Дружба с Индией. География и технологии

Выбрали Индию


Тема российско-индийского сотрудничества как-то постыдно и стремительно исчезла из новостных лент после Восточного экономического форума, не получив должного анализа. Ну, если, конечно, не считать таковым разбором традиционное «ура, ура, мы победили» без уточнения, как, где и кого. Что же есть в реальности? А в ней видится, что, пометавшись между Западом, Китаем и рядом региональных держав, Кремль остановил свой выбор на Индии.




Сразу скажем, что с известными оговорками это направление можно лишь приветствовать. Без шуток. Индия – давно уже не страна трущоб, но вполне себе восходящий экономический и геополитический гигант. Если соседняя КНР по ряду показателей уже упёрлась в свой потолок, то индийский потенциал только начал реализовываться. Это факт, который невозможно отрицать.

Однако ряд вопросов остаётся. И касаются они даже не индийских интересов – они как раз понятны: поставки российского сырья и сбыт готовой продукции. Речь о том, чего же хочет руководство РФ.

Но вопросы остаются


Например, известно, что лидеры двух стран анонсировали новый судоходный путь Владивосток — Ченнаи. Хорошая новость в любом случае, однако в полной мере непонятная. Например, как это будет согласовываться с другим, ещё более масштабным проектом. А конкретно – транспортным коридором «Север — Юг».

Напомним, этот проект предусматривал обеспечение непрерывного грузопотока из Европейской части России и самой Европы через Закавказье, Каспий и Среднюю Азию в Иран, а позднее по морю – до индийского Мумбаи. Замысел не иллюзорный – под него уже реализуется ряд инициатив, которые были важны сами по себе. Например, объездное шоссе вокруг Волгограда, которое задумывалось несколько десятилетий, но начало строиться лишь сейчас.

Поэтому интересно узнать, означает ли, что проект «Север — Юг» фактически начал сворачиваться в пользу чисто морского пути из Владивостока в Ченнаи? Известно, что сухопутные магистрали уступают по рентабельности водным путям. Именно поэтому, в частности, Китай возит уголь для своих приморских провинций аж из далёкой Австралии, а не из собственных континентальных бассейнов. Не исключено, впрочем, что планируется запустить оба транспортных проекта параллельно, но однозначного ответа от официальных лиц пока нет.

И если воды Каспийского бассейна Россия, одна или вместе с Ираном, ещё способна контролировать, то южные воды вплоть до Мумбаи – нет. Очевидно, что в любой угрожаемый период в международных отношениях такая конфигурация станет неистребимым источником проблем, если только индийцы не возьмут безопасность Аравийского моря на себя.

В ином случае придётся либо договариваться с Пакистаном о сухопутном маршруте или искать иные нестандартные решения, чего точно не произойдёт при нынешнем руководстве России.

России нужны технологии


И, самое главное, для чего все эти усилия? Нет, желание продать в Индию невозобновляемых ресурсов, от нефти и алмазов до леса, понятно. Чем мы хуже Африки, в конце концов?

Но если отбросить злую иронию, очевидно, что современной России нужны технологии. Много и во всех сферах. И не технологический ширпотреб, а нечто исключительно прорывное.

Но есть ли нечто подобное у Индии? Да. Есть. И очень много. В самых различных областях Нью-Дели обладает перспективными разработками, если не на переднем краю прогресса, то очень недалеко от него. Но… Технологиями завтрашнего дня не принято делиться. Вообще. Исключения из общего правила крайне редки. Например, знания такого уровня приобретаются при победе в войне у побеждённого врага или при заключении тесного союза. Причем не просто тесного, а теснейшего. Или у страны нет денег для разработки своей собственной идеи и приходится идти на поклон к чужакам.




Так или иначе, готова ли Индия делиться технологиями такого уровня, ещё большой вопрос. Скорее всего, нет. Вместо этого нам готовы предложить лишь готовые товары и технологии пусть и ещё современные, но стремительно устаревающие.

Патенты и санкции


Даже если предположить, что наши партнёры и согласятся что-то передать из прорывного, то возникает другой вопрос. Дело в том, что Индия может и не владеть патентами на все элементы цепочки, а часть из них принадлежит Соединённым Штатам и государствам Евросоюза. А там что? Правильно, санкции. Что сразу рубит всю инициативу на корню, какой бы замечательной её ни расписывали.

Вот и всё, после этого нет смысла обсуждать прочие «если бы», которых, кстати, тоже предостаточно. Например, возможное участие в проекте коридора «Север — Юг» Пакистана. Или о том, сможет ли вообще промышленность РФ освоить и воспринять индийские технологии, если вдруг об их передаче удастся договориться. И если да, то за какой срок – в современном мире технология, как известно, товар скоропортящийся.

Видимо, потому и не слышно фанфар по поводу очередного «прорыва» на Востоке. И нет качественной аналитики. Нечего анализировать, кроме очередных оружейных контрактов, которые сами по себе погоды уже давно не делают.
Автор:
Аксель
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти