Как закрепить на самурае сасимоно? Часть первая

48
Проблема идентификации своих и чужих на поле боя всегда стояла очень остро. В начале «эпохи кольчуги» в Европе, например, на поля сражений вышли люди, с головы до ног одетые в серо-рыжие доспехи, практически у всех одинаковые, и как можно было кого-то в этой массе узнать? В битве при Гастингсе в 1066 году Уильяму Бастарду (известному у нас под именем Вильгельма Завоевателя) пришлось снять шлем, чтобы воины смогли его узнать, а граф Юстас указал на него рукой и громко крикнул: «Здесь Уильям!»

Как закрепить на самурае сасимоно?  Часть первая

«Красные дьяволы Ии» - кадр из фильма «Битва самураев» (1990).



Именно поэтому уже вскоре после этого у рыцарей появились гербы, а вслед за ними целая наука – геральдика, которую можно по праву назвать «стенографией истории». Обслуживала она в первую очередь нужды военного дела и почему так – понятно. Причем именно в Японии геральдика получила даже более широкое распространение, чем в Европе. Ведь в течение многих веков Япония представляла собой военное сообщество, гражданская война продолжалась там целых пять столетий и вряд ли стоит тому удивляться, что японцы с первого взгляда научились отличать по известным им символам свои войска от вражеских. Еще большее значение, чем в Европе, в Японии имела и индивидуальная персонификация. Ведь самурая награждали за… отрубленные им головы врагов. И характер награды, и размер ее целиком и полностью зависели от опознания той или иной головы (неизвестные головы никому особо нужны не были), и от ранга того, кто ее добыл. Нужно было еще и подтверждение от очевидцев, которые могли бы засвидетельствовать подвиг человека, голову представляющего. И во всех этих случаях без опознавательных знаков обойтись было просто невозможно.


Дзимбаори – «куртка» даймё (или «боевой плащ»), которую было принято носить в боевой обстановке. Принадлежала Кабаякава Хидеаке (1582 – 1602), знаменитому «предателю с горы Мацуо». Вид спереди. (Токийский национальный музей)


Тот же самый дзимбаори. Вид сзади. Хорошо виден вышитый герб – мон Кабаякава – два скрещенных серпа. (Токийский национальный музей)

Использовались геральдические знаки и для сбора войск на поле сражения. А также для подачи сигналов. Другое дело, что японцы в отличие от европейцев никогда свои знамена не целовали и на них не клялись. То есть святыней они в Средние века не являлись. Вещь важная, но сугубо утилитарная, вроде конских стремян, считали они. Их можно было даже перебрасывать через стену штурмуемого замка, то есть, по сути, отдавать врагу. Мол, наш флаг уже там, лезем за ним и при этом отважно рубим головы!


Дзимбаори клана Кимуру. Вид спереди. (Токийский национальный музей)


Вид сзади.

Напомним, что в основе японской геральдики лежал мон – очень простой, но элегантный знак, который визуально запоминался намного легче, чем красочные, но сложные европейские гербы. Обычно моны рисовались черным цветом на белом фоне. Любое другое цветовое решение не возбранялось, но… основными были эти два цвета. Моны изображались на знаменах самураев (хотя и не всегда), на их оружие, седлах и одежде.


Просто богато расшитое дзимбаори. (Токийский национальный музей)


Обычное кимоно с гербами. Принадлежало легендарному герою японской «перестройки» Сакамото Рёма.

Надо заметить, однако, что на знаменитых дзимбаори – безрукавках, которые знатные самураи носили поверх своих доспехов, моны изображались, но… не всегда. Случалось и так, что они были сшиты из парчи или отличались богатой вышивкой, но никаких гербовых знаков на себе не несли.


«Красные демоны» – воины клана Ии в сражении при Сэкигахара. Фрагмент расписной ширмы. Как видите, флагов в армии самураев было очень много. И больших, и совсем маленьких. И если на Западе рыцарей в бою различали в первую очередь по гербам на щитах, по расшитым конским попонам и вымпелам, то в Японии опознавание проводилось по флагам.

Интересно, что первыми боевыми знаменами эпохи первых императоров, которые они вручали своим полководцам, были полотнища из желтой парчи. Известно, что императорский мон – 16-лепестковая хризантема, был известен уже в период Нара 710 – 784 гг. То есть задолго до появления первых гербов в Европе.


Мон рода Токугава


Мон рода Ходзе


Мон с изображением павлонии на о-соде – наплечнике японского доспеха. Принадлежал клану Асикага.

Характерной особенностью средневековья была его клановость. Однако кланы в Японии значили больше, чем опять-таки в Европе. Здесь человек растворялся в своем клане, в Европе – просто принадлежал к определенному роду, к семье, но и не более того. Столкновения между кланами имели место повсеместно, но именно в Японии они привели в возникновения самого сословия самураев и установления сёгуната Минатомо – первого в истории страны военного правительства, ставшего результатом длительного соперничества двух кланов – Минамото и Тайра.


Современные японцы с флагом хата-дзируси

К этому времени сложилась и ранняя форма японского боевого флага хата дзируси – представлявшего собой расположенное вертикально длинное и узкое полотнище, прикрепленное к горизонтальной поперечине на древке в его верхней части. У Тайра флаги были красного цвета, у Минамото – белого. У Тайра на них изображалась черная бабочка, у Минамото – значок риндо – «цветок горечавки». Но использовалось и простое белое полотнище без каких-либо изображений.


Самурай под флагом сасимоно с изображением буддийского колокола. (Музей города Сэндай)

Затем в моду вошли… иероглифические тексты на белых полотнищах. Например, у Асукэ Дзиро, активного участника войны Намбокутё (Северного и Южного дворов), на знамени была написана вся его автобиография, которую самурай по традиции оглашал перед вызовом противника на поединок. Всю надпись можно перевести так: «Я родился в семье воинов и возлюбил мужество, подобно юношам былых времен. Моя сила и решительность таковы, что я могу разрубить на куски свирепого тигра. Я изучал путь лука и познал все премудрости войны. Благодаря милости небес, я встречался на поле боя с самыми прославленными соперниками. В возрасте 31 года, невзирая на приступ лихорадки, я прибыл в Ояма, чтобы преследовать важного врага, исполняя долг верности своему господину и не запятнав себя позором. Моя слава прогремит по всему миру и перейдет к моим потомкам, подобно прекрасному цветку. Враги снимут с себя доспехи и станут моими слугами, великого мастера меча. Да будет на то воля Хатимана Дай Босацу! Искренне ваш, Асукэ Дзиро из провинции Микава».
Скромный мужчина, ничего не скажешь!

Однако, именно такого рода средства опознавания оказались неэффективными. С середины XV века все большее число самураев стали сражаться не луком и стрелами, а копьем, а роль лучников стали исполнять пехотинцы-асигару.

Все чаще стали спешиваться и сами самураи, и как в гуще боя было узнать кто свой, а кто чужой, если все носили примерно одинаковые и к тому же весьма красочные доспехи. Появились небольшие флажки, которые начали крепить непосредственно на доспехи. Это были содэ-дзируси – «наплечный значок» - кусок ткани или даже бумаги, который носили на щитках содэ, защищавших плечи. Каса-дзизуси – «значок на шлеме», имевший вид небольшого флажка, повторяющего рисунок на ума-дзируси. При этом каса-дзируси мог крепиться на шлем как спереди, так и сзади. Носили эти знаки и слуги самураев – вакато, так что во всем этом можно усмотреть первые шаги в направлении создания военной униформы.


Штурм войсками сёгуна замка Хара.

С середины XV века, когда произошло разделение армий самураев на отряды с однообразным вооружением, роль опознавания возросла еще больше. Теперь в армии одного дайме могли действовать отряды асигару с луками, мушкетами, длинными копьями, а также отряды пеших самураев с нагинатами и конных с длинными копьями. Всеми этими подразделениями нужно было эффективно управлять, посылать к ним гонцов, которых также нужно было быстро идентифицировать. Поэтому число людей, носящих флаги, в армиях самураев резко выросло. Кроме того, старые хата-дзируси, полотнища которых нередко скручивались ветром и запутывались, из-за чего рассматривать их было неудобно, заменили новые флаги нобори – с Г-образными древками, на которых полотнище было растянуто между древком и вертикальной поперечиной.


На этом рисунке показаны геральдические знаки, принятые в армии Арима Тоёудзи (1570 – 1642), участвовавшего во многих битвах на стороне клана Токугава. 1 – двойной сасимоно для асигару, белый с черным значком, 2 – знак «лучи солнца» золотого цвета – принадлежал гонцам Арима, 3 – сасимоно в виде золотого полумесяца носили самураи, 4 – ко-ума дзируси («малый штандарт») в виде золотого трилистника, 5 – о-ума дзируси («большой штандарт»), 6 – нобори с моном Арима Тоёудзи. Рисунок из книги С. Тёрнбулла «Символика японских самураев», М.: АСТ: Астрель, 2007.

Возникает очень сложная для европейца система идентификации, в соответствии с которой асигару носят одни знаки, самураи – другие, гонцы – третьи, а штаб и командиры – имеют особые обозначение. Нобори обычно служили для идентификации отдельных подразделений внутри самурайской армии, но также и просто для демонстрации силы.

Так, в армии Уэсуги Кэнсина в 1575 году числилось 6871 человек, из которых 6200 были пехотинцы. В свою очередь из этого числа 402 человека носили флаги, и было их больше, нежели аркебузиров!

Продолжение следует…
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 марта 2018 05:53
    В 70-х годах по телевидению шёл полнометражный документальный фильм "Япония в войнах", не такой красочный, как одеяния самураев в статье ,но очень поразительный. Конечно присутствовали вставки из художественных фильмов про древние времена, но смотрелось с большим интересом!
    1. +4
      24 марта 2018 08:09
      Спасибо за "наметку" на фильм, надо поискать!
  2. +3
    24 марта 2018 05:57
    "Вот все-то у вас как на параде ! Нет, чтобы по-нашему, по-простому.." ( с ) lol
    1. +6
      24 марта 2018 08:16
      Увы, у нас (в нашей истории) также было далеко непросто с системой идентификации и распознавания "своих" и "чужих"!
      Так что знамена русских витязей, стрелецких полков тема очень и очень интересная. К слову как отличить Касимовскихна поле боя Касимовских татар Ивана III о татар Казанских?
      1. +2
        24 марта 2018 14:26
        Один из старейших стягов Московского государства!
        В научной среде считается, что под ним Иван Грозный брал Казань.

        Один из первых личных штандартов Петра I.

        Оба стяга крепились к "Г" образным перекладинам!
  3. +19
    24 марта 2018 07:45
    Геральдические различия кланов безусловно интересны
    Япония во всей красе
    1. +5
      24 марта 2018 08:08
      Вячеслав Олегович спасибо большое за статью, ждемс продолжения!
      1. +6
        24 марта 2018 08:36
        Будет Вам в продолжение еще два материала. Повезло: японцы начали в журнале серию статей как раз об этом. Ну и дело техники - сканировать, кое-что перевести (та еще головная боль!) и написать понятным человеческим языком, и не так - "маленький палочка вставляться в большой...". Давно хотелось об этом написать и написал-таки в книге "Самураи", но без таких подробностей, что будут здесь. Как говорится мелочи - а приятно. Но зато вдоволь полазил по фондам Токийского национального музея... Так там всего много...Очень было интересно.
        1. +19
          24 марта 2018 09:15
          Заранее спасибо!
        2. +3
          24 марта 2018 09:17
          Цитата: kalibr
          .Очень было интересно.

          Очень интересно, спасибо. У шотландцев тоже довольно сложная система идентификации по цветам тартанов и цветам дополнительных нитей
  4. +2
    24 марта 2018 09:22
    Вячеслав Олегович, а про "зачистку" Японии от всяких -разных неЯмато будет?
    1. +1
      24 марта 2018 13:52
      Вы имеете ввиду войны с айнами?
      1. 0
        26 марта 2018 17:19
        Там же не только айны были. Айны - это последние, кто хоть как то уцелел?
  5. +4
    24 марта 2018 11:26
    За статью спасибо, интересно.
    В битве при Гастингсе в 1066 году Уильяму Бастарду (известному у нас под именем Вильгельма Завоевателя) пришлось снять шлем, чтобы воины смогли его узнать, а граф Юстас указал на него рукой и громко крикнул: «Здесь Уильям!»

    Всё правильно, так и было, вероятно, кроме одного. Уильям - английское имя и вряд ли кто-то из соратников Вильгельма, герцога нормандского, мог его употребить. Впрочем, и Вильгельмом его тоже не называли. Для современников он был Гийом. Так что возглас графа Юстаса Буйонского, скорее всего, звучал так: "Гийом э ля!" smile
    1. +3
      24 марта 2018 13:53
      Да, конечно. Просто не сообразил. Под руками был английский источник...
    2. +1
      24 марта 2018 19:15
      Вполне возможно, что фраза прозвучала и на старонорвежском: "Гийом кер!"
      1. +2
        24 марта 2018 20:16
        Вообще-то очень интересно над этим поразмышлять. Спросить у знающих людей. Но... помните обещал узнать, зачем шипы на турнирном копье в Дрезденской оружейной палате? Написал! Но... не ответили!!! Обещал узнать о потерях немцев... Написал в Бундесархив... Ответили, что подсчет затруднен, что одни данные в одном месте, другие в другом, что точных данных нет и сейчас, что работы над вашим запросом очень много, поэтому в категорию бесплатных он не попадает. Приезжайте и работайте сами - бесплатно. А я немецкого не знаю. И все на этом закончилось. И вот напишу я в музей ковра... в Байё... напишу по-английски, а французы этот язык не любят и что мне ответят? А по-французски, через гугль - это только людей смешить... Да еще и политика стала мешаться... Труднее стало работать с "ними".
        1. +2
          24 марта 2018 20:41
          У Виктора Николаевича есть друг -француз, насколько я понимаю, большой любитель средневековой истории, можно попробовать попросить обоих споспешествовать, ну так, как вариант. Что до копья, возможно музейные работники и сами не в курсе, вспомнить Вашу же историю с навершием сарматского меча!
          1. +2
            24 марта 2018 21:56
            Возможно, что и так. Во всяком случае надеюсь на это!
      2. +1
        25 марта 2018 11:25
        Цитата: 3x3zsave
        Вполне возможно, что фраза прозвучала и на старонорвежском: "Гийом кер!"

        Маловероятно. smile
        Юстас Буйонский не был норманном по происхождению и был не подданным Вильгельма (Гийома smile ), а его союзником, так сказать, равноправным партнером по предприятию, во всяком случае до 1066 г., пока не получил от него уже как от английского короля земли в собственно завоеванной совместными усилиями Англии, став, таким образом его вассалом.
        Там, кстати, все очень непросто было. Сам Юстас мог реально претендовать на английскую корону и прав у него было даже побольше, чем у Гарольда Годвинсона или Гийома Бастарда, которые эту корону фактически друг у друга оспаривали. smile
        Интересно, короче. smile
        1. +1
          25 марта 2018 23:55
          Он и попытался ее "отжать" в 1067г. Право на корону было, правда, весьма сомнительное, но в том бардаке по обе стороны ЛаМанша, вполне могло прокатить. Но "несвезло"...
          Что до фразы и самого эпизода..... Нам о них известно из двух источников, остальное приходится додумывать. Давайте попробуем?
          Сам "Бастард" был рожден в браке заключенном по норманскому обряду, отсюда и прозвище. Соответственно, его братья тоже. Более того подобные браки вообще были не редкостью среди нормандцев всех сословий. Надо полагать, что проводились они отнюдь не на латыни. Следовательно, родной язык для этих людей - старонорвежский.
          1. +1
            26 марта 2018 10:44
            Цитата: 3x3zsave
            Право на корону было, правда, весьма сомнительное

            Прямых наследников у Эдуарда Исповедника не было, официального завещания не было. Ближайший родственник - сестра, на которой Юстас и был женат, т.е. дети Юстаса - внуки Эдуарда. Вполне себе право, что называется "по праву жены", была такая формулировка в английском наследственном праве, была и даже использовалась... Да и во Франции саллическрий закон не ввели еще. Другое дело что "право сильного" - самое правое право, как было так и осталось. smile
            Цитата: 3x3zsave
            Сам "Бастард" был рожден в браке заключенном по норманскому обряду

            И здесь вы правы.
            Цитата: 3x3zsave
            Следовательно, родной язык для этих людей - старонорвежский.

            А вот этот вывод, мне кажется, не из чего не следует. Уже Гийом Длинный меч, сын Робера I (Рольфа Пешехода) полностью перешел на на французский и в делопроизводстве и в бытовом общении и с тех пор к моменту высадки в Англии прошло более ста лет. Какие-то остатки старонорвежского могли остаться в языке, в том числе и, даже в первую очередь, в командах и боевых приказах (ну и в ругательствах, конечно smile ), но, в основном, нормандские вельможи общались на французском. Но это даже не столь важно.
            Дело в том, что Юстас Буйонский никакого отношения к нормандской знати не имел. Графы Фландрские ведут свою родословную из IX в., из времен Карла Великого, так что вариантов языка, на котором мог бы изъясняться Юстас (а скорее, наверное, Юсташ или даже Эсташ smile ), не шибко богато smile
            Цитата: 3x3zsave
            Давайте попробуем?

            Я понимаю, как то, что существенного значения для истории обсуждаемый вопрос не имеет, так и то, что неопровержимых аргументов в ту или иную сторону привести никто не сможет. Но ведь это действительно интересно: представлять себе как это было - холм Сенлак, фаланга хускарлов Гаральда (наверное, все-таки Харальда smile ), сбитый с коня Гийом лё Бетар, вынужденный под градом шуршащих стрел снять шлем, чтобы его узнали...Кровь красная, трава зеленая, небо голубое, блестящие кольчуги и шлемы, мечи рыцарей, топоры хускарлов, звуки рогов, шипение стрел, топот коней, рев сражающихся и громовой голос графа Эсташа: "Гийом э ля!" подхватывается, нарастает, надвигается... Красота! smile
            Вполне возможно, что граф Эсташ де Буйон и не произносил эту фразу, а просто громко выражался нехорошими словами в адрес своих рыцарей (капонс, мерд, бетардс и т.п.) и самого Гийома за то, что суется в пекло вместо того, чтобы руководить боем или и правда, чтобы сделать Гийому приятно, крикнул что-то на старонорвежском...
            1. +1
              26 марта 2018 20:41
              Огромное спасибо, Михаил!!! Обажаю подобнные игры разума! Обратная сторона футурологии! Мой коммент был в два раза больше, но я как-то"зевнул" и в эфир ушла половина. Кстати, почему "Эсташ", откуда мадьяро-португальский акцент?
              1. 0
                27 марта 2018 10:46
                Цитата: 3x3zsave
                Кстати, почему "Эсташ", откуда мадьяро-португальский акцент?

                По-французски пишется "Eustache", а русскими буквами сложно французскую фонетику передавать smile Там, вероятно, что-то среднее между "э" и "о", мне показалось, "э" немного ближе.
                Цитата: 3x3zsave
                Обажаю подобнные игры разума!

                Это действительно увлекательно и интересно, если в достаточной степени знаком с предметом. Битва при Гастингсе - одно из самых известных и разработанных событий истории, поэтому с ней легче. smile
                1. +1
                  27 марта 2018 21:11
                  Понятно: Юстас - Эсташ - Евстахий - Остап.
                  1. +2
                    27 марта 2018 22:51
                    Цитата: 3x3zsave
                    Понятно: Юстас - Эсташ - Евстахий - Остап.

                    Осип - Иосиф smile
  6. +3
    24 марта 2018 11:29
    Есть неплохие фильмы об армиях самураев и о том как они вели свои воины, кроме известного "Ран" и "Семь самураев": "Небо и земля", "Знамена самураев" (полнометражный фильм 60-х годов и современный сериал по мотивам), "Десять героев Санады", "Тень повелителя", "Сёгун Маэда", "Битва самураев", "47 ронинов","Замок Совы", "Плавающий замок", "Ямада:самурай Нагасама" и пр... Смотреть здесь: http://history-films-online.ru/filmy-istoricheski
    e-o-samurayah/
    1. +2
      24 марта 2018 14:17
      Спасибо! hi
      А то кроме японской классики и 47 ронинов, так посмотреть ничего не удосужился.
      1. +1
        24 марта 2018 14:35
        Пожалуйста, этот сайт с историческими фильмами просто отличный. Советую поставить на свой браузер расширение Browsec(абсолютно бесплатное) для обхода разного рода ограничений при просмотре.
      2. +2
        24 марта 2018 16:15
        Смотрите сериал Сёгун - он того стоит!
        1. +2
          24 марта 2018 16:16
          Согласен, сериал отличный, как и книга.
          1. +3
            24 марта 2018 17:18
            В свое время удосужился прочитать книгу "Сегун". Фильм смотрел урывками, когда последний шел по ТВ. Общее впечатление, что книга на порядок сильнее фильма.
            1. +3
              24 марта 2018 18:43
              Знаете, книги всегда "лучше" экранизации, потому, что чтение занимает продолжительный промежуток времени, много больше просмотра фильма и в процессе чтения, читающий как бы додумывает происходящие на страницах книги, как бы пропускает происходящее на страницах через свое видение ситуации (есть на это время), а в при просмотре фильма все же больше обращаешь внимание на то, чем тебя пичкает режиссер. Поэтому только гениальные творения режиссеров действительно отлагаются в памяти. ИМХО разумеется.
              1. +4
                24 марта 2018 20:47
                "И на камнях растут деревья"- великолепный фильм при достаточно посредственном первоисточнике "Кукша из рода Домовичей".
                1. +4
                  24 марта 2018 21:22
                  Прям с языка сняли!
                  1. +2
                    24 марта 2018 21:43
                    Да, примеров много, "Унесенные ветром", "Гордость и предубеждение"...
                    1. +2
                      24 марта 2018 21:52
                      "Гордость и предубеждение" есть английский сериал и американский. Последний смотреть не стоит, а вот английский - точен до мелочей. Вообще-то англичане сняли много прекрасных сериалов: "С ласточками в Кенделфорд", "Аббатство Даунтон", "Дом сестер Эллиот", "История Тома Джонса найденыша", "Ярмарка тщеславия", "Дамское счастье" - в основном ВВС и очень качественно и без пошлостей. Из НФ - "Лексс". А среди американских сериалов мне нравятся "Перри Мейсон" и "Перри Мейсон возвращается" и сериал про Ниро Вульфа.
                      1. +2
                        24 марта 2018 22:07
                        Я про тот в котором играл Колин Ферт. Вообще, британские "костюмные" драмы очень хороши, в частности, своей скурупулезной "костюмностью".
                    2. +4
                      24 марта 2018 21:57
                      Уважаемый Антон! Тут я могу поспорить. Книга "Унесенные ветром" сильная и ничем не уступает "фильму".
                      Такая же ситуация с книгой Л.Н.Толстого и с нашим фильмом "Война и мир"! Одним словом фильм стоит книги и наоборот.
                      1. +2
                        24 марта 2018 22:48
                        Извините, Владислав, как по мне - дамский роман, типа "Джейн Эйер". То что события романа происходят на фоне национальной драмы, не делает его более эпохальным произведением. Толстого же, снова, на мой взгляд, уместней сравнивать с Драйзером.
                        А мне из всех американских романистов больше нравится Ирвин Шоу.
                2. +2
                  24 марта 2018 21:55
                  Да, я его дважды пересматривал и каждый раз отмечал, что сделано хорошо. Конечно удивительно, как там горшком со смолой поджигают корабль... я бы интереснее придумал как это устроено было, но... ладно уж...
            2. +2
              24 марта 2018 20:18
              Не знаю какой у Вас был перевод. У меня - плохой! Там Блэксорн ходил в гульфике и в пальто! Мне фильм понравился больше книги...
              1. +2
                24 марта 2018 21:25
                Чей перевод, к сожалению не знаю. Но однозначно гульфиков с пальто не было. В послесловии был добротный словарь, к которому я частенько обращался.
  7. +3
    24 марта 2018 15:39
    "Известно, что императорский мон – 16-лепестковая хризантема, был известен уже в период Нара 710 – 784 гг. То есть задолго до появления первых гербов в Европе."
    Тезис, вводящий читателя в заблуждение в силу своей непонятной трактовки. Да, хризантема известна с периода Нара, но это не более, чем рисунок окраски тканей - хризантема, глициния, павлония, пион, узоры «семь звезд» и «девять звезд» а так же ряд других. Точное время их появления установить невозможно, но точно известно, что уже в течение второй половины периода Хэйан многие узоры использовались определенными аристократическими домами. Функционально это делало их близкими к первым семейным гербам, камон, хотя на деле они еще ими не являлись.
    Согласно Международной геральдике Л.Ж. Пайна, самая ранняя запись об использовании “мон” относится к 1156 году, когда два борющихся клана начертали их на своих знаменах. К концу следующего столетия расположение мон было строго определено — он изображался на рукавах, спине и дважды — на груди. Позднее их расположение было изменено — один раз он изображался на спине под воротником и по разу на рукавах.
    Т.е. появление еаропейских гербов и японских "камонов" произошло примерно в одно и то же время.
    Что касается 16-лепестковой хризантемы, то начиная с периода Камакура она испльзуется в качестве императорской печати. В качестве таковой ее впервые использовал император Го-Тоба. А вот моном императорского дома она стала только в 1869 году.
    1. +3
      24 марта 2018 16:17
      Что-то из этого должно было быть в 3 части, где речь пойдет собственно о монах. Но все равно спасибо, интересное дополнение.
  8. +3
    24 марта 2018 16:29
    "Ведь самурая награждали за… отрубленные им головы врагов. И характер награды, и размер ее целиком и полностью зависели от опознания той или иной головы (неизвестные головы никому особо нужны не были), и от ранга того, кто ее добыл. Нужно было еще и подтверждение от очевидцев, которые могли бы засвидетельствовать подвиг человека, голову представляющего."
    Интересно, откуда это? Я представил, как после битвы в ставку сегуна бредут толпы победителей, волокущих на себе мешки с головами и сопровождаемые десятком свидетелей доблестного головосечения.
    На самом деле, награждали самураев за совершенно другие доблести.
    "Вас, возможно, удивит тот факт, что мой успешный путь к вершинам лидерства был построен на азбучных понятиях преданности, благодарности, упорного труда и решительности в действиях." Это слова Тоётоми Хидэёси.
  9. +3
    24 марта 2018 20:20
    Цитата: Curious
    Я представил, как после битвы в ставку сегуна бредут толпы победителей, волокущих на себе мешки с головами и сопровождаемые десятком свидетелей доблестного головосечения.

    Именно так и было. Есть иллюстрации, где это изображено, описания церемонии и кого и как награждали за это. А на месте битвы при Сэкигахаре есть место, где Иэясу как раз осматривал головы...
    1. 0
      25 марта 2018 00:55
      Да, я, очевидно, недостаточно четко сформулировал мысль. Я хотел сказать, что отрубание головы не есть первичная цель, а лишь доказательство достоинств самурая, за которые награждают и которые позволили победить врага. Почетный воинский трофей.
      Кстати, обычай отрезания головы врага - отньдь не монополия японцев. Черкесы до середины XIX века головы резали.