Поговорим о науке: пена Уэйра-Фэлана показала возможности создания средств связи нового поколения

32

В рубрике «Поговорим о науке» предлагается к обсуждению тема, посвящённая тому, как формулируемые математиками задачи способны приводить к важным научным открытиям в области физики с последующими возможностями применения этих открытий в технологической практике. Одним из примеров вполне можно считать задачу Кельвина, сформулированную ещё в 1887 году.

Задача состояла в заполнении пространства равными многогранниками так, чтобы отношение площади поверхности к объёму многогранника было минимальным. Сам Кельвин (он же Уильям Томсон) предложил в качестве решения своей же задачи – заполнение пространства усечёнными октаэдрами – геометрическими телами, у которых по 14 граней (8 правильных шестиугольников и 6 квадратов).



Почти через столетие после этого появился новый вариант решения задачи Кельвина. В 1993 году Дэнис Уэйр и Роберт Фэлан предложили заполнение пространства набором двух типов многогранников, у которых (при одинаковом объёме) разное число граней. Оказалось, что соотношение Кельвина Уэйру и Фэлану удалось улучшить. Структура, созданная в виде компьютерной модели в 1993 году, получила название пены Уэйра-Фэлана. Примечательно, что Уэйру и Фэллону получить «свою» пену на практике так и не удалось. Лишь через 18 лет её создали учёные из Дублинского Тринити-колледжа.

Встал вопрос: для чего и где это может быть использовано? Причём вопрос этот обозначил себя ещё до реального получения «пены». Математическую модель взяли на заметку инженеры и архитекторы. Так, к Олимпиаде в Пекине с использованием модели заполнения пространства равновеликими многогранниками был построен центр водных видов спорта. Китайцы заявили о существенной экономии строительных материалов при реализации проекта с увеличившейся долей полезного использования пространства.

Теперь же учёные выяснили, что у пены Уэйра-Фэлана есть и важное свойство, которое позволяет совершить настоящий прорыв в физике, а именно – в оптике.

Исследователи Принстонского университета опубликовали работу, в которой отмечено получение пены Уэйра-Фэлана с последующим изучением её оптических свойств. Оказалось, что при пропускании светового луча через эту пену, определённые длины волн блокируются. Другими словами, свет ряда частот пеной отражается, при этом волны других частот видимого света проходят через материал. Слишком упрощённо: "красная" часть спектра проходит, остальное – отражается пеной. Это явление называют избирательной блокировкой фотонов (фотонными запрещёнными зонами).

Учёные сразу же заявили, что знают отрасль, где это свойство пены Уэйра-Фэлана можно было бы применить. Речь идёт о средствах связи, передачи информации, в том числе и в кодированном виде. Исследователи отмечают, что возможности пены Уэйра-Фэлана (самой структуры) могут быть использованы для создания средств информационных коммуникаций нового поколения. Для таких средств связи, как заявлено, потребуется на порядок меньше энергии, чем для привычных нам сегодня. Это заявление уже вызвало интерес со стороны военных.

Сам эффект фотонных запрещённых зон известен и применительно к кристаллам, но пена Уэйра-Фэлана имеет неоспоримое преимущество – её динамика при взаимодействии со светом может программироваться в отличие от статичного кристалла. То есть «пенная» структура может заменить целый набор кристаллов для реализации в проекте передачи данных, создании устройств глобальной коммуникации.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    19 ноября 2019 15:52
    пена Уэйра-Фэлана

    Да, человечество за последние три десятка лет далеко в науке шагнуло.. и темпы открытий только увеличиваются, сейчас чуть ли не каждый день появляется информация о научных разработках\достижениях в разных сферах.. Очень жаль, что фамилии все западные.. наших фамилий совсем нет..
    1. -4
      19 ноября 2019 15:57
      Цитата: Svarog
      Первый на!!

      Цитата: Svarog
      фамилии все западные.. наших фамилий совсем нет..

      Ваших там и не будет никогда request Задолбали уже нытики negative

      Из статьи вы, естественно, ничего не поняли laughing
      1. +7
        19 ноября 2019 16:00
        По какому принципу делим на ваших и наших?) То ли умные, то ли красивые?)
      2. 0
        19 ноября 2019 16:01
        Цитата: Голован Джек
        Ваших там и не будет никогда

        Правильно, сейчас там все ваши.. с англицкими фамилиями...
        Цитата: Голован Джек
        Задолбали уже нытики

        Меня смущает психическое состояние тех, кто находясь по горло в .... радостно кричат ура! Прорыв! Все здорово!
        Согласитесь не здоровое восприятие окружающей действительности laughing
        1. +5
          19 ноября 2019 16:03
          Цитата: Svarog
          Меня смущает психическое состояние тех, кто находясь по горло в ...

          Вы по себе судите, наверное?

          Цитата: Svarog
          сейчас там все ваши.. с англицкими фамилиями...

          Дешево, "Сварог". Что из статьи-то поняли? Статья-то - ни о чем, практически laughing
    2. +9
      19 ноября 2019 16:09
      Цитата: Svarog
      пена Уэйра-Фэлана

      Да, человечество за последние три десятка лет далеко в науке шагнуло.. и темпы открытий только увеличиваются.
      К сожалению увеличение темпов открытий уменьшился, извините за каламбур."Закон Мура" уже не действует.
      1. -1
        20 ноября 2019 06:59
        Цитата: lwxx
        К сожалению увеличение темпов открытий уменьшился, извините за каламбур."Закон Мура" уже не действует.

        причём транзисторы и тенденция общего технологического прогресса?
        кроме транзисторов больше ничем не занимаемся?
        1. 0
          20 ноября 2019 07:05
          Заком Мура как пример развития технологий. Согласитесь , как быстро развивалась наука и техника с конца 19 века и весь 20 й. А сейчас темпы сильно замедлялись по сравнению с последним столетием.
  2. +7
    19 ноября 2019 16:05
    Помнится сотовая связь была в диковинку ,а сейчас уже в порядке вещей Кстате аналог сотовой связи был впервые опробован в СССР в 50-60 г. Но что то не прижилось
    1. +5
      19 ноября 2019 16:46
      Цитата: Politruk-M
      аналог сотовой связи был впервые опробован в СССР в 50-60 г


      Это даже аналогом назвать нельзя. Потуги на зонную ну ещё может быть. Никто же не называет IMTS ( Improved Mobile Telephone Service) аналогом сотовой связи, хотя она существовала в те же года, что и алтаи и прочие . А MTS (Mobile Telephone Service) компании Bell вообще в 1946 году была.
    2. +5
      19 ноября 2019 17:12
      Чего это не прижилось?
      Алтай и Урожай вполне стабильно работали на уровне обкомов и даже райкомов:: другое дело, что партия решила оставить этот ресурс за партийными средствами связи - такими они и были аж с конца 60-х годов
      1. +4
        19 ноября 2019 17:24
        Цитата: hydrox
        Чего это не прижилось?
        Алтай и Урожай вполне стабильно работали на уровне обкомов и даже райкомов:: другое дело, что партия решила оставить этот ресурс за партийными средствами связи - такими они и были аж с конца 60-х годов

        У Трансгаза тоже были, вдоль трубы, точно. Так что не обкомом единым, так сказать laughing
      2. 0
        19 ноября 2019 17:31
        Цитата: hydrox
        Алтай и Урожай


        Это не сотовая связь, это банальные радиоудлинители телефонной связи. Никакой связи с сотовой связью они не имели и не имеют. Ну, наверное можно их объявить, с большой натяжкой, для ура-патриотов "мобильными" девайсами, но не более того.
    3. +4
      19 ноября 2019 17:22
      Politruk-M: Кстате аналог сотовой связи был впервые опробован в СССР в 50-60 г. Но что то не прижилось

      сотовая связь была изобретена еще Архимедом. Отлично прижилась и уже больше двух тыс. лет не для кого не в диковинку yes
  3. +3
    19 ноября 2019 16:05
    Пифагора забыли спросить. А он то и предпологал, что вселенная построена по принципу додекаэдра.
    1. +4
      19 ноября 2019 17:32
      Последние наблюдения, а так же математические выкладки говорят скорее о тороиде.
      Это единственная геометрическая фигура, которая на данный момент не противоречит нашей сумме знаний.
    2. +1
      20 ноября 2019 13:04
      Цитата: федоров
      Пифагора забыли спросить. А он то и предпологал, что вселенная построена по принципу додекаэдра.

      Додекаэдр, как известно, относится к телам Платона, или правильным многогранникам. А упоминаемый в статье усечённый октаэдр---к телам Архимеда (полуправильные многогранники)! Интересно, почему Автор не упомянул про РОМБОДОДЭКАЭДР, относящийся к телам Каталана (тоже полуправильные многогранники)? Ведь он же однозначно параллелоэдр (т.е.тело, которыми можно без разрывов и наложений заполнить евклидово 3хмерное пространство)! А параллелоэдры ещё называют... телами Фёдорова laughing wink !
  4. +8
    19 ноября 2019 16:25
    Довольно "мутноватое" объяснение перспективы применения. Я в физике не новичок, но использование подобных структур в качестве оптических фильтров? А формировать эту структуру чем? Это же все порядка длины волны, то есть доли микрона! И точности тоже, ещё на порядок, минимум жёстче по допускам. Похоже, это пока "математическая модель"... Вот когда ее формировать научатся...
    1. +3
      19 ноября 2019 17:32
      Тоже сразу подумал о проблеме реализации. Сразу пришла в голову аналогия с окнами прозрачности в оптоволокне. Но там их три и самое большое в ик-диапазоне.
    2. 0
      20 ноября 2019 07:10
      Причем эта "пена" делается с помощью фрактальных преобразований в бесконечном количестве альтернативных вариантов bully
      И фракталы уже давно заняли свою нишу в радиотехнике, но вот в оптику иду туго и именно из за того, что считать можно сколько угодно, а вот реализовать в "железе/стекле/кристалле" - проблема, ибо на атомных силовых микроскопах много не наработаешь.
  5. -1
    19 ноября 2019 16:44
    Кабельная это связь, или по принципу обычных радиостанций, но так сказать, с избирательной чистотой ?Пытались ли пойти дальше теории? ??
  6. +1
    19 ноября 2019 17:07
    Как раз - таки все по тексту понятно, что в зависимости от размерности локального пространственного тела ,будь то куб додекаэдр или любое платоновое телом и др. Меняются физические свойства этой макроструктуры. Но это видно при использовании функции постоянного значения числа .В данном случае все опирается не на теоретические обоснования ,а на эксперимент .
    1. 0
      20 ноября 2019 07:11
      Гридасов, фракталы это делают лучше, даже экспериментов не нужно для подтверждения laughing
      1. 0
        20 ноября 2019 11:27
        Теоретическое моделирование с абсолютным тождеством подтвержденных экспериментальных результатов это тот критерий к которому стремится и наука и инженерия. Если этого кто не понимает ,,то и бесполезно разговаривать .
  7. 0
    19 ноября 2019 17:30
    Лишь через 18 лет её создали учёные из Дублинского Тринити-колледжа

    А из ЧЕГО создали?
    Слишком упрощённо: "красная" часть спектра проходит, остальное – отражается пеной

    Может, дело не только и даже не столько в структуре материала, сколько в его составе? Из статьи выводы не очевидны.
    Речь идёт о средствах связи, передачи информации, в том числе и в кодированном виде

    В космическом пространстве или по оптоволокну? В атмосферных условиях передача информации световыми волнами не очень удачная идея.
  8. +2
    19 ноября 2019 17:36
    В научных изысканиях применяются более продвинутые методы и инструменты. Качественный скачок на лицо. Так было всегда.
  9. 0
    19 ноября 2019 20:31
    Пока в плюсе от этой пены только китайцы. Хоть на чем заработают или сэкономят.
  10. +1
    19 ноября 2019 21:39
    Автору огромное спасибо! Очень интересная тема!
  11. 0
    19 ноября 2019 23:47
    "...Существенная экономия материалов при реализации проекта..." - "опытный" прораб может такое и без "пены Уэйра-Фелона". "...Увеличение доли полезного использования пространства..." - спать на потолке...
  12. 0
    20 ноября 2019 00:23
    Где то читал, что похожая технология передачи данных в красном сегменте спектра уже работает,и довольно на приличные расстояния...вроде как там инфракрасные излучатели с модуляторами,они неплохо пробивают атмосферу с меньшими потерями даже по сравнению с лазерами...давно читал.Если кто знает ,о чем я, напишите подробней о технологии,будет интересно сравнить с информацией из статьи..Надо еще оригинал почитать.
    1. 0
      20 ноября 2019 00:29
      О ,нашел, выдержка : "...И, наверное, главное преимущество — отсутствие принципиальных сложностей в ИК технологии с пределом скорости передачи. Если в радиочастотных системах для занятия разумной ширины полосы передачи приходится применять изощренное кодирование, которое к тому же снижает другие характеристики системы (к примеру, отношение сигнал/шум в приемнике), то все эти сложности не имеют никакого отношения к инфракрасным системам. Скоростные характеристики канала передачи в ИК-системах в основном определяются техническими характеристиками модулирующих усилителей и частотными свойствами фотодиодов! Но технология, как известно, развивается весьма бурными темпами. Уже сейчас, когда самой старой коммерческой беспроводной ИК-системе вряд ли будет 12 лет, скорости достигли отметки 2.5 Гбит/с, а при мультиплексировании по длине волны — до 10 Гбит/с. И это не предел. Немыслимые скорости для радио доступа!....."
      Если эту пену использовать в головах излучателей и приемников,то можно добиться еще более существенного повышения характеристик....
      1. 0
        20 ноября 2019 07:26
        А уж как скорость вырастет на ультрафиолете. К тому-же по некоторым исследованиям ближний УФ аномально хорошо проницает атмосферу с конденсированной водой и мелкодисперсной пылью.