Истребители нового поколения: проекты стран Восточной Азии

40

Уже в самом обозримом будущем ряды стран, производящих самолеты-истребители 5-го и 6-го поколения, могут пополниться государствами Восточной и Юго-Восточной Азии. Такой прогноз делает польское издание Defence24.

Бурное развитие технологий и растущие военно-политические амбиции подтолкнут «азиатских тигров» к созданию собственных сверхсовременных истребителей. Несомненно, что в первом ряду азиатских государств, которые наладят собственное производство истребителей 5-го и 6-го поколения, будет Япония. Пацифизм этой страны все больше и больше уходит в прошлое, а в Токио растет стремление воссоздать некогда очень сильные вооруженные силы империи.



На 2020 год Япония заложила в бюджет оборонные расходы в размере 48,5 млрд долларов, что вывело страну на седьмое место в мире по тратам на вооруженные силы. После того, как программы истребителей пятого поколения были запущены в России и Китае, в Японии также озадачились необходимостью модернизации своих ВВС. Тем более, что их основу составляют устаревающие F-4 Phantom II и F-15 разных модификаций.

Сначала японское руководство захотело приобрести F-22, однако затем, в результате выставления американской стороной очень высокой цены, от планов пришлось отказаться. Затем Токио остановилось на F-35. По данным на 2019 год, Японии было поставлено 9 самолетов F-35A, но один из них был утрачен. В конце 2018 года Япония заявляла о желании приобрести 100 F-35, но это не отменяет попыток обзавестись собственным истребителем.

В 2020 году появились первые данные о том, каким может быть японский самолет будущего. Польское издание пишет, что он будет более напоминать YF-23 Northrop Grumman, нежели F-22 Raptor. Большие размеры самолета будут сочетаться с большей дальностью полета, мощным вооружением и современным бортовым оборудованием, обеспечивающим большой диапазон обнаружения и уничтожения целей.


На проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках проекта истребителя следующего поколения выделено 260 млн долларов США. Сметная стоимость всей программы пока оценивается в 40 млрд долларов, но, конечно, потребуются куда большие затраты.

Новый самолет должен быть готов к началу 2030-х годов. Японское военное руководство планирует заменить им ныне стоящие на вооружении ВВС страны самолеты-истребители. В случае вооруженного конфликта японцы смогут использовать истребитель на значительном расстоянии от своих границ.

Еще одна азиатская страна с развитой экономикой и высокими технологиями, которая давно не скрывает стремления обзавестись истребителем пятого поколения – Республика Корея. Еще в 2001 году стало известно, что южнокорейское руководство рассчитывает в перспективе начать разработки собственного самолета. Тогда, двадцать лет назад, планировалось, что новый самолет заменит устаревающие F-4 Phantom II (в настоящее время все еще 71 в очереди) и F-5E/F Tiger II (в настоящее время около 190 единиц), используемые в южнокорейских военно-воздушных силах.

В 2008 г. началась работа над программой создания самолета. Вскоре выяснилось, что стоимость программы станет очень дорогой даже для не бедной Южной Кореи, военный бюджет которой догоняет японский и составляет 44 млрд долларов. Поэтому, чтобы не нести все расходы самостоятельно, в Сеуле обратились к испытанному методу – поиску государства, желающего стать партнером и разделить расходы по созданию нового самолета.

Первоначально в качестве такого партнера рассматривалась Турция, однако стороны не пришли к соглашению: в Анкаре хотели участвовать в программе 50:50, а Южная Корея настаивала на своем участии в 60:40. В итоге в 2010 году переговоры с турецким руководством были прекращены. Тогда у корейцев появился новый перспективный партнер – Индонезия.


Представители Индонезии согласились на 20% в программе, после чего проект получил название KF-X/IF-X. Стоимость программы оценивается в 5-10 млрд долларов, что во много раз меньше, чем стоимость аналогичного японского проекта. Планируется создать все прототипы истребителя KF-X в 2021 году, произвести в 2022 году первый полет, а в 2026 году начать серийное производство. Озвучены и предполагаемые цифры заказа – 120 самолетов для Кореи и 80 самолетов для Индонезии.

Таким образом, мы видим, что Япония стремится создать собственный дорогостоящий самолет-истребитель пятого поколения, задавая максимально высокие стандарты. Для Южной Кореи, в свою очередь, важна и стоимость реализации проекта. Стремясь сэкономить средства, Южная Корея пригласила к участию в программе Индонезию.

Интересно, что среди польских читателей именно корейский проект вызвал особый интерес.

Я за тесное сотрудничество с Кореей. Она имеет аналогичный подход и являются экономически эффективными. Мы должны основывать нашу безопасность на наших собственных сильных сторонах. Время американской гегемонии подходит к концу,

- пишет один из комментаторов.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 апреля 2020 15:40
    Создать и запустить в производство самолет пятого поколения...
    Задачка не для слабонервных!
    Всего три страны смогли это сделать США (которые и "задали" эти критерии), Россия и Китай.
    Смогут ли это Япония, Турция, европейцы и прочие - тайна сия велика есть.
    Современные конструкторские школы должны "стоять на плечах гигантов", а вот в отсутствие таких "плечей"..., с нуля и сразу ПЯТОЕ поколение... - ОЧЕНЬ тяжело.
    Пример - Китай! Создание собственной школы проектирования. Массовое копирование всего, до чего могли дотянуться и постепенное, десятилетиями, достижение прошлых успехов России и США. О том, чтобы вперед вырваться и речи нет.
    Что получиться у японцев и получиться ли, посмотрим.
    1. +2
      6 апреля 2020 16:05
      Цитата: Victor_B
      Смогут ли это Япония, Турция, и прочие

      а у них есть производство истребителей?.... хотя бы 4го поколения...
      1. 0
        6 апреля 2020 16:15
        Цитата: NEOZ
        а у них есть производство истребителей?

        На данный момент развитие японской истребительной авиации прямо зависит от импорта. Единственный современный самолет, поставка которого осуществляется в настоящее время, разработан и строится за рубежом. Впрочем, Япония не остается в стороне и тоже пытается создать собственный истребитель пятого поколения. Уже создан и испытывается демонстратор технологий Mitsubishi X-2 Shinshin, а в дальнейшем на его базе разработают полноценный истребитель. Последний сейчас называют F-3.
        https://topwar.ru/157294-nastojaschee-i-buduschee-istrebitelnoj-aviacii-japonii.html
        1. -1
          6 апреля 2020 16:48
          Цитата: Victor_B
          Уже создан и испытывается демонстратор технологий Mitsubishi X-2 Shinshin, а в дальнейшем на его базе разработают полноценный истребитель. Последний сейчас называют F-3.

          ну..... в Иране тоже много проектов 5го поколения.......
          я к тому, что ни Япония, ни Турция, ни Швеция не могут делать истребители самостоятельно... соответственно ничего построить эти страны не смогут... в ближайшее десятилетие...
          1. +7
            6 апреля 2020 16:59
            Цитата: NEOZ
            ни Швеция не могут делать истребители самостоятельно

            это вы шведов сейчас ох как обидели! Между прочим Швеция - одна из немногих стран, которая самостоятельно делала и делает истребители. У них на вооружении - только национальные машины, причем очень неплохие. (Туннан, Вигген, Грипен, Дракен)


            1. +1
              6 апреля 2020 17:14
              Цитата: Григорий_45
              Цитата: NEOZ
              ни Швеция не могут делать истребители самостоятельно

              это вы шведов сейчас ох как обидели!


              А он не знает и не хочет знать в военной тематике...
              Человек, который не знает, что у шведов отличная истребительная школа.
              С огромным количеством нововведений, которые в годы производства были реально "не имеющие аналогов"...

              NEOZ (Лаврентий) - ничего не знает
              1. -1
                7 апреля 2020 12:38
                Цитата: SovAr238A
                NEOZ (Лаврентий) - ничего не знает

                на каком основании сделан такой вывод?
                по вашему мнению, что самое главное в самолете?
                1. 0
                  7 апреля 2020 20:01
                  Цитата: NEOZ
                  Цитата: SovAr238A
                  NEOZ (Лаврентий) - ничего не знает

                  на каком основании сделан такой вывод?
                  по вашему мнению, что самое главное в самолете?


                  Проект и проектант готового изделия, прошедшего выкатку и поступления в строевые части..
                  Прожектеры - за проектантов не считаются.
                  Если вы думаете, хоть как то иначеп - вы подтвердите, что вы никчема...
            2. +3
              6 апреля 2020 18:19
              А чьи движки стоят на шведских истребителях?Американские.Много британских систем стоит на шведском самолёте. Так что он не совсем шведский.Шведского там не так много.
              1. +1
                6 апреля 2020 18:35
                Цитата: Sky Strike fighter
                Шведского там не так много.

                очень много. Почти все. Но по порядку.
                Оригинальные аэродинамические схемы. К примеру, аэродинамическая схема самолета "Дракен" оказала влияние на выбор схем таких самолетов, как YF-12, Ту-144, "Конкорд" и даже F-16, YF-17 и F-18.
                "Вигген" - первый в мире серийный военный реактивный самолёт с ПГО
                Что же касается моторов, то они производятся в самой Швеции, по лицензии. Этот говорит о высоком промышленном и технологическом потенциале. Вооружение и авианоика - также шведского производства (частью - лицензионное американское и европейское).
                Шведам удавалось создать исключительно сбалансированные, многофункциональные и при том не золотые по цене самолеты, с отличными летно-техническими характеристиками. Все истребители максимально оптимизированы для ведения боевых действий в условиях Швеции.

                Вы сейчас уподобляетесь г-ну под ником NEOZ. Тоже ничего не знаете про шведскую авиацию?
                1. -2
                  7 апреля 2020 12:26
                  Цитата: Григорий_45
                  Что же касается моторов, то они производятся в самой Швеции, по лицензии.

                  какая локализация производства лицензионного двигателя?
                  подозреваю, даже ниже чем китайские аналоги ал31 и рд33....
                  соответственно, без двигателя НИКАКОЙ самолет летать не может!
                  более того! В связи с отсутствием собственного двигателя, Шведы будут строить новый самолет вокруг ГЕ404... т.е. это будет тот же грипен...
                  вывод: никакой самолет 5/6 го поколения Шведы построить не в состоянии!!!!
                  1. +1
                    7 апреля 2020 12:38
                    Цитата: NEOZ
                    какая локализация производства лицензионного двигателя?

                    полная.

                    Кстати, вас не смущает тот факт, что на всех первых советских истребителях стояли импортные моторы? Даже на серийных МиГ-15 и МиГ-17 - нелецинзионная копия британского движка Роллс-Ройс Нин. Значит ли это, что МиГ-15 не является советским?

                    Одно дело - это покупать моторы за бугром, и совсем другое - делать их на национальных предприятиях
                    1. -1
                      7 апреля 2020 13:00
                      Цитата: Григорий_45
                      Значит ли это, что МиГ-15 не является советским?

                      это значит, что для следующего поколения истребителей нужен новый двигатель!!!
                      МиГ15 - ВК-1 (РД-45) — Первый производившийся серийно советский турбореактивный двигатель. Основан на британском двигателе Rolls-Royce Nene.
                      МиГ19 - РД-9 (АМ-9) — советский турбореактивный двигатель. Конструкция двигателя не основывалась на германских или британских образцах. Известен в первую очередь благодаря первому советскому сверхзвуковому истребителю МиГ-19.
                      пс
                      Цитата: Григорий_45
                      Одно дело - это покупать моторы за бугром, и совсем другое - делать их на национальных предприятиях

                      я подозреваю, что моторы в Швеции собирают из американских комплектующих.
                      т.е. самостоятельно разработать новых двигатель шведы не в состоянии!!!!
                      1. 0
                        7 апреля 2020 13:09
                        Цитата: NEOZ
                        я подозреваю

                        вы лучше не играйте в следователя, а учите матчасть

                        К примеру, на SAAB 35 Draken ставился двигатель Volvo Flygmotor RM-6C, шведская лицензионная копия британского двигателя Rolls-Royce Avon RA.24, но при этом мотор получил форсажную камеру шведского производства

                        И так далее. Моторное производство в Швеции также весьма развито
                      2. -1
                        7 апреля 2020 13:32
                        Цитата: Григорий_45
                        вы лучше не играйте в следователя, а учите матчасть

                        я вот вам советы не даю во что вам играть/идти....
                        пс
                        вы считаете, что шведы способны создать истребитель 5/6 поколения?
                        ппс
                        я, на основе своих знаний, утверждаю, что Швеция, Турция, Япония не способны самостоятельно создать истребитель 5го поколения в ближайшие 15 лет.
                        пппс
                        судя по стоимости грипена в индийском тендере, унификация грипена с американскими самолетами достаточно высока (для производства грипена используются американские комплектующие).
                      3. 0
                        7 апреля 2020 13:37
                        Цитата: NEOZ
                        вы считаете, что шведы способны создать истребитель 5/6 поколения?

                        самостоятельно - нет. По многим причинам, в т.ч. потому, что это очень дорого. Всего скорее они примкнут к британцам с их Темпестом.

                        Цитата: NEOZ
                        судя по стоимости грипена в индийском тендере

                        не стоит судить о стоимости машины по тендерам для инозаказчика.
                      4. 0
                        7 апреля 2020 13:47
                        Цитата: Григорий_45
                        самостоятельно - нет.

                        все мои комментарии об этом и говорят!!!!
                        Цитата: Григорий_45
                        инозаказчик

                        интересный термин... в коммерческих организациях не употребляется...
                        видимо, работа связана с экспортом ПВН для ВВС заказчика...
                      5. 0
                        7 апреля 2020 14:32
                        Цитата: NEOZ
                        все мои комментарии об этом и говорят!!!!

                        не о том. Вы старательно, но необоснованно принижаете авиационную школу и промышленность Швеции.

                        Если же вести речь за самолеты 5-го поколения (и тем паче 6-го), то стран, способных в одиночку построить такой самолет, по пальцам руки перечесть - и то для них это та еще ноша. Ныне даже богатые, развитые в авиационном отношении государства стараются создавать альянсы (международный F-35, франко-германский проект NGF, британцы с Темпестом также найдут себе партнера)
      2. +3
        6 апреля 2020 16:51
        Цитата: NEOZ
        а у них есть производство истребителей?.... хотя бы 4го поколения...

        по лицензии - да. Турки собирают американские F-16, японцы - Фантомы и Иглы. Японцы даже строят собственные самолеты, правда, не истребители (противолодочные, военно-транспортные, поисково-спасательные и учебно-тренировочные)
    2. -2
      6 апреля 2020 16:20
      Из расходного материала ВВС, превратился истребитель в белого лебедя, красивого и дорогущего.
      То, что предъявляют для самолета 5-поколения требует развитой фундаментальной науки, промышленности, богатейшего опыта в материаловедении и программировании. Всем этим обладают только две страны: США и Россия. Китайский самолет - это не пятое поколение. А всем остальным остается пиариться, а потом покупать либо F35, либо СУ50.
      1. 0
        6 апреля 2020 16:26
        Цитата: Doccor18
        Китайский самолет - это не пятое поколение.

        Так и Ф-35 тоже под американские же критерии пятого поколения не подходит.
        Бесфорсажного сверхзвука-то тю-тю!
        Пингвин, он птица гордая!
        Пока не пнешь - не полетит!
        1. 0
          6 апреля 2020 16:30
          F22 всё равно не продают. Да и с ним не все понятно.
          А наш ястребок и F35, думаю, до ума всеже доведут.
          1. +1
            6 апреля 2020 17:45
            Ф-35 в 2023 году пройдет изменения. На них уже выделены деньги. Он получит движок на 10% более мощный, во внутреннем отсеке будут 6 ракет, а не 4.
            Ну, и в авионике будут большие апгрейды.
            1. +1
              6 апреля 2020 22:33
              Цитата: voyaka uh
              Ф-35 в 2023 году пройдет изменения. На них уже выделены деньги. Он получит движок на 10% более мощный

              это вы про мотор, создающийся по программе AETP (Pratt&Whitney XA101)?
              Цитата: voyaka uh
              во внутреннем отсеке будут 6 ракет, а не 4

              где об этом можно почитать?..
              1. +2
                7 апреля 2020 00:02
                О движке здесь, наберите:
                Pratt & Whitney is pitching a new version of the F-35 engine
                О 6 ракетах было, что разработана новая подвеска-блок для ракет ВВ во внутреннем
                отсеке: "плотная упаковка" в том же объеме. Но уже выпущенные самолеты
                переделывать не будут - сложно.
                Lockheed Martin has matured design concepts to integrate 6 air-to-air missiles
                within the internal weapons bays of the F-35A and F-35C variant
          2. +2
            6 апреля 2020 22:45
            Цитата: Doccor18
            Да и с ним не все понятно

            F-22 дожны будут пройти модернизацию, в процессе которой заменят моторы (поставят движки с адаптивным рабочим циклом), авианоику (в частности, поставят новый радар, новую систему РЭБ, введут нашлемную систему HMCS) и программное обеспечение (F-22 сможет применять ракеты AIM-120D AMRAAM и AIM-9X Sidewinder), научат более эффективно работать по земле.

            Текущий план развития ВВС США предполагает списание истребителей F-22 не ранее 2060 года
            1. +1
              7 апреля 2020 00:37
              Модернизации Ф-22 - головная боль. Даже Link-16 установили с огромным трудом. До этого летчикам двух Ф-22, которые всегда прикрывали в Сирии ударные Ф-16 и Ф-18, приходилось переговариваться с их пилотами по рации, как в добрые старые времена. laughing
  2. 0
    6 апреля 2020 15:48
    Глупые ляхи, а про полосатых забыли, они сами хотят продавать им всем свои самолеты, поэтому будут палки в колеса вставлять
  3. 0
    6 апреля 2020 15:49
    А что же сами поляки... Только анализы делать умеют
    Хоть биплан какой-нибудь постройке ущербные...
  4. +3
    6 апреля 2020 16:28
    Что то поляков в компаньоны никто брать не хочет.Ни по танкам,ни по самолетам...
  5. 0
    6 апреля 2020 16:47
    В конце 2018 года Япония заявляла о желании приобрести 100 F-35, но это не отменяет попыток обзавестись собственным истребителем.
    неверное, все таки отменяет. Тянуть собственный, весьма дорогой проект и одновременно покупать же недешевые Лайтнинги - пупок не развяжется?

    Новый самолет должен быть готов к началу 2030-х годов
    какие оптимисты! Даже учитывая наработки по опытному Mitsubishi X-2 Shinshin, срок явно нереальный. Если никто мешать не станет, годам так к 2040-2050 могли бы поставить на крыло. Но есть F-35...

    Вскоре выяснилось, что стоимость программы станет очень дорогой даже для не бедной Южной Кореи ...в Сеуле обратились к испытанному методу – поиску государства, желающего стать партнером и разделить расходы по созданию нового самолета...Тогда у корейцев появился новый перспективный партнер – Индонезия.
    о да, вот это партнер! Надежный и богатый! Обладающий технологиями в самолетостроении!
  6. -1
    6 апреля 2020 17:04
    могут пополниться государствами Восточной и Юго-Восточной Азии. Такой прогноз делает польское издание Defence24.

    Обсуждать комментарии польского издания о перспективах авиастроения в странах Азии? В пандемоизоляции можно придумать и больший бред. Кстати за предыдущий коммент к статье Полонского о американском преимуществе в АПЛ я получил столько минусов, что усомнился в национальности читателей ВО. belay
  7. +7
    6 апреля 2020 17:09
    мир меняется, .как и центры принятия глобальных решений..
  8. +1
    6 апреля 2020 17:22
    Уже в самом обозримом будущем ряды стран, производящих самолеты-истребители 5-го и 6-го поколения.. Какие же это ряды интересно?
  9. +1
    6 апреля 2020 19:02
    Цитата: Victor_B
    Всего три страны смогли это сделать США (которые и "задали" эти критерии), Россия и Китай.

    Что сделал Китай — под большим вопросом. Никаких характеристик не опубликовано. Судя по немногочисленным видео, летает, как беременная корова. Соответствует ли этот аппарат хоть каким-нибудь критериям 5-го поколения, не ясно.
  10. 0
    6 апреля 2020 20:08
    где тот гений, который дизайн нового самолета сделает отличный от нынешних?! Например диск...
  11. -1
    6 апреля 2020 22:49
    Я за тесное сотрудничество Японии с Северной Кореей, есть друг друга чему научить!
  12. 0
    6 апреля 2020 23:46
    Все до сих пор пытаются скопировать F-22, американцы тем временем уже 6е поколение примут на вооружение, пока догоняющие буду 5е делать.
  13. 0
    7 апреля 2020 03:13
    5-го толком нет, а они уже на 6-ое полезли.
  14. 0
    7 апреля 2020 05:52
    Всё это зашибись, в отрыве от реальности.
    Я имею ввиду реальные боевые действия.
    Такое впечатление, что некие железки дадут некое 100% превосходство.
    Проходили.
    Во Вьетнаме.

    А так - да, конечно, выше быстрее, дальше.
    Жаль, что многие не понимают эту простую истину. Машины не побеждают, хотя и помогают.