«Летний», «Горный», «Эталон»: рационы последней войны Советской Армии

65

Война – это не только бои и походы. При скверно поставленном материальном обеспечении даже самая лучшая армия в самом скором времени станет небоеспособной. А то и вовсе развалится. Снабжение ