Годовщина Вильнюса-1991: советских офицеров сажали за ошибки Горбачева и компании

42
Годовщина Вильнюса-1991: советских офицеров сажали за ошибки Горбачева и компании

В ночь с 12 на 13 января 1991 года в центр Вильнюса были введены личный состав и бронетехника Советской Армии и спецназовцы группы «Альфа». Произошел штурм Вильнюсской телебашни, во время которого погибли 13 человек.

Литва взяла четкий курс на выход из СССР еще в самом начале 1990 года. В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литовской ССР провозгласил Литву независимым государством. Москва тогда суверенитет Литвы не признала, но националистические силы уже чувствовали себя в республике очень уверенно. Советское правительство пыталось противостоять отделению республики, но делало это очень вяло и неохотно.



В начале января 1991 года в Вильнюс прибыли спецназовцы КГБ СССР из группы «Альфа». И практически одновременно 7 января 1991 года кабинет министров Литовской ССР приступил к «либерализации цен». Стоимость базовых продуктов питания сразу же возросла более чем в три раза.

На следующий день в Литву перебросили части Псковской воздушно-десантной дивизии, а 10 января сам Михаил Горбачев потребовал восстановления действия Советской Конституции на территории Литовской ССР и отмены принятых Верховным Советом Литвы антисоветских актов.

Несмотря на свою активность, националистические силы Литвы поначалу не оказали серьезного сопротивления советским военным. По крайней мере, в час ночи 12 января советские десантники без особых проблем заняли здание, в котором размещался Департамент охраны края – литовская силовая структура, неподконтрольная Москве.

В ночь на 13 января в центр Вильнюса выдвинулись две колонны бронетехники 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а также бойцы группы «Альфа». Одна колонна направилась к зданию Верховного Совета Литвы, у которого собрались тысячи литовцев, а другая – к телевизионной башне, где также наблюдалось скопление людей.


Сначала 10 танков расчистили заграждения из автомобилей, пригнанных "защитниками" телебашни, а затем бойцы спецподразделения «Альфа» взяли здание телецентра штурмом. В 2 часа 10 минут диктор телевидения Литвы в прямом эфире сообщил о том, что телецентр захвачен советскими военными. Одновременно по радио Вильнюса прошло сообщение о начале СССР агрессии против суверенной Литвы.

Во время осады телебашни погибли 14 человек (по версии прокуратуры Литвы – 15 человек), 140 человек получили ранения. Среди погибших, кстати, был и лейтенант В.В. Шатских, служивший в группе «Альфа».

К 5 часам утра советские войска отошли от зданий Верховного Совета Литвы и телецентра. Приказ об отводе войск якобы отдал сам Михаил Горбачев. Однако никто из высших должностных лиц Советского Союза так и не взял на себя ответственность за штурм телецентра. Сам Горбачев не раз заявлял, что ничего не знал о вводе войск в центр Вильнюса.

Расследование всех обстоятельств событий 12-13 января 1991 года началось практически сразу же после окончательного отделения Литвы от Советского Союза. В ноябре 1996 года в Вильнюсе начался процесс по делу «О государственном перевороте 13 января 1991 года». На скамье подсудимых оказались высшие партийные чиновники Компартии Литовской ССР на платформе КПСС. Первый секретарь ЦК КПЛ Миколас Бурокявичюс был приговорен к 12 годам лишения свободы, заведующий отделом идеологии Юозас Ермалавичюс - к 8 годам, еще 4 человека получили сроки от 3 до 6 лет лишения свободы.

Однако литовским властям очень хотелось привлечь к ответственности и военнослужащих, участвовавших в штурме телецентра. Многие из них к тому времени уже имели российское гражданство. В 2010 году обвинения в их адрес были переквалифицированы на обвинения в преступлениях против человечности и военных преступлениях. В 2011 году в Австрии был задержан бывший командир группы «Альфа» полковник Михаил Головатов, однако его тут же отпустили вопреки протестам литовских властей.

Тем не менее, спекуляции на теме штурма телецентра продолжаются. 27 января 2016 года окружной суд Вильнюса начал рассмотрение дела о штурме телецентра. Обвиняемыми признали 65 человек, из которых на скамью подсудимых попали лишь двое - граждане России Юрий Мель (командовал танком) и Геннадий Иванов (был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-ой мотострелковой дивизии), оба – офицеры, которым не посчастливилось попасть в руки литовских властей уже спустя многие годы после тех событий.

27 марта 2019 года Вильнюсский суд приговорил заочно полковника в отставке Михаила Головатова к 12 годам лишения свободы. Два «реальных» обвиняемых, которых удалось арестовать литовской полиции, получили 7 лет лишения свободы – Юрий Мель и 4 года лишения свободы – Геннадий Иванов.

Осенью 2019 года Юрий Мель сделал заявление об угрозе его жизни - по словам Меля, в литовской тюрьме его держат не с политическими заключенными, а с обычными уголовниками - убийцами, наркоторговцами, грабителями, и в таких условиях он не может чувствовать себя в безопасности.

Россия, конечно, высказала протест литовской стороне, но дальше формальных заявлений дело не пошло. Между тем, российские офицеры остаются в литовской тюрьме, став банальными «стрелочниками», отвечающими за деяния сильных мира сего, а тот же Михаил Сергеевич Горбачев продолжает спокойно разъезжать по всем странам мира, не опасаясь задержаний и уголовных дел.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 января 2020 18:09
    А лекало то такое же как на Украине....уши то торчат англосаксов.
    1. +6
      12 января 2020 18:12
      местные царьки дорвались до власти используя разного рода фашиствующий сброд и теперь всем остальным дуракам рассказывают бредни чтобы сохранить свою власть
      1. +5
        12 января 2020 18:13
        Цитата: fruit_cake
        местные царьки дорвались до власти

        Не царьки,а марионетки с англосаксонской рукой в заднице.
    2. +6
      12 января 2020 18:45
      Цитата: НЕКСУС
      А лекало то такое же как на Украине....уши то торчат англосаксов.

      Это был полигон, на котором отрабатывали то, что сейчас по полной мере исполняют на Украине.
      Россия, конечно, высказала протест литовской стороне, но дальше формальных заявлений дело не пошло. Между тем, российские офицеры остаются в литовской тюрьме, став банальными «стрелочниками»,
      Тут уже не протесты, а более энергичные меры нужны были.
  2. +15
    12 января 2020 18:11
    Вот кого бы публично на кол на Красной площади - так это мегаиуду Меченного.. Эх - так ведь падла и помрёт своей смертью...Одна надежда на сковородку в аду.
    1. +11
      12 января 2020 18:24
      Самое смешное что эта твaрь всех переживет... А потом ему ещё и Горби-центр отгрохают(
      1. +4
        12 января 2020 19:07
        "российские офицеры остаются в литовской тюрьме, став банальными «стрелочниками», отвечающими за деяния сильных мира сего, а тот же Михаил Сергеевич Горбачев продолжает спокойно разъезжать по всем странам мира, не опасаясь задержаний и уголовных дел."
        "Сам Горбачев не раз заявлял, что ничего не знал о вводе войск в центр Вильнюса."
        Это да,иуда та ещё...И ведь носит земля,mля...
  3. +3
    12 января 2020 18:27
    Слов нет,*банное руководство когда-то Великой Страны,всё *** рали.
  4. +4
    12 января 2020 18:42
    Беда в том,что в руководстве СССР у власти стояли "старцы",а достойных молодых приемников не было.Как результат-у власти оказался "курортный секретарь" .Ну и свою лепту внесли "американские стажеры"-Калугин,Яковлев и Ко.
    Подобная ситуация происходит и в Алжире,где светскую и военную власть возглавляют участники национально-освободительной борьбы 60-х. которым за 80...
    1. +4
      12 января 2020 19:26
      Цитата: knn54
      Беда в том,что в руководстве СССР у власти стояли "старцы",а достойных молодых приемников не было.

      Да было много толковых и грамотных людей, коллега! Просто их боялись старцы и препятствовали их продвижению во власть! Да и не лезли они во власть, туда попадают, как правило люди наглые, недалёкие и беспринципные. Гляньте на наших красавцев - половина не знает, ни что делает, ни что нужно делать на этой должности! Прокололся человек, будучи министром спорта, так его поставили министром строительства! Вот настроит теперь надежных сооружений! hi
  5. -8
    12 января 2020 18:46
    Я был в тот период в Москве, и мы много работали с литовцами - они избавлялись от советских рублей, закупая нужную и не очень технику...

    Кстати, наш друг из элиты советской международной журналистики предупредил нас заранее о готовящихся провокациях и безответственных действиях Кремля, и тоже посоветовал избавиться от деревянных...

    По инциденту в Вильнюсе... Там и псковских курсантов было немало... Явно провокация Кремля... ведь и без них, недоучившихся до конца, могли всё провернуть...
    1. +3
      12 января 2020 19:05
      какая провокация Кремля прости Господи... там думать то мало кто мог еще и провокации устраивать ага ну))) курсантов рязанских и при путче пытались использовать тоже провокация Кремля?) не ищите черную кошку
      1. -1
        12 января 2020 19:14
        Цитата: carstorm 11
        курсантов рязанских и при путче пытались использовать тоже провокация Кремля?) не ищите черную кошку

        ГКЧП ? Это про шоу, что ли?
        ГКЧП показал только одно - в высших эшелонах спецслужб и армии не оказалось ни одного Патриота Отечества...
        1. +1
          12 января 2020 20:07
          это спорное утверждение. даже в высших эшелонах люди служивые выполняют приказы. и пойти против присяги не могут. я допустим тоже бы не вмешивался. там всего два пути. исполняешь рапорт и становишься патриотом и делаешь что твои убеждения требуют или выполняешь приказы. а посылать людей на любые действия но при этом защищая свои личные убеждения ты становишься я даже не знаю кем.
          1. +1
            12 января 2020 20:33
            Вот интересно: сколько служивых потом, после путча, укоряло себя, что не взял на себя ответственность? Всё остальное - отмазка приспособленца... (моё мнение)
            1. +1
              12 января 2020 20:40
              кого я знал о решениях не жалели. при чем тут приспособленец вообще? ты офицер и твоя работа всегда одна. ты профессионал в первую очередь.
              1. +2
                12 января 2020 20:42
                Вот я и говорю: те, кто мог, но не сделал, отдав страну чубайсятам - это и есть элементарные приспособленцы...
                1. +2
                  12 января 2020 20:49
                  ой да не надо ярлыки вешать. политика с армией вообще не должна пересекаться. ни коим образом. страну отдали все кто в ней жил тогда а не ее солдаты которые по приказу в любую точку мира готовы ехать и выполнять все что прикажут и умирать за ее интересы.
                  1. -2
                    12 января 2020 21:50
                    Цитата: carstorm 11
                    ой да не надо ярлыки вешать. политика с армией вообще не должна пересекаться. ни коим образом.

                    Ещё как должна... У нас два года назад мы скинули Сержа только благодаря тому, что командир батальона миротворцев отказал властям использовать своих солдат в подавлении протеста, и сам с ними встал в ряды народа... Его, конечно, в тот же день выперли из армии, но после смены власти восстановили...
                    А до этого (было лет так пять назад) все знали, что если командир полка отвечает в трубку:"такое мне и твой брат не сможет приказать.", то вечером громилы от власти заходят в полк и ботинками в голову вбивают свои хотелки и командиру полка, и его гостю другому полковнику...

                    Вот разница между патриотом и пртспособленцем, о которых мне указываете...
                    1. +1
                      12 января 2020 21:57
                      ну понеслась блин... да делают пусть что хотят. встают в ряды протестующих при это нося погоны или наоборот. для меня лично это мало какого восхищения повод. я не служил в банановых республиках где армия перевороты делает и не хочу. это бардак и хаос. я из офицерской династии мои предки служили и в РИ и в Союзе и в нынешние времена. все войны прошли но в подобное не полезли бы и я не полезу. а вы можете считать как угодно.
                      1. -7
                        12 января 2020 22:01
                        Да, я считаю, что офицеры РИА, что полезли в большевистскую толпу ради денег - это предатели... Хоть он из династии, хоть самородок... Последствия прихода к власти большевиков знали все - ещё парижская коммуна до этого показала...
    2. +3
      12 января 2020 19:30
      Цитата: Карен
      Кстати, наш друг из элиты советской международной журналистики предупредил нас заранее о готовящихся провокациях и безответственных действиях Кремля

      Уверены, что из элиты советской, а не американской журналистики? Потому, что Кремлю провокации делать совсем необязательно - достаточно было просто отдать приказ и всех нациков приболтии размазали бы по асфальтобетонному покрытию!
      1. -4
        12 января 2020 20:15
        Цитата: businessv
        Уверены, что из элиты советской, а не американской журналистики?

        Да, уверен... Он был из апостолов советских международников... А провокации - именно провокации - из Кремля обязаны были исходить: именно Кремль сдавал Союз!!!
  6. +5
    12 января 2020 19:07
    советских офицеров сажали за ошибки Горбачева и компании

    Сажать нужно было не офицеров, а Горбачёва и компанию.
    1. +2
      12 января 2020 20:07
      Цитата: Товарищ
      Сажать нужно было не офицеров, а Горбачёва и компанию.

      Го и Ко не сажать нужно было а расстреливать
  7. +4
    12 января 2020 19:08
    . Россия, конечно, высказала протест литовской стороне, но дальше формальных заявлений дело не пошло. Между тем, российские офицеры остаются в литовской тюрьме, став банальными «стрелочниками», отвечающими за деяния сильных мира сего,

    Неужели МИД РФ настолько беззубый,или банально пофиг, на людей ,выполнявших свой ДОЛГ,перед Родиной??
    Ну нельзя же так!
    1. BAI
      +2
      12 января 2020 21:23
      Неужели МИД РФ настолько беззубый,или банально пофиг, на людей ,выполнявших свой ДОЛГ,перед Родиной??

      Абсолютно верно. Девиз МИДа РФ - "Дороже душевный покой. Все остальное - последнее дело".
  8. +3
    12 января 2020 19:10
    Так таки русские своих не бросают? Или только "своих"?
  9. +3
    12 января 2020 19:11
    А с чего автор решил, что это были ошибки? Они хотели развалить страну. У них всё получилось.
    1. +1
      12 января 2020 20:18
      "Борис, ты прав!" :) плюсанул... Это настолько очевидно...
  10. +4
    12 января 2020 19:14
    меченое ничтожество не виновато , оно было не в курсе ... за одно это следовало бы повесить на веревке до достижения смрадной тушей температуры окружающей среды , кстати, недалеко от того бардака сидели солдатики по грузовикам с оружием и без патронов и вообще не понимали что происходит и что делать ...
    1. +3
      12 января 2020 19:26
      Даже мы, сидя перед телевизором ничего не понимали, что говорить служивых в казарме....
  11. +1
    12 января 2020 19:21
    Цитата: svp67
    Цитата: НЕКСУС
    А лекало то такое же как на Украине....уши то торчат англосаксов.

    Это был полигон, на котором отрабатывали то, что сейчас по полной мере исполняют на Украине.
    Россия, конечно, высказала протест литовской стороне, но дальше формальных заявлений дело не пошло. Между тем, российские офицеры остаются в литовской тюрьме, став банальными «стрелочниками»,
    Тут уже не протесты, а более энергичные меры нужны были.

    Невзоров,фильм ,,Наши''
  12. 0
    12 января 2020 20:05
    за ошибки Горбачева и компании
    давайте хотя бы себе врать не будем, за ТРУСОСТЬ и ПРЕДАТЕЛЬСТВО, а не за ошибки
  13. +1
    12 января 2020 20:59
    А чего можно было ожидать от комбайнера с философским образованием - ни петь, ни рисовать, ни украсть ни посторожить. Только трандеть и делать умную морду, И сегодня горбач, что то там в вечность пукнул. И не приберет господь такую сволочь к себе, видимо держит на земле в назидание нам, что бы помнили и не забывали, что ложь и предательство, может быть упаковано в приличные одежды и сладкие речи.
  14. DPN
    0
    12 января 2020 21:04
    Так у повелось верхи гадят, а отвечают низы так жизнь устроена.
  15. 0
    12 января 2020 21:04
    Был там и до, и после, и заездом, и проездом.
    А что прошлое ворошить то? Не любят они нас, вот и всё.
    Есть что предложить сейчас, кроме газа и грёз? А коммунизмиоваяевоюция – это уже сыгранные фишки.
  16. +1
    12 января 2020 21:36
    Это не ошибки, а измена и предательство. Горби разваливал систему, используя ВС СССР, как инструмент провокаций.
  17. 0
    12 января 2020 22:33
    На тему литовских событий есть много информации в статьях Владислава Шведа,который был вторым секретарём ЦК КП Литвы "Проклятье Литвы", "Трибунал спецназа".
  18. 0
    13 января 2020 01:22
    Кто нибудь может напомнить, почему литовский суд обошел стороной того, кто отдавал приказ на ввод войск в Вильнюс?
    1. +1
      14 января 2020 14:56
      Напоминаю. Этот суд - политический. "Победители", которые "отстояли свободу и независимость Литвы", а заодно и "ценности демократии" вершат "суд истории" над "преступным захватническим режимом СССР". Горби - герой этой истории. В качестве козлов отпущения выступают бывшие советские офицеры, которые выполнили приказ (как он считали) "законного правительства СССР". А оказалось - вот оно как... Так что независимость РФ - "правопреемника СССР" построена вот на таком фундаменте. Ясно?
  19. 0
    19 января 2020 08:23
    Был я там..., комбриг молодец, два дня стояла колонна в готовности, отказался без письменного приказа. Это про иуду меченого, который "не знал", а его приспешники тоже на будущее не хотели знать! Ну а про ребят, почему то принцип "русские своих не бросают" видать у нашей власти не в чести! И еще, был удивлен порядком, красиво по фэншую расставлены баррикады, все ровненько и опрятно. Народ не кидается и не лезет, шипят в спину "Окупантос!", а поворачиваешься фиг поймешь! А сочувствующие из местных, прямо говорили что мы опоздали, надо было раньше порядок наводить!