Картины рассказывают. «Караульня»

93

Картина «Игра в кости», на которой очень точно изображен внешний вид конных воинов середины XVII в. Находится в пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого

Однажды Босх привел меня в харчевню.
Едва мерцала толстая свеча в ней.
Горластые гуляли палачи в ней,
Бесстыжим похваляясь ремеслом.
Босх подмигнул мне: «Мы явились, дескать,
Не чаркой стукнуть, не служанку тискать,
А на доске грунтованной на плоскость
Всех расселить в засол или на слом».

Он сел в углу, прищурился и начал:
Носы приплюснул, уши увеличил,
Перекалечил каждого и скрючил,
Их низость обозначил навсегда.
А пир в харчевне был меж тем в разгаре.
Мерзавцы, хохоча и балагуря,
Не знали, что сулит им срам и горе
Сей живописи Страшного суда.
Павел Антокольский. Иероним Босх




Военное дело на рубеже эпох. Есть в городе Пензе красивое старое здание «с башенкой». В прошлом это было здание Крестьянского поземельного банка, потом – какие-то советские учреждения, но в итоге в ней расположилась картинная галерея имени К. А. Савицкого, известного художника, нашего земляка. Здание это ну просто идеально подошло для картинной галереи и, заметим, что подборка картин в ней очень даже интересная и достойная. Меня в нее водили с детства, потом я сам водил в нее своих студентов и всегда бросал взгляд на небольшое полотно в зале западноевропейской живописи: «Игра» (Есть варианты названия, например, один из них «Рыцари за игрой в кости») кисти художника Свебаха Жана Франсуа Жозефа (псевдоним Де Фонтен).


У нас на подписи дано это название…

Дело в том, что в детстве меня больше всего привлекали батальные полотна, а с ними у нас в галерее «не очень», вот я и любовался на изображенных на ней воинов по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Позднее меня в ней стала привлекать реализм изображения. Ведь полотно по размерам невелико, но как точно на нем показаны самые мельчайшие детали костюмов. По сути ее вполне можно использовать как иллюстрацию к статье, ну, скажем, про тех же рейтаров или кирасиров.


Здание картинной галереи не может не привлекать внимания к его архитектуре.

Хотя есть одно «но». Сам автор жил несколько позднее той эпохи, для которой нарисованные им костюмы были типичны. То есть он работал по каким-то художественным источникам, а не писал с натуры. Но есть образцы материальной культуры – одежда и доспехи, которые, во-первых, подтверждают все то, что он нарисовал, а во-вторых, ведь были и другие художники, писавшие свои полотна именно XVI веке и он вполне мог перерисовывать что-то у них.


Свебах Жак Франсуа Жозеф «Рыцари, играющие в кости». Интересно, почему игроки названы «рыцарями»? Только потому, что на голове одного из них железный шлем?

И вот здесь мы вплотную подходим к одной очень интересной теме. Настолько живописные полотна могут служить историческими источниками? И ответ будет такой: одни полотна могут, другие — нет. А третьи могут лишь частично. Например, картина «Сдача Бреды» или «Копья» (второе название связано с тем, что копий на полотне действительно очень много!) Диего Веласкеса, написанная им в 1634-1635 гг., вполне может. Поскольку изображает событие, имевшее место 5 июня 1625 года, когда губернатор голландского города Бреды Юстин Нассауский передал ключи от него главнокомандующему испанской армии Амброзио Спиноле. То есть с момента самого события и до момента его отражения на полотне прошло всего десять лет и за это время ни моды, ни военное искусство не изменились.

Картины рассказывают. «Караульня»

«Сдача Бреды», картина Диего Веласкеса. (Музей Прадо, Мадрид)

А вот картина «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова — нет. И даже не потому, что он не был современником этого события. Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой, которая разгромила войско Мамая. И уж если сам князь бился с «погаными», будучи одетым в доспехи рядового дружинника (о чем есть и письменные сообщения), то… надо ли говорить, что воины в рваных кольчугах и без шлемов вообще не могли там стоять в первых рядах, даже если таковые в нашем войске и присутствовали. Просто был тогда такой политический тренд, отраженный, например, в кинофильме «Александр Невский» (и даже в кинофильме «Остров сокровищ», также 1938 года), где было показано как лапотные мужики побивают дрекольем немецких псов-рыцарей.

Также очень своеобразно и полотно И. С. Глазунова «Битва на Девичьем поле». К доспехам и оружию претензий нет, но вот изображенная им на полотне тактика тогдашнего боя ничего кроме смеха вызвать не может.

Сейчас на ВО идет цикл статей о воинах и доспехах военного дела на рубеже эпох, поэтому есть смысл познакомиться хотя бы с некоторыми картинами, которые могут служить нам в качестве источников информации по этой теме. Одним из таких художников был Давид Тенирс Младший (1610 – 1690 гг.), написавший в 1642 году картину «Караульня», в которой им были талантливо слиты воедино военный натюрморт, жанровая сценка, пейзаж с фигурами. На переднем плане мы видим просто роскошный натюрморт из рыцарских доспехов, оружия, флагов, барабана, трубы, и литавры. Ну, а панорамный ландшафт демонстрирует нам сцену осады крепости, стоящей на берегу моря.


