Доспехи для «Поля золотой парчи»

145
Мы уже говорили на страницах ВО о том, что ПР («паблик рилейшнз») существовали всегда, хотя именно так до 1807 года их никто и не называл. Строились величественные дворцы и высекались огромные статуи, шились роскошные одежды и закатывались фантастические пиры и все лишь для того, чтобы наглядно подчеркнуть превосходство одних людей над другими. И, конечно, все эти огромные дворцы и величественные памятники, а также гигантские корабли строились, чтобы производить впечатление на соседей того или иного государства. «Мы можем – вы нет!» Вот и вся логика этих сооружений. Ну, а одним из ярких примеров такого рода соперничества стал турнир на «поле золотой парчи», о котором мы вам сегодня и расскажем.


Высадка Генриха VIII во Франции. Автор оригинала – неизвестен. Копия Дж. Бэзире (1774).

А было так, что в начале XVI в. отношения между Англией и Францией все еще оставляли желать много лучшего. Столетняя война вроде бы давно закончилась, но английские короли все формально считали себя наследниками французского трона. С другой стороны, после истребительной войны Роз Англия была заинтересована в том, чтобы укрепить свои позиции на континенте, так что прочный союз с Францией для нее был выгоден. Французский король Франциск I и король Англии Генрих VIII, понимая это, договорились о встрече на границе неподалеку от города Кале, чтобы… никому из них не было обидно.




«Поле золотой парчи», гравюра Дж. Бэзира (1774) по картине XVI в.

Дело в том, что Кале в то время еще принадлежал англичанам, поэтому встреча должна была состояться на «нейтральной территории» между двумя странами. Для этого прямо в поле был выстроен лагерь, ставший самым настоящим городом. В работах было задействовано более 5000 рабочих, которые выравнивали территорию, копали ямы, забивали столбы и поставили около 2800 палаток, на которые пошло просто феноменальное количество бархата и золотой парчи, как раз и давшей название этому историческому событию. В свиту обоих королей и с той, и с другой стороны входило несколько тысяч человек придворных и слуг.

Доспехи для «Поля золотой парчи»

Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рис. А.Шепса.

По приказу Генриха VIII там был построен дворец, внутренний двор которого имел площадь 90 на 90 метров, а его общая площадь составляла около 10 тысяч квадратных метров. На двухметровом кирпичном фундаменте возвышались стены десятиметровой высоты из ткани, расписанной под камень и натянутой на деревянные опоры. Крыша тоже была матерчатой, но казалось, что сделана она была из металла. Особенно сильное впечатление производило множество стеклянных окон, из-за которых он получил название «хрустального», так что тот, викторианский «хрустальный дворец» имел в прошлом вполне достойного предшественника. Пиком богатства и показной расточительности стали фонтаны из красного вина, устроенные перед дворцом.


Доспех 1520 г. с поллэксом.

Обратите внимание на решетку забрала с крупными отверстиями, которые могли использоваться и для наблюдения, и для дыхания. Последнее было очень важно, поскольку рыцари в металлических доспехах сильно перегревались, так как железо доспехов являлось отличным теплоизолятором. При этом особенно важно было охлаждать лицо и голову.


Генрих VIII. Картина Ганса Гольбейна (14971498–1543). Картинная галерея Уолкера.

Франциск I возвел столь высокий шатер, что он выглядел как самая высокая из известных башен. Башня была увенчана статуей святого Михаила, повергавшего дракона. В нем было четыре больших зала, обтянутых голубым бархатом, расшитым золотыми лилиями. Первая встреча монархов произошла 7 июня 1520 года. Причем, как и сегодня, при встрече президентов, вся церемония была расписана буквально поминутно таким образом, чтобы ни одна из сторон не была бы ущемлена. Оба короля были роскошно одеты и разглядывали друг друга с законным интересом, что немудрено. Ведь они были почти что ровесниками (Генриху на момент встречи исполнилось 29 лет, а Франциску – 25), оба славились своей образованностью и передовыми взглядами.


Доспех с поллексом крупным планом.

Но хотя первая встреча монархов и прошла в «теплой и дружественной обстановке», надежды на союз погубило соперничество между французами и англичанами, возникшее из-за неправильной целевой установки этой встречи. Практически каждый ее участник не жалел ни сил, ни средств, чтобы продемонстрировать всем остальным, и в первую очередь противной стороне, свое великолепие. Две недели пиров и турниров вылились таким образом в самое что ни на есть неприкрытое соперничество, ничего общего с «инженерией согласия» (а именно это и есть ПР!), не имеющее!


Кулет – «латный зад» доспеха с поллексом.

Для одних только турниров было изготовлено: копий – 1500, мечей – 1000 для поединков всадников и 600 двуручных мечей для пеших поединков.


Франциск I. Картина Жана Клуэ, Лувр, Париж.

На пирах обе стороны съели более 2000 баранов, около 700 морских угрей и... 50 цапель. Но ведь кроме знати на встрече присутствовали также ее приближенные, их свита и их слуги. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что только лишь для свиты английского монарха за время встречи было забито свыше 2200 голов скота. Как и было принято в это время, люди объедались, опивались и именно этим и демонстрировали противной стороне свое превосходство и так укрепляли имидж своего государя.


«Доспех с юбкой» 1520 г.

На первых порах монархам удалось достичь определенного взаимопонимания и общности интересов, но все достигнутое такой высокой ценой разрушил «Его величество случай». Генрих VIII, мужчина крепкого телосложения и физически развитый, решил вызвать на борцовский поединок французского короля, явным образом уступавшего ему в габаритах. Поэтому Генрих не сомневался, что победа достанется ему. Но вышло так, что Франциск I провел захват и сумел бросить Генриха на землю. Для обидчивого англичанина это было слишком, и со своим поражением он смириться не мог. Будь он немного поумнее, он бы лишь порадовался тому, что сама судьба дала ему возможность заслужить расположение французского короля (лично я бы ему, например, просто поддался – ну что стоит раз поваляться на земле ради политической победы в итоге), но… люди того времени хотя и считали себя образованными, не имели представления о том, какими способами добиваться успеха. В итоге все получилось так, как оно получилось…


«Доспех с юбкой». Вид спереди.

Впрочем, наделал ошибок и Франциск, вместе со своей свитой перестаравшийся по части роскоши: ведь Франция была богаче Англии и «Поле золотой парчи» это еще раз подчеркнуло и показалось англичанам обидным.


Ковер с изображением поединка Франциска I с Генрихом VIII.

Встреча королей закончилась 24 июня 1520 года торжественной мессой, после которой всем участникам было даровано отпущение грехов участникам. Но как бы там ни было, ничего хорошего из встречи не вышло. Хотя двухлетний французский принц Франсуа и четырехлетняя английская принцесса Мария и были помолвлены, ввиду их малолетства она в итоге так и не была подтверждена. Всего лишь два месяца спустя после «поля золотой парчи» Генрих VIII заключил союз с Карлом V, а он являлся злейшим врагом Франциска I. А через два года и Англия, и Франция начали очередную войну.


На этом фото из Королевского Арсенала хорошо видно, как был устроен «доспех с юбкой», надежно защищавший своего владельца практически от всех видов турнирного оружия. Обращает на себя внимание опять-таки перфорированное забрало, устроенное так, что оно обеспечивало и хороший обзор, и вполне приличную вентиляцию.

То есть огромные средства были брошены в топку тщеславия и не привели ни к какому положительному результату. Нет, в целом-то, результат, конечно, был – теперь мы знаем, что «вот так делать не надо», то есть негативный опыт – тоже опыт, и ценный. Но вот тогда на последствия этого «поля» и англичане, и французы смотрели как на сплошное разочарование. Впрочем, после «поля» осталось не только разочарование. Остались доспехи, изготовленные для короля Генриха VIII, и сегодня мы можем именно по ним судить о мастерстве мастеров-доспешников, служивших в 1520 году британской короне.


Знак Ордена Подвязки на «Доспехе с юбкой».

Известно, что Генрих VIII очень переживал из-за того, что его страна зависит от импорта иностранных доспехов, а своих не производит, из-за чего он решил попробовать пригласить на работу в Саусворк итальянских оружейников. Но по какой-то неизвестной нам причине сделка эта сорвалась. Но Генрих был упорен и в 1515 году пригласил приехать в Англию мастеров из Германии и Фландрии, которые на этот раз согласились и стали работать в созданной для них оружейной мастерской в Гринвиче. Надо сказать, что английская знать закупала доспехи по всей Европе. Кто-то побогаче заказывал их известным мастерам, кто-то покупал доспехи у заезжих торговцев, которые кузнецы тут-же подгоняли им по фигуре. Поэтому доспехи они носили по последней моде, но нередко использовали и своеобразный «микс» из старья и современных деталей, купленных по случаю.

В любом случае влияние итальянской школы, влияние которой в Англии, по-видимому, было очень сильным, и школы германо-фламандских мастеров, приглашенных королем Генрихом, вызвало к жизни появление доспехов своеобразного «гринвического стиля».

Впрочем, этот самый «гринвичский стиль» оказал довольно малое влияние на доспехи основной массы рыцарей Англии, поскольку главным заказчиком Королевских мастерских в Гринвиче был сам король, которого их мастера и обслуживали. Многие из этих доспехов сохранились и сегодня, и их можно увидеть в Королевском Арсенале в Лидсе. Всего известно четыре доспеха, принадлежавших лично Генриху VIII. Один его доспех находится в Виндзорском замке, а два, по мнению специалистов, они также принадлежат Генриху VIII – экспонируются Метрополитен-музее в Нью-Йорке.


Солереты «медвежья лапа».

Прежде всего, это весьма специфического вида доспехи для пешего поединка, специально сделанные для состязания на «Поле золотой парчи». Весят они 42,68 кг и устроены так, что закрывают абсолютно все части тела. Но…завершить эти доспехи до конца так и не удалось. Французы изменили правила турнира и попросили англичан изменить соответствующим образом турнирные доспехи. Поэтому-то этот доспех завершен и не был. Зато королю в тот же год сделали другой, получивший название «тонлет» или «стальная юбка».

Поскольку время поджимало, то доспех делали явно в спешке, поэтому мастера пошли по принципу «конструктора»: взяли часть деталей от какого-то более раннего доспеха и только некоторые для него изготовили заново. При этом показать «единство» всех его деталей должна была… единообразная гравировка, сделанные на нем резцом.

Доспех вышел довольно специфичным. Во-первых, у него был огромный бацинет, сделанный в Милане (о чем говорит штамп оружейной мастерской города Миссаглии на задней стороне шлема), но с измененной формы забралом. Наручи были сделаны из деталей старых доспехов, а у поножей имелись специальные пазы для шпор, которые требовались всаднику, но не нужные для пешего доспеха. Наплечники – из перекрывавших друг друга пластин – отличительная черта мастерской в Гринвиче. Левый (если смотреть спереди) – из восьми полос, правый – из семи. Юбка состоит из девяти полос спереди и сзади, с петлями слева и закрепленная ремнем и пряжкой справа. Вамбрасы и латы ног, вероятно, были сделаны в Италии или во Фландрии, и они были явно взяты для этого доспеха от каких-то более старых лат. Травленная отделка сохраняет следы позолоты и включает изображения: Святого Георгия, Богородицу и Младенца по обе стороны бацинета и на наплечниках; Орден Подвязки вокруг шеи бацинета, а сама подвязка изображена на ноге слева. Юбка изначально была позолочена и украшена гравировкой, изображающей стилизованную листву в верхних рядах, а ниже – тюдоровские розы. Оригинальная отделка доспеха на момент его создания, возможно, была черной, что создавало яркий черный и золотой клетчатый узор. Судя по размерам доспеха, рост его обладателя должен был составлять не менее 1875 мм. Вес доспеха 29.28 кг.
145 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 января 2018 06:53
    Интересно. Поддаваться - несовместимо с королями той породы. Это какая-нибудь лиса бы смогла вроде Людовика XI. Да и во всех временах и странах мелочи - не мелочи.

    "Ниже Бориса не сяду".
    1. +3
      22 января 2018 08:46
      Людовик при личной встрече с королём Кастилии тоже ни чего не достиг, Карл пятый с Франциском лично поладили, но интересы бы непримиримы
  2. +7
    22 января 2018 06:54
    А было так, что в начале XVI в. отношения между Англией и Францией все еще оставляли желать много лучшего. Столетняя война вроде бы давно закончилась, но английские короли все формально считали себя наследниками французского трона.
    А что изменилось в отношения меду Англиецй и Францией до сих пор? Как соперничали, так и соперничают, правда сейчас это называется конкуренцией. На счёт статьи: добротная, хорошо оформленная статья.
    Спасибо, прочитал с интересом.
    1. +7
      22 января 2018 07:44
      Сталкивался с этим на бытовом уровне. Попросил у француженки по-английски, где тут... тойлет, и она (местная с...) сказала, что не знает. Ей под нос карту, - нет, нет. И ушла! Спрашивали по-русски и французски - радость, желание помочь. Моя бывшая студентка, поступившая в Сорбонну, преподавала английский жене министра сельского хозяйства Франции. И та ей порассказала... про "противоречия". А вспомните фильм "Большая прогулка" с Луи де Фюнесом? Да, союзники, да, друзья, но...как они там несмотря на это подтрунили?!
  3. +3
    22 января 2018 07:00
    интересно, почему турнирный итальянский доспех не прижился на Руси ? Или парадный ? Фрязей то на Москве было пруд пруди
    1. +5
      22 января 2018 07:38
      А главным противником были у нас кто? Вот против них-то и воевали луком и стрелами. А доспехи? Известно, что их бояре покупали и... выезжали покрасоваться и все!
      1. +2
        22 января 2018 08:12
        ну Кремли перестроили, например, на ит. манер. Шапки татарские надели на князей/царей. А моду на царский доспех не переняли, да и сами турниры тоже
    2. +5
      22 января 2018 08:19
      Цитата: тлауикол
      интересно, почему турнирный итальянский доспех не прижился на Руси ? Или парадный ? Фрязей то на Москве было пруд пруди

      потому что такой доспех стоил просто дох..нища бабла - раз; и изготовить его мог только настоящий мастер по такому типу доспехов - два. попробуйте такой сейчас заказать - цена и сроки вас "приятно порадуют" ))
      да и военная школа у нас подразумевала большую свободу и универсальность.
      1. +2
        22 января 2018 08:30
        ну а представительские расходы - они же понты или "паблик рилейшн" ? Мастеров выписывали и для более затратных дел - архитектура, артиллерия напр.
        1. +4
          22 января 2018 09:14
          Цитата: тлауикол
          ну а представительские расходы - они же понты или "паблик рилейшн" ? Мастеров выписывали и для более затратных дел - архитектура, артиллерия напр.

          возвести собор и отлить пушку/колокол - это дело государственной важности, а вот склепать такой доспех - это конечно искусство, но только для себя (может еще некоторым потомкам пригодиться). да и не помню, чтобы у нас выписывали мастеров по изготовлению мечей (тех же фламбергов). делали свое, не менее искусное, но под другие задачи.
          ЗЫ ну может кто-то из шибко богатых и заказывал, но что-то не помню такого. да и на турнирах наших тоже вроде не упоминают.
    3. +3
      22 января 2018 20:33
      Цитата: тлауикол
      почему турнирный итальянский доспех не прижился на Руси ?

      ЕМНИП, в битву на Шелони новгородцы вышли против москвичей в доспехах европейского производства. Напомнить результат?
      1. +1
        23 января 2018 05:25
        Цитата: Weyland
        Цитата: тлауикол
        почему турнирный итальянский доспех не прижился на Руси ?

        ЕМНИП, в битву на Шелони новгородцы вышли против москвичей в доспехах европейского производства. Напомнить результат?

        ага, доспехи европейского производства как причина поражения новгородцев :)) смешно good
    4. 0
      2 февраля 2018 08:59
      Лапотники чего с нас взять не понимали моды! (толстый троллинг)
  4. +19
    22 января 2018 07:02
    Вершина искусства изготовления европейского доспеха
    И верх неповоротливости в оном
    Имидж короля действительно в таком супер - пока не обложат или с коня не скинут.
    Познавательно и привлекательно
    Спасибо!
    1. +7
      22 января 2018 08:24
      Цитата: XII легион
      И верх неповоротливости в оном

      разве что в турнирном... но он для того и сделан. в боевом варианте даже бегать и прыгать можно. те же 20 кг распределенных по всему телу - это не так много. марафоны не побегаешь конечно, но зато и тебя задолбаются убивать))
  5. +7
    22 января 2018 07:14
    пройдет совсем немного времени и сын Франциска Генрих 2й Валуа выйдет на турнире против графа Монтгомери crying
    1. +9
      22 января 2018 11:01
      Цитата: тлауикол
      пройдет совсем немного времени и сын Франциска Генрих 2й Валуа выйдет на турнире против графа Монтгомери

      Пройдет пять лет и в битве при Павии французские жандармы в таких или похожих доспехах будут безжалостно расстреляны испанскими мушкетерами, а бедняга Франциск больше года проведет в плену...
  6. +7
    22 января 2018 07:57
    А через два года и Англия, и Франция начали очередную войну
    ...В ходе которой войска Генриха подступали к Парижу, но к 1525 деньги в английской казне закончились..Закончилась и война...
  7. +17
    22 января 2018 08:00
    Доспех вышел довольно специфичным.

    Несомненно
    Тренированный субъект
  8. +3
    22 января 2018 10:29
    Тяжел крест короля - ходить в таких доспехах
    Но не все коту масленица
    Масленица нам - читателям хороших статей)
    1. +4
      22 января 2018 20:20
      Ну всех в одну кучу не мешай!
      Правильно надо говорить читателям - масленица, а котам - масленица в двойне!!! hi
      1. +6
        22 января 2018 20:33
        приличному коту всегда масленница..
        1. +3
          22 января 2018 21:07
          Как хорошо Вы сказали, афористично!
  9. +7
    22 января 2018 10:38
    "интересно, почему турнирный итальянский доспех не прижился на Руси ? Или парадный ? Фрязей то на Москве было пруд пруди"
    Наверное потому, что в Европе и на Руси специфика гонки вооружений того времени определялсь особенностями ведения военных действий и влиянием " основного противника."
    Военное развитие на Руси проходило под очень серьезным восточным влиянием: появилось очень много восточных видов оружия, в том числе и оборонительного, и защитных технологий, в том числе и зерцальные доспехи. "Зерцала личные", имевшие иранское и среднеазиатское происхождение служили для усиления кольчужных доспехов.
    Полный зерцальный доспех - влияние Османской империи.

    Зерцальный доспех
    Москва, Оружейная палата, 1616. Мастера Дмитрий Коновалов, Андрей Тирман. Сталь, серебро, ткань; ковка, чеканка, травление, резьба, золочение.

    В Оружейноф палате хранится шесть таких доспехов.
    Есть такой доспех в Королевской сокровищнице Стокгольма, попавший туда в виде трофея Ливонской войны.
    К началу 17 века восточное влияние стало ослабевать, и Русь начала заимствования с Запада. Появились свои парадные доспехи, очень похожие на рыцарские, и даже привычка украшать лошадей огромными попонами, как это делали во время турниров (стоит отметить, что самих рыцарей в Западной Европе к тому моменту уже практически не осталось). С 18 века "военная мода России" стала абсолютно европейской.
    Вообще, тема интересная и заслуживает отдельной статьи.
    1. +4
      22 января 2018 10:57
      К началу 17 века восточное влияние стало ослабевать, и Русь начала заимствования с Запада. Появились свои парадные доспехи, очень похожие на рыцарские, и даже привычка украшать лошадей огромными попонами, как это делали во время турниров (стоит отметить, что самих рыцарей в Западной Европе к тому моменту уже практически не осталось). С 18 века "военная мода России" стала абсолютно европейской.

      смена военной доктрины... hi
      1. +5
        22 января 2018 11:20
        Я бы сказал "смена внешнеполитического вектора."
        1. +4
          22 января 2018 11:30
          и это тоже. Допетровской армией с европейцами воевать было бы трудно.
          1. +3
            22 января 2018 18:20
            Цитата: Микадо
            Допетровской армией с европейцами воевать было бы трудно.

            Это почему?
            1. +4
              22 января 2018 18:51
              организация, подготовка и тактика...
              1. +4
                22 января 2018 18:55
                Значит и Невский лыцарей не бил?
                1. +5
                  22 января 2018 19:27
                  Невский-то бил. drinks Просто на момент конца 17-го века, как мне кажется, европейские армии, тем более, прошедшие школу 30-летней войны, были по-другому организованы и обучаемы. Отличалась и тактика. Недавно прочитал про каролинеров, интересно! hi
                  1. +3
                    22 января 2018 19:49
                    Так в конце 17 века вроде и рыцарей не было, и Петр был. recourse drinks А это не этих ли калориферов Петр под Полтавой разбил? wink
                    1. +6
                      22 января 2018 21:02
                      именно. Если битву при Рокруа можно считать переломным поражением непобедимой испанской пехоты, то про Полтаву можно справедливо сказать, что там была перемолота лучшая часть шведской армии, и она (армия) от этого так и не восстановилась... request у каролинеров была тактика, отличная от остальных войск Запада - быстрота и "опора на штык". Это прокатило при Нарве, где такая пехота встретила малообученное русское войско. Но при Полтаве Петр противопоставил уже им "свою игру". soldier И да, перебил профессионалов военного дела! good drinks русские быстро учатся... yes
                      1. +2
                        23 января 2018 08:29
                        Цитата: Микадо
                        у каролинеров была тактика, отличная от остальных войск Запада - быстрота и "опора на штык".

                        Пуля - дура, штык - молодец! Что-то это мне напоминает...
                    2. +2
                      23 января 2018 05:28
                      под Полтавой победила уже далеко не допетровская армия
                      1. +3
                        23 января 2018 08:02
                        А с кем ещё Россия сталкивалась в допетровские времена? с поляками? Все шло с переменным успехом на западном фронте. winked
                2. +6
                  22 января 2018 20:40
                  Бил. Только вот доспех у них был тогда куда как попроще. Смотрите фильм: "Похищение чародея" (правда, там действие происходит лет за 40 до Невской битвы) - там тоже героиня из 20го века удивлена тем, что доспехи "не зрелищные", и ей отвечают, что зрелищными они станут через пару веков. Там всё исторично, поскольку автор - Кир Булычев - историк-профи
                  1. +7
                    22 января 2018 21:03
                    Там всё исторично, поскольку автор - Кир Булычев - историк-профи

                    и замечательный востоковед. "Западный ветер - ясная погода" - классика про Вторую Мировую на Тихом Океане. hi
    2. +4
      22 января 2018 12:08
      Цитата: Curious
      Наверное потому, что в Европе и на Руси специфика гонки вооружений того времени определялсь особенностями ведения военных действий и влиянием " основного противника."
      Военное развитие на Руси проходило под очень серьезным восточным влиянием: появилось очень много восточных видов оружия, в том числе и оборонительного, и защитных технологий, в том числе и зерцальные доспехи.

      Кроме зерцальных доспехов, отдельно стоит отметить кольчато-пластинчатые доспехи, которые стали распространяться на Руси как раз в это время. Это бехтерцы, юшманы и колонтари. Очень любят у нас художники (начиная с Васнецова) изображать в них богатырей и героев. Между тем они обеспечивали высокую защиту (сравнимую с латным доспехом) при этом сохраняли гибкость кольчуги, позволяя стрелять из лука.
      1. +6
        22 января 2018 13:18

        Бахтерец царя Михаила Федоровича. Москва, Оружейная палата, 1620 г. Мастер Конон Михайлов. Железо, серебро. Ковка, чеканка, насечка золотом.
        1. +5
          22 января 2018 13:31
          Есть и такие варианты:

          У Шпаковского целая статья уже была посвященная боевым слонам.
          1. +6
            22 января 2018 13:41
            Боевые слоны в составе русских войск замечены не были.
            1. +5
              22 января 2018 13:49
              Цитата: Curious
              Боевые слоны в составе русских войск замечены не были.

              Зато бахтерцы были. Это я подтверждение "восточного влияния" привел.
              1. +3
                22 января 2018 14:03
                фото шикарное.
                Боевые слоны в составе русских войск замечены не были.

                Это у нас Виктор Николаевич просто застарелый ретроград, и апологет традиционной истории. wink Некоторые бы объяснили, что слонов в русской армии было огромное количество, когда древнеРусы строили Китайскую (ДревнеРусскую) стенку. И слонов первыми тоже у нас приучили, начиная с мамонтов. laughing так усе и було! drinks а восточное влияние - да, согласен полностью.
                1. +6
                  22 января 2018 14:25
                  Древнематричный суперэтнос использовал только единорогов, никаких слонов. Потом коварные англы и саксы вывели какую то микробу, из за которой рога у единорогов исчезли, а вместе с ними и их магические способности. Стали единороги простыми конями.
                  1. +3
                    22 января 2018 14:29
                    Древнематричный суперэтнос использовал только единорогов, никаких слонов.

                    не носорогов, часом? wink слушайте, я тут в новогодние праздники грешным делом впервые просмотрел от начала до конца "Триста спартанцев" - ну, ту саму поделку с компьютерной графикой. Нет, не подумайте ничего, просто ничего более достойного в тот момент по телеку не было. request блин, я понимаю, туфта есть туфта, но "боевой носорог" - вообще никуда не укладывается fellow
                    1. +1
                      22 января 2018 14:46
                      Цитата: Микадо
                      блин, я понимаю, туфта есть туфта, но "боевой носорог" - вообще никуда не укладывается fellow

                      Черт с ними с носорогами!!!
                      У меня шок был когда я гоплитов, и не простых, а личных телохранителей царя с голым за... торсом увидел. А уж как они сражаться стали вне строя... Короче на носорогов и порох я, после таких откровений, даже внимания не обратил.
                      1. +3
                        22 января 2018 14:51
                        А уж как они сражаться стали вне строя...

                        да, я вот тоже не понял - сначала отказать патриоту-инвалиду, потому что он не может биться строем, потом самим биться вне строя... request
                        У меня шок был когда я гоплитов, и не простых, а личных телохранителей царя с голым за... торсом увидел.

                        монголы тоже голоторсовыми были, доказано некоторыми пользователями laughing
                    2. +3
                      22 января 2018 21:28
                      В Индии, в древности были попытки использования носорогов , в военных целях.Но продолжалось это недолго, так как носороги плохо приручаемы, да видят не очень.Поэтому боевые носороги быстро сошли на нет.
                      1. +3
                        22 января 2018 21:40
                        Поэтому боевые носороги быстро сошли на нет.

                        про информацию о попытках не знал, спасибо! Тоже слышал, что они плохо приручаются. Хотя.. в цирке выступают, но мне кажется, этот номер из разряда "экзотики". Где-то год назад афиши появились.
                      2. +3
                        22 января 2018 21:42
                        если брать диких зверей, то отдельно хочется добавить про лосей. Вроде, тоже были попытки использования в военных целях. Интересная статья на "Популярной механике": https://www.popmech.ru/weapon/10162-rogataya-kava
                        leriya-boevye-losi/
                        Хотя у меня ощущение, что одно из фото в этой статье явно поддельное...

                        да, похоже, притороченное оружие на боку - фейк what
                      3. +4
                        22 января 2018 21:57
                        наврал я про лосей. Простите. Первоапрельская статья была, розыгрыш. Звиняйте! recourse вот.... нехорошие люди! am
                  2. +3
                    22 января 2018 14:41
                    Цитата: Curious
                    Древнематричный суперэтнос использовал только единорогов

                    Эк Вы безапелляционно - а про конька-горбунька забыли?!... А про серых волков?!... В конце-концов казачье-кузнечьего, малоросского черта даже не упомянули...
                    1. +4
                      22 января 2018 14:50
                      Коньки, волки - все это эрзац, после исчезновения единорогов, замена на скорую руку. А на чертях полвина Европы передвигалась, с чего Вы решили, что этот вид передвижения только малороссами использовался?

                      Чешский рисунок 1848 года
                      1. +4
                        22 января 2018 14:53
                        "Все бабы - ведьмы, а те, кто постарше, уж точно ведьмы!" (Н.В. Гоголь, "Вий") drinks
                      2. +4
                        22 января 2018 15:20
                        Цитата: Curious
                        Коньки, волки - все это эрзац, после исчезновения единорогов, замена на скорую руку.

                        Вот не согласен... коньки-то ладно - их и с монгольской верховой перепутать не сложно, а вот волки! Да, о русских волках-варгах европейцы до сих пор помнят и в поту холодном просыпаются... Даже в кино снимают...
                        Цитата: Curious
                        А на чертях полвина Европы передвигалась, с чего Вы решили, что этот вид передвижения только малороссами использовался?
                        Чешский рисунок 1848 года

                        Здесь я конечно слегка дал маху... Но с другой стороны - чехи же славяно-арии, просто не помнят этого laughing
                  3. +3
                    22 января 2018 22:27
                    А в Китае кто извёл зверя цилинь?
                    1. +5
                      22 января 2018 22:38
                      древнеРусы, естественно. Доказано Преподобным yes
                2. +5
                  22 января 2018 14:35
                  Цитата: Микадо
                  Некоторые бы объяснили, что слонов в русской армии было огромное количество, когда древнеРусы строили Китайскую (ДревнеРусскую) стенку. И слонов первыми тоже у нас приучили, начиная с мамонтов. laughing

                  Сейчас Веню накличите))))
                  1. +4
                    22 января 2018 14:46
                    ахаха, все найдут себе достойного оппонента со своей точкой зрения. Вот еще бы Марат пришел - цены бы не было. good drinks
                3. +3
                  22 января 2018 14:57
                  Цитата: Микадо
                  Некоторые бы объяснили, что слонов в русской армии было огромное количество, когда древнеРусы строили Китайскую (ДревнеРусскую) стенку. И слонов первыми тоже у нас приучили, начиная с мамонтов. laughing так усе и було! drinks а восточное влияние - да, согласен полностью.

                  Всё верно. Племенные фермы мамонтов до сих пор в Якутии находят, правда в виде кладбищ мамонтов, а древнерусские письмена на ВКС/ВРС до сих пор прочитать не могут, так как местные руссы писать не умели, только что-то рисовали.
            2. 0
              2 февраля 2018 09:41
              зато были боевые медведи. яркий пример документально художественный фильм о Коловрате
  10. +8
    22 января 2018 10:47
    "...железо доспехов являлось отличным теплоизолятором. "
    Железо, как и любой металл, в силу своих физических свойств, не может быть теплоизолятором по определению. Оно может быть теплопроводником.
    1. +1
      22 января 2018 11:05
      Но я сам надевал такие доспехи и мне было в них очень жарко... если бы проводником, то не было бы!
      1. +6
        22 января 2018 11:19
        Если бы не было проводником, Вы бы умерли от гипотермии. У Вас между телом и доспехами воздух. Вот он - теплоизолятор. У него очень плохая теплопроводность. Вентиляция нужна.
        Радиаторы отопления у Вас в квартире из чего?
        1. +4
          22 января 2018 13:12
          В тексте опечатка. Вместо гипотермия следует читать гипертермия.
      2. +2
        22 января 2018 15:02
        Цитата: kalibr
        Но я сам надевал такие доспехи и мне было в них очень жарко... если бы проводником, то не было бы!

        Всё зависит от времени года, если в тепле, то будет душегубка, а на морозе так настывает, что душа вон от холода.
      3. +3
        22 января 2018 16:42
        Ну.батенька,вы совсем уже того...вы физику хоть изучали в школе?
        1. +4
          22 января 2018 16:57
          Надо же... еще один "физик".... развелось-то...
          1. +2
            23 января 2018 04:09
            Цитата: merlin
            Надо же... еще один "физик".... развелось-то...

            А вот сейчас обидно было, да!
            1. +2
              23 января 2018 08:33
              Не надо пинать автора - он так видит)))
              Статья не в Physical Review Letters, и на историческую тематику, так что подобные ляпы допустимы, к тому же автору уже указали на ошибку. А вот продолжать пинать автора считаю идиотизмом.
      4. +3
        23 января 2018 04:07
        Цитата: kalibr
        Но я сам надевал такие доспехи и мне было в них очень жарко... если бы проводником, то не было бы!

        Да, уж! Гуманитарий, он и в Африке гуманитарий!
        1. Вы доспех-то как одевали, на голое тело, или с поддоспешником?
        2. Температура окружающей среды какова была? +45, в тени, или -30, на солнце? laughing
  11. +4
    22 января 2018 11:04
    Цитата: Curious
    Вообще, тема интересная и заслуживает отдельной статьи.

    Все верно! Спасибо, что обратили внимание...
    1. +7
      22 января 2018 11:22
      Вы, Вячеслав Олегович, постарайтесь не откладывать. А то Самсонов если эту тему осветит, то мы такого узнаем про доспехи древнего суперэтноса...
      1. +3
        22 января 2018 21:00
        Не знаю... очень много текущей работы, просто очень.
        1. +5
          22 января 2018 21:29
          Работа не Алитет, в горы не уйдет. Конце концов толкового помощника заведите себе.
          1. +3
            22 января 2018 21:46
            можно я вопрос в лоб задам: а Вы на что? wink умище-то, умище-то, Виктор Николаевич!
            1. +5
              22 января 2018 22:34
              У меня, к сожалению, затянувшийся творческий кризис, спровоцированный наглым вмешательством со стороны некоторых ... Короче - некоторых.
              1. +5
                22 января 2018 22:51
                поставьте любимую музыку, выберите интересную тему - и вперед. yes Нужен будет юмор на грани скабрезности (но в рамках!) - помогу с удовольствием! wink Хотя.. Вы по юмору с суровым лицом мне фору дадите what Затейник, истинно! good drinks
  12. +3
    22 января 2018 11:53
    Спасибо за статью. Очень познавательно.
  13. +2
    22 января 2018 12:08
    "Обратите внимание на решетку забрала с крупными отверстиями, которые могли использоваться и для наблюдения, и для дыхания. Последнее было очень важно, поскольку рыцари в металлических доспехах сильно перегревались, так как железо доспехов являлось отличным теплоизолятором. "
    Гмм... так как железо доспехов являлось отличным теплоизолятором ... как то вот не верится в это lol
    , но читать приятно. smile
    1. +2
      22 января 2018 20:59
      Про то, что металл доспехов теплоизолятор прочитал у Кристофера Граветта. Конечно, ошибиться может всякий, но он известный специалист по доспехам.
  14. +19
    22 января 2018 12:48
    О таком турнире не слышал
    Интересно
    Вообще монархом надо быть поосторожнее - то стрела в горло, то копье в глаз
    Какие ни доспехи - а риск есть, что на турнире, что на охоте
    1. +5
      22 января 2018 13:07
      то стрела в горло, то копье в глаз

      то кинжал от верноподданных, когда сам не ждешь, и никакие доспехи не помогут wink
      1. +3
        22 января 2018 13:12
        Цитата: Микадо
        то стрела в горло, то копье в глаз

        то кинжал от верноподданных, когда сам не ждешь, и никакие доспехи не помогут wink

        Да и от "правильных" приправ к блюдам и вину доспехи тоже не шибко помогают. wink
        1. +4
          22 января 2018 13:21
          Эдуард II вообще по одной из легенд себе кое-что кое-куда "словил". Низвергнутые монархи вообще, как правило, долго не живут.. почему бы это? what drinks
          1. +4
            22 января 2018 13:27
            Цитата: Микадо
            Низвергнутые монархи вообще, как правило, долго не живут.. почему бы это? what drinks

            Преимущественно по болезни: очень распространены апоплексические удары - бывали случаи когда монархи умирали от них прямо во время низвержения. Гемморой и понос тоже за неделю может свести в могилу, примеры есть...
            1. +5
              22 января 2018 13:38
              очень распространены апоплексические удары - бывали случаи когда монархи умирали от них прямо во время низвержения.

              кажется, это был самый модный анекдот 1801 года - "апоплексический удар табакеркой"... what
          2. +5
            22 января 2018 13:46
            Когда-то польский король Станислав Лещинский, попав в трудную ситуацию, захотел отречься от престола. Услышав это, кардинал-примас Радзиевский сказал: "К сожалению, корона государя, в отличие от шляпы, снимается только вместе с головой".
            1. +2
              22 января 2018 13:56
              Цитата: Curious
              Когда-то польский король Станислав Лещинский, попав в трудную ситуацию, захотел отречься от престола. Услышав это, кардинал-примас Радзиевский сказал: "К сожалению, корона государя, в отличие от шляпы, снимается только вместе с головой".

              Шляхта польска... У многих польских королей возникало желание поснимать с панов "шляпы", останавливало то, что скорее паны с короля "корону" сдерут, ведь кварцяное войско мало зело было... так и дожили до раздела...
            2. +1
              22 января 2018 15:33
              Цитата: Curious
              Когда-то польский король Станислав Лещинский, попав в трудную ситуацию, захотел отречься от престола. Услышав это, кардинал-примас Радзиевский сказал: "К сожалению, корона государя, в отличие от шляпы, снимается только вместе с головой".

              трудный момент? Это не тот момент, когда тоже польский король(Лещинский король от Карла 12 а Август 2-Петра 1) осадил Варшаву во главе казацко(отряды Апостола)-российских войск(Голицын) и своих саксонцев?
              Да он же сбежал в простой одежде, прихватив казну.....Горн(шведский комендант Варшавы) был в ярости.
              1. +3
                22 января 2018 16:12
                В крестьянской одежде он бежал из Гданьска в 1734 году.
                1. +3
                  22 января 2018 20:33
                  Цитата: Curious
                  В крестьянской одежде он бежал из Гданьска в 1734 году.

                  верно. Это я по версии Толстого.
          3. +5
            22 января 2018 20:44
            Цитата: Микадо
            почему бы это?

            Сварог впервые за все время разговора опустил глаза:

            – Я был уверен, что их просто арестуют и заставят подписать отречение…

            – Если вы так думали, милейший, вам еще тянуться и тянуться, чтобы стать настоящим королем, – отрезала Старая Королева. – Кто же это оставляет низложенного предшественника живым? Это, хороший мой, против традиций. Если кому-то вздумается затеять новый заговор, лозунгов и знамен даже искать не нужно: вот он, бедненький, обиженный, свергнутый, престольчик у сюсеньки малюсенькой отобрали злые дяди, ай-яй-яй…
            1. +4
              22 января 2018 21:09
              да-да, именно так! Оставлять в живых нельзя - закон логики, если хочешь удержать власть. request
              1. +3
                23 января 2018 03:45
                Очень редкие исключения: Диоклетиан в Древнем Риме, Карл Пятый в Испании.
                1. +3
                  23 января 2018 10:22
                  также последний из Меровингов. Его просто постригли в монахи (насильно, естественно).
      2. +2
        22 января 2018 15:18
        Цитата: Микадо
        то кинжал от верноподданных, когда сам не ждешь, и никакие доспехи не помогут

        Это точно, могла и на охоте стрела прилететь, тут у точно доспехи не помогали.
        1. +4
          22 января 2018 15:34
          Это точно, могла и на охоте стрела прилететь, тут у точно доспехи не помогали.

          интересно, что Эдуарда II Плантагенета держали некоторое время в замке Корф. За триста с лишним лет до этого в этом замке был убит другой Эдуард II, только из Уэссекской династии. Да, убит заговорщиками! hi
          1. +2
            22 января 2018 15:38
            Цитата: Микадо
            Это точно, могла и на охоте стрела прилететь, тут у точно доспехи не помогали.

            интересно, что Эдуарда II Плантагенета держали некоторое время в замке Корф. За триста с лишним лет до этого в этом замке был убит другой Эдуард II, только из Уэссекской династии. Да, убит заговорщиками! hi

            Вот они - истинно английские старинные традиции... Джентельмены - ничего не скажешь...
            1. +4
              22 января 2018 15:50
              Вот они - истинно английские старинные традиции... Джентельмены - ничего не скажешь...

              да уж, точно, англичане ценят традиции не только в чаепитии и тонком юмореwink кстати, я бы с удовольствием почитал бы про Англию до нормандского завоевания. Там было все интересно. мож, напишет кто? request
              1. +2
                22 января 2018 16:04
                Цитата: Микадо
                кстати, я бы с удовольствием почитал бы про Англию до нормандского завоевания. Там было все интересно. мож, напишет кто? request

                Времена короля Артура? Или Римский период?
                В свое время интересовался, как раз римским периодом, но, к сожалению, все более-менее интересное на вражьих языках. Что, учитывая историческую специфику "зело неудобно есть".
                1. +3
                  22 января 2018 16:15
                  Времена короля Артура? Или Римский период?

                  скорее, между римлянами и Вильгельмом. hi да, похоже основная литература именно на английском.
                  1. +2
                    22 января 2018 16:24
                    Похоже, остается просить Шпаковского what
                    1. +5
                      22 января 2018 16:33
                      хором просить будем? wink drinks
                      1. +3
                        22 января 2018 16:39
                        Цитата: Микадо
                        хором просить будем?

                        Можно и так... С другой стороны - у нас выборы на носу... так что можно поступить по предвыборному: начать сбор плюсиков под пожеланием.
              2. +2
                22 января 2018 23:38
                Цитата: Микадо
                кстати, я бы с удовольствием почитал бы про Англию до нормандского завоевания. Там было все интересно. мож, напишет кто?

                Лучше почитать Розмари Сатклифф из художественной литературы, ну серия "Повседневная жизнь" Можно найти на русском." https://www.litmir.me/books_in_series/?id=5435
                1. +2
                  22 января 2018 23:45
                  спасибо, положил в "закладки"! good
            2. +4
              22 января 2018 21:02
              Будет Вам статья про замок, где умер Эдуард 2, будет!
              1. +3
                22 января 2018 21:06
                Тогда мы с Вадимом-Мерлином сотоварищи просим еще что-нибудь про доВильгельмову Англию! yes да хоть про Гарольда!
                1. +2
                  23 января 2018 08:37
                  Цитата: Микадо
                  Тогда мы с Вадимом-Мерлином сотоварищи просим еще что-нибудь про доВильгельмову Англию! yes да хоть про Гарольда!

                  ++++++++++++++
    2. +3
      23 января 2018 03:41
      Вообще монархом надо быть поосторожнее - то стрела в горло, то копье в глаз
      Именно по этой причине, столь желаемый обоими монархами поединок в доспехах и на оружие, за время того турнира так и не состоялся. Обоих приближенные отговорили, что проигрыш может быть воспринят не как личный, а унижение всей страны. А там и до новой столетней войны недалеко.
  15. +1
    22 января 2018 14:52
    так как железо доспехов являлось отличным теплоизолятором.

    Мамочка... ой... Все, оторжался. Нельзя ли вернуть автора в 7 класс очень, очень средней школы? И пусть он там посидит хотя бы года три, меньше нельзя. В общем весь этот материал, к сожалению, нельзя употребить по назначению. Бумага при его представлении не используется, увы.
    Но хотелось бы как то оградиться от позорно неграмотных, не осиливших простейшую школьную программу шарлатанов и бездельников, возомнивших себя учеными и экспертами. Никаким утверждениям этого неуча не следует уделять никакого внимания.
    Бывает, что человек не знает каких то специфических вещей, и это бывает нередко. Бывает, что человек делает неправильные выводы. Без этого нет науки. Но если он не справился с освоением скромного багажа базовых знаний, преподаваемых в средней школе, слушать его болтовню попросту глупо. Не стоит она того.
    1. +4
      22 января 2018 15:09
      Цитата: михаил3
      Нельзя ли вернуть автора в 7 класс очень, очень средней школы?

      Вы, наверное, хотели написать в восьмой, но слегка ошиблись в цифирьке?
      Цитата: михаил3
      И пусть он там посидит хотя бы года три, меньше нельзя.

      В 7-ом и 9-ом изучается в основном механика. Реальный смысл есть только в 8-ом. Ну и в 10 классе есть термодинамика. Так что совет Ваш... странный какой-то...
      Цитата: михаил3
      Но если он не справился с освоением скромного багажа базовых знаний, преподаваемых в средней школе, слушать его болтовню попросту глупо

      А давайте, для разнообразия мы Вас проверим на усвоение "скромного багажа базовых знаний", скажем класс за 9?
    2. +5
      22 января 2018 15:18
      Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Ждали Веню, готовили аргУменты соответствующие, а удар был нанесен совершенно в другом месте.
      Вы, Михаил3, наверно мало имели дело с гуманитариями, что так удивились. Автору на этот пробел в знаниях уже указали. Однако хотелось бы увидеть конструктивную критику по существу основного сюжета. Все же теплопередача и ее виды не являются темой статьи.
      1. +5
        22 января 2018 21:49
        Ждали Веню, готовили аргУменты соответствующие

        нету у Вас аргУментов. stop Не убедите. Проверено! drinks
        1. +4
          22 января 2018 22:41
          Я святой водой хотел попробовать.
          1. +5
            22 января 2018 23:24
            как сказал герой мюзикла "Бал вампиров" против направленного на него креста: "Не поможет! Я - еврейский вампир!" request

            вот и тут то же самое. Каждый имеет право на свое мнение! hi главное - не переходить черту yes
          2. +5
            23 января 2018 03:52
            Я святой водой хотел попробовать.
            Поверьте, в данном случае осиновый кол действеннее.
            1. +2
              23 января 2018 09:12
              Цитата: abrakadabre
              Поверьте, в данном случае осиновый кол действеннее.

              Как-то Вы радикально...
              В конце-концов, есть такой кошерный метод убеждения, как терморектальный криптоанализ. Николай-Микадо в данной теме уже делал намек на действенность этого способа, даже для убеждения королей wink
              1. +2
                23 января 2018 14:08
                это не я, это Морис Дрюон сказал wink drinks хотя.. убеждали там уже не короля, там главное было народ убедить, что Эдуард, дескать, сам помер, грибков объемшись! request
                1. +1
                  23 января 2018 15:10
                  Цитата: Микадо
                  хотя.. убеждали там уже не короля, там главное было народ убедить, что Эдуард

                  Не знаю насчет народа, но вот Эдуарда принять ислам убедили качественно wink
                  1. +2
                    23 января 2018 15:32
                    таким способом любого бы убедили belay
                    вообще - главное взять в руки большой дрын, а убежденные появятся wink drinks

                    например, красноармеец Василий Ватаман фаустпатроном в рукопашной оглушил двух фрицев. laughing Правда, потом в интернете фейков наделали, дескать, "десятерых насмерть забил". fellow angry остальные фрицы, видимо, от зрелища сами померли drinks
                    1. +1
                      23 января 2018 15:38
                      laughing laughing laughing
                      Цитата: Микадо
                      таким способом любого бы убедили belay

                      Вот! Работает метода!!!
                      1. +2
                        23 января 2018 15:52
                        метода для Эдуарда была циничнее what
                      2. +2
                        23 января 2018 16:10
                        Вадим, обратите внимание еще раз на Ватамана на фото. Похоже, за спиной у него карабин обр.44-го года, с откидным штыком. what
                      3. +1
                        23 января 2018 16:23
                        Цитата: Микадо
                        Вадим, обратите внимание еще раз на Ватамана на фото. Похоже, за спиной у него карабин обр.44-го года, с откидным штыком. what

                        Точно он:

                        Егоров писал, что карабин у Василия выбили, когда он неудачно в окоп упал, вот он и схватил, что под руку попало.
                        Пардонте, Егоров написал "Шпагина", что-то я путаюсь в показаниях...
              2. +1
                23 января 2018 22:41
                Как-то Вы радикально...
                Я же не уточнил, куда именно применить осиновый кол. А вариантов много: и традиционный - в сердце, и как в случае с криптоанализом...
                wassat
                1. 0
                  24 января 2018 08:14
                  Цитата: abrakadabre
                  Я же не уточнил, куда именно применить осиновый кол. А вариантов много: и традиционный - в сердце, и как в случае с криптоанализом...
                  wassat

                  Тогда снимаю все свои возражения. smile
    3. +2
      23 января 2018 06:57
      михаил3 Не получиться, Мишенька, оградиться. Как поливал я Вас ... этим самым так и буду! Нет, конечно, Вы можете написать администрации сайта, что Вы... академик такой-то, автор таких-то известных научных трудов по истории, категорически протестуете и все такое... Но вряд ли даже в этом случае будет какой-то результат. Тем более, что я даже ссылку могу представить на источник ,откуда я это взял у Кристофера Граветта. Ах, и у него безграмотно, и его в 7-ой класс? Ну буду сидеть с ним рядом. А пока придется потерпеть. Но зато картинки и фотки красивые, можно насладить ими свое зрение и все равно хоть что-то узнать.
      1. +3
        23 января 2018 09:06
        Вот не хотел писать... эх...
        Я конечно не знаю, как там написано у Кристофера Граветта - может приведете отрывок? Но по факту, сталь является плохим теплоизолятором.
        Теплоизоляция - уменьшает процесс теплопередачи и является, своего рода термическим сопротивлением. Таким образом, лучшей теплоизоляцией являются материалы с низким коэффициентом теплопроводности. У стали этот показатель равен примерно 50 Вт/(м·K), это конечно лучше, чем у золота - 320 Вт/(м·K), но много хуже чем у хорошего теплоизолятора стекловаты - 0,032-0,041 Вт/(м·K), даже у снега этот показатель много лучше - 0,15 Вт/(м·K).
        Поэтому лучшим теплоизолятором в защите рыцаря являлся поддоспешник - стеганка.
        P.S. Конечно, описанное выше не слишком важно для статьи и эта ошибка не делает статью в целом хуже, но тут как говорится во имя торжества справедливости.
  16. +4
    22 января 2018 15:23
    Статья-продолжение https://topwar.ru/94898-dospehi-korolya-mnogozhen
    ca.html
    Поэтому Генрих не сомневался, что победа достанется ему. Но вышло так, что Франциск I провел захват и сумел бросить Генриха на землю.

    Тут читателю следует рассказать предысторию боя.
    11 июня были поединки (герольды в своих бумагах упоминают о том, что в этот день Франциск I в первый раз сам сражался на турнире)
    13 июня решено было заняться борьбой и стрельбой из лука, в чем Генрих показал себя непревзойденным. Воодушевленный собственной победой, английский король сразу же согласился на предложение Франциска бороться один на один.(у Караваевой победа осталась почему то у Генриха)
    Франциск был выше ростом, а англичанин был слишком самоуверенным. Эпизод есть в сериале Тюдоры. Обыгран эмоционально. Для ученика Томаса Мора и подопечного Вулси-он не похож был на человека, который учиться на свових ошибках.
    Для обидчивого англичанина это было слишком, и со своим поражением он смириться не мог. Будь он немного поумнее, он бы лишь порадовался тому, что сама судьба дала ему возможность заслужить расположение французского короля (лично я бы ему, например, просто поддался – ну что стоит раз поваляться на земле ради политической победы в итоге)

    Человеческие (животные) инстинкты сидят в нас. А разум контролирует немногое. Так что эмоции тут сильнее. Поражение, стыд, жажда мести...Молодого короля, амбициозного и гордого. А вы хотите от него подвигов Макиавелли или на худой конец-Томаса Мора...

    Это не "Высадка Генриха VIII во Франции"., а Отплытие Генриха VIII из Дувра в Кале 31 мая 1520 года.
    (Анонимный художник. Королевская коллекция замка Хэмптон Корт в предместье Лондона Ринд-на-Темзе.Английская школа, около 1520-40 гг. Холст, масло. 168.9 х 346.7 см.
    Коллекция Ее Величества Королевы Великобритании и Северной Ирландии, Елизаветы II.)
    Французский король Франциск I и король Англии Генрих VIII, понимая это, договорились о встрече на границе неподалеку от города Кале, чтобы… никому из них не было обидно.

    Местом для нее была выбрана долина Арда на севере Франции, которая располагалась между дворцом английского короля в Гини и резиденцией французского короля в Арде. К XVI в. эта полоска земли оставалась единственной нейтральной территорией между Англией и Францией
    Англо-французскому сближению способствовала и интеллектуальная атмосфера 1516-1520 гг., призывы к миру авторитетных гуманистов - Томаса Мора, Эразма Роттердамского, Гийома Бюде.Добавлю работу Вулси и финансовые возможности английской короны. Наконец, еще одним обстоятельством, способствовавшим потеплению в англо-французских отношениях, стала победа Карла I Испанского в борьбе за императорский престол, в которой он одержал верх над Генрихом и Франциском.
    Сам лагерь Поле золотой парчи- современники называли восьмым чудом света.
    Из пропаганды своего превосходства можно выделить отдельные моменты. Ставшие традиционными "победы" ФРанции на суше и "победы" Анлии на море. То есть-Франция превзошла в роскоши на суше(кстати ФРанцузы превосходили даже богатых испанцев в роскоши) а Англия на море
    Корабль самого Генриха, «Великий Гарри», с золотыми парусами и флагом св. Георгия, символизирует могущество, богатство и доблесть английского монарха. Отдельный корабль понадобился для перевозки королевских драгоценностей, а на остальных, которых на картине изображено великое множество, перемещались около шести тысяч придворных

    Водоизмещение по тем временам было значительным – 1000 тонн. По конструкции корабль напоминал каракку. Экипаж корабля насчитывал 700 человек, 350 из которых была морская пехота, 300 человек матросов и 50 канониров.
    Так же английская "Пр акция" видна даже на картине Поле Золотой парчи(в статье)
    Его композиция свидетельствует об использовании этого произведения в целях политической пропаганды - художник постарался изобразить множество английских замков и дворцов: на первом плане выписан королевский дворец, построенный специально для этой встречи, на некотором расстоянии, окруженный водой, стоит английский замок Хэмме (Hammes), Кале теряется в призрачной дымке, а французский лагерь вынесен на самый задний план, и очертания шатров едва угадываются. Благодаря композиции этой картины, заказанной, в числе других живописных произведений, в которых художники запечатлели моменты наивысшего триумфа Генриха, в конце царствования английского короля, становится очевидной политическая и символическая трактовка этой встречи англичанами: их государь вступает во Францию как в собственные владения.

    Если внимательно приглядеться то картина позволяет представить, как выглядела королевская процессия, въезжающая во дворец - по левую руку от короля находился Вулси, а сразу за Генрихом ехал сэр Чарльз Брэндон, официальный королевский «чемпион» - защитник, выступавший от имени короля на турнирах. Перед королем едет первый герольдмейстер ордена Подвязки в парадном одеянии, по обе стороны от него - герольды, несущие некие жезлы, за ними следует маркиз Дорсетский с королевским мечом, чуть позади за королем следуют герцог Саффолк и граф Эссекс, последний держит маршальский жезл, подчеркивающий его статус главы королевской процессии. Таким образом, король предстает окруженным своими верными придворными и символами собственной власти
    Тематика интересная. Даже если мои исторические познания ограничивались эпизодами из истории кораблей и сериала Тюдоры.
    1. +4
      22 января 2018 21:06
      Очень хорошее дополнение, спасибо. Тема тоже не моя. Моя - доспехи. Но нельзя писать только про них, не касаясь канвы из исторических событий.
      1. +1
        23 января 2018 12:00
        Цитата: kalibr
        Тема тоже не моя.

        а мне наоборот интересны события, а в доспехах я ничерта не понимаю.
  17. +3
    22 января 2018 16:13
    ++++++++++
  18. +6
    22 января 2018 17:56
    Нет , чтобы почитать сперва Коммина - тот же подробно разъяснил , почему такие встречи добром не заканчиваются , с кучей примеров . Но короли учатся только на своих ошибках
  19. +8
    22 января 2018 18:53
    Микадо,
    "Все бабы - ведьмы, а те, кто постарше, уж точно ведьмы!" (Н.В. Гоголь, "Вий")

    Гмм... what
    1. +5
      22 января 2018 19:13
      Не в бровь, но в глаз!!!
      1. +4
        22 января 2018 19:29
        убила Елена меня наповал, а Вы, Виктор Николаевич, еще и наводчиком были! fellow wink Елена - оценил! love
    2. +4
      22 января 2018 23:51
      Лена! Прямой ответ на вопрос: Все девки ангелы- откуда берутся бабы-черти?+++++++++++++++++
      1. +2
        23 января 2018 06:51
        амурец Научно доказано, что мужская сперма попадая в женский организм, как раз и производит это ужасное превращение!
      2. +4
        23 января 2018 07:57
        ну не все не все..да и на что вам ангел в постели..они же бесполые..
  20. +2
    23 января 2018 16:48
    merlin,
    я тоже читал про "Шпагина". Но снимок не самый часто встречающийся! hi в смысле, не самое часто встречающееся на снимках оружие.
    1. +1
      24 января 2018 08:28
      Цитата: Микадо
      я тоже читал про "Шпагина"

      Дело в том, что я в свое время читал книгу " Герои и подвиги" и там как раз были воспоминания Егорова о подвиге Ватамана (собственно, там об этом подвиге и прочитал впервые) и там как раз и было про карабин. А вчера когда полез искать фото в лучшем разрешении наткнулся на подпись фото рукой Егорова. Вчера даже проверил. Приведу оба текста.
      На фото

      Видно, что подписано Шпагин.
      А вот описание подвига из книги:
      1945 год. 24 марта город Нейсе был почти полностью очищен от противника. Вместе с пехотой в уличных боях участвовали самоходчики, саперы, истребители танков. Дрались .здорово. К сумеркам огонь поутих. Двигаться по городу стало свободнее, и я довольно быстро нашел КП подполковника М. Комлева. Полк, которым он командовал, первым ворвался в город. Я полагал, что сумею найти здесь свежий, нужный редакции материал. Расчет оказался правильным. В одном из политдомесений, написанном на вырванном из ученической тетради листке, среди нескольких фамилий отлично сражавшихся бойцов я прочитал:
      «Стрелок Ватаман Василий Васильевич на подступах к городу уничтожил четырех солдат противника, а затем, действуя фаустпатроном, убил еще одного фашистского офицера и солдата».

      Утром следующего дня я уже был в подразделении, в котором воевал Ватаман. В городе было тихо.
      У небольшого скверика стояла группа солдат. Крепкий, среднего роста парень что-то рассказывал товарищам. — Вот и сам Ватаман, — указали мне на солдата. Я подошел и услышал часть рассказа о вчерашнем бое. Подразделение атаковало линию обороны противника. Неудачно прыгнув в окоп, Ватаман упал, в это время выскочивший из-за поворота фашистский офицер ударом ноги вышиб у него из рук карабин.
      — Худо было бы, не попадись на глаза этот самый «фауст». А тут он и моргнуть не успел, как я его по лбу припечатал. Только шагнул за карабином, второй лезет. Этому тоже одной стукушки хватило. Лейтенант после смеялся:
      «Здорово ты, говорит, фашистскую технику освоил». А что? Очень даже удобной вещь эта оказалась. — Василий взял в руки один из стоявших возле ограды фаустпатронов. Конечно, техника в данном случае была использована довольно своеобразно, но сам случай необычный. Я попросил Ватамана чуть повыше поднять фаустпатрон и нажал затвор фотоаппарата. В следующий момент, поняв, что снимают не фаустпатрон, а его самого, Василий смутился, покраснел и куда-то заторопился. Встретиться с ним еще раз мне не удалось. Подразделение получило боевой приказ и срочно ушло на его выполнение.

      Возможно, ППШ позднее заменили на карабин, чтобы описание соответствовало фото.
      Вот такая путаница smile
      1. +1
        24 января 2018 09:53
        да, путаница. Есть даже фраза: "врет, как очевидец". Ибо показания могут путаться, да и воображение рассказчика подсказать что-то не то.
        ну, самое главное - немцев он оздоровил, и то ладно! drinks