Завершение Крестьянской войны Степана Разина и судьба атаманов

101
Завершение Крестьянской войны Степана Разина и судьба атаманов
С. Кириллов. «У Симбирской черты»

В предыдущей статье («Разинщина. Начало Крестьянской войны») было рассказано о событиях неспокойного 1670 года: новом походе Степана Разина на Волгу, первых успехах восставших, их поражении у Симбирска. Было упомянуто и о том, что несколько отрядов были отправлены Разиным под Пензу, Саранск, Козьмодемьянск и некоторые другие города.

«Полевые командиры» Крестьянской войны


Обо всех «атаманах» того времени в одной статье рассказать, конечно же, невозможно. Попробуем коротко упомянуть хотя бы некоторых из них. О Василие Усе и Фёдоре Шелудяке мы уже говорили, и в ближайшее время продолжим этот рассказ. Пока же немного о других лидерах повстанческих отрядов этой Крестьянской войны.




Кошелева Е. «Армия Разина»

Пришедший с Разиным с Дона Михаил Харитонов взял под контроль огромную территорию между Сурой и Волгой, захватив вначале Юшанск, Таган, Урень, Корсунь, Сурск, а затем Атемар, Инсар, Саранск, Пензу, Наровчат, Верхний и Нижний Ломовы. В районе Пензы он соединился с отрядами других атаманов – Федорова, Чирка и Шилова (о Шилове ходили слухи, что это сам переодетый Степан Разин). В Саранске Харитонов сумел организовать оружейные мастерские. Вот какие «прелесные грамоты» рассылал он по округе:

«Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд. И вам бы пожаловать атаманы и молотцы, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500. Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру... А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска».

Харитонов и Фёдоров дошли до Шацка (город в современной Рязанской области), но 17 октября были отброшены отрядами смоленских и рославльских шляхтичей, которые ещё 15 лет назад были подданными Речи Посполитой. Воевода Хитрово так писал об этом тяжёлом и упорном сражении:

«Полковник Денис Швыйковский с своею смоленскою, бельскою и рославскою шляхтою приступали к деревне жестокими приступами, не щадя голов своих, приезжали к воровскому обозу, на воровских людей, секли и обоз ломали; много шляхты переранено тяжелыми ранами, пробиты насквозь пиками и рогатинами, иные из пищалей и луков прострелены».

В ноябре 1670 года Харитонов потерпел поражение от войск князя Ю. Барятинского, отступил к Пензе, попал в плен и был казнён в декабре этого года.

Василий Фёдоров, о котором упоминалось выше, был не то саратовским стрельцом, не то солдатом Белгородского полка, бежавшим на Дон, где он «жил в казаках». Восставшими Фёдоров был выбран «городовым атаманом» Саратова. Он также был взят в плен и казнён в декабре 1670 года.

Максим Осипов, посланный Разиным во главе 30 казаков «с прелесными письмами ездить и збирать в казаки вольницу», в короткий срок собрал целую армию из 1500 человек, на вооружении которой оказались даже пушки. С этим отрядом Осипов в конце весны 1671 года пошёл на помощь Фёдору Шелудяку, войска которого атаковали Симбирск, но опоздал. Однако появление Осипова вызвало большой испуг в Симбирске, где его отряд приняли за новую армию восставших. С 300-ми оставшимися у него воинами, он, в конце концов, пробился к Царицыну, но этот город к тому времени уже не контролировался разинцами и отряд Осипова был окончательно разбит. Случилось это в конце июля – начале августа 1671 года.

Атаман Акай Боляев, известный также, как Мурзакайко, действовал в восточной Мордовии, численность его отряда доходила до 15 тысяч человек. Князь Барятинский описывает бой с повстанцами Боляева у при Усть-Уренской слободе, как большое и тяжелое сражение:

«А они, воры, стояли за Кандараткою речкою под слободою, убрався с полками конные и пешие и поставя обоз, да с ними 12 пушек… у речки пехота приведена была, и бой был великой, и стрельба пушешная и мушкетная безпрестанная, а я со всеми полками конными на их конные полки наступил».

Восставшие потерпели поражение, Боляев был ранен, но уже через месяц он снова сражался у деревень Баево и Тургенево (7 и 8 декабря 1670 г.), был разбит и попытался укрыться в родном селе Костяшево (примерно в 17 км от Саранска). Здесь он был выдан земляками царским карателям и в декабре 1670 года четвертован в Красной Слободе.

На территории Чувашии действовал отряд Изылбая Кабаева, в котором «было русских, и татар, и чуваш с 3000 человек». В конце декабря 1670 г. он совместно с «атаманами русскими» Васильевым и Беспалым атаковал обоз воеводы князя Барятинского, но потерпел поражение у деревни Досаево, попал в плен и был казнён.

Илья Пономарев, который также упоминается под фамилиями Иванов, Попов и Долгополов, был уроженцем города Кадом и марийцем по национальности. Сохранилось описание его внешности: «Ростом средней человек, волосом светлорус, в лице продолговат, нос прям, продолговат, борода невелика, з брувьми небольшими почернее волос».

С «прелесным письмом» Степана Разина его схватили в Козьмодемьянской уезде и посадили в тюрьму. Но уже 3 октября 1670 г. жители Козьмодемьянска открыли ворота перед небольшим отрядом разинцев (30 человек), Пономарев был освобождён и избран атаманом. После неудачи у Цивильска, он увёл свой отряд в Ветлужскую волость, где был взят город Унжа. Испуганный соликамский воевода И. Монастырев сообщал в Москву, что ему «оборонитца некем… жить опасно и страшно».

Пономарёв также был схвачен и повешен в Тотьме в страшном для восставших декабре 1670 года.

Алёна Арзамасская (Темниковская)



Н. М. Обухов. «Алёна Арзамасская-Темниковская». Железобетон. 1971. Краеведческий музей. Темников

Среди командиров восставших оказалась и одна женщина – некая Алёна, уроженка Выездной слободы (близ Арзамаса). Овдовев, она ушла в монастырь, где скоро стала известна как травница. Узнав о восстании Разина, сумела своими речами привлечь на свою сторону около 200 окрестных крестьян, которых она повела на Оку – первоначально к Касимову, но потом свернула к Темникову. К этому городу с ней пришли уже 600 человек.


Здесь её отряд соединился с другими повстанческими частями. Главным атаманом стал Фёдор Сидоров, который в сентябре 1670 г. был освобожден разницами из саранской тюрьмы.

Анонимный иностранный автор в «Сообщении касательно подробностей мятежа, произведенного в Московии Стенькой Разиным», сообщает, что под командой Алёны и Сидорова собралось семитысячное войско.

Боярский сын М. Веденяпин в донесении от 28 ноября 1670 г. и вовсе писал:

«А в Темникове-де, государь, воровских людей стоит 4000, устроясь с пушки. Да в темниковском, государь, лесу на засеках на арзамасской дороге... стоит воровских людей от Темникова ж в 10-ти верстах 8000 с огненным боем. Да к ним же... пришли из Троецкого острогу... с пушки и с мелким ружьем с 300 человек».

Но современные исследователи считают, что общая численность восставших вряд ли превышала 5 тысяч человек. Их объединённые войска нанесли поражение отряду воеводы Арзамаса Леонтия Шансукова.

В декабре 1670 года темниковские повстанцы потерпели поражение, Сидорову удалось скрыться в окрестных лесах, а оставшиеся в городе, в том числе и Алёна, были выданы воеводе Ю. А. Долгорукому. Палачей Алёна потрясла тем, что безмолвно вынесла все пытки, на основании чего был сделан вывод, что она ведьма, не чувствующая боли. Уже упоминавшийся нами автор «Сообщения касательно подробностей мятежа…» написал:

«Она не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало и бились так же храбро, как она, тогда, наверное поворотил бы князь Юрий вспять. Перед смертью она перекрестилась... спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел».

Это «Сообщение…» в 1671 г. было опубликовано в Голландии и Германии, а в 1672 – в Англии и Франции, поэтому в Европе об этой мужественной женщине узнали раньше, чем в России.

Об Алёне писал и некий Иоганн Фриш:

«Через несколько дней после его (Разина) казни была сожжена монахиня, которая, находясь с ним (заодно), подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой»
(1677 год).


К. Смирнов. «Бой Алёны Арзамасской»

Продолжение Крестьянской войны


Эмиссары Разина взбунтовали также крестьян под Ефремовом, Новосильском, Тулой, а Боровск, Кашира, Юрьев-Польский восстали без их участия. С октября по декабрь 1670 года пятитысячный отряд окрестных крестьян во главе с атаманом Мещеряковым, осаждал и дважды штурмовал Тамбов. Но оставшиеся без вождя повстанцы были разгромлены в Поволжье, на Тамбовщине и в Слобожанщине (Слободская Украина).

Возвращение на Дон, вероятно, было роковой ошибкой Степана Разина: делать там ему было нечего, почти все сочувствовавшие ему казаки уже находились в его войске, а старшины и «домовитые» были не в восторге от возвращения мятежного атамана, опасаясь карательной экспедиции московских войск. В Астрахани же Разину ничего не угрожало, и одно его имя привлекало бы туда тысячи готовых сражаться под его началом людей.


Портрет Степана Разина. Гравюра неизвестного автора, XVII век

Но Разин сдаваться не собирался. Когда Василий Ус запросил его, что делать с хранящейся у него казной, атаман ответил, что весной сам придёт в Астрахань, и приказал строить струги «больше прежнего». В Царицын в это время прибывали отряды из Астрахани, Красного Яра, Чёрного Яра, Саратова, Самары и других городов – всего собралось около 8 тысяч человек на 370 стругах. С астраханцами туда пришел Фёдор Шелудяк, выбранный в Царицыне атаманом.

Предательство


Трудно сказать, как развивались бы события дальше, если бы домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнеем Яковлевым (крестный отец Степана Разина) не взяли штурмом Кагальник, где расположился атаман. В конце апреля 1671 года вождь восставших был захвачен в плен и выдан царским властям.


«Разин пойман и на него накладывают железа». С гравюры Давида по рисунку Монне, Государственный Исторический музей

До 1979 года на стене Воскресенского собора в станице Старочеркасской можно было увидеть цепи, которыми, как утверждало предание, Корнила Яковлев сковал захваченного в плен крестного сына – Степана Разина. Они были украдены во время реконструкции и теперь заменены дубликатами:


В этом же соборе имеется могила Корнилы Яковлева.


Воскресенский войсковой собор, станица Старочеркасская

Предателям выплатили их тридцать сребреников – «особенное жалованье» в размере трёх тысяч серебряных рублей, четырёх тысяч четвертей хлеба, 200 ведер вина, 150 пудов пороха и свинца.

Степана Разина и его брата Фрола в Москву доставили 2 июня 1671 года. По свидетельству оставшегося неизвестным англичанина, примерно в миле от города мятежников встретила подготовленная телега с виселицей, на которую и поставили атамана:

«С мятежника сорвали бывший на нем до того шелковый кафтан, обрядили в лохмотья и поставили под виселицу, приковав железной цепью за шею к верхней перекладине. Обе руки его были прикованы к столбам виселицы, ноги разведены. Брат его Фролка привязан был железной цепью к телеге и шел сбоку ее. Эту картину наблюдало «великое множество народа высокого и низкого звания».

Следствие было недолгим: непрерывные пытки продолжались 4 дня, но Степан Разин молчал, и уже 6 июня 1671 года ему и его брату был вынесен приговор: «Казнить злою смертью – четвертовать».

Поскольку атаман уже был отлучен от церкви и предан анафеме патриархом Иосафом, в исповеди перед казнью ему было отказано.

Томас Хебдон – представитель британской Русской компании, ставший очевидцем казни, отправил сообщение о ней в гамбургскую газету «Северный Меркурий»:

«Разина поставили на специально сколоченную по такому случаю повозку семи футов вышиной: там он стоял так, что все люди – а их собралось более 100 000 – могли его видеть. На повозке была сооружена виселица, под которой он стоял, пока его везли к месту казни. Он был крепко прикован цепями: одна очень большая шла вокруг бедер и спускалась к ногам, другой он был прикован за шею. В середине виселицы была прибита доска, которая поддерживала его голову; его руки были растянуты в сторону и прибиты к краям повозки, и из них текла кровь. Брат его тоже был в оковах на руках и ногах, и его руки были прикованы к повозке, за которой он должен был идти. Он казался очень оробевшим, так что главарь мятежников часто его подбадривал, сказав ему однажды так:
"Ты ведь знаешь, что мы затеяли такое, что и при еще больших успехах мы не могли ожидать лучшего конца"».

Прервём цитату, чтобы посмотреть рисунок Хебдона:


А ниже представлен кадр из советского фильма «Степан Разин», снятого в 1939 году:


Продолжение цитаты:

«Этот Разин все время сохранял свой гневный вид тирана и, как было видно, совсем не боялся смерти. Его царское величество нам, немцам и другим иностранцам, а также персидскому послу, оказал милость, и нас под охраной многих солдат провели поближе, чтобы мы разглядели эту казнь лучше, чем другие, и рассказали бы об этом у себя соотечественникам. Некоторые из нас даже были забрызганы кровью».



«Казнь Степана Разина». Гравюра Р. Бонга по рисунку Медведева

Степан Разин был четвертован на Лобном месте, а его брат Фрол продлил свои мучения на несколько лет, выкрикнув у эшафота «слово и дело Государево».

Разин же, по свидетельству Марция,

«был так непреклонен духом, что уже без рук и без ног, сохранил свой обычный голос и выражение лица, когда, поглядев на остававшегося в живых брата, которого вели в цепях, окрикнул его: "Молчи, собака!"».


Портрет Степана Разина. С гравюры Беккера


Утёс Степана Разина (Дурман-гора), Саратовская область, высота 186 метров. В 1870 году А. Навроцкий посвятил ему стихотворение, которое через 26 лет было положено на музыку («Есть на Волге утёс»). Окрестные крестьяне (в том числе и немецкие колонисты) утверждали, что часто видели здесь призрак казнённого Степана Разина

Степан Разин был отлучен от церкви, а потому, по некоторым данным, его останки были позже захоронены на мусульманском (Татарском) кладбище (за Калужскими воротами).

Фрол Разин обещал выдать властям «воровские клады» и «воровские письма», спрятанные в засмоленный кувшин, но ни загадочный кувшин, ни клады так и не были найдены. О его казни, которая состоялась на Болотной площади 26 мая 1676 года, секретарь Нидерландского посольства Бальтазар Койэт сообщал:

«Он уже почти шесть лет пробыл в заточении, где его всячески пытали, надеясь, что он ещё что-нибудь выскажет. Его повезли через Покровские ворота на земский двор, а отсюда, в сопровождении судьи и сотни пеших стрельцов, к месту казни, где казнили и брата его. Здесь прочитали приговор, назначавший ему обезглавленье и постановлявший, что голова его будет посажена на шест. Когда голову его отрубили, как здесь принято, и посадили на кол, все разошлись по домам».

В один день со Степаном Разиным (6 июня 1671 года) на Лобном месте был казнён и «молодой человек, которого атаман выдавал за старшего царевича (Алексея Алексеевича)» – о его появлении в стане восставших было рассказано в предыдущей статье. Настоящее его имя так и осталось неизвестным: он не назвал его даже под самыми жестокими пытками.

Высказывались предположения, что под этим именем могли скрываться атаман Максим Осипов (о котором говорилось в начале статьи) либо попавший к разинцам в плен кабардинский князь Андрей Черкасский. Однако, доподлинно известно, что Осипов был схвачен лишь в июле 1671 года – через месяц после казни Лже-Алексея. Что касается Андрея Черкасского, то он остался жив и после подавления восстания продолжал служить Алексею Михайловичу.

Любопытно, что в конце царствования Алексея Михайловича появился и Лже-Симеон (выдававший себя за другого сына этого правителя от Марии Милославской, который был младше царевича Алексея на 12 лет). Он «объявился» у запорожцев, полагают, что этим самозванцем был некий варшавский мещанин Матюшка.

Поход Фёдора Шелудяка


Перед казнью Степан Разин гордо заявил при всём народе (а собрано властями было около ста тысяч человек):

«Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть».

Эти слова были услышаны и разнеслись по всей России.

Уже после подавления восстания в городе Пронск один из мастеровых, услышав от солдата Лариона Панина, что «вора и изменника Степана Разина с его воровским сбродом разбили и его де, Стеньку, изранили», сказал: «Где вам Стеньку Разина разбить!»

Панин донёс на него воеводе, и эти крамольные слова так напугали местные власти, что дело разбиралось в Москве, где был вынесен приговор:

«Великий государь указал, и бояре приговорили крестьянину Еропкина Симошке Бессонову за такие слова учинить наказание: бить кнутом нещадно, да у него ж урезать языка, чтоб впредь иным таких слов не повадно было говорить».

А соратники мятежного атамана действительно продолжили борьбу и после его ареста и гибели. Они ещё контролировали Нижнее Поволжье, и весной 1671 года Фёдор Шелудяк снова повёл повстанцев на Симбирск. 9 июня (через три дня казни Разина) этот город был осаждён, но взять его не удалось. Понеся большие потери во время двух штурмов, на которые их повели атаман Федор Свешников и житель Царицына Иван Былинин, восставшие отошли. К тому же, пришли известия о тяжелой болезни, а затем – и о смерти, оставшегося в Астрахани Василия Уса. Этот атаман был похоронен с всевозможными почестями, во всех астраханских церквях отслужили по нему панихиду. Для восставших это была очень тяжёлая потеря, так как в их среде Василий Ус был вторым человеком после Разина, и о его смерти сообщали даже европейские газеты (например, «Голландские вестовые письма» – «Куранты»). За несколько дней до его смерти в Астрахани были казнены митрополит Иосиф и взятый в плен еще в 1670 году под Чёрным Яром воевода С. Львов, обвинённые в сношениях с московскими властями и донскими старшинами, что выдали властям Степана Разина. До того времени и тот, и другой, по свидетельству Фабрициуса, особым притеснениям не подвергались и даже получали свою долю при разделе «дувана» – наряду со всеми жителями города: «Даже митрополит, генерал и воевода должны были принимать свою долю добычи».

Что касается Симбирска, то в 1672 году за «двукратную храбрую оборону» от войск Разина и Шелудяка этому городу был пожалован герб с изображением льва, стоящего на трёх лапах с высунутым языком, мечом в левой лапе, трёхлепестковой короне над головой.


Первый герб Симбирска

Осада Астрахани царскими войсками


Фёдор Шелудяк привёл от Симбирска в Царицын всего две тысячи человек, но в этом городе не хватало продовольствия, началась цинга, и потому атаман принял решение уйти в Астрахань. Именно он и возглавил сопротивление скоро подошедшим царским войскам (30 тысяч человек), которые возглавлял симбирский воевода И. Б. Милославский (он оборонял этот город во время его осады армией Разина). Численность защитников Астрахани не превышала 6 тысяч человек. Несмотря на явное превосходство в силах и полученное подкрепление (отряды князя К. М. Черкасского), осада этого города продолжалась три месяца.

А на Дону в это время многие «молотчие люди» отказывались «целовать крест» на верность царю.


Казацкая Рада

Лишь через три дня волнений на казачьем Круге в Черкасске Корниле Яковлеву удалось убедить Войско Донское дать присягу. Но от похода к мятежной Астрахани донцы уклонились, заявив, что ожидают набега крымских татар.

Наконец возглавлявший осаждавшие Астрахань войска князь И. Милославский дал торжественное обещание, что, в случае сдачи, «с головы горожан не упадет ни один волос».

27 ноября 1671 г. Астрахань была сдана, и, что самое поразительное, Милославский сдержал своё слово. Но радость астраханцев была преждевременной: в июле 1672 г. городовым воеводой вместо Милославского был назначен князь Я. Н. Одоевский, бывший глава Сыскного приказа, который никаких клятв не давал. Астрахань к этому времени была полностью замирена, не было никаких волнений и никакого повода для массовых казней, но они последовали – и немедленно. Одним из первых был схвачен Фёдор Шелудяк, который был повешен после долгих и жестоких пыток.

Голландский офицер на русской службе Людвиг Фабрициус, которого ни в коем случае нельзя «обвинить» в симпатии к восставшим, писал об Одоевском:

«Это был безжалостный человек. Он был сильно ожесточен против бунтовщиков... Свирепствовал он до ужаса: многих повелел, кого заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать из глотки язык, кого заживо зарыть в землю... Если выискивался кто-либо, кто из сострадания представлял этому злодею, что все же грешно так поступать с христианами, то он отвечал, что это еще слишком мягко для таких собак, а того, кто в другой раз станет заступаться, он тотчас велит повесить. Такова была судьба виновных и невиновных. Он настолько привык к людским мукам, что по утрам ничего не мог съесть, не побывав в застенке. Там он приказывал, не жалея сил, бить кнутом, поджаривать, вздымать на дыбу. Зато потом он мог есть и пить за троих».

По словам Фабрициуса, в результате такого служебного рвения Одоевского в городе «остались только старухи и маленькие дети».

Если поверить голландцу (а не верить ему в данном случае нет никаких оснований), следует признать, что Астрахань была полностью разорена не внешним врагом и не восставшими, а государственным чиновником, и не в процессе подавления восстания, а через несколько месяцев после его завершения. И этот воевода был далеко не единственным садистом и кровавым маньяком, что превзошли в своей жестокости даже не отличавшихся особой щепетильностью атаманов Степана Разина. В других местах уровень жестокости новых начальников также «зашкаливал».

Месть властей была поистине страшной: за три месяца царские каратели казнили более 11 тысяч человек. Других били кнутами, тысячам людей вырезали язык или отрубили руки.

Иоганн Юстус Марций, защитивший в 1674 году в Виттенберге диссертацию о восстании Степана Разина писал:

«И действительно, резня была ужасающей, а тех, что попали живыми в руки победителей, ожидали в наказание за государственную измену жесточайшие муки: одни пригвождены были к кресту, другие посажены на кол, многих подцеплял за ребра багор».


Леонтьев О. «Расправа с бунтовщиками Степана Разина»

Назначение Одоевского и подобных ему людей воеводами покорённых областей, с одной стороны, свидетельствует о страхе Алексея Михайловича перед новым взрывом народного гнева, с другой – подтверждает известный тезис об отсутствии у него таланта государственного деятеля: царь легко поддавался внешним влияниям и не мог просчитывать долговременные последствия принимаемых решений. Пожар разинского мятежа был буквально залит кровью, но память о зверствах царёвых бояр и помещиков, мстящих за пережитый страх и унижения, навсегда осталась в народе. И когда через 100 лет Емельян Пугачёв «повелел» своим «именным указом» дворян «ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами», новая гражданская война, по словам Пушкина, «поколебала Россию от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов»:

«Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства… Класс приказных и чиновников был еще малочислен и решительно принадлежал простому народу. То же можно сказать и о выслужившихся из солдат офицерах. Множество из сих последних были в шайках Пугачева».

(А. С. Пушкин, «Замечания о бунте».)

Но вернёмся в Астрахань: обманутые горожане пытались тогда бежать из города. Одни пробирались на Слобожанщину, другие – на Урал или даже в Сибирь. Некоторые из них отправились на север – в староверческий Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь: его настоятель Никанор принимал всех.


«Вид Соловецкого монастыря, отпечатанный с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице», Ровинский Д.А. СПб., 1884 год

Здесь они и погибли 22 января 1676 года, после того как чернец Феоктист указал тайный ход царским войскам, осаждавшим обитель. Расправа над защитниками монастыря и его монахами потрясла даже отнюдь не сентиментальных иностранных наемников, иные из которых оставили воспоминания об этой удивительной, продолжавшейся с 1668 по 1676 гг. войне целого государства против одного монастыря.


Расправа с участниками Соловецкого восстания

Смерть царя Алексея Михайловича


А царь Алексей Михайлович в это время умирал – мучительно и страшно: «Расслаблен бысть прежде смерти, и прежде суда того осужден, и прежде бесконечных мук мучим».


Ельваль. «Смерть царя Алексея Михайловича 29 января 1676 года». Гравюра, начало 1840-х гг.

Царю, устроившему жестокие масштабные гонения на оставшихся верным прежним обрядам соотечественников, казалось, что соловецкие монахи трут его тело пилами и он страшно, на весь дворец кричал, умоляя их:

«Господие мои, отцы Соловецкие, старцы! Отродите ми, да покаюся воровства своего, яко беззаконно содеял, отвергся христианские веры, играя, Христа распинал... и вашу Соловецкую обитель под меч поклонил».

Он даже отправил приказ прекратить осаду Соловецкого монастыря, но гонец опоздал на неделю.

Алексей Михайлович Романов умер 29 января (8 февраля) 1676 года, но волнения крестьян не утихали и после его смерти, вспыхивая в разных концах государства. Последние их очаги ликвидировать удалось лишь в 1680-х годах.
101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 февраля 2020 06:27
    Лилась кровь не переставая, со всех сторон.
    1. +15
      11 февраля 2020 08:08
      Цитата: Korsar4
      Лилась кровь не переставая, со всех сторон.

      Гражданская война - самая безпощадная, а война за веру - тем более.

      Спасибо автору за все статьи.
      1. -9
        11 февраля 2020 11:19
        Цитата: Boris55
        а война за веру - тем более.

        разве это было восстание ... за веру? request

        А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска».

        сразу видно-"народное" восстание и способ привлечения сторонников-ну очень убедительный. yes
        Предателям выплатили их тридцать сребреников – «особенное жалованье» в размере трёх тысяч серебряных рублей, четырёх тысяч четвертей хлеба, 200 ведер вина, 150 пудов пороха и свинца.

        а кто дал автору право называть законнопослушных казаков ..."предателями"? belay

        Они остались верными царю и государству. В отличие от отступника Разина и остальных предателей-его соратников.

        Показательно, что и многих других из этих предателей выдали СВОИ же односельчане и земляки.
        ожидали в наказание за государственную измену жесточайшие муки:
        За измену всегда наказывали жестоко, как правило-смертью.
        Везде.
        1. +5
          11 февраля 2020 13:28
          Самые, что ни наесть конченные предатели, присягнули они в августе 1671, а Разина сдали в апреле того же года.
          1. -8
            11 февраля 2020 15:00
            Цитата: Mitya2424
            Самые, что ни наесть конченные предатели, присягнули они в августе 1671, а Разина сдали в апреле того же года.

            Это такой, гм, сарказм? recourse
            В августе присягнули, а в АПРЕЛЕ...-сдали?

            Кстати, при такой постановке вопроса:
            А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска»
            -любые клятвы дашь, но, как видим, неисренние....
          2. +2
            12 февраля 2020 17:10
            Думаю так - присягнул царю - служи. Нарушил присягу - не удивляйся когда тебя покарает суровая и беспощадная рука правосудия. Все присягая знают с самого начала, что кара в случае чего суровая. С предателями всегда так поступали. Те кто остался верен присяге и не совершил измены - можно только сказать ну и слава Богу, что не изменники. Так всегда было и надеюсь будет. Присяга святое дело. Мои предки присягнули Московскому царю в 1652 году. И эту дату всем поколениям передавали как неизменность присяги. Ну а воры и изменники - что сних взять - если нельзя с пользой использовать на каторжных работах - то только казнь. Зачем казенные деньги тратить на содержание предателя. Мое мнение.
        2. +7
          11 февраля 2020 18:54
          Цитата: Ольгович
          Они остались верными царю и государству. В отличие от отступника Разина и остальных предателей-его соратников.

          Ни Степан Разин, ни его соратники не были предателями. Они заступились за свой, за русский угнетенный народ. И это была не религиозная, а классовая борьба времен феодализма, и выдали Разина не просто домовитые крестьяне, а когорта будущих сельских кулаков, в которых превратятся их отпрыски при развитии капитализма.
          1. -6
            12 февраля 2020 08:19
            Цитата: Александр Грин
            Они заступились за свой, за русский угнетенный народ.

            Грабя Персию, Дагестан и русские города?
            Цитата: Александр Грин
            а классовая борьба времен феодализма

            Ага: поэтому он присягнул самому высшему феодалу из противоположного класса -"царю, которого с собой возил
            Цитата: Александр Грин
            а когорта будущих сельских кулаков,

            Кулаки..-казаки? fool lol
            1. 0
              12 февраля 2020 18:24
              Цитата: Ольгович
              Грабя Персию, Дагестан и русские города?

              Он не грабил города, он экпроприровал экспроприаторов, раздаывая добро бедным жителям.
              Цитата: Ольгович
              Ага: поэтому он присягнул самому высшему феодалу из противоположного класса -"царю, которого с собой возил

              Вы же из себя строите историка, как вы не понимаете, что в то время пролетариата не было, марксизма тоже, вот и приходилось руковолителям восстания искать доброго царя.
              Цитата: Ольгович
              Кулаки..-казаки?

              Во-первых, вы что, первый раз слышите, что казачество при капитализме расслоилось на кулаков, середняков и бедняков.
              Во-вторых, судя по вашему факсимиле в виде глупой рожицы, вы та кничего и не поняли. Сочувствую, болезный.
  2. -8
    11 февраля 2020 07:19
    В Украине нынешние чиновники приходят только воровать, зная что им за это ничего не будет, система власти прикроет, если шо то подкупят кого надо. Почему в Европе, особенно во Франции, народ сразу идёт бунтует и власти рано или поздно идут им на уступки, чиновники там боятся чихнуть, чтоб их не сместили, а у нас народ и инертная масса?
    P.s. Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков?
    1. +9
      11 февраля 2020 12:00
      Вообще-то чиновники воруют не только на Украине .В Израиле так и бывшего премьера посадили
      1. +7
        11 февраля 2020 14:04
        Жаль, что только в Израиле, у нас тут у самих поле некопанное. И не только с чиновниками. laughing
        1. +6
          11 февраля 2020 15:09
          у нас тут у самих поле некопанное. И не только с чиновниками.

          интересно посмотреть на список президентов Южной Кореи. Добрая часть из них стала обладателями уголовных дел. hi один даже совершил самоубийство, правда, уже выйдя в отставку.
  3. -1
    11 февраля 2020 07:36
    Автору спасибо. Вот только насчет Алены, в статье лубок есть , сабельный бой Алены с кем то)))) Не могло быть )))))) женщины и оружие в то время вещи не совместимые.
    1. +10
      11 февраля 2020 08:09
      Утро доброе всем!
      Цитата: Ламата
      Вот только насчет Алены, в статье лубок есть , сабельный бой Алены с кем то)

      Ну так ведь это смотря какая женщина!А автору большое спасибо за интересный цикл!
      1. +1
        11 февраля 2020 08:52
        Крестьянка и монахиня где сабельному бою, да еще на коне обучится? В обители? или крестьянской общиине? даже пусть мещанка, учиться где будет, и какойбыло отношене к женщине в то время, читали?
        1. +9
          11 февраля 2020 10:26
          Крестьянка и монахиня где сабельному бою, да еще на коне обучится?

          Игорь, кажется, подобная "воительница-валькирия" была и у Пугачева... Только что то ли из казачек, то ли из башкирок. what могу ошибаться!
          1. 0
            11 февраля 2020 18:45
            Первый раз слышу!!!
            1. +2
              11 февраля 2020 18:50
              Первый раз слышу!!!

              ну, его оженили на казачке. Но в боевых действиях она, вроде, не участвовала.
              Видимо, мне вспомнился образ молодой башкирской девушки на коне и с луком из романе "Емельян Пугачев". Была там такая героиня, за восставших воевала, вот имени не помню, давно читал... или это из романа "Фарамунд"... или я снова брежу... Ну, всякое бывает! Романтика-с! drinks
              1. 0
                11 февраля 2020 19:05
                Не, о , что его на какой то башкирке женили я когда то давно читал , а до этого на какой устинье женили казаки, при том, что у него уже была законная жена.
          2. +2
            13 февраля 2020 11:14
            Вроде, татарка подобная у Пугачёва была. Документов о том не видел, она описана в художественном произведении Павленко "Емельян Пугачёв".
            1. 0
              13 февраля 2020 11:33
              Документов о том не видел, она описана в художественном произведении Павленко "Емельян Пугачёв".

              надо будет перечитать. Давно читал! request
        2. +7
          11 февраля 2020 10:29
          Так ведь нигде и не упоминается,что она участвовала в рубках.Ну вот так её образ увидел художник,слегка приукрасил,его право.Жанна которая д'Арк тоже почти везде изображена в доспехах,что отнюдь не означает,что она из них не вылазила. hi
          1. 0
            11 февраля 2020 20:14
            Тоже верно. принимается)))
      2. +8
        11 февраля 2020 15:14
        Привет, Сергей! hi Кто-то её и такой видит, но я сомневаюсь, чтобы эта монахиня выглядела именно так.
        1. +4
          11 февраля 2020 17:39
          «Ах, боярыня! Красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна” (c).
          1. -5
            11 февраля 2020 18:01
            «Ах, боярыня! Красотою лепа

            Согласен, особенно в жареном виде, под сотку.
            1. +6
              11 февраля 2020 18:37
              Согласен, особенно в жареном виде, под сотку.

              я смотрю, боевитый Кот разошелся. wink
              Это не наш метод. С дамами надо гуманнее - позвать экзорциста! drinks
              1. 0
                11 февраля 2020 19:20
                ...я смотрю, боевитый Кот разошелся.


                Если верить Стругацким -- "Бойцовый". smile
                Да нет, это я минусёров выманиваю. Сами смотрите, Голована выперли, но дело его живёт. request
                1. +3
                  11 февраля 2020 19:45
                  А куда он делся?я что-то пропустил? request
                  1. +3
                    11 февраля 2020 19:58
                    Эабанили его намедни, за наглость и хамство... Общими усилиями. А Вы, батенька, прогуливаете. sad
                    1. +3
                      11 февраля 2020 20:09
                      Ясно-понятно.Нет,не прогуливаю.Просто сейчас читаю Беккета,наслаждаюсь классическим английским детективом.Действие происходит в деревне,главный герой бывший лондонец,а теперь сельский врач.А если по теме,то у меня предложение автору,уважаемому Валерию.Валерий!А Вас не увлекает тема о китайских пиратах?До сих пор с удовольствием вспоминаю Ваш цикл о пиратах западного мира. hiПальмы,белый песок,мулатки...и!Ну,а дальше Вы и сами знаете.
                      1. +2
                        11 февраля 2020 20:13
                        За мадам Вонг голосуете, или за более раннее время?
                      2. +3
                        11 февраля 2020 20:16
                        Ну начать можно со средневековья,а там потихоньку и до Вонг дело дойдёт.Чем не цикл?Сдаётся мне,многим будет интересно.
                      3. +2
                        11 февраля 2020 20:28
                        Согласен, осталось уговорить Валерия. smile
                        Пальмы,белый песок,мулатки...и!Ну,а дальше Вы и сами знаете.

                        Конечно знаю, ну куда нам без Антонова Танка. drinks
                      4. +3
                        11 февраля 2020 20:36
                        Ха,ха,ха!*Догадлив,всегда догадлив был!*.Вот не помню из какого фильма фраза!!! laughing laughing laughing
                      5. +3
                        11 февраля 2020 20:51
                        Попутал!В оригинале фраза звучит так:*Догадался,проклятый.Всегда был смышлён...*М. Булгаков."Мастер и Маргарита".Прошу прощения. sad sad sad
                2. +2
                  11 февраля 2020 23:40
                  Да нет, это я минусёров выманиваю. Сами смотрите, Голована выперли, но дело его живёт.

                  я пока не заметил. soldier как его выперли, никто не минусит. Думайте сами.
                  1. +1
                    12 февраля 2020 00:34
                    Да понял я всё. smile drinks
            2. +2
              11 февраля 2020 19:13
              Приветствую Вас Константин!Эк,Вы разбушевались,право. laughing Как справедливо заметил Николай,кстати.Доброго вечера уважаемому собранию!Так вот,он весьма справедливо заметил:это не наш метод!
              1. +1
                11 февраля 2020 19:23
                Привет, Сергей. А каков всё-таки НАШ метод, потому как "вызов экзорциста" уж точно не наш метод, на Руси и слова такого не знали, скажи, так ещё и поколотят за матерщину в присутственном месте. laughing
                1. +2
                  11 февраля 2020 19:27
                  А на Руси для этой цели служила отчитка!Такая специальная 20-минутная молитва.Но читал её,да, священник допущенный к этому действу.Вот как-то так.
            3. +2
              11 февраля 2020 21:02
              "Привязали Галю до сосны косами" (с).
    2. +11
      11 февраля 2020 08:18
      Цитата: Ламата
      женщины и оружие в то время вещи не совместимые.

      казачки рубились не хуже мужей...крестьянки тоже не особо уступали...по своим предкам сужу.
      1. 0
        11 февраля 2020 08:51
        Казачик может быть, но не монахиня и крюестьянка. Оружие крстьянам заперщено было иметь.
        1. +3
          11 февраля 2020 18:57
          вряд ли она монахиней родилась) а то что монахи сражались достаточно успешно , периодически не секрет.
          1. +1
            11 февраля 2020 20:16
            Так среди монахов то сколько оставных было . да и просто здоровых мужиков . Вспомним осаду Соловков в 19 веке наглами, троице сергиеву лавру в смутное время. Монастыри были не тольько сосредоточением духовной жизни но и крепостями.
        2. +2
          11 февраля 2020 19:08
          Оружие крстьянам заперщено было иметь.

          Не могли бы пояснить как это было оформлено юридически в описываемый период ? Спасибо.
          1. +3
            11 февраля 2020 20:42
            )) вы не путаете с китаем и японией? на соловках в монастыре были и пушки и пищали, у крестьян рогатина и топор были всегда, цеп, рогатина между прочим от копья не сильно отличается) прилетит в грудь и кольчуга не спасет.
          2. +1
            11 февраля 2020 20:58
            Умение черносошных крестьян владеть оружием, в особенности луком и стрелами, следует связать с развитием пушного промысла на севере и северо-востоке Руси в XVI веке.

            В указанных регионах было слабо развито поместное и вотчинное землевладение, поэтому только набор молодых людей с охотничьими навыками позволял реализовать принцип обязательной службы с земли.
          3. +2
            11 февраля 2020 21:00
            рогатиной и топором владели все крестьяне, и это учитывалось даже в военных походах при их мобилизации, и считалось полноценным оружием.
            1. -1
              11 февраля 2020 21:50
              А саблей они тоже владели? или алебардой? нет, бо их не было у крестьян. А топор и рогатина да . Охотник тоже были , особено север и сибирь, не спорю , авот крепостная Россия , нет.
              1. +2
                11 февраля 2020 22:55
                Крестьяне люди практические , какой от Сабель и алебард в хозяйстве прок? Полагаю этого инвентаря не было в хозяйстве и у французских и у немецких крестьян.
                Другое дело рогатина на неё и медведя и боярина (купца) насадить можно, тук как говорится «соль , сахар по вкусу».
                Про «крепостную Россию», тут думаю Вам нужно быть аккуратнее. Крепостные во времена Разина это не крепостные во времена Салтычихи.
              2. +1
                11 февраля 2020 23:07
                а когда рогатина или стрела прилетает от крепостного или от посадского разница большая?)) сабля пешему крестьянину без надобности , топор вполне себе оружие,а вот рогатины и луки применялись еще в войне 1812 года и позже
          4. -1
            11 февраля 2020 21:48
            Точно не скажу , давно Историю государства и права изучал , но крестьянам не разрешалось иметь холодное и огнестрел оружие , исключентие топоры , ножи , ну хоз инвентарь , проогнестрел тоже,
            1. 0
              11 февраля 2020 22:15
              «крестьянам не разрешалось иметь холодное и огнестрел оружие»

              Полагаю Вы ошибаетесь, до «разрешительной системы» и росгвардии ещё было очень и очень далеко.
              1. -1
                12 февраля 2020 08:30
                но власть тобыла , и бдила .
    3. +8
      11 февраля 2020 08:46
      Алена Арзамасская - удивительный образ. Эпический. И лук её, который не могли натянуть - как у Одиссея.
      1. +9
        11 февраля 2020 10:32
        Ну да!Своего рода Василиса Микулишна. angry
  4. +6
    11 февраля 2020 10:27
    Хороший цикл статей! Автора отметить администрации good
    1. +6
      11 февраля 2020 19:52
      Присоединяюсь-с удовольствием огромным читал!!!Теперь,надеюсь,цикл статей от автора о Емельяне Пугачеве прочесть!
    2. +2
      11 февраля 2020 20:16
      Цитата: Стирбьорн
      Хороший цикл статей! Автора отметить администрации good

      И наградить премией!!! good
  5. -3
    11 февраля 2020 10:49
    "Предателям выплатили их тридцать сребреников – «особенное жалованье» в размере трёх тысяч серебряных рублей, четырёх тысяч четвертей хлеба, 200 ведер вина, 150 пудов пороха и свинца", - автор запутался в трех соснах: предателями Русского государства были донские казаки, которые пошли за атаманом Разиным и выдвигали из своего состава лже-царевича и лже-патриарха (как в Смуту).
    1. +4
      11 февраля 2020 13:48
      Ваше утверждение неверно с юридической точки зрения - казаки, донские в частности в это время не были гражданами тогдашней России, стало быть предателями не являлись.
      Просто напросто люди тогда жили бедно, а пахать землю казаку в то время было унизительно, и кроме того для отщепенцев, желающих унизить себя черной работой, существовал прямой запрет, под страхом смертной казни:- "кто распашет (землю) - того бить и грабить
      Стало быть казаки не предатели, а честные, добрые люди, которым сам Господь заповедовал грабить и убивать богатеев, для того чтобы не умереть с голоду!
      1. +5
        11 февраля 2020 18:52
        Цитата: karabass
        существовал прямой запрет, под страхом смертной казни:- "кто распашет (землю) - того бить и грабить

        В 90-е браткам, желавшим остепениться и завести свой бизнес говорилось буквально следующее: "если ты в братве, то живи по понятиям, а если барыга, то плати как все". Очень похоже. smile
        Цитата: karabass
        Стало быть казаки не предатели, а честные, добрые люди,

        Ну да, ну да... Честные, так сказать, экспроприаторы. smile Я в детстве, по своему детскому уму, до некоторых пор понимал название игры "казаки-разбойники" именно так как написал, то есть для меня это было одно понятие, а не противопоставление одних и других. Оказалось, правильно думал. smile
        Кстати, насчет запрета работать на земле - для меня это новость. Если нетрудно, поясните, подробнее. В каких регионах он практиковался, как относилось к нему казачье большинство, как на практике он реализовывался и т.п. Действительно интересно.
        1. +1
          11 февраля 2020 19:45
          Могу точно сказать что прямой запрет был у Донцов, про других точно не знаю Запрет у Донских был введен по двум причинам: во первых был такой народ Чиги - жили в верховьях Дона, затем по мере распада Орды плавно влились в казачество, они обрабатывали землю. Так- же в низовьях было много беглых с Руси которые после того как "застарились" были приняты в казачество, но тайком пытались скрытно засевать делянки. старое казачество считало что казаку можно держать скот, торговать (было особо почетным занятием) воевать,но ни в коем случае нельзя было ковыряться в земле ( в то время страшный позор) Поэтому был введен прямой запрет на обработку земли казаками под страхом смертной казни. Отменил этот запрет Петр 1
          1. +2
            11 февраля 2020 20:58
            У меня сложилось определенное представление о казачестве в это время и оно совершенно не соответствует тому, что пишете вы. Я всегда был уверен, что основная масса пришедших на Дон мужиков занималась именно земледелием, на худой конец, скотоводством, этакие гуртовщики-ковбои, smile и только самая маргинальная (или, наоборот, элитарная, это как посмотреть) прослойка существовала исключительно за счет грабежа соседей или своих же единоверцев. В последнем случае этот грабеж мог иметь форму регулярной дани "за защиту".
            Ниже вы пишете о существовании казачьего государства, но этот ваш тезис полностью противоречит тезису о запрете хлебопашества, ибо тогда у "государства" просто полностью отсутствует какая-либо экономическая база - "налоги" собирать просто не с кого.
            Пока вы меня не убедили.
            Было бы интересно ознакомиться с источниками ваших знаний.
            1. 0
              12 февраля 2020 08:53
              Источников много, если у Вас будет желание найти эти данные не составит труда
              Казацким старшинам выплачивалась десятая часть от военной добычи (в казну)
              так-же пошлину брали с армянских еврейских и русских купцов (казак пошлины не платил) за право торговли. Татарские купцы (только крымцы, ногайским был запрещен въезд в области войска донского) так -же торговали беспошлинно)
              Пойманных армянских работорговцев (татарам и евреям разрешалось) рубили "на пятаки" - сегодня отрубали пятки, завтра еще чуть-чуть, послезавтра еще, и так пока не умрет
  6. +9
    11 февраля 2020 13:31
    Цитата: Оператор
    автор запутался в трех соснах: предателями Русского государства были донские казаки, которые пошли за атаманом Разиным и выдвигали из своего состава лже-царевича и лже-патриарха (как в Смуту).

    Автор, очевидно, как историк, сформирован во времена СССР, поэтому он в соснах не блудил, а следовал в русле привычного для советской историографии марксистского восприятия движения под предводительством С. Т. Разина, как одного из кульминационных моментов социального протеста народных масс России.
    На том, что протест был именно "социальным", а не "экономическим", стоит сделать ударение, потому как это, судя по всему одна из причин, по которой на постсоветском научном пространстве тематика народных движений в дореволюционной России резко утратила былую привлекательность и популярность.
    Для понимания вопроса стоит напомнить разницу между "эксплуатацией" и "угнетением".
    "Эксплуатация" - категория экономическая, извлечение прибыли классом собственников средств производства путём присвоения труда непосредственных производителей, трудящихся.
    "Угнетение" - категория социальная, подавление воли, эмоций, сознания человека, лишение его прав и возможностей к свободной жизни и развитию. Высшей формой социального угнетения является эксплуатация человека человеком.
    Очевидно, как раз этот момент в реалиях современного государства вопрос крестьянских войн резко задвинул на даже не второй, а очень далекий план. Реклама социального протеста современному государству совсем не нужна.
  7. -2
    11 февраля 2020 14:52
    Цитата: karabass
    казаки, донские в частности в это время не были гражданами тогдашней России

    На тот момент в России была не демократия, а монархия, поэтому казаки были подданными, вестимо.

    И в какой стране подданным разрешалось выдвигать из своей среды лже-царевича для захвата власти в этой самой самодержавной форме? laughing
    1. +2
      11 февраля 2020 15:42
      28 августа 1671г донские казаки вошли в состав государства российского
      "Под московского царя идти, а кто не согласен того бить и грабить"
      А ДО этого числа подданными никого они не были
      Стало, быть для того чтобы выдвигать царевича для захвата власти в сопредельном государстве НИКАКОГО разрешения им не требовалось, достаточно желания и возможности
      1. -1
        11 февраля 2020 15:47
        Что-то вы совсем оторвались от реальности - Донское казачье войско было создано грамотой царя Ивана Грозного за 99 лет до указанного вами срока.

        Но даже если поверить вам на слово, то получится, что основное ядро разинцев на территории Царства Русского вообще имело статус интервентов laughing
        1. 0
          11 февраля 2020 15:52
          Не надо верить на слово, все есть в архивах, До названной мною даты, донцы посылали ПОСОЛЬСТВА и ПОСЛОВ в соседние государства, в том числе и в Москву! И были независимым государством
          Да в статусе интервентов, а не предателей! Признаете?
          1. -3
            11 февраля 2020 15:54
            В моей реальности область Войска Донского изначально входила в состав Царства Русского.

            Послы в тот период - это представители по нынешнему.
            1. +3
              11 февраля 2020 17:46
              В таком случае у вас - альтернативная реальность.
              Можно говорить о определенном вассалитете, но никак не о едином государстве.
          2. +3
            11 февраля 2020 19:20
            Цитата: karabass
            И были независимым государством

            Весь вопрос именно в этом - были ли они вообще государством, то есть субъектом международного права?
            На мой взгляд - не были, просто потому, что не имели необходимых для осуществления государственных функций институтов. Так, вольница. Без закона, без порядка.
            Я опять вспомню 90-е, чего-то много у меня сегодня аналогий с ними, тема, видимо такая.
            У нас в Питере, в районе, именуемом "Ржевка" некоторое время существовала такая вольница - в районе ул. Братская. Место было удивительное - пустыри, заброшенные, расселенные, но не снесенные дома, водопровод и электричество отключены и много-много, наверное, несколько сотен, а может и тысяч, людей (бомжей), которые там постоянно проживали. Их просто никто не считал. И зимой и летом. Там собирались бомжи, уголовнике в розыске, должники скрывались от кредиторов, туда стекались солдатики-дезертиры из окрестных воинских частей. Естественно, основным видом их промысла было совершение преступлений. Скрывшегося там злодея найти и вытащить было невозможно, "выдачи не было". Какой-либо власти там не было, кроме власти местных паханов. Были там и женщины, в этой, как мы ее называли, "республике", естественно, сожительствовали с мужиками, рожали, умирали, хоронили... О внутренней кухне этого мира мне мало что известно, но, судя по тому, что видел собственными глазами, это был свой, именно свой замкнутый мир, с явными границами, на территории которого не действовали никакие законы, кроме их собственных, никакие принудительные силы, кроме их собственных и любое вторжение извне в этот мир воспринималось как внешняя агрессия. Иногда туда наведывалась милиция, производились облавы - поднимали показатели по розыску, но по большому счету это ничего не меняло.
            С этой "республикой" покончили в начале 2000-х. Для этого понадобилась чуть ли не войсковая операция, насколько мне известно. Просуществовала она, наверное чуть меньше десяти лет.
            Так вот, вопрос. Не кажется ли вам, что для того, чтобы считаться государством, нужно нечто большее, нежели чем то, что имелось в казачьих общинах?
            1. +2
              11 февраля 2020 19:43
              А праобразом вашей *Ржевки* наверное послужил печально известный район Хитрова рынка?Где дядя Гиляй изучал жизнь трущоб.
              1. +1
                11 февраля 2020 19:54
                Цитата: Фил77
                праобразом вашей *Ржевки*

                Думаю, таких трущоб хватало не только в Питере и не только в те времена.
                Я просто описал то, что видел собственными глазами и слышал собственными ушами. Вопрос в другом - можно ли было такие места считать "государствами".
                1. +1
                  11 февраля 2020 20:24
                  Нет.Я бы назвал это образование...Чёрт!А Как-бы я это назвал?На ум приходят только пиратские республики,казачьи вольницы.
                  1. +1
                    11 февраля 2020 21:05
                    Цитата: Фил77
                    казачьи вольницы.

                    Именно это я и хотел сказать. Казачьи вольницы не государства. Разве что, с натяжкой - протогосударственные образования. Вождества.
                    У нас тут на сайте есть один человек, предметно изучавший вопросы казачества, правда я его давно не видел. Зовут его Артем, позывной - arturpraetor. Может проявится, прояснит вопрос.
                    1. +1
                      12 февраля 2020 12:48
                      Приветствую Вас Михаил!Да Артёма что-то давненько не было на сайте.С большим интересом читал его статьи об испанском флоте.Возможно командировка образовалась?
                      1. +1
                        12 февраля 2020 13:39
                        Приветствую, Сергей.
                        Я в профиль заглянул, Артем был на сайте вчера днем. Просто перестал отмечаться комментариями, почему-то.
                      2. +1
                        12 февраля 2020 18:27
                        Вероятно трудится над увлекательным циклом статей. wink Однако,ждём! hi
            2. +1
              11 февраля 2020 20:18
              Это смотря с чем сравнивать. Было правительство, чиновники, казаки посылали посольства, вели войны,вступали в союзы, собирали налоги
  8. +6
    11 февраля 2020 15:50
    Вообще-то, донские казаки не были подданными Русского царя, поскольку "Войско Донское" до подавления Булавинского восстания было де-юре и де-факто независимым государством, и даже сношения Москвы и Черкасска шли через Посольский приказ. Т.е. через тогдашний аналог МИДа.
    На Дону по факту не действовали законы Русского государства (С Дону выдачи нет!), не собирались налоги, не было представителей царской администрации.
    Казаки частенько действовали наперекор политике Москвы: участвовали в Смуте, поддерживали старообрядцев, укрывали беглых.
    1. -4
      11 февраля 2020 16:00
      А что тут такого особенного - область Войска Донского была регионом Царства Русского со своим законодательством типа республиканской/культурно-национальной автономии в СССР/ РФ (вы же не хотите сказать, что эти два государства не осуществлял/не осуществляет суверенитет над всей своей территорией).
      1. +2
        11 февраля 2020 17:14
        Черт побери не знал что Вы такой упертый!
        Есть только одно мнение ВАШЕ? а остальные чепуха, да? Вы это хотите сказать отстаиванием своей ошибки?
      2. +4
        11 февраля 2020 17:42
        На территориях национальных автономий федеральные законы действуют. Есть федеральные органы власти (МВД, Прокуратура и т.д.)
        То есть, ни малейшего сходства с Казачьей республикой нет.
  9. +2
    11 февраля 2020 17:47
    Здесь он был выдан земляками царским карателям

    ,,,сильно видно земляков достал, а почему "царские каратели", а не законная власть?
    1. +4
      11 февраля 2020 18:45
      сильно видно земляков достал, а почему "царские каратели", а не законная власть?

      хм, Сергей, а Вы не находите повторения истории? drinks Когда очередной "борцун" терпел поражение, и начинал утомлять своих нукеров, они просто сдавали его другой стороне! Так было и с Пугачевым, и с Унгерном (чем не пример "мессии"?) laughing ах, да, чехи Колчака тоже сдали, как припекло, за бесплатный проезд с плюшками и самогоном. laughing
      а почему "царские каратели", а не законная власть

      приму Вашу сторону! drinks
      1. +5
        11 февраля 2020 19:13
        Думаю, и со Спартаком, как-то так вышло.
        1. +2
          11 февраля 2020 23:23
          Думаю, и со Спартаком, как-то так вышло.

          Дак, вроде, и тела Спартака не нашли, что ли ? request
      2. +4
        11 февраля 2020 19:20
        Это скорее вопрос чисто человеческой психологии,уважаемый Николай.Почувствовали,что дело пахнет условным керосином,и опля!Сами то мы невиноватые!это всё он-мерзавец!Вяжи его, православные! wink
        1. +2
          11 февраля 2020 23:24
          Почувствовали,что дело пахнет условным керосином,и опля

          Сергей, именно что так именно! drinks
          1. +3
            11 февраля 2020 23:33
            ,,,всех не прокормишь no
            «Белые пришли - грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...».
            1. +4
              11 февраля 2020 23:41
              «Белые пришли - грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...».

              Бедный крестьянин - самый страшный образ во время гражданской войны. Отсидеться тихонько не получится... request
              1. +2
                12 февраля 2020 12:52
                Привет Николай!Так они особо и не отсиживались.Вспомним многочисленные подразделения *зелёных* и других *батек ангелов*! angry
  10. +3
    11 февраля 2020 20:09
    Понятно почему в 1917 году началась такая бойня власть имущих. За века скопилось.
  11. 0
    13 февраля 2020 06:57
    кто предал Разина, они же и пользовались благами восстания.Сами же и участвовали, а как запахло жаренным предали и перебежали.Как таких называть?Конечно предатели.Тем более казаки народ вольный, особенно в то время.на хрена им присягать какому то царю.Который еще далеко.Просто испугались за свою продажную шкуру.Вон некоторые их защитников тоже сбежали на запад или под красными тихо жили.А теперь на всех углах кричат какие они честные.Сами не бось за партбилет зубами хватались.
  12. 0
    13 февраля 2020 10:17
    Мне одному странно что на гравюрах того времени кругом пальмы?
    1. +1
      13 февраля 2020 12:40
      Европейцы же рисовали "дикую Московию".
      В статье "Персидский поход Степана Разина" приводилась гравюра Астрахани из книги Яна Стрёйса "Три путешествия" (автор лично бывал в в Астрахани - плавал туда на корабле "Орел"). И, что Вы думаете - там тоже пальмы. Но в самом первом издании на этом рисунке пальм не было. Они появились в последующих - видимо, решили издатели, что "с пальмами" книга лучше продаваться будет.