Military Review

Military pensions: what has changed over the past century

24
Remuneration for military work and mortal risks in military affairs have always been thought of. Leaders, consuls, monarchs and other rulers at the same time viewed this as a necessary condition for the preservation of their life, power and wealth. The warriors themselves rightly believed that their military service, wounds and disability should be financially compensated by the power for which they exposed themselves to mortal risks and deprivations. Thus, certain principles of remuneration were gradually developed, which were then transformed into various types of pension systems.




Basic principles and conditions of military pensions

The basic principles of military pension have been formed and honed over the centuries. Gradually, a fairly clear-cut basis of this system has been established, and it has been preserved until the modern historical period. Of course, all this was not called a military pension, since the very name of this material reward appeared much later. But, in fact, remuneration in old age for many years of dedication and service actually performed the basic functions of pension provision. To some extent, such forms of individual material remuneration for military labor existed even thousands of years before Christ in the armies of the ancient civilizations of China, Babylon, Macedonia, Egypt, Assyria, and some others.

Initially, in the armies of antiquity material reward for long service was issued in kind in the form of land plots, items made of precious metals and natural precious stones, herds of animals and even slaves. However, over time, the sources of such remuneration became increasingly scarce, which ultimately led to the emergence of cash payments.

It is also noteworthy that it operates in almost all modern countries, of course, taking into account historical, national, religious and cultural characteristics of specific states.

We list the main of these principles and conditions:

- formation of a permanent (regular) army on the principles of volunteering or hiring;

- the establishment of certain periods of stay in the army, required to receive pension benefits (most often 20-25 years);

- the introduction of mass or universal pension payments in armies instead of individual incentives at the discretion of the monarch, ruler or authority;

- issuance of pension remuneration for military work in kind or in cash;

- Pension payments in a lump sum or in equal installments in all subsequent years after the end of the service in the ranks;

- setting a time limit for military service, depending on the position held, rank or rank (usually up to 60 years);

- formation of a system of benefits and advantages for military veterans, depending on the level of socio-economic development and other financial capabilities of a particular state.

Over time, pension conditions in the civilizations of the ancient world become an important condition for a man to enter military service. A prerequisite has always been that a warrior must be from among the indigenous people and free from slavery or any other bondage of people.

Pensioners of the ancient world

Ancient Greece was at the cradle of many European civilizations and states. In addition to the beginnings of ancient democracy, there were formed and the foundations of state care for the weak and elderly military people. At the same time, the main attention of the Athenian rulers and the ancient Greek elite was aimed at the development of culture, arts, crafts and trade. Military affairs were a prerequisite for all free citizens during wars and repelling hostile attacks. The rest of the time, the standing army was relatively few and was formed according to militia principles. This means that all men under the age of 60 should have had their own weapons and armor at home, so that, on the first signal of the danger of war, they must take their place in the phalanx or other military formation.

Material maintenance was provided only to soldiers who were crippled in battles and who lost their ability to work independently. Pension maintenance was issued taking into account the family composition of the military retiree. Pensions for injured veterans were usually determined on the basis of the average daily wage of an artisan.

In the army of ancient Greece, they served up to 60 years. Pension payments were assigned collectively, taking into account the military merits and the state of health of the veteran. There was a system of periodic re-examination of the need for pension benefits. Having missed the deadline, it was possible to completely lose the pension.

Spartans did not retire

The military lifestyle of the Spartans was formed during the existence of the Spartan kingdom. The Spartans almost continuously waged war with their neighbors in ancient Hellas, subjugating all new peoples and territories. The main goal - is getting military booty, most of which fell into the hands of the two kings who ruled Sparta. In this regard, the role of the warrior and the importance of the troops was of paramount importance for this militant ancient state. For military service under very harsh conditions, all the boys were trained and, on reaching 20 years, they joined the army.

It is no coincidence that the concept of "Spartan education" entered history as a symbol of physical and moral preparation in harsh conditions for any important task. Service was considered compulsory until the age of 60. Almost all Spartans had about 40 years of service in the ranks. Moreover, regardless of merit or age, everyone served on equal terms and participated in battles. This was not an easy matter, considering that weapon and the equipment of the warrior of that time weighed up to 30 kilogram.

Under the conditions of universal military service, no special benefits and advantages, except for well-deserved honor and respect, were allowed to veterans. The army was relatively small, but had extremely high stamina and courage in the battles. All the textbooks of ancient history included a description of the feat of three hundred Spartans, led by King Leonid. In a fierce battle with the enemy at Thermopylae, they died in battle, but did not retreat.

The honored peace was spent annually around 50 veterans from among those who lived to this day. They had to provide themselves with their work. In some cases, the state treasury took for its maintenance the most deserved or out of work as a result of wounds and injuries. Veterans were often recruited as mentors for military training for youth.

After nearly two centuries, weakened by wars, Sparta was captured by Roman legions.

Pension legionaries of ancient Rome

The presence of a standing army on the basis of volunteering and the compulsory pay for soldiers are considered important factors in the high fighting efficiency of the ancient Roman army. Previously, there were no such examples in history. Famous Roman rulers Guy Mari and Julius Caesar put a lot of effort to form an invincible army. Acquisition of legions of mercenaries from among the free Romans volunteers demanded considerable expenses of the treasury. At the same time, the monetary allowance and periodic additional incentive payments for legionaries and centurions were established. Along with cash payments, awards for military work also appeared for the first time. Certain privileges, advantages, or benefits began to be attached to award medals.

During the reign of Consul Guy Maria, for the first time in the world, retirement pensions were established for legionary veterans. At the end of the service, each legionary was provided with a material reward in the form of a plot of land. Later began to be paid pensions in cash. These benefits and benefits enjoyed only veterans. At the same time, the legionnaires retained all rights to trophies taken personally in battle, as well as to a part of the total military spoils. To become a veteran, the legionary needed to serve in the ranks of two decades. Then the total length of retirement service was extended to 25 years.

Later, the consul, and then the title of dictator Julius Caesar, secured the right of legionnaires to military pensions and significantly expanded veteran benefits and advantages. During his reign, troops began to pay cash bonuses after defeating the enemy. After a while, they began to receive additional incentive payments in the form of an increase to the salary at the accession to the throne of the new emperor and on other important occasions. Additional payments were required, among other things, to compensate for the losses of legionaries and centurions from a decrease in the volumes of military booty. Virtually all neighboring states have already been captured by Rome.

An important innovation was that legionnaires could now make personal savings while serving. Usually, the accumulations of legionaries were kept in a special money box of the standard-bearers of the cohort. Needless to say, the cash drawer was guarded as well as the banner and distinctive sign of a legion or cohort itself.

In accumulation, as a rule, legionnaires set aside half of the bonus and other one-time payments. Accumulated amounts were issued to the veteran in full only upon resignation. Thus began the beginnings of the pension savings system. The size of the accumulated money differed approximately 5 times for centurions (officers) and ordinary legionnaires. The Roman horsemen and the Praetorian Guard legionnaires had higher salaries and accumulations were much higher than in the army infantry.

Centurions in the army of ancient Rome were resigned later than ordinary legionaries - usually over the age of 60 years. In those days, constant wars and dangerous campaigns to live then these respectable years was a great success in life.

In the initial period of the formation of the ancient Roman pension system, the form of natural remuneration of veterans was widely used. Usually in this quality, allotment of land plots in sizes corresponding to official position and military merits was used. By tradition, the land plot was named after the owner-veteran and was part of the settlement of his cohort or legion.

The veterans had other privileges - exemption from taxes of the retiree himself, his wife and parents. In addition to the right to settle in any place of the empire, the former legionnaire could even voluntarily perform the duties of a priest. His house was freed from military standing. Benefits and benefits of veterans are constantly supplemented and changed. By the way, the very concept of "veteran" was introduced in the days of ancient Rome. It is derived from the Latin word meaning "old."

It is justly believed that the origins of all modern military pension systems of the world originate in ancient Rome. Many of the principles and conditions for obtaining a military pension of many centuries ago are still relevant and remain in one form or another in our day.
Author:
Photos used:
http://www.globallookpress.com/
24 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. DimanC
    DimanC 26 March 2018 05: 43
    +4
    As N. Bonaparte used to say, who does not want to feed his army will feed someone else's ...
    1. Korsar4
      Korsar4 26 March 2018 08: 21
      +4
      At the same time, Murat recalls: "35 years old and not killed. Not a hussar."
  2. Olgovich
    Olgovich 26 March 2018 06: 16
    +3
    Usually used as allotment of land
    One consideration: this happened mainly in conquered countries, which served as a powerful force for the successful colonization of their Romans.
    A striking example is the colonization that took place on the territory of modern Rtsmyaniya ....
  3. ICT
    ICT 26 March 2018 06: 59
    +2
    Legionnaires put off half of the bonus and other one-time payments. The accumulated amounts were issued to the veteran in full only upon resignation.


    probably abuses were in full swing
    Quote: Olgovich
    One consideration: this happened mainly in conquered countries, which served as a powerful force for the successful colonization of their Romans.


    it’s closer to sunset, and of course in Italy it’s better than in Kamchatka
  4. verner1967
    verner1967 26 March 2018 07: 32
    +4
    Initially, in the armies of antiquity, material rewards for long service were issued in kind in the form of land plots, items made of precious metals and natural precious stones, herds of animals and even slaves.
    yeah, now a village and a shower of 30-40 serfs wouldn’t hinder retirement laughing
  5. parusnik
    parusnik 26 March 2018 08: 12
    +4
    A lot of things came from ancient Rome ...
  6. shuravi
    shuravi 26 March 2018 09: 31
    +7
    Quote: DimanC
    As N. Bonaparte used to say, who does not want to feed his army will feed someone else's ...


    Here is another wisdom, I don’t remember whose: If you do not care about the wounded and crippled soldiers, then following them seeing such a prospect will not go into battle.
  7. Palagecha
    Palagecha 26 March 2018 10: 00
    +1
    I did not understand, so what has changed in military pensions over the past century ??? !!!
    1. shuravi
      shuravi 26 March 2018 10: 38
      +2
      Quote: Palagecha
      I did not understand, so what has changed in military pensions over the past century ??? !!!



      Judging by the article does not understand. And as far as we are concerned, so far the best pension provision was during the USSR period.
      1. Palagecha
        Palagecha 26 March 2018 21: 36
        0
        I would have a pension of 250 rubles ... For this money, I could drive any excellent student crazy ....
    2. BAI
      BAI 26 March 2018 17: 06
      +1
      Moved from nature to monetary value. But this is not in the article. This is m. will be continued.
      1. Cat
        Cat 26 March 2018 18: 20
        +2
        Quote: BAI
        Moved from nature to monetary value. But this is not in the article.

        Yeah! I would like to hear about the full monetary pension in the Middle Ages !!!
        1. 3x3zsave
          3x3zsave 26 March 2018 21: 24
          +1
          Vladislav, I'm trying here laughing to position ourselves as an awesome specialist in commodity-money relations of the Middle Ages (I really wonder how to match, and why do we live so sad. I’ll try to find out ...
      2. 3x3zsave
        3x3zsave 26 March 2018 21: 17
        +1
        This is unlikely. This is not Shpakovsky.
  8. Curious
    Curious 26 March 2018 13: 46
    +2
    If anyone is interested in the issue of "social protection" of the soldiers of ancient Rome, you can see https://warspot.ru/6035-veterany-rimskoy-armii. There, although the author does not put the proud stigma of a “historian,” he deserves attention.
    1. Cat
      Cat 26 March 2018 18: 10
      +2
      Viktor Nikolaevich, I wonder where the author of the article took the age limit of "pensioners" at 60 years old?
      And even more surprised that in such a specialized article there is more than one reference to sources?
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 26 March 2018 21: 11
        +1
        Vladislav, I, too, never make references to sources. This is a fat minus to me, as a history buff. Somewhere I heard, read, and reproduce, that’s how I am a scoundrel.
        1. Cat
          Cat 26 March 2018 22: 06
          +2
          Dear Anton, the key word characterizing us is “history buffs”! Unconditionally, we love her “capricious”, respect and even bow, but when we climb into her “intricacies and taunts” we do not mark our posts with a “stamp” - a historian! So if the Author suffered in "Jupiters", then it is necessary to comply. As the late D.A. Yagofarov used to say, "example = source link!" No link "minus one point"!
          To be honest, I was hooked by the categorical figure of "60 years."
          1. Curious
            Curious 26 March 2018 23: 37
            +2
            If you approach formally, then such a figure is on Wikipedia, and in Brockhaus with Efron. But on its own, without reference to the periodization of Roman history and a detailed analysis of the specifics of the military service of Rome, this figure is about nothing, since the number of various reforms and transformations in the Roman army is very large, therefore, to track all the changes even of such a narrow issue as "social protection of military pensioners of ancient Rome", one article is not enough.
            The Roman army is a kind of corporate community, a special social organism and a subject of political history.
            So here, if you respect the reader, you need a series of articles. Well, a list of references.
  9. Monarchist
    Monarchist 26 March 2018 17: 38
    +2
    Quote: Curious
    If anyone is interested in the issue of "social protection" of the soldiers of ancient Rome, you can see https://warspot.ru/6035-veterany-rimskoy-armii. There, although the author does not put the proud stigma of a “historian,” he deserves attention.

    Not all who call themselves "historians" are historians; some non-historians know history better than "historians"
    1. Cat
      Cat 26 March 2018 18: 14
      +2
      Well, all Kamrad - “for this” all this fraternity with crusts will now be “banned” with a control “brain removal”! If ... what write in PM we will fight back together !!! soldier
      1. 3x3zsave
        3x3zsave 26 March 2018 21: 05
        +1
        They will not be banned, they are delayed on other resources, Mavrodi has died, how not to be noted “in love” for his comrade ?!
        1. Cat
          Cat 26 March 2018 22: 08
          +2
          I don’t know Anton, about the dead or good, or nothing. Itself is sometimes sinful, but it is necessary to strive for this truth.
          1. 3x3zsave
            3x3zsave 27 March 2018 22: 10
            +2
            The dead are different. "Sometimes they come back." I'm serious.

Военные пенсии: что изменилось за прошедшие века

О вознаграждении за ратный труд и смертельные риски в военном деле думали всегда. Вожди, консулы, монархи и другие правители при этом рассматривали это как необходимое условие сохранения их жизни, власти и богатства. Сами воины справедливо считали, что их военная служба, раны и утрата работоспособности должны быть материально компенсированы той властью, ради которой они подвергали себя смертельным рискам и лишениям. Таким образом, постепенно выработались определенные принципы вознаграждений, которые затем трансформировались в различные типы пенсионных систем.




Основные принципы и условия военных пенсионов

Базовые принципы пенсионного обеспечения военных формировались и оттачивались веками. Постепенно сложилась довольно четкая основа этой системы, причем сохранившаяся до современного исторического периода. Конечно, все это не называлось военной пенсией, поскольку само название этого материального вознаграждения появилось значительно позже. Но, по сути, вознаграждение в старости за многолетнюю преданность и службу фактически выполняло основные функции пенсионного обеспечения. В той или иной мере, такие формы индивидуального материального вознаграждения за ратный труд существовали еще за тысячелетия до нашей эры в армиях древних цивилизаций Китая, Вавилона, Македонии, Египта, Ассирии и некоторых других.

Первоначально в армиях древности материальное вознаграждение за долгую службу выдавалось в натуральной форме в виде земельных наделов, предметов из драгоценных металлов и натуральных драгоценных камней, гуртов животных и даже рабов. Однако с течением времени источники таких вознаграждений становились все более скудными, что, в конечном счете, привело к становлению выплат в денежной форме.

Примечательно и то, что действует она практически во всех современных странах, безусловно, с учетом исторических, национальных, религиозных и культурных особенностей конкретных государств.

Перечислим основные из этих принципов и условий:

— формирование постоянной (регулярной) армии на принципах добровольчества или найма;

— установление определенных сроков пребывания в армейском строю, необходимых для получения пенсионного обеспечения (чаще всего 20-25 лет);

— введение массовых либо всеобщих выплат пенсионного вознаграждения в армиях взамен индивидуального поощрения по усмотрению монарха, правителя либо органа власти;

— выдача пенсионного вознаграждения за ратный труд в натуральной или денежной форме;

— осуществление пенсионных выплат единовременно или равными долями во все последующие годы после завершения службы в строю;

— установление предельного срока пребывания на военной службе в зависимости от занимаемой должности, чина или звания (обычно в пределах до 60 лет);

— формирование системы льгот и преимуществ для военных ветеранов в зависимости от уровня социально-экономического развития и иных финансовых возможностей конкретного государства.

Со временем пенсионные условия в цивилизациях Древнего мира становятся важным условием при поступлении мужчины на военную службу. Обязательным условием всегда было то, что воин должен быть из числа коренных жителей и свободных от рабства или какой-либо иной кабалы людей.

Пенсионеры древнего мира

Древняя Греция находилась у колыбели многих европейских цивилизаций и государств. Помимо зачатков античной демократии, там формировались и основы государственной заботы о немощных и престарелых ратных людях. При этом главное внимание афинских правителей и древнегреческой элиты было направлено на развитие культуры, искусств, ремесел и торговли. Военное же дело было обязательным условием для всех свободных граждан в период войн и отражения враждебных нападений. В остальное время постоянное войско было сравнительно немногочисленным и формировалось оно по милиционным принципам. Это означает, что все мужчины в возрасте до 60 лет должны были иметь свое вооружение и доспех дома, чтобы по первому сигналу о военной опасности занять свое место в фаланге или ином войсковом строю.

Материальное содержание предоставлялось лишь покалеченным в сражениях и утратившим способность к самостоятельному труду воинам. Пенсионное содержание выдавалось с учетом состава семьи военного пенсионера. Пенсионы увечных ветеранов обычно определяли из расчета среднего заработка ремесленника за день.

В армии античной Греции служили до 60 лет. Пенсионные выплаты назначались коллегиально с учетом военных заслуг и состояния здоровья ветерана. Действовала система периодического переосвидетельствования потребности в пенсионном вознаграждении. Пропустив срок можно было вовсе лишиться пенсиона.

Спартанцы на пенсию не выходили

Военный уклад жизни спартанцев сформировался в период существования Спартанского царства. Спартанцы практически непрерывно вели войны с соседями по античной Элладе, подчиняя себе все новые народы и территории. Главная цель – это получение военной добычи, большая часть которой попадала в руки правивших Спартой двух царей. В этой связи роль воина и значение войска имело исключительное значение для этого воинственного античного государства. К военной службе в очень жестких условиях готовили всех мальчиков и по достижению 20 лет они пополняли армейские ряды.

Не случайно в историю вошло понятие «спартанское воспитание» как символ физической и моральной подготовки в суровых условиях к какому-либо важному делу. Служба считалась обязательной до достижения возраста 60 лет. Практически все спартанцы имели выслугу в строю около 40 лет. Причем не считаясь ни с заслугами, ни с возрастом каждый на равных условиях нес службу и участвовал в сражениях. Дело это было не простое, если учесть, что оружие и снаряжение воина того времени весило до 30 килограмм.

В условия всеобщей военной службы никаких особых льгот и преимуществ, кроме заслуженного почета и уважения, ветеранам не полагалось. Армия была сравнительно немногочисленной, но обладала чрезвычайно высокой стойкостью и мужеством в сражениях. Во все учебники античной истории вошло описание подвига трехсот спартанцев во главе с царем Леонидом. В жестокой битве с врагом при Фермопилах они погибли в бою, но не отступили.

На заслуженный покой уходили ежегодно около 50 ветеранов из числа тех, кто доживал до этого дня. Они должны были обеспечивать себя своим трудом. В некоторых случаях государственная казна брала на свое содержание наиболее заслуженных или утративших работоспособность в результате ран и увечий. Ветераны часто привлекались в качестве наставников для обучения военному делу молодежи.

Спустя почти два века ослабленную войнами Спарту захватили римские легионы.

Пенсионы легионеров Древнего Рима

Важными факторами высокой боеспособности древнеримского войска считаются наличие постоянной армии на основе добровольчества и обязательность денежного содержания для воинов. Ранее таких примеров в истории не было. Известные римские правители Гай Марий и Юлий Цезарь приложили немало сил для формирования ставшей непобедимой армии. Комплектование легионов наемниками из числа свободных римлян-добровольцев требовало немалых расходов казны. Тогда же было установлено денежное довольствие и периодические дополнительные поощрительные выплаты для легионеров и центурионов. Наряду с денежными выплатами впервые появились и награды за ратный труд. К наградным медалям стали прилагаться определенные привилегии, преимущества или льготы.

В период правления консула Гая Мария впервые в мире для ветеранов из числа легионеров были установлены пенсии за выслугу лет. По окончании службы каждый легионер обеспечивался материальным вознаграждением в виде земельного надела. Позже стали выплачиваться пенсии в денежной форме. Такими льготами и преимуществами пользовались лишь ветераны. При этом легионеры сохраняли все права на лично взятые в бою трофеи, а также на часть общей военной добычи. Чтобы стать ветераном, легионеру требовалось прослужить в строю два десятка лет. Затем общий срок пенсионной выслуги был увеличен до 25 лет.

Позже консул, а затем получивший титул диктатора Юлий Цезарь, закрепил право легионеров на военные пенсионы и значительно расширил ветеранские льготы и преимущества. В период его правления войскам стали выплачивать денежные премии после победы над врагом. Спустя время стали дополнительно выдаваться стимулирующие выплаты в виде прибавки к жалованью при восшествии на престол нового императора и по другим важным поводам. Дополнительные выплаты требовались, в том числе, и для компенсации потерь легионеров и центурионов от снижения объемов военной добычи. Практически все соседние государства уже были захвачены Римом.

