Трёхостровское святилище

12

Культовое сооружение в излучине Дона близ станицы Трёхостровской Волгоградской области не имеет аналогов в России. Это окружность диаметром около 200 м, окружённая рвом и валом. В центре было оборудовано огнище радиусом до 25 м, с обложенным известняком углублением и стенами из земляных блоков, сформованных в коробах из прутьев. При раскопках установили, что в этом огромном очаге десятилетиями, а может, и столетиями жгли огонь. Брёвна и ветки постоянно подвозили из пойменных лесов и складывали в огромную кучу. После высыхания древесину поджигали через специальные запальные отверстия. Жерло печи закрывали каменными обломками и глиной, столб дыма был виден на многие километры, а без доступа кислорода в яме образовывался древесный уголь.

Обычно столь грандиозные капища были местом поклонения важным божествам и служили соборным центром племён. Бытует мнение, что его построили огнепоклонники, зороастрийцы. Но здесь следует разобраться с понятиями. Те же последователи Спитамы – Заратуштры видят в пламени образ своего бога Ахурамазды. А вот огромный зольник на Татарском городище близ города Ставрополя – это следы поклонения домашним духам. Огонь и дым настолько таинственны и необычны, что служат эманациями самых различных высших сущностей. Так, в Ригведе пламенеющий Агни носит эпитеты «домашнего жреца богов» и «бессмертного гостя смертных». Следы этой великой традиции проступают даже в монотеистических религиях. Огонь для людей мог олицетворять любые потусторонние силы.



Пока нет единого мнения по поводу того, к какой культуре следует отнести этот археологический памятник. Данные радиоуглеродного анализа, полученные в различных лабораториях, дают большой разброс дат: от 15-13 до 7-4 столетий до н. э. От носителей срубной культуры до скифов. Причём в непосредственной близости найдены и поселения «срубников». Впрочем, учитывая то, сколько раз слои грунта перемешивались «чёрными» копателями, а также местными жителями при добыче угля для топки, обе даты могут быть верными. Следует расширить круг источников, способных пролить свет на данную проблему.

Для начала обратимся к классикам. Вот что писал Геродот о поклонении скифов богу войны:

У всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса вот каким способом: нагромождают связки хвороста, приблизительно три стадия в длину и в ширину, в высоту же меньше. Наверху сделана небольшая четырехугольная площадка, три ее стороны обрывистые, с одной же стороны она имеет доступ. Так как из-за снега и дождя куча хвороста оседала, каждый год привозили сто пятьдесят повозок. Наверху устанавливали меч-акинак, приносили жертвы, в том числе и человеческие и при определённых обстоятельствах все это поджигали.

Описание почти в точности совпадает с результатами археологических раскопок Трёхостровского капища. Тем более что другого археологического памятника, подпадающего под описание великого греческого историка, в южнорусских степях просто нет. Но надо понимать, что возвышение бога войны в древних социумах происходило довольно поздно, по мере концентрации власти в руках военной аристократии. Именно в такой стадии застал Геродот скифское общество. А вот географ Страбон сообщал, что персы сооружали гигантские жертвенники из дерева, которые сжигали во время жертвоприношений Солнцу. Жгли костры в дни летних солнцестояний и славяне. Попутно заметим, что современные исследования локализуют возникновение индоиранских языков как раз в северном Причерноморье.

В бронзовом веке на этих территориях проживали представители срубной культуры. Генетики относят их к гаплогруппе R1a, к той же, что преобладает у индийских и иранских ариев. У появившихся здесь позже скифов добавилась ещё и R1b, что подразумевает частичную смену этноса. Но духовные традиции редко прерываются с исчезновением их носителей, в том или ином виде они передаются последующим поколениям. Вероятно, Трёхостровское святилище изначально создавалось предками ариев, поклонявшихся солнечному божеству. Об этом свидетельствует и круговая отсыпка святилища — по форме солнца. Позже многие из них мигрировали на юг, на территории современных Индии и Ирана. Оставшиеся совместно с обладателями R1b приняли участие в формировании нового этноса, будущих скифов. Но культовое место сохранилось. Сменился лишь «хозяин» капища, теперь здесь приносили дары воинственному божеству.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 февраля 2020 18:16
    До середины 2 тысячелетия до н.э. в Донском регионе обитали причерноморские арии (R1a), затем скифы (азиатские северные семиты J2, ассимилированные ариями), в конце 1 тысячелетия до н. сарматы (азиатские носители R1b, также ассимилированные ариями), с 300-х годов н.э. гунны и прочие тюрки.

    Скорее всего, капище огнепоклонников принадлежит скифам, их предшественники арии использовали огонь в ритуальных целях только в для сжигания ("вознесения на небо") тел особо важных соплеменников.
    1. -4
      27 февраля 2020 10:23
      то что историю с помощью сомнительных способов датирования пытаются превратить в то что называется наукой-это просто мистификации малообразованных исторически людских масс.
      Главный способ исторических артефактов -радиоуглеродный анализ РУА весьма не точен и даёт ошибки случайного порядка на ТЫСЯЧИ лет,калибровка дендрохронологией имеет очень узкий по времени промежуток и тоже может применяться в не во всех случаях.
      Остальные способы датировок ещё более не точны.А то что скифов поместили 5тыс.лет назад это уже даже не история ,а идеология развития человечества.В качестве доказательств ,что скифы жили в позднейшие времена,можно привести наличие города Скифополис на ближнем Востоке ,который просуществовал по ОИ до 8 века,цитаты из Алексиады Анны Комниной это 11-12в.Сигизмунда Герберштейна -16 век.Все они упоминают о скифах. Причём в алексиаде скифы являются союзниками Константинополя против лангобардов.
      По поводу того ,что святилища связывают с культом солнцу,то это правильно именно наши предки были солнцепоклонники об этом свидетельствуют солнечные короны древних правителей,само название Султан -это собственно солнечный,восточное приветствие Сала Малейкум -Молитва/Хвала солнцу,сама форма приветствия в виде пионерского салюта/солнца на картине Бержере.Ну и как говорили победившие христиане -Жили в лесу ,молились колесу.
  2. +12
    26 февраля 2020 18:21
    Фото неудачное автор выбрал.


  3. +8
    26 февраля 2020 18:26
    в статье, по приведенной ссылке в низу моего комментария, под названием "Святилище Трехостровское" очень много фотографий тех мест. выдержка из статьи "Святилище Трехостровское":
    Любопытно, что с момента обнаружения, «круг огня» уже успел обрасти мифами и стал популярен не только среди туристов, но и среди исследователей иных миров. Местные жители говорят, что иногда здесь располагаются целые палаточные городки уфологов.
    Источник: https://www.rodnovery.ru/stati/590-svyatilishche-trekhostrovskoe
  4. +1
    26 февраля 2020 19:52
    "Попутно заметим, что современные исследования локализуют возникновение индоиранских языков как раз в северном Причерноморье."
    Т.е., иранцы(протоиранцы), двигаясь с востока на запад, в частности, построившие Аркаим в Челябинской области, не говорили на иранском языке, что ли? "Современные исследования" удивляют, однако.
    1. 0
      26 февраля 2020 20:19
      Иранцы/протоиранцы никуда не двигались, потому как сидели на попе ровно на своем Иранском нагорье. Двигались арии (с запада на восток) и скифы, сарматы и тюрки (с востока на запад).

      P.S. Языки называются индоевропейскими - все на основе арийского санскрита.
      1. 0
        27 февраля 2020 19:27
        Цитата: Оператор
        Иранцы/протоиранцы никуда не двигались, потому как сидели на попе ровно на своем Иранском нагорье. Двигались арии (с запада на восток) и скифы, сарматы и тюрки (с востока на запад).

        P.S. Языки называются индоевропейскими - все на основе арийского санскрита.

        Ну, да. Например, Аркаим - Иранское нагорье?
  5. -3
    26 февраля 2020 20:35
    В бронзовом веке на этих территориях проживали представители срубной культуры. Генетики относят их к гаплогруппе R1a, к той же, что преобладает у индийских и иранских ариев.

    Сказки про галлогруппы!
  6. +1
    26 февраля 2020 22:05
    Там и особая энергетика-рядом Румын-гора,где больше15...20 минут не выдерживаешь.И, скорее всего,это святилище бога огня Агни,а не Ареса.
  7. +5
    27 февраля 2020 09:51
    Самой интересной мыслью в статье мне показалась следующая:
    возвышение бога войны в древних социумах происходило довольно поздно, по мере концентрации власти в руках военной аристократии.

    Утверждение небесспорно.
    Насколько точно можно строить модели древних обществ, анализируя пантеоны их богов? И справедливо ли это высказывание в той же степени для древних рабовладельческих обществ, как для раннефеодальных? Является ли сам факт нахождения у власти военной аристократии признаком развитого древнего социума?
    Тут, отталкиваясь только от одной этой фразы можно целую статью написать. smile
    1. +1
      28 февраля 2020 20:15
      Насколько точно можно строить модели древних обществ, анализируя пантеоны их богов?

      Ненасколько. Наоборот, идем от общества к пантеонам и устанавливаем роль. Обратный процесс (экстраполяцию) можно делать только при недостатке данных, оговаривая что выводы имеют спекулятивный характер.
      И справедливо ли это высказывание в той же степени для древних рабовладельческих обществ, как для раннефеодальных?

      ПРактически все европейские и прилегающие к ним религии раннефеодального периода деформированы христианством. Там трудно отследить корреляцию с чем-либо.
      Является ли сам факт нахождения у власти военной аристократии признаком развитого древнего социума?

      Скорее да, чем нет.
      1. +1
        29 февраля 2020 11:45
        Цитата: Engineer
        Ненасколько. Наоборот, идем от общества к пантеонам и устанавливаем роль. Обратный процесс (экстраполяцию) можно делать только при недостатке данных, оговаривая что выводы имеют спекулятивный характер.

        Вы не слишком категоричны?
        Лично мне кажется, что в данном случае процесс познания может и должен идти как минимум в обоих направлениях, в зависимости от исходных посылок. Если мы мало знаем об обществе, но сохранились свидетельства очевидцев (путешественников каких-нибудь, например) о религиозных обрядах или структуре пантеона определенного социума, то можно делать определенные выводы и о структуре этого социума в целом. С другой стороны, даже имея о структуре древнего общества исчерпывающую информацию, мы вряд ли сможем хоть с какой-либо приемлемой точностью без дополнительных "подсказок" воссоздать его пантеон с иерархией богов и их функциями.