Первые европейцы в Америке. За сотни лет до Колумба

93
Средневековых скандинавов чаще всего ассоциируют с викингами. Ватаги морских разбойников, действующих по схеме «сегодня грабим, завтра торгуем», крепко вошли в мировую культуру. Но это был далеко не единственный след в их деятельности. Оставаясь, в сущности, теми же «лихими людьми», суровые северяне занимались и колонизацией. Да так смело, что в конечном итоге пересекли Атлантику – причем еще в конце X века.





Трамплин №1: Фарерские острова и Исландия


Лежащие на полпути между Норвегией, Исландией и Шотландией, Фарерские острова были удобным перевалочным пунктом для колонизации. Хотя, конечно, переселившиеся на них скандинавы не думали об этом, как о большом централизованном марше на запад по северу Атлантики – их интересовали более приземленные вещи.

Например, качество и количество свободной земли. В начале IX века Фареры были привлекательны: завезенные ирландскими монахами овцы и сравнительно мягкий климат предоставляли хорошие возможности для скотоводства. Кроме того, всегда можно было поохотиться на дельфинов или имеющуюся в изобилии морскую птицу.

С 860 года скандинавы появляются и в Исландии. Как и во многих случаях, открытие этого острова произошло случайно – из-за шторма. Один из кораблей отнесло как раз к ее берегам – предприимчивый Гардар Швед, возглавлявший команду, высадился на берег и целый год исследовал остров.


Скандинавы высаживаются в Исландии, картина Оскара Вергеланда


Земля оказалась суровая, но все же не безнадежная – из-за царствовавшего тогда Средневекового климатического оптимума там вполне можно было даже распахивать землю. Чаще всего её использовали, как «второй шанс». Изгнанные из Скандинавии за преступления или бегущие от кровной мести люди отправлялись на мрачный вулканический остров, чтобы жить там бок о бок с товарищами по несчастью.

Исландские поселенцы часто освобождали взятых с собой рабов – да, на острове было можно что-то выращивать, но гораздо эффективнее оказалось скотоводство. Поэтому перевод рабовладельческих отношений в феодальные был выгоден всем.

В результате численность населения Исландии быстро росла – к началу X века там было не менее 20 000 колонистов, а сотню лет спустя оно увеличилось втрое.

Трамплин №2: Гренландия


Новое продвижение на запад случилось в 978 году, и частично вновь по вине погоды. Причем, в некотором смысле, открыли эти новые земли более чем за полвека до этого. Тогда один из следующих в Исландию кораблей попал в бурю, потерял ориентировку, и наткнулся на какие-то скалистые земли. Последние экипаж не впечатлили, и колонисты поспешили повернуть назад, чтобы поселиться в Исландии.

Но память об этом открытии осталась. И, когда хорошие земли в самой Исландии стали подходить к концу, колонисты двинулись дальше. Спусковым крючком стало холодное лето 975-76 годов. Падеж скота и последовавший голод заставили выйти в море 25 человек. Они достигли Гренландии, высадились на ее берегу и построили дом. Но зима выдалась еще более холодная, чем в Исландии. Разочарованные колонисты устроили ссору, результатом которой стало несколько трупов. Плюнув на все, они уплыли в Норвегию.

Зато экспедиция Эрика Тордвальдсона, стартовавшая несколько лет спустя, оказалась удачной. Умение находить проблемы у Тордвальдсона было в крови: отца изгнали из Норвегии, а его самого – из Исландии. Поэтому выхода не было – наш герой взял родичей и отправился заселять новые земли.


Гренландские руины скандинавской церкви, построенной в XII веке


Он решил поселиться недалеко от самой южной оконечности острова, за что был вознагражден – климат тут оказался гораздо приятнее, нежели у предшественников. Эрик даже обнаружил ряд эскимосских стоянок. Их обитателям, наоборот, требовался холод и снег – охотиться на тюленей удобнее на белом фоне. Поэтому они покинули эти места примерно за сотню лет до прибытия Тордвальдсона, что его более чем устраивало.

Три года спустя он вернулся в Исландию и широко разрекламировал новые земли. Собственно, из желания заинтересовать людей и родилось само название Гренландия – «зеленая земля». Желающих заселить новые территории набралось много – аж 25 кораблей. 11 из них, правда, разбились или вернулись назад, но оставшихся хватило, чтобы основать сразу два поселения.

Дела шли в гору – к 1100 году на острове насчитывалось не менее 4000 человек и 12 церквей. Там имелось два монастыря и даже кафедральный собор. В Гренландии не было ни леса, ни железа, но ее развитие шло за счет других ресурсов. Ими стали моржи и тюлени – их кожа шла на корабельные канаты, а также непромокаемую одежду. Кроме того, гренландцы поставляли в Европу настоящий предмет роскоши – живых кречетов для охоты. Всего за одну такую птицу давали столько золота, что сегодня на него можно было бы купить не самую бедную модель «Феррари».

Американский берег


Открытие Америки произошло традиционным для скандинавов способом – по чистой случайности. Один исландец в 986 году вернулся домой из Норвегии. Он хотел повидать отца, но, пока сын плавал, тот оказался в числе колонистов, отправившихся заселять Гренландию. Наш герой смело пустился на запад по Атлантике, но вскоре погрузился в беспросветный туман. Выйдя из него, исландец наткнулся на лесистый берег. Гренландией она быть точно не могла.

Повернув на север, он несколько дней шел вдоль берега. Затем скорректировал курс, и все же вышел к Гренландии, где и поселился на ферме отца. На открытые земли он при этом не сходил.

Скоро в Гренландии нашелся более любопытный и авантюристичный человек – Лейф Эрикссон. Где-то около 1000 года он купил корабль первооткрывателя, и двинулся покорять неизведанные земли. С ним собралось еще 35 человек.

Пристав к берегу где-то в районе Баффиновой земли, они двинулся южнее. Следующей остановкой был Лабрадор, названный Эрикссоном Маркландом – «страной лесов». Находка была отличная – Гренландия испытывала дефицит дерева. Освоение Америки тут же обрело экономический смысл.


Лейф Эрикссон открывает Америку на картине Кристиана Крога


Затем Лейф продолжил путешествие на юг, достигнув, скорее всего, Новой Англии – северо-восточной оконечности сегодняшних США. В Средневековый климатический оптимум там отлично рос дикий виноград, и Эрикссон окрестил это место «страной вина». Решив, что достигнутого пока что будет достаточно, Лейф остановился тут. Перезимовав, он наполнил корабль лесом и отбыл в Гренландию.

Затем в Винланд отправился брат Лефа – Торвальд. Поначалу у него все шло хорошо, но потом скандинавы встретили индейцев. Не сумев понять друг друга, стороны довели дело до небольшого сражения, где Торвальд был убит стрелой. Команда отступила в Гренландию.

Но богатые и плодородные земли продолжали манить жителей угрюмых скал. И несколько лет спустя на зимовку Лейфа отправился еще один колонист – Торфин Карлсефни. Он шел с серьезными намерениями основать постоянное поселение – 60 мужчин, женщины, скот.

Ключевым вопросом стало налаживание отношений с индейцами. Те уже испытали на себе силу скандинавского оружия, и решили добыть его себе всеми правдами и неправдами. Аборигены попробовали выменять железное оружие на меха. Торфин понимал, что железо – это почти единственное и очень важное преимущество перед местными, и продавать мечи и топоры отказался.

Тогда один из индейцев попытался выкрасть оружие, что вылилось в стычку и убийство смельчака. Аборигены вышли на тропу войны, но были легко разбиты. Тем не менее, Торфинн понимал – ежедневно существовать на военном положении колония не сможет. И отплыл в Исландию.

Вскоре скандинавы предприняли еще одну попытку основать постоянное поселение в Винланде, но вскоре переругались между собой. После этого они ограничивались лишь рейдами в Маркланд – необходимости лесозаготовок никто не отменял.

Путь в Америку по северной части Атлантики в 2 раза короче, чем путешествие Колумба из Испании в Кубу. Кроме того, скандинавы имели целый ряд промежуточных баз. Реальность их присутствия в Северной Америке подтверждается археологическими находками, первая из которых была сделана еще в 1898 году. Но линия, протянутая к Америке, была слишком тонкой, базы сравнительно небольшими и малонаселенными. На противоположном континенте отсутствовала по-настоящему серьезная добыча, способная вызвать массовый поток колонистов. И поэтому крупномасштабное освоение земель по ту сторону Атлантики европейцами началось лишь спустя несколько столетий.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    29 мая 2019 04:41
    Всегда интересовался этой темой. Гренландия, Винланд.
    Спасибо автору.
    Неплохо бы фильм снимать на данную тему. Ну типа, саги про викингов.
    1. +9
      29 мая 2019 07:08
      Не только Вам в голову пришла эта идея.
      См. Г. Гаррисон "Фантастическая сага" laughing drinks
    2. +5
      29 мая 2019 11:24
      Один боевичок таки уже сняли. Следопыт, 2009 г. Как раб викингов спасся с корабля при крушении, потом вырос среди индейцев и гонял викингов-карателей по снежному лесу.
  2. +3
    29 мая 2019 05:08
    Из статьи:
    В Средневековый климатический оптимум там отлично рос дикий виноград, и Эрикссон окрестил это место «страной вина».
    В те времена в Америке не было не только винограда, но даже и крыжовника. Скорее всего Винланд - это Страна Ветров (Vind Land).
    1. +3
      29 мая 2019 07:19
      Хорошая версия. А на чем основано отрицание наличия винограда в доколумбовой Америке?
      1. +8
        29 мая 2019 08:20
        Цитата: 3x3zsave
        Хорошая версия. А на чем основано отрицание наличия винограда в доколумбовой Америке?

        Первые частные виноградники в американской истории появились во французских колониях около 400 лет назад. Главной целью выращивания этой ягоды являлось производство вина и в некоторых поселениях даже существовал закон, запрещающий употребление винограда в чистом виде из-за его дефицита
        Источник: http://www.diasporanews.com/2016/08/26/putevoditel-po-amerikanskomu-vinog/
        Вообще-то информации по данному вопросу предостаточно. Для начала лучше всего, как всегда, заглянуть в Вики:
        https://ru.wikipedia.org/wiki/История_виноделия
        Про крыжовник была как-то байда, типа он слегка смахивает на виноград, и потому, собственно, - Винланд. lol Но на Ньюфаундленде и в его окрестностях в то далёкое время и крыжовника-то быть ну никак не могло. Он тоже родом из Старого Света, как и виноград.
        Вообще-то в Америке на тот момент, видимо, были уже несколько видов так называемого девичьего винограда из семейства виноградовых. Но, во-первых, я не уверен что они могут произрастать на широте Ньюфауленда по причине хронической прохладности тех краёв и, во-вторых, эту кислятину даже кушать невозможно без сведения рожи, как и наш дальневосточный лимонник, произрастающий, кстати, гораздо южнее в области широколиственных лесов, где гораздо теплее.
        Для того, чтобы сделать из чего-либо вино, нужно чтобы в этом чём-то было достаточно сахара для получения браги, а для того, чтобы в растительном сырье образовались углеводы в достаточном количестве растению нужно много света и тепла. Поэтому в прохладных областях планеты у виноделов может быть только один местный источник природного сахара - это мёд. Данная тема очень обширна и интересна, но я, всё-же, вернусь к нашим баранам. lol Даже в наше время глобальной селекции мировая карта виноградарства не охватывает районы восточного побережья Канады (см. ниже).
        1. +5
          29 мая 2019 08:34
          Убедительно. Спасибо. hi В защиту Вашей версии: "ветер" по-исландски (наиболее приближенный к старонорвежскому) - vindur
          1. +6
            29 мая 2019 08:43
            Спасибо за Вашу крайне уместную отсылку к исландскому, весьма ничтожно изменённому за тысячу лет варианту языка викингов. hi
          2. +1
            29 мая 2019 10:02
            Убедительно
            Полная ерунда. Особенно "авторитетно" выглядит отсылка к Вики.
            1. +5
              29 мая 2019 10:54
              "Какие Ваши доказательстффа?" laughing
              х/ф "Красная жара"
              1. +9
                29 мая 2019 11:34
                Вон там ниже коллега по вопросу крыжовника уже попытался исправиться, так что вопрос с крыжовником будем считать закрытым, он в Северной Америке в рассматриваемое время рос.
                Кроме всего прочего, вино плодовоягодное можно получить и из других ягод, процесс викингам был знаком.
                Теперь о винограде. Во первых, вино можно делать и из дикорастущих видов, поэтому вопрос культурного разведения винограда тут не к месту, как и ареал распространения культурных сортов.
                Во вторых, коллега Эррр упоминает девичий виногра́д (лат. Parthenocissus), но игнорирует такой коренной американский вид, как Vitis riparia Michx, виноград морозный, широко распространенный в центральной и восточной Канаде и в центральной и северо-восточной частях Соединенных Штатов , от Квебека до Техаса и восточной Монтана в Новую Шотландию.
                Используется как подвой для гибридных сортов и для приготовления домашнего вина.
                Некоторые лозы V. riparia выдерживают температуру до -57 ° C.
                Так что версию с виноградом категорически отбросить никак не получается. И не только по причине наличия этого самого винограда в Северной Америке, а по причине того, что ученые так и не определили однозначно место этого самого Винланда. Вариантов наличествует полтора десятка - от широко известного Ньюфаундленда до малоизвестного залива Наррагансет. Кстати, Новая Шотландия тоже среди кандидатов. Так что викинги и виноград вполне могли встретиться.
                Что касается альтернативы Стране вина, то есть версия, что короткий звук «i» мог быть заменён длинным «i» и что название на самом деле происходит от древнеисландского слова с короткой «i» vin, означающего луг или пастбище, т.е. Страна пастбищ.
                1. +6
                  29 мая 2019 12:15
                  Виктор Николаевич, я в общем и не сомневался, что Вы приведете весомые аргументы, однако словосочетание "полная ерунда" не вписывается в мои представления о конструктивном диалоге.
                  1. +5
                    29 мая 2019 12:38
                    Приношу искренние извинения за неэстетичную форму комментария.
                    1. +4
                      29 мая 2019 12:58
                      Все в порядке. К слову, "вики" не так уж плоха, в качестве стартовой площадки для изысканий, инфу конечно нужно перепроверять, но это в любом случае приходится делать.
                2. +5
                  29 мая 2019 14:29
                  Браво!!! hi Всё-таки пошёл процесс перебирания вариантов происхождения топонима Vinland! Лично мне в Вашем анализе понравился вариант с длинным "i" и, как следствие, с "vin", означающим "луг" или "пастбище". Это потому, что даже если бы викинги и наткнулись в процессе своего открытия Америки на некую ягоду, очень похожую на виноград, то за неимением на тот момент культуры виноделия ни у них самих, ни у встреченных ими на новых землях аборигенов, они скорее всего назвали бы новую землю Vinberland, что означает Земля Винограда. При этом, даже будучи природными виноделами, что само по себе - нонсенс, они всё равно не смогли бы изготовить из кислой северной ягоды вообще никакую брагу без использования сахара из гастронома или, хотя бы, элементарного мёда с пасеки. Но пчеловодство, как я понимаю, тоже не является коронкой норманнов, а с гастрономами в тех местах в то давнее время также было туговато. Спиртсодержащее пойло можно, конечно, приготовить ещё и из пророщенных зёрен злаков, что северные народы наверняка и практиковали. Но в таком случае можно смело называть Винландом любую территорию на планете, где эти самые злаки могут произрастать. Это если толковать расширительно само понятие "Страна Вина". Такие вот дела, коллега.
                  1. +5
                    29 мая 2019 14:49
                    за неимением на тот момент культуры виноделия ни у них самих
                    Не стоит горячиться.
                    Плодовое вино или "бьорр" викинги производили повсеместно, добавляя в фруктовый сок мед. Напоминает сидр. Покрепче пива и медовухи. Кроме того, им не надо было прямо там, в открытой Америке срочно давить сок и делать вино. Достаточно было оценить наличие сырья.
                    Это если толковать "расширительно".
                    1. +4
                      29 мая 2019 15:02
                      Отдельное спасибо Вам за "бьорр" hi , Яндекс о нём тоже ничего не знает. Но я не стану мучиться сам, лучше я его замучаю. laughing
                      1. +4
                        29 мая 2019 15:18
                        Для многих покажется удивительным, но на многие вопросы ни Яндекс, ни Гугль ответа, по крайней мере прямого, не дают. В данном случае лучше почитать что то вроде книги Daily Life of the Vikings.
                      2. +3
                        29 мая 2019 15:52
                        Можно Гвина Джонса, это на русский переведено. Равно как и Жаклин Симпсон.
                      3. 0
                        29 мая 2019 18:13
                        Автор Кирстен Вольф?
                    2. +4
                      29 мая 2019 15:13
                      К слову, вино из голубики сам делал, кстати, без сахара.
                      1. +3
                        29 мая 2019 18:38
                        Я сегодня с вашей и комарада Undecim ("11" - номер в команде? smile ) прогрессирую как никогда прежде. Как всё это интересно. Среди прочих наименований голубика т.ж. имеет такие, как пьяника, пьяная ягода, пьяничка, пьяница и, в качестве вишенки на торте, ещё и синий виноград! Произрастает в дикой форме во всех регионах Северного полушария в тундре, лесотундре и лесной зоне. Любит заболоченные участки с кислой почвой. Наибольшая урожайность в тундре и лесотундре на сфагновых болотах. В Евразии ареал распространяется от Исландии и Великобритании до Дальнего Востока и Японии. Встречается также в горах Испании, Италии, Турции, Монголии и пр. В Северной Америке - от приполярной Аляски до гор Калифорнии. Ну чем не сырьё для производства вина для мужественных мореходов?! Спасибо Вам в очередной раз. hi
                3. +1
                  29 мая 2019 20:35
                  Vitis Labrusca рос тоже в Сев.Америке
                4. 0
                  29 мая 2019 20:43
                  Цитата: Undecim
                  название на самом деле происходит от древнеисландского слова с короткой «i» vin, означающего луг или пастбище, т.е. Страна пастбищ.

                  Gisli Sigurdsson, "The Quest of Vinland in Saga Scholarship"
                  Этот товарищ вроде глворит что этот вариант произношения вышел из обихода викингов задолго до описавыемых событий
        2. +3
          29 мая 2019 10:42
          Хотел бы внести маленькое уточнение по поводу утверждения о том что крыжовник родом из Старого Света. Это не так. В Америке тоже рос крыжовник, но более мелкоплодный и худшего качества, чем европейский. Но в начале XX века из Америки была завезена болезнь - сферотека (мучнистая роса), которая фактически погубила старинные европейские крупноплодные сорта крыжовника. Американский же крыжовник был устойчив к этому заболеванию. Поэтому селекционеры начали проводить гибридизацию американского и европейского крыжовников. В наше время практически все сорта крыжовника, выращиваемого в России, являются гибридами европейского и американского крыжовника.
          1. +4
            29 мая 2019 11:22
            Цитата: alebor
            В Америке тоже рос крыжовник, но более мелкоплодный и худшего качества, чем европейский.
            Спасибо за Ваш коммент. Вы, вероятно, имеете ввиду смородину американскую (Ribes americanum), в диком виде произрастающую в том числе, видимо, и на Ньюфаундленде, относящуюся, как и все растения рода Смородина, к семейству Крыжовниковых. Есть такая. Интересно было бы попробовать вино из оной. smile Спасибо ещё раз за расширение моего кругозора. hi
            1. +6
              29 мая 2019 12:58
              Если говорить о дикорастущих коренных видах североамериканского крыжовника, то в данном случае начинать стоит с крыжовника жестковолосого или шиповатого - Grossularia hirtella.
              Pаспространен в С. Амер. от Ньюфаундленда до Пенсильвании и З. Виргинии, на запад от Ю. Дакоты до Манитобы.
              Крыжовник шиповниковый - Grossularia cynosbati, крыжовник изменчивый - Grossularia divaricata,
              крыжовник неколючий - Grossularia inermis, крыжовник освежающий - Grossularia irrigua, крыжовник узкоцветковый - Grossularia leptantha, крыжовник миссурийский - Grossularia missouriensis - это также дикорастущие виды крыжовника Северной Америки.
              1. +7
                29 мая 2019 14:36
                Искреннее Гран Мерси за Ваш ботанический экскурс. hi У меня наконец-то появилась настоящая возможность расширить свой кругозор. Поверьте, я здесь абсолютно серьёзен.
                1. +5
                  29 мая 2019 14:50
                  Всегда рады интересному собеседнику.
                  1. +2
                    29 мая 2019 16:26
                    А вы все здесь молодцы! (с) "Квартет И" smile
                    Прочитал комментарии с не меньшим интересом, чем статью. hi
                    1. +1
                      1 июня 2019 16:01
                      Цитата: Хозяин Трилобита
                      Прочитал комментарии с не меньшим интересом, чем статью.

                      абсолютно солидарен. Спасибо комментаторам.
              2. +3
                29 мая 2019 23:36
                Вот крыжовник люблю. И варенье царское тоже.

                Но с этими видами пока не сталкивался.
        3. 0
          29 мая 2019 18:00
          Цитата: Эррр
          Вообще-то в Америке на тот момент, видимо, были уже несколько видов так называемого девичьего винограда из семейства виноградовых. Но, во-первых, я не уверен что они могут произрастать на широте Ньюфауленда по причине хронической прохладности

          Виноград прибрежный (Vitis riparia)
          Родина - Северная Америка. Довольно зимостоек. Выдерживает температуры до -30°С. На юге Приморского края зимует без укрытия. Несмотря на то что ягоды многих видов вполне съедобны, американский виноград введен в культуру лишь после открытия Америки. В начале XVII в. в Америке делались попытки культивирования европейского винограда, который был завезен из Европы колонистами. Многочисленные посадки этого винограда, производившиеся в восточных штатах Северной Америки в течение 200 лет, погибали, как мы теперь знаем, от филлоксеры и грибных болезней. После неудачи с введением в культуру европейских сортов стали выращивать местный дикорастущий виноград.
          Кстати, широко известная изабелла - гибрид ещё одного американца - лабруски, с каким то дичком.
  3. +4
    29 мая 2019 07:16
    Интересно. Разделение на трамплины понравилось.

    Если разобраться как следует в климатических оптимумах и малых ледниковых периодах что-то может и проясниться. Хотя не уверен, что данные бесспорны.

    И про кречетов понравилось. Одна из изюминок.
    1. +5
      29 мая 2019 07:47
      Данные о малых ледниковых периодах основываются на гляциологии веских, дендрохронологических исследованиях, подтверждённых так же летописным источниками и вулканологическими изысканиями.
      Что до "трамплинов", ближайшая антология из авиации - "аэродром подскока".
      1. +3
        29 мая 2019 13:02
        Конечно: "гляциологических" и "аналогия". "Бог из машины" в лице Т9 не дает расслабиться. request
      2. +2
        29 мая 2019 22:09
        Мы не совсем разбираемся в причинах и следствиях. Модели, что строятся сложны. И небольшое изменение переменной, может так поменять модель, что мало не покажется.

        Те же дендрохронологи проводят аналогии с климатом по современной реакции прироста деревьев.

        Но как они сами говорят - верификации нет.
    2. 0
      1 июня 2019 16:09
      Цитата: Korsar4
      Если разобраться как следует в климатических оптимумах и малых ледниковых периодах что-то может и проясниться. Хотя не уверен, что данные бесспорны.

      климат-влияет на все.И климат влияет на кочевников и разложение империй и на викингов(их появление)
      как обычно кому хуже-того среда и выталкивает навстречу новым просторам(экстенсивному) и они побеждают тех у кого условия получше(банально потому что назад пути нет).
      Климатические качели влияют на исход битв.
      Насчет торговец-пират. До развития огнестрельного оружия(требующего многого) любой торговец с древних времен был одновременно и пиратом и торговцем. Просто в зависимости от обстоятельств.Викинги стали подобными чуть позже. До них были и после них.
      Доколумбовые индейцы и эскимосы Гренландии уступали викингам(которые многих побеждали в Европе) во всем. Но давление нарастало и из за ухудшения климата они выгнали всех.Оставшихся убили.Другого быть не могло.
      Викингам так же не принадлежит право первооткрывателей Америки. До них были уже европейцы и азиаты в Америке(те же китайцы и карфагеняне, а ранее еще основатели Карфагена). Порой находят свидетельства их нахождения. А так же нахождение некоторых культур вне своего ареала до "официальных открытий" из Австралии в Египте и в Европе -делает свидетельства обмена между Европой и Америкой с давних времен.
  4. 0
    29 мая 2019 08:54
    Бряхня всё это. Наши чукчи раньше там были.
    1. +5
      29 мая 2019 13:10
      Чукчи стали "вашими" исторически очень недавно.
      И вообще, чукчи - воинственный и недружелюбный к чужакам народ, которого не смогли заставить платить налоги даже могущественные русские цари. Были в 18 веке три русско-чукческие войны. Русские отступили. И при советской власти не очень получалось. Только Абрамович с ними преуспел. laughing
      1. +2
        29 мая 2019 13:45
        Совершенно верно! Будь северные олени в полтора раза крупнее, чукчи тоже бы заимели тяжелую кавалерию ( привет с соседней ветки) laughing
        1. +2
          29 мая 2019 14:25
          А если бы приручили белых медведей... то к ним бы даже с танками не сунулись am
          1. +1
            29 мая 2019 14:35
            Если Вас не тошнит от фантастики, то для ознакомления: О. Дивов "Родина слонов"
      2. 0
        29 мая 2019 17:45
        Цитата: voyaka uh
        Русские отступили. И при советской власти не очень получалось. Только Абрамович с ними преуспел.

        Евреи везде преуспевают. wink
      3. +1
        29 мая 2019 21:25
        Нормально получилось у советской власти. Детей стали воспитывать в интернатах, взрослых - в колхозы (рыболовные, оленеводческие). Самобытность, конечно, подрастеряли, но деление на "мирных" и "немирных чукоч" (так в старых документах писали) исчезло. Все стали мирные.
      4. -1
        1 июня 2019 16:18
        Цитата: voyaka uh
        И вообще, чукчи - воинственный и недружелюбный к чужакам народ, которого не смогли заставить платить налоги даже могущественные русские цари

        ну многого с них не возьмешь. Да и климат не позволял достигнуть уровня технологического превосходства. Так они и жили в в своем строе.
        Цитата: voyaka uh
        Были в 18 веке три русско-чукческие войны. Русские отступили.

        сунулись за данью, получили отпор..стандартные истории. Вообще то Русский север и Сибирь примерно одинаково покорялись(не мирным как тут любят говорить-а огнем и мечом)
        да в этих войнах победили чукчи-но превосходство все равно осталось за технологически и общественно более продвинутыми.Обычная колониальная война метрополии.(нужно вспомнить Русско-юкагирские войны)
        да и поведение колониальных войск не было таким добрым(Шипицын пригласил на переговоры старейшин чукчей и всех их перерезал). Победа чукчей -это тот факт что земля бедная, взять нечего--войска были выведены и затрат уменьшены.
    2. +3
      29 мая 2019 16:24
      Так "наши чукчи " и первый подводный флот создали. "ЧуКраМорДи", или, проще, Чукрамор (не путать с Ч-Укармором, это другое) - не слышали? Чукотский Краснознаменный Моржовый Дивизион. Прирученные "нашими чукчами" моржи атаковали вражеские флотилии анунаков из-под воды, переворачивали их анунаковые лодки, после чего брали спасавшихся вплавь рептилоидов в плен и... Короче, отсюда выражение "хрен тебе моржовый". feel А на острове Комодо до сих пор живут гигантские ящеры. Совпадение? Не думаю.
      wassat laughing
      1. 0
        29 мая 2019 16:33
        ,,,где то читал recourseчто: индейцы это предки хантов и чукчей, ханты это угры, а угры — это венгры. Венгры открыли Америку! belay wassat request
      2. +1
        29 мая 2019 16:37
        Совпадение. Не бьётся. Чем они знамена в красный цвет красили? Если только рассматривать как аксиому теорию о Великом Моржовом Пути в Средиземноморье.
        1. +1
          29 мая 2019 16:50
          Цитата: 3x3zsave
          Чем они знамена в красный цвет красили?

          Своей пролетарской сознательностью и развесистой клюквой, чем еще?
          А еще они на высочайшем уровне владели генной инженерией. Иначе откуда бы там взялись корова с ластами (её наймиты Хозяев Запада окрестили "стеллеровой") и овцебык?
          1. +2
            29 мая 2019 17:13
            Михаил! Вы осознаете, что мы только что совершили прорыв в исторической науке? Вот он, момент истины! Овцебык! Именно на них протославянские арии вышли из Шамбалы, который некоторые опортунисты называют Тибетом. Это Нобелевка, как минимум! (Как максимум - Небьюла) laughing
          2. +3
            29 мая 2019 17:56
            "владели генной инженерией. Иначе откуда бы там взялись корова с ластами"////
            -----
            Так и морж - это бык с ластами.
            На берегу мало корма, чукчи постепенно загнали свои стада коров в океан. Часть быков и коров выжила, приспособилась. И чукчи стали получать калорийное мясо, жир.
            Это инновационный народ, плохо понятый соседями.
            1. -1
              29 мая 2019 18:01
              Это инновационный народ, плохо понятый соседями
              То есть, Вы предполагаете , что соседи были арабами?
              1. +2
                29 мая 2019 18:20
                Нетрудно подметить (и это известно многим специалистам) что ар-абы и ар-ии - это одно и то же. Прото-арабарии изрядно попортили крови свободолюбивым прото-чукчам. Похищали у них моржей, убивали ручных тюленей (это запечатлено на фресках). Но это - дела далекого прошлого. Сейчас чукчи и викинги часто дружат семьями, вместе смотрят телевизор.
            2. +2
              29 мая 2019 18:23
              Цитата: voyaka uh
              Так и морж - это бык с ластами.

              Черным по белому написано - МОРЖ. Вы читать умеете? Морж - это морж, а корова это корова. Вы наших чукчей дураками не считайте - был бы морж быком - так и написали бы.
              А вообще, морж - это прапредок тюленя. Они (моржи) сохранили в чистоте свои моржовые гены, моржовую религию и моржовый язык, поэтому остались большими, сильными и мудрыми. Вот русские тоже сохраняли все это от своих арийских предков, потому мы тут такие великие, и все от нас произошли. Если б не Хозяева Запада, мы б сейчас были ростом в три с половиной метра и рукой до звезд доставали. Ну а ума у нас и так во-о-от сколько! Близится возрождение Великой Нации, берегитесь, вы там все! Вот вернемся к огненному ведическому православию и починим себе галактику, как в старые добрые времена.
              Так и моржи среди тюленей. Элита. Хранители генофонда. Не зря они с нашими чукчами нашли общий язык. А морские котики предали свою историю и теперь Хозяевам Запада служат. Но придет срок и восстанут Моржи в своей мощи, и вернут себе по праву перворожденных все, что захотят и все, что понравится и вострепещут отступники и приползут к ним на согнутых ластах и будут просить о милости, но не все получат ее...
              Так как-то...
              Ой, что-то понесло меня... wassat laughing
              1. +3
                29 мая 2019 18:31
                "Они (моржи) сохранили в чистоте свои моржовые гены, моржовую религию и моржовый язык, "////
                ----
                Так бы сразу и сказали... А то я начитался непроверенных гипотез. Беру все слова назад. drinks
                (кроме слов о телевизоре) . am
              2. +2
                29 мая 2019 18:54
                Чё, блин, обрадовались, отщепецы! Ща, нагрянут протославянские матросы на зебрах с ревонвертами в кармАнах!
              3. +6
                29 мая 2019 20:13
                Статья познавательная.Но комментарии просто бомба.Остались ещё на ВО читатели с таким не слабым чувством юмора,и таким интересом к теме в даной статье. А то в последнее время комменты только об:"хохлы,шумеры,кастрюлеголовые,гои,ФША,ы,русский мир,православная цивилизация,а мы за три дня до ЛаМанша,а не получится то мы их ядерной качалкой как жахнем,нам пофиг по завершён кормчего все равно в рай попадем".
        2. +3
          29 мая 2019 23:28
          Конечно, сангвинарией. Это Ее потом на американский континент подбросили.
  5. +3
    29 мая 2019 15:41
    А мне больше импонирует версия посещения европейцами Америки изложенная Фарли Моуэтом.
    1. +2
      29 мая 2019 15:57
      Подробнее пожалуйста, я, например не осведомлен...
      1. +5
        29 мая 2019 16:24
        Моуэт в книге, в переводном издании имеющем название От Ариев до Викингов, или Кто открыл Америку, приводит версию, что первым народом заселившим фарерские острова, Исландию, Гренландию и в последствия Ньюфаундленд были альбаны - викинги шли следом и первоначально цель была не освоение земель, а банальный грабеж.
        1. +1
          29 мая 2019 16:54
          Цитата: Serg-IF
          первым народом ... были альбаны

          Это кто, позвольте осведомиться? "Альба" значит "белый". Но из них я только Альбано и Рамину Пауэр знаю. Они?
          1. +3
            29 мая 2019 17:21
            Прочитайте книгу, в тырнете она есть для свободного скачивания, цитировать её здесь не вижу смысла наберите в гугле фамилию автора и найдёте.
            1. +2
              29 мая 2019 18:01
              Цитата: Serg-IF
              Прочитайте книгу,

              Честно, времени нет.
              Мне многие тут советуют, прочитайте то, прочитайте это. В основном, псевдоисторическая фигня типа Фоменко, Клесова, Чудинова и прочих. Недавно один товарищ настойчиво предлагал ознакомиться с трудами Екатерины II ("Записки касательно российской истории", кажется), дескать, "Что на такое скажете? Она-то все знала!". Я отнекивался, но он был вельми настойчив. Я открыл то, что он предложил и мне пяти минут хватило, чтобы понять откуда ветер дует. Вольный пересказ Татищева с некоторым добавлением уникальных сведений, очень похожих на собственные фантазии. Так что я с крайним скепсисом подхожу к предложениям что-то прочитать, исходящим от незнакомых мне людей.
              Если хотите ознакомить нас с какими-то знаниями, потрудитесь конспективно изложить их здесь, как это сделали пользователи выше, в дискуссии о винограде и крыжовнике.
              На чем основывается гипотеза Моуэта, чем подтверждается, хотя бы для начала.
              1. +2
                29 мая 2019 18:26
                Не настаиваю, Фоменковщина кстати мне тоже претит. Но в данной ситуации это не альтернативная история,а версия для которой трудно найти достаточно тех же археологических доказательств
                1. +1
                  29 мая 2019 19:23
                  Цитата: Serg-IF
                  в данной ситуации это не альтернативная история

                  Хорошо, что так. smile
                  Тогда скажите
                  Цитата: Serg-IF
                  А мне больше импонирует версия посещения европейцами Америки изложенная Фарли Моуэтом.

                  чем именно эта версия, собственно, вас привлекла?
                  Я уже оставил желчь и интересуюсь из чистого (в смысле, без иронии, злобы или намерения посмеяться) любопытства, поскольку в ближайшее время вряд ли сяду читать эту книгу, да и в отдаленном тоже вряд ли - не моя тема.
              2. +2
                29 мая 2019 23:30
                Фарли Моуэт - интересный человек. От темы далеко. Но его "Не кричи волки" настоятельно рекомендую.
          2. +3
            29 мая 2019 17:43
            Блин, Михаил! Альбы, они же - альвы из древнегерманского эпоса, они же - эльфы, в переработке Толкиена, ушедшие на Закат.
            1. 0
              29 мая 2019 18:05
              А Альбано - потомок того единственного, кто на первом километре ногу подвернул и решил остаться? Понятно, спасибо. laughing
            2. +3
              29 мая 2019 18:58
              В альбах нет ничего мистического. Alba - гельское название Шотландии. В прошлом так называли всю Великобританию, отсюда бритское Альбион.
              С 900 (год смерти короля Дональда II) по 1286 (год смерти короля Александра III) существовало Королевство Альба или Алба (гэльск. Rìoghachd na h-Alba) — государство скоттов и пиктов под главенством скоттов. Именно этих альбов и рассматривает Моуэт, как потенциальных первооткрывателей Америки. Да, у него много допущений, но там нет фоменковщины.
              1. +2
                29 мая 2019 19:16
                Цитата: Undecim
                у него много допущений, но там нет фоменковщины.

                Хорошо, раз так.
                Написал бы Serg-IF "альбаны - предки современных шотландцев" у меня бы желчь не проливалась. request
                Вполне возможно, что там бывали шотландцы, может даже и раньше, хотя, чтобы такое утверждать, нужно все-таки что-то шотландское там найти в культурном слое (если он там есть) и чтобы лежало оно этак хотя бы сантиметров на двадцать пониже.
                Впрочем, мореходами все-таки были именно скандинавы и шансов добраться по северным морям куда-то раньше них у всех остальных было прискорбно мало.
                1. +2
                  29 мая 2019 19:32
                  Оппа!
                  "-Хьюстон, у нас проблемы...
                  -В чем дело, парни?
                  -Да так, очередная область нелинейности. Расслабься, Майк, мы справимся"
                2. 0
                  29 мая 2019 19:34
                  Написал бы Serg-IF "альбаны - предки современных шотландцев"
                  А Вы разве не знали?
                  1. 0
                    29 мая 2019 19:39
                    Цитата: Undecim
                    А Вы разве не знали?

                    А с чего бы я тогда про этих певучих итальянцев вспоминал? Первое, что в голову пришло. А раз не пришло про шотландцев - значит не знал. smile
        2. +2
          29 мая 2019 17:37
          Сергей! Во-первых, спасибо за справку. Во-вторых, Моуэт (я поинтересовался личностью) - замечательный естествоиспытатель, но как историк, извините, величина более чем отрицательная. Соответственно, то что он предлагает - очередная фолькхисторическая хрень. В-третьих, если я правильно понимаю, Вы недавно на сайте, соответственно, могу обозначить позиции противоборствующих сторон. Есть "традики", которые придерживаются традиционных методов изучения исторического наследия и, не смотря на мелкие разногласия, всегда приходят к консенсусу. И есть "фолькхисторики", которые кроме того, что уверены что историки "все врут" и таят "машину времени" в недрах Ватикана, еще и между собой грызутся. Ибо клесовство нафиг противоречит фоменковщине. Ну. как-то так
          1. +3
            29 мая 2019 18:11
            Не соглашусь с вами, не вижу в данной версии что-то противоречащее официальному видении традиционалистов, ибо свидетельства саг также вызывают определенные сомнения, если Вы не прочитали книгу то судить об данной версии так категорично ну скажем так - не совсем корректно типа не читал - но считаю это вражеской пропагандой. ;)
            1. +2
              29 мая 2019 20:23
              Ещё раз, добрый вечер, Сергей! Вероятно, Вы уже увидели нашу разминку перед "второй гусарской забавой". И это реально разминка.
              Я, в свою очередь, приношу извинения свои предположения, и выражают надежду, что ничем не оскорбил Вас и Ваши убеждения.
  6. +3
    29 мая 2019 16:05
    Очень хороший материал, Тимур!
  7. +4
    29 мая 2019 16:28
    Хорошая статья, понравилась. Просто, логично, интересно.
    Автора на сцену, для вручения благодарностей!
    smile
  8. +3
    29 мая 2019 17:14
    Цитата: Хозяин Трилобита
    Цитата: Serg-IF
    первым народом ... были альбаны

    Это кто, позвольте осведомиться? "Альба" значит "белый". Но из них я только Альбано и Рамину Пауэр знаю. Они?

    Значение слова Альба - белый вторично, и возникло у римлян. Географические наименования нередко связаны с народностями которые в данной местности какое-то время находились, отсюда и названия Альпы, альба лонга, туманный Альбион...
    1. +2
      29 мая 2019 19:36
      Цитата: Serg-IF
      Значение слова Альба - белый вторично, и возникло у римлян.