Важным новшеством было то, что легионеры теперь могли делать личные сбережения во время службы. Обычно накопления легионеров хранились в специальном денежном ящике у знаменосцев когорты. Надо ли говорить, что денежный ящик охранялся также бдительно, как и само знамя и отличительный знак легиона или когорты.

В накопления, как правило, легионеры откладывали половину премиальных и других разовых выплат. Накопленные суммы выдавались ветерану в полном объеме только при отставке. Так зарождались зачатки системы пенсионных накоплений. Размеры накопленных денег различались примерно в 5 раз у центурионов (офицеров) и рядовых легионеров. У римских всадников и у легионеров Преторианской гвардии и оклады были выше, и накопления составляли суммы значительно больше, чем в армейской пехоте.

Центурионы в армии Древнего Рима получали отставку позже рядовых легионеров – обычно в возрасте старше 60 лет. В те времена постоянных войн и опасных походов дожить то этих почтенных лет было большой жизненной удачей.

В начальный период становления древнеримской пенсионной системы широко использовалась форма натурального вознаграждения ветеранов. Обычно в этом качестве использовалось наделение земельными участками в размерах, соответствующих служебному положению и военным заслугам. По традиции земельный надел получал название по имени владельца-ветерана и входил в состав поселения его когорты или легиона.

У ветеранов были и другие привилегии — освобождение от налогов самого отставника, его жены и родителей. Помимо права поселиться в любом месте империи, бывший легионер мог даже добровольно исполнять обязанности жреца. Его дом освобождался от военного постоя. Льготы и преимущества ветеранов постоянно дополнялись и изменялись. Кстати, и само понятие «ветеран» было введено еще во времена Древнего Рима. Оно является производным от латинского слова, означающего «старый».

Справедливо считается, что истоки всех современных военно-пенсионных систем мира берут свое начало именно в Древнем Риме. Многие из принципов и условий получения военной пенсии многовековой давности по-прежнему актуальны и сохраняются в том или ином виде в наши дни.
Автор:
Использованы фотографии:
http://www.globallookpress.com/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. DimanC 26 марта 2018 05:43 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Как говаривал Н. Бонапарт, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую...
    1. Korsar4 26 марта 2018 08:21 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      В то же время Мюрат вспоминается: "35 лет и не убит. Не гусар".
  2. Ольгович 26 марта 2018 06:16 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Обычно в этом качестве использовалось наделение земельными участками
    Одно соображение: происходило это, в основном, в покоренных странах, что служило мощной силой успешной колонизации их римлянами.
    Яркий пример-колонизация , происходившая на территории современной Рцмынии....
  3. TIT
    TIT 26 марта 2018 06:59 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    легионеры откладывали половину премиальных и других разовых выплат. Накопленные суммы выдавались ветерану в полном объеме только при отставке.


    наверное и злоупотребления шли полным ходом
    Цитата: Ольгович
    Одно соображение: происходило это, в основном, в покоренных странах, что служило мощной силой успешной колонизации их римлянами.


    это ближе к закату , а так конечно в Италии лучше чем на "Камчатке "
  4. verner1967 26 марта 2018 07:32 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Первоначально в армиях древности материальное вознаграждение за долгую службу выдавалось в натуральной форме в виде земельных наделов, предметов из драгоценных металлов и натуральных драгоценных камней, гуртов животных и даже рабов.
    да уж, сейчас бы деревенька и душ 30-40 крепостных не помешали бы при уходе на пенсию laughing
  5. parusnik 26 марта 2018 08:12 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Много чего пришло из Древнего Рима...
  6. шурави 26 марта 2018 09:31 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Цитата: DimanC
    Как говаривал Н. Бонапарт, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую...


    Здесь другая мудрость, не помню чья: Если вы не заботитесь о раненных и искалеченный солдатах, то следующие за ними видя такую перспективу не пойдут в бой.
  7. Palagecha 26 марта 2018 10:00 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Я так и не понял,так что изменилось в военных пенсиях за последние века???!!!
    1. шурави 26 марта 2018 10:38 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Цитата: Palagecha
      Я так и не понял,так что изменилось в военных пенсиях за последние века???!!!



      Судя по статье не понять. А что применительно к нам, то пока лучшее пенсионное обеспечение было в период СССР.
      1. Palagecha 26 марта 2018 21:36 Новый
        • 0
        • 0
        0
        У меня была бы пенсия 250 рублей...За эти деньги можно было любую отличницу с ума свести....
    2. BAI
      BAI 26 марта 2018 17:06 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Перешли от натуры к денежному выражению. Но это не в статье. Это м.б. будет в продолжении.
      1. Котище 26 марта 2018 18:20 Новый
        • 2
        • 0
        +2
        Цитата: BAI
        Перешли от натуры к денежному выражению. Но это не в статье.

        Ага! Хотел бы я услышать о полном денежном пенсионе в средние века!!!
        1. 3x3zsave 26 марта 2018 21:24 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Владислав, я тут пытаюсь laughing позиционировать себя как офигенного специалиста по товарно-денежным отношениям средневековья (мне правда интересно "хау матч", и почему мы так х. грустно живем? Я попробую выяснить...
      2. 3x3zsave 26 марта 2018 21:17 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Это на вряд-ли. Это ж не Шпаковский.
  8. Curious 26 марта 2018 13:46 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Если кому интересен вопрос "соцзащиты" военнослужащих Древнего Рима, можно посмотреть https://warspot.ru/6035-veterany-rimskoy-armii. Там автор хоть и не ставит гордое клеймо "историк", но заслуживает внимания.
    1. Котище 26 марта 2018 18:10 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Виктор Николаевич, мне интересно откуда Автор статьи взял предельный возраст "пенсионеров" в 60 лет?
      А еще более удивило, что в такой специализированной статье нет не одной ссылки на источники?
      1. 3x3zsave 26 марта 2018 21:11 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Владислав, я тоже, никогда не делаю ссылок на источники. Это жирный минус мне, как любителю истории. Где-то что-то слышал-читал, и воспроизвожу, вот такой я негодяй.
        1. Котище 26 марта 2018 22:06 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Уважаемый Антон, ключевое слово характеризующие нас с Вами - "любители истории"! Безоговорочно мы ее "капризную" любим, уважаем и даже прекланяемся, но залазя в ее "хитросплетения и дреби" мы не маркируем свои посты "штампом" - историк! Так что если Автора понесло в "Юпитеры", то необходимо соответствовать. Как в свое время говаривал покойный Д.А.Ягофаров "пример=ссылка на источник"! Нет ссылки "минус один балл"!
          Если честно меня зацепила безаппеляционная цифра "60 лет".
          1. Curious 26 марта 2018 23:37 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Если подходить формально, то такая цифра есть и в Википедии, и в Брокгаузе с Ефроном. Но сама по себе, без привязки к периодизации римской истории и подробного разбора всей специфики военной службы Рима эта цифра ни о чем, так как количество разнообразных реформ и преобразований в римской армии очень велико, поэтому, чтобы отследить все изменения даже такого узкого вопроса, как "социальная защита военных пенсионеров Древнего Рима", одной статьи мало.
            Римская армия - своеобразное корпоративное сообщество, особый социальный организм и субъект политической истории.
            Так что тут, если уважать читателя, нужен цикл статей. Ну и список литературы.
  9. Монархист 26 марта 2018 17:38 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Цитата: Curious
    Если кому интересен вопрос "соцзащиты" военнослужащих Древнего Рима, можно посмотреть https://warspot.ru/6035-veterany-rimskoy-armii. Там автор хоть и не ставит гордое клеймо "историк", но заслуживает внимания.

    Не все кто называет себя "историком " являются историками, некоторые не историки знают историю лучше" историков"
    1. Котище 26 марта 2018 18:14 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Ну все Камрад - "за такое" вся эта братия с корочками тебя сейчас "забанят" с контрольным "выносом мозга"! Если..., что пиши в личку будем отбиваться вместе!!! soldier
      1. 3x3zsave 26 марта 2018 21:05 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Не забанят, они на другух ресурах оттягиваются, Мавроди помер, как не отметиться "в любви" к сотоварищу?!
        1. Котище 26 марта 2018 22:08 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Не знаю Антон, о мертвых или хорошо, или нечего. Сам иногда грешен, но к этой истине необходимо стремится.
          1. 3x3zsave 27 марта 2018 22:10 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Мертвые бывают разными. "Иногда они возвращаются". Я серьезно.