Даёшь тиранию и платных доносчиков!

60
Читая в юности воспоминания детского писателя и поэта Корнея Чуковского, обнаружил там один эпизод. Автор рассказал, что, когда учился в гимназии, то всегда писал все диктанты и сочинения практически без ошибок, и его друг-одноклассник решил этим воспользоваться. Он предложил Чуковскому, чтобы тот на контрольном диктанте помог ему правильно расставить знаки препинания, в которых он сильно путался. Для этого они связали свои ноги верёвкой под партами, договорившись, что когда надо ставить точку, то Чуковский будет дёргать за верёвку один раз, запятую два раза, ну и так далее... В результате друг Чуковского получил за диктант единицу, из-за чего приятели поссорились-подрались. Оказалось, что они записывали речь преподавателя с разной скоростью, и когда Чуковский дёргал верёвку, его приятель ставил знаки бездумно. В результате они встали у него где попало, даже в середине слов.

В этом эпизоде упомянуто качество, которое в настоящее время называется врождённой грамотностью. То есть свойство натуры, позволяющее подсознательно усваивать правописание. Собственно говоря, я и не считаю возможным усвоить правописание сознательно, заучивая его правила. Дело в том, что я сам — носитель этой самой врождённой грамотности, но убей меня, не способен вспомнить ни одного, даже простейшего правила русского языка из тех, что проходили в школе. В школе же запоминание этих правил давалось мне с большим трудом и отвращением. Наша схожесть с Чуковским оказалась в том, что в школьные годы мы очень любили читать, были книгоглотателями и с удовольствием писали изложения-сочинения. Видимо, в совокупности это и произвело тот эффект, который можно сравнить с изучением иностранного языка: если упражняться постоянно и увлечённо, то с какого-то момента начинаешь говорить и понимать его, как родной.



Но в наше время моя "врождённая грамотность" стала для меня источником мучений, порой на грани нервного срыва. Что-то похожее испытывают люди с абсолютным музыкальным слухом, когда слышат фальшивое исполнение знакомых мелодий. Каждый день приходится лицезреть массу постыдных и разнообразных ошибок, опечаток, искажений в написании слов, а что касается знаков препинания, то кажется, что лучше бы их вообще убрать, чем так "пользовать"!

Господи помилуй! Да кто же это только пишет все эти уличные вывески, рекламные плакаты, листовки и объявления, бегущие строки, на телевидении в том числе, газетно-журнальные заголовки с текстами, инструкции к товарам, деловую, административную и юридическую документацию, наконец, художественную литературу и даже учебники?! Можно ещё понять опечатки, их тоже полно, но я веду речь именно об ошибках, многие из которых просто на грани слабоумия!А Интернет в некоторых местах по грамотности не слабоумен даже, а вообще за гранью добра и зла, эта писанина похожа на язык, которым говорят между собой дети ясельного возраста.

Вот кое-какие «образчики»… Стена-стенд для рекламы на трамвайной остановке в центре города, объявление на полстены: «услуги кАмпании прАмышленного альпинизма». Бегущая строка местного телеканала: «…ветераны аВганской войны и чеченских кОмпаний». Бегущая строка реклам торгового центра: «…ткань КАТОНОВАЯ (коттоновая, из хлопка!) с добавкой синтИтических нитей». Местная газета приглашает в ПТУ: «В коЛедже дают специальности наЛЛадчика стаННочного оборудования…» А вот это уже высший пилотаж! Классики вроде Пушкина в своих текстах пишут: «преумножить», «придти» и «калоши», сейчас эти слова пишут; «приумножить», «прийти» и «галоши». А справочники по правописанию после 56 года прошлого века сообщают, что обе формы написания этих слов грамматически равноправны и безошибочны! Вот такой получается, на мой взгляд, плюрализм в одной голове, который, как известно — шизофрения!

Когда большевики пришли к власти в 17-м году прошлого века, то одной из мишеней антибольшевистской пропаганды стала в том числе и безграмотность в текстах большевистских листовок, воззваний, газет и декретов. Если тексты самого правительства и центральных газет были в основном в порядке, то на местах безграмотность захлёстывала. Эту проблему советская власть разрешила, поставив везде, где выпускались любые публичные тексты и официальные документы, контролирующих грамотеев-корректоров. Письменная грамотность стала престижна в высших советских кругах, ею щеголяли и дрессировали своих детей. Те, кто лично общался со Сталиным, вспоминают, что он часто предлагал при нём набросать текст проекта документа или доклада, а сам периодически заглядывал через плечо пишущего и указывал ему на допущенные грамматические и стилистические ошибки, получая явное удовольствие от собственной грамотности. Ошибки же и опечатки в газетах, книгах и прочей печатной продукции карались тогда очень жёстко. Эта требовательность и сформировала советскую информационно-словесную среду, в которой отточилась моя нынешняя грамотность. Если сейчас авторы тех или иных текстов, предназначенных для публикации в печати, получают перед выходом публикаций правки своих текстов для одобрения, то раньше они обязаны были одобрить сначала правку, а после неё ещё и корректуру своего текста. Раньше (я специально сравнил) в выпускных данных газет, журналов, тиражей официальных документов и особенно книг всегда стояли фамилии корректоров, ответственных за выпуск. Ныне везде и слово-то это исчезло, а может, не везде, но мне не попадается…

Похоже, что корректура стала объектом повсеместной экономии. А между тем такое, не побоюсь сказать, похабное пренебрежение к публичной письменности становится, на мой взгляд, просто угрозой национальной безопасности. Да-да! Если ребёнок растёт на помойке, среди мусора, то он весь мир будет воспринимать как помойку, относиться к нему как к помойке, жить в нём по понятиям помойки. А наша публичная словесно-письменная среда всё более становится сродни помойке, забитой изуродованными, загаженными вещами. И это относится не только к правописанию. В язык, даже официальный, прут валом жаргонизмы из уголовно-тюремной среды, а также исковерканные иностранные слова и термины, слепляясь и преобразуясь в мозгах огромного сегмента молодёжи в такую тупую мутацию, что это больше похоже на общение павианов с бабуинами, чем на человеческий язык. А тупая речь отупляет и личность, это уже как закон.



Вот я и возмечтал предложить следующую методу, которая исторически всем нам очень привычна и хорошо опробована как во времена диктатуры пролетариата, так и повального рэкета лихих 90-х! Ввести законодательно "тиранию корректуры". Скажем, заметил человек грамматические ошибки в книге, газете, журнале, на вывеске, в рекламе, официальном документе, и сразу же сообщает об этом тем, кто эту ошибку выпустил в "свет", а они его за это обязаны поблагодарить и премировать материально, быстро эту ошибку устранив с публичными извинениями. А не захотят, тогда можно написать заявление в соответствующий надзорный орган, который будет обязан штрафами заставить безграмотных бракоделов всё исправить, да ещё наградить из собранных штрафов бдительных товарищей. И будьте покойны, корректоры станут более востребованными, нежели бухгалтеры. Что-то подобное этой методике можно придумать и для защиты чистоты и благопристойности русского языка от всяких "феней" хотя бы в рекламе и документации. А в художественной литературе пусть "базарят" бесцензурно, но внутренний голос мне подсказывает, что, если словесно-письменная среда облагородится в информационной сфере, то такая же "лепота" перетечёт и в литературу с прочими искусствами.

P.S. Не знаю, как сейчас обстоит дело, но для меня образцом чистоты и грамотности русского языка в своё время стали уставы Советской Армии. Краткие ёмкие фразы, ни одного лишнего слова, всё понятно, все знаки препинания на своих местах, нет даже опечаток. С удовольствием бы сейчас перечитывал, чтоб отдыхать душой и разумом…
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    16 июня 2018 05:38
    Для некоторых грамотность это то чем они по жизни кормяться .... И этим они гордятся... сами же руками сделать как правило мало что могут... По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь ...
    1. dsk
      +24
      16 июня 2018 05:56
      Цитата: Vard
      лучше писать с ошибками
      Одно другому не помеха, вы же пишете грамотно? hi
      Вот "кластеры", "волонтёры" и прочие "красивые" словечки наших ведущих ТВ, министров и депутатов просто коробят. Всё норовим проявить "толерантность".с
      1. +9
        16 июня 2018 08:19
        Цитата: dsk
        Вот "кластеры", "волонтёры" и прочие "красивые" словечки наших ведущих ТВ, министров и депутатов просто коробят.

        Согласен, ведь есть же собственные слова для обозначения этих (Кластер - скопление, объединение, группа; волонтёр - доброволец, вольноопределяющийся, охотник) и других явлений.
        И беда как раз в том, что использование всяческих зарубежных заимствований происходит как раз от незнания собственного языка, то бишь от безграмотности.
    2. +8
      16 июня 2018 08:09
      Цитата: Vard
      По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь ...

      Закон нормального распределения ни кто не отменял. Вопрос только в том, кто куда перетащит "середняков" - бездари в яму или гении в гору.
      1. +2
        16 июня 2018 17:42
        Цитата: Boris55
        Вопрос только в том, кто куда перетащит "середняков" - бездари в яму или гении в гору.

        Жаль только Ваш, Борис, комментарий очень мало кто понял. Мой "+" первый, а время уже 17:40. crying
        Это к вопросу куда тащат.
        С громадным уважением.
    3. +3
      16 июня 2018 09:05
      Где-то поможет, а где-то нет. Поскольку есть неслабые авторы, размещающие и укрепляющие в нашем привычном языке различные мундияли, дорожные карты и прочий словесный сброд на весьма светском уровне .
      1. jjj
        +2
        16 июня 2018 09:36
        Употребление слова "волонтер" в значении добровольный помощник считаю правильным, поскольку слово "доброволец", казалось бы синоним, имеет совершенно другую специфическую лексическую окраску. В русском языке это человек, который добровольно пошел защищать свою Родину. Но если покопаться в истории, то слово "волонтер" в значении добровольного защитника использовалось в Гражданскую войну применительно к добровольцам белой армии. Все эти нюансы в русском языке отражены
        1. +3
          17 июня 2018 14:15
          Цитата: jjj
          Но если покопаться в истории, то слово "волонтер" в значении добровольного защитника использовалось в Гражданскую войну применительно к добровольцам белой армии. Все эти нюансы в русском языке отражены

          Ну не только в Гражданскую,ещё в Русско-турецкую 1877 года были волонтёры, как называли добровольцев не только в русской армии, но и у сербов и болгар в войсках. У Б.Васильева вторая часть дилогии "Были и небыли" так и называется "Господа волонтёры".
    4. +5
      16 июня 2018 10:40
      "Врожденная грамотность" и "подсознательное восприятие правописания" - что за чушь! belay Неужто человеческий разум появился позже правил письменной речи? Не иначе как такие "ученые" заканчивали наш либеральный РГГУ. lol Книжки в детстве читать надо. Вот и получится "врожденная грамотность".
    5. AUL
      +5
      16 июня 2018 12:45
      По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь ...
      Так Вы и пИшете с ошибками - в вашем комментарии их пять! И зачем противопоставлять ошибки и гвозди? Одно от другого не зависит!
      1. Комментарий был удален.
    6. +4
      16 июня 2018 17:36
      Цитата: Vard
      писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь


      Одно другому ни мешает. Да и не должно.

      Можно и микроскопом гвозди забивать.

      hi
    7. +6
      16 июня 2018 20:24
      ". По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь "...[/quote]
      Я считаю, что просто стыдно быть безграмотным. А гвоздь научится забивать любой, когда попадет по пальцам.
      1. +3
        17 июня 2018 14:19
        Цитата: efimich41
        А гвоздь научится забивать любой, когда попадет по пальцам.

        Когда попадёшь молотком по пальцам, научишься не только гвозди забивать, но и будешь ярко,сочно и образно выражать свои ощущения от процесса забивания. laughing
    8. +3
      16 июня 2018 20:31
      " По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь" ...[/quote]

      Я считаю, что просто стыдно быть безграмотным , идите в ликбез.
    9. +1
      19 июня 2018 17:17
      Меня вот тоже корежит от ошибок, но при этом я умею вбивать гвозди. Одно другому, удивительно, как- то, не мешает. laughing
  2. +4
    16 июня 2018 05:57
    У нас НЭП, мы в конце 20х годов прошлого века. История повторяется
  3. +4
    16 июня 2018 06:22
    У нас Путин тоже любит по "фене " говорить . Не зря , когда работал в администрации Собчака, говорили " блатной кгбэшник"...
    1. +13
      16 июня 2018 07:52
      Ты сам это слышал? Здесь не "в контакте" а ВО - это первое и второе - на "фене" не говорят - по " фене" ботают.
      1. +1
        17 июня 2018 21:30
        К примеру, чего стоит его знаменитое "мочить в сортире". Получается, что Ш. Басаев 11 лет в сортир не ходил - (захват больницы в Будённовске в июне 1995 - ликвидирован 10 июля 2006).
      2. +1
        18 июня 2018 08:47
        Ой ё. Для "в Контакте" я староват, это первое. Второе, почитываю литературу, где рассказывают люди которые работали в начале 1991 -1993 годов с Путиным когда он был в должности у Собчака. ( Радио Свобода, можете почитать) PS Про феню, скажите нашему президенту... он любит говорить всякие вещи. " Мочить... Если у бабуси был бы и тд "
  4. +3
    16 июня 2018 08:20
    По поводу "врожденной грамотности". Она не наследуема. Мой отец - "суперграмотей". Ни одной ошибки. Много различных тестов или диктантов - ни одной ошибки. Я же "грамотей", хоть в могилу. При беглом письме, совершаю такие ошибки, что самому стыдно.
    По поводу - вбить гвоздь. Отец по работе с деревом - "золотые руки". А вот по металлу, работу отдает мне.
  5. +4
    16 июня 2018 08:38
    Как то по молодости моя физия попала на передовицу Комсомолки.Выбрали двоих молодых парней и сфоткали в процессе работы.Через пару дней прибегают на участок партийные и заводские бонзы ,все в панике.Оказывается репортер постарался поместить в кадр плакат к очередному Съезду КПСС ,а "Ъ" на плакате то и нет!И этот ляп был на первой странице,долго этот номер хранил ,да затерялся со временем!
    1. jjj
      +4
      16 июня 2018 09:41
      Странный случай. Никто не мешал ретушеру этот знак вставить на плакате фотоснимка, отправляемого на изготовление клише. При высокой печати - а в советское время офсетных газет в СССР еще не было, разве что "Собеседник" - все снимки предварительно ретушировались. Получается, тут "Комсомолка" лоханулась. Бывает...
  6. +7
    16 июня 2018 08:41
    Я, даже, боюсь писать комментарий к этой статье....вдруг, автор найдет мое сообщение "вопиюще безграмотным"..... sad
    1. jjj
      +2
      16 июня 2018 09:42
      Тонко чувствуете
      1. +1
        17 июня 2018 02:39
        ..ага - задом чует..
    2. +2
      16 июня 2018 17:02
      Очень правильный настрой! И ведь всего-то три лишних запятых...
  7. +6
    16 июня 2018 08:41
    Согласен! Режет зрение и слух от неучей. Для тех, кто лучше гвоздь забить, а писать с ошибками. О себе: Учился в деревне, очень много читал, и гвозди забивал, и дом построил, и сына воспитал. Ну простите меня, которые просто гвозди забивают, ну вижу я ошибки и сам ошибаюсь часто, простите, пожалуйста, когда приходится хохотать над баннерами, видимо жертвы ЕГЭ редактировали.
    1. +2
      16 июня 2018 18:12
      С высшим убедительно...

      Цитата: novickov.vova
      хохотать над баннерами, видимо жертвы ЕГЭ редактировали.


      Галочки тыкать - это Вам ни два обязательных (математика, Русский) и два по выбору (биология и география в моём случаи).

      Поколению ЕГЭ плевать, Е это или Ё.

      У людей из-за этих двух точек жизни ломаются.

      А им плевать! Они экономисты. wink

      Владимир hi
  8. +4
    16 июня 2018 08:49
    Не в бровь, а в глаз! Очень точные замечания, с автором полностью согласен.
    Для меня образцом являются Чехов и Тургенев,
    1. jjj
      0
      16 июня 2018 09:43
      Иван Сергеевич, кстати, был хорошим российским разведчиком
  9. 0
    16 июня 2018 09:56
    Вот я и возмечтал предложить следующую методу

    Может быть, методику?
    1. +2
      16 июня 2018 12:17
      Методу, методу уважаемый! Это слово из классической литературы. Вспомните песенку в исполнении Джигарханяна из фильма "Собака на сене" . ..." Вникните скорей, прошу, в мою мето-о-ду.... Перевод этой пьесы с испанского сделан ещё до революции.
  10. +3
    16 июня 2018 10:21
    Поддерживаю автора обоими руками.
    1. 0
      21 июня 2018 16:48
      Абсолютно согласен! Ладно запятые (сам вельми грешен!), но орфографические ошибки (именно ошибки, а не опечатки) бесят неимоверно!!!
  11. 0
    16 июня 2018 11:25
    Цитата: Vard
    Для некоторых грамотность это то чем они по жизни кормяться .... И этим они гордятся... сами же руками сделать как правило мало что могут... По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь ...

    Можно и не кормиться, и отнюдь не гордится. Можно и бить гвозди, обладая безошибочным правописанием. Здесь просто "дано - не дано". Генетика, понимаешь...
  12. +8
    16 июня 2018 11:27
    Статье огромный "ПЛЮС"!
  13. +1
    16 июня 2018 11:31
    Нынешняя безграмотность, - лишь верхняя часть айсберга всеобщего отупения. Кстати, на днях читал статью о том, что (по наблюдению ученых) последние 25 лет АйКью населения планеты постоянно падает.
    1. 0
      18 июня 2018 12:58
      оценка IQ весьма условна,есть люди с очень высоким IQ,но общаться с ними вы бы не стали (математик перельман).если правильно помню,то в американскую полицию не берут людей с высоким IQ.
      1. 0
        19 июня 2018 09:42
        Цитата: akunin
        оценка IQ весьма условна,есть люди с очень высоким IQ,но общаться с ними вы бы не стали (математик перельман).если правильно помню,то в американскую полицию не берут людей с высоким IQ.
        -когда в "100/1" играет полиция - они всегда выигрывают, поскольку знают реакцию населения на неожиданный вопрос.Хуже всех играют творческие люди-актеры музыканты
  14. +2
    16 июня 2018 11:48
    А я в Ростове как то видел "Продаю рыбы свежее", купить не рискнул.
  15. +3
    16 июня 2018 13:03
    Я не согласен. Конечно есть определенные пределы, Но есть люди с разным восприятием информации. Я например постоянно читаю книги, но текст у меня превращается в образа и у меня не откладывается порядок расположения печатных символов. Как итог 5 по литературе и натянутый трояк по Русскому. Время меняется, с ним меняется и язык. Ориентир для многих - успешный но безграмотный человек, он многого добился в жизни и его косноязычие не помешало добиться определенных высот. Так на кого мне равняться, на грамотного обычного человека, или на успешного но безграмотного?. Мировая интеграция, ГАДжеТЫ вносят коррективы в язык, бороться за его чистоту - уже поздно. Но у многих грамотных людей еще есть время и возможность тыкать своим превосходством в знании Русского языка :).
    1. +3
      16 июня 2018 14:41
      Да, бывают в жизни успешные деграданты. Есть такое выражение "дуракам счастье", только полностью оно звучит так - дуракам счастье даётся, да недолго держится. Если все будут ориентироваться на временно успешных деградантов, то пойдёт процесс обратного развития, и человечество вернётся в пещеры.
    2. +3
      16 июня 2018 17:19
      К сожалению, корреляция между грамотностью и уровнем интеллекта вполне положительная, что не отменяет исключений, но и не делает их образцом для подражания. Процент людей, действительно неспособных обучиться грамотному письму, невелик, все остальные - жертвы собственной лени (или негодного учителя), а это не самое большое достоинство, с любой точки зрения, и столь же успешно мешает развитию других полезных навыков.
      Другое дело, что грамотность - условие необходимое, но недостаточное, и гордиться стоит больше не способностями, а результатами собственного труда.
    3. +2
      16 июня 2018 17:58
      Цитата: Vladycat
      Время меняется, с ним меняется и язык


      Енот стал - Ёнот, а Ёж стал вдруг - Еж.

      МанЕвр не будет манЁвр. Потому как нельзя сманЁврировать, можно сманЕврировать(что сделал? сманеврировал). Игрок запасной, а выход запасный. Кто-то говорит, что Ксюша и Оксана одно и то-же имя. Хотя обе они говорят обратное.

      Представьте себе взрыв в библиотеке. А потом. БАЦ!!! И-и ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ!

      Микроскоп от известного действия молотком не станет. Даже со временем.

      hi
  16. +2
    16 июня 2018 20:14
    Цитата: AUL
    По мне так лучше писать с ошибками, чем не уметь вбить гвоздь ...
    Так Вы и пИшете с ошибками - в вашем комментарии их пять! И зачем противопоставлять ошибки и гвозди? Одно от другого не зависит!

    Смею заметить зависит, особенно если гвоздь в башке. А все и н о с р а н н ы е надписи и рекламы ые вызывают стойкое отвращение.
  17. +2
    16 июня 2018 20:25
    А если рецепт с ошибками напишут?
    Коммерческий договор или дипломатический документ?
    Также как и многие - не вспомню сейчас многие правила русского языка, но учили нас хорошо, да и книг было прочитано и читается немало.
    Как сказал автор - пишу правильно на интуитивном уровне..)
  18. 0
    16 июня 2018 21:01
    Сегодня Первый канал отчебучил. Матч Аргентина - Исландия. Аргентину на латинице нарисовали (в углу экрана счёт), Исландию - на кириллице. Потом исправили, правда.
    1. +2
      16 июня 2018 21:20
      Да уж... Оглядишься - ужаснёшься! А потом удивляемся, что дети тупят...
  19. +2
    17 июня 2018 02:45
    Цитата: Дирижер
    А я в Ростове как то видел "Продаю рыбы свежее", купить не рискнул.

    ...зря - у него рыбы более свежие... , как к скорописи..?
  20. +2
    17 июня 2018 13:02
    Цитата: Дирижер
    А я в Ростове как то видел "Продаю рыбы свежее", купить не рискнул.


    Примерно то же в Москве на рынке. Ценник на витрине: "ГРИБ - ФРУКТ" и цена. laughing
    1. +1
      18 июня 2018 10:37
      у м.задорного:"на витрине ценник - мсяво,подошел,присмотрелся - действительно мсяво"
  21. +3
    17 июня 2018 14:24
    Короткоствол пропал, грибы не пошли. Кажется М.Гольдреер нашёл свою тему - чистота русского языка и правописание. Весьма актуальная тема в период массовой безграмотности, вполне серьёзно.
  22. +2
    17 июня 2018 17:48
    Прекрасная статья! Прекрасная! Действительно, задолбала безграмотность, бесстыдно хлещущая со всех сторон! А, ведь, подобный вопрос поднимался, если правильно помню, как-то в Думе. И заглох! Когда же, наконец, восторжествует русский язык на его родине в России?!
  23. -1
    18 июня 2018 03:00
    В язык, даже официальный, прут валом жаргонизмы из уголовно-тюремной среды

    А "мочить в сортире" кто предлагал? В голове власти полная гниль и образованщина... а Вы предлагаете им начать бороться с самими собой? Они уже тяжко борются со своей коррупцией, на вторую "борбу" сил не хватит...
  24. 0
    18 июня 2018 10:33
    к сожалению грамотным не являюсь и почерк ужасный ,но прочитав заметку от врожденного грамотея,позволю себе процитировать бенджамина франклина :"не тот джентльмен,кто не проливает кофе,а тот кто этого не замечает".
    1. +1
      18 июня 2018 11:59
      Джентльмен может из вежливости не заметить пролитого другим кофе. Но он перестанет быть джентльменом, если из вежливости не заметит, как ему плюнули в его кофе. Для меня наглая рекламно-информационная безграмотность - плевок в мой кофе.
      1. 0
        18 июня 2018 12:51
        уважаемый,плетью обуха не перешибешь,придется вам жить среди нас грубого и неграмотного большинства,такова "се лява".
        1. +1
          18 июня 2018 15:05
          Дорогой Вы мой! Неужели я непонятно выразился? Поясняю. Ваше большинство это "пролитый кофе", который я вполне готов понять и простить. А вот безграмотные СМИ, книги, учебники(!!!), плакаты, баннеры и настенные надписи, это уже плевки в мой личный кофе.
          1. 0
            18 июня 2018 21:27
            это понятно,но куда от этого?