Лётчик-истребитель Дуглас Бадер: лихой инвалид в истории Королевских ВВС

37

Истребитель «Бульдог»

Неугомонный ребенок


Молодой Дуглас Бадер отличался переизбытком жизненных сил. А также страстью к приключениям. С ним все время что-то происходило: мотоциклетные аварии, регулярные драки, ночные самоволки в летной школе в Кранвелле. И многочисленные воздушные лихачества.

Последние были среди молодых пилотов делом обычным – чем-то средним между способом выпендриться и данью моде. Даже инструктора порой молчаливо поощряли тягу к лихачествам, считая, что истребителю на будущей войне такой опыт пригодится. «Делайте это, но так, чтобы вы мне не попались».



Для Дугласа склонность к риску едва не стала фатальной. 14 декабря 1931 года он, уже полноценный пилот, решил показать новичкам аэроклуба одного из британских городов, яркий трюк. Только пренебрег тем, что истребитель «Бульдог», на котором он пытался это сделать, для этого подходил слабо. Существовала даже специальная инструкция, запрещавшая крутить на нем высший пилотаж на высотах менее шести сотен метров.

Результат не заставил себя ждать – «Бульдог» врезался в землю. Самолет превратился в груду обломков. Бадеру казалось, что он сломал обе ноги – но на деле все было куда хуже. В больнице он чуть не умер – единственным шансом была ампутация обеих конечностей. Операция прошла крайне тяжело, но летчик выжил.

Учиться жить по-новому


Как ни странно, Дугласу не устроили втык за разбитый по дурости самолет. И даже оставили в рядах ВВС. Видимо, решили, что нерадивый пилот достаточно наказал себя сам, став инвалидом.

И все-таки Бадеру повезло – одну из ног смогли ампутировать ниже колена. А значит, он мог научиться более-менее нормально ходить. Последовали долгие месяцы попыток это сделать – мучительно, но неуклонно Дуглас двигался к цели. И в итоге добился своего – освоил протезы, и смог неспешным шагом передвигаться так, что никто даже не заподозрил бы его в отсутствии конечностей. Правда, чтобы ускориться, приходилось демонстративно заковылять – но и это было грандиозной победой.

Бадера ждало еще две серьезных победы и одно крайне болезненное поражение. Во-первых, он смог успешно жениться на красивой и покладистой девушке. Чем в немалой степени поддержал пошатнувшуюся после потери ног веру в себя. И, во-вторых, смог самостоятельно управлять самолетом – сидевший в соседней кабине «на всякий случай» инструктор даже не притронулся к органам управления.


Бадер на протезах (фото сделано позже, во время войны)

А дальше последовало поражение. Медики Королевских ВВС уперлись крепко – летать Бадер не должен и не будет. И плевать, что превосходно умеет, несмотря на отсутствие ног. Не будет, и все тут. Не помогли даже связи по службе.

Дугласу попытались подсластить пилюлю, предложив офицерскую должность в снабжении аэродромов – думали, что будет проще, если он хотя бы будет видеть самолеты. Но только разозлили – деятельному Бадеру было невыносимо смотреть, как кто-то летает, а он нет. И он уволился из вооруженных сил.

Тут Дугласу повезло еще раз – ему удалось найти очень неплохую офисную работу в компании «Шелл», что, по крайней мере, убирало вопрос о средствах на существование. Но это, конечно, было далеко от его призвания – Бадер отчаянно тосковал по небу.

Война


Удовлетворить тоску помогло начало Второй мировой войны. «Теперь-то меня точно возьмут!» – думал покидающий ненавистный офис Дуглас, и был как нельзя прав. Военное время и рекомендации от старых товарищей уничтожили некогда незыблемые бюрократические барьеры.

Вернувшись в родную эскадрилью, Бадер обнаружил, насколько успели его обогнать былые друзья – даже те, кто в далеком 1931-м году казались совсем зелеными. Дуглас воспринял это как вызов и стал наверстывать. Очень скоро он не просто стал асом, но и значительно превысил минимальное для этого количество сбитых самолетов противника – всего он успел одержать 20 воздушных побед. И даже стал командиром авиакрыла.

Все складывалось как нельзя лучше: Бадер был счастлив, поскольку успешно занимался делом, для которого, как считал, и был создан. Разве что жена волновалась. Но вскоре ей представилась возможность заволноваться еще сильнее.

9 августа 1941 года удача Дугласа дала осечку – он был сбит в небе над Северной Францией и попал в немецкий плен.

Паровозик Галланда


Там ему тут же оказали радушный прием. Ведь между англичанами и немцами шла совсем другая война, нежели на Восточном фронте. Тут пленные – по крайней мере, офицеры, особенно таких возвышенных родов войск, как авиация, – могли рассчитывать на более-менее куртуазное обращение друг с другом.

Лётчик-истребитель Дуглас Бадер: лихой инвалид в истории Королевских ВВС

Адольф Галланд

А Бадер ведь был еще и своеобразной знаменитостью. Ас без ног – такого история авиации еще и правда не знала. И поэтому немцы проявляли не злобу, а дружелюбие и интерес.

Так, например, Дугласу – невиданное дело! – устроили экскурсию на немецкий истребительный аэродром, базировавшийся неподалеку от места его пленения. Встречал его один из самых известных асов Германии – Адольф Галланд. Тот радостно запускал перед Бадером макет железной дороги. Также Дугласа пустили посидеть в кабине «Мессершмитта» – разумеется, наставив на него пистолет.

Три побега


То, что пистолет оказался не такой уж плохой идеей, Бадер доказал немцам уже несколько дней спустя. В ожидании распределения в лагерь военнопленных он содержался во французском госпитале в паре десятков километров от побережья Ла-Манша. Решив, что лучшей возможности бежать не представится, Дуглас решил действовать прямо сейчас.

Для начала он, используя в качестве переводчика товарища по палате, докопался до французской медсестры – потребовав ее свести с Сопротивлением. Несколько дней спустя она и правда принесла записку от партизана, который сказал, что будет ждать Бадера по ночам неподалеку.

Ободренный Дуглас при первой возможности связал из простынь канат, и бежал. Член Сопротивления оказался настоящим. А вот медсестра подвела – доложила обо всем немцам из боязни наказания. Вскоре беглеца поймали.

Его отправили в лагерь Варбург, в Германии. Бадер пытался бежать и оттуда – причем не один, а с небольшой группой товарищей. План был сложен – сесть «зайцами» на какой-нибудь товарный эшелон, попасть во Францию, и найти Сопротивление. Но все закончилось еще раньше – беглецов заметил немецкий охранник, не вовремя вышедший помочиться. Карцер, перевод в другой лагерь, уже не офицерский, а солдатский.


Замок Колдиц сегодня

Но Бадер не был бы собой, не попытайся он сбежать и оттуда. В этот раз идея была еще более заковыристой – попытаться угнать самолет. Но и тут Дугласа ждала неудача – вначале он успешно затесался в группу рабочих, которых отправляли на аэродром. Но в лагере вскоре узнали о пропаже пилота, известного любителя побегов, сложили два и два, и вернули Бадера обратно.

Сбивать немецкие самолеты без ног получалось явно лучше, чем бежать – хотя, конечно, было трудно обвинить Дугласа, что он не пытался.

Хэппи-энд


В конце концов его перевели в обладающий мрачной репутацией замок Колдиц – место, куда ссылали «неисправимых бегунов». Сказать, что Бадер там невероятно страдал, было сложно – каких-то особо ужасных условий содержания там не было.

Ему даже разрешили под конвоем гулять по окрестным полям. Ведь передвигаться на протезах по мощеному средневековым булыжником дворику замка было невыносимо.

В этом месте Бадер и встретил конец войны – его освободили наступающие войска союзников. Затем последовало воссоединение с плачущей от радости женой. Вернувшись в Британию, Бадер обнаружил, что теперь он народный герой – людей явно вдохновляли многочисленные попытки побега безногого человека.

Вскоре к нему обратился бывший работодатель, подъехавший с правильной стороны: Бадеру предложили разъездную работу по всему миру, подразумевавшую заключение контрактов. Для чего выделялся личный маленький самолет без пилота. Ну как тут устоять?