      Ладно-ладно (ворчливо)... Приношу свои извинения за первоначальную резкость... В свое оправдание скажу только, что то, что вы написали на первый взгляд было очень похоже на вброс со стороны какого-нибудь очередного новохроноложца, а я в таких случаях зачастую, реагирую неадекватно, как щука - сначала бросаюсь, потом думаю. request
      1. +4
        29 мая 2019 23:50
        Тоже мне: "Сначала ударь, потом подавай голос".

        Но, если честно, часто и сам такой.
  9. +1
    29 мая 2019 17:17
    Кстати о статье - сухая и поверхностная, по крайней мере в моём видении, ни чего нового я в ней не прочитал.
    1. +3
      29 мая 2019 18:21
      Да, Сергей, я тоже. Но хорошо изложено, автор постарался, свое видение нам представил, так что почему бы и не отметить именно этот положительный факт? А ждать нового... оплатите мне поездку в Исландию, я Вам... накопаю... или в Норвегию... Если мы будем ждать новизны от каждого материала, то ВО будет обновляться раз в полгода! Вот эту книгу мне мама подарила на день рождения в 1962 году. Потом читал ее продолжение. И ничего не изменилось с тех пор. Но все равно статья написана хоро
      шо!
  10. +3
    29 мая 2019 17:50
    Цитата: voyaka uh
    Чукчи стали "вашими" исторически очень недавно.
    И вообще, чукчи - воинственный и недружелюбный к чужакам народ, которого не смогли заставить платить налоги даже могущественные русские цари. Были в 18 веке три русско-чукческие войны. Русские отступили. И при советской власти не очень получалось. Только Абрамович с ними преуспел. laughing

    Не то чтобы недружелюбный к чужакам, а щитающим настоящими людьми только себя любимых, со всеми вытекающими. Русские как раз не отступили у чукчей после этих войн даже детей пугали русскими, так что тут скорее признание русских равными себе ;)
  11. 0
    1 июня 2019 06:49
    Все замечательно.
    Но..., вряд ли соответствует тому,что было на самом деле.
    Историю сочиняют гуманитарии.
    А, когда к проверке ее истинности подключаются технари,то получается... швах.
    Причем, полный.
    Киль,шпангоуты, доски.
    Якобы при изготовлении дракаров использовался только топор,но не пила.
    Которая , якобы, была известна скандинавам с восьмого века.
    Какой восьмой век ?
    Пила-это листовой покат. Мануфактура.
    А как вы с помощью пилы доски получите ?
    Никак.
    Пила ,в основном, предназначена для поперечного пиления,поперек волокон.
    А для продольного пиления нужен и зуб иной формы.
    Нужны и более серьезные технологические приспособления,чем .
    Нужен и силовой привод.
    Нужна пилорама с силовым приводом.
    Все это у скандинавов было ?
    Намного раньше ,чем у других ?
    Как справедливо замечено в мультфильме "Падал прошлогодний снег" : " Ох, уж эти сказки, ох уж эти сказочники".
    Не смешно.
    1. 0
      1 июня 2019 16:42
      Цитата: ignoto
      Историю сочиняют гуманитарии.
      А, когда к проверке ее истинности подключаются технари,то получается... швах.

      физики, климатологи, математики, архитекторы/строители, даже экономисты и биологи..
      традиционные историки вообще игнорируют множество факторов.. даже порой радиоуглеродный анализ..
      если что то не вписывается в официальную-то это альтернативная и несерьезная становиться.
      История-это мнения.
    2. 0
      1 июня 2019 17:00
      А до изобретения пилы досок не делали совсем?
      1. 0
        1 июня 2019 22:04
        Цитата: Полимер
        А до изобретения пилы досок не делали совсем?

        пилы использовали в Древней Греции, Египте, Древнем Китае и по всему Средиземноморью

        ну а тут как изготовить без пилы судно
        https://pro-vladimir.livejournal.com/238614.html
        1. 0
          2 июня 2019 05:53
          Тут тоже много интересного:
          http://korabley.net/news/tekhnologija_drevnego_sudostroenija/2011-01-26-755
          Или здесь:
          http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/
          И тут:
          http://sk-frontal.ru/stolyarnoe-remeslo-v-drevnem-egipte
          Вопрос был к ignoto.
    3. 0
      1 июня 2019 22:38
      Цитата: ignoto
      А, когда к проверке ее истинности подключаются технари,то получается... швах

      Я технарь, и никакого шваха не вижу.
      Цитата: ignoto
      Какой восьмой век ?

      Эпоха викингов была примерно с 8-го по 11-ый век, насколько мне известно.
      Цитата: ignoto
      Пила-это листовой покат. Мануфактура.

      А отковать нельзя, по Вашему?
      Цитата: ignoto
      А как вы с помощью пилы доски получите ?

      С помощью топора.
      Цитата: ignoto
      " Ох, уж эти сказки, ох уж эти сказочники".

      Я так понимаю, что Вы вообще не верите, что тысячу лет назад можно было построить корабль?
  12. 0
    13 июня 2019 00:13
    Главных проблем, которые не позволили основать прочные колонии в Новом Свете викингами - четыре :

    первое - климат поменялся, особенно в сер.13 века, когда начался Малый Ледниковый период, и замёрзли Исландия с Гренландией, лишив скандинавов промежуточных пунктов базирования.

    второе - отсутствие практической необходимости; да, была перенаселённость, но в Европе тогда было достаточно места - одна Русская равнина и бассейн Волги сколько поглотили скандинавских переселенцев.

    третье - отсутствие развитой торговли и, шире, высокопроизводственной экономики, для которой необходим поиск новых рынков сбыта, а, следовательно, отсутствие необходимости в поиске новых территорий.

    четвёртое - отсутствие серьёзного военного и технического превосходства викингов 10-11 вв. над аборигенами Нового Мира (какое появилось у европейцев в 15-16 веке), в связи с чем у крайне малочисленных поселений постоянно была серьёзная военная опасность.

    А "Фантастическая сага" Гарри Гаррисона - реально шикарный роман на эту тему.