Military Review

Pentagon threatens enemies with "adaptive" atomic baton

3
Pentagon threatens enemies with "adaptive" atomic batonOne of the key moments of the new nuclear doctrine of the United States, which in fact is the Pentagon-prepared and officially promulgated 2 of February this year. The document entitled “Nuclear Policy Review” (Nuclear Posture Review or NPR, often in domestic sources the name of this document does not quite correctly translate as “Nuclear Power Review”), was the decision of Washington to apply an individual or adaptive approach to the implementation of strategic deterrence against countries identified as real or potential threats to America’s national security.


“The time, place and circumstances of the challenges that may arise before us are different in each situation. Therefore, in the process of defense planning, when it is impossible to obtain reliable information about the conditions of action and the necessary needs in the future, flexibility and adaptability are very important, ”Professor Colin S said in an epigraph to the chapter 5“ Adaptive strategies and flexibility ”of America’s new nuclear doctrine Gray - a renowned British-American expert on strategic issues, an honorary professor of international relations and strategic studies at the British University of Reading and head of the Leica Geosystems when it Center for Strategic Studies.

However, the boundaries of an individual approach are set so broadly in the new doctrine and suggest so different scenarios of actions by the military-political leadership of the United States that they make you think about whether all this will trigger the new arms race with a climax in the form of a limited or large-scale nuclear war.

ACT ON CIRCUMSTANCES

“There is no single, acceptable for any conditions, approach to ensuring deterrence,” emphasizes the Nuclear Policy Review, signed by US Secretary of Defense James Mattis. At the same time, the requirements for effective containment, the document notes, are quite different, since they must take into account the ideas, goals, interests, strategies, strengths and vulnerabilities of various potential opponents of America. A containment strategy that is effective against one potential adversary may not work against another. Therefore, the conclusion is made in the new American nuclear doctrine, “The United States will apply an adaptive approach in order to effectively carry out deterrence” against the widest range of “adversaries, threats and situations”.

To do this, the Pentagon intends, taking into account what price and risks are considered by each specific potential adversary as unacceptable when committing aggression against America. Simply put, for a single aggressor several tens or maybe hundreds of cruise missiles in conventional equipment will be sufficient, and only a massive nuclear missile strike with a significant number of intercontinental ballistic missiles will be a deterrent or retribution for the other.

At the same time, American military strategists intend to constantly analyze the incoming information in order to adapt existing strategies to various potential adversaries in accordance with the changing conditions of the situation, as well as to understand how best to bring to the aggressor the price will pay in case of the implementation of their hostile plans. “Appropriate adjustment of our deterrence strategies is what we call adaptive containment,” the document says.

However, to ensure the adjustment of deterrence strategies to American generals should be “flexibilities”, where by the word “flexibility” the American “planners” understand “the availability of an appropriate range and combination of nuclear and other potentials necessary to adapt deterrence strategies today and in the future, as well as to deal with using nuclear weapons other tasks as part of implementing the US national security strategy. ”

It is emphasized that the American leadership has paid tribute to the availability of flexibilities in nuclear deterrence over the past 60 years, but today their importance is increasing due to the increasing diversity of nuclear and non-nuclear strategic threats, as well as increasing the dynamism and uncertainty of the security situation. However, as indicated in the document, the increasing importance of having flexibilities occurs against the background that the military-political leadership of the United States itself has consistently pursued a tough policy in the style of "no new nuclear weapons." At the same time, the potential adversaries of America are not standing still and are constantly “trying to identify and study the weaknesses in the capabilities and strategies of the United States.” This is where the Pentagon’s confidence that the requirements for the forces and means of nuclear deterrence of the United States cannot be settled and must constantly adapt to the changing conditions of the situation, and the military themselves must always be ready to introduce new forces and means in the event that the previous ones cannot solve the problem.

By and large, the adaptive approach declared in the new American nuclear doctrine is, if not really expensive, then the first step towards formally approving the possibility of the United States conducting a limited nuclear war (that is, actually unleashing it, since in this case the US military will inevitably have to launch a nuclear strike first).

In this regard, the reaction of the Russian foreign ministry followed immediately, and the comment of the Information and Press Department of the Russian Foreign Ministry in connection with the publication of the new US nuclear doctrine clearly highlighted the potential threat posed by it.

“Washington’s actually“ dimensionless ”approach to the issue of the use of nuclear weapons is a matter of concern: it declares the possibility of its use in case of“ extraordinary circumstances ”, which the authors of the doctrine do not restrict to military scenarios. Yes, and military scenarios are submitted so vaguely that it will allow American “planners” to consider almost any use of military force as a pretext for launching a nuclear attack on those whom they consider to be an “aggressor”, the commentary underlines. “Against such installations, plans are being announced for deep modernization of US nuclear facilities. Particularly dangerous in this context are the low-power ammunition projects for a sea-based cruise missile in nuclear equipment and a lightweight warhead for the Trident II submarine ballistic missile mentioned in the new American nuclear doctrine. Nuclear weapons with similar characteristics are clearly reflected as “battlefield weapons”. The temptation to use them, especially in combination with the right to a preventive nuclear strike doctrinally reserved for themselves, is sharply increasing. The assurances that the implementation of the aforementioned intentions “will not lower the threshold for the use of nuclear weapons” constitute at least a desire to mislead the world community. Even more dangerous is the faith of the US military and other national security specialists who show through the pages of the nuclear doctrine in their ability to reliably model the development of conflicts in which they allow the use of "low-powered" nuclear warheads. For us, the opposite is obvious: significantly lower “threshold conditions” can lead to a nuclear-missile war, even in low-intensity conflicts. ”

AND AGAIN ON THE SAME RAKE

However, there is nothing strange in all of this, since it is the “planners” of the West who own the idea of ​​a limited nuclear war, of which Russia is now accused. For the first time this idea was openly put forward by our opponents in the Cold War in the middle of the 1950. Recall that in 1956, a small - only 46 pages - and an inexpensive - just 50 cents - brochure On Limiting Atomic War, published by the British Royal Institute of International Relations and prepared by Richard Gould-Adams on the basis of materials of discussions on various problems of defense policy in the century of atomic weapons, held with the participation of the retired rear admiral, Sir Anthony Bazzard, the youngest director of the British Naval Intelligence and one of the founders of The eye of the Institute of Strategic Studies, which is well-known today, as well as the famous physicist and Nobel laureate, Professor Patrick Maynard Stuart Blackett, and Member of Parliament Denis Healy, who later held the post of Minister of Defense of Great Britain.

In this “manual,” the idea of ​​“differentiated deterrence” was put forward, almost identical to the current concept of “adaptive deterrence” and in fact was the basis of the concept of limited nuclear war. The essence of the idea was to be able to use nuclear weapons of “great destructive force” only in a global war, while for smaller wars, that is, local or regional conflicts, the right to use nuclear weapons of “small destructive force” was reserved. It was also indicated there that the primary task is “to show not how to repel aggression if it starts, but how to scare off the aggressor before he comes out.”

It should be especially noted that this brochure was not the only one of this kind, since the 1950-1960-s became the “golden age” of the idea of ​​limited nuclear war, which was firmly entrenched in the minds of politicians and military leading Western countries. Suffice it to recall, for example, Robert Osgood's book “Limited War: Challenge to American Strategy” (Limited War: The Challenge to American Strategy), published in 1957, or the “analytical” work of the famous American expert in the field of nuclear weapons and strategic planning, German Kahn, which was released in the 1965 year, On On Eskalation. In the latter, the author cited the so-called “escalation ladder” he developed, which theoretically substantiated the admissibility and expediency of a nuclear war, the degree of intensity of which depended on the specific military-political situation, the objectives (tasks) and a number of other circumstances facing the state. Kan, who is also called a futurologist, not only singled out the 17 stages in the development of military-political conflicts, but also made up the “ladder” from 44 “escalation stages” called by his name, divided into seven groups, depending on the phases of development, that is escalation, armed conflict. At the top of this "architectural structure" was, as you might guess, an unlimited nuclear war. "Staircase" Kana found in those years a lot of supporters, a lot of them today. Confirmation of this is the growing louder voices abroad of the possibility, and even the practical expediency, of conducting a nuclear war of various scales.

“Once, in ancient times, King Mithridates of Bosporus, fearing being poisoned, took daily homeopathic doses of poison, gradually accustoming his body to it. The method turned out to be effective, and when Mithridates became necessary to commit suicide, he could not get poisoned and, according to legend, he either slaughtered himself or ordered a slave to be slaughtered, says Professor of the Academy of Military Sciences, corresponding member of the Academy of Geopolitical Problems Sergey Brezkun in the article "The unthinkable must remain unthinkable" ("NVO" from 19.02.16). - It seems that the elite of the West, the elite of the United States and NATO decided that the thesis of "new nuclear aggressiveness of Russia" will help little by little to accustom the population to the thought of the unthinkable, will allow to look at nuclear war as another thriller. There will be a war - there will be no war, but psychological treatment for the future will not hurt, although such inclinations are quite sinister. ”

Indeed, after acquaintance with the new American doctrinal documents - the “National Security Strategy”, the “National Defense Strategy” and the “Nuclear Policy Review” - it seems that during their preparation the American “planners” did not bother themselves too much, but simply took the old ones variants of various doctrinal documents and “manuals” of the Cold War times and designed them in a new way, somewhat changing the names and terms, but leaving their essence unchanged or, as they say, their spirit ...
Author:
Originator:
http://nvo.ng.ru/gpolit/2018-02-09/1_983_pentagon.html
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. oldseaman1957
    oldseaman1957 11 February 2018 15: 46
    0
    It seems that the elite of the West, the elite of the United States and NATO have decided that the thesis of "new nuclear aggression of Russia" will help to gradually accustom the population to the idea of ​​the unthinkable, will allow us to look at nuclear war as another thriller.
    - It seems like this does not sound blasphemous, it would be good for everyone to have some kind of small nuclear conflict, from which the world would shudder again! Not that the people of the United States will almost unanimously vote for the war that was advertised for them by comics ...
  2. Sverdlov
    Sverdlov 11 February 2018 19: 30
    0
    So I remember the unforgettable Chernomyrdin - "itchy hands - scratch" ...
  3. zzdimk
    zzdimk 12 February 2018 06: 42
    0
    And how many kilotons do you need to stir Yellowstone? Can you just run ahead of schedule there?

Пентагон грозит врагам "адаптивной" атомной дубинкой

Пентагон грозит врагам "адаптивной" атомной дубинкойОдним из ключевых моментов новой ядерной доктрины Соединенных Штатов, коей фактически является подготовленный Пентагоном и обнародованный официально 2 февраля с.г. документ под названием «Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review или NPR, часто в отечественных источниках название данного документа не совсем корректно переводится как «Обзор ядерных сил»), стало решение Вашингтона применить индивидуальный или адаптивный подход к реализации задачи стратегического сдерживания в отношении стран, определенных в качестве реальных или потенциальных угроз национальной безопасности Америки.

«Время, место и обстоятельства тех вызовов, которые могут встать перед нами, в каждой ситуации различны. Поэтому в процессе оборонного планирования, когда нельзя получить надежную информацию об условиях действий и необходимых потребностях в будущем, очень важны гибкость и адаптивность», – приводятся в качестве эпиграфа к главе 5 «Адаптивные стратегии и гибкие возможности» новой ядерной доктрины Америки слова профессора Колина С. Грея – известного британо-американского эксперта по стратегическим вопросам, почетного профессора международных отношений и стратегических исследований британского Университета Рединга и руководителя существующего при нем Центра стратегических исследований.

Однако границы индивидуального подхода расставлены в новой доктрине так широко и предполагают столь различные сценарии действий военно-политического руководства Соединенных Штатов, что заставляют задуматься о том, а не станет ли все это спусковым крючком новой гонки вооружений с кульминацией в виде ограниченной или крупномасштабной ядерной войны.


ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

«Не существует единого, приемлемого для любых условий подхода к обеспечению сдерживания», – подчеркивается в «Обзоре ядерной политики», подписанном министром обороны США Джеймсом Мэттисом. При этом требования, предъявляемые к эффективному сдерживанию, отмечается в документе, весьма различны, поскольку должны учитывать представления, цели, интересы, стратегии, сильные и уязвимые стороны различных потенциальных противников Америки. Стратегия сдерживания, эффективная против одного потенциального противника, может не сработать в отношении другого. Следовательно, делается вывод в новой американской ядерной доктрине, «Соединенные Штаты будут применять адаптивный подход с тем, чтобы эффективно осуществлять сдерживание» в отношении самого широкого спектра «противников, угроз и ситуаций».

Делать же это Пентагон намерен с учетом того, какие конкретно цена и риски рассматриваются каждым конкретным потенциальным противником в качестве неприемлемых при совершении агрессии в отношении Америки. Проще говоря, для одного агрессора достаточным будет несколько десятков или, может быть, сотен крылатых ракет в обычном оснащении, а сдерживающим фактором или возмездием для другого станет только массированный ракетно-ядерный удар с применением значительного количества межконтинентальных баллистических ракет.

При этом американские военные стратеги намерены постоянно выполнять анализ поступающей информации с тем, чтобы осуществлять адаптацию имеющихся стратегий в отношении различных потенциальных противников в соответствии с изменяющимися условиями обстановки, а также для того, чтобы понять – как лучше всего довести до агрессора ту цену, которую он заплатит в случае реализации своих враждебных планов. «Соответствующая корректировка наших стратегий сдерживания – это и есть то, что мы называем адаптивным сдерживанием», – говорится в документе.

Обеспечить же корректировку стратегий сдерживания американским генералам должны «гибкие возможности», где под словом «гибкость» американские «планировщики» понимают «наличие соответствующего диапазона и сочетания ядерного и другого потенциалов, необходимых для адаптации стратегий сдерживания сегодня и в будущем, а также для решения с помощью ядерного оружия других задач в рамках реализации стратегии национальной безопасности США».

Подчеркивается, что американское руководство отдает должное наличию гибких возможностей в ядерном сдерживании на протяжении последних 60 лет, но сегодня их значение усиливается ввиду расширяющегося разнообразия ядерных и неядерных стратегических угроз, а также усиления динамизма и неопределенности обстановки в области безопасности. Однако, как указано в документе, возрастание важности наличия гибких возможностей происходит на фоне того, что военно-политическое руководство самих США в последнее время неизменно проводит жесткую политику в стиле «никаких новых ядерных средств». В то же время потенциальные противники Америки не стоят на месте и постоянно «пытаются определить и изучить слабые стороны в возможностях и стратегии Соединенных Штатов». Вот откуда берет свои истоки серьезно окрепшая в последнее время уверенность Пентагона в том, что требования к силам и средствам ядерного сдерживания США не могут быть устоявшимися и должны постоянно адаптироваться под меняющиеся условия обстановки, а сами военные должны быть всегда готовы ввести в дело новые силы и средства в том случае, если предыдущие не смогут решить задачу.

По большому счету, заявленный в новой американской ядерной доктрине адаптивный подход является если уж не дорогой, то первым шагом в направлении официального одобрения возможности ведения Соединенными Штатами ограниченной ядерной войны (то есть фактически ее развязывания, поскольку в этом случае ВС США неизбежно придется наносить ядерный удар первыми).

В этой связи реакция российского внешнеполитического ведомства последовала незамедлительно, а комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с публикацией новой ядерной доктрины США достаточно четко высветил исходящую от нее потенциальную угрозу.

«Вызывает озабоченность фактически «безразмерный» подход Вашингтона к вопросу об использовании ядерного оружия: декларируется возможность его применения в случае «чрезвычайных обстоятельств», которые авторы доктрины отнюдь не ограничивают военными сценариями. Да и военные сценарии подаются настолько неопределенно, что это позволит американским «планировщикам» считать практически любое применение военной силы поводом для нанесения ядерного удара по тем, кого они считают «агрессором», – подчеркивается в данном комментарии. – На фоне таких установок анонсируются планы глубокой модернизации ядерных средств США. Особую опасность в данном контексте представляют упомянутые в новой американской ядерной доктрине проекты создания боеприпаса «малой мощности» для крылатой ракеты морского базирования в ядерном оснащении и «облегченной» боеголовки для баллистической ракеты подводных лодок «Трайдент-II». Ядерные вооружения с подобными характеристиками явно задумываются как «оружие поля боя». Соблазн к их применению, в особенности в сочетании с доктринально зарезервированным за собой правом на превентивный ядерный удар, резко возрастает. Заверения в том, что реализация упомянутых замыслов «не понизит порог применения ядерного оружия», представляют собой по меньшей мере стремление ввести мировое сообщество в заблуждение. Еще опаснее проступающая со страниц ядерной доктрины вера американских военных и других специалистов в сфере национальной безопасности в свою способность достоверно моделировать развитие конфликтов, в которых они допускают применение «маломощных» ядерных боезарядов. Для нас очевидно противоположное: существенно пониженные «пороговые условия» могут привести к возникновению ракетно-ядерной войны даже в ходе конфликтов малой интенсивности».

И ВНОВЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

Впрочем, во всем этом нет ничего странного, поскольку именно «планировщикам» Запада и принадлежит сама идея проведения ограниченной ядерной войны, в которой обвиняют теперь Россию. Впервые эта идея была открыто выдвинута нашими противниками по холодной войне еще в середине 1950-х. Напомним, что в 1956 году вышла в свет небольшая – всего 46 страниц – и недорогая – всего 50 центов – брошюра «Об ограничении атомной войны» (On Limiting Atomic War), изданная британским Королевским институтом международных отношений и подготовленная Ричардом Гулдом-Адамсом на основе материалов дискуссий по различным проблемам оборонительной политики в условиях века атомного оружия, проходивших с участием контр-адмирала в отставке сэра Антони Баззарда, самого молодого директора Военно-морской разведки Великобритании и одного из основателей широко известного сегодня Института стратегических исследований, а также знаменитого физика и нобелевского лауреата профессора Патрика Мейнарда Стюарта Блэкетта, и члена парламента Дениса Хили, впоследствии занимавшего пост министра обороны Великобритании.

В данной «методичке» была выдвинута идея «дифференцированного сдерживания», почти идентичная нынешнему понятию «адаптивное сдерживание» и фактически являвшаяся базисом концепции ограниченной ядерной войны. Суть идеи состояла в том, чтобы иметь возможность применять ядерное оружие «большой разрушительной силы» только в войне глобального масштаба, тогда как для войн менее крупных, то есть локальных или региональных конфликтов, резервировалось право на применение ядерного оружия «малой разрушительной силы». Там же указывалось, что первостепенная задача – «показать не то, как отбить агрессию, если она начнется, а как отпугнуть агрессора прежде, чем он выступит».

Особо следует при этом отметить, что данная брошюра была не единственной в этом роде, поскольку 1950-е – 1960-е годы стали «золотым веком» идеи ограниченной ядерной войны, которая прочно засела в умах политиков и военных ведущих стран Запада. Достаточно вспомнить, например, книгу Роберта Осгуда «Ограниченная война: вызов американской стратегии» (Limited War: The Challenge to American Strategy), вышедшую в 1957 году, или «аналитический» труд известного американского специалиста в области ядерного оружия и стратегического планирования Германа Кана, который вышел в 1965 году под названием «Об эскалации» (On Eskalation). В последнем его автор привел разработанную им так называемую «лестницу эскалации», которая теоретически обосновывала допустимость и целесообразность ведения ядерной войны, степень интенсивности которой зависела от конкретной военно-политической обстановки, стоящих перед государством целей (задач) и ряда других обстоятельств. Кан, которого еще называют футурологом, не только выделил 17 этапов в развитии военно-политических конфликтов, но еще и составил названную его именем «лестницу» из 44 «ступеней эскалации», разбитых условно на семь групп, в зависимости от фаз развития, то есть эскалации, вооруженного конфликта. На вершине этого «архитектурного сооружения» стояла, как можно догадаться, неограниченная ядерная война. «Лестница» Кана нашла в те годы много сторонников, немало их и сегодня. Подтверждение тому – все громче звучащие за границей голоса о возможности, а то и практической целесообразности ведения ядерной войны различного масштаба.

«Когда-то, в античные времена, боспорский царь Митридат, опасаясь быть отравленным, ежедневно принимал гомеопатические дозы яда, постепенно приучая к нему свой организм. Способ оказался действенным, и когда у Митридата возникла необходимость покончить с собой, он не смог отравиться и, по преданию, то ли закололся сам, то ли приказал заколоть себя рабу, – указывает профессор Академии военных наук, член-корреспондент Академии геополитических проблем Сергей Брезкун в статье «Немыслимое должно оставаться немыслимым» («НВО» от 19.02.16). – Похоже, элита Запада, элита США и НАТО решили, что тезис о «новой ядерной агрессивности России» поможет мало-помалу приучить население к мысли о немыслимом, позволит смотреть на ядерную войну как на очередной триллер. Будет война – не будет войны, но психологическая обработка впрок не помешает, хотя подобные поползновения имеют вполне зловещий характер».

И действительно, после ознакомления с новыми американскими доктринальными документами – «Национальной стратегией безопасности», «Национальной оборонной стратегией» и «Обзором ядерной политики» – складывается впечатление, что при их подготовке американские «планировщики» не стали себя особо утруждать, а просто взяли старые варианты различных доктринальных документов и «методички» времен холодной войны и оформили их на новый лад, несколько изменив названия и термины, но оставив неизменной их суть или, как принято говорить, их дух…
Автор: Владимир Щербаков
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/gpolit/2018-02-09/1_983_pentagon.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. oldseaman1957 (Alex) 11 февраля 2018 15:46
    Похоже, элита Запада, элита США и НАТО решили, что тезис о «новой ядерной агрессивности России» поможет мало-помалу приучить население к мысли о немыслимом, позволит смотреть на ядерную войну как на очередной триллер.
    - Похоже, как это не кощунственно звучит, благом для всех был бы какой-нибудь небольшой ядерный конфликт, от которого бы мир по новой содрогнулся! Не то народ США чуть ли не единогласно будет голосовать за разрекламированную для них комиксами войнушку...
  2. Sverdlov (Sverdlov) 11 февраля 2018 19:30
    Так и вспоминается незабвенный Черномырдин - "чешутся руки - почешите"...
  3. zzdimk 12 февраля 2018 06:42
    А сколько килотонн нужно, чтобы расшевелить Йеллоустоун? Мож, просто туда на опережение запустить?
Картина дня