Радостный Дуглас согласился – и уже не расставался со штурвалом практически всю жизнь.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    12 декабря 2019 07:13
    Всё таки англы были крайне упёртыми товарищами чего не отнять , того не отнять.
  2. +3
    12 декабря 2019 07:46
    Давно ждал статьи о легенде Королевских ВВС, но получилась она сумбурной.... Словно жизнь и война для него была прогулкой.... Не хорошо, не правильно и не вежливо говорить так о столь волевом человеке.... Автор забыл упомянуть много интересных моментов его заключения - про потерю протезов, про постоянные визиты немецких пилотов с соседних аэродромов... Даже враги уважали Дугласа больше, чем автор....
    1. +6
      12 декабря 2019 08:18
      про постоянные визиты немецких пилотов с соседних аэродромов.
      ,,,ну да так по "рыцарски"они воевали , это же не "азиаты" с востока. no
      ,,,уж правда или нет но,когда у пребывавшего в лагере для военнопленных пилота сломались протезы, немцы из уважения к нему отправили в Англию радиограмму с предложением объявить временное прекращение огня, чтобы самолёт мог доставить асу новые протезы.
      1. +1
        12 декабря 2019 09:30
        Цитата: bubalik
        ,,ну да так по "рыцарски"они воевали , это же не "азиаты" с востока. ,,,уж правда или нет но,когда у пребывавшего в лагере для военнопленных пилота сломались протезы, немцы из уважения к нему отправили в Англию радиограмму с предложением объявить временное прекращение огня, чтобы самолёт мог доставить асу новые протезы.

        На сколько помню, протезы он потерял при покидании самолета, и немецкие власти правда просили англичан отправить новые.. Однако британские пилоты, которые везли протезы сразу после доставки отбомбились неподалеку, что привело немцев в ярость. Вроде даже хотели наказать пленника, но его отстояли пилоты люфтваффе..
        Касательно "рыцарских" правил войны - не хочу пачкать статью о достойном человеке (хоть и иностранце) очередными спорами о политике....
        1. +2
          12 декабря 2019 14:19
          Зачем писать бред то? Англы прилетели и просто скинули новые протезы и улетели. Нтчего они не бомбили. Неверующим к воспоминаниям Галланда.
          1. +1
            12 декабря 2019 15:13
            Цитата: dgonni
            Зачем писать бред то? Англы прилетели и просто скинули новые протезы и улетели. Нтчего они не бомбили. Неверующим к воспоминаниям Галланда.

            Специально для Вас - с немецкой стороны о необходимости для Дугласа новых протезов англичан уведомил Адольф Галланд (знаменитый ас, генерал люфтваффе, именно в эскадрильи этого немца Дуглас "гостил" пока не привезли протез, именно в их Bf-109 он сидел "под прицелом", Дуглас даже просил сделать пару кругов на самолете, но ему отказали опасаясь побега). Галланд добился санкций Геринга на это! Британцы отправили 19 августа 1941 года для сброса протезов на базу Сент-Омер (Франция, тогда аэродром Галланда) 6 (шесть!) "Бленхеймов" с прикрытием из истребителей 452 эскадрильи. По английской версии - самолеты сбросили протез и ушли бомбить электростанцию под Бетюном, но промахнулись из-за плохой погоды. По версии же самого Галланда - британцы отбомбились по его аэродрому, затем только сбросили посылку на парашюте и ушли вроде как на базу. Адольф Галланд столь сильно был обижен на британских "коллег" (им дали зеленый коридор, ни ПВО ни истребители данную группу не тревожили по приказу Геринга), что больше не встречался с Дугласом до самого 1945 года (когда попал в плен), хотя уже осенью 1941 года был назначен начальником всей истребительной авиации люфтваффе и имел возможность посещать пленника достаточно часто. Слышал, что Бадер ответил немецким "коллегам" в 1945 году взаимным уважением, и добился чтоб немецкому ассу-пикировщику Гансу-Ульриху Руделю (был вместе с Галландом в плену) британское командование предоставило протез правой ноги, которую он потерял над Одером, когда в его штуку угодил 40-мм снаряд зенитки. Кстати Рудель тоже продолжал летать после ампутации, как и Дуглас...
            1. -1
              12 декабря 2019 16:24
              Кстати Рудель тоже продолжал летать после ампутации, как и Дуглас...

              Ампутации чего? И, как долго он СПОРТОМ (профессиональным) занимался после войны?
              Жаль РУСАДА его в те годы не проверяла...
              Рудель, обосновавшись в окрестностях аргентинского города Кордоба, где находился большой авиастроительный завод, активно занимался любимыми видами спорта v плаванием, теннисом, метанием копья и диска, горными лыжами и скалолазанием в горах Сьерра-Гранде. В свободное время он работал над своими мемуарами, впервые опубликованными в Буэнос-Айресе в 1949 году. Несмотря на свой протез, принял участие в южноамериканском чемпионате по горнолыжному спорту в Сан-Карлос де Барилохе и занял четвертое место. В 1951 году Рудель совершил восхождение на Аконкагуа в аргентинских Андах, самый высокий пик Американского материка и достиг высоты 7000 метров, когда плохая погода вынудила его повернуть назад.

              Если ЕСТЬ указания на то, что ОН ЛЕТАЛ после войны - предоставьте источники!
              Плавал, ходил в горы, катался на лыжах, НО не летал...
              1. 0
                12 декабря 2019 16:56
                Цитата: hohol95
                Ампутации чего? И, как долго он СПОРТОМ (профессиональным) занимался после войны?
                Жаль РУСАДА его в те годы не проверяла...

                А я говорил про спорт? Я лишь сказал что он продолжил летать после ампутации правой ноги (ниже колена)... Сбили его в начале февраля 1945-го (закончилось это для него потерей ноги), а уже в апреле он снова пытался совершать боевые вылеты, но тк рана не зажила его быстро сняли с полетов....
                Цитата: dgonni
                Дайте ссылку на страницу в воспоминаниях галанда. А то как то я прочитал ее от корки до корки но упоминания бомбардировки там не было! А вот то что бадер сидя в мессере с запущенным дввижком попытался свинтить но не заметил колодок под колесами таки и упоминается

                Мемуары его не читал, но в одной из статей про Бадера, читал что Галанд дал интервью одной и газет, в которой полил грязью англичан, ссылаясь на нарушение договоренности...
                1. 0
                  12 декабря 2019 17:02
                  А я говорил про спорт? Я лишь сказал что он продолжил летать после ампутации правой ноги (ниже колена)...

                  И много налетал...?
                  Пишут, что его сбивали раз - 30! Но после Войны ОН не сел за штурвал САМОЛЁТА. Даже УЧЕБНОГО. А в ГОРЫ - ходил...
                  НО не летал...
                  1. 0
                    13 декабря 2019 06:11
                    Цитата: hohol95
                    И много налетал...?Пишут, что его сбивали раз - 30! Но после Войны ОН не сел за штурвал САМОЛЁТА. Даже УЧЕБНОГО. А в ГОРЫ - ходил...НО не летал...

                    Думаю один два было и списали... Он конечно был очень ценным кадром и наверное мог много чего натворить за штурвалом, но конец войны... Самолеты (а даже скорее горючка) на вес золота, да и с точки зрения пропаганды потеря его как героя войны был бы сильный удар...
                    1. kig
                      0
                      16 февраля 2020 05:34
                      Цитата: parma
                      Думаю один два было и списали

                      В его мемуарах "Пилот Штуки" о списании ничего не говорится. Рассказывает, что в начале апреля 1945 ему несколько раз предлагали штабную должность, но он не согласился и продолжил летать на Штуке. Сколько именно вылетов было сделано, не упоминается. Причем 27 апреля ему пришлось вылететь на ХЕ-111 (универсалом был что ли?) в Берлин с заданием приземлиться на городской магистрали, в районе какого-то монумента Победы. Вылетел, но приземлиться не удалось, т.к. этот участок находился под сильным артиллерийским обстрелом. Последний вылет 8 мая.

                      Кстати, в мемуарах есть интересный момент:

                      Обычно мы взлетаем с Куммерского аэродрома рано утром силами четырех или пяти противотанковых самолетов. Нас сопровождают двенадцать-четырнадцать истребителей ФВ-190, несущих бомбы и в то же самое время, играющими роль эскорта. Американские истребители не атакуют нас, если видят, что мы направляемся к линии фронта, и вступают в воздушные бои с «иванами».
              2. 0
                18 декабря 2019 21:12
                Почитайте его воспоминания. Вот здесь он уже без ноги (май 1945) уничтожает ИС...
                http://militera.lib.ru/memo/german/rudel/17.html
                1. 0
                  18 декабря 2019 22:37
                  Уж таки то ОН просто обожал уничтожать. И при этом пролетать над взрывающимся танком и лихо уворачиваясь от взлетающей от взрыва БАШНИ...
            2. -1
              12 декабря 2019 16:28
              Дайте ссылку на страницу в воспоминаниях галанда. А то как то я прочитал ее от корки до корки но упоминания бомбардировки там не было! А вот то что бадер сидя в мессере с запущенным дввижком попытался свинтить но не заметил колодок под колесами таки и упоминается
      2. +3
        12 декабря 2019 11:24
        Цитата: bubalik
        ,,,уж правда или нет но,когда у пребывавшего в лагере для военнопленных пилота сломались протезы, немцы из уважения к нему отправили в Англию радиограмму с предложением объявить временное прекращение огня, чтобы самолёт мог доставить асу новые протезы.

        Да, это правда. Давно читал книгу «Безногий ас», если я не ошибаюсь, протезы ему сбросили парашютом. В статье совершенно не сказано, как Бадер воевал уже без ног, очень много интересных моментов. Забавный был случай, когда ему при аварийной посадке перебило обе ноги в районе протезов, и как он на глазах изумлённых медиков belay (они были не вкурсе) вытащил обе культи из зажатых аварией протезов.
  3. +17
    12 декабря 2019 07:49
    А Александр Маресьев. 24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и 3 сбитых немецких истребителя бвл удостоен звания Героя Советского Союза.(всего 10 сбитых самолета врага)Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плавание). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты на самолёте (учебном По-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
    Дуглас Бадер, Александр Маресьев вели постоянную борьбу, которая сделала каждого из них НАСТОЯЩИМ Человеком даже больше, чем военные подвиги.
    1. +9
      12 декабря 2019 08:07
      hi
      Александр Маресьев.

      ,,,за полгода до Алексея Маресьева в госпитале Северного флота хирурги тщетно пытались спасти ноги лётчику 2-го гвардейского истребительного авиаполка Захару Сорокину. 25 октября 1941 года Сорокин совершил воздушный таран, при этом его собственный самолёт потерял управление и упал в тундре. За шесть суток пилот прополз по снегу 70 километров, отморозив в результате ноги. Лишившись обеих ступней, он сумел освоить протезы, вернулся в свой полк и продолжил сбивать немецкие самолёты. Отмечая заслуги Сорокина в охране морских караванов, в 1943 году военный атташе вручил ему орден Британской империи.

      ,,,майор Григорий Кузьмин. Кузьмину ампутировали ступню на левой ноге и треть ступни на правой. В апреле 1943 года, за четыре месяца до Маресьева, Кузьмину была вручена Золотая Звезда. Но Героем Советского Союза он успел пробыть недолго – в августе лётчик погиб в бою.

      ,,лейтенант Иван Леонов. Врачи спасли ему жизнь, но руку, плечевой сустав и лопатку им пришлось ампутировать.Поначалу безрукому пилоту доверили перевозить почту на По-2, затем подключили к выполнению боевых задач. Иван Леонов провоевал до конца войны.

      Там ему тут же оказали радушный прием. Ведь между англичанами и немцами шла совсем другая война, нежели на Восточном фронте. Тут пленные – по крайней мере, офицеры, особенно таких возвышенных родов войск, как авиация, – могли рассчитывать на более-менее куртуазное обращение друг с другом.

      ,,,совсем другое обращение с советскими пленными:

      ,,,лейтенант Иван Драченко. Летом 1943-го его Ил-2 был сбит, потерявший сознание лётчик попал в плен. В ходе пыток садисты из фельджандармерии вырвали Драченко глаз, после чего отправили в лагерь. По пути пилот смог сбежать, добрался до своих и после лечения снова сел за штурвал штурмовика. Совершив 150 боевых вылетов.

      ,,,Евгений Азаров,после ранения практически ослеп,обманул медицинскую комиссию.До конца войны Азаров сбил 15 немецких самолётов, заслужив звание Героя Советского Союза.
      РИ:
      Прокофьев-Северский, потерял правую ногу.занялся конструированием и разработал систему лыж для гидросамолётов, что позволило русской авиации действовать зимой. Добившись именного повеления Николая II, он смог вернуться в строй и воевал до середины 1917 года, приняв участие в 57 воздушных боях. После революции безногий пилот эмигрировал в США
      1. +4
        12 декабря 2019 08:53
        Драченко Иван Григорьевич,летчик -легенда.
        Полный кавалер орденов Славы, Герой Советского Союза!
        1. +1
          12 декабря 2019 08:58
          Привет Сергей!Герой Советского союза Николай Власов,единственный лётчик попавший в плен кому немцы позволили носить все свои награды!Судьба его крайне трагична,после неоднократных попыток побега,сожжён заживо в крематории концлагеря.
          1. +2
            12 декабря 2019 10:20
            «Охота на зайцев»
            1. +1
              12 декабря 2019 19:05
              Сергей!Мне статья о Николае Власове попалась в журнале *Загадки истории*.Фотография там ещё была,стоит он со звездой Героя Советского союза,а позади немецкий офицер.Что касаемо фильма,увы,не смотрел.
      2. +4
        12 декабря 2019 10:33
        Добавлю к вашему списку ГСС гвардии майора Леонида Белоусова из 4 ГИАП.
        Служил на Балтике. Финская, потом оборона Ханко, Дорога Жизни. Ноги ампутировали из-за гангрены в 1942 г. - долго не обращался к врачам за лечением, запустил болезнь. В 1944 г. вернулся в свой полк, восстановил навыки, летал, сбивал. Провоевал до конца войны, умер уже в наше время - в конце девяностых.
      3. +3
        12 декабря 2019 11:54
        100500+!
        Илья Антонович Маликов. Пилот Пе-2. В августе 42-го потерял в результате ранения правую ногу. выйдя из госпиталя, добился разрешения на возвращение в строй. До конца войны без ноги совершил 100 вылетов на У-2 и с июля 1943 66 боевых вылетов на Пе-2. Звание ГСС присвоено в 1946г.
      4. +3
        12 декабря 2019 13:17
        Цитата: bubalik
        ,,,лейтенант Иван Драченко. Летом 1943-го его Ил-2 был сбит, потерявший сознание лётчик попал в плен. В ходе пыток садисты из фельджандармерии вырвали Драченко глаз, после чего отправили в лагерь. По пути пилот смог сбежать, добрался до своих и после лечения снова сел за штурвал штурмовика. Совершив 150 боевых вылетов.

        Читал мемуары Ивана Григорьевича «Ради жизни на земле». Просто «мурашки по коже»!!! Помимо вырванного глаза, эти нелюди ему повредили нерв в голове, после чего Иван Григорьевич отправлялся на боевое задание с дикими головными болями. Читаешь и диву даёшься, когда за штурвалом сидели такие ВОИНЫ, hi hi hi понимаешь - у гитлеровцев не было шансов победить в этой войне!
      5. +2
        12 декабря 2019 18:01
        Сергей, спасибо Вам за рассказ о безногих пилотаж. К сожалению большинство из нас кроме Алексея Маресьева ни о ком больше не слышал.
        1. +3
          12 декабря 2019 19:21
          Поразителен подвиг Захара Артёмовича Сорокина.
          25 октября 1941 года на самолете МиГ-3 ,уже будучи раненным таранит «Мессершмитт Вf.110».
          После приземления, стреляет собаку, из немецкого экипажа(они при приземлении тоже выжили,двое и собака с ними была,дог). Одного пилота застрелил, со вторым в рукопашную , всё-таки удалось перезарядить свой пистолет и застрелить немца.
          Но и это ещё не всё из того памятного дня! Среди клубов завывающей вьюги появились… волки…
          Шесть суток,около 70км пока не вышел к своим.
          Вот это человечище!
  4. +3
    12 декабря 2019 08:20
    Нет предела мужеству человеческому. Все перечисленные в комментариях, а также и герой статьи тому подтверждение. Честь им и слава, и народное уважение.
  5. +1
    12 декабря 2019 09:23
    После аварии в полётном журнале Бадер записал: «Разбился, делая бочку над самой землёй. Плохо выступил»
  6. +3
    12 декабря 2019 13:30
    А значит, он мог научиться более-менее нормально ходить. Последовали долгие месяцы попыток это сделать – мучительно, но неуклонно Дуглас двигался к цели. И в итоге добился своего – освоил протезы, и смог неспешным шагом передвигаться так, что никто даже не заподозрил бы его в отсутствии конечностей. Правда, чтобы ускориться, приходилось демонстративно заковылять – но и это было грандиозной победой.
    Тут автор несколько преуменьшил реалии. Он смог водить специально модифицированный автомобиль, играть в гольф и даже танцевать.
    1. +3
      12 декабря 2019 13:33
      Результат не заставил себя ждать – «Бульдог» врезался в землю.
      Бульдог не врезался в землю, а зацепил землю консолью крыла. Это говорит не о недостатках машины, а об ошибке пилота.
  7. +5
    12 декабря 2019 13:57
    Кстати, в британских ВВС был еще один безногий летчик-инвалид, с биографией не менее увлекательной - Колин Ходжинсон.

    Потеряв ноги в результате аварии в возрасте 19 лет и вдохновленный примером Бадера, вернулся в строй и совершил более ста боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков, но в 1943 году, во время разведывательного полета, по техническим причинам, его Spitfire потерпел аварию в районе Булони, а Ходжинсон попал в плен. Травмы были настолько серьезными, что немцы, оказав ему первую помощь, передали его британцам, посчитав, что безногий искалеченный человек достоин спокойной смерти на родине.
    Однако Ходжинсон вернулся в строй и завершил войну действующим пилотом.
    1. +3
      12 декабря 2019 18:30
      В. Н, спасибо Вам за интересные дополнения. Кажется, на сайте была информация,что у англичан какой-то летчик летал без ног
  8. +1
    12 декабря 2019 14:22
    Для автора. Да немци его приняли очень достойно . Буфет фуршет вме ьакое позволили сесть в кабину мессера и даже запустить двигатель. Пистолета никто не наставлял. Но бадер попытался смыться дав газов. Просто он не заметил что колодки не были убраны! Кстати это очень опечалило Галанда.
    1. 0
      12 декабря 2019 15:16
      Опечалило Галанда?! belay Это то, что Лютааффе не лишились истребителя? Или то, что к противнику не сбежал ас? А пистолет всё-таки был, есть даже знаменитая фотография.
  9. Uhu
    0
    12 декабря 2019 17:21
    Да уж, как ему костыли сбросили с самолета на немецкий аэродром с запиской - отдать Бадеру - это что-то. И ведь отдали немцы. Хотя там кто как пишет - Джонни Джонсон про костыли, остальные - про протез
  10. +3
    12 декабря 2019 18:20
    Скажу , честно,я в школе и после школы долгое время считалось,что Маресьев единственный если не в мире то в Советском Союзе точно, пилот без ног.О КАЖДОМ МОЖНО БЫЛО НАПИСАТЬ КНИГУ, но к сожалению Б. Полевой знал только одного Маресьева.
    ПС. По ТВ была информация,что Полевой много при украсил. Об этом говорил и сын Маресьева
    1. 0
      13 декабря 2019 11:27
      Цитата: vladcub
      По ТВ была информация,что Полевой много при украсил. Об этом говорил и сын Маресьева

      Ну да, основным было то, что упал Маресьев на своей территории, соответственно, никакой вражеской территории, никаких партизан и разгромленной немецкой колонны не было. Но это никак не преуменьшает его подвиг.