«Караульня». Давид Тенирс Младший, 1642 г. (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Далее мы видим, что местом действия является караульное помещение, возможно комната временной казармы. В ней находятся два опоясанных шарфами кавалерийских офицера, и солдат-кавалерист, который надевает сапоги-ботфорты, чтобы заступить, а также несколько пехотинцев. Одежда их интереса не представляет, чего не скажешь об оружии, изображенном здесь же. Например, это шпага с трехгранным клинком, расширяющимся к эфесу. Что тут необычного? А дело в том, что долгое время считалось, что такие клинки распространились лишь в последней четверти XVII века. Дело в том, что в Европе долгое время господствовала итальянская школа фехтования. Главной стойкой этой школы была фронтальная. При этом фехтовальщики держали шпагу в правой руке, а в левой – парирующий кинжал.


Пистолетный гарнитур середины XVII в. Пистолеты сделаны и декорированы итальянским Джованни Антонио Гаваччоло - одним из лучших производителей замков в Брешии. Его работа была настолько высоко оценена, что венецианское правительство подарило комплекты огнестрельного оружия работы Гаваччоло королю Франции Людовику XIII (1610–1643) и королю Персии. Стволы изготовлены Лазарино Коминаззо. Длина: 47,110 см. Калибр 12,6 мм; Вес 1003 г.(Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Затем на смену ей пришла французская школа, считающаяся более прогрессивной. Ее основатели поменяли стойку фехтовальщика и повернули его к противнику боком, тем самым уменьшив площадь туловища, которую мог бы поразить его противник. Кинжал в левой руке стал не нужен. Но теперь понадобилось сильно упрочить клинок шпаги у эфеса, что и привело к тому, что клинки у шпаг стали трехгранными. И вот как раз картина Тенирса позволила доказать, что первые образцы таких шпаг стали использоваться примерно на тридцать лет раньше, чем это было принято считать до ее изучения.


«Доспехи в три четверти», ок. 1645 г. то есть практически «современники» доспехов на полотне и, кстати, очень на них похожи. Место изготовления: Брешия. Вес: 26.85 kг без шлема. Шлем — 4300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Фотографически точно изобразил Тенирс и огнестрельное оружие. Например, в его «натюрморте» можно увидеть пистолет и мушкет (второго пистолета этого же типа, который должен был входить в гарнитур драгуна, мы не видим, вполне возможно, что его просто завалили оружием. Вместо него нарисован другой, маленький пистолет. Так вот он показал, например, что замочные полки на них закрыты, а курки стоят на предохранительном взводе, как это и требуется при хранении заряженного оружия этой системы.


Еще один колесцовый всаднический пистолет, на этот раз швейцарский. Ок. 1650 г. Длина: 54.9 cм. Длина ствола: 34.6 cм. Калибр 11.4 мм. Вес 1247.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

И он не забыл даже про такую деталь, как отвертка, которая изображена привязанной к пусковой скобе у ружья и которую использовали для зажима в курке пирита. А рядом с колесцовым пистолетом лежит ключ к нему – ремонтуар, необходимый для натягивания пружины колесика. Так вот на мушкете замок уже не колесцовый, а ударный с S-образным серпентином в задней части замочной доски. Такой замок получил название французского из-за того, что его изобретателем считается французский королевский художник и оружейник Марэн ле Буржуа (1550 – 1634 гг.).


Один из наиболее хорошо сохранившихся французских доспехов, датируемый правлением Генриха IV (1589–1610) и, возможно, что именно ему и принадлежавших. Наглядный пример того, как французская знать любила полностью позолоченные доспехи. На нем сохранилась оригинальная подкладка на шлеме из желтого шелка и красные кожаные ремешки, сшитые металлической нитью. Шаффрон (защита головы лошади), также находится в собрании Музея Метрополитен (арт. № 27.177.2, то есть очевидно это был всаднический гарнитур), а седло находится в Музее искусств в Париже. Несмотря на свою богатую отделку, эта «броня» была предназначена для использования в бою. Причем изготовлен этот доспех «в три четверти» был как раз в тут пору, когда кавалерия в тяжелой броне отказалась от копья в пользу пары пистолетов, которые хранились в кобурах в передней части седла. Пробивная сила нового оружия привела к увеличению веса таких доспехов и постепенному отказу от таких элементов, как защита нижней части ног. Изготовлены около 1600 г. во Франции. Высота 144,8 см; вес 34,98 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

И если в 1642 году мушкет с таким замком оказался в какой-то богом забытой караульне на вооружении рядового драгуна, то это может говорить лишь об одном, а именно о том, что к этому времени именно ударные замки в мушкетах получили весьма широкое распространение, и вытеснили фитильные замки. Но в кавалерии колесцовые замки продолжали использоваться по-прежнему!


Шлем армэ с предличником, закрепленным ремешком. Обращает на себя внимание такая неприметная деталь, как «отделка шнуром», то есть на нем сделана витая закраина горжета. Известно, что армэ с горжей, очень распространенный в «максимилиановских доспехах» начала XVI века сохранился вплоть до следующего столетия – хороший пример технического совершенства подобной отделки краев различных частей доспеха. Гребень на шлеме постепенно увеличивался в размерах, но с 1590 года начал понемногу уменьшаться.

Кроме этого, мы видим среди кучи оружия стоящие черные кирасирские доспехи и лежащую полированную кирасу, а также шлем-бургиньот, латные перчатки, шпоры, а еще чекан – ставший популярным оружием легкой конницы, и саблю, похожую на польскую корабелу! То есть, в этой караульне должны были быть еще и всадники легкой конницы, потому что кирасиры саблями не пользовались и чеканов не носили!


Доспех украшен потрясающей гравировкой, сочетающейся с золочением выгравированного на их поверхности растительного орнамента!

Вот как много, получается, может дать изучение одной единственной картины, если она написана со знанием дела и если исследователи внимательно разбираются в ее деталях!

Продолжение следует…
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 декабря 2019 06:20
    Уважительно отношусь к любым авторам - исследователям прошлого. Интересно, как они из маленьких бытовых фрагментов складывают картину полной исторической мозаики...
    good
    Кстати, как вам вот такие выводы, сделанные автором ролика? ( с 7:06 )
    1. +7
      22 декабря 2019 07:37
      Вячеслав Олегович, у меня после прочтения Вашей статьи только одно слово на языке «изумительно»!

      Теперь немного измышлений!
      Одни рождаются с талантом, другие долго учатся писать свои мысли. Причём не абы как, а так чтоб нравилось другим. По сути характер работы связан «из очевидного сделать невероятное». Наверное это и есть журналистика.
      Другие всю жизнь ищут новое, если обобщенно - это наука!
      Иногда человек обладает (от природы или приобретенными) двумя подобными компетенциями, тогда читать его работы одно удовольствие! Ещё раз спасибо, и особо не воспринимайте это как комплимент, а только как «сугубо каверзный перл мотивирующий на очередную утреннюю статью, как вышеизложенная»!
      Ещё раз Вячеслав Олегович -спасибо!
    2. Комментарий был удален.
    3. +7
      22 декабря 2019 08:27
      Это про отсутствие снега на гравюрах. Например вот.




      1. 0
        22 декабря 2019 08:37
        Цитата: Талгарец
        Это про отсутствие снега на гравюрах. Например вот.

        Надеюсь, вы прослушали слова диктора, про художников, которые писали картины до XIX века? Убедительно рекомендует обращать внимание на даты рождения художников (т.е. г.р. 17**-18**)
        Я не стал искать авторов представленных вами произведений, нет времени перелопачивать. Дайте ссылочку на авторство.
        hi
        1. +6
          22 декабря 2019 08:46
          Первая картина Лукаса ван Фалькенборха 16век у него много похожего.
          Вторая "Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 году.
          Фрагмент картины И. Г. Майра".
          Остальные честно, авторов не смотрел, просто с яндекса налепил. Но на 3-й гравюре костюмы явно 16 века
          Могу предложить гравюру Герберштейна 16 века
          1. +2
            22 декабря 2019 19:40
            Уважаемый Талгарец, спасибо за илюстрации, когда я увидел её сразу подумал,:"кот Базилио и лиса Алиса",. Помните , советский фильм:"Буратино"?
    4. +9
      22 декабря 2019 08:32
      Цель канала "Крамола", впрочем как и практически любого канала на youtube - заработок на количестве просмотров, поэтому авторы роликов осознано лгут для придания сенсационности материалу. Меня гораздо больше печалят те, кто верят сказанному, а их не мало. Проверить поданную информацию занимает 5-7 минут, но этого не кто не делает!
      1. +1
        22 декабря 2019 09:06
        Я оценил. Впредь буду менее легковерным...
        hi
      2. +3
        22 декабря 2019 19:48
        Увы сейчас предпочитают не думать, а глотать все подряд
      3. 0
        23 декабря 2019 07:44
        практически любого канала на youtube[i][/i]
        Вовсе нет, если в качестве авторов рассматривать Делягина, Жукова Клима, Исаева и иже....
        1. 0
          24 декабря 2019 05:43
          Похоже, мы с Вами одни и те же каналы смотрим good
          1. +1
            24 декабря 2019 16:50
            Спасибо, что разделяете точку зрения.А Клим Саныч - это вообще "нечто". smile
  2. +6
    22 декабря 2019 07:10
    Вот это пласт Вы копнули! Бездонный! Это ж сколько можно статей написать!
  3. +6
    22 декабря 2019 07:12
    Интересный взгляд. Хорошая картина действительно о многом расскажет.

    И достаточно давно для себя принял, что музейные собрания могут рассматриваться как вершина пирамиды жизни человечества.
  4. +4
    22 декабря 2019 07:21
    Хотя все равно вопросов больше, чем ответов. Насколько, например, картина "Иван Грозный и сын его Иван" соответствует реалистичности?
    1. +8
      22 декабря 2019 09:19
      Цитата: Korsar4
      Хотя все равно вопросов больше, чем ответов. Насколько, например, картина "Иван Грозный и сын его Иван" соответствует реалистичности?

      День добрый!
      Тут Вы затронули очень интересный аспект! Ведь любая картина, гравюра и даже миниатюра может быть создана очевидцем событий, а может и века спустя. Многое зависит от таланта художника! Например картина Васнецова «Три богатыря»? Если попросить обывателя описать наших былинных героев, мы будем их описывать именно по данной работе Васнецова! Причём этот тренд отслеживается как в иллюстрациях книг на эту тему, так и в кинематографе (в том числе советском), и даже в мультиндустрии!!! Но мы ведь прекрасно осознаем, что Васнецов не видел Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича!
      Так и в приведённом, Вами примере. С «легкой руки» талантливого художника мы получили образ «Царя Все Руси, малой и белой....»! Иииии!!!
      В учебниках истории, художественной литературе, памятниках, фильмах и мультфильмах начал шествие «Иван Васильевич Грозный»! Боюсь даже новейшие изыскания по восстановлению лица человека по черепу не уничтожат тот пласт сформировавшегося у нас видения царя, подаренного нам Васнецовым!
      Ну и последнее, к сожалению данный феномен напроч отрицают «фалькхисторики» в том числе и на нашем сайте! Особенно умиляет, когда появляются миниатюры 17-18 веков с «лозунгами», а где тут татаро-монголы? Причём иногда даже пушки (условно современного типа) на подобных работах не смущают, а наоборот начинают с нами делиться - Россия родина слонов!!!
      Ну где-то так! С уважением, Влад!
      1. +4
        22 декабря 2019 09:34
        Только, все же, в данном случае Репин.

