Казачье Рождество. Перестрелки, копчёный гусь и христославы

33

Кубанские казаки у рождественской ёлки

Кубань и Северный Кавказ в 19 веке всё ещё оставались диким краем, опасным и необжитым. Казачьи станицы напоминали скорее земляные укрепления, ощетинившиеся сторожевыми вышками, на которых и днём и ночью дежурил караул. Вокруг станиц оборудовали пикеты. А в потаённых местах стояли секреты с двумя-тремя проверенными казаками, способными долгое время в стужу и жару непрерывно следить за своим участком. Строго по часам, согласно уставу, в дозор выезжали казачьи разъезды.

Стреляющие праздничные дни


Несмотря на то, что в зимнее время боевые действия на Северном Кавказе по объективным погодным причинам обычно несколько затихали, ожидать спокойных праздников не приходилось. А посему казаки кордонной линии и ближайших станиц держались на стороже, и не зря.



Так, 26 декабря 1825-го года в районе Екатерининского поста на реке Кубань черкесский отряд в двести воинов совершил попытку прорыва. Неприятеля вовремя обнаружили казаки. Завязался скоротечный бой, в результате которого горцы отступили, потеряв четыре бойца убитыми.

4-го января 1826-го года горцы уже атаковали непосредственно казачье селение Ново-Екатерининское. При этом неприятельский отряд насчитывал до 4 тысяч человек. Однако столь крупное передвижение сил противника было обнаружено задолго до его подхода к границам селения. Отряд казаки встретили массированным ружейным и артиллерийским огнём. По сути, противник попал в засаду, поэтому, разбившись на группы, стремительно отступил, чтобы не потерять убитыми весь отряд.


27 декабря 1832-го года жаркий бой пришлось принять пикету урядника Суры, под командованием которого находились только 14 казаков. Под термином пикет скрывалось самое малое укрепление кордонной линии, окружённое плетнём с земляной насыпью и небольшим рвом. В тот день горский пеший отряд в 300 воинов подошёл к Кубани. На пути отряда стоял только скромный пикет, но укрепление оказалось необычайно «зубастым». Три часа урядник и казаки обороняли свою позицию. И, верно, были бы храбрые бойцы перебиты, если бы с соседнего поста не поспешила бы подмога, окончательно рассеявшая противника по Закубанью.

7 января 1855-го года вблизи Екатеринодара появился военный отряд горцев численностью 1000 воинов. Целью горцы выбрали не укреплённый город, а станицу Пашковскую, что юго-восточнее столицы Кубани. В то время Пашковская хоть и была крупной станицей, но, как и прочие станицы, кроме небольшого рва, земляного вала и сторожевых вышек, иных оборонительных сооружений не имела. Вся артиллерия же состояла из одного орудия.

Казачье Рождество. Перестрелки, копчёный гусь и христославы

Казачий пост

Мгновенно сыграли тревогу. На крепостной вал сбежались все мужчины, способные держать оружие. Стойкость обороняющихся заставила горцев увязнуть в бою. Наконец противник начал отступать, надеясь переформироваться и снова броситься на штурм. К счастью, в Екатеринодаре уже знали о нападении на станицу, и через некоторое время кавалерийский отряд во главе с генералом и наказным атаманом Черноморского казачьего войска Григорием Ивановичем Филипсоном прибыл к Пашковской. Казаки рассеяли неприятельский отряд и начали преследование врага.

Война войной, а Рождество по календарю


Несмотря на практически блокадное положение большинства казачьих станиц, праздники отмечались с торжественной обрядностью и по определённым правилам. Более того, вопреки реформам Петра Великого, насаждавшего празднование Нового года с 31 декабря на 1 января, казаки, отличавшиеся патриархальностью укладов, упорно продолжали праздновать именно Рождество по старинной традиции, вплетя в святки заодно и Новый год, но на другой основе.

И тут легко запутаться, т. к. вплоть до 1918-го года вся держава жила по Юлианскому календарю, согласно которому Рождество выпадало на 25 декабря, далее следовал Новый год, а Крещение, по сути, совпадало с современным Рождеством.

Вплоть до самого Рождества длился Филиппов пост, т.е. Рождественский. Поэтому никаких бурных застолий в вечер перед Рождеством не было. Основным ритуалом в это время была вечеря, т.е. ужин, начинавшийся с кутьи и прочих постных блюд. Также было принято носить родственникам и друзьям кутью и пирожки. Обычно гостями были либо дети, либо молодые семьи. Конечно, не обходилось и без доли чисто славянских обычаев. К примеру, к ужину «звали» Мороза или же ставили приборы умершим предкам.

Утром на Рождество многие станичники устремлялись в церковь. А на улицах уже вовсю гуляли так называемые христославы. Это могли быть и дети, и молодёжь, и даже взрослые казаки. Компания христославов носила макет звезды и исполняла обрядовые песни, славящие Спасителя.


А уже рождественским вечером совершался обряд колядования. В нём принимали участие дети и женщины. Колядовщики, как и христославы, пели обрядовые песни, но их песни носили не только религиозный характер. Песни-колядки могли призывать к обильному урожаю, счастливому браку или рождению ребёнка. Колядование сопровождало весь святочный цикл. Колядки исполнялись на Рождество, Новый год или же на Крещение.

А вот Новый год, празднование которого носило несколько «казённый» характер поначалу, легко вплели в религиозный календарь. Так, вечер накануне Нового года именовался «Щедрым» по имени святой Мелании Римлянки, получившей имя Щедрой за эту черту характера. Первый же день Нового года называли «Васильевым» днем в честь святого Василия Великого. Согласно традиции, молодую пару рядили в Меланью и Василия. В компании женщин и девушек «Меланья» и «Василий» ходили по дворам под особые песни – «щедровки», за что хозяева дворов одаривали щедровщиков пятачком, колбаской или пирогами. В конце гуляний щедровщики устраивали застолье.

Куда более хулиганистым был обряд вождения либо настоящей козы, либо ряженого в неё казака. Гуляя от одного двора до другого, такие компании всячески ругали хозяев, обвиняли в жадности, грозили изломать плетень или вынести ворота. Хозяева вынуждены были впустить в дом «козу». И тут начиналось настоящее выступление, которое оканчивалось падением «козы» у ног хозяев, дабы выпросить подарки.

Ещё более хулиганские выходки следовали за забавными новогодними «бесчинствами», которые при этом носили важную социальную функцию. Так, шумные компании молодых казаков в праздничные дни имели полное право, к примеру, снять с соседнего дома ворота и унести их на другой конец станицы. Делалось это не со всяким двором. Такими «шутками» воспитывали только дома, в которых жила гулящая девушка или нерадивый казак.

И, конечно, не стоит забывать ритуал посевания. Наутро Нового года мальчики, юноши и даже мужчины устремлялись в гости с мешочком семян. Они должны были стать первыми гостями в новом году, что, по поверьям, сулило хозяевам удачу. И тут важным моментом является то, что в посевании не могли участвовать женщины, т. к. появление на пороге барышни в Новом году считалось дурным знаком. Естественно, следовала благодарность хозяев. При этом песни-«посевалки» у терских, кубанских и донских казаков были отличными друг от друга в корне. Впрочем, вышеозначенные «щедровки» своим содержанием тоже крайне отличались у казаков Кубани и Терека.

Праздничный стол


К Рождеству традиционно уже было заготовлено мясо : кабан, барашек, индейка и т.д. Ассортимент блюд был внушительным: колбасы, холодец, черемша на постные дни, большие пироги и всеми любимые пирожки. Начинки последних сами по себе были целым меню. Пирожки начиняли фасолью и горохом, картофелем и капустой, вареньем сливовым и алычовым, вишнёвым и яблочным, в ход шёл даже кислый кизил. А в качестве питья казачки варили узвар.

Особое культовое место занимала кутья. Готовили её из пшеницы, ячменя и даже кукурузы, добавляя в эту, по сути, кашу изюм. Заправляли готовое блюдо сладким тягучим мёдом. Обрядность блюда подчёркивалось тем, что сразу из печи кутью переносили в «красный угол», т.е. к иконам. Но не только кутья имела сакральный смысл. К Рождеству вместе с кутьёй готовили особый хлеб. Это были «сгибушек Спасителя» (хлеб в форме конверта) или «сакрестия» (буханки с изображением креста).


При этом праздничные блюда на рождественское время у казаков различных войск хоть и имели общие черты, однако также обладали определёнными отличиями. Так, к примеру, среди казаков Терского и Гребенского казачьего войска был распространён особый рецепт праздничного гуся по-казачьи. При этом готовить гуся к Рождеству начинали с первым выпавшим снегом. Считалось, что к этому времени живность нагуляла достаточное количество жира. Свежую тушку гуся ощипывали, отваривали в 5-6 литрах воды с 500 граммами соли на медленном огне в течение полутора часов. После этого гуся вялят, а затем ещё и коптят. Такое мясо могло сохраняться около двух, а порой и трёх недель. К окончанию Филиппова поста, т.е. на Рождество, можно было разговеться этим кушаньем.

Таким образом, на рождественские праздники в полной мере реализовывался принцип кубанского застолья. Стол хозяина дома, по поверьям, должен был быть накрыт таким количеством блюд, чтобы самого хозяина за ними и видно не было. Порой доходило до курьёзных моментов. Так, если угощенье не было должной высоты, хозяин дома усаживался за самую низкую скамью, чтобы спрятаться с глаз.

К тому же рождественские блюда обязаны были накормить не только домочадцев, но и многочисленных гостей, среди которых могли быть даже не очень близкие люди. Накормить одинокого казака-ветерана или малоимущего также было традицией праздничных дней. А к концу 19-го века казаки даже создавали благотворительные фонды для своих небогатых соотечественников, поэтому даже небогатые казаки могли рассчитывать на праздничное угощение.

Увы, большая часть этих колоритных традиций канула в Лету в лихом времени Гражданской войны. А некоторые просто стали опасны. Так, например, приуроченные к праздникам кулачные бои в краю, в котором ветры революции разделили народ, стали смертельно опасными. С одной стороны вставали казаки-красноармейцы, а по другую могли оказаться бывшие казаки Добровольческой армии. Бились ветераны Гражданской войны отчаянно. Поэтому традиции, способные связать общество, отныне не работали, оставшись в памяти только как историческое наследие.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    5 января 2020 06:32
    Перестрелки, копчёный гусь и христославы

    Одним из самых ли традиционных Рождественских блюд для терских казаков были не гусь а студень (холодец) и и "медовые бобошки"
    Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон, и другие) колбасами, копченостями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи. Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками
    1. +6
      5 января 2020 06:46
      На фото в статье не кубанские казаки, а терские из ст.Новощедринской
      1. +5
        5 января 2020 06:49
        В детстве самый долгожданный праздник был "кутья".У нас говорили ; " Папаша , мамаша прислали Вам вечерю" Носить кутю можно было , когда на небе появлялась первая звезда А какой узвар в детстве был
    2. +2
      5 января 2020 08:34
      Цитата: рич
      Стол изобиловал горячими супами (лапша по-казачьи, куриный бульон, и другие) колбасами, копченостями, холодными и горячими блюдами из свинины и говядины, птицы, дичи. Хозяйки делали пироги с мясом, творогом, повидлом, другими начинками

      Блин ! Кушать захотел !!! Разве можно так над народом потешаться !!! Пойду позавтракаю ....!
      1. +5
        5 января 2020 08:51
        Спасибо Автору за интересную статью.А Вам,Дмитрий,комментарии не надо писать.
        Вам статьи надо писать! hi
  2. +6
    5 января 2020 06:38
    Рождественские Христославы в терских станицах:
    За окном спрашивали: «Можно похристославить?» Получив согласие, компания входила в дом и хором пела:
    «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
    После чего следовало поздравление хозяев с Праздником, пожелания здоровья и счастья. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами.
    Христославщик заходил в дом и говорил:
    - Господи Исусе Христе помилуй нас.
    Хозяин отвечал:
    - Аминь!
    - Евлампий Кирсанович, пустите Христа пославить.
    - Добро пожаловать.
    - Спаси Христос!
    - Боже милостив буди нам грешным. Создавый нас Господи и помилуй нас. Без числа согреших Господи прости нас грешных.
    После чего начиналось пение:
    «Христос рождается, славите!
    Христос в небе, срящите!
    Христос на земле, возноситеся!
    Пойте Господеви, вся земля,
    И веселием воспойте, людие,
    Яко прославися…».
    По окончании пения христославщики читали «отпуст» и говорили:
    - С великим торжественным праздником вас поздравляем Евлампий Кирсанович и Фёкла Ивановна.
    Хозяева благодарили в ответ.
    - Спаси Христос!
    - Спаси Христос!
    Гости продолжали.
    - На многая лета, на многая лета! А теперя позолотитя христославов!
    И, получая дары, говорили:
    - Спаси Христос!
    1. +1
      5 января 2020 07:47
      Цитата: рич
      Рождественские Христославы в терских станицах:
      За окном спрашивали: «Можно похристославить?» Получив согласие, компания входила в дом и хором пела:
      «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»
      После чего следовало поздравление хозяев с Праздником, пожелания здоровья и счастья. Христославщиков щедро одаривали деньгами, пирогами, конфетами.
      Христославщик заходил в дом и говорил:
      - Господи Исусе Христе помилуй нас.
      Хозяин отвечал:
      - Аминь!
      - Евлампий Кирсанович, пустите Христа пославить.
      - Добро пожаловать.
      - Спаси Христос!
      - Боже милостив буди нам грешным. Создавый нас Господи и помилуй нас. Без числа согреших Господи прости нас грешных.
      После чего начиналось пение:
      «Христос рождается, славите!
      Христос в небе, срящите!
      Христос на земле, возноситеся!
      Пойте Господеви, вся земля,
      И веселием воспойте, людие,
      Яко прославися…».
      По окончании пения христославщики читали «отпуст» и говорили:
      - С великим торжественным праздником вас поздравляем Евлампий Кирсанович и Фёкла Ивановна.
      Хозяева благодарили в ответ.
      - Спаси Христос!
      - Спаси Христос!
      Гости продолжали.
      - На многая лета, на многая лета! А теперя позолотитя христославов!
      И, получая дары, говорили:
      - Спаси Христос!

      Замечательно! Красиво!
      Сегодня, хоть что-то, осталось от тех традиций?
      1. +6
        5 января 2020 08:00
        Приветствую, hi Андрей
        Сегодня, хоть что-то, осталось от тех традиций?

        Больше соседи по приколу.
        А вот в 70-х кутьевали. Тогда правда и народ был совсем другой.Лучше что ли, дружней
        1. 0
          5 января 2020 10:49
          Цитата: рич
          Приветствую, hi Андрей
          Сегодня, хоть что-то, осталось от тех традиций?

          Больше соседи по приколу.
          А вот в 70-х кутьевали. Тогда правда и народ был совсем другой.Лучше что ли, дружней

          Здравствуйте, Дмитрий! hi

          как жаль, что забываются прекрасные традиции!

          У нас еще до недавнего времени ходили по улице колядовали на Рождество детки, пели прекрасные колядки, церковные песни, их одаривали вкуснятиной и благодарили. Было очень красиво и празднично.

          Все ушло в прошлое.... увы!

          ПС Напишите о Вашей станице статейку, небольшую, очень ведь интересно, у Вас явно получается!
          Пожалуйста!
          1. +5
            5 января 2020 11:40
            А смысл? Я года 3 назад написал статью про героя Кавказской войны атамана гребенской линии Ивана Дмитриевича Волженского.Личность в казачьей среде легендарную.В благодарность получил комментарии типа - "Казаки по колено в крови рабочих и крестьян. А ещё казаки преданно служили кровавому царскому режиму, разгоняя рабочие демонстрации. Рубили саблями, секли нагайками, кололи пиками, эксплуатировали пролетариат, зарабатывали кресты за верность".Правда так и не понял при чем тут Волженский, сложивший голову в 1853 году. Но статьи про казачество решил больше не писать. А про рабочих и крестьян статьи писать не могу -не компитентен
            1. +1
              5 января 2020 12:10
              Цитата: рич
              А смысл? Я года 3 назад написал статью про героя Кавказской войны атамана гребенской линии Ивана Дмитриевича Волженского.Личность в казачьей среде легендарную.В благодарность получил комментарии типа - "Казаки по колено в крови рабочих и крестьян. А ещё казаки преданно служили кровавому царскому режиму, разгоняя рабочие демонстрации. Рубили саблями, секли нагайками, кололи пиками, эксплуатировали пролетариат, зарабатывали кресты за верность"

              Смысл в том. что это ЧРЕЗВЫЧАЙНО интересно! Очень многим!

              И, кроме этого, мы ДОЛЖНЫ знать себя и не быть Иванами. не помнящими родства.

              В этом году исполняется страшнейший юбилей в истории нашей страны: 100 лет Геноцида Терского казачьего войска -27 марта 1920 г были зверски изрублены многие тысячи и тысячи женщин, детей, казаков, десятки тысяч сосланы в концлагеря , ограблены, разлучены, лишены всего...

              Помнить, бережно сохранять то. что осталось, возвращать к жизни, что можно-необходимо, иначе кем мы будем?
  3. -7
    5 января 2020 07:59
    А ещё казаки преданно служили кровавому царскому режиму, разгоняя рабочие демонстрации. Рубили саблями, секли нагайками, зарабатывали кресты за верность.
    1. +2
      5 января 2020 08:10
      Саблями не рубят,а фланкируют. Рубят шашками. Кстати,вопрос на засыпку - а че такое нагайка? И чем она от волчатки отличается?
    2. +12
      5 января 2020 08:37
      Они служили кому присягали, упрекать за соблюдение присяги - некрасиво,а позже многие к красным перешли когда РИ не стало.. кстати, в Великую Отечественную про подвиги пластунов не слышали?
    3. +4
      5 января 2020 08:37
      А затем миллионы казаков с семьями убили по приказу Троцкого ...мирного и пушистого еврея большевика ..
      1. +2
        5 января 2020 09:02
        А что не миллиарды? Про красное казачество совсем не в курсе?
      2. +6
        5 января 2020 09:09
        Извините ,Юрий, что влез - хочу ответить 7,62х54.
        7,62х54: разгоняли рабочие демонстрации. секли нагайками

        Не повторяйте глупостей. Это-миф, растиражированный неграмотными людьми. Нагайка - это не смвол какаков,а символ табунщика. Плеть нагайка появилась в сальских степях ДКВ для защиты донских табунов от волков, в ногайку зашивались медяки или свинец, в волчатку вплетался металический стержень. Удар такой плети ломал волку хребет. Эти плети против лошадей,а тем более людей не применялись. Лошади стоили дорого,а за человека можно было попасть на каторгу.Обычные казачьи плетки назывались буйхвостки и семихвостки.

        1. -7
          5 января 2020 09:13
          Сути не меняет, сабля или шашка, нагайка или семихвостка. Казаки в крови рабочих, за это их и не любили.
          1. +4
            5 января 2020 10:48
            Это точно, сути не меняет, что в руках у молоденькой учительницы,указка или фильмоскоп laughing . Главное, что учителя в 17 веке учеников розгами били и на горох коленями ставили, за это их никто не любит laughing Я просто тащусь от вашей логики yes
            Еще к рождеству,которое мы здесь обсуждаем у вас какие нибудь претензии есть?
    4. +2
      5 января 2020 12:17
      За время правления Николашки, типа кровавого, было казнено и убито в беспорядках около 17 тыс. человек. Жертвами красного террора пали сотни тысяч. И кто там у нас кровавый?

      Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года:

      … Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:
      а) сожжение восставших хуторов;
      б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
      в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
      г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
      д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.
      Как видите, большевички недалеко ушли в своих методах от гитлеровских нацистов.
      1. -4
        5 января 2020 12:31
        Цитата: АС Иванов.
        Как видите, большевички недалеко ушли в своих методах от гитлеровских нацистов

        Читаю и не понимаю, КАК можно ТАК относиться к СВОИМ?! belay
        1. 0
          5 января 2020 21:05
          Цитата: Ольгович
          Читаю и не понимаю, КАК можно ТАК относиться к СВОИМ?!


          Казак Пановица отрабатывает удары на пленном красноармейце.
          1. -1
            6 января 2020 08:31
            Цитата: kiril1246
            Цитата: Ольгович
            Читаю и не понимаю, КАК можно ТАК относиться к СВОИМ?!


            Казак Пановица отрабатывает удары на пленном красноармейце.

            ЧТО вы несете? Это ВОВ.

            Теперь скажите, с КАКОГО перепугу в 1918 г, казаки ОБЯЗАНЫ были подчиняться т.н. "власти", которую НИКТО НИКОГДА НЕ ВЫБИРАЛ?

            И кто дал этой власти право обращаться с гражданами СВОЕЙ страны так , как немцы с ЧУЖИМИ не всегда поступали?
            1. -2
              6 января 2020 09:18
              Цитата: Ольгович
              Теперь скажите, с КАКОГО перепугу в 1918 г, казаки ОБЯЗАНЫ были подчиняться т.н. "власти", которую НИКТО НИКОГДА НЕ ВЫБИРАЛ?

              Народ поддержал большевиков в гражданской войне. Если б народ был против Советской власти, то большевики так бы и остались кучкой теоретиков-горлопанов.
              1. -1
                6 января 2020 11:45
                Цитата: kiril1246
                Народ поддержал большевиков в гражданской войне. Если б народ был против Советской власти, то большевики так бы и остались кучкой теоретиков-горлопанов.

                Не поддержал: в Гр. войне приняло участие 5 (пять!)% населения страны.

                В Выборах в УС-50% .
                Разницу-уловили? А в уС большевики с ТРЕСКОМ обо-лись
      2. 0
        5 января 2020 19:03
        Цитата: АС Иванов.
        За время правления Николашки, типа кровавого, было казнено и убито в беспорядках около 17 тыс. человек
        Николашка давил бунты в собственном тылу во время гражданской войны?
        Цитата: АС Иванов.
        Жертвами красного террора пали сотни тысяч
        А что не миллионы? И как там дела с белым террором? Ведь красный террор был лишь ответом на белый.
        Цитата: АС Иванов.
        Как видите, большевички недалеко ушли в своих методах от гитлеровских нацистов
        Большевички недалеко ушли от белых "патриотов Россиюшки", хотя восстания и партизанское движение в своём тылу белые давили намного более жестоко, понятие "семёновщина" не от пацифизма Семёнова появилось.
        1. -1
          5 января 2020 21:14
          Николая-царь-тряпку, принято называть "кровавым", хотя тот же Урицкий в Петрограде за полгода, пролил крови больше, чем Николай за 22 года своего царствования. Так, что Николаша не кровавый, он - слюнявый. А в Гражданскую да, зверствовали обе стороны. Позорная страница нашей русской истории.
  4. +4
    5 января 2020 08:35
    Хорошо что я поел перед прочтением lol а то бы....от такого изобилия наименования продуктов слюной поперхнлся бы точно)
  5. +6
    5 января 2020 09:49
    Война войной, а труд на полях по календарю.Именно это качество забывают,говоря о казаках.Они перебрались в первую очередь,чтобы иметь свою землю.
  6. +2
    5 января 2020 11:40
    среди казаков Терского и Гребенского казачьего войска был распространён особый рецепт праздничного гуся

    Как то в перед Рождеством, проезжая по берегу р. Дон через посёлок был свидетелем такой картины:
    Из переулка через дорогу на высоте метра полтора, но с набором высоты вылетел гусь, а за ним в метрах 10, но с отставанием бежит мужик. Я поравнявшись с переулком увидел машину с открытым багажником и картина дерзкого побега стала ясна. А гусь ушёл в сторону Дона, благо он был в мерах 50-ти.
  7. +4
    5 января 2020 20:44
    Цитата: рич
    А смысл? Я года 3 назад написал статью про героя Кавказской войны атамана гребенской линии Ивана Дмитриевича Волженского.Личность в казачьей среде легендарную.В благодарность получил комментарии типа - "Казаки по колено в крови рабочих и крестьян. А ещё казаки преданно служили кровавому царскому режиму, разгоняя рабочие демонстрации. Рубили саблями, секли нагайками, кололи пиками, эксплуатировали пролетариат, зарабатывали кресты за верность".Правда так и не понял при чем тут Волженский, сложивший голову в 1853 году. Но статьи про казачество решил больше не писать. А про рабочих и крестьян статьи писать не могу -не компитентен

    Да, отзывы бывают самые разные. Я пару лет назад тоже решил написать статью (сорри, что не в тему) о нереализованных в СССР ракетных комплексах. Проверил по источникам, в ВОРДЕ проверил на запятые. отослал и получил ответ, что слишком много синтаксических ошибок и дескать разместите ее на форуме. После этого тоже зарекся писать

    А ответ вам - верх глупости. Даже в знаменитой "Истории КПСС" не было такого однозначного взгляда на казачество. Все же различали и по времени и по принадлежности к той или иной стороне (красное и белое казачество). А причем здесь атаман, сложивший голову в 1853 - вообще за пределами понимания
    1. +1
      6 января 2020 04:40
      Вот наступает Рождество, И в душах наших волшебство.
      С праздником ,друзья good drinks
  8. +2
    6 января 2020 13:47
    Цитата: рич
    Вот наступает Рождество, И в душах наших волшебство.
    С праздником ,друзья good drinks

    С Рождеством, Дмитрий!