Ил-2 – легендарный «летающий танк» Великой Отечественной войны

44

Самолёт Ил-2 – это боевая машина, которая на своих крыльях вынесла все тяготы и невзгоды Великой Отечественной войны, став символом и легендой нашей великой Победы. Символом наряду с «Катюшей» и танком Т-34. Его по праву можно считать одним из героев этой войны.

Этот штурмовик, разработанный конструктором Сергеем Ильюшиным, прославился своими боевыми успехами при уничтожении врага. За свою отличную броню данную модель самолёта часто называли «летающим танком».



Однако и у такой боевой машины была «ахиллесова пята». Уже в самом начале войны советские штурмовики несли большие потери.

Гость программы «Архивная революция» историк авиации Олег Растренин подробно остановится на периоде развития штурмовика Ил-2, на основных его модификациях, включая Ил-2 двухместный «крыло со стрелкой», Ил-2У «Улучшенный».

Для чего и когда появилась на Ил-2 бронированная кабина стрелка? Как сами экипажи относились к дополнительному бронированию кабины самолёта? Как можно оценить самолёт и его вооружение? Ответы на эти и другие вопросы об авиации времён ВОВ в представленном видео:

44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    18 декабря 2019 07:07
    Учебный фильм 1943 года
    1. +1
      18 декабря 2019 08:35
      Спасибо за видео!
      1. +1
        18 декабря 2019 08:49
        Ил-2 – самый массовый боевой самолет в мире!
        «Ил, почему ты «горбатый»? — Потому что всю войну на себе вывез». Прозвище «Горбатый» – от характерного профиля фюзеляжа. Сами конструкторы Илюшинского КБ называли его «Летающим танком». Немцы – «Бетонным самолетом» и «Цементным бомбардировщиком», а еще «Мясорубкой», «Железным Густавом» и даже «Чумой». Чумой на их фашистские головы он и был!
        Сколько летчиков сказали спасибо Ильюшину за такой самолет. Правда вот полет стрелоком-радистом был сродни штрафбату. Хотя за сложность боевых вылетов на первых моделях Ил-2 без стрелка, в условиях господства Люфтваффе в небе, в 1941-ом году за 10 боевых вылетов уже присваивали звание Героя Советского Союза.
        Честь и слава летчикам штурмовикам, для которых каждый вылет был как последний, вечная память погибшим героям!
        1. +1
          18 декабря 2019 17:33
          Цитата: Александр Суворов
          Правда вот полет стрелоком-радистом был сродни штрафбату.

          То есть за этот пулемет сажали исключительно офицеров, которые должны были смыть какой то свой грех?
        2. 0
          19 декабря 2019 17:51
          Вы собрали все послевоенные легенды. Лучше видео посмотрите
          1. +1
            19 декабря 2019 20:30
            Цитата: certero
            Вы собрали все послевоенные легенды. Лучше видео посмотрите

            Из книги А.В.Драбкина «Я дрался на Ил-2. Нас называли «смертники»»
            Воспоминания Пургина Николай Ивановича (820-й ШАП, летчик, 232 б/в)
            У меня несколько стрелков было. Поначалу к нам штрафников присылали. Помню, был такой летчик-истребитель, майор Шацкий. Погиб он в первом же вылете.
    2. +1
      18 декабря 2019 08:51
      Спасибо. Всегда интересно такие вещи смотреть. Всё таки как язык и терминология за десятилетия поменялись. Самое элементарное - "привяжись ремнями" и "пристегнись" сейчас.
      Но, вот что удивляет не первый раз. Инструкция с музыкальным сопровождением. Это так и было или уже новодел?
      1. +2
        18 декабря 2019 09:18
        Цитата: Монар
        Но, вот что удивляет не первый раз. Инструкция с музыкальным сопровождением. Это так и было или уже новодел?

        Оригинальная версия. Это ясно по звукоряду.
        Для примера ещё один фильм 1944 года.

        А как вам написание "эксплоатация" в начальных титрах?
        1. +2
          18 декабря 2019 09:23
          Заметил. ) Мне это написание нормально.
        2. 0
          18 декабря 2019 10:50
          Эксплоатация - тогда было принят именно такое произнесение - пролетарии, не эксплуататоры какие то :)
          1. +1
            18 декабря 2019 11:25
            Цитата: Дмитрий Владимирович
            Эксплоатация - тогда было принят именно такое произнесение - пролетарии, не эксплуататоры какие то :)

            Я понимаю, что это не ошибка.
            В старых изданиях книг порой сталкивался с подобными необычностями.
  2. +1
    18 декабря 2019 07:33
    Ясно, все новое требует времени понимания и освоения. Хорошо что конструктора и производство, как могли быстро вносили изменения в конструкцию машины.
  3. +1
    18 декабря 2019 07:55
    Он же - "Илюша" ( для наших), он же -"Черная смерть" ( для немцев).
  4. +1
    18 декабря 2019 08:00
    Вот самолёт, который лично у меня ассоциируется с словом БОЕВОЙ.
    На все руки мастер: и ракетно бомбовый удар нанести, и в стволы зениткам в разведке позаглядывать, и бомбера завалить. При том, что и сам от вражеского стервятника "огрызнулся" может.
    1. +1
      18 декабря 2019 17:35
      Цитата: Вождь краснокожих
      Вот самолёт, который лично у меня ассоциируется с словом БОЕВОЙ.

      По мне так "ТРУДЯГА", "чернорабочий войны"
  5. +1
    18 декабря 2019 08:21
    Работяга! Вынес на себе бльшую часть работы фронтовой авиации! Честь и хвала ему! Но есть еще у нас вообще почти забытая, АДД или авиация дальнего действия. Которая работала и глубоко в тылу врага и по прифронтовой полосе. И создавалась она во время войны, подчинялась непосредственно ставке.
  6. -4
    18 декабря 2019 09:00
    Не такой уж и танк. Броня защищает лишь от винтовочного калибра, да и мало её, самолёт в основном деревянно-тканевый, бывало, от одной очереди хвост отваливался. Очень, кстати, показательно, сразу виден масштаб советской отсталости: у Германии самолёты сплошь цельнометаллические, сплошь радиофицированные. А нас - фанерные, как в Первую. И только на командирских машинах плохонький приёмник.
    1. +1
      18 декабря 2019 09:10
      штрафникам предлагалось искупить вину,стрелком на ИЛ 2...этим всё сказано.
      1. 0
        18 декабря 2019 18:09
        Цитата: Аэродромный
        штрафникам предлагалось искупить вину,стрелком на ИЛ 2...этим всё сказано.

        Осужденным офицерам летчикам, да, с какого то момента предлагалось искупать свою вину стрелком на Ил-2 и это правильно, так как люди обучены и отсылать их в пехоту, верх расточительства. Но это не значит, что все стрелки Ил-2 были осужденными офицерами
        1. 0
          19 декабря 2019 17:53
          Цитата: svp67
          Осужденным офицерам летчикам, да, с какого то момента предлагалось искупать свою вину стрелком на Ил-2

          Вы и документы приведёте?
    2. -1
      18 декабря 2019 10:18
      Ну из зато намного больше сделано,а это было важнее.Янки тоже вьетконговцев с B-52 бомбили)
    3. -3
      18 декабря 2019 10:57
      Басарев (Арсений)
      Не такой уж и танк. Броня защищает лишь от винтовочного калибра
      А вам надо чтобы 150-мм как на линкоре или 75-мм как на танке? Немцы ничего подобного так и не сваяли за всю войну, при всех их передовых технологиях.
      Очень, кстати, показательно, сразу виден масштаб советской отсталости
      Ну да, так отстали, что ничистили холку передовым немцам.
      у Германии самолёты сплошь цельнометаллические
      У СССР авиационного алюминия катастрофически не хватало. Или вы об этом не слышали?
      сплошь радиофицированные. А нас - фанерные, как в Первую. И только на командирских машинах плохонький приёмник.
      Когда смогли наладить собственное производство, то и у нас на всех машинах радиосвязь появилась.
      Мерзко даже читать таких как вы!
    4. +2
      18 декабря 2019 18:06
      Цитата: Басарев
      у Германии самолёты сплошь цельнометаллические, сплошь радиофицированные. А нас - фанерные, как в Первую.

      Вот когда правда перемешана с ложью...Вы ОЧЕНЬ плохо знаете конструкцию боевых самолетов той поры, историю ее развития и изменения в ходе войны, а делаете такие глобальные выводы...
      СССР ТБ-3 Цельнометаллический и радиофицированный 30-е годы

      Великобритания "Москито", цельнодеревянный, что не мешает ему считаться одним из лучших самолетов той войны

      Германия, 1945 год, Хенкель НЕ-162, на 3/4 деревянный

      США,Хьюз H-4 Геркуле́с (англ. Hughes H-4 Hercules) — транспортная деревянная летающая лодка, имеющая такие параметры, часть из которых до сих пор считаются рекордными
      1. 0
        18 декабря 2019 19:00
        Что касается ТБ-3 - то он сюда не касается, мы конкретно Ил-2 осуждаем. Аналогично и германцы и британцы с немцами - нам нет дела до их деревянности. Иностранные недостатки не оправдывают наших. Я всегда говорил - равняться следует на лучших. А вы занимаетесь подлогом, аналогично тому, как на кое-каких каналах с огромной гордостью говорят о развитости и богатости России... В сравнении с самыми отсталыми странами мира. А дерево - материал однозначно устаревший ещё в конце двадцатых, с этим поспорит только невежда, ничего не шарящий в авиации.
        1. +1
          18 декабря 2019 19:50
          Цитата: Басарев
          Я всегда говорил - равняться следует на лучших.

          А что из указанного иностранного худшее?
          Цитата: Басарев
          А дерево - материал однозначно устаревший ещё в конце двадцатых, с этим поспорит только невежда, ничего не шарящий в авиации.

          Дерево, это тот материал, который на той войне в основном пускали в дело, когда было не очень хорошо в плане производства. К слову и немцы в 44 и 45 на свои самолеты ставили деревянные детали, что бы хоть так продолжить их выпуск.
          А что касается Ил-2, то первоначально он был цельнометаллический, но требования массового производства и не стабильность снабжения, все больше и больше заставляли в 41 по 44 годы применять в его конструкции дерево, но с 44 года металл вновь начал вытеснять в конструкции Ил-2 дерево.
          А на счет "шарящих", так "Москито", "шарящие" "Москито", многие ли металлические его превзошли?
          1. -3
            18 декабря 2019 20:05
            Германцы в 45 году пошли на дерево не от хорошей жизни. Они потеряли почти все месторождения и попали в Ужасающий дефицит металла. То есть у германцев дерево - это вынужденная, отчаянная мера, поэтому германцы тут не пример. А что насчёт деревянных игрушек Британии и США - сверхдержавы имеют право на причуды, а нам такая расточительность непозволительна.
            1. +1
              19 декабря 2019 08:54
              Цитата: Басарев
              Германцы в 45 году пошли на дерево не от хорошей жизни. Они потеряли почти все месторождения и попали в Ужасающий дефицит металла.
              Ага, значить им Вы разрешаете это делать, но СССР - НИ МОГИ. А ничего, что выпуск алюминия очень энергозатратный процесс и не было у СССР возможности, в то время наладить выпуск его в должном количестве, да и работать с ним умели далеко не многие, дерево было все же более привычно. Так, что делая допущение для одной страны, не забывайте делать это и другим...
              Цитата: Басарев
              А что насчёт деревянных игрушек Британии и США - сверхдержавы имеют право на причуды, а нам такая расточительность непозволительна.

              Конечно, лучше остаться вообще без авиации... Вот это вот правильное решение
              1. 0
                19 декабря 2019 11:21
                Всё просто. Мы должны быть безупречными. А раз такой весь из себя могущий Союз, с его основным акцентом на тяжёлой промышленности не осилил должный объём алюминия - то много ли стоит такая промышленность? Да и строй вообще? Ответ очевиден.
                1. 0
                  20 декабря 2019 06:43
                  Цитата: Басарев
                  А раз такой весь из себя могущий Союз,

                  Не знаю, но Вы же отлично понимаете, что страна где рабочий класс составлял меньшинство, где быстрыми темпами проводилась индустриализация, просто не может в один момент, по щелчку пальцев стать развитой в промышленном направлении. Требовалось какое то время, что бы рабочие и инженера получили должное образование и получили практику работы. И если в 30-е страна становилась промышленной, то в 40-е она действительно стала могучей промышленной державой, которой по плечу оказался и прорыв в Космос и овладение ядерной энергией. Но все требовало времени. И давайте все же с пониманием относится к предкам, они работали не покладая рук, тратя свое здоровье и даже жизни на то, что бы получить необходимый промышленный потенциал
                  1. 0
                    20 декабря 2019 08:54
                    Смысл в том, что не туда распределяли усилия. За счёт русских (искусственно разделённых проклятыми большевиками минимум на три республики) поднимали всяких кавказско-среднеазиатских дикарей (да и внутри РСФСР диких нацменов полно), политические репрессии вели (сколько потенциальных Королёвых сгноили за несогласие с линией партии?)... Я вижу правильную индустриализацию совсем другой: хотя бы не верить никому и строить алюминиевые заводы в глубине страны. А то, блин, в первые месяцы потеряли два из трёх.
                    1. 0
                      20 декабря 2019 12:09
                      Цитата: Басарев
                      Смысл в том, что не туда распределяли усилия.

                      Да ошибки были и с точки зрения нашего времени они прекрасно видны, но предки шли путем неведанным, пытаясь , что то изменить в этом мире
                      1. -2
                        20 декабря 2019 14:51
                        Столь много лет щемить русских, обирать их и позволять жирующим за их счёт нацменам называть русских пьяными Ваньками? Десятилетия же прошли, что ясно показывает: это не ошибки, это целенаправленная антирусская политика.
          2. 0
            23 декабря 2019 06:43
            Ну, если смотреть правде в глаза, Ил-2 никогда не был цельнометаллическим. Как и Не-162 никогда не был на 3/4 деревянным. Но в 40-х годах прошлого века дерево было вполне современным авиационным конструкционным материалом. В этом вы правы.
    5. Комментарий был удален.
    6. 0
      23 декабря 2019 06:29
      Очень, кстати, показательно, сразу виден масштаб советской отсталости: у Германии самолёты сплошь цельнометаллические, сплошь радиофицированные. А нас - фанерные, как в Первую. И только на командирских машинах плохонький приёмник

      Откуда это "сплошь цельнометаллические" и " только на командирских машинах плохонький приемник"? Что, прямо сполшь и только приемник?
  7. +3
    18 декабря 2019 09:41
    Олег Валентинович Растренин столько всего знает об истории Ил-2, что зачитаешься. Толщина брони, вооружение, бомбовая нагрузка, секундный залп, удельная нагрузка на крыло, удельная нагрузка на мощность, скорость у земли, боевой радиус - всё это было очень интересно узнать до поры до времени, пока до меня лично не дошло, что эти сведения, способные насытить и удовлетворить материалистическое сознание - не более, чем второстепенные сведения, которые сами по себе победы не приносят. (Недавно один учёный комментатор бился в истерике по поводу того, что бомбовая нагрузка Ил-2 находится в площади обметания воздушного винта, что делает бомбометание непредсказуемым).
    И ещё одна важная истина, открытая мною для себя: любой образец, стоящий на вооружении - максимально возможно наилучший, на который только способна страна, особенно в условиях войны, дар божий для бойца. (В отличие от стран оси и стран-союзников на нашем производстве в годы войны было много смертей. Люди делали оружие и умирали на своих рабочих местах. Очень возможно, что за каждой недоделкой стояла чья-то оборвавшаяся жизнь). И относиться к нему боец должен с уважением и с полным его знанием и искусным им владением.
    "Чёрной смертью", "летающим танком", прославленной и легендарной боевой машиной это изделие сделали тысячи лётчиков-штурмовиков, ценой собственной жизни разработавшие тактические приёмы его боевого применения. А принимал экзамены жестокий и изощрённый враг.
    С моей точки зрения, было бы важнее и интереснее почитать об эволюции штурмовой тактики и факторах, приводящих к повышению её боевой эффективности, о её науке побеждать, о командирах, об обучении, об отборе лётчиков, о ведущих групп, о руководстве с земли и с воздуха, о боевой специализации, о приёмах бомбометания... как можно более глубоко и подробно о человеческом факторе побед и поражений нашей славной штурмовой авиации.
    1. 0
      19 декабря 2019 13:45
      Спасиьо,хороший комментарий
  8. +1
    18 декабря 2019 15:21
    _________________________________________
  9. +1
    18 декабря 2019 16:41
    Мне вот одно не понятно, - почему маршал Жуков после войны выступал против штурмовой авиации? Или это миф?
    1. 0
      23 декабря 2019 06:46
      Где он с этим выступал? Есть стенограмма этой речи?
  10. 0
    19 декабря 2019 13:01
    А надо всего-то: 1) найти, 2) изучить, 3) проанализировать, 4) опубликовать статистику (сколько боевых вылетов совершено, сколько самолётов потеряно по различным причинам, какой урон нанесён противнику).
    1. 0
      19 декабря 2019 13:44
      Эта сиатистика существует.к сожалению она не укладывается в ряд хвалебных од этому самолету.(ну чтож,тем хуже для статистики)
  11. 0
    20 декабря 2019 01:32
    Цитата: svp67
    У меня несколько стрелков было. Поначалу к нам штрафников присылали. Помню, был такой летчик-истребитель, майор Шацкий. Погиб он в первом же вылете.

    Память она такая. Штрафников офицеров направляли в штрафбат. И там у них не было званий.
    1. 0
      23 декабря 2019 12:52
      Если даже про стрелков-штрафников правда, то это скорее случаи "из ряда вон". Сколько было стрелков Ил-2? Сколько штрафников? Сколько из них могло и умело стрелять по воздушной цели из турельного ШКАСА или УБТ? А ведь в стрелки попадали не просто по хотелке, а как минимум после курсов воздушных стрелков. Если посадить на место стрелка штрафника-неумеху, то это значит, что и из пилота автоматом получается смертник, и исправный самолет нужно списать в потери еще до вылета на задание. Бред, согласитесь!
      1. 0
        23 декабря 2019 13:01
        В этом воспоминании
        https://iremember.ru/memoirs/letchiki-shturmoviki/pesterov-evgeniy-pavlovich/
        есть, как попадали в стрелки авиамеханки:
        В марте 1943 года я еще не потерял надежды полетать, а кроме того подействовало письмо, которое я получил от отца с Украинского фронта. Отец (по моим представлениям - старик) на фронте был дважды ранен, а я, его молодой сын, сижу на земле!? И я подал рапорт на курсы воздушных стрелков, которые были организованы при нашей дивизии. Наша группа, 12 человек, была организована из специалистов авиационных частей. Последующие группы были сформированы из наземных частей, из пехоты, из других родов войск.
        ...
        А.Д.: - В чем заключалась подготовка стрелка?

        - Мы изучали конструкцию фашистских самолетов, теорию воздушной стрельбы, конструкцию нашего вооружения. По теории стрельбы помимо теоретического курса были полеты на Ил-2, в хвосте которого летел самолет У-2 и тащил конус. В этот конус надо было попадать при различных ракурсах, при различных направлениях полета конуса. Это была самая главная дисциплина - стрельба по конусу. Прыжок с парашютом тоже входил в подготовку.

        Не слишком гиморная процедура для того, чтобы штрафник искупил кровью? Обучи, отправь в бой на дорогостоящей технике? Не проще мосинку в руки, и вперед , в атаку?