        У меня эта картина всплывает первой. И, трудно представить, чтобы на что-то заменилась.
        1. +6
          22 декабря 2019 10:05
          recourse Кошак промахнулся!
          Спасибо за правку!!! request
      2. +3
        22 декабря 2019 19:59
        Тезка,а Вы знаете,что Васнецов в облике Или Муромца изобразил императора Александра 3? Он своему" Муромцу" придал черты Александра 3
      3. +1
        22 декабря 2019 22:28
        Влад, привет и наилучшие пожелания!

        "Иван Василич Грозный, ему был имя рек,
        За то что был серьёзный, солидный человек!"
        (С. Аверченко Новый Сатирикон)

        Вроде уже было, но как только вижу "Иван Грозный", сразу всплывают эти бессмертные строки. smile
    2. +5
      22 декабря 2019 09:39
      Ну, поскольку Репин не был свидетелем события, то он мог, скажем так, проявить фантазию
      1. +4
        22 декабря 2019 09:45
        Мог. Насколько понимаю, Александру III картина очень не понравилась.

        Но это и не означает, что картина современника будет обязательно ближе к истине.
      2. +4
        22 декабря 2019 20:05
        Камрады, по поводу картины Репина,я встречал информацию,что Иван Грозный не убивал своего сына. Нет подтверждений этой версии
        1. +2
          22 декабря 2019 20:34
          Цитата: vladcub
          Камрады, по поводу картины Репина,я встречал информацию,что Иван Грозный не убивал своего сына. Нет подтверждений этой версии

          Вечер добрый Слава! Не все так просто в «королевстве Датском» ну на Руси Матушки. Тут есть серьезный вопрос легитимности престола наследия. Боюсь на него мы ответ и не получим, в частности виновность царя в смерти своего единственного делектоспособного сына!!! Прямых улик нет, но есть косвенные, слухи, домыслы и треп! Тут смотря какими критериями мерить. Если на уровне современной правовой системы, то нет! Если опираться на современников Ивана, то больше шансов, что всё-таки да, чем нет!
          Ну где-то так!
          1. +3
            22 декабря 2019 21:11
            Котя, Вы , кажется,юрист? А настоящий юрист не приемлит домыслы и слухи.
            Я с равным успехом могу сказать,что Ваша фамилия Куклачев: Вы не однократно вспоминаете, что Вы из котов (я просмотрела Ваши старые комментарии).
            Не обижайтесь на шутку
            1. +1
              23 декабря 2019 04:21
              Немного шутки!
              У каждого за душой есть своё тотемное животное - это не мои слова, а высказывание моего друга!
              Из язычества - это или из детства, я не знаю видимо по характеру люди делятся на собачников и кошатников. Я отношусь к последним! А дальше игра, слов и образов, тем более тут на ВО таких «усатых и полосатых» пруд-пруди! Хотя возможно - это психиатрия.
              По юристам, если честно, мне лень было выкладывать версии «убийства сына Иваном Горозным». Их не мало, а я склоняюсь, что «кровавые мальчики были»!
              Беда в том, прямых улик нет или я о них не знаю! Так что смысл дискутировать на эту тему, а косвенные? Шер-геля-фа ищите женщину....
              С уважением!
  5. +5
    22 декабря 2019 08:17
    Замечательная статья! Отлично соотносится с моим личным восприятием творчества Брейгеля, например.
  6. +4
    22 декабря 2019 08:39
    Караульня далеко не образцово-показательная.
    Далеко не копеечные доспехи и оружие, сваленные на земляной пол в кучу?
    Трудно себе такое представить.
    1. +7
      22 декабря 2019 09:24
      Цитата: Наводлом
      Караульня далеко не образцово-показательная.
      Далеко не копеечные доспехи и оружие, сваленные на земляной пол в кучу?
      Трудно себе такое представить.

      Нет это как раз абсолютное подтверждение того, что - это именно наша караульная! Энто я подтверждаю, как человек не раз и не два проверявший подобные «караульные»!
      1. +5
        22 декабря 2019 09:46
        Приветствую Вас,Влад!Позвольте полюбопытствовать:и каковы были Ваши оценки этих *караульных*? request
        1. +7
          22 декабря 2019 10:07
          Боюсь если я, что-то выложу на ветке, меня в понедельник уволят!!!
          1. +5
            22 декабря 2019 10:12
            Боже!Неужели всё так плохо?!?!Как на картине Тенирса?Лёгкий бардак в караульном помещении? laughing
            1. +3
              22 декабря 2019 11:13
              Ребята можно я просто промолчу!
              Все зависит от «хозяина» и без разницы таверна это или КХО!
            2. +4
              22 декабря 2019 11:13
              Ну, не знаю как сейчас, а в годы бурной юности неоднократно ночевал в "обезьяннике". Так вот в 90гг отделения милиции сильно смахивали на сюжет приведенной картины laughing
              1. +3
                22 декабря 2019 12:10
                "Приходилось,приходилось бывать в вашем богоугодном заведении,знаете-ли,не понравилось.Больше не ждите...". laughing Привет Антон!А что там может измениться?форма?да новая,компьютеры?да,почти везде.Отношение к людям?А вот это по разному.Впрочем как и повсюду.
      2. +4
        22 декабря 2019 10:12
        Цитата: Коте пане Коханка
        Нет это как раз абсолютное подтверждение того, что - это именно наша караульная! Энто я подтверждаю, как человек не раз и не два проверявший подобные «караульные»!

        О времена! О нравы! (с)
        1. +4
          22 декабря 2019 10:22
          "Это же наши мужья, это же наши жёны" (с).
    2. +3
      22 декабря 2019 22:23
      По собственному опыту знаю, что в карауле ценишь каждую минуту сна, и, если не дрых на посту, то, поставив автомат в пирамиду, всё остальное просто сваливаешь на пол возле топчана и сразу заваливаешься спать. soldier

      Но здесь, я думаю, дело в другом, это всё-таки художественное произведение и автор, очевидно, решил просто композиционно максимально "заполнить" левую часть полотна, максимально облегчив правую. Вряд ли здесь дело в трофеях, или небрежном отношении к "казённому имуществу". smile
  7. +3
    22 декабря 2019 09:18
    Не касаясь достоинств и недостатков статьи, не могу пройти мимо этих строк автора:
    А вот картина «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова — нет. И даже не потому, что он не был современником этого события. Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой, которая разгромила войско Мамая сравнивая их с этими строками:Поскольку изображает событие, имевшее место 5 июня 1625 года, когда губернатор голландского города Бреды Юстин Нассауский передал ключи от него главнокомандующему испанской армии Амброзио Спиноле ощущается, мягко говоря, пренебрежение русским народом. А ведь на картине Веласкеса "сброд" немногим лучше чем на картине Бубнова! Ни одного шлема не видно на головах, о какой то униформе и речи нет. Автор статьи, как и многие художники которыми он восхищается, упускает из виду весьма заметный вес шлема. Обозначая антипримером полотно «Утро на Куликовом поле», автор статьи отчего то не привёл его изображение.
    Ну и фрагмент описания картины: Очень часто в исторических картинах чувствуется увлечение художника воспроизведением подлинной обстановки, одежды, аксессуаров. Шелк, бархат, золото, богатый орнамент – все это зачастую без должного отбора, просто потому, что красиво, переносится в картину и в результате заслоняет смысл события. В картине появляется театральщина– все как будто правильно, исторически достоверно, а подлинной правды нет.
    http://www.rodon.org/art-080815120620
    1. +5
      22 декабря 2019 12:25
      Цитата: Владимир_2У

      Не касаясь достоинств и недостатков статьи, не могу пройти мимо этих строк автора:
      А вот картина «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова — нет. И даже не потому, что он не был современником этого события. Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой, которая разгромила войско Мамая сравнивая их с этими строками:Поскольку изображает событие, имевшее место 5 июня 1625 года, когда губернатор голландского города Бреды Юстин Нассауский передал ключи от него главнокомандующему испанской армии Амброзио Спиноле ощущается, мягко говоря, пренебрежение русским народом.

      Не понимаю в чем здесь пренебрежение. Пешцев в войске Дмитрия Ивановича, скорее всего, вообще не было. Поэтому "партизаны", с картины А.П Бунова, никакого влияния на победу Донском побоище оказать не могли, по причине отсутствия их наличия. А вот "сброд", с картины Веласкеса, под Бредой действительно был.
      1. -1
        23 декабря 2019 04:05
        Цитата: HanTengri
        Не понимаю в чем здесь пренебрежение
        у автора статьи слово "сброд" применяется только и исключительно к русскому войску. При том, что на картинах иллюстрирующих статью изображён именно сброд, снаряжённый кто во что горазд.
        Цитата: HanTengri
        Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой
        Автор статьи не показал картину Бубнова намеренно, потому, что на ней видна и кавалерия, и частокол копий на заднем фоне, так что, если не считать отсутствия огнестрела, русское воинство, изображённое на картине, вооружено вполне адекватно. Просто это не подошло под концепцию "русского сброда", которую автор "походя" выдвинул, вот картине и "не нашлось" места в статье.
        Цитата: HanTengri
        Пешцев в войске Дмитрия Ивановича, скорее всего, вообще не было

        Цитата: HanTengri
        Поэтому "партизаны", с картины А.П Бунова, никакого влияния на победу Донском побоище оказать не могли, по причине отсутствия их наличия
        Не было, всего лишь по паре тройке исторических гипотез, довольно маргинальных, кстати.
    2. +2
      23 декабря 2019 11:20
      Ни одного шлема не видно на головах, о какой то униформе и речи нет
      А зачем им шлемы , если одна армия (точнее , гарнизон) сдается другой ?
      1. -2
        23 декабря 2019 11:32
        Цитата: sivuch
        А зачем им шлемы , если одна армия (точнее , гарнизон) сдается другой ?
        А униформа тоже не нужна? Кстати, в этом видна неисторичность картины Веласкеса , мода модой, но личная охрана принимающего капитуляцию должна быть "при параде" т.е. в доспехах. А отсутствие доспеха и соответственно шлема очень часто ставилось одним из условий капитуляции.
        1. +1
          23 декабря 2019 11:51
          Какая-такая униформа ? До нее еще лет 50 . Это только в фильмах про д'Артаньяна все мушкетеры в красивых голубых казакинах , а гвардейцы злобного кардинала - в чем-то красно-черном
          1. -2
            23 декабря 2019 11:54
            Вы статью читали? Русское войско у автора - это сброд, а остальные видимо рыцари блахародные.
            1. -2
              24 декабря 2019 06:37
              Цитата: Владимир_2У
              Вы статью читали? Русское войско у автора - это сброд, а остальные видимо рыцари блахародные.

              Я полагал, что Шпаковский когда то был сильно "обижен" при советском "режиме". И за свою "обиду" мстит в силу своих нынешних возможностей. Но эти нападки на русских, даже не советских, художников и их обвинение в неисторичности (лжи) вскрывают новую грань автора - русофобию. Шпаковский, на кого "работаете"?
              1. -2
                24 декабря 2019 08:40
                Антисоветчик всегда русофоб, разве новость для вас? И вроде рядятся, а всё равно проскальзывает если не презрение, то что то такое.
  8. +3
    22 декабря 2019 09:30
    а переднем плане мы видим просто роскошный натюрморт из рыцарских доспехов, оружия, флагов, барабана, трубы, и литавры

    Скорее всего это трофеи, полагаю солдаты не стали свое имущество так в кучу складывать.
  9. +6
    22 декабря 2019 10:29
    Когда смотрел помещения Версаля, удивила безвкусисица , непрактичность и безалаберность создания плана помещений части самого короля в покоях Версаля, который изначально строился как двлрец для короля
    Апофеоз непрактичности- это спальня короля' в котором она проходная крмната, с неудобной ни по высоте, ни по размеру кроватью короля, отделенной небольшим балклнчиком от проходной части комнаты, не очень то большой для спальни.
    Но вот следующее в ряду помещение- помещение дворцовой стражи' сразу поставило все на свои места
    Широкое помещение, в котором просто видишь через века стражу, дежурящую рядом с покоями коррля- достаточно крикнуть, и стража будет через пару секунд, короля и зарезать не успеют, если заговор какой то
    1. +3
      22 декабря 2019 11:01
      Цитата: Avior
      Апофеоз непрактичности- это спальня короля'

      Непрактична она для современного обывателя не знакомого с придворными цеременоиями той эпохи.Спальня короля в те годы-публичное место.Отход ко сну и пробуждение короля-целая церемония с участием двора.Быть допущенными к этим церемониям -высочайшая привелегия и знак милости короля.Постельничий-одна из самых высокопоставленных функций при дворе
      1. +3
        22 декабря 2019 11:06
        Я это все знаю, слышал рассказы об этом ни раз и спасли видел в самых разных дворцах как в России, так и в Европе
        И всегда поражала полная непрактичность для главной функции- спать.
        В Версале, который специально строился для короля, просто это особо бросилось в глаза.
        Но вот именно караулка оказалась очень правильной, практичной и к месту
        hi
        1. +3
          22 декабря 2019 11:12
          Главная функция королевской спальни-отнюдь не Спать.Процесс зачатия наследников(ну или попытки)-кстати тоже в присутствии допущенных придворных совершался.
          1. +4
            22 декабря 2019 11:32
            Личная кровать явно одноместная стояла
            Маленькая, неудобная, высокая, явно одноместная
            Спать тоже нужно было

            Правда, именно в Версале отделено такой невысокой оградой, как на балкончике.
            Но он же сам для себя строил, как можно было так неуклюже настроить?

            Совместная тоже бывает
            В Крыму , в Массандровскрм дворце, между кабинетами царя и царицы общая опочивальня для совместного отдыха:) на даче
            Но это уже более поздняя эпоха
            1. +2
              22 декабря 2019 11:41
              Для реального Спать у короля были более укромные спальни.И штат любовниц и фавориток).
          2. +2
            22 декабря 2019 22:08
            Цитата: Liam
            Процесс зачатия наследников(ну или попытки)-кстати тоже в присутствии допущенных придворных совершался.

            Однако, извращенцы !
      2. +7
        22 декабря 2019 11:26
        Особенно при Людовике 14 lol В эпоху его правления, графья на дуэлях резались за право выносить его ночной горшок!!! laughing
        1. +5
          22 декабря 2019 12:12
          Ну если уж графья этим занимались,то даже страшно подумать что входило в круг обязанностей герцогов.Вот извращенцы! fellow
          1. +5
            22 декабря 2019 12:29
            Цитата: Фил77
            Ну если уж графья этим занимались,то даже страшно подумать что входило в круг обязанностей герцогов.Вот извращенцы! fellow

            Тапочки подавали! Умел Король-Солнце нагнуть своих ближних! Зато какой «разрыв штампов» в сравнении с эпохой правления его отца и деда!!! Правда потомки подкачали и довели Францию до первой республики!!!
            1. +4
              22 декабря 2019 20:54
              Тезка, в угол их поставить! А если вдуматься то "король-солнце" мало чем отличался то Людовика16. Умом, но Людовик 14 был лодарь и барсук, а Людовику 16 приписывают изобретение т.н." французского “накладного замка. Согласитесь,что белоручка не сможет сделать замок
              1. +3
                22 декабря 2019 21:08
                Слава тут главное в другом, ты можешь быть «чайником», но если на тебе бремя власти, то у тебя нет времени на «накладные замки»! Точнее ты его можешь себе выделить, но как минимум твоя страна должна процветать и у поданных не должно оставаться времени устраивать революции!
                1. +2
                  23 декабря 2019 09:57
                  Тезка, по поводу последнего утверждения я не спорю.
                  Вот только и в процветающих государствах случаются разные катаклизмы
  10. +5
    22 декабря 2019 11:33
    Статья приятная, именно приятная. Это когда время от времени размышляешь над историзмом художественных полотен и тут бах статья в тему.

    Затем на смену ей пришла французская школа, считающаяся более прогрессивной. Ее основатели поменяли стойку фехтовальщика и повернули его к противнику боком, тем самым уменьшив площадь туловища, которую мог бы поразить его противник.

    Этот момент резанул. Французкая школа фехтования не была более прогрессивной с точки зрения боевых качеств. Сравнить можно по эпизоду в "дуэли миньонов" 1578 года
    Келюс придерживался именно зарождающейся французкой школы фехтования и пришел на поединок без кинжала (или просто забыл). Он рассчитывал что его противник д'Антраг из куртуазных соображений отбросит кинжал также. Но д"Антраг этой услуги ему не оказал. Результат - показательная расправа над противником с одной шпагой- 19 ран и смерть Келюса.
    Мне кажется, что переход на французскую школу это в основном дань моде- нет необходимости таскать кинжал (кто видел дуэльную дагу понимает, что это за "дура"). Плюс фронтальная стойка психологически более агрессивна и менее комфортна особенно для новичков.
    Несколько вопросов автору
    Будет ли разбор Ночного дозора Рембрандта?
    Будет ли разбор "фэнтезийных" элементов вооружения (подражание античности и т.д.) нередко встречаемых у мастеров Возрождения и позже?
    1. +5
      22 декабря 2019 11:43
      Согласен, хотелось бы развития . Эта тема автору удаётся гораздо лучше, чем анализ советских газет, читать интереснее.
  11. -2
    22 декабря 2019 11:53
    А вот картина «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова — нет. И даже не потому, что он не был современником этого события. Просто изображенный на ней кое-как вооруженный сброд никак не мог стать той силой, которая разгромила войско Мамая.


    Исторический факт. Разгромила. Но историку КПСС, безусловно, виднее.

    Продолжение следует…


    Не надо. Умоляю. Где кнопка, которой можно выключить бред Шпаковского?
    1. +6
      22 декабря 2019 12:35
      Сергей! Вячеслав Олегович, поднял интересный пласт истерической достоверности на художественных полотнах! Так что тут самое главное «историческая достоверность изображения!
      Ни кто не оспаривает Победы наших пращуров или талант художника! Проблема в достоверности, а тут есть сомнения в вооружении, доспехах и одежде!!!
      Если по существу «эпично, но увы не все правда»!
      Честь имею!
      1. +7
        22 декабря 2019 14:57
        Помесь турбопатриота и фолькхистрика - это нечто катастрофическое.
        1. +3
          22 декабря 2019 20:57
          Едко замечено и верно
    2. +6
      22 декабря 2019 14:06
      Цитата: sergo1914
      Исторический факт. Разгромила. Но историку КПСС, безусловно, виднее.

      Разгромила. Только пехота - не при делах. Ее там не было. Особенно в виде того, кошмарно вооруженного и одоспешенного "фирда", который изобразил Бубнов.
      1. -2
        22 декабря 2019 14:59
        Цитата: HanTengri
        Цитата: sergo1914
        Исторический факт. Разгромила. Но историку КПСС, безусловно, виднее.

        Разгромила. Только пехота - не при делах. Ее там не было. Особенно в виде того, кошмарно вооруженного и одоспешенного "фирда", который изобразил Бубнов.



        Лично присутствовали?
        1. +5
          22 декабря 2019 15:56
          Цитата: sergo1914
          Лично присутствовали?

          А надо было? laughing
          1. -3
            22 декабря 2019 15:57
            Цитата: HanTengri
            Цитата: sergo1914
            Лично присутствовали?

            А надо было? laughing



            Сомненьям здесь не место!
            1. +5
              22 декабря 2019 16:05
              Нет уж, увольте. Для этой цели существуют специально обученные археологи и военные историки.
              1. -2
                22 декабря 2019 16:12
                Цитата: HanTengri
                Нет уж, увольте. Для этой цели существуют специально обученные археологи и военные историки.


                Я про битву, а не про раскопки.
                1. +1
                  22 декабря 2019 22:05
                  Цитата: sergo1914
                  Я про битву, а не про раскопки.

                  И я про нее же. Если с 11 в. на Руси, в археологии, практически исчезает комплекс пехотного вооружения, а затем появляется лишь в 16 в. => C вероятностью 98% можно утверждать, что пешцев, в Донском побоище, в конце 14 в. не было. Что подверждается и раскопками на месте сражения.
          2. +1
            23 декабря 2019 11:27
            А то ! пристегивайтесь к машине времени - и вперед (в смысле - назад) , на изучение .Заранее верим результатам .
  12. BAI
    +3
    22 декабря 2019 13:21
    Настолько живописные полотна могут служить историческими источниками? И ответ будет такой: одни полотна могут, другие — нет. А третьи могут лишь частично.

