Военное обозрение

В США рассказали о двигателе VORTEX и программе OpFires для перспективных космических кораблей Dream Chaser

75

СМИ США сообщают, что корпорации Sierra Nevada удалось сделать существенный шаг вперёд в развитии программы создания нового ракетного двигателя. Его называют «гиперзвуковым».


Речь идёт о программе создания силовой установки VORTEX. Работа ведётся по заказу Агентства перспективных оборонных исследований и разработок США DARPA.

Компания расширяет возможности двигателя VORTEX за счёт использования новой программы OpFires.

Из материала Defence Blog:

С помощью OpFires компания Sierra Nevada расширяет возможности своего гибридного двигателя VORTEX. В системе используется высококачественное твёрдое топливо с жидким окислителем, и эти составляющие одинаково стабильны как на Земле, так и в космосе. Недавнее тестирование показало положительные результаты.

Отмечается, что система обладает высокой мощностью при учёте своей компактности. При этом никаких детальных параметров не озвучивается.

Утверждается, что двигатель получил возможность глубокого регулирования и плавного перезапуска по команде.

Вице-президент Sierra Nevada Том Крэбб отмечает, что обновлённая программа открывает для компании рынок не только в военной сфере, но и в гражданской – космической.

Том Крэбб:

Возможности силовой установки по управляемости и перезапуску расширяют спектр возможных траекторий полёта различных систем.

На данный момент проведено около 30 испытаний.

В компании заявляют, что новая силовая установка станет основой для перспективного многоразового космического корабля «Dream Chaser». Это грузовой корабль, который (по плану) должен доставлять на низкую опорную орбиту до 5,5 тонн грузов и забирать с орбиты до 1,85 т. Объявленная стартовая масса составляет 11340 кг. В США разрабатывается как беспилотная, так и его пилотируемая его версии.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Алексей Зоммер
    Алексей Зоммер 3 апреля 2020 18:05 Новый
    -10
    Вот поймите правильно.
    Но обидно это читать, когда у нас только "днище" для "орла" изготовили.
    Ну ей богу!
    1. 17085
      17085 3 апреля 2020 18:35 Новый
      +9
      Цитата: Алексей Зоммер
      Вот поймите правильно.
      Но обидно это читать, когда у нас только "днище" для "орла" изготовили.
      Ну ей богу!

      Что тут понимать. Первый пуск крылатой ракеты с гибридным двигателем, спроектированной под руководством С. П. Королева в ГИРД, состоялся 23 мая 1934 года.
      1. poquello
        poquello 4 апреля 2020 00:41 Новый
        0
        Цитата: 17085
        Цитата: Алексей Зоммер
        Вот поймите правильно.
        Но обидно это читать, когда у нас только "днище" для "орла" изготовили.
        Ну ей богу!

        Что тут понимать. Первый пуск крылатой ракеты с гибридным двигателем, спроектированной под руководством С. П. Королева в ГИРД, состоялся 23 мая 1934 года.

        непонятное эхо, год- два как подобное наши представляли, промышленный шпионаж или идут почти в ноздрю?
        1. рич
          рич 4 апреля 2020 11:48 Новый
          +1
          Ракурс фото интересный. Аппарат на акулу похож
          1. Комментарий был удален.
            1. рич
              рич 4 апреля 2020 12:04 Новый
              0
              А чего не здороваемся? Вроде не сорились. Да уже и не первый год на"ты"
  2. Бережливый
    Бережливый 3 апреля 2020 18:08 Новый
    -2
    Если двигатель гиперзвуковой, тогда , космический корабль будет суборбитальным! Вот , коли он комбинированный, а основной блок ракетный, тогда космолет сможет нормально выводить грузы на орбиту.
    1. Алексей Зоммер
      Алексей Зоммер 3 апреля 2020 18:15 Новый
      +9
      Цитата: Бережливый
      Если двигатель гиперзвуковой, тогда

      Есть окислитель в статье написано. Физику учили в рамках ЕГЭ товарищ генерал?\
      Что за гиперзвуковой двигатель для КЛА?
      Это понятие приемлемо для атмосферных ЛА, Космические корабли все движутся со скоростью больше гиперзвуковой для понимания атмосферы. 1 космической примерно 8 км/сек, 2 космической примерно 11 км/сек и 3 космической примерно 16 км/сек
      1. Бережливый
        Бережливый 3 апреля 2020 18:36 Новый
        +1
        Первая космическая скорость равна 7,8км/сек, если быть точным. ...К егэ отношения не имею, ибо мне уже больше полувека возраст. ...
  3. Doccor18
    Doccor18 3 апреля 2020 18:29 Новый
    +4
    Все, что они за океаном сейчас выдают за прорыв, в СССР просто не доделали в своё время.
    А на фото очень аппарат на советскую Спираль похож.
    1. Alex777
      Alex777 3 апреля 2020 18:35 Новый
      +2
      Доподлинно известно, что янки изучали чертежи Спирали и с удивлением выяснили, что это оптимальная форма. hi
      1. Вояджер
        Вояджер 3 апреля 2020 20:54 Новый
        +3
        Спираль концептуально появилась как ответ на американский X-20
        1. Alex777
          Alex777 3 апреля 2020 21:06 Новый
          +3
          Вы правы. Но внешне они ничего общего не имели.
          И американская программа остановилась не достроив ни одного корабля.
    2. slipped
      slipped 3 апреля 2020 19:06 Новый
      +3
      Цитата: Doccor18
      А на фото очень аппарат на советскую Спираль похож.


      дык вот wink

      1. Doccor18
        Doccor18 3 апреля 2020 19:10 Новый
        +5
        Г.Е. Лозино-Лозинский разработал программу аж в 1966 году. Больше полувека прошло, а все еще эталон в формах.
        1. slipped
          slipped 3 апреля 2020 19:11 Новый
          +2
          Цитата: Doccor18
          Г.Е. Лозино-Лозинский разработал программу аж в 1966 году. Больше полувека прошло, а все еще эталон в формах.


          то, что выше на фото летало в космос
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 3 апреля 2020 19:23 Новый
            +4
            Совершенно верно, это "Бор" - беспилотный орбитальный ракетоплан. По результатам его запусков делали "Буран". И сделали.
            1. slipped
              slipped 3 апреля 2020 19:30 Новый
              0
              Цитата: Авиатор_
              Совершенно верно, это "Бор" - беспилотный орбитальный ракетоплан. По результатам его запусков делали "Буран". И сделали.


              "Бор" - это название программы, изделия были номерные. Макеты, оставшиеся от программы "Спираль", использовались в четырех полётах.
      2. Alex777
        Alex777 3 апреля 2020 19:23 Новый
        +1
        дык вот...

        Я, конечно, в курсе как Спираль выглядит.
        Одного не могу понять - минус за что поставили?
      3. Авиатор_
        Авиатор_ 3 апреля 2020 19:28 Новый
        -1
        Приведенная картинка - это испытания в ЦАГИ, в ТПВК (тепло-прочностная вакуумная камера)
        1. Владимир_2У
          Владимир_2У 4 апреля 2020 06:59 Новый
          -2
          Цитата: Alex777
          Одного не могу понять - минус за что поставили?

          Вот вам плюс, не гундите, да не гундимы будете. )))
    3. SovAr238A
      SovAr238A 4 апреля 2020 09:32 Новый
      0
      Цитата: Doccor18
      советскую Спираль


      Ничем не похоже.
  4. Тени
    Тени 3 апреля 2020 18:33 Новый
    +2
    Всё, сделали, самые, самые, а потом? А потом - программа закрыта, программа закрыта. Не полетел, не долетел, взорвался. Посмотрим чего с этим будет.
    1. slipped
      slipped 3 апреля 2020 19:08 Новый
      -1
      Цитата: Тени
      Посмотрим чего с этим будет.


      дык вот? belay

  5. Комментарий был удален.
  6. Авиатор_
    Авиатор_ 3 апреля 2020 18:39 Новый
    +5
    Или перевод дубовый, или исходная заметка такая. Ну, сделали твердотопливный движок с жидким окислителем, который устойчиво запускается и в космосе, и на Земле. Можно поздравить. А гиперзвук-то тут при чём? - слово такое, модное, и только. Любой КА должен получить скорость выше 1 космической, это научились делать с 1957 года, а "гиперзвук" для космического вакуума - это вообще журналистский бред.
    1. Виктор март 47
      Виктор март 47 3 апреля 2020 18:43 Новый
      +3
      Да, не похоже. Провокация- это, да. Сама статья как называется-это, прям сразу все Нобелевки за сотню лет вперёд и по всем статьям..... Целенаправленная, и там нет ошибок. Там- ложь.
  7. Klingon
    Klingon 3 апреля 2020 18:52 Новый
    -1
    Цитата: Doccor18
    Все, что они за океаном сейчас выдают за прорыв, в СССР просто не доделали в своё время.
    А на фото очень аппарат на советскую Спираль похож.

    похож конечно. жаль, *спираль* не докрутили тогда...интересно а рогозинский батут он тоже спиральный?
    1. slipped
      slipped 3 апреля 2020 19:15 Новый
      -2
      Цитата: Klingon
      интересно а рогозинский батут он тоже спиральный?


      выпукло-вогнутый

    2. Mole
      Mole 3 апреля 2020 19:47 Новый
      -3
      На спиральный фантазии не хватит.
  8. Chaldon48
    Chaldon48 3 апреля 2020 18:59 Новый
    0
    Раньше были попытки сделать двигатель, в котором в качестве топлива был графитовый стержень, а окислителем кислород.
  9. Mouse
    Mouse 3 апреля 2020 19:04 Новый
    0
    рассказать, рассказали.... а показать, показали????
    или фейуковые "мультики" только с нашей стороны recourse
  10. Klingon
    Klingon 3 апреля 2020 19:18 Новый
    0
    Цитата: slipped
    Цитата: Klingon
    интересно а рогозинский батут он тоже спиральный?


    выпукло-вогнутый


    ага вижу- Варп- двигатель! ну всё,
    нас теперь можно принимать в вулканскую академию наук wassat
  11. Nuclear_winter
    Nuclear_winter 3 апреля 2020 19:20 Новый
    0
    Эххх.... смотрю на фото и вижу родной "лапоть" проекта "спираль".
  12. Недокомсомолец
    Недокомсомолец 3 апреля 2020 19:46 Новый
    0
    Молодцы американцы. Сделают и будут летать. И Родину свою защищать, и людей, и их интересы. И никаких соплей "это мы делали сто лет назад, а у нас украли и доделали".
  13. rocket757
    rocket757 3 апреля 2020 19:53 Новый
    +1
    СМИ США сообщают, что корпорации Sierra Nevada удалось сделать существенный шаг вперёд в развитии программы создания нового ракетного двигателя

    Будет летать, тогда ОЙ, а пока .....
  14. К-50
    К-50 3 апреля 2020 20:51 Новый
    -1
    В системе VORTEX используется высококачественное твёрдое топливо с жидким окислителем. Утверждается, что двигатель получил возможность глубокого регулирования и плавного перезапуска по команде.

    Твёрдотопливный двигатель с системой перезапуска это что-то необычное. Скажем так. what
    Посмотрим, где собака по рылась! lol
    1. orionvitt
      orionvitt 4 апреля 2020 05:37 Новый
      -1
      Цитата: К-50
      Твёрдотопливный двигатель с системой перезапуска это что-то необычное

      Не только это. Твёрдотопливный с жидким окислителем, тоже знаете ли. what
      1. 113262а
        113262а 4 апреля 2020 10:08 Новый
        -2
        Давно известен и летает! На самолете Бренсона. Топливо-особая резина,окислитель-или азотка или кислород жидкий.
        1. orionvitt
          orionvitt 4 апреля 2020 10:15 Новый
          0
          Цитата: 113262а
          Давно известен и летает!

          Далеко летает? И как часто летает? Весь проект Бренсона, давно накрылся медным тазом. Так сказать, весь ушел в пиар, без реально "выхлопа".
  15. Rafale
    Rafale 3 апреля 2020 21:37 Новый
    +2
    Естественно, они были знакомы с результатами проекта "Спираль", ну и в данной весовой категории это видимо оптимальная форма- физика на всех одна. В весе 100 т- уже другая форма- см. Шаттл/Буран. Сейчас нет проблем повторить "Спираль" или "Буран"- но это будет дорого, долго и малополезно. 90% задач решаются существующими средствами, под оставшиеся 10% проектируют сверхтяжи. А городить такой огород агентствам только ради спуска с орбиты и ремонта- очень дорого, дешевле похерить КА и сделать и запустить новый.
    Частные проекты в этой области могут и получиться- у них нет такой бюрократии, больших накладных расходов. Плюсом то, что все обкатано на практике. Бери готовое, немного модернизируй и занимай свою нишу на рынке в несколько процентов.
    1. Svetlana
      Svetlana 3 апреля 2020 23:00 Новый
      -1
      Цитата: Rafale
      В весе 100 т- уже другая форма- см. Шаттл/Буран.
      Шаттл/Буран может быть запущен в космос с помощью тороидального ГПВРД, используемого в качестве возвращаемой первой ступени:
      1. Svetlana
        Svetlana 3 апреля 2020 23:03 Новый
        -1
        Характеристики возвращаемой первой ступени с тороидальным ГПВРД и Шаттлом в качестве 2-й ступени:
        Большой диаметр тора ГПВРД равен 36м, малый диаметр тора ГПВРД равен 4м
      2. Svetlana
        Svetlana 5 апреля 2020 11:01 Новый
        0
        Цитата: Svetlana
        с помощью тороидального ГПВРД, используемого в качестве возвращаемой первой ступени
        Шаттл/Буран может быть запущен в космос с помощью тороидального гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) с магнитным соплом, используемого в качестве возвращаемой первой ступени. Стартовая масса 773 тонны включает в себя заправленные топливом и окислителем возвращаемую первую ступень -тороидальный ГПВРД, возвращаемую вторую ступень - орбитальный космолёт Шаттл. Большой диаметр тора ГПВРД равен 36м, малый диаметр тора ГПВРД равен 4м. Магнитное сопло у тороидального ГПВРД создают манитным полем сверхпроводящих соленоидов, установленных в криогенном тороидальном баке жидкого водорода в ГПВРД. Тороидальный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивным двигатель с магнитным соплом позволит увеличить массу полезной нагрузки, так как кислород для сжигания топлива (жидкого водорода) он почти не носит с собой, а берёт из атмосферы. Воздух для сжигания водорода поступает в торидальный ГПВРД через осевое отверстие в торе в виде гипрзвукового потока, а водород в обоасть факела подают из тороидального криогенного бака с жидким водородом через форсунки, в качестве которых используют аналоги РД-0120. При выходе ГПВРД выше линии Кармана увеличивают подачу жидкого кислорода в аналоги РД-0120 из криогенного тороидального бака с жидким кислородом.
        1. Svetlana
          Svetlana 5 апреля 2020 23:09 Новый
          0
          Характеристики возвращаемой первой ступени с тороидальным ГПВРД и Шаттлом в качестве 2-й ступени:
  16. voyaka uh
    voyaka uh 3 апреля 2020 22:17 Новый
    +1
    Почему пропущена такая важнейшая новость? (не 1 апреля) belay am

    18 февраля в Бужумбуре и 27 марта в Москве министрами иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Республики Бурунди Э.Нибигирой подписано Совместное заявление о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК)
    1. Ironcity
      Ironcity 3 апреля 2020 23:59 Новый
      +3
      См. первоисточник. На сайте МИД РФ эта новость датирована1.04.2020.
    2. orionvitt
      orionvitt 4 апреля 2020 05:33 Новый
      -1
      Цитата: voyaka uh
      Совместное заявление о неразмещении первыми оружия в космосе

      Теперь республике Бурунди и лично Э. Нибигире, придётся возвращать всё своё ранее выведенное в космос оружие. А так же сокращать военную группировку республики Бурунди в космосе. laughing
  17. Комментарий был удален.
  18. Svetlana
    Svetlana 3 апреля 2020 23:09 Новый
    -2
    Цитата: Rafale
    Сейчас нет проблем повторить "Спираль"

    Возвращаемый тороидальный ГПВРД с мини-челноком типа Спираль и тороидальным орбитальным модулем на второй ступени:
  19. orionvitt
    orionvitt 4 апреля 2020 05:29 Новый
    -2
    удалось сделать существенный шаг вперёд в развитии программы создания нового ракетного двигателя
    Они даже не могут сделать шаг назад, что бы повторить старые, а туда же.
    1. SovAr238A
      SovAr238A 4 апреля 2020 09:41 Новый
      0
      Цитата: orionvitt
      удалось сделать существенный шаг вперёд в развитии программы создания нового ракетного двигателя
      Они даже не могут сделать шаг назад, что бы повторить старые, а туда же.


      А ты пробовал?
      Что бы сделать ракету из 60-х, нужно воссоздать снова научную методику 60-х и воссоздать технологическую остнастку, материаловедение, химию, и все-все-все - именно как в 60 - тых.

      Невозможно на технике 2000-х сделать изделие родом из 60-х.

      Просто подумай головой.
      Почему это именно так.
      1. orionvitt
        orionvitt 4 апреля 2020 10:09 Новый
        -3
        Цитата: SovAr238A
        А ты пробовал?
        Невозможно на технике 2000-х сделать изделие родом из 60-х.

        Просто подумай головой.
        Глупости говорите милейший. Я пол жизни проработал в области авиадвигателестроения. И технология там, я вам скажу не менее навороченные. Что старые, что новые, без разницы. Обладая современными технологиями, повторить старые, почти всегда не проблема. Было бы желание. Так что я пробовал, а ты?
        1. SovAr238A
          SovAr238A 4 апреля 2020 11:52 Новый
          +1
          Цитата: orionvitt
          Обладая современными технологиями, повторить старые, почти всегда не проблема. Было бы желание. Так что я пробовал, а ты?


          Технологом был когда-нибудь?

          Простым языком, не для упоротых одноклеточных.
          А для тех, кто понимает систему в целом.

          Цитата:
          Попалась вот на глаза зело интересная статья про возможность воссоздать технологии Аполлонов, о чем часто вопрошают многие немоглики.

          1. Программа «Аполлон» была впечатляющим успехом американской индустрии — но прямого продолжения так и не получила. Сейчас, когда НАСА возвращается к идее лунных экспедиций, многие задаются вопросом: зачем заново разрабатывать сверхтяжёлые ракеты-носители? Есть же готовые чертежи! Давайте построим «Сатурн-5» заново!
          Кругом одни проблемы

          Допустим, мы заполучили чертежи ракеты, выбили из конгресса финансирование и решили восстановить производство «Сатурн-5». Начинаем разбираться с чертежами, чтобы определиться, какие детали и где заказать.

          И… сразу же наталкиваемся на проблему. В чертежах ракеты для некоторых ключевых деталей указан, например, сплав A018 (здесь и далее названия и марки узлов и агрегатов условные, сугубо для иллюстрации проблем, которые могут возникнуть при решении подобной задачи. — Прим. ред.). Что это за сплав такой, в чертежах, понятное дело, не указано. Спецификации дают нам некоторое понимание, почему выбрали именно этот сплав, но не проливают света на то, как и из чего именно он делался.
          2. Путём долгого копания в архивах нам удаётся отыскать накладные на пресловутый сплав и выяснить, что делала его по заказу НАСА фирма, условно, «Джонс & сыновья» на заводе в Мэриленде. Вот только ни завода, ни фирмы давно уже нет: «Джонс & сыновья» обанкротилась в середине 70-х, и её активы выкупил крупный металлургическиё концерн. Завод, на котором изготавливали A018, давным-давно закрыли и снесли, а на его месте теперь городской парк.

          Пытаемся выяснить, кому могли бы достаться архивы «Джонс & сыновья». С большим трудом нам удаётся разыскать старичка-архивариуса на пенсии, который припоминает, что всю документацию, относящуюся к работе на НАСА, при банкротстве фирмы сложили в ящик с номером 28956B и отправили в офис выкупившего фирму концерна. Какой точно офис, старичок уже не помнит. И руководство концерна нам тоже помочь не сможет: концерн распался в начале 90-х, архивы разделил десяток фирм-преемников, и куда девалась металлическая коробка с номером 28956B никто, разумеется, не имеет представления.

          В итоге у нас нет ни сплава, ни понимания, как его изготовили.

          Что делать? Заменять известными аналогами? А вдруг есть какая-то тонкость, которую мы упускаем? Разрабатывать сплав заново методом обратной инженерии? На это уйдёт неопределенно много времени и денег (с учетом того, что кому-то придется еще и налаживать производство сплава). Или же перепроектировать полностью все изготовленные из A018 компоненты ракеты?
          адно, временно отодвинули кризис с A018 в сторону и пытаемся дальше разобраться в ворохе полувековой давности бумаг. В них находим технологию, допустим, изготовления стенок баков для жидкого кислорода. Технология по современным меркам архаична, и быстрый опрос производителей в отрасли подтверждает наши опасения: так больше никто не делает. Хуже того, ни у кого больше нет оборудования, которое использовали в 60-х для изготовления стенок баков «Сатурн-5» — производственные цепочки давным-давно демонтированы, цеха перепрофилированы под другие задачи.

          Даже если мы каким-то чудом найдём древнее оборудование (и другим чудом заставим его работать), у нас нет никого, кто на самом деле бы умел им пользоваться.

          Те из рабочих и инженеров, делавших компоненты «Сатурн-5» в 1960-х, кто дожил до наших дней, — сейчас в весьма и весьма преклонном возрасте. Да, многие из них неплохо помнят отдельные стадии нужного нам процесса, но никто из них не поручится, что не забыл что-то важное. Человеческая память всё-таки не самый надёжный хранитель точной индустриальной информации!
          продолжение следует.
          1. SovAr238A
            SovAr238A 4 апреля 2020 11:53 Новый
            +1
            Цитата: SovAr238A

            продолжение следует.




            В итоге перед нами встаёт «воодушевляющая» перспектива налаживать производство баков ракеты на изношенном, наполовину собранном из деталей со свалок оборудовании, под бдительным руководством восьмидесятилетних старичков, яростно спорящих друг с другом о том, какой же именно температурный режим они для этого использовали. Ну или же полностью перепроектировать баки ракеты под современные производственные технологии (заметили, что это решение повторяется с удручающей регулярностью?..)
            Слишком много вопросов

            Двигаемся дальше. На чертежах первой ступени находим сложной формы деталь конструкции, которую на вид можно было бы сделать и проще, и легче. В сохранившихся документах нет внятного объяснения, почему выбрали именно такую сложную форму. Инженера, который некогда принял это решение, давно нет в живых, и спросить его мы не можем. Его личный рабочий архив потерялся при переезде.

            Весьма пожилые коллеги покойного инженера расходятся во мнениях, почему эта деталь имеет форму Z-образной загогулины с руку толщиной. Одни говорят, что такая форма оптимальна с точки зрения перераспределения вибрационных нагрузок. Другие утверждают, что уровень математического моделирования 60-х просто не позволял толком обсчитать эту деталь, поэтому её делали с огромным запасом прочности. Чтоб уж наверняка.

            Кому верить? И что делать?

            Заказывать производство Z-образной загогулины или перепроектировать эту часть конструкции заново?

            Идём ещё дальше. В криогенных системах второй ступени ракеты повсюду используется уплотнитель QB51. К нашему великому облегчению, этот уплотнитель до сих пор производится… вот только использовать его нам уже нельзя. За прошедшие десятилетия стандарты безопасности ужесточились, и OSHA (англ. Occupational Safety and Health Administration — служба охраны здоровья и безопасности на производстве) запретила использовать уплотнитель типа QB51 в ракетостроении.

            Что делать? Подавать петиции в OSHA, чтобы сделали исключение, «потому что мы пытаемся заново сделать ракету полувековой давности, и иначе ну никак не получается» ? Или перепроектировать полностью компоненты, использующие QB51, под современные — безопасные — материалы?

            Затем банальная проблема — болты, которые использовались на «Сатурн-5» для крепления патрубков подачи компонентов топлива, теперь делаются по другой технологии, из другого материала. И сертификацию на космические условия они не проходили. Производитель не готов поручиться, что его болты выдержат требуемую комбинацию тепловых и динамических нагрузок. И что? Заказывать дорогостоящую и сложную экспертизу болтов — которая вполне может увенчаться заключением, что они для наших целей не пригодны и надо искать замену? Или перепроектировать полностью все крепления?

            В двигательном отсеке второй ступени натыкаемся на встроенный в переборку комплекс датчиков, весом примерно в 50 кг и занимающий объем в 0,5 кубометра. Современные цифровые датчики, выполняющие аналогичную задачу, помещаются на ладони и весят от силы полкило. Полностью перепроектировать переборку под новые датчики? Потратить годы и усилия на воссоздание древних датчиков? Или поставить новые датчики, а место из-под старых систем забить балластом?
            Для системы турбонасоса нужны патрубки особой формы. Фирма, которая их производила, ещё существует, у неё есть вся необходимая технология, и она может выполнить наш заказ… но не за те деньги, что мы способны на это выделить.

            Заказ нестандартный, фирме придется восстанавливать старые технологические решения, нарушать обычный режим работы. На аргументы, что в 60-х фирма согласилась выполнить эту работу за такую-то часть общего бюджета проекта, владелец холодно отвечает, что в 60-х и бензин стоил тридцать центов за галлон. Что будем делать? Просить увеличения бюджета у раздражённого непонятными задержками конгресса? Или перепроектировать турбонасос (что тоже потребует времени и денег)?


            Далее. В электросистеме ракеты мы видим примитивное по современным меркам, ненадёжное и неэффективное решение. Да, в 60-х оно казалось верхом инженерного изящества и остроумия, но за прошедшие десятилетия технология ушла далеко вперёд. В имеющемся виде электросистема впустую тратит драгоценный вес (и деньги).

            Если мы попытаемся улучшить этот конкретный элемент, то вскоре поймём, что и другие теперь тоже можно усовершенствовать — сделать легче, надёжнее, эффективнее.

            Неизбежно на какой-то стадии встанет вопрос: «А почему бы не переделать всю электросистему заново?»
            Внимательный читатель уже, без сомнения, понял, куда клонится наша модель. Практически в каждой из рассмотренных ситуаций в какой-то момент встаёт вопрос: «А не проще ли спроектировать это с нуля?». Объём переделок, которые потребуется проделать только для того, чтобы привести старые решения в соответствие с современными возможностями, рано или поздно станет сопоставим с усилиями по разработке новой ракеты с нуля.

            Зачем тогда вообще пытаться воспроизвести старую ракету?


            Попытки объединить технические решения полувековой давности с современными неизбежно порождают вынужденные компромиссы. В инженерии любой компромисс — это по определению жертвование эффективностью ради того, чтобы «хоть как-то да работало». Но ракетостроение вообще и космонавтика в частности слишком сложны (да и дороги), чтобы удовлетвориться этим «хоть как-то».

            Создание сверхтяжёлой ракеты-носителя — это не только инженерный подвиг. Это ещё и огромное напряжение индустриальных усилий, великое множество технологических цепочек, сходящихся в одной точке. В 60-х такую систему построили, чтобы создать «Сатурн-5». Но за прошедшие десятилетия индустрия изменилась почти до неузнаваемости, и технологические цепочки, участвовавшие в программе «Сатурн», распались. Чтобы восстановить их, потребуется куда больше времени и усилий, чем для того, чтобы создать новые — под новую ракету.
            1. михаил3
              михаил3 4 апреля 2020 16:49 Новый
              0
              сплав A018 (здесь и далее названия и марки узлов и агрегатов условные, сугубо для иллюстрации проблем, которые могут возникнуть при решении подобной задачи. — Прим. ред.). Что это за сплав такой, в чертежах, понятное дело, не указано. Спецификации дают нам некоторое понимание, почему выбрали именно этот сплав, но не проливают света на то, как и из чего именно он делался.
              Ну хватит уже! Стыдно же читать это жалкое детство! Сплав имеет номерное название, разумеется. Это значит, что он ЗАПАТЕНТОВАН! Задолбали поэты, сочиняющие всю эту ахинею! В патенте есть подробное описание, позволяющее его воспроизводить! А и будь он не запатентован, составляй тайну фирмы, все равно пропасть он в принципе не способен, потому что он - ЧАСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ФИРМЫ!
              Фирма могла быть обанкрочена, продана, что угодно. Но никакие реальные ценности не могут, в принципе, никогда пройти мимо бухгалтерии! Так что подробное описание, как часть немалой собственности, четко хранится либо у нынешнего собственника, либо на складе конкурсного управления. Это ж деньги, и большие!
              Весь этот предельно дилетантский и изумительно тупой текст составлен людьми, абсолютно не имеющими представления ни об инженерии, ни о собственности, ни даже о системе приемки и хранения документов в технических проектах. Рекламщики, которым поручили дымовую завесу над этой лунной бодягой. Читать все это даже не смешно...
              1. SovAr238A
                SovAr238A 4 апреля 2020 19:19 Новый
                -1
                Цитата: михаил3
                сплав A018 (здесь и далее названия и марки узлов и агрегатов условные, сугубо для иллюстрации проблем, которые могут возникнуть при решении подобной задачи. — Прим. ред.). Что это за сплав такой, в чертежах, понятное дело, не указано. Спецификации дают нам некоторое понимание, почему выбрали именно этот сплав, но не проливают света на то, как и из чего именно он делался.
                Ну хватит уже! Стыдно же читать это жалкое детство! Сплав имеет номерное название, разумеется. Это значит, что он ЗАПАТЕНТОВАН! Задолбали поэты, сочиняющие всю эту ахинею! В патенте есть подробное описание, позволяющее его воспроизводить! А и будь он не запатентован, составляй тайну фирмы, все равно пропасть он в принципе не способен, потому что он - ЧАСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ФИРМЫ!


                Расскажите нам, где хранятся патенты 30-40-50-х годов.

                Каков срок действия на патент?

                Каков срок хранения в государственных архивах даких важнейших документов как, документы и протоколы испытаний, обоснования рецептур, нормативно-методические документы, паспорта, регламенты, экспертные заключения, результаты опытных и приемо-сдаточных испытаний по НИР ?
                Вы знаете эти сроки?
                Они там и 5 и 10 и 15 лет. И до "минования надобности"...

                У нас, на Самарском Кузнецове делали ранее двигатели НК-32.
                Да-да, для того самого стратега Ту-160.
                До 1993 года делали серийно!
                Заметьте, серийно!
                И в апреле 2014 году минобороны захотело возобновление выпуска.

                2016год.
                До конца 2016 года Минобороны планировало получить от предприятия-изготовителя первую партию модернизированных двигателей. В рамках установочной партии было заказано пять изделий.



                2017год
                Минобороны России готовит контракт на поставку двигателей НК-32 серии 02 (производит самарское ПАО "Кузнецов") на 2018-2020 гг. Об этом замминистра обороны Юрий Борисов заявил вчера, сообщает пресс-служба предприятия.Двигатели будут устанавливать на самолеты Ту-160. По словам Борисова, самолет "должен подняться в небо уже в первом квартале 2018 года". "… если все пойдет нормально, то в этом году мы получим пять двигателей НК-32, а еще один - в первом квартале следующего года", - сообщает РИА Новости


                В 2018 году я писал, что большинство технической документации на НК-32 утеряно. И что уже 4 года подряд, идут судорожные попытки ее восстановить.

                Смотрим следующие новости.
                Лето 2019г.
                Министерство обороны РФ объявило закрытый аукцион в поисках компании-подрядчика, которая займется ремонтом двигателей НК-32. Всего на эти цели ведомство готово потратить 1,19 млрд руб., в том числе в 2019 г. — до 100 тыс. руб., в 2020 г. — до 582,39 млн, в 2021 г. — до 607,54 млн рублей. Ранее сообщалось, что в 2018 г. Минобороны РФ заключило контракт с ПАО "Кузнецов" на поставку 22 двигателей НК-32 второго поколения для установки на модернизированные ракетоносцы-бомбардировщики Ту-160.

                Понимаете, что это значит? Что никто на заводе изготовителе не может восстановить документацию серийного изделия, закончившего свой цикл в 1993 году, т.е. 20 лет назад. И почти уже 6 лет судорожно восстанавливают.

                И вместо производства нового модернизированного двигателя, пошли ремонты капитальные старых двигателей.

                Ну и наконец новость 2-х м есячной давности. Февраль 2020 года.
                Производство двигателей НК-32-02 второй серии, планируемых к установке на новые и модернизированные российские стратегические ракетоносцы Ту-160, необходимо ускорить. Об этом заявил замглавы Минобороны РФ Алексей Криворучко во время посещения самарского предприятия ПАО "Кузнецов"

                Т.е. документация не восс тановлена. Модернизировать пока не могут, ремонтируют старые.
                А после взрыва в 15 году Ту-95 из-за откапиталенного движка, веры уже не очень много.
                А ведь обещали 5 новых, модернизированных в 2016 году.

                Это факты реалий.
                А не ваши теоретические выкладки.
                1. михаил3
                  михаил3 4 апреля 2020 23:22 Новый
                  +1
                  Цитата: SovAr238A
                  Расскажите нам, где хранятся патенты 30-40-50-х годов.

                  Расскажу. В Бюро Патентов. У них нет норматива на срок хранения, патенты хранятся вечно. Представляете? Всегда. Американцы отлично осознают, что их изобретатели и изобретения - одна из основ экономической мощи страны.
                  Если можно, не рассказывайте об американской космической программе, приводя примеры из советско-российского кошмара. Это, как бы помягче... довольно подлая спекуляция. Будь здесь все еще СССР, советские патенты хоть сороковых, а хоть и двадцатых годов были бы в полнейшем доступе, и производство могло бы быть возобновлено по первому требованию.
                  Вы не подскажете, на минутку, какая контрреволюция, уничтожившая самое государство, произошла в США, что там вдруг "потеряли" целый космический проект? Нет? Не подскажете? Ну как же так?! Тьфу!
                  Человек, ничего не стыдясь, пишет о том, что американцы, высокотехнологическая компания НАСА, сначала нарушила все нормативы приемки проектной документации. То есть не была произведена проверка и верификация всех использованных материалов. Рутинная задача, которая всегда делается в проектах схожего, и даже гораздо более простого уровня. Без проверки проект просто никто не смог бы оплатить!
                  Но затем, НАСА еще и ничтоже сумняшеся теряет всю документацию! Это... ну впрочем тем, кто несет эту кашу про "американский лунный триумф" не привыкать. Это называется - ни стыда ни совести. Привычное для некоторых жизненное устройство. Стыд глаза не выест...
                  Да, кстати. Хотите знать, где "потерянные технологии", которые неустанно ищет наше МО? Так я скажу. В США. Купленые за пару баксов. Многие - вместе с авторами. Видите там, на фото, "Спираль"? Повернута, правда, по дурацки, чтоб не так в глаза бросалась...
                  1. SovAr238A
                    SovAr238A 5 апреля 2020 10:25 Новый
                    +1
                    Цитата: михаил3
                    Цитата: SovAr238A
                    Расскажите нам, где хранятся патенты 30-40-50-х годов.

                    Расскажу. В Бюро Патентов. У них нет норматива на срок хранения, патенты хранятся вечно. Представляете? Всегда.
                    ....
                    Да, кстати. Хотите знать, где "потерянные технологии", которые неустанно ищет наше МО? Так я скажу. В США. Купленые за пару баксов. Многие - вместе с авторами.


                    Вы в одном сообщении сами себе полностью противоречите...
                    В одном, переобуваетесь на лету.

                    Вы даже не знаете, где хранится документация по факту.
                    Я вам даже годы писал и терминологию НИР и НИОКР с годами хранения.

                    А вы ничего не понимаете.
                    То хранятся вечно - то украли американцы.
                    Определитесь уже.
                    1. михаил3
                      михаил3 5 апреля 2020 11:52 Новый
                      0
                      Еще раз. США пережили полный крах, и стали называться по другому, разрушив у себя все и вся? Определитесь уже....
              2. Леонид Бацура
                Леонид Бацура 4 апреля 2020 20:27 Новый
                0
                Валентин. Аплодирую. Достойный краткий ответ на мозгоповредительство. Это, пожалуй, интеллектуал из форума Балансера "Человек на Луне? Какие доказательства? -3". Он не очень потел. У него этот мутнейший текст готов и он его вставляет во все дискуссии. Муть
          2. Алексей Полюткин
            Алексей Полюткин 7 апреля 2020 02:39 Новый
            0
            Какой идиотизм вы копипастите)))) Наверное у верующих что Американцы были на луне?))) (Я кстати не отрицаю,) Стыдно должно быть!!!! Баки для окислителя не возможно повторить потому что нет оборудования ,60-х годов???? Вы бредите!!!!! Есть конкретные параметры изделия, детали, материала. Задачу ставите, что нужна деталь грубо говоря метр на метр толщиной 1 мм из сплава такого то. И какая разница на каком оборудовании она будет произведена если будет иметь те же параметры и свойства? Объясните мне))))
            Ниже вам напихали про номерные сплавы и так далее)))
  20. михаил3
    михаил3 4 апреля 2020 16:40 Новый
    -2
    Если это правда (что еще далеко не факт), то космические программы слегка оживятся. Но явно слегка, иначе бы все уже давно пошло в серию. Подозреваю, что твердое топливо стоит столько, что "перспективы на гражданском рынке" у него есть, а вот на сам рынок из за дороговизны не влезешь. Поглядим...
    1. Леонид Бацура
      Леонид Бацура 4 апреля 2020 20:39 Новый
      0
      У меня есть книга, кажется, гибридные двигатели. Лень доставать. Я её зажухал у начальника. Он меня заставлял насчитать выгоду от такого двигателя. Я ему доказал, что лучше АТ+НДМГ не придумать. Он обиделся. С точки зрения плотности топлива эти гибридные ЖРДТ могут быть превосходить АТ+НДМГ (1180 кг/м3), но с точки зрения значения УИТ - пороховики. А сточки зрения эксплуатации, долговечности, стабильности компонентов топлива - АТ+НДМГ вне конкуренции. Чем начальнику приглянулся гибридный? Если написать хорошее обоснование, то можно выбить крупное финансирование на НИР, ОКР... Собственно, на этих мотивах держится туфта прогрессивности и эффективности ракетных систем на топливе ЖК+ЖВ. УЖ 80 лет мутильщики доят госбюджет, но ничего не сделали. Абсолютно ничего - если исходить из потребностей оборонной техник
  21. lvov_aleksey
    lvov_aleksey 4 апреля 2020 18:31 Новый
    +1
    молодцы но забыли одну тему: двигатель - хорошо, а что вы будете делать при гупер-звуке с другими частями корабля!?
    "Его называют «гиперзвуковым»." меня эта фраза убила!!!
    1. Леонид Бацура
      Леонид Бацура 4 апреля 2020 20:43 Новый
      0
      Я прочитал эту статью и пытался найти хоть одно слово, хоть один термин, за который можно уцепиться. НИЧЕГО! До времён инета в Москве я встречал шустрого малого, который "забесплатно" продавал ножи, бритву "Браун" - точь в точь такие слоганчики
      1. Леонид Бацура
        Леонид Бацура 4 апреля 2020 21:02 Новый
        +1
        Кстати, очень много зависит от красноречивости докладчика, и от впечатлительности того, кто деньги должен выделить. Таким красноречивым был фон Браун. Когда в середине 1943 года кампашка добралась до тела Гитлера, то докладывал фон Браун. Опосля доклада: Гитлер встал и подошёл к пенемюдщикам: "Благодарю вас! Почему я до сих пор не верил в успех вашей работы? Меня просто плохо информировали"



        "11 сеньтября 1962 года... президент Кеннеди посетил Центр им. Дж. Маршала. Его сопровождали вице-премьр Линдон Б. Джонсон, министр обороны Макнамара, британский министр обороны, ведущие учёные... При стечении большого количества чиновникв и журналистов Кеннеди выслушал объяснения фон Брауна о новой большой жидкостной ракете "Сатурн-5". На Кеннеди убедительность доводов фон Брауна произвела большое впечатление
        Между тем, показатели "Сатурна-5" были опубликованы БНИ ЦАГИ за месяц, до момета посещения Кеннеди фон Брауна "Ракеты-носители, спутники и космические летательные аппараты США" выпуск 4, 1962 год, подписан в печать 09.08.1962 год
        Так что... О чём это я???
    2. михаил3
      михаил3 4 апреля 2020 23:32 Новый
      +1
      Ну, от журналистов точности не дождаться. Главное в статье то, что американцы готовы предложить некие движки рынку. Вроде как. Если это случится (не шибко в это верю, но вдруг), тогда можно будет понять точнее. Со временем. И все таки вряд ли они там изобрели анамезон. Не тянет такие чудеса современная нам физика. Скорее всего, будут какие то проценты выигрыша за громадные деньги...
  22. Rafale
    Rafale 4 апреля 2020 20:58 Новый
    +1
    Бесспорно, технологические цепочки очень тяжело восстановить, особенно спустя полвека. И нет никакого смысла повторять старое изделие, когда есть новые материалы и технологии. Но вот что интересно- у Маска двигатели Сокола пока на уровне все тех же 60 гг ;)), а обещанных новых в серии пока что нет.
    Насчет двигателей НК-32- сомневаюсь. КД на такое изделие существует не в одном экземпляре и хранится не в одной локации, и наверное под грифом. А дело как всегда в смежниках и оснастке, ну и в организации работ.
    1. orionvitt
      orionvitt 5 апреля 2020 05:22 Новый
      +2
      Цитата: Rafale
      А дело как всегда в смежниках и оснастке, ну и в организации работ.

      Вот это я понимаю, в трёх словах и в точку. Вот только про специалистов забыли.
      А то развели тут некоторые, портянки на шесть листов, ни о чём. Бред какой то.
    2. михаил3
      михаил3 5 апреля 2020 11:49 Новый
      0
      Не надо повторять телегу Кьюно, потому что есть более эффективные двигатели и движители. А вот устройство, которое куда мощнее и надежнее (по утверждениям) сегодняшних, не грех бы и повторить! Только никто не может этого сделать. Не улучшить (о чем речь то?!) а хотя бы просто добиться схожих параметров!
      У Маска люди испытания паршивых сосудов, работающих под давлением, корректно провести не могут. Третий уже "космический корабль" лопнул. На любой ТЭЦ таких сосудов десятки испытывают каждый год, и все штатно проходит. То есть "специалисты", которые на Маска работают, режимную карту испытаний составить неспособны. Даже если сосуд сварен паршивенько, или спроектирован коряво (хотя, казалось бы с чего? опыт в этом отношении у инженеров уже больше ста лет набран, все нюансы обсосаны давным давно), то довести сосуд до полного разрушения... Похоже, что "инженеры" Маска это ребята, которые, мягко скажем, не тянут.
  23. Виктор март 47
    Виктор март 47 6 апреля 2020 01:34 Новый
    0
    Цитата: К-50
    В системе VORTEX используется высококачественное твёрдое топливо с жидким окислителем. Утверждается, что двигатель получил возможность глубокого регулирования и плавного перезапуска по команде.

    Твёрдотопливный двигатель с системой перезапуска это что-то необычное. Скажем так. what
    Посмотрим, где собака по рылась! lol

    Давно работают. Кочегар прикрывает поддувало- тяга дросселируется. Пар в топку приоткрыл- тяга реактивная шпарит.
    Можно даже на длительной остановке вообще потушить.
  24. Виктор март 47
    Виктор март 47 6 апреля 2020 01:49 Новый
    0
    Цитата: orionvitt
    Обладая современными технологиями, повторить старые, почти всегда не проблема. Было бы желание. Так что я пробовал, а ты?

    А вот надо? Налаживать производство от добычи компонентов, которые уже остались только в марочнике, технологическое оборудование, приборы, характерные только для этой технологии, стенды, химию, и во имя уже отставшего качества? Когда есть отлаженное производство качественно на несколько ступеней выше? Проводить весь спектр испытаний, (конструктор, ведь, без протокола и акта никуда ни чего не пустит). Даже, если ему 90 лет, и он прекрасно помнит, что было ТОГДА, как это всё прекрасно работало, ему никто не позволит это сделать без бумажки. Окончательной бумажки.
  25. Виктор март 47
    Виктор март 47 6 апреля 2020 02:07 Новый
    0
    Цитата: михаил3
    Цитата: SovAr238A
    Расскажите нам, где хранятся патенты 30-40-50-х годов.
    ......
    Не подскажете, на минутку, какая контрреволюция, уничтожившая самое государство, произошла в США, что там вдруг "потеряли" целый космический проект? Нет? Не подскажете? Ну как же так?! Тьфу!
    ...

    Слов много, смысла мало. Это в СССР потерять документацию не возможно. Даже, в периоды перестрелки. Ибо, СИСТЕМА работала всегда. Документы микрофильмировали и по линии первых отделов, хранили, где это положено. В США, учитывая ту лихорадку с космической гонкой, дела были совершенно иные. На кон положили престиж. Миллиарды долларов, миллионы участников. Сотни тысяч фирм, фирмочек и полуиндивидуальных соисполнителей участвовали в какой-то мере по реализации Лунной программы. Бюджет вкусен, и желающих откусить от него было множество. Разумеется, перечень и номенклатура материалов, разрешённых для этой техники был определён. Но из стандартов и марочников материалов ракету не сделать. Нужны миллионы тех малых элементов, из которых состоит это сложнейшее производство. Это в СССР МОГЛО ( не факт) сохраниться оборудование, испытательные стенды, приборы и вся эта хрень, по распоряжению Ума, Чести, и Совести, переданное на ответственное хранение на склады первого или второго отделов почтовых ящиков. Частник, при выполнении заказа, спишет и выбросит всю неликвидщину, молотки, наковальни и всю прибористику к чёрту. И у него нет министра в начальниках. Нужно это государству? КУПИ. Нет- прости. Именно поэтому, ТАМ всё было потеряно ОЧЕНЬ БЫСТРО. Потеряны ВСЕ компетенции. Спецы, КБ были разогнаны и переключены на производство другого железа. Коль программа закрыта- не обессудь. В СССР бездельников было пруд пруди, сотней тысяч больше или меньше- да какая разница?
    1. Алексей Полюткин
      Алексей Полюткин 7 апреля 2020 03:04 Новый
      0
      Как вы не понимаете, что все разработанное в интересах государства США становится его собственностью (впрочем как и в интересах любого физика или Юрика... Сайт интернет магазиа например). По этому вся документация не разбросана в единственном экземпляре у частников а консолидированное в архивах НАСА ,(или где положено я не в курсе)
  26. Виктор март 47
    Виктор март 47 7 апреля 2020 12:00 Новый
    0
    Цитата: Алексей Полюткин
    Как вы не понимаете, что все разработанное в интересах государства США становится его собственностью (впрочем как и в интересах любого физика или Юрика... Сайт интернет магазиа например). По этому вся документация не разбросана в единственном экземпляре у частников а консолидированное в архивах НАСА ,(или где положено я не в курсе)

    Теория, мой друг, Документация- это то, что может быть применено ТОЛЬКО в комплекте со всем остальным. Вот вам чертежи и схемы компьютера . Делайте. Не получается? Так, ведь, ВСЁ, по вашему. у вас есть. Коль списана и переплавлена прессформа, разобран сложнейший стенд, на котором отрабатывался двигатель, его система управления, коль захирел стартовый комплекс- всё, марш Мендельсона.
    Далее. Это у нас, в СССР, ВСЕ средства производства принадлежали единому собственнику- государству, и, поэтому, ВСЁ МОГЛО быть передано БЕСПЛАТНО, ведь за изготовление уже было заплачено, ту, всю оснастку, являющейся собственностью самого изготовителя. У НИХ бесплатно государство раскулачить не может. А вот платить за уже закрытое- разрешит ли Конгресс? Да вы соображаете, что пишете? И потом- кто будет свозить куда-то, хранить, и в о имя чего- программа закрыта, финансирования нет.
  27. Виктор март 47
    Виктор март 47 7 апреля 2020 12:17 Новый
    0
    Цитата: Алексей Полюткин
    Какой идиотизм вы копипастите)))) Наверное у верующих что Американцы были на луне?))) (Я кстати не отрицаю,) Стыдно должно быть!!!! Баки для окислителя не возможно повторить потому что нет оборудования ,60-х годов???? Вы бредите!!!!! Есть конкретные параметры изделия, детали, материала. Задачу ставите, что нужна деталь грубо говоря метр на метр толщиной 1 мм из сплава такого то. И какая разница на каком оборудовании она будет произведена если будет иметь те же параметры и свойства? Объясните мне))))
    Ниже вам напихали про номерные сплавы и так далее)))

    Этот теоретик не понимает, что воссоздать старую конструкцию нужно только на старом оборудовании, по старой технологии, со старыми приёмами работы. Только этот метод в наибольшей мере будет копировать свойства деталей. Которые перепроверять длиннейшими испытаниями, во многом не понадобится. В СССР, при возобновлении производства, необходимо проведения ТИПОВЫХ испытаний, являющихся малой долей ПОСТАНОВОЧНЫХ. У них, конечно, многое устроено так же. Если изменена технология- будь добр веди испытания по полной программе. И это- во имя чего? В результате успеха, будут иметь железку, задуманную в 1960 году. Цена затрат- колоссальная. Результат- 1960 год.
  28. Виктор март 47
    Виктор март 47 7 апреля 2020 12:33 Новый
    0
    Цитата: Алексей Полюткин
    Как вы не понимаете, что все разработанное в интересах государства США становится его собственностью (впрочем как и в интересах любого физика или Юрика... Сайт интернет магазиа например). По этому вся документация не разбросана в единственном экземпляре у частников а консолидированное в архивах НАСА ,(или где положено я не в курсе)

    Вы не понимаете, о чём говорите. Есть чёткое разделение вида документа- основное производство и вспомогательное. Основное- это чертеж двигателя ракеты. А вот куча приспособлений, станков, ложементов, стендов, и прочего, прессформ, штампов, кондукторов, протяжек, ..... (хватит перечислять?) - это собственность изготовителя. Как документы для изготовления всего этого, так и сами железки тоже.
    Для примера: Прессформа на гидромуфту, для шахтного конвейера, которую делал наш завод, стоит 7 тысяч рублей, в ценах 1970 годов. Их для изготовления гидромуфты две штуки. А сама гидромуфта стоила 300 рублей. Так вот, цена оснастки, распределённая на тысячи гидромуфт, удорожает каждую на копейки. Сатурнов сделали, как я понимаю, не больше двух десятков. И цена оснастки для этой железки не сравнить с нашими прессформами. Программа закрыта. КТО будет платить миллиарды за уже не нужное? Вы в своём уме? Купить книгу- это одно, а купить право на издание книги ( передача документации оснастки и саму оснастку- разве это не передача право на производство?)- совсем другое. И напоследок. В США нет государственных машиностроительных производств. КОМУ эта вся хрень будет передана?