Дуэли. Схватка хищников

85
Рыцарские турниры в средневековой Европе с самого начала носили характер не судебного поединка, а «спортивного состязания». Дворяне, участвовавшие в них, как правило, не ставили перед собой задачу наказания обидчика, хотя победа над личным недругом или врагом семьи, безусловно, приветствовалась и была весьма желанной. Для «выяснения отношений» с средние века были придуманы другие поединки, наиболее распространенное название которых – дуэль (от латинского duellos – буквально «борьба двух»). И в этих жестоких схватках, особенно поначалу, мало было и чести, и элементарных приличий.





Апологеты дуэлей пытались объявить их разновидностью судебных поединков, распространенных в Европе в XI-XII в.в., что, конечно же, абсолютно неправомерно: разница между публичным поединком по решению суда и тайным, уголовно наказуемым, убийством на дуэли огромна. Но в XVI веке в попытках облагородить обычай дуэлей некоторые пошли еще дальше, попытавшись возвести его происхождение к великим поединкам древности – Давида и Голиафа, Ахилла и Гектора, Горациев и Куриациев. Поскольку такие попытки имели некоторый успех, немного расскажем о судебных поединках в начале статьи.

Судебные поединки наиболее распространены были в скандинавских странах и Германии, здесь они были нередки, причем правила допускали «выяснения отношений» даже между мужчинами и женщинами. В Скандинавских странах мужчина во время такого поединка либо стоял по пояс в яме, либо сражался с привязанной левой рукой. В Германии поединки между противниками разного пола тоже допускались, но участниками их могли быть только супруги – если судьи не могли принять решение по семейному спору. Проигравшего поединок мужчину вешали, а проигравшую женщину – сжигали живьем.


Судебный поединок. Рисунок из книги Ганса Тальхоффера, 15 век


На Руси судебные поединки назывались «поле», согласно Псковской судебной грамоте 1397 г., женщина тоже могла выйти на судебный поединок, но только против женщины, если ее соперником в споре был мужчина, она должна была найти для себя защитника. Священники и монахи могли участвовать в судебных поединках, только если дело касалось убийства. Интересно, что церковь против судебных поединков возражала только потому, что подозревала противоборствующие стороны в обращении к колдунам и ворожеям. В XVII судебные поединки в русских землях были запрещены и заменены присягой.

Иногда на судебных поединках можно было увидеть и совсем уже необычные пары соперников. Так, согласно некоторым документам, во Франции в XIV веке состоялся единственный в своем роде поединок между человеком и собакой. Люди обратили внимание, что пес пропавшего рыцаря Обри де Мондидье преследует некоего Ришара де Макера, постоянно лает на него и даже пытается нападать. Макер с возмущением опроверг все выдвинутые против него обвинения, и тогда королем Карлом V был назначен судебный поединок, который состоялся 8 октября 1371 года. Пес одолел вооруженного дубиной и щитом противника, схватив его за горло. Испуганный Макер признался в убийстве и был повешен, а верному псу позже поставили памятник.

Описания судебных поединков можно найти и в художественной литературе, самые известные из них описаны в романах «Айвенго» (Вальтер Скотт) и «Князь Серебряный» (А.К.Толстой).

Дуэли. Схватка хищников

Иллюстрация к роману «Айвенго»



Судебный поединок в романе Князь Серебряный, иллюстрация


Однако настоящие судебные поединки все-таки были исключением из правил, во всех странах судьи назначали их только в самых крайних и запутанных случаях – полагаясь на волю Бога, который, авось, не допустит проигрыша правой стороны.

Дуэлянты же обращением в суд себя не утруждали, а вести себя порядочно и честно считали ниже своего достоинства. И первые названия таких поединков в Италии (которая и является родиной дуэли) говорят сами за себя – "поединок в кустах" и "схватка хищников". При этом как-то стандартизировать оружие дуэлянтов долгое время никому не приходило в голову: каждый являлся с тем, что есть. Из Италии в конце XV века мода на дуэли попала во Францию. Именно здесь были предприняты первые попытки придать драке в подворотне хоть какую-то видимость благородного поединка. В частности, обязательным стало участие секундантов, которые являлись поручителями то¬го, что в указанном месте дуэлянта встретит соперник, а не засада (что до тех пор являлось скорее правилом, нежели исключением). Поэтому, если вызов был передан через слугу, противник имел право отказаться от поединка. Секунданты часто участвовали в схватке, особенно если картель передавался другом оскорбленного. В романе А.Дюма "Три мушкетера", Д`Артаньян, желая познакомиться с Миледи, своим вызовом её деверю спровоцировал поединок 4-х пар дуэлянтов (да, вот такой оригинальный способ познакомиться с девушкой). На первых порах во время таких парных поединков победивший партнер мог придти на помощь своему товарищу. В России одним из последних отголосков этого обычая стала знаменитая четверная дуэль (24 ноября 1817 г.), в которой приняли участие А.Завадовский и В.Шереметьев (дуэлянты) и А.Грибоедов с А.Якубовичем (секунданты – их поединок был отложен почти на год).

Добиться дуэли, помимо прямого оскорбления, можно было определённой манерой поведения: положить во время разговора руку на эфес, приблизиться вплотную, повернуть шляпу вперёд или назад, намотать плащ на левую руку. Поводом для вызова считались также жест, имитирующий извлечение шпаги из ножен и резкое движение в сторону собеседника. И, наконец, наиболее частый и стандартный повод – обвинение во лжи. Поводом для поединка мог стать спор из-за места в церкви, на балу или на королевском приеме, и даже разные взгляды по поводу узора на драпировке штор (реальный случай во Франции). Поскольку вызываемый имел право выбора оружия, дворяне XV-ХVII веков разыгрывали целые спектакли, стараясь передать друг другу обязанность вызова. Если сделать этого не удавалось, в игру вступали секунданты, которые, ссылаясь на прецеденты и тонкости правил, настаивали на оружии, выгодном поручителю.

О благородном поведении во время дуэли участники таких поединков думали в последнюю очередь. Щадить противника не считалось хорошим тоном, допускалось убийство упавшего и обезоруженного. После поединка победитель должен был забрать оружие побеждённого (либо сломать его шпагу) – прежде всего затем, чтобы не получить от него удар в спину. Так, в 1559 г. Ашан Муран, племянник маршала Сент Андре, поссорившись на охоте в Фонтенбло с капитаном Матассом вынудил того к поединку. Опытный воин, капитан не стал убивать мальчишку. Обезоружив его, он посоветовал ему не провоцировать серьезных людей до тех пор, пока сам не научится, как следует владеть шпагой. Когда он отвернулся, чтобы сесть на лошадь, Муран пронзил его ударом сзади. Дело замяли и в светских разговорах не столько осуждали предательский удар Мурана, сколько возмущались неосмотрительностью капитана.

Примерно в это же время (в 1552 году) в Неаполе состоялся поединок, в котором приняли участие две знатные дамы: Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла. Причиной дуэли стал молодой дворянин Фабио де Зересола. Об этом поединке в Неаполе помнили даже и в XVI веке, в 1636 г. Хосе Ривера написал картину «Женская дуэль», которая сейчас хранится в музее Прадо.


Хосе Ривера, «Женская дуэль», 1636 г.


А в XVIII веке уже в Париже маркиза де Несль и графиня де Полиньяк сразились на дуэли за место фаворитки герцога Луи де Ришелье.

Характерной особенностью дуэли, отличающей ее, в частности, от рыцарских турниров, был отказ от защитного вооружения и конного боя. Именно это обстоятельство и способствовало ее широкому распространению: ведь конь и доспехи были доступны немногим, а короткий кинжал (капа) и шпага имелись у любого, даже самого бедного дворянина.


Кавалерийская шпага, Франция, 17 век



Капа, 17 век


Зато оказались очень востребованными уроки фехтования.

Фехтование как наука и искусство, основанное на знании специально разработанных приемов, появилась в Италии в конце XV века. Однако с семидесятых годов XVI века произошла смена стиля фехтования: вместо старой техники школы Мароццо популярность приобрели новые школы Агриппы, Грасси и Виггиани в которых предпочтение отдавалось не коротким и рубящим ударам, а уколам. Именно в это время, в период царствования Карла IX, во Франции в употребление вошла рапира – длинный и легкий клинок, предназначенный исключительно для колющих ударов.



Франсуа Клуэ, портрет короля Франции Карла IX, в период царствования которого оружием французских дворян стала рапира

Причина ее появления проста – дворяне боялись остаться калеками или быть обезображенными во время поединка с применением рубящего оружия. Небольшой же след от ранения рапирой считался престижным.


Испанская рапира, 17 век


Именно новые школы фехтования рекомендовали во время поединка занимать более высокую позицию по отношению к сопернику: запрыгнуть на стол либо подняться вверх по лестнице, что, вообще-то, весьма опасно, так как в этом положении ноги оказываются весьма уязвимыми для ударов противника. Но удары по ногам в то время считались опасными, прежде всего для тех, кто их наносил. Викинг, ударивший врага по ногам секирой, мог быть уверен, что тот рухнет, как подкошенный, римский легионер надеялся отразить ответный удар щитом. У дуэлянтов же в руках не было ни щитов, ни по-настоящему грозного оружия. И потому раненный в ногу рапирой или шпагой дуэлянт мог ответить еще более опасным ударом – в грудь, в живот или в лицо. Новая техника фехтования и новое оружие были совершенно непригодны в реальном бою, что привело к увеличению смертности дворян на поле боя.

Начиная с XVII веке дуэлянты стали пользоваться пистолетами.


Дуэльные пистолеты в музее-квартире А.С.Пушкина – Мойка, 12



Вы, вероятно, помните знаменитую песню из советского фильма «Д`Артяньян и три мушкетера»:

«Но, боже мой, как будет сложно,
Ах, боже мой, как будет сложно,
Призвать к ответу наглеца» (ария Арамиса).

На деле же именно наглецы и мерзавцы (бретеры) буквально терроризировали молодых и неопытных дворян. Поначалу их целью было имущество жертв: обирать побежденных соперников не считалось зазорным. Отголосок этого обычая слышен в романе Дюма «Три мушкетера»: Атосу предлагают забрать кошелек убитого им на дуэли англичанина, но тот «благородно» отдает его слугам своих противников. Бретеры, как правило, избегали дуэлей с по-настоящему опасными противниками, но зарабатывали себе репутацию убийствами недавно вышедших в Свет юношей или уже пожилых и не совсем здоровых мужчин. Типичным бретером был Луи де Клермон, сеньор д'Амбуаз, граф Бюсси (которого традиционно путавший цвета А.Дюма сделал положительным романтичным героем).



Луи де Клермон, сеньор д'Амбуаз, граф Бюсси, портрет из château de Beauregard


Современники говорили, что у Бюсси «повод для дуэли едва мог уместиться на мушиной лапке». Во время Варфоломеевской ночи он не постеснялся убить семерых своих родственников – чтобы получить их наследство. После гибели Бюсси, во всем Париже не нашлось ни одного человека, кто сказал бы о нем хоть одно хорошее слово. Самый известный российский бретер – Ф.И.Толстой (Американец) убил на дуэлях 11 человек, и считал, что гибель 11 из 12 его детей божьим наказанием за свои преступления.


Ф.И.Т олстой-Американец


Постепенно из укромных уголков дуэли переместились на улицы и площади городов. Последствия этой моды были ужасны. За 20 лет правления Генриха IV во Франции, например, на дуэлях было убито от 8 до 12 тысяч дворян. В это же время было выдано около 7 000 королевских прощений участникам дуэлей, что принесло казне почти 3 млн ливром золота (вот вам и причина королевской снисходительности). Однако даже золото не может компенсировать напрасную и бесславную гибель тысяч молодых здоровых мужчин. Поэтому, монархи многих стран стали преследовать дуэлянтов и даже их секундантов в уголовном порядке. Первым войну дуэлянтам объявил главнокомандующий французской армией в Пьемонте Джованни Караччиоло, который, отчаявшись навести порядок в своем войске, в конце концов, выделил для поединков высокий узкий мост над глубокой рекой с быстрым течением. Любое, даже легкое ранение и потеря равновесия приводило к гибели одного из дуэлянтов. При этом тело уносилось рекой и оставалось без христианского погребения, что для людей того времени имело достаточно существенное значение. Особо строгие меры к нарушителям данного запрета применялись во времена правления знаменитого кардинала Ришелье. К преследованию дуэлянтов присоединилась и Церковь, которая обвинила их в четырех смертных грехах: убийстве и самоубийстве, гордыни и гневливости. Но, за редкими исключениями, запреты оказывались малодейственными, и в конце XVIII и в XIX веках дуэль становится популярна не только у дворян, но и среди представителей других сословий. В Германии, например, славой заядлых дуэлянтов пользовались студенты и преподаватели университетов, которые, следуя прогрессивным веяниям, перед поединком тщательно дезинфицировали свои шпаги. Студент Бохумского университета Генрих Иоганн Фридрих Остерман – будущий письмоводитель походной канцелярии Петра I, российский сенатор, воспитатель Петра II и кабинет-министр времен Анны Иоанновны, бежал в Россию после того, как убил своего противника на дуэли.


Генрих Иоганн Фридрих Остерман


Датский астроном Тихо Браге в 1566 г. во время дуэли лишился верхней части носа и вынужден был до конца жизни носить серебряный протез.


Тихо Браге


Знаменитый Отто фон Бисмарк за время учебы в Геттингтоне участвовал в 28 дуэльных поединках и проиграл только один, заработав шрам на щеке.


Отто фон Бисмарк


А вот от дуэли с известным ученым (а по совместительству – и политиком) Рудольфом Вирхофом в 1865 г. «железный канцлер» предпочел отказаться. Дел в том, что в качестве оружия Вирхоф предложил сосиски, одна из которых была бы отравлена.

«Герои не объедаются до смерти», – гордо сказал Бисмарк, но, на всякий случай, больше ни Вирхофу, ни другим ученым вызов на дуэль не отправлял.


Рудольф Вирхоф, дуэли с которым испугался сам Бисмарк


Колбасу, один из кусков которой следовало пропитать стрихнином, предложил в качестве оружия и Луи Пастер своему оппоненту Кассаньяку.


Луи Пастер


Но пальму первенства, пожалуй, следует отдать Джузеппе Бальзамо (он же – граф Калиостро). Во время «русских гастролей» 1779-1780 г.г. самозваный граф, ничтоже сумнявшись, обозвал шарлатаном одного из придворных врачей. Получив вызов, в качестве оружия выбрал таблетки, одна из которых была пропитана ядом. Противник искушать судьбу не решился.


Граф Калиостро, бюст работы Гудона, 1786 г.


Возможно, вы помните, что д`Артаньян трижды дрался на дуэли с графом Рошфором. Если бы Дюма написал о 30 поединках, ему бы, наверное, никто не поверил. А между тем именно столько раз дрались на дуэли Франсуа Фурнье-Сарловез и Пьер Дюпон, причем сражались вполне серьезно, по очереди нанося друг другу серьезные ранения. Первый поединок состоялся в 1794 году, последний – в 1813. Оба остались живы.

Новые времена – «новые песни»: в 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Некие господа де Грандпре и Ле Пик, влюбленные в танцовщицу парижской оперы мадемуазель Тиреви, поднялись на воздушных шарах на высоту около 900 м и выстрелили друг в друга. Воздушный шар Ле Пика загорелся и рухнул. На мадемуазель Тиреви этот «подвиг» не произвел ни малейшего впечатления, она вышла замуж за другого мужчину.

Э.Хэмингуэй также в свое время проявил оригинальность: будучи вызван на дуэль, в качестве оружия он выбрал ручные гранаты, которые следовало метать с расстояния в 20 шагов. Противник совершить самоубийство, пусть даже и в компании известного литератора, отказался.

Известный социалист Лассаль, противник Маркса, который обвинял его в оппортунизме, умер от раны, полученной на дуэли.


Фердинанд Лассаль


«Любимый диверсант» Гитлера Отто Скорцени, в бытность студентом в Вене, участвовал в 15 дуэлях, на одной из которых и получил свой знаменитый шрам на щеке.


Отто Скорцени


В 1905 году французский врач Виллер предложил использовать на дуэлях восковые пули, длинные плащи из плотной ткани и стальные маски – и, видимо, стал изобретателем чего-то очень похожего на пейнтбол.

В нашей стране пик моды на дуэли пришелся на XIX век. Известная «кавалерист-девица» Н.Дурова, например, прославилась еще и тем, что стала единственной российской женщиной, принимавшей участие в дуэли, правда в качестве секунданта. Результатом этой моды стала преждевременная гибель двух великих российских поэтов. Причем, если Пушкина к ставшей роковой для него дуэли буквально вели и старательно подталкивали, то поединок Лермонтова выглядит полнейшей нелепицей. В самом деле, Лермонтов и Мартынов были давними знакомыми, более того, они одновременно учились в школе гвардейских подпрапорщиков и Лермонтов, по единодушным свидетельствам очевидцев, был очень обрадован встречей с ним. А потом – ничтожнейший повод для вызова на дуэль (случайно услышанное слово «дикарь», которое Мартынов отнес на свой счет), и хладнокровный выстрел в упор. А ведь Мартынову было сообщено, что Лермонтов не намерен стрелять в него. И в дальнейшем Мартынов не только не проявлял даже малейших признаков раскаяния, но, напротив, с годами выказывал все большую ненависть к убитому поэту. Существует интересная версия, согласно которой истинной причиной этой трагедии стала система «цуг», существовавшая в офицерских школах и училищах царской России. Цуг – это подчинение и постоянное унижение основной массы юнкеров группой «авторитетных» учащихся. В первый же день к каждому новичку подходил один из «смотрящих» и вежливо спрашивал, как тот желает учиться и служить – по уставу или по цугу? Выбирающих устав не трогали, но они становились всеми презираемыми изгоями, и потому практически все «добровольно» выбирали цуг в призрачной надежде когда-нибудь войти в узкий круг школьной элиты. Призрачной – потому, что, в отличие от «дедовщины» в советской армии, стаж обучения не давал никаких особенных прав и преимуществ: «авторитетами» становились так называемые «лихие юнкера». Лермонтов, который по всем параметрам (и физическим, и умственным) на голову превосходил своих однокашников, быстро такую репутацию заслужил. В самом деле: прекрасный стрелок и наездник, шомпола руками завязывал, удачные карикатуры рисовал, да еще и громкая, вышедшая за пределы школы, слава нового Баркова, из-за которой потом мужья запрещали женам говорить, что они читают Лермонтова, опасаясь, что окружающие не про те стихи подумают... А вот Мартынов был безнадежным «салагой». И при новой встрече в Пятигорске Лермонтов, с радостью, увидел своего бывшего «раба», а Мартынов, с ужасом – своего бывшего «хозяина». И потому Лермонтов не принимал всерьез Мартынова, не особенно заботясь о его чувствах, а Мартынов – каждый выпад в свою сторону умножал в десять раз, а реакцию на этот выпад со стороны окружающих – раз в 15. И на дуэли он стрелял не только в Лермонтова, но и во всех «лихих юнкеров» своей школы. Что, конечно же, ни в малейшей степени не освобождает его от ответственности за убийство великого поэта.

В 1894 г. наша страна прославилась странным указом по военному ведомству, в котором были узаконены дуэли между офицерами. Лидер октябристов А.И.Гучков помимо парламентской деятельности был известен тем, что 6 раз принимал участие в дуэлях. В 1908 г. он даже вызвал на дуэль лидера кадетов Милюкова. К огромному огорчению предвкушающих сенсацию журналистов, поединок не состоялся. Много шума наделал курьезный поединок поэтов М.Волошина и Н.Гумилева. Анекдотичной выглядит даже причина вызова: влюбленность Гумилева в несуществующую поэтессу Черубину де Габриак, под маской которой, как выяснилось, скрывалась некая Елизавета Дмитриева, ранее встречавшаяся с Гумилевым, но ушедшая от него к Волошину. Приготовления к дуэли были эпичными: поединок был назначен на Черной речке, а в качестве оружия решили использовать пистолеты XIX века. Но, как сказано во всех Евангелиях, «не вливают вина молодого в мехи ветхие», и, к счастью для русской литературы, вместо высокой трагедии получился плохой водевиль. Автомобиль Гумилева застрял в снегу, но опоздать на поединок ему все же не удалось, потому что Волошин явился еще позже: по пути к месту дуэли он потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда не пойдет. После этого происшествия за Волошиным в Петербурге закрепилось прозвище Вакс Калошин. Руки дуэлянтов тряслись, и они долго не могли разобраться с системой старинных пистолетов. Первым с волнением и пистолетом справился Гумилев, который выстрелил непонятно куда, обрадованный Волошин выстрелил в воздух. Над дуэлянтами потешался весь Петербург, но Россия на этот раз не потеряла никого из своих поэтов.


М. Волошин



Н.Гумилев


У Александра Дюма, столько раз писавшего в своих романах о прелести дуэльных поединков, вышло еще смешнее. Повздорив с одним из знакомых, он согласился тянуть жребий, неудачник должен был застрелиться. Несчастливый жребий достался именно ему, Дюма вышел в соседнюю комнату, выстрелил в потолок и вернулся со словами: «Я стрелял, но промахнулся».


А. Дюма


В XXI веке тоже встречаются курьезные поединки, которые, с натяжкой, можно принять за дуэли. Так, в 2006 году немецкий режиссер, известный не слишком удачными экранизациями компьютерных игр, вызвал на ринг шестерых наиболее критично настроенных к нему журналистов – и легко победил их, так как в молодости серьезно занимался боксом. Жерару Депардье с противником повезло меньше. В 2012 году он, возмутившись новым налогом на роскошь (75%), вызвал на дуэль на шпагах премьер-министра Франции Жан-Марка Эро, благородно дав ему месяц на уроки фехтования. Политик от дуэли уклонился, а Депардье решил проблему налогов став гражданином России и Бельгии.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    13 апреля 2019 05:32
    Спасибо. Не первый раз тема, а не оторвёшься.

    С детства поединок Хомяка с Митькой из "Князя Серебренного" привлекает.
    По Бюсии - ведь не задумывался, а и у Дюма другие персонажи симпатичнее. И не только Шико.

    И картинки хороши традиционно.
  2. +9
    13 апреля 2019 05:47
    Валерий огромное спасибо за обзор! Многие факты были для меня неизвестны.
    С уважением, Влад!
  3. +11
    13 апреля 2019 06:00
    В Германии, например, славой заядлых дуэлянтов пользовались студенты и преподаватели университетов, которые, следуя прогрессивным веяниям, перед поединком тщательно дезинфицировали свои шпаги

    Тут, полагаю, необходимо было рассказать про "мензурное" фехтование. Да, оно использовалось не только при дуэлях - такая уж университетская традиция была рождена сумрачным германским гением:

    Защищался корпус и глаза - удары следовало наносить только в лицо.
    В самом деле, Лермонтов и Мартынов были давними знакомыми, более того, они одновременно учились в школе гвардейских подпрапорщиков и Лермонтов, по единодушным свидетельствам очевидцев, был очень обрадован встречей с ним. А потом – ничтожнейший повод для вызова на дуэль (случайно услышанное слово «дикарь», которое Мартынов отнес на свой счет), и хладнокровный выстрел в упор.

    Не могу сказать, что именно М.Ю. "цукал" Мартынова, но в литературном журнале училища участвовали оба. Говорят, заносчивый Мартынов и М.Ю., у которого характер был тоже не подарок, конфликтовали ещё тогда. Юность прошла, осадочек остался..
    1. 0
      13 июня 2019 20:48
      "оно использовалось не только при дуэлях" - вернее, оно НЕ использовалось при дуэлях, т.к не считались дуэлями, а только демонстрацией мастерства фехтования. Удары наносятся по лицу с целью получения резаной или колотой раны - при первом же появлении крови всё прекращается, получивший рану не считался проигравшим. Хотя, возможно, такой способ мог где-то быть использован и в качестве дуэли "со смертью"
  4. +4
    13 апреля 2019 06:42
    Прочитал с интересом.
  5. +7
    13 апреля 2019 07:32
    Какие восхитительные статьи пишет у нас г-н Рыжов!
    1. +13
      13 апреля 2019 09:58
      Спасибо, я стараюсь, даже пытаюсь литературно обрабатывать тексты, чтобы облегчить процесс их чтения winked
      1. +5
        13 апреля 2019 16:01
        Вот это - огромный плюс!!! Популяризация науки - дело трудное и весьма не благодарное. У Вас получается! Браво!!!
      2. 0
        15 апреля 2019 00:05
        В тему можно упомянуть Петра Столыпина,что послал вызов кадету Родичеву за оскорбление.Либерал от возможности избавить страну от "тирана" уклонился-убить ведь может.
  6. +10
    13 апреля 2019 07:43
    Женские дуэли с холодным оружием, проходили как правило полуобнаженные (топлесс). Секундантами в таких случаях, были тоже женщины. Скорее всего, это связано с тем что женская одежда не обеспечивала свободу действий. Предположение о том, что это делалось для быстрого обнаружения раны считается маловероятным, так-как, как правило женские дуэли были более жестоки в сравнении с мужскими.
    1. +2
      13 апреля 2019 09:09
      сейчас стриптиз - танцы у шеста ,а раньше со шпагой laughing
    2. +1
      13 апреля 2019 11:43
      как правило женские дуэли были более жестоки в сравнении с мужскими.

      Как и сами женщины wink
      1. 0
        13 апреля 2019 13:05
        Например так
    3. +1
      13 апреля 2019 12:14
      А зачем дама внизу принесла ПК ?
      1. +1
        13 апреля 2019 18:55
        Я тоже "повелся" на этот нетбук. laughing
      2. +4
        14 апреля 2019 02:33
        Цитата: sivuch
        А зачем дама внизу принесла ПК ?

        Ну как же, такая новость как бабская дуэль - и не запостить в Фейсбук? Типа - ало, Галочка, ты щас умрёшь! )))
    4. +3
      13 апреля 2019 16:04
      Женщины вообще более жестоки чем мужчины.
  7. +2
    13 апреля 2019 07:44
    Автору большое спасибо. Интересно и познавательно. Особенно про Лермонтова.
    1. +3
      13 апреля 2019 10:09
      Цитата: Злое эхо
      Особенно про Лермонтова.

      Он сам нарвался, насколько я понимаю.
      1. +1
        13 апреля 2019 10:12
        Какие времена, такие нравы wink
        1. +3
          13 апреля 2019 10:17
          Цитата: Злое эхо
          Какие времена, такие нравы

          Насколько я помню, Лермонтов стебался над Мартыновом.
          1. +5
            13 апреля 2019 14:46
            Сейчас бы сказали "договорился" в нецензурном виде winked
      2. +9
        13 апреля 2019 10:31
        Лермонтов, как и Пушкин, в общении был очень тяжёлый и сложный человек, да ещё и "юнкерское" воспитание сказалось - в школе приходилось "гусарить" изо всех сил, чтобы быть "в авторитете". Это правда. Но он не злой по натуре, похоже, Лермонтов просто не всегда понимал, что его остроты и шутки могут быть обидными. Когда понимал, что человек обиделся - сразу же извинялся.
        1. +1
          13 апреля 2019 10:33
          Цитата: ВлР
          ермонтов, как и Пушкин,

          Да и Пушкин тоже хорош, постоянно нарывался.
          1. +3
            13 апреля 2019 16:14
            Нищ был, "аки церковная крыса", ну, как я, например. Но, " понты дороже денег", впрочем, как всегда.
  8. Очень интересная статья. Впервые узнал о женских дуэлях, и о том, что женщины могли сами биться с мужчинами на судебных поединках. До этого везде читал, что они на поединок за себя выставляли мужиков.
  9. +7
    13 апреля 2019 08:16
    "А вот от дуэли с известным ученым (а по совместительству – и политиком) Рудольфом Вирхофом в 1865 г. «железный канцлер» предпочел отказаться. Дел в том, что в качестве оружия Вирхоф предложил сосиски, одна из которых была бы отравлена. "
    Кроме всего прочего, Вирхоф увлекался гельмитологией, описал жизненный цикл Trichinella spiralis у свиней и его опасность для человека.
    Поэтому, когда между Вирхофом и Биссмарком в рейхстаге при обсуждении военного бюджета возник конфликт и Бисмарк предложил дкэль, то Вирхоф предложил баварские колбаски, одна из которых начиняется Trichinella spiralis, т.е. яйцами глистов. Не удивительно, что Бисмарк отказался.
    1. +4
      13 апреля 2019 09:06
      знание - сила,смерть от трихинелеза медлена и не приятна(с ядом быстрее и интереснее ,особенно если вспомнить скрипалей laughing )
    2. +4
      13 апреля 2019 16:20
      Видимо, Бисмарк отведал дизентерии в юности. Умнейший был человек, между прочим!
  10. +2
    13 апреля 2019 09:03
    прошу прощение за невежество ,в 80х где то читал ,что мартынов с лермонтовым стрелялись из-за сестры мартынова(якобы ее лермонтов оскорбил),если я не прав - просветите автору респект и уважуха ,интересно и содержательно.
    1. +16
      13 апреля 2019 09:33
      Сестра Мартынова Наталья была с детства влюблена в Лермонтова, он - нет, не выделял ее среди ее двух сестер. Влюбленная Наталья навоображала себе всякой романтической дури и даже распускала слухи, что она является прототипом княжны Мэри. Мартынову тоже было выгоден этот слух, это был шанс выглядеть не мерзавцем, "благородным братом", мстязим за сестру.
      Однако генерал Е.И.Майдель сообщает, что "Мери", на самом деле француженка. Он передает разговор с Лермонтовым:
      "Знаете ли, барон, я прошлой осенью ездил к ней в Ялту, я в тележке проскакал до двух тысяч вёрст, чтобы несколько часов пробыть наедине с нею. О, если бы вы знали, что это за женщина! Умна и обольстительна, как фея. Я ей написал французские стихи...» Это была супруга французского консула в Одессе, известного учёного-геолога Ксавье Оммера де Гелля. Звали её Жанна-Адель Эрио Оммер де Гелль. С момента мнимой интрижки с Натальей прошло слишком много времени до роковой дуэли. Если это считать поводом для поединка - то он, как у Портоса: "дерусь потому что дерусь".
      1. +2
        13 апреля 2019 09:54
        исчерпывающе hi
        1. -3
          13 апреля 2019 10:56
          Что исчерпывающе? С похмела трудно читать, но плюс автору поставил. Кстати, не знал про женские дуэли. А вообще. статья заставила меня вспомнить кое что...
          1. +3
            13 апреля 2019 11:01
            Цитата: sabakina
            Что исчерпывающе?

            меня интересовал вопрос о возможной причине дуэли(если вам лень прочитать ), уважаемый валерий рыжов ответил на него
            исчерпывающе
            С похмела трудно читать,
            водка наш лучший друг (или мадера ,как распутин),а опося сваренная ,а потом обжаренная на сливочном масле гречневая каша.
            1. -9
              13 апреля 2019 11:29
              Цитата: akunin
              водка наш лучший друг (или мадера ,как распутин),а опося сваренная ,а потом обжаренная на сливочном масле гречневая каша.
              На Мадере не был, с Распутиным не знаком, гречку ешьте сами!
              1. +2
                13 апреля 2019 11:51
                гречку люблю и ем с удовольствием(не только с похмелья),на мадейре не был,но во внутрь уважаю(с распутиным не пересекался,но читал что любил он опохмелятся мадерой).не классический рецепт:идем в магазин, покупаем тан или айран (с литр),кумыс хуже и пьем.
                1. -8
                  13 апреля 2019 11:54
                  Айран говоришь...Ню ню ....Не надо строить из себя видеопыжа!
                  1. +3
                    13 апреля 2019 12:03
                    и хамить не надо.
            2. +3
              13 апреля 2019 16:26
              Спорный случай. Как по мне, армянский хаш, оттягиват лучше.
              1. 0
                15 апреля 2019 18:26
                варить долго,а с похмелья вообще...,но горячее с похмелья всегда пользительно(пиву - нет)
                .самый простой вариант - кефир(ни йорурт,ряженка и тд.).а соточку накатить даже через силу надо(лучше 150) любой химик подтвердит.
                1. +2
                  19 апреля 2019 07:18
                  Кефир с минералкой (Ессентуки 17, Боржоми) соль по вкусу. Как похметолог советую ;)
                  1. 0
                    19 апреля 2019 08:06
                    +таблетки четыре силибора (если его еще выпускают) что бы активировать ферменты печени ,можно янтарную кислоту прокапать(забыл как в/в препарат называется ) .седуксен по вене ... так мы с вами дойдем до того,что употреблять горячительное вообще не стоит laughing
      2. +1
        13 апреля 2019 10:56
        Цитата: ВлР
        как у Портоса: "дерусь потому что дерусь".

        Ну, если честно, глупо, по-моему. Как дуэль Смирного с Фоком. Я ржу над ними.
    2. +2
      15 апреля 2019 14:38
      Тут была другая история. О ней и тогда много сплетен было. Лермонтов вроде как перед поездкой на Кавказ заехал к Мартыновым домой и погостил там. Попутно путался "оприходовать" сестру Мартынова. Он это частенько делал с девушками и причём об этом после всегда цинично рассказывал всем знакомым во всех подробностях, издевательски хохоча. С сестрой Мартынова не получилось. Вышел скандал. Она вместе с матерью написала письмо Мартынову и передала его через Лермонтова. Предвидя, что в письме может быть описан скандал, Лермонтов письмо вскрыл и не передал Мартынову. В письме ещё были вложены деньги. Лермонтов сказал Мартынову по приезду, что его обокрали и письмо исчезло, а потому он передаёт Мартынову свои деньги, коли, мол, сам виноват. В последующих письмах матери выяснилось, что она в том письме написали, будто Лермонтов нехороший и очень злой человек и предостерегала сына от общения с ним. Причём Лермонтов не знал, что в письме мать передала деньги, а значит, он мог узнать об этом только вскрыв письмо. Тогда Мартынов первый раз вызвал Лермонтова. Лермонтов извинялся, за него просили очень многие и дуэль не состоялась. Но, как говорят, осадок остался. Смертельная дуэль состоялась через 2 года после этой истории, но некоторые пытались объяснить убийство Лермонтова именно этой историей. Не из-за неё, конечно, но Мартынов имел очень хорошую память и вкупе с постоянными издёвками Лермонтова имел потому очень большую личную неприязнь, как говорил друг Мимино в одном известном фильме..
  11. +3
    13 апреля 2019 11:39
    Отличная статья. Хотя про Лермонтова существует много версий его гибели, вплоть до убийства по указанию Николая I.
    Очень понравилось
    Э.Хэмингуэй также в свое время проявил оригинальность: будучи вызван на дуэль, в качестве оружия он выбрал ручные гранаты
    Возникают подозрения, что у Эрнеста были русские корни wassat
    1. 0
      13 апреля 2019 12:02
      где то читал ,что англичане стрелялись через обеденный стол(практически "старик хэм")
      1. +1
        13 апреля 2019 12:15
        Цитата: akunin
        де то читал ,что англичане стрелялись через обеденный стол(практически "старик хэм")

        Вообще то в РИ был выпущен "дуэльный кодекс"
        1. 0
          13 апреля 2019 12:18
          кодекс не читал,не пришлось,а на дуэль сейчас вызывать только в "чапаева" или кто кого пересидит laughing
          1. +3
            13 апреля 2019 12:21
            Цитата: akunin
            ,а на дуэль сейчас вызывать только в "чапаева" или кто кого пересидит

            Ну, Золотов то вызвал Навального на дуэль. request Явно он читал... recourse
            1. +1
              13 апреля 2019 12:26
              так это ж золотов (чуть не проскочила вторая часть фразы)
              1. 0
                13 апреля 2019 16:43
                Вот Вы меня перебили.. Я Вот эту хрень слушал..
                [media=http:///www.youtube.com/watch?v=6p0ShXsdZhU]
                1. Комментарий был удален.
            2. 0
              13 апреля 2019 16:39
              А Золотов умеет читать?!?!?!
              1. 0
                13 апреля 2019 16:49
                Цитата: 3x3zsave
                А Золотов умеет читать?!?!?!

                А кто его знает? recourse
                1. +1
                  13 апреля 2019 16:51
                  Таки Ясно Солнышко, вероятно....
                  1. 0
                    13 апреля 2019 16:56
                    Цитата: 3x3zsave
                    Ясно Солнышко, вероятно....

                    Никак энтот?
                    1. 0
                      13 апреля 2019 17:05
                      Не, другой, тезка Ваш, князьюшка пресветлый.
                      1. 0
                        13 апреля 2019 17:09
                        Не, не вижу такого...
  12. +5
    13 апреля 2019 11:44
    По поводу дуэлей есть занятная книга "Меч сквозь столетия". Интересующимся темой можно порекомендовать.
    Мне странно, что затронув тему Бюсси, автор не упомянул про дуэль миньонов - тоже интересный эпизод. Где-то читал, что реальный де Ливаро стал прототипом не только Ливаро у Дюма, но и графа Коменжа из "Хроник Карла IX" Мериме.
    А вообще, по моему мнению, дуэль - преизрядная мерзость, но как форма естественного отбора вполне катит, если дуэлировать на сосисках с ядом или с глистами.
    Если ты не можешь защититься от подлости или хамства без дуэли, то никакая дуэль тебе не поможет, а если можешь, то и дуэль не нужна.
    1. +3
      13 апреля 2019 12:15
      как разв тему
      М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
      не совсем дуэль,но похоже и убил кулаками(если не путаю
    2. +4
      13 апреля 2019 12:27
      Да, забыл поблагодарить автора за очередной хороший материал. smile hi
  13. +4
    13 апреля 2019 11:49
    интересная статья, автор ещё забыл только про дуэли самураев. Например знаменитый поединок Миямото Мусаши где он убил противника веслом так как у него не оказалось меча под рукой
    1. 0
      13 апреля 2019 12:01
      https://youtu.be/JspTr5TdR4k
  14. 0
    13 апреля 2019 12:17
    Спасибо за статью, прочитал с большим удовольствием.
  15. +2
    13 апреля 2019 12:30
    Про Джованни Карачиоле я ничего не нашел - так что будет интересно узнать , где , когда и чем он командовал .
    Парное оружие , например , шпагу и кинжал , использовали часто , но , по-моему , дага применялась чаще - ее и ковали , как пару для шпаги .
    Еще была очень известная дуэль между Жарнаком и ла Шатеньере - интересно , что первоначально Франциск ее запретил .
    А между тем именно столько раз дрались на дуэли Франсуа Фурнье-Сарловез и Пьер Дюпон -фильм Дуэлянты был снят именно по этой истории . Очень стоит посмотреть
  16. +1
    13 апреля 2019 12:57
    Цитата: Астронавт
    про Лермонтова существует много версий его гибели, вплоть до убийства по указанию Николая I.

    Здесь возможен личный мотив: некоторые утверждают, что жена Николая I Александра Федоровна была платонически влюблена в Лермонтова. Ну, а то, что она была его "фанаткой" и горячей поклонницей творчества сомнения не вызывает. Но ее попытки заступиться за Лермонтова приводили к обратному результату - может быть, действительно, ревновал?
  17. +4
    13 апреля 2019 15:33
    Вспомнилось :). Аэродром, мурманская область, армия :). Вечного капитана за снег приехал драть генерал, помоему генерал лейтенант :). Учитывая уровень и учитывая ситуацию, вечный капитан вызвал генерала на дуэль по офицерскому кодексу :). Генерал не пришёл. Капитана до дембеля никто не трогал, квартиру таки и дали :).
  18. +1
    13 апреля 2019 15:35
    выражение за дуэль на отравленных сосисках слышал, да и сам употреблял его, но историю происхождения узнал из этой статьи. спасибо:)
  19. +3
    13 апреля 2019 17:03
    - Во времена Петра I участие дворян в дуэлях каралось повешением и конфискацией имущества...
    - Дралась на дуэли со своей двоюродной сестрой и будущая Императрица Екатерина II!
  20. 0
    13 апреля 2019 18:31
    В полиции Пушкин числился как известный банкомет!
  21. +2
    13 апреля 2019 18:33
    Цитата: Klingon
    где он убил противника веслом

    Не веслом. Выстругал деревянный меч бокэн из весла!
  22. +1
    13 апреля 2019 19:10
    Безумно интересно!!! good Вот бы в школе мне так преподавали историю.
  23. +3
    13 апреля 2019 19:14
    Это еще в те времена автомобилей не было - вот поводов для дуэлей-то прибавилось!
  24. 0
    13 апреля 2019 21:17
    Замечательная статья. Спасибо.
  25. +5
    13 апреля 2019 23:02
    Комментарии, уточнения и поправки к статье
    1.Уже в 16 веке дуэлянты для левой руки стали применять длинный кинжал - дагу (исп. daga, англ. daggar, фр. dague) , которым можно было как отражать выпады рапиры, так и наносить колющие удары. Такая дуэль описана в романе Манна "Хроника времен короля Генриха IV" .
    2. Пистолеты для дуэлей стали применяться на стыке XVIII и XIX веков, когда были изобретены так называемые целевые пистолеты с прицельным устройством (мушкой) и более-менее приемлемой точностью.
    Особое распространение такие дуэли получили именно в России, тогда как в Европе продолжали придерживаться в основном дуэлей на саблях, заменивших к тому времени шпаги.
    3. На фотографии дуэльных пистолетов показаны не кремневые пистолеты, с помощью которых Ленский стрелялся с Онегиным, а более поздние - капсюльные пистолеты, которые получили широкое распространение во второй трети XIX века.
    4. Очень сомнительна версия о том, что Мартынов был "рабом" Лермонтова. Во-первых, он был на четыре года старше Лермонтова и никак не мог быть "новобранцем" под началом Лермонтова. Во-вторых, он были друзьями, и Лермонтов питал симпатии к сестре Мартынова. Есть версия, что Мартынов счел свою семью оскорбленной тем, что Лермонтов ее оставил после теплых встреч. Лермонтов же имел несносный нрав, который заключался в том, что он любил к месту и не к месту шутить , подшучивать и иногда очень колко и обидно, своих сослуживцев. Мартынов, который был щеголем и ходил в черкеске с кинжалом, выделяясь среди своих сослуживцев, неоднократно просил Лермонтова не отпускать колких шуток в его адрес в присутствии дам, но Лермонтов несерьезно относился к его просьбам. В тот вечер, на балу при появлении в зале Мартынова Лермонтов довольно громко сказал своей даме по-французски: "А вот и наш горец с большим кинжалом" (по-французски в этой фразе есть рифма). Лермонтов надеялся, что Мартынов не услышит этой фразы, так как в зале громко играл рояль, но в этот момент пианист внезапно перестал играть, и слова "горец с большим кинжалом" разнеслись по всей комнате. После этого Мартынов вызвал своего бывшего друга на дуэль. На дуэли, к которой никто (кроме Мартынова) серьезно не отнесся, Лермонтов стоял , не имея намерения стрелять в Мартынова. Но Мартынов, по словам очевидцев, быстро подошел к барьеру и почти не целясь, выстрелил. Пуля пробила Лермонтову легкое и сердце. Лермонтов умер на месте. Отмечу, что Мартынов стрелял не в упор, как сказано в статье, а с дуэльного расстояния 10 шагов.
    1. +1
      13 апреля 2019 23:57
      А чем "дага" отличается от "капы" если не секрет?
  26. +1
    13 апреля 2019 23:58
    Статья просто супер! давно такого удовольствия не получал :) Автору большое спасибо!
  27. +4
    14 апреля 2019 03:30
    Прочитал о дуэлях отравленной "закуской" и вспомнил рассказ Конан Дойля (О Шерлоке Холмсе...) "Этюд в багровых тонах"...А кто не помнит "исторические" фильмы,где звучали интригующие слова : "К барьеру!"..."Стреляться через платок!" ? Но кто ответит "с ходу",что это значило ? И прав Автор,говоря ,что дуэли "далеко не сразу" стали "цивилизованными...,,рыцарско-благородными,,..."!
    В XV—XVII веке в дуэли на холодном оружии не возбранялись удары руками и ногами, борьба на земле, в общем, любые действия из арсенала уличной драки. Кроме того, обычно в пару к шпаге использовался кинжал для левой руки, либо левая рука обматывалась плащом и использовалась для отведения ударов противника и захватов. К началу XIX века дрались одной шпагой (саблей, рапирой), вторая рука обычно убиралась за спину.
    Удары руками и ногами были запрещены, безусловно запрещалось также захватывать клинок оружия противника рукой. Бой начинался по сигналу секунданта-распорядителя и должен был останавливаться по его первому требованию (в противном случае секунданты должны были разнять противников). Если один из противников ронял оружие, второй должен был прекратить бой и дать первому возможность поднять его. Во время дуэлей «до первой крови» или «до ранения» после любого удара, достигшего цели, противники должны были остановиться и дать возможность врачу освидетельствовать раненого и заключить, не является ли рана достаточно серьёзной для прекращения боя, в соответствии с принятыми правилами. При дуэли «до результата» бой прекращался, когда один из противников переставал двигаться.
    "Стреляться" начали где-то с 17 в....Сначала и в этом случае был "сумбур",что вынудило "обчественность" наводить порядок и в этом виде "разборок"... Противники приезжали на поле чести каждый со своей парой пистолетов, свидетельствовали честным словом, что оружие не пристреляно, затем жребием определяли, из чьих пистолетов стреляться.
    В наиболее традиционных дуэлях каждый из противников делал только один выстрел. Если оказывалось, что в результате оба соперника оставались невредимыми, считалось, тем не менее, что честь восстановлена и дело окончено. В случае, когда секунданты договаривались о дуэли «до результата» или «до ранения», в подобной ситуации пистолеты заряжались вновь и дуэль повторялась либо с самого начала, либо, если это было оговорено, с изменением условий (например, на минимальной дистанции).
    Неподвижная дуэль.
    Противники располагаются на оговорённом расстоянии друг от друга (как правило, в Западной Европе применялось расстояние порядка 25-35 шагов, в России — 15-20 шагов). Стреляют после команды распорядителя, в зависимости от ранее оговорённых условий, либо в произвольном порядке, либо поочерёдно, согласно жребию. После первого выстрела второй должен быть сделан не более чем через минуту.
    Подвижная дуэль с барьерами.
    Наиболее распространённый вид дуэли в России XVIII—XIX века. На дорожке размечается «дистанция» (10-25 шагов), границы её отмечаются «барьерами», в качестве которых могут применяться любые предметы, положенные поперёк дорожки. Противники размещаются на равном расстоянии от барьеров, держа пистолеты в руках дулом вверх. По команде распорядителя противники начинают сходиться — двигаться навстречу друг другу. Идти можно с любой скоростью, отходить назад запрещено, можно ненадолго останавливаться. Дойдя до своего барьера, дуэлянт должен остановиться. Порядок выстрелов может оговариваться, но чаще стреляют по готовности, в произвольном порядке (противника выцеливают в движении и стреляют, остановившись). Существует два варианта правил этой дуэли. Согласно первому, более распространённому в Западной Европе, противник, выстреливший первым, имел право остановиться там, откуда стрелял. Согласно второму, принятому в России, после первого выстрела тот из соперников, который ещё не стрелял, имел право потребовать, чтобы противник вышел к своему барьеру и, таким образом, получал возможность стрелять с минимального расстояния. Известное выражение «К барьеру!» как раз и означает такое требование.
    Дуэль на параллельных линиях.
    На земле отмечаются две параллельные линии на барьерном расстоянии, определённом соглашением (обычно 10-15 шагов). Противники встают друг напротив друга и идут вдоль линий, постепенно сокращая расстояние. Нельзя отходить назад, увеличивая расстояние до линии. Стрелять можно в любой момент.
    Неподвижная дуэль вслепую.
    Противники стоят неподвижно на оговорённом расстоянии, спиной друг к другу. После команды распорядителя они, в определённом или произвольном порядке, стреляют через плечо. Если после двух выстрелов оба остаются целы, пистолеты могут заряжаться снова.
    «Приставить пистолет ко лбу».
    Чисто русский вариант «экстремальной» дуэли. Противники встают на расстоянии, обеспечивающем гарантированное попадание (5-8 шагов). Из двух пистолетов заряжается только один, оружие выбирается по жребию. По команде распорядителя противники одновременно стреляют друг в друга.
    "Дуло в дуло".
    Также применялась исключительно в России. Аналогично предыдущему варианту, но заряжаются оба пистолета. В таких дуэлях нередко гибли оба противника.
    «Через платок».
    Противники встают спиной друг к другу, держась каждый левой рукой за уголок платка, растянутого между ними по диагонали. По команде распорядителя противники разворачиваются и стреляют.
  28. +3
    14 апреля 2019 04:58
    Однажды в Германии некий бретёр вызвал на дуэль скромного художника и отхватил люлей по по полной программе.
    Художника звали Альбрехт Дюрер и он был одним из лучших фехтовальщиков того времени, автором иллюстраций для трактатов о боевых искусствах.
  29. +1
    14 апреля 2019 10:30
    Интересный материал, очень! Да и написано хорошо.
  30. +2
    15 апреля 2019 00:56
    Замечательная статья, интересовался этой темой, но нашёл много неизвестных мне фактов. Для любителей могу порекомендовать фильм Дуэлянты, достаточно точно отображает дух и технику дуэли. Автору благодарность, 20 минут жизни не зря потраченные на прочтение статьи)
  31. 0
    15 апреля 2019 16:28
    Примерно в это же время (в 1552 году) в Неаполе состоялся поединок, в котором приняли участие две знатные дамы: Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла. Причиной дуэли стал молодой дворянин Фабио де Зересола. Об этом поединке в Неаполе помнили даже и в XVI веке, в 1636 г. Хосе Ривера написал картину «Женская дуэль», которая сейчас хранится в музее Прадо.
    В дополнение темы о женских дуэлях статья : http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4813/
  32. 0
    16 апреля 2019 18:08
    Но это пройдет, когда ты сам совершишь славные деяния и перестанешь нуждаться в чужой славе, подобной дыму…
  33. +1
    16 апреля 2019 21:28
    Респект автору, материал получился отличный !
    Цитата: Рыжов В.А.
    О благородном поведении во время дуэли участники таких поединков думали в последнюю очередь. Щадить противника не считалось хорошим тоном, допускалось убийство упавшего и обезоруженного.
    Можно узнать, откуда такая информация ? Вообще то дуэли происходили напрямую от рыцарских турниров, и их правила крайне регламентировались, вплоть до необходимости убить секундантами или специальной охраной участника поединка, нарушившего правила.
    1. 0
      16 апреля 2019 21:39
      Нет, рыцарские турниры и дуэли - это две стороны противостояний, "светлая" и "темная". На турнирах правила вынуждены были соблюдать, а дуэли - первоначально поединки без правил, только потом стали пытаться устанавливать хоть какие-то рамки. Наши представления о дуэлях - это уже о классическом периоде, когда появились какие-то своды правил - писаные и неписаные.
      1. 0
        19 апреля 2019 21:55
        Цитата: ВлР
        Нет, рыцарские турниры и дуэли - это две стороны противостояний, "светлая" и "темная". На турнирах правила вынуждены были соблюдать, а дуэли - первоначально поединки без правил
        Интересное мнение, может быть и так. Хотя дуэли без секундантов считались банальным убийством, а секунданты были вроде изначально ?

        Цитата: ВлР
        Наши представления о дуэлях - это уже о классическом периоде
        А что тогда, на Ваш взгляд, "неклассический период дуэлей" ? Как мне известно, неписанные правила как минимум были уже в 17 веке; в 18-19 веках были уже чёткие дуэльные кодексы. 16 век ? но это ещё время поздних турниров и дуэлей в стиле "судебное поле"...