Предварительная оценка прототипа малозаметного китайского истребителя Chengdu J-XX [J-20]


Первый полет прототипа Chengdu J-XX [J-20], 11 января 2011. Обратите внимание на ровные формы и нижнюю часть фюзеляжа, оптимизированные для снижения заметности. Сопла включают пилообразные соединения и кромки (источник китайский интернет).

Введение

В конце декабря 2010-го года в ряде китайских интернет-сайтов появились изображения того, что утверждалось является новым малозаметным истребителем Китая.

Тогда ещё не поступало никаких официальных китайских заявлений, таким образом, многие из распространенных о самолете утверждений в средствах массовой информации могли быть лишь спекуляциями, представленными как факты.

Самолет мог быть демонстратором технологий или прототипом массового истребителя. Последнее, однако, оказалось наиболее вероятным, учитывая заявление заместителя начальника штаба ВВС НОАК генерала авиации Хи Веиронга, сделанное в ноябре 2009-го года о планах принятия самолета на вооружение между 2017-ым и 2019-ым годами.

Ниже приводится только предварительная оценка, подлежащая дальнейшему пересмотру. Издание APA произведет более полную оценку в будущем, как только станут доступны технические материалы и их детальный анализ.

Предварительная оценка прототипа малозаметного китайского истребителя Chengdu J-XX [J-20]

Прототип Chengdu, декабрь 2010 (источник китайский интернет).


Технические замечания по конструкции прототипа
  1. J-XX/J-20 является тяжелым истребителем, сравнимым по размерам с F-111. Первый образец обладает большим треугольным крылом по схеме "утка" с положительным углом поперечного ВЭ, с парой наклоненного наружу/назад поворотного вертикального/горизонтального хвостового оперения и парой похожих больших скошенных передних поворотных закрылков, которые если останутся на серийном самолете то наряду с хвостовым оперением обеспечат самолету весьма продвинутые возможности в области управляемости и маневренности. Несомненно, что такая конфигурация предназначена для обеспечения хорошей устойчивости на сверхзвуковом режиме с подходящим типом двигателя, а также обеспечит хорошие маневренные характеристики на транс-и сверхзвуковых режимах.

  2. Без сомнения форма малозаметности значительно лучше, чем на российском прототипе Т-50 ПАК ФА и тем более лучше чем на запускаемом в производство F-35 Joint Strike Fighter.

  3. Конструкция J-XX/J-20 по-видимому в значительной степени была основана на правилах формирования малозаметности F-22A Raptor:

  4. Носовая секция китайского J-XX/J-20 и форма фонаря близки по внешнему виду к F-22, обеспечивая схожую сигнатуру уже проверенной конструкции.

  5. Трапециевидные кромки воздухозаборников двигателей J-XX/J-20 похожи на F-22, хотя и кажутся большими и напоминающими стиль DSI (Diverterless Supersonic Inlet) F-35, очевидно направленные ​​на уменьшение заметности кромок воздухозаборников стиля F-22.

  6. Имеющая решающее значение для малозаметности форма крепления крыльев к фюзеляжу J-XX/J-20 очень похожа на F-22 и явно превосходит российский прототип Т-50 ПАК ФА и американский истребитель F -35 Joint Strike.


  7. Плоская нижняя часть фюзеляжа J-XX/J-20 является оптимальной для всех аспектов широкополосной малозаметности и тесно имитирует дизайн F-22.

  8. Форма крыла в плане J-XX/J-20 показывает точное угловое выравнивание между передней кромкой горизонтального оперения и пеpедней кpомкой крыла и точное пересеченное угловое выравнивание края между задней кромкой горизонтального оперения и задней кpомкой крыла. Стреловидность передней кромки крыла составляет ~ 43°, что явно предназначено для эффективного сверхзвукового полета.

  9. При создании носовых и основных створок шасси J-XX/J-20 использовалась оптимизированная для Х-диапазона зубчатая технология кромки, основанная на конструкции F-117A и F-22.

  10. Кормовая часть фюзеляжа, хвостовые балки, стабилизаторы/ ребра, асимметричные сопла, не совместимых с эффективной малозаметностью, но могут служить лишь промежуточным решением для ускорения летных испытаний прототипа.

  11. Конфигурация планера и формы кормы фюзеляжа соответствует стилю конструкции сопла с изменяемым вектором тяги F-22A или прямоугольного сопла предназначенного для контролируемой модели инфракрасного излучения и радиочастотной скрытности.

  12. Конфигурация планера совместима с подфизюляжным, подкрыльным и размещением оружия во внутренних отсеках и является достаточно большой, чтобы соответствовать или в той или иной степени превосходить внутреннюю полезную нагрузку F-22A Raptor.

  13. Объем размещаемого внутри самолета топлива также может оказаться высоким учитывая конфигурацию фюзеляжа и большие внутренние объемы треугольных крылев. Это свидетельствует о намерении обеспечить возможности устойчивого сверхзвукового крейсерского полета.

  14. Китайцы не раскрывают тип двигателя. Существует мнение, что используются российские сверхзвуковые двигатели серии 117С, хотя с учетом общей эффективности аэродинамики самолета, их, скорее всего, будет недостаточно чтобы использовать весь потенциал этого современного планера.

  15. Набор внутренних датчиков остается неизвестен. Китай до сих пор не продемонстрировал радар АФАР или продвинутую систему определения местоположения излучающих РЭС. Тем не менее, они могут стать доступны к моменту поступления планера на производство. Соответствующее российское оборудование в настоящее время находится на стадии разработки и/ или испытаний.



Тяжелый истребитель J-XX/J-20 схожий по размерам с F-111 (источник китайский интернет).




(МО США)



Выше и ниже гистограммы расстояний между авиабазами НОАК вдоль восточного побережья материкового Китая и американской авиабазой Кадена на Окинаве и авиабазой Андерсен ​​на Гуаме. Истребитель J-XX/J-20 способен подвергнуть риску обе эти базы.




Радиус боевого применения без дозаправки для истребителей размера и веса класса FB-111A с учетом ряда допущений обычно составляет от 1000 до 1500 морских миль. Эта карта отражает географический охват достижимый с авиабаз Anshan, Dachang and Foluo Northeast с боевым радиусом 1000 и 1500 морских миль соответственно. Азимутальные равноудаленные проекции сосредоточены на авиабазе Dachang.


Общие выводы
Размер планера J-XX/J-20 и очевидный акцент на сверхзвуке свидетельствует как минимум о намерении создать дальний перехватчик способный действовать вплоть до островов второй гряды (включая Филипины и Гуам). Скорее всего, серийная версия J-XX/J-20 будет включать возможности дозаправки в воздухе для дальнейшего расширения радиуса боевого применения.

Малозаметность, крейсерский сверхзвук, большой радиус действия обеспечит ВВС Китая возможностью проникать в интегрированную систему ПВО, уничтожать E-3 AWACS, RC-135В/W Rivet Joint, другие системы разведки и наблюдения, а главное воздушные танкеры ВВС и ВМФ. В случае любых непредвиденных обстоятельств это в свою очередь существенно осложнит, если вовсе не сорвет воздушные операции с авиабазы ​​Андерсен и блокирует базы находящиеся за грядой Рюкю, Японских островах и Корейском полуострове.

Любые утверждения, что истребители F-35 Joint Strike Fighter или F/A-18E/F Super Hornet будут способны конкурировать в воздушном бою с китайским Chengdu, не говоря уже об их проникновении в воздушное пространство защищаемое этим истребителем было бы просто абсурдным. F-35 Joint Strike Fighter наряду с F/A-18E/F Super Hornet аэродинамически и кинематически весьма уступают представленному J-XX/J-20, а его форма сможет эффективно нейтрализовать преимущества любых датчиков, успешно действующих против ранних российских и китайских версий истребителей.

Возможности многофункциональности и количество запланированных самолетов
J-XX/J-20 может быть использован в качестве ударного самолета класса F-111 и Су-34, если будет оборудован управляемыми бомбами, такими как Luoyang/CASC LT-3 Laser/Satellite Aided Inertially Guided Bomb, FT-1, FT-2, FT-3, FT-4, FT-5 и LS-6. Это китайские аналоги в американских JDAM, некоторые из них оснащены дополнительными крыльями по образцу JDAM-ER.

Завершенные J-XX/J-20 с полными боевыми возможностями станут прямыми эквивалентнтами многоцелевых FB-22A, столь отстаиваемыми доктором Джеймсом Дж. Роше (James G. Roche) во время его пребывания на посту министра ВВС США до 2005-го года.

ВВС Китая до сих пор не озвучили планируемый объем производства. Заявленные первичные операционные возможности J-XX/J-20 непосредственно увязаны со списанием находящихся в настоящее время на вооружении второй серии Су-27СК и первой серии Су-30МКК. Таким образом, если предположить, что J-XX/J-20 предназначен для замены Су-27СК, а затем и Су-30МКК то цифра в 400-500 самолетов является приемлимой.


Управляемая бомба LS-6 калибров 250 и 125 фунтов представленная в Чжухае в 2010-ом году являющаяся прямым аналогом американской бомбы малого калибра GBU-39/B, в настоящее время интегрированной на F-22A Raptor.



Изображения и мультимедиа прототипа
[Все изображения и мультимедиа получены из китайского интернета]

Полет первого прототипа 11 января 2011-го года






























Рулежные испытания прототипа декабрь-января 2011-го года


































Мультимедиа
[редакция АПА не подтверждает и не всегда согласна с содержанием мультимедийной информации третьей стороны, включенных в эту страницу]











Автор:
Dr. Carlo Kopp, Peter Goon
Первоисточник:
http://www.ausairpower.net/APA-J-XX-Prototype.html
Перевод:
профессор
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти