про хорошо забытые грабли.
  10. +5
    11 декабря 2017 21:08
    Статья очень правильная.
  11. +4
    11 декабря 2017 21:39
    Многое так и было. Квоты для Средней Азии, Кавказа. Какие то ребята вполне симпатичные. Но и относились к ним снисходительнее. А для костромских, вологодских, оренбургских деревенских ребят преференций не было.

    Но это все ушло. Сейчас новые странички жизни. Со своими проблемами.
  12. +4
    11 декабря 2017 22:55
    Одно из многих упущений и ошибок в сфере национальных отношений в СССР. В конечном итоге всё вместе взятое привело к распаду Союза.
    1. 0
      12 декабря 2017 04:51
      Да что же за судьба у России? Учи, корми, няньчи,помогай, поддерживай ,воспитывай, средствами обеспечивай! А теперь и независимым помогай! Да границы охраняй.
      1. +1
        12 декабря 2017 07:31
        Судьбу России определяют её правители. И учить-кормить НЕ НАДО. Но правители этого понять не в состоянии.
        Многие республики по определению не в состоянии быть самостоятельными - 3 прибалтийских, Белоруссия, Молдавия, Киргизия, Армения, Грузия, Таджикистан. Другое дело, что российская внешняя политика была и есть местами абсолютно бездарна, и многие из них успели продаться западным партнёрам, которые их сейчас и пользуют. А Россия делает вид, что её ничего не касается.
      2. 0
        14 декабря 2017 23:22
        Цитата: Reptiloid
        Да что же за судьба у России? Учи, корми, няньчи,помогай, поддерживай ,воспитывай, средствами обеспечивай! А теперь и независимым помогай! Да границы охраняй.


        "Несите бремя Белых
        Среди племен чужих -
        Сынов своих отправьте
        Служить во благо их;
        Без устали работать
        Для страждущих людей -
        Наполовину бесов,
        Настолько же детей.
        Неси же бремя Белых -
        Не смея унывать,
        Ни злобу, ни гордыню
        Не вздумай проявлять;
        Доступными словами
        Их к делу приобщи,
        И для себя в том деле
        Ты пользы не ищи.
        Неси же бремя Белых -
        Чтоб шум войны затих,
        И пищу дай голодным,
        И вылечи больных.
        Когда ж победа близко,
        Увидеть ты изволь,
        Как чья-то лень и глупость
        Помножат всё на ноль.
        Неси же бремя Белых -
        Не право королей -
        Твоим уделом будет
        Тот труд, что всех трудней.
        И то, что здесь ты строил
        Пока хватало сил,
        Пусть памятником будет
        Всем тем, кто не дожил.
        Неси же бремя Белых -
        Горьки его плоды:
        Брань злая за заботу,
        Забвенье за труды.
        Не раз ты здесь услышишь
        От тех же дикарей, -
        «Зачем идти нам к свету?
        Нам наша тьма милей».
        Неси же бремя Белых -
        Не гнись перед людьми,
        А крики о свободе -
        Лишь слабость, черт возьми.
        И по твоим поступкам,
        И по твоим словам
        Дадут тебе оценку
        И всем твоим богам.
        Неси же бремя Белых -
        И скопишь с юных лет
        Венок дешевых лавров,
        Скупых похвал букет.
        Но на закате жизни
        Без всякой суеты
        Твой труд пускай оценят
        Такие же, как ты!" (ц)
        laughing
  13. +1
    12 декабря 2017 04:29
    Отличная, очень хорошо аргументированная и логически верно построенная статья. Жаль, если не дойдет до "верхов".
  14. +2
    12 декабря 2017 04:59
    Статья занятная, но, к сожалению, непроработанная и непродуманная.
    Я вставлю ссылку на статью из ЖЖ. Рекомендую к прочтению, как один из ответов на доводы автора. Думаю, что и Илье стоило бы прочитать...

    "Про квоты в институтах, дискриминацию и реальный мир"
    https://lex-kravetski.livejournal.com/280557.html

    Шикарная цитата:
    Что характерно, в современности изобличители советских квот, если они русской национальности, то под чурками неизменно подразумевают кавказцев и азиатов, а если они национальности еврейской — подразумевают русских. СССР пал — наслаждайтесь дружбой народов.
  15. BAI
    +2
    12 декабря 2017 09:20
    Национальные квоты - это конечно труба (назвал бы по другому, но модератор вычистит). Когда вся заслуга в том, что по-русски плохо говоришь. Лечить то надо не национальности, а по знаниям. А в результате получили деградацию всего высшего образования (тут дальше можно вспоминать про ложку дегтя и паршивую овцу). А так знакомые говорили, что в ВУЗах, которые попадали под квоты (система была не во всех вузах), создавались землячества и обстановка становилась не выносимой.
  16. +4
    12 декабря 2017 12:24
    Цитата: василий50
    Вы правы, в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ не только уравняли всех в правах, но и часто за счёт РУССКИХ, учили тех кого автор назвал *национальными окраинами*.
    Вот только автор побоялся затронуть евреев, которые практически без экзаменов поступали и оканчивали ВУЗы. Обвинения в притеснении евреев было очень серьёзным, вплоть до 10 лет каторжных работ.
    Известно письмо на имя ИОСИФА ВИССАРИОНОВИЧА СТАЛИНА от одной из еврейских студенток, которая жаловалась на антисемитизм в МГУ на том основании что евреев оказалось меньше чем всех остальных студентов.
    Вот так и произошло что евреи так плотно обсели и *минкульт* и *минобр*, ну и конечно здравоохранение и торговлю, да и много ещё чего.
    Не стоит боятся говорить об этом.

    Статья кончено интересная, но не со всем согласен с автором. Да, обучение "национальных кадров" было, но вот фраза насчет того, что из-за них не могли поступить абитуриенты других национальностей скажем так, несколько надуманно.
    Во-1, количество таких студентов не исчислялась десятками или сотнями.
    Во-2, зачастую те же выходцы из союзных республик или республик Северного Кавказа (в большинстве своем, поскольку квоты были не столь большими и возможно в основном касались определенных столичных ВУЗов) поступали на общих основаниях. Мне довелось, к примеру проработать на кафедре с парнем из Чечни, который поступал на общем основании, не набрал проходного и поступил на вечерний. Его земляки поступали точно так же. Может кто-то из элиты этих республик и поступал по спецнабору, но элита чаще всего бывает малочисленной.
    В-3. Насчет евреев. Не надо ля-ля, если не знаете. Они, если не было у них золотой медали поступали на общем основании. И если получали на единственном экзамене для медалистов четверку - сдавали как и все. В одной группе со мной учился парень из Одессы, еврей. И должен сказать, учился на отлично. И был единственным евреем в группе

    Насчет письма И.В, Сталину от студентки - дуры находятся везде.

    Современные студенты из стран Африки сейчас в отличии от СССР учатся, причем учатся не за страх, а за совесть. Понимая, что если они вернутся и не будут ничего при этом знать - для них это может кончиться плачевно.
  17. +2
    12 декабря 2017 14:50
    Замечательная статья! Аж слезу вышибла. crying
  18. +1
    12 декабря 2017 15:37
    Один маленький пример из собственной жизни. Поступив и проходя обучение в ВВМУ в середине 80-х был у нас такой маразм. Пришёл приказ начальнику училища о "нацкадрах". Предоставить им дополнительный отпуск к основному для агитации поступления в военные училища. При этом русские, украинцы и белорусы не в счет. Зато молдаване и остальная "рать" под этот приказ попадала. Но самый прикол в том, что московские татары то же стали нацкадрами. В роте, на первом курсе со мной учились таджик и узбек. Таджик на первой зимней сессии получил две двойки , съездил домой и сам отчислился. Узбек получил двойку , съездил в отпуск, но отчислять не стал. Все пять лет ему ставили тройки. Только на четвертом курсе на мат.части корабельной артиллерии вкатил преподаватель двойку, не выдержала душа поэта, его наглости. Надо было видеть его лицо в тот момент. Но сдал другому преподу. Получил лейтенантские погоны и отбыл служить в Баку. Могу сказать одно, для русских, украинцев и белорусов такого отношения к учебе не было. Две двойки в сессии, отчисление автоматом, бес права пересдачи, два раза на пересдаче получил "банан" отчисление. Все пересдачи во время отпуска. Вот такая была национальная политика.
    1. 0
      12 декабря 2017 15:40
      Но были конечно и сильные "кадры". На два года старше меня учился курсант казах, в училище босиком приехал поступать с аула, поступил и учился на хорошо и отлично.
      1. +4
        12 декабря 2017 18:42
        в училище босиком приехал поступать с аула

        Мой отец тоже в одном чапане поехал в город, поступать в ВУЗ.. В итоге - окончил с красным дипломом, специальность архитектор.
        Дядя - отслужил на ТОФ пять лет, отучился на геолога и успешно работал по специальности.
        Другой дядя - химик, защитил кандидатскую.
        Еще один - преподавал английский, учился в Москве.
        Я и сам, узбек, но не думаю что мои знания и навыки уступают здесь комментирующим.
        Статья неоднозначная. Кто хотел учиться - учился, а балбесов везде хватает.
  19. +2
    12 декабря 2017 20:00
    Цитата: Бродяга1812
    Василий 50 .Как однако достали "русских патриотов" всякие Гуревичи и Лавочкины сконструровавшие ни на что негодные МиГи и Ла,или разные там Харитоны с Иоффе и Ландау , вооружившие СССР атомным оружием,а невежда Гинзбург водородным...

    -------------------------
    Почему не упомянули Исаака Вальцмана и Жозефа Котина, Юрия Левитана? Анатолия Вассермана, например, тоже?Это весьма достойные сыны Отечества. Дело не в евреях как таковых и прочих нацменах. Просто потакание одной национальности порождает местечковость. Мы же видим засилье на ТВ только одних персонажей во главе с Владимиром Рудольфовичем Соловьевым и Владимиром Вольфовичем Жириновским. Почему бы не предоставить слово другим? Я вот тоже нацмен в квадрате, этнически нерусский, помесь коми-пермяка с чувашом(хотя могу набрать еще пару-тройку национальностей в свое происхождение(. Тема обширная. Я бы мог её развить как минимум на статью, но не буду за это браться. Я и так тут прослыл юдофобом,
    антисемитом, ксенофобом, нужное допишите.
    P.S. А вообще,деревня сейчас поперла в города.Если при советской власти был интернационализм, то сейчас идет обратный процесс-обэтнчивание, селюковость,местечковость на всех уровнях. Евреи стали топить за нацистов, что вообще за гранью добра и зла.
  20. 0
    13 декабря 2017 10:10
    Цитата: Altona
    Я вот тоже нацмен в квадрате, этнически нерусский, помесь коми-пермяка с чувашом(хотя могу набрать еще пару-тройку национальностей в свое происхождение

    good Я в трех коленах (родители, дед-бабка, прадед и прабабка) насчитал восемь. У дочери ко всему прочему добавилась девятая национальность в крови
  21. 0
    13 декабря 2017 21:27
    Шепчущий в ночи,
    Совершенно не могу уловить логику. Фашисты в Киеве не при чём? Это всё кровавый тоталитарный режим? Реинкарнация Новодворской? Или питерский еврей-сатанист(с) в свою секту затащил?
  22. +1
    14 декабря 2017 05:04
    Да не о том статья! Можно подумать, будто потакали национальным кадрам по какой-то глупости. Не по глупости, а вынужденно так делали, чтобы сохранить единство лоскутного государства!
    Поэтому на самом деле написано о том, что... распад СССР вовсе не был трагедией! А был, хоть и болезненным, но положительным для России процессом. (О том, что кое-кто постарался всё сделать, чтобы он стал трагедией, разговор особый.)
    1. +1
      14 декабря 2017 19:01
      Интернационализм, по мнению Ленина, должен состоять в тех уступках великорусской нации национальным окраинам, которые возместили бы им многовековое угнетение, принесенное цариз­мом. Только уступками и своим внимательным отношением можно заручиться «. максимумом дове­рия в пролетарской классовой борьбе со стороны инородцев» [7; 359]
  23. 0
    1 июля 2018 12:21
    Полезная статья, к сожалению большевики здорово обгадились в национальном вопросе, он внес весомую лепту в развал СССР, 5-я графа действительно оказалась миной замедленного действия, Сталин опомнился слишком поздно , 15% неевреев в советском правительстве в 20 -е годы..., медицина тут бессильна. Деление страны по национальному признаку было ошибкой с одной стороны или это была спланированная диверсия ….
  24. 0
    11 января 2021 22:47
    "Под «национальными кадрами» в советское время понимали специалистов и будущих специалистов, не относящихся к русскому народу"
    ====================================================
    Ложь. Наглая ложь. Я сам поступил на экономический факультет МГУ в 1986 году как "национальный кадр", и около половины тех, кто таким образом туда поступил, были русскими из Союзных и Автономных республик.