    Конечно, данный ответ очевиден. Думаю, что доверять надо тем полотнам, на которых изображены события, очевидцем которых был автор (я имею в виду автора картины - художника). В крайнем случае - если автор был современником изображаемых событий, т.е. картины должны быть написаны сразу же, по горячим следам события. В противном случае, будем иметь то, что сейчас имеем в фильмах про ВОВ - "Я так вижу".
    При этом, надо отличать заказные картины. Например, есть достаточно прижизненных изображений Наполеона, где он изображен в виде римского императора. Вряд ли по этим картинам можно судить о форме наполеоновской армии.
    1. +3
      22 декабря 2019 13:56
      Может ли потомок создать исторически достоверную картину? Думаю, что может.
  13. +4
    22 декабря 2019 14:58
    Приветствую всех любителей истории.
    Автор сообщает, что по причинам отчасти от него независящим не может пока отвечать на вопросы. Разбору "ночного дозора" Рембрандта быть!
    1. +3
      22 декабря 2019 15:14
      Извините за невежество,но что за оружие в руке у лейтенанта Ван Рюйтенберга /в золотистом камзоле/на картине?
      1. +5
        22 декабря 2019 15:18
        Офицерский эспонтон (протазан)
        1. +3
          22 декабря 2019 15:21
          Спасибо!Не знал,право слово! hi
          1. +4
            22 декабря 2019 15:24
            Пожалуйста.
  14. +6
    22 декабря 2019 15:13
    Да, Вячеслав Олегович, по моему скромному мнению, тема вполне себе тянет на цикл статей "Произведения искусства как исторический источник".
    Как говорят специалисты, историческая ценность произведения искусства зависит не столько от мастерства автора, сколько от точности вопросов, которые задает источнику историк.
    Даже если разделить по Фаворскому эстетическое и научное познание живописи, то тут непочатый край работы. Ведь присутствуют иногда совершенно уникальные вещи. Есть "Караульня" Тенериса Младшего, а есть "Караульня" Николя Турнье, написанная двадцатью годами ранее.

    И в каждом случае историк может задать источнику совершенно разные вопросы. Ведь каждый источник, будучи частью реальной действительности, социальным явлением, раскрывает свой сегмент этой действительности.
    Кроме всего прочего, можно и обратным путем идти и рассказать о том, как художники работали над тем, чтобы их произведения максимально отвечали историческим реалиям.
    Искусства мирные трофеи
    Ты внес в отеческую сень.
    И был «Последний день Помпеи»,
    Для русской кисти первый день!
    Так что не стоит останавливаться. Тема очень интересная.
    1. +3
      22 декабря 2019 15:16
      И почему-то в голове настойчиво бьется неоформленный мысль, что фотография живопись не заменит.

      Кто его знает почему, но, например, говорят что "Сирень благоволит к художникам, и не благоволит к фотографам". И ведь согласен с этим.
      1. +5
        22 декабря 2019 15:28
        фотография живопись не заменит.
        Конечно не заменит. Живопись и фотоискусство - разные виды художественного творчества. Живописец и фотохудожник используют разные инструменты. А результат в обеих случаях зависит от таланта - или шедевр, или мазня.
    2. +3
      22 декабря 2019 20:19
      В. Н, Вы озвучили мои мысли: тема обширная и как раз по В. О . Он интересно умеет рассказать о костюмах и оружие разных эпох
  15. +6
    22 декабря 2019 19:11
    Затем на смену ей пришла французская школа, считающаяся более прогрессивной. Ее основатели поменяли стойку фехтовальщика и повернули его к противнику боком, тем самым уменьшив площадь туловища, которую мог бы поразить его противник. Кинжал в левой руке стал не нужен.
    Главное и принципиальное отличие французской школы фехтования от итальянской - использование шпаги только как колющего оружия. В итальянской школе шпага используется и как колющее оружие, и как рубящее.
  16. +3
    22 декабря 2019 20:11
    Цитата: Наводлом
    Караульня далеко не образцово-показательная.
    Далеко не копеечные доспехи и оружие, сваленные на земляной пол в кучу?
    Трудно себе такое представить.

    ,"Образцово- показательная караульня" может быть в столице при королевском дворце,а это временная ,где на задворках
  17. +2
    22 декабря 2019 21:17
    Цитата: Наводлом
    Цитата: Коте пане Коханка
    Нет это как раз абсолютное подтверждение того, что - это именно наша караульная! Энто я подтверждаю, как человек не раз и не два проверявший подобные «караульные»!

    О времена! О нравы! (с)

    Кажется ,по латыни это звучит ,:о темпоре, о море?
  18. +5
    22 декабря 2019 22:32
    Очередное Вам спасибо, Вячеслав! hi
    Тема очень богатая, так что Вы, закинув крючок с этой наживкой, не заставляйте "карасей" долго дожидаться новой приманки. good

    Успехов и ждём! drinks

    Друзья, всем большой привет и моё почтение! smile
  19. -1
    23 декабря 2019 12:19
    ну и бред-все в кучу
    цит- если исследователи внимательно разбираются в ее деталях!
    если это автор сей статьи о себе -то у него мания величия
  20. -1
    23 декабря 2019 16:56
    Чушь и ересь.сплошная подтасовка.автор с серьезным видом доказывает ..что столетние доспехи.изображенные художником.пылящимися среди разного хлама .соответствуют периоду .изображенному на картине.
  21. -1
    23 декабря 2019 17:03
    Цитата: sivuch
    Это только в фильмах про д'Артаньяна все мушкетеры в красивых голубых казакинах

    В XVIII веке казакином во Франции называлась распашная женская кофта с широкой баской, относившаяся к неглиже (домашней одежде; в некоторых уточнениях говорится, что это короткая европейская одежда XVIII—XIX веков с широкой спинкой[1])[2][3].

    В XIX веке казакин — приталенный жакет для прогулок и нанесения визитов[3] или же пальто с широкими рукавами и воланами у подола[1].Что .слышал звон.да не знаешь.где он?Или словопонравилось.-красивое?