Создатель немецкой РЛС опровергает "невидимость" F-35

79
Немецкая компания создала радиолокационную станцию, работа которой опровергла усиленно пропагандируемую «невидимость» F-35. Правда, для этого пришлось устроить настоящую охоту на новейший американский боевой самолет.





Игра в «кошки – мышки»


Фирма Hensoldt изготовила пассивный радар TwInvis, который фиксирует местоположение воздушных судов. Благодаря тому, что от данного оборудования не исходит излучение, оно остается скрытым для сторонних глаз, при этом высвечивая интересующие объекты.

С помощью новой РЛС производитель решил засечь полет F-35. Тем более, что представился удобный случай – двое «невидимок» прибывали из Аризоны на Берлинское авиашоу, проходившее в апреле 2018 года. Для более точной фиксации радар использовал мощность сигналов польских FM-излучателей, вещающих вглубь Германии. Однако американские истребители так и не поднялись в воздух на обозначенной выставке, зато были «пойманы» выполнявшие полеты «Еврофайтеры».

Как выясняется, тогда Hensoldt перебазировала РЛС со складной антенной (помещающуюся в фургон или внедорожник) на новую площадку, находящуюся в 150 км от Берлина. Оборудование было размещено среди лошадей, на ферме с пони, недалеко от аэропорта. Как пояснил один из очевидцев, «кто-то с берлинского авиасалона появился и пребывал здесь два или три дня». При этом «агентурой» фиксировался каждый шаг F-35 в преддверии их полета.


Пример размещения TwInvis


Западня для F-35


Как только самолеты оказались в воздухе, радар приступил к их отслеживанию. Сбор данных осуществлялся на основе сигналов от транспондеров ADS-B. Так называемыми линзами Люнеберга машины оснащаются для того, чтобы их передвижение могли фиксировать наземные службы. Взлетевшие F-35 как раз были ими снаряжены.

Однако, как уверяет производитель, РЛС способна обнаруживать цели независимо от того, установлены ли на них радиолокационные отражатели. Как утверждают в Hensoldt, РЛС, функционирующая в пассивном режиме, работает в ином спектре, что делает присутствие (или отсутствие) указанных линз неважным.

Немецкие военные уже оценили новое творение. Бундесвер в настоящее время рассматривает созданный компанией пассивный радар в качестве технологии, способной существенно расширить боевые возможности войск, в частности, – в деле противовоздушной обороны. Прошлой осенью на юге Германии осуществлялось масштабное тестирование системы, фиксировавшей весь поток воздушных судов.

Более того, были внесены существенные корректировки в программу создания нового боевого самолета, в которой участвуют ФРГ, Франция и Испания.

Стелс, который мы знали, потерял свой блеск

- пишет в этой связи издание c4isrnet.

79 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +47
    30 сентября 2019 09:29
    Кто бы сомневался? Я с 1974 года в авиации и сказки про невидимок устал слушать...
    1. -2
      30 сентября 2019 09:36
      "Как только самолеты оказались в воздухе, радар приступил к их отслеживанию. Сбор данных осуществлялся на основе сигналов от транспондеров ADS-B. Так называемыми линзами Люнеберга машины оснащаются для того, чтобы их передвижение могли фиксировать наземные службы. Взлетевшие F-35 как раз были ими снаряжены.

      Однако, как уверяет производитель, РЛС способна обнаруживать цели независимо от того, установлены ли на них радиолокационные отражатели."
      -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      Далее можно уже не читать.
      1. +9
        30 сентября 2019 10:27
        Цитата: zaches
        Далее можно уже не читать
        Совершенно с вами согласен: тут или перевод неправильный или автор совсем не понимает о чем пишет. Линзы Люненберга устанавливаются для увеличения эпр, играют роль при первичной радиолокации: радар излучает и принимает отраженный стгнал, обрабатывает.... Транспондеры работают с радарами вторичной локации: радар запросил, транспондер ответил, основное применение в гражданском секторе. Наверное просто некорректный перевод.
        А если серьёзно, то в прошлом году один программер написал "на коленке" программу для отслеживания военных самолетов, включая stealth машины: они нередко летают без подачи flightplanов, но с включенными транспондерами: они не отвечали ражданским радарам, но взаимодействовали с транспондерами других самолетов /tcas работал, для разведения смолетов при опасном сближении, является обязательным, конечно не используется при ведении БД/ вот по информации поступающей от других самолетов он навострился получать данные о полетах stealthов, ну и других военных самолетах.
        1. +16
          30 сентября 2019 10:52
          Цитата: Pete Mitchell
          Цитата: zaches
          Далее можно уже не читать
          Совершенно с вами согласен: тут или перевод неправильный или автор совсем не понимает о чем пишет.

          Или Вы не понимаете о чем пишет автор.

          "Для более точной фиксации радар использовал мощность сигналов польских FM-излучателей, вещающих вглубь Германии."


          Это чисто пассивная система, которая использует сигналы (возможно гражданских TV и радиопередатчиков) для поиска их отражений в верхней полусфере. Учитывая мощности таких передатчиков - вполне реальная задача. Второй плюс - используется зеркальное отражение плоскости вниз. Для разнесенных в пространстве передатчика и приемника.

          "Как утверждают в Hensoldt, РЛС, функционирующая в пассивном режиме, "

          Точную координату таким образом не получить, но зафиксировать наличие самолета в пределах линии горизонта и направление на него - вполне.
          1. +6
            30 сентября 2019 11:12
            https://studfiles.net/preview/2806470/page:3/
            "3. Основные методы радиолокации ."

            "При активной радиолокации с активным ответом (рис. 1.6, б) предполагается наличие на объекте ответчика (ретранслятора), который состоит из приемного устройства, предназначенного для приема и усиления прямого сигнала, поступающего от РЛС – запросчика, и передающего устройства —для создания ответного сигнала (переизлучения).
            При пассивной радиолокации сама цель является источником электромагнитного излучения, а РЛС выполняет функции приемного устройства, предназначенного для определения направления на этот источник (рис. 1.6, в)."

            "Разнесенная радиолокационная система — разновидность радиолокации по пассивным целям. Ее характерная черта: передающее и приемное устройства разнесены на значительное расстояние. На рис. 1.6, г показана функциональная схема разнесенной системы активной радиолокации, в которой передающее устройство принадлежит наземной станции, а приемные"

            "Активная радиолокация в отличие от пассивной позволяет определять все координаты цели (не только направление на нее). Преимущество пассивной системы — скрытый характер локации (со стороны РЛС нет излучения)."
          2. +2
            30 сентября 2019 11:30
            Я таки дико извиняюсь, но коммент относился к конкретному обзацу. В остальном с вами согласен: именно разнесенна локация или би-радарные системы являются самой простой угрозой всяким stealthам. В пассивных системах, названы были женскими именами, очень неплохо продвинулись чехи в свое время, как сейчас не знаю. Хорошего дня
      2. -2
        30 сентября 2019 11:27
        Цитата: zaches
        Далее можно уже не читать.

        Да вообще, бред какой то. Пассивный радар отслеживающий цель при помощи двух польских FM-радиостанций и транспондеру установленном на F-35, но может это делать и без них... Проверяли ещё в прошлом году на поле в котором паслись какие то пони... Бред сумасшедшего.
      3. +5
        30 сентября 2019 15:51
        Цитата: zaches
        Далее можно уже не читать.

        ========
        "...Фирма Hensoldt изготовила пассивный радар TwInvis, который фиксирует местоположение воздушных судов. Благодаря тому, что от данного оборудования не исходит излучение, оно остается скрытым для сторонних глаз, при этом высвечивая интересующие объекты. ..."
        -----------
        Господи, Спаси и Помилуй! "Каким местом" модераторы думают??? fool В те доисторические времена, когда служил "срочку" командиром расчета - ЭТО называлось РТР (Радио-Техническая Разведка!!!)....
    2. +8
      30 сентября 2019 09:37
      Согласен. Когда я учился в ВУЗ, ещё в конце 80-х, уже тогда просчитывались средства обнаружения. Неужели учёные из страны матрасии до сих пор слепо веруют в свои технологии? Смешно.
      1. +8
        30 сентября 2019 10:11
        Неужели учёные из страны матрасии до сих пор слепо веруют в свои технологии?

        да причем тут ученые? про невидимость говорят маркетологи. Или Вы хотите чтобы в рекламе правду говорили? типа мойте голову нашим шампунем или не нашим все равно облысеете? нет так это не работает.....
      2. +4
        30 сентября 2019 10:16
        Цитата: edeligor
        Согласен. Когда я учился в ВУЗ, ещё в конце 80-х, уже тогда просчитывались средства обнаружения. Неужели учёные из страны матрасии до сих пор слепо веруют в свои технологии? Смешно

        Возможно, это "теневая станция". Она отслеживает тень от самолёта, на фоне радиоизлучения, отраженного от ионосферы. Сигнал очень слабый, куча помех - но искусственный интеллект творит чудеса... Там в статье есть намек на это. Они использовали сигналы польских радиостанций, направленных на Германию...
    3. +5
      30 сентября 2019 10:47
      А я с 2012 в авиации, но еще до этой даты знал, что невидемости не существует, а есть технология малой заметности. Выходит из ваших слов и СУ-57 летающий сарай, а не только американские визави?
    4. +2
      30 сентября 2019 10:58
      Цитата: pafegosoff
      Кто бы сомневался? Я с 1974 года в авиации и сказки про невидимок устал слушать...

      Вы не представляете как я их устал слушать, туповатые журналисты только и трындят, что о невидимости, когда разработчиками была заявлена малозаметность. С какого расстояния этот радар заметил самолёт? С 3 км? о самом важном не написали... Должно быть потомучто с 4 он уже обгадится его искать, при этом замечая еврофайтер с 30, к примеру
    5. +1
      30 сентября 2019 13:13
      Ну думаю госдеп наложит санкции на производителя этих радаров.
    6. +3
      30 сентября 2019 15:17
      Цитата: pafegosoff
      Кто бы сомневался? Я с 1974 года в авиации и сказки про невидимок устал слушать...

      Полагаю,данный пассивный радар,что-то вроде ОЛС. На СУ-57 вроде как испытывают новую ОЛС -50М. И я подозреваю,что ей до фонаря эти линзы Люнеберга,страсти по стэлс (малозаметности)
      и тд...
  2. +4
    30 сентября 2019 09:30
    И ты Ганс!
    Сначала русские и китайцы а теперь!?
    Нож в спину?
    Интересна будет реакция исключительных.
  3. -3
    30 сентября 2019 09:33
    Выключил транспондер и РЛС ослеп. Какой то принцип детских часов и приложения Где ребёнок laughing
  4. +4
    30 сентября 2019 09:36
    Ну и какая дальность обнаружения у такого "радара"? 10-15 км? Ф-35 виден и в оптическом и инфракрасном диапазонах. Вряд-ли это новость. Ну а если Ф-35 включит свой РЛС, то по излучению его уже кто угодно увидит.
  5. +5
    30 сентября 2019 09:38
    Да,не по деловому,немцы хотят развалить один из лучших американских "военных бизнес-проектов" ,куда притянуты и потенциальные потребители этого продукта,развенчание мифа в действии,никто не любит когда им дурят головы laughing
  6. +3
    30 сентября 2019 09:41
    Извечная борьба меча и брони , переходит в борьбу шапки невидимки и всевидящего ока,это постмодернизм господа.
  7. +7
    30 сентября 2019 09:42
    Бедный F-35 кто только на нём не оттоптался... feel
    1. -1
      30 сентября 2019 12:07
      Похоже действительно кусок дерьма. Наступил случайно он и воняет. lol
      Но подвластным режимам матрасы продают его десятками. good
      Маркетологи отрабатывают свой хлеб на сто процентов. wink
      Рубанули американцы бабла и в ус не дуют. laughing
      1. +5
        30 сентября 2019 12:16
        Судя по всему, что за последние годы пишется на ВО об F-35, то примитивнее этого самолёта только аэроплан братьев Райт.
        1. 0
          1 октября 2019 06:06
          Раньше все-таки появился самолёт Можайского.
          1. 0
            1 октября 2019 17:53
            Раньше чего? А если вы о Можайском, то, правильнее будет так: были обнаружены эскизы, весьма похожие на чертежи и найдена часть переписки А.Ф. Можайского с военными ведомствами. Вот и всё, что мы знаем о "самолёте" Можайского на сегодняшний день.
  8. +5
    30 сентября 2019 09:42
    Вопрос, а что останется от преимуществ "пингвина" в случае отсутствия для него полноценной сетевой структуры поддержки, а возникновения сетевой структуры контроля воздушного пространства у его противников???
    Похоже туда он уже не полетит!!! потому как ........
  9. +1
    30 сентября 2019 10:18
    Да нет он "невидимый" ,пусть больше продают союзникам )
  10. +9
    30 сентября 2019 10:38
    Пассивный радар работает с помощью приема излучения, генерированного радио- и телестанциями, базовыми вышками сотовой связи, другими радарами. В военное время это одноразовые простейшие излучатели.

    Для определения координат цели нужно как минимум две приемные антенны, а лучше три и более. Соответственно система называется бистатическая или мультистатическая радиолокация. В России и за рубежом в крупных мегаполисах и пригородах с плотным покрытием сотовой связи уже развернуты мультистатические пассивные радары с одним приемников на 9 базовых вышек сотовой связи. Данные системы обнаруживают любой летательный объект вплоть до малоразмерных БПЛА.

    В перспективе мультистатические приемники (требующие небольшого энергопотребления) предполагается установить на БПЛА и связать их в единую систему с помощью узконаправленных радиоканалов с наземным пунктом, оборудованным высокопроизводительными компьютерами.

    После того к защищаемому ПВО объекту (мегаполис, военная база, НПЗ и т.п.) летучая мышь не проскочит laughing
    1. +3
      30 сентября 2019 12:39
      Цитата: Оператор
      Соответственно система называется бистатическая или мультистатическая радиолокация.

      Есть и другой "термин", не исключено что придуманный журналистами...: "Французский радар" .
      Цитата: Оператор
      В России в крупных мегаполисах и пригородах с плотным покрытием сотовой связи уже развернуты мультистатические пассивные радары ...

      Да...были сообщения о подобных испытаниях в своё время.А вот про то,что развёрнуты...не знаю-не знаю ... Сообщения были,в основном, об "опытно-экспериментальных мероприятиях" с целью подтверждения реальной возможности широкого применения такого метода...Потом , такого рода сообщения как-то "затихли". Вроде бы , "где-то промелькнуло" сообщение,что во время испытаний не удалось достичь приемлемой точности для практического использования ...и интерес к методу ослабел.
      1. +2
        30 сентября 2019 12:47
        Метод используется для контроля воздушного пространства в том числе над Кремлем и другими правительственными объектами, поэтому и нет хайпа в интернете.
  11. +1
    30 сентября 2019 11:05
    короче Фрицы сказали ,можете покрасить свои фу-35 в белый и красный и выкинуть на свалку. потому что некрашенные даже для свалки не годны
  12. +8
    30 сентября 2019 11:10
    Интересно каким образом в СМИ подменили вопрос о сложности сбить на сложность обнаружить. Обнаружить самолет могут современные продвинутые (и не только) системы ПВО, значит ли это, что сбить так же просто как и обнаружить? Конечно нет! Если радары подсветки будут работать в активном режиме, то сами станут целью, без подсветки возникает вопрос о способности ракет производить захват цели с низкой отражающей поверхностью и значительными способности радио-электронного противодействия.
    Ну и как обычно когнитивный диссонанс - одни и те же люди пишут о глупости стелс технологий и восхищаются Су-57 в котором эти технологии пытаются реализовать...
    1. 0
      30 сентября 2019 11:56
      Цитата: AlexZN
      Интересно каким образом в СМИ подменили вопрос о сложности сбить на сложность обнаружить.

      А современных, продвинутых ракет никто не делает?
      Целеуказания есть, как только цель обнаружена .... подвели ракету в зону эффективного захвата ГСН и всё.
      Только "вилять" чем активнее, тем эффективнее или драпать на всех парах врубив все обманки, защиту ... ничего принципиально нового не придумано, не установлено.
      1. +2
        30 сентября 2019 14:25
        Возможности ГСН и стационарного радара - две большие разницы. Любой способ целеуказания делает прибор целеуказания целью. Ну и продвинутые ракеты и появляются против продвинутых самолетов и наоборот. Если вам кажется, что высокая маневренность лучше чем малая заметность, то ваше право. Соотношение возможных перегрузок для ракеты и пилотируемого самолета очень разные и не в пользу маневренности самолета...
        1. +1
          30 сентября 2019 14:52
          Малозаметность (а не НЕВИДИМОСТЬ), взаимодействие с сетевыми структурами разведки, контроля, организации боевого процесса ... да я только ЗА! Это есть показатель современности, совершенства технической базы и всего прочего, кого бы то ни было!
          Правда, высокие летные показатели авиационной техники лишним не будут!
          Получается, я за КОМПЛЕКСНЫЙ подход! Вот и всё.
          Противостояние хорошо оснащённых соперников, это соревнование самой передовой науки, технологической и экономической мощи .....
  13. +2
    30 сентября 2019 11:15
    РЛС, функционирующая в пассивном режиме, работает в ином спектре,

    По всему спектру радиоволн мониторить видать скила еще не хватает им. smile
  14. +3
    30 сентября 2019 11:16
    Не "невидимость" ,а малозаметность. Именно за это борются и американские и китайские и наши конструкторы. И это в корне важно для аргументации на форумах.Всё чётко должно быть определено---от этого и отталкиваться критикуя или восхваляя оружие.
    Кроме того ,цель мало заметить. Нужно ,чтобы ракета навелась и встретилась с целью. И этому собираются активно мешать---как самой конструкцией самолёта,так и средствами РЭзащиты.
    Линзы и транспондеры? А музыку лётчик не врубал на всю громкость,чтоб уж наверняка и звуковой разведкой дать себя засечь?
  15. +1
    30 сентября 2019 11:36
    Одним словом, чистого эксперимента не произошло, без линз самолет не обнаруживался. Поэтому все заявления конструкторов одно бла-бла.
    Чтобы заявлят о возможностях этого комплекса, надо проводить испытания и не одно. с отслеживанием самолета летающего без линз Люнеберга.
    1. 0
      30 сентября 2019 12:37
      Мультистатическая радиолокация работает по радиотени, когда воздушная цель оказывается между передатчиком и приемником, экранируя прямой сигнал от первого ко второму. Поэтому мультистатике абсолютно фиолетова величина ЭПР воздушной цели - хоть абсолютный нуль.
      1. 0
        30 сентября 2019 16:24
        Не хочу с Вами спорить, но в статье видимо речь идет не о мультистатическая радиолокация, а про эффект отраженного сигнала другой станции, к примеру ШВРС. Ну как может объект затенять сигнал от станции к станции, находящихся на земле, если данный объект находится в воздухе?
        1. +1
          30 сентября 2019 16:33
          Вы правы - бистатика работает на отраженном излучении, но я говорил о мультистатике с поднятыми на вышки (в перспективе на БПЛА) как передатчиками так и приемниками излучения. Последний способ обнаружения стелсов по их радиотени был презентован на научной конференции еще в начале 1990-х годов с участием автора математического алгоритма конструирования граненого стелс-планера летательного аппарата Петра Уфимцева (если не ошибаюсь), а реализован буквально год-два назад - слишком большие аппаратно-программные ресурсы пришлось задействовать, чтобы получить достоверную 3D-картинку воздушной обстановки в контролируемой зоне.
          1. 0
            1 октября 2019 10:45
            То, о чем Вы говорите, со всех точек зрения тупиковый проект. И один нюанс, разве дефракции радиоволн не существует и они не способны обогнуть объект?
            1. +1
              1 октября 2019 10:57
              Дифракция радиоволн возникает, когда их длина больше длины объекта - сотовая связь поддерживается в диапазоне от 33 до 12 см. Перспективная сеть 5g имеет диапазон до 1 сантиметра и размер сот до 100 метров.

              Т.е. с точки зрения приемника излучения, размещенного на БПЛА на высоте 6 км, базовые станции 5g выглядят как один большой планарный излучатель.Любая воздушная цель на его фоне имеет не только свою радиотень, но и характерную радиосигнатуру от машущих крыльев птиц или несущих, тянущих и толкающих винтов БПЛА.
              1. 0
                1 октября 2019 13:50
                Сколько времени Вы собираетесь держать массу БПЛА в воздухе, чтобы обнаружить объект? На каком расстоянии будут находиться БПЛА от пассивного локатора?
                Поверьте, что эта идея не имеет практического применения, т.к. все излучающие объекты противник перещелкает, как орехи.
                1. 0
                  1 октября 2019 14:05
                  Стандартное время барражирования 1-3 тонного БПЛА с ДВС составляет 24 часа.
                  Высота барражирования БПЛА, оснащенных приемником излучения сотового диапазона, вычислительным модулем и остронаправленной антенной радиопередатчика данных - 6 км.
                  Количество БПЛА для контроля воздушной обстановки на высоте от 3 км до 3 метров над городской застройкой можно оценить как один аппарат на 10х10 км.

                  Для Москвы в границах МКАД это 10 БПЛА в воздухе, плюс 10 БПЛА на земле для подмены.
                  1. 0
                    4 октября 2019 14:11
                    Есть в авиации, а БПЛА, думаю Вы со мной согласитесь, относится-таки к авиации, определенные виды работ на ЛА, которые проводить надо будет обязательно. Это и предварительная подготовка, парковые дни, различные виды регламентов, в конечном счете кап.ремонт по истечении назначенного ресурса. А значит это количество надо величить, как минимум втрое. Да и только окружность МКАД 108 км. Но вы-же не будете размещать над ней, вам надо вынести БПЛА на такое расстояние, на котором будет определятся ударный ЛА противника, но он не будет еще на дистанции удара. Значит выносить эти Ваши излучатели надо будет минимум на расстояние 100 км от Москвы.
                    Теперь другой вопрос: а почему именно вокруг Москвы? Я-бы разместил вокруг крупных промышленных центров, которые обеспечивают трансформацию производства в военной, коим (центром) Москва уже давно не является.
                    Так что все эти Ваши "подсветки-засветки" прекрасно заменить пара РЛС адаптированных под эту задачу (это только у границ Москвы. И дешевле, и нет такого геморроя ск количеством систем и финансов.
                  2. 0
                    10 октября 2019 13:54
                    Вот то, о чем я Вам говорил 4 октября https://topwar.ru/163398-rosteh-razrabotal-novuju-rls-sposobnuju-obnaruzhivat-malorazmernye-drony.html
  16. 0
    30 сентября 2019 12:02
    Простая логика. Был бы F-35 на самом деле "невидимкой", американцы не распродавали бы его налево и направо. Да, малозаметностью он обладает , но по мере быстрого развития современных средств обнаружения и защиты, малозаметность теряет свою актуальность. Поэтому мы не спешим клепать Су-57 сотнями. Американцы поспешили, наклепали уйму, теперь впаривают всем своим вассалам насильно. А ещё лет через 20-ть, это будет обычный "авиа-утюг",
    который буден виден с момента взлёта с аэродрома базирования.
    1. -4
      1 октября 2019 11:27
      "американцы не распродавали бы его налево и направо. "////
      ----
      Первым делом они насыщают собственные ВВС, а уж потом союзников.
      Сейчас идет формирование 8-ой эскадрилии Ф-35А для ВВС США,
      второй эскадрилии Ф-35С для ВМФ США и 5-ой эскадрилии Ф-35Б
      для Корпуса Морской пехоты.
  17. 0
    30 сентября 2019 12:27
    Вот как. А я думал, что полноценная бистатика еще только в лабораториях. А тут уже и в "поля" выкатили good
  18. 0
    30 сентября 2019 12:28
    Весь стелс крутился вокруг современных станций ДЦ диапазона. Однаго наши старые советские ламповые "метровые" П-18 их прекрасно видят. Хуже по дальности, чем "обычные" борта, но видят. Сюрприз, однако... wassat
  19. +4
    30 сентября 2019 13:06
    Цитата: pafegosoff
    Кто бы сомневался? Я с 1974 года в авиации и сказки про невидимок устал слушать...

    Просто западу всегда "дули в уши", что "стелс" означает невидимость. В реалии стелс всегда был и остается "малозаметным" самолетом. То есть если обычный можно было бы засечь, к примеру, с расстояния в 500 км, то "стелс" - с расстояния в 150-200 км. И чем длиннее дина волны радара, тем лучше видно этот самолет. Недаром же наши старые РЛС метрового диапазона прекрасно видят самолеьты этого типа. В то время, как миллиметровые и сантиметровые западные радары могут и не видеть
    1. +2
      30 сентября 2019 13:25
      Уменьшение ЭПР на порядок снижает дальность радарного обнаружения примерно в два раза - например, Су-35 с ЭПР 10 кв.м обнаруживается на дистанции 500 км, "Рафаль" с ЭПР 1 кв.м - на дистанции 250 км, F-35 с ЭПР 0,3 кв.м - 175 км.

      В метровом диапазоне снижение дальности обнаружения меньше, за исключением F-117 (снятого с вооружения) с граненым планером и ЭПР 0,017 кв.м - обзорная РЛС ЗРК С-125 метрового диапазона при подсветке из нижней полусферы смогла обнаружить F-117 на дистанции 30 км.
      1. 0
        30 сентября 2019 15:32
        Возьмём в качестве примера более реальные данные - истребитель с ЭОП=1 м2 Миг-35 обнаруживаем на расстоянии Д=400 км в свободном пространстве (БРЛС Н036 "Белка"), то "стелс" с ЭОП=0,3 м2 (Ф-22, Ф-35) обнаружим на расстоянии Д=296 км в свободном пространстве.
        1. +2
          30 сентября 2019 15:36
          Цитата: Нечто
          ЭОП=1 м2 Миг-35

          Где можно почитать об этом достижении РСК "МиГ"?
      2. -5
        1 октября 2019 11:31
        F-35 с ЭПР 0,3 кв.м - 175 км.
        -----
        Но так как ЭПР Ф-35 0.001 м2, то делим (грубо) 175 на два и еще раз на два.
        Где-то 30-35 км. Так и есть - Ваша прикидка верна.
        1. +1
          1 октября 2019 14:29
          voyaka uh (Alexey), неграмотность налицо! Глупые рекламные данные фирмы Локхид-Мартин оставьте себе. Наконец научитесь разбираться в ЭОП(ЭПР) и почувствуйте разницу между средним значением и минимальным. Как всегда пишите одно и тоже, не разобравшись. И научитесь считать для начала, стратег. Разница не в 2 раза, а в 1,7783 раза.
    2. 0
      30 сентября 2019 16:52
      Переходе на метровый диапазон с дециметрового ЭПР цели типа истребитель увеличивается в три раза без учета стелс- покрытия.
      1. +1
        4 октября 2019 09:05
        Avior (Сергей), ошибаетесь... При переходе на метровый диапазон с дециметрового дальность обнаружения цели увеличивается с 3,16...до 10 раз, что равносильно увеличению ЭОП цели в 100 раз до 10000 раз без учёта стелс - покрытия.
        1. 0
          4 октября 2019 09:31
          дома на компьютере где-то учебник для операторов П-18.
          для цели типа истребитель в 3 раза, бомбардировщик в 2 раза, для крылатых ракет- в десятки раз.
          связано с геометрическими размерами- чтобы ЭПР увеличилась, размеры элементов должны быть намного больше длины волны
          1. +1
            4 октября 2019 11:55
            Avior (Сергей), возьмите формулу по радиолокации и подсчитайте...
            1. +1
              4 октября 2019 12:16
              Avior (Сергей), правильно будет двояко - одно другому не мешает, пересчёт дальности от длины волны и увеличение ЭОП от резонансных явлений при отражении от планера цели.
              1. 0
                4 октября 2019 13:13
                Доберусь дома дома до компьтера- дам табличку и учебник.
              2. +1
                4 октября 2019 14:40

                Где-то так.
                Это без учета стелс- покрытия для разных типов целей.
                Для целей типа истребитель, как видим на примере Ф-15, эпр увеличивается в три раза.
            2. 0
              4 октября 2019 13:11
              Нельзя так пересчитать.
    3. -2
      1 октября 2019 19:39
      Цитата: Старый26
      Недаром же наши старые РЛС

      Довольно странно прочитать от такого технически подготовленного и не урапатриотического камрада такую "ахинею"
      1. 0
        2 октября 2019 12:08
        Ратуш (Ратуш), можно со Старым26 не соглашаться по некоторым его суждениям.
        Цитата: Старый26

        И чем длиннее дина волны радара, тем лучше видно этот самолет. Недаром же наши старые РЛС метрового диапазона прекрасно видят самолеьты этого типа.

        Но здесь он видимо прав.
        1. -1
          2 октября 2019 13:08
          Цитата: Нечто
          И чем длиннее дина волны радара, тем лучше видно этот самолет. Недаром же наши старые РЛС метрового диапазона прекрасно видят самолеьты этого типа.

          Но здесь он видимо прав.

          Не особо.РЛС метрового диапазона не в состоянии ни локализировать координаты самолета,не может выдать ни тип цели,ни высоту,ни скорость,ни направление движения. .Ни тем сопровождать и выдать целеуказание..Единственное что она может -что в определенном направлении есть что то и сообщить об этом другим РЛС которые могут все эти параметры вычислить.Жаль что они могут это только работая в диапазоне "маленьких"волн -дециметровых,сантиметровых,миллиметровых.В которых стелс самолет-"невидим" .Поэтому практическая ценность метровых РЛС против стелсов-околонулевая
          1. 0
            2 октября 2019 15:05
            Цитата: Ратуш
            Жаль что они могут это только работая в диапазоне "маленьких"волн -дециметровых,сантиметровых,миллиметровых.В которых стелс самолет-"невидим" .

            "Стелс" не невидим, а менее заметен. РЛС дециметровых, сантиметровых, миллиметровых хорошо его "видят", но на более близком расстоянии. Старый26 говорил именно про обнаружение целей (видят) и не имел в виду целеуказание и точное определение координат. Поэтому в своём выражении он прав. Не подумайте - ничего личного между нами.
    4. 0
      4 октября 2019 13:14
      Длина волны РЛС от национальности мало зависит. От назначения РЛС- другое дело.
  20. -1
    30 сентября 2019 13:08
    Однако американские истребители так и не поднялись в воздух на обозначенной выставке, зато были «пойманы» выполнявшие полеты «Еврофайтеры».

    Интересно, анонимный автор сам своё творение читал?
    Оказывается, удалось яобы определить полеты еврофайтера.
    Но статья почему-то про ф-35
  21. 0
    30 сентября 2019 13:53
    Немецкая компания создала радиолокационную станцию, работа которой опровергла усиленно пропагандируемую «невидимость» F-35.

    О бозечки...
    Никто и никогда не говорил, что "Лайтнинг" "невидимый". Малозаметный - да.

    Как только самолеты оказались в воздухе, радар приступил к их отслеживанию. Сбор данных осуществлялся на основе сигналов от транспондеров ADS-B.

    Ой вэй...

    Однако, как уверяет производитель, РЛС способна обнаруживать цели независимо от того, установлены ли на них радиолокационные отражатели.

    Пфф, всего то дальность обнаружение упадет, как на любой РЛС. А так да, ваще побоку.

    Либо немцы рофлят, либо...
  22. +2
    30 сентября 2019 14:39
    Теперь американцы внесут эту фирму в черный список. Это надо же так подгадить хегемону.
  23. +2
    30 сентября 2019 16:16
    Меня, не военного человека, удивляет, что за три года в течении которых я время от времени читаю здесь комментарии, ни один комментатор не заметил очевидного: Ф-35 продают всем союзникам не для того чтобы заработать, а чтобы победить в гонке за лидерство в мире. Каждая из стран готовит пилотов, строит инфраструктуру и т.д. Все это не просто разгружает бюджет США но готовит им моб. ресурс. Понятно, даже мне, что Ф-35 есть утюг. Но тысячи утюгов, которые имеют единое управление и на которые трудно навестись, в сочитании с флотом и ракетными установками вдоль наших границ.... Это инструмент давления прежде всего. А учитывая нашу навязчивую любовь к саморушению... Нужно дождатся пока у граждан закипит, чуть-чуть добавить гражданской активности и просто подождать. Давит снаружи, давит изнутри - авось где-то и продавит. Это же ковбои :)
  24. 0
    30 сентября 2019 16:37
    У нас давно уже есть Струна-1, которые фиксирует эти стэлсы, с линзами или без них...Один сказочник из Хайфы утверждает, что ЭПР Фу-35 = 0, 00001 кв. метра...
  25. 0
    30 сентября 2019 18:46
    Цитата: AlexZN
    Ну и как обычно когнитивный диссонанс - одни и те же люди пишут о глупости стелс технологий и восхищаются Су-57 в котором эти технологии пытаются реализовать...

    Су-57 восхищаются не из-за «невидимости», очевидно. Диссонанс только в ваших пропагандистских попытках.

    Дружок, Россия не «пытается реализовать», сама теория малой радиолокационной заметности разработана в СССР, США её украли, а не разработали. Так что мы прекрасно и всё об этом знаем. Хорош уже пургу мести.
  26. -1
    1 октября 2019 11:57
    Цитата: voyaka uh
    ЭПР Ф-35 0.001 м2

    Вы явно перегрелись на праздновании иудейского Нового года в своей Хайфе laughing
  27. -1
    1 октября 2019 14:50
    Цитата: Нечто
    научитесь считать для начала

    Им учиться считать не актуально, у них после немецкой публикации подгорает ясным пламенем laughing
  28. +9
    14 октября 2019 10:55
    Цитата: ЗВС
    Но вы-же не будете размещать над ней, вам надо вынести БПЛА на такое расстояние, на котором будет определятся ударный ЛА противника, но он не будет еще на дистанции удара

    В части мультистатической радиолокации с применением малоразмерных БПЛА с бортовым радиоприемником речь может идти исключительно о радиотеневом обнеружении воздушных целей непосредственно над территорией, накрытой густой сотовой сетью - т.е. над городской застройкой.

    Обнаружение воздушных целей на подходах к городской застройке должно вестись старым добрым способом - с помощью крупноразмерных БПЛА с бортовым радаром метрового диапазона.