Как команда Обамы убедила Россию не продавать оружие в Иран ('Foreign Policy', США)

Как команда Обамы убедила Россию не продавать оружие в Иран ('Foreign Policy', США)
Президент России Дмитрий Медведев принял решение не продавать современное оружие — комплексы С-300 — в Иран. В администрации Обамы это преподносится как дивиденды «перезагрузки» отношений с Россией. И хотя администрация прямо не предлагала Кремлю квипрокво (от лат. «qui pro quo», буквально — кто вместо кого», в данном случае — «обмен услугами» — прим. пер.), Москва будет ожидать шагов со стороны Вашингтона в ответ на осторожное пожатие протянутой руки Обамы.

Оба — и Обама, и Буш — умоляли Кремль не выполнять подписанное в 2006 году соглашение почти на 1 млрд. долларов о продаже Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, и в среду Медведев официально объявил, что сделка не состоится.

Аналитики в Белом доме рассматривают решение России, которое, по мнению кремлеведов, исходит от самого Медведева, как новый рассвет в отношениях между Россией и США и значительный шаг в дальнейшей изоляции режима в Тегеране. Высокопоставленный представитель администрации, выступая для «The Cable», отметил, что отказ Москвы продать ракетные комплексы С-300 и ряд других видов передовых вооружений является важным решением, потому что введение санкций против Ирана для России является более дорогостоящей акцией, чем для Соединённых Штатов.


«Два последних года они открыто говорили нам, что для них это не равноценная сделка, и что мы придерживаемся разных критериев в оценках угрозы со стороны Ирана, — сказал чиновник. — Это было смелое, значимое для нас, решение, которое показывает, насколько важна для Медведева «перезагрузка» с президентом Обамой».

Чиновники объяснили, что администрация Обамы чётко давала понять Медведеву и другим российским чиновникам, что продажа С-300 Ирану — красная черта, которую нельзя переступать. Этот вопрос поднимался на каждом совещании высокого уровня между двумя странами. Израильские официальные лица делали то же самое на встречах с их русскими коллегами.

Вопрос был поднят и в июле во время визита Медведева в Вашингтон. Две недели назад он вновь обсуждался во время визита в Россию старшего директора по России из Совета национальной безопасности Майкла Макфола и заместителя госсекретаря Уильяма Бернса. Министр обороны Роберт Гейтс надавил на министра обороны России Анатолия Сердюкова, обсуждая этот вопрос в ходе его визита в Вашингтон на прошлой неделе (наряду с ещё сохраняющейся возможностью продажи Россией ракет в Сирию). Хиллари Клинтон встретилась с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН в день, когда было объявлено об отказе от сделки.

Как, почему после долгих лет работы русские наконец-то решили сорвать сделку по продаже оружия? В Вашингтоне предполагают, что у них есть кое-что, в чём Москва очень нуждается, и что в Москве верят в готовность Соединённых Штатов помочь. Россия ведёт борьбу за максимальную поддержку со стороны США их заявки на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), и Москва планирует завершить эту работу в этом году.

«Импульс по вступлению в ВТО — это то, что они видят целью следующих больших переговоров с нами. Мы ровно посередине этого. Это асимметрично, потому что это больше в их интересах, чем в наших. Однако я думаю, мы должны сделать это», — сказал представитель администрации.

Но, по словам чиновника, администрация Обамы не просила Россию об услуге и не обещала, в свою очередь, ответных шагов. Идея заключается в том, чтобы отношения с США стали для России большей ценностью, чем их контакты с Ираном, и обе страны должны действовать в своих собственных интересах.

«На самом деле целью является не развитие хороших отношений с Россией, а продвижение нашей национальной безопасности, экономических интересов и содействие общечеловеческим ценностям», — сказал чиновник.

Однако мнения экспертов о том, как относится к этому шагу Россия, разделились: следует ли считать это успехом политики «перезагрузки», учитывая, что Россия продолжает оказывать помощь Ирану в других вопросах и остаётся в конфронтации с Западом, продолжая оккупацию Грузии?

Ясно, что США и Россия в настоящее время сотрудничают по таким ключевым вопросам, как Иран, больше, чем раньше, и что команда Обамы сделала вопрос продажи оружия Ирану приоритетным в своих отношениях с Россией. Что в данном случае подтолкнуло Россию к последнему шагу? Возможно, было сочетание факторов: стремление получить дальнейшие уступки от Соединённых Штатов и ухудшение отношений с Ираном. Тегеран протестует против решения русских; Главнокомандующий вооружённых сил Ирана назвал решение «нелогичным», потому что, по его словам, это не попадает по действие резолюции № 1929 Совета Безопасности ООН.

Однако некоторые скептики уверены, что Москва ещё не приняла стратегического решения отказаться от Ирана в пользу развития отношений с Соединёнными Штатами.

«Давайте немного подождём, прежде чем открывать шампанское», — сказал Дэвид Крамер, который был помощником государственного секретаря по вопросам демократии и прав человека при администрации Буша. Он оценил действия администрации Обамы, заставившие русских отказаться от поставок С-300, но отметил, что Москва по-прежнему сотрудничает с Ираном в Бушере, где стоит ядерный реактор. Российская компания «Лукойл» может подорвать энергетические санкции США. Возможно, даже присоединение России к критике санкций США и ЕС в отношении Ирана, которую высказывают Бразилия, Индия и Китай.

Крамер в обзорных статьях для «Вашингтон Пост» также сильно критикует Макфола и Бернса за недостаточно активное осуждение произошедших накануне встречи арестов активиста Льва Пономарёва и других российских правозащитников.

«Увы, вряд ли администрация Обамы будет говорить правду о России до тех пор, пока раскрутка «перезагрузки» отношений с Россией является одним из основных внешнеполитических успехов. Хуже того, представители администрации неоднократно отвергали увязку борьбы за права человека и проблем взаимоотношений между США и Россией. Это сигнал для российских чиновников, что их поведение не повлечёт за собой последствий», — пишет Крамер.

Высокопоставленный представитель администрации ответил на статью Крамера. В интервью «The Cable» он прямо возразил, что администрация Обамы не замалчивает нарушения прав человека в России.

«Мы не играем в эту игру. Мы не молчим по вопросам демократии и прав человека, с тем, чтобы получить их уступки по С-300. Доказательства этого очевидны. Мы не отступаем от своего слова. Мы опубликовали десятки заявлений о несоблюдении прав человека в России, — сказал чиновник. — Это то, что мы называем взаимодействием в двух направлениях».

Администрация отказалась от дипломатической практики «увязки», когда жесты США связывались с соответствующими шагами России. Они убеждены в том, что углубление сотрудничества с Россией будет иметь побочные выгоды в различных областях, и прогресс будет постепенным.

«Вы не должны ожидать, что поведение сразу станет конструктивным и просвещённым только потому, что Соединённые Штаты заявили о «перезагрузке», — сказал Самуил Чарап, научный сотрудник Центра за американский прогресс. — Россия по-прежнему остаётся Россией».

Отказ России откликнуться на международные призывы во время войны в Грузии в 2008 году показал, что в Москве считают, что они не много потеряют, идя наперекор Западу. «Их не волнует, что думает Вашингтон, потому что они ничего не поставили на карту, — сказал Чарап. — С нашей стороны сотрудничество в политической дискуссии иногда рассматривается как одобрение, что является наследием администрации Буша».

Другие эксперты по России увидели в этом шаге знак внешнеполитического успеха Медведева и выхода из-под контроля премьер-министра Владимира Путина, бывшего президента, который в 2006 году подписал сделку по С-300.

«Это, похоже, самостоятельное заявление Медведева. На первый взгляд, американская политика поощрения Медведева и игнорирования Путина, похоже, укрепила его позиции в этом случае», — сказал Александрос Петерсен, старший научный сотрудник Атлантического совета.

Но хотя администрация Обамы не усматривает прямой связи, русские, безусловно, хотят получить что-то за свои усилия. В заявлении по С-300 указывается, что Россия может отменить запрет в любое время. Это означает, что если Белый дом хочет, чтобы «перезагрузка» прогрессировала, он должен продолжать делать Москве уступки, такие как соглашение в области гражданской атомной энергии, за которое ратуют русские, но в конгрессе против него выступает оппозиция.

«Я думаю, это то, что они будут пытаться получить, и если они не получат взамен что-то значительное, мы увидим отход от этого обещания», — сказал Петерсен.
Автор: Джош Рогин
Первоисточник: http://thecable.foreignpolicy.com/posts/20...ll_arms_to_iran" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://thecable.foreignpolicy.com/posts/20...ll_arms_to_iran
Перевод: http://inoforum.ru rel="nofollow">http://inoforum.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. snapshot 15 мая 2012 18:17
    Но, по словам чиновника, администрация Обамы не просила Россию об услуге и не обещала, в свою очередь, ответных шагов. Идея заключается в том, чтобы отношения с США стали для России большей ценностью, чем их контакты с Ираном, и обе страны должны действовать в своих собственных интересах.

    сша никогда ничего не обещали и не гарантировали, второе может получиться как с утилизацией ЯО они просто складируют, мы режем на утиль... В общем если что никто никому ничего не должен...только Россия в проигрыше.
    snapshot

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня