Military Review

Trekhostrovsky sanctuary

12

A religious building in the bend of the Don near the village of Trekhostrovskaya Volgograd Region has no analogues in Russia. This is a circle with a diameter of about 200 m, surrounded by a moat and rampart. In the center was equipped with a fire shield with a radius of up to 25 m, with a recess lined with limestone and walls of earthen blocks molded in boxes made of rods. During excavations, it was found that in this huge hearth for decades, and maybe centuries, fire was burned. Logs and branches were constantly brought from floodplain forests and stacked in a huge pile. After drying, the wood was burned through special ignition holes. The furnace was closed with stone debris and clay, a column of smoke was visible for many kilometers, and without access to oxygen charcoal was formed in the pit.


Usually such grandiose temples were a place of worship for important deities and served as the cathedral center of the tribes. There is an opinion that it was built by fire worshipers, Zoroastrians. But here it is necessary to deal with concepts. The same followers of Spitama - Zarathushtra see in the flame the image of their god Ahuramazda. But a huge ashpit in the Tatar settlement near the city of Stavropol - these are traces of worship of domestic spirits. Fire and smoke are so mysterious and unusual that they serve as emanations of the most diverse higher entities. Thus, in the Rig Veda, the flaming Agni wears the epithets of the "house priest of the gods" and the "immortal guest of mortals." Traces of this great tradition appear even in monotheistic religions. Fire for people could represent any otherworldly forces.

There is no consensus on what culture this archaeological site should be attributed to. The data of radiocarbon analysis obtained in various laboratories give a wide scatter of dates: from 15-13 to 7-4 centuries BC. e. From the carriers of the carcass culture to the Scythians. Moreover, in the immediate vicinity found and the settlement of "felling". However, given how many times the soil layers were mixed by “black” diggers, as well as by the locals when mining coal for the furnace, both dates can be correct. We should expand the range of sources that can shed light on this problem.

First, let's look at the classics. Here is what Herodotus wrote about the worship of the Scythians to the god of war:

All of them have Ares shrines in the districts of their regions in this way: they pile up bundles of brushwood, about three stages in length and width, but less in height. A small quadrangular platform was made upstairs, its three sides are steep, on the one hand it has access. Because of the snow and rain, a bunch of brushwood settled, one hundred and fifty carts were brought in every year. An akinak sword was installed upstairs, sacrifices were made, including human ones, and under certain circumstances they set fire to it all.

The description almost exactly matches the results of archaeological excavations of the Triostrovsky temple. Moreover, there is simply no other archaeological site that falls under the description of the great Greek historian in the southern Russian steppes. But one must understand that the exaltation of the god of war in ancient societies occurred rather late, as power was concentrated in the hands of the military aristocracy. It was at this stage that Herodotus found the Scythian society. But the geographer Strabo reported that the Persians built giant altars of wood, which were burned during the sacrifices to the Sun. Bonfires were burned during the summer solstices and the Slavs. Along the way, we note that modern research localizes the emergence of Indo-Iranian languages ​​just in the northern Black Sea region.

In the Bronze Age, representatives of the carcass culture lived in these territories. Genetics attribute them to the haplogroup R1a, to the same one that prevails among the Indian and Iranian Aryans. The Scythians who appeared here later also added R1b, which implies a partial change of ethnos. But spiritual traditions are rarely interrupted with the disappearance of their carriers, in one form or another they are passed on to subsequent generations. Probably, the Three-Island Sanctuary was originally created by the ancestors of the Aryans who worshiped the solar deity. This is evidenced by the circular filling of the sanctuary - in the shape of the sun. Later, many of them migrated to the south, on the territory of modern India and Iran. Those remaining together with the owners of R1b took part in the formation of a new ethnos, future Scythians. But the place of worship has been preserved. Only the "owner" of the temple was replaced, now they brought gifts to the warlike deity.
Author:
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Operator
    Operator 26 February 2020 18: 16 New
    0
    Until the middle of the 2nd millennium BC Black Sea Aryans (R1a) lived in the Don region, then Scythians (Asiatic northern Semites J2 assimilated by Aryans), at the end of the 1st millennium BC. Sarmatians (Asian carriers of R1b, also assimilated by the Aryans), since the 300s Huns and other Turks.

    Most likely, the temple of fire-worshipers belongs to the Scythians, their predecessors, the Aryans, used fire for ritual purposes only to burn ("ascend to heaven") the bodies of especially important tribesmen.
    1. Bar1
      Bar1 27 February 2020 10: 23 New
      -4
      the fact that they are trying to turn history using questionable dating methods into what is called science is simply a hoax of historically ill-educated people.
      The main method of historical artifacts - radio carbon analysis of the RUA is very inaccurate and gives random errors for THOUSAND years, dendrochronology calibration has a very narrow time interval and can also be used in not all cases.
      Other methods of dating are even more inaccurate. And the fact that the Scythians were placed 5 thousand years ago is not even history, but the ideology of the development of mankind. As evidence that the Scythians lived in later times, we can cite the existence of the city of Skifopolis in the Middle East, which existed according to the OI until the 8th century, quotes from the Alexiad Anna Komnina are 11-12th centuries. Sigismund Herberstein is the 16th century. They all mention the Scythians. Moreover, in the alexiad, the Scythians are allies of Constantinople against the Lombards.
      Regarding the fact that the sanctuaries are associated with the cult of the sun, it is right that our ancestors were sun worshipers, the solar crowns of the ancient rulers testify to this, the name Sultan is actually sunny, the salutation of Salah Maleykum - Prayer / Praise to the sun, the very form of greeting in the form pioneer salute / sun in a painting by Bergeret. Well, and as the victorious Christians said -Lived in the forest, prayed to the wheel.
  2. icant007
    icant007 26 February 2020 18: 21 New
    12
    Photo unsuccessful author chose.


  3. Askold Matveev
    Askold Matveev 26 February 2020 18: 26 New
    +8
    in the article, following the link provided at the bottom of my commentary, titled "Three-Island Sanctuary", there are a lot of photos of those places. excerpt from the article "Three-island Sanctuary":
    It is curious that from the moment of discovery, the "circle of fire" has already managed to grow into myths and has become popular not only among tourists, but also among researchers from other worlds. Locals say that sometimes there are entire tent camps of ufologists.
    Source: https://www.rodnovery.ru/stati/590-svyatilishche-trekhostrovskoe
  4. Doliva63
    Doliva63 26 February 2020 19: 52 New
    +1
    "In passing, we note that modern research localizes the emergence of Indo-Iranian languages ​​just in the northern Black Sea region."
    That is, the Iranians (proto-Iranians), moving from east to west, in particular, those who built Arkaim in the Chelyabinsk region, did not speak the Iranian language, or what? "Modern research" is surprising, however.
    1. Operator
      Operator 26 February 2020 20: 19 New
      0
      Iranians / proto-Iranians did not move anywhere, because they sat on the priest exactly on their Iranian highlands. Arias (from west to east) and Scythians, Sarmatians and Turks moved (from east to west).

      PS Languages ​​are called Indo-European - all based on Aryan Sanskrit.
      1. Doliva63
        Doliva63 27 February 2020 19: 27 New
        0
        Quote: Operator
        Iranians / proto-Iranians did not move anywhere, because they sat on the priest exactly on their Iranian highlands. Arias (from west to east) and Scythians, Sarmatians and Turks moved (from east to west).

        PS Languages ​​are called Indo-European - all based on Aryan Sanskrit.

        Well yes. For example, Arkaim - Iranian Highlands?
  5. Slavutich
    Slavutich 26 February 2020 20: 35 New
    -3
    In the Bronze Age, representatives of the carcass culture lived in these territories. Genetics attribute them to the haplogroup R1a, to the same one that prevails among the Indian and Iranian Aryans.

    Tales of gallogroups!
  6. knn54
    knn54 26 February 2020 22: 05 New
    +1
    There is a special energy there, next to the Romanian mountain, where you can’t stand it for more than 15 ... 20 minutes. And, most likely, this is the sanctuary of the fire god Agni, not Ares.
  7. Trilobite Master
    Trilobite Master 27 February 2020 09: 51 New
    +5
    The most interesting thought in the article seemed to me the following:
    the exaltation of the god of war in ancient societies occurred rather late, as power was concentrated in the hands of the military aristocracy.

    The statement is not controversial.
    How accurately can models of ancient societies be built by analyzing the pantheons of their gods? And is this statement true to the same extent for ancient slaveholding societies as for early feudal ones? Is the mere fact that a military aristocracy was in power a sign of a developed ancient society?
    Here, starting from this phrase alone, you can write an entire article. smile
    1. Engineer
      Engineer 28 February 2020 20: 15 New
      +1
      How accurately can models of ancient societies be built by analyzing the pantheons of their gods?

      A little bit. On the contrary, we go from society to the pantheons and establish a role. The reverse process (extrapolation) can only be done with a lack of data, stipulating that the conclusions are speculative.
      And is this statement true to the same extent for ancient slaveholding societies as for early feudal ones?

      Almost all European and adjacent religions of the early feudal period are deformed by Christianity. It’s hard to track correlation with anything.
      Is the mere fact that a military aristocracy was in power a sign of a developed ancient society?

      Rather yes than no.
      1. Trilobite Master
        Trilobite Master 29 February 2020 11: 45 New
        +1
        Quote: Engineer
        A little bit. On the contrary, we go from society to the pantheons and establish a role. The reverse process (extrapolation) can only be done with a lack of data, stipulating that the conclusions are speculative.

        Are you not too categorical?
        Personally, it seems to me that in this case the process of cognition can and should go at least in both directions, depending on the initial premises. If we know little about society, but eyewitness accounts (some travelers, for example) have survived about religious rites or the structure of the pantheon of a particular society, then we can draw certain conclusions about the structure of this society as a whole. On the other hand, even having exhaustive information about the structure of ancient society, we can hardly recreate its pantheon with the hierarchy of gods and their functions with any acceptable accuracy without additional "hints".

Трёхостровское святилище


Культовое сооружение в излучине Дона близ станицы Трёхостровской Волгоградской области не имеет аналогов в России. Это окружность диаметром около 200 м, окружённая рвом и валом. В центре было оборудовано огнище радиусом до 25 м, с обложенным известняком углублением и стенами из земляных блоков, сформованных в коробах из прутьев. При раскопках установили, что в этом огромном очаге десятилетиями, а может, и столетиями жгли огонь. Брёвна и ветки постоянно подвозили из пойменных лесов и складывали в огромную кучу. После высыхания древесину поджигали через специальные запальные отверстия. Жерло печи закрывали каменными обломками и глиной, столб дыма был виден на многие километры, а без доступа кислорода в яме образовывался древесный уголь.


Обычно столь грандиозные капища были местом поклонения важным божествам и служили соборным центром племён. Бытует мнение, что его построили огнепоклонники, зороастрийцы. Но здесь следует разобраться с понятиями. Те же последователи Спитамы – Заратуштры видят в пламени образ своего бога Ахурамазды. А вот огромный зольник на Татарском городище близ города Ставрополя – это следы поклонения домашним духам. Огонь и дым настолько таинственны и необычны, что служат эманациями самых различных высших сущностей. Так, в Ригведе пламенеющий Агни носит эпитеты «домашнего жреца богов» и «бессмертного гостя смертных». Следы этой великой традиции проступают даже в монотеистических религиях. Огонь для людей мог олицетворять любые потусторонние силы.

Пока нет единого мнения по поводу того, к какой культуре следует отнести этот археологический памятник. Данные радиоуглеродного анализа, полученные в различных лабораториях, дают большой разброс дат: от 15-13 до 7-4 столетий до н. э. От носителей срубной культуры до скифов. Причём в непосредственной близости найдены и поселения «срубников». Впрочем, учитывая то, сколько раз слои грунта перемешивались «чёрными» копателями, а также местными жителями при добыче угля для топки, обе даты могут быть верными. Следует расширить круг источников, способных пролить свет на данную проблему.

Для начала обратимся к классикам. Вот что писал Геродот о поклонении скифов богу войны:

У всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса вот каким способом: нагромождают связки хвороста, приблизительно три стадия в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана небольшая четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ. Так как из-за снега и дождя куча хвороста оседала, каждый год привозили сто пятьдесят повозок. Наверху устанавливали меч-акинак, приносили жертвы, в том числе и человеческие и при определённых обстоятельствах все это поджигали.

Описание почти в точности совпадает с результатами археологических раскопок Трёхостровского капища. Тем более что другого археологического памятника, подпадающего под описание великого греческого историка, в южнорусских степях просто нет. Но надо понимать, что возвышение бога войны в древних социумах происходило довольно поздно, по мере концентрации власти в руках военной аристократии. Именно в такой стадии застал Геродот скифское общество. А вот географ Страбон сообщал, что персы сооружали гигантские жертвенники из дерева, которые сжигали во время жертвоприношений Солнцу. Жгли костры в дни летних солнцестояний и славяне. Попутно заметим, что современные исследования локализуют возникновение индоиранских языков как раз в северном Причерноморье.

В бронзовом веке на этих территориях проживали представители срубной культуры. Генетики относят их к гаплогруппе R1a, к той же, что преобладает у индийских и иранских ариев. У появившихся здесь позже скифов добавилась ещё и R1b, что подразумевает частичную смену этноса. Но духовные традиции редко прерываются с исчезновением их носителей, в том или ином виде они передаются последующим поколениям. Вероятно, Трёхостровское святилище изначально создавалось предками ариев, поклонявшихся солнечному божеству. Об этом свидетельствует и круговая отсыпка святилища — по форме солнца. Позже многие из них мигрировали на юг, на территории современных Индии и Ирана. Оставшиеся совместно с обладателями R1b приняли участие в формировании нового этноса, будущих скифов. Но культовое место сохранилось. Сменился лишь «хозяин» капища, теперь здесь приносили дары воинственному божеству.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Оператор 26 февраля 2020 18:16 Новый
    • 3
    • 3
    0
    До середины 2 тысячелетия до н.э. в Донском регионе обитали причерноморские арии (R1a), затем скифы (азиатские северные семиты J2, ассимилированные ариями), в конце 1 тысячелетия до н. сарматы (азиатские носители R1b, также ассимилированные ариями), с 300-х годов н.э. гунны и прочие тюрки.

    Скорее всего, капище огнепоклонников принадлежит скифам, их предшественники арии использовали огонь в ритуальных целях только в для сжигания ("вознесения на небо") тел особо важных соплеменников.
    1. Бар1 27 февраля 2020 10:23 Новый
      • 1
      • 5
      -4
      то что историю с помощью сомнительных способов датирования пытаются превратить в то что называется наукой-это просто мистификации малообразованных исторически людских масс.
      Главный способ исторических артефактов -радиоуглеродный анализ РУА весьма не точен и даёт ошибки случайного порядка на ТЫСЯЧИ лет,калибровка дендрохронологией имеет очень узкий по времени промежуток и тоже может применяться в не во всех случаях.
      Остальные способы датировок ещё более не точны.А то что скифов поместили 5тыс.лет назад это уже даже не история ,а идеология развития человечества.В качестве доказательств ,что скифы жили в позднейшие времена,можно привести наличие города Скифополис на ближнем Востоке ,который просуществовал по ОИ до 8 века,цитаты из Алексиады Анны Комниной это 11-12в.Сигизмунда Герберштейна -16 век.Все они упоминают о скифах. Причём в алексиаде скифы являются союзниками Константинополя против лангобардов.
      По поводу того ,что святилища связывают с культом солнцу,то это правильно именно наши предки были солнцепоклонники об этом свидетельствуют солнечные короны древних правителей,само название Султан -это собственно солнечный,восточное приветствие Сала Малейкум -Молитва/Хвала солнцу,сама форма приветствия в виде пионерского салюта/солнца на картине Бержере.Ну и как говорили победившие христиане -Жили в лесу ,молились колесу.
  2. icant007 26 февраля 2020 18:21 Новый
    • 12
    • 0
    +12
    Фото неудачное автор выбрал.


  3. Аскольд Матвеев 26 февраля 2020 18:26 Новый
    • 8
    • 0
    +8
    в статье, по приведенной ссылке в низу моего комментария, под названием "Святилище Трехостровское" очень много фотографий тех мест. выдержка из статьи "Святилище Трехостровское":
    Любопытно, что с момента обнаружения, «круг огня» уже успел обрасти мифами и стал популярен не только среди туристов, но и среди исследователей иных миров. Местные жители говорят, что иногда здесь располагаются целые палаточные городки уфологов.
    Источник: https://www.rodnovery.ru/stati/590-svyatilishche-trekhostrovskoe
  4. Doliva63 26 февраля 2020 19:52 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    "Попутно заметим, что современные исследования локализуют возникновение индоиранских языков как раз в северном Причерноморье."
    Т.е., иранцы(протоиранцы), двигаясь с востока на запад, в частности, построившие Аркаим в Челябинской области, не говорили на иранском языке, что ли? "Современные исследования" удивляют, однако.
    1. Оператор 26 февраля 2020 20:19 Новый
      • 3
      • 3
      0
      Иранцы/протоиранцы никуда не двигались, потому как сидели на попе ровно на своем Иранском нагорье. Двигались арии (с запада на восток) и скифы, сарматы и тюрки (с востока на запад).

      P.S. Языки называются индоевропейскими - все на основе арийского санскрита.
      1. Doliva63 27 февраля 2020 19:27 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Цитата: Оператор
        Иранцы/протоиранцы никуда не двигались, потому как сидели на попе ровно на своем Иранском нагорье. Двигались арии (с запада на восток) и скифы, сарматы и тюрки (с востока на запад).

        P.S. Языки называются индоевропейскими - все на основе арийского санскрита.

        Ну, да. Например, Аркаим - Иранское нагорье?
  5. Славутич 26 февраля 2020 20:35 Новый
    • 1
    • 4
    -3
    В бронзовом веке на этих территориях проживали представители срубной культуры. Генетики относят их к гаплогруппе R1a, к той же, что преобладает у индийских и иранских ариев.

    Сказки про галлогруппы!
  6. knn54 26 февраля 2020 22:05 Новый
    • 3
    • 2
    +1
    Там и особая энергетика-рядом Румын-гора,где больше15...20 минут не выдерживаешь.И, скорее всего,это святилище бога огня Агни,а не Ареса.
  7. Хозяин Трилобита 27 февраля 2020 09:51 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Самой интересной мыслью в статье мне показалась следующая:
    возвышение бога войны в древних социумах происходило довольно поздно, по мере концентрации власти в руках военной аристократии.

    Утверждение небесспорно.
    Насколько точно можно строить модели древних обществ, анализируя пантеоны их богов? И справедливо ли это высказывание в той же степени для древних рабовладельческих обществ, как для раннефеодальных? Является ли сам факт нахождения у власти военной аристократии признаком развитого древнего социума?
    Тут, отталкиваясь только от одной этой фразы можно целую статью написать. smile
    1. Engineer 28 февраля 2020 20:15 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Насколько точно можно строить модели древних обществ, анализируя пантеоны их богов?

      Ненасколько. Наоборот, идем от общества к пантеонам и устанавливаем роль. Обратный процесс (экстраполяцию) можно делать только при недостатке данных, оговаривая что выводы имеют спекулятивный характер.
      И справедливо ли это высказывание в той же степени для древних рабовладельческих обществ, как для раннефеодальных?

      ПРактически все европейские и прилегающие к ним религии раннефеодального периода деформированы христианством. Там трудно отследить корреляцию с чем-либо.
      Является ли сам факт нахождения у власти военной аристократии признаком развитого древнего социума?

      Скорее да, чем нет.
      1. Хозяин Трилобита 29 февраля 2020 11:45 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: Engineer
        Ненасколько. Наоборот, идем от общества к пантеонам и устанавливаем роль. Обратный процесс (экстраполяцию) можно делать только при недостатке данных, оговаривая что выводы имеют спекулятивный характер.

        Вы не слишком категоричны?
        Лично мне кажется, что в данном случае процесс познания может и должен идти как минимум в обоих направлениях, в зависимости от исходных посылок. Если мы мало знаем об обществе, но сохранились свидетельства очевидцев (путешественников каких-нибудь, например) о религиозных обрядах или структуре пантеона определенного социума, то можно делать определенные выводы и о структуре этого социума в целом. С другой стороны, даже имея о структуре древнего общества исчерпывающую информацию, мы вряд ли сможем хоть с какой-либо приемлемой точностью без дополнительных "подсказок" воссоздать его пантеон с иерархией богов и их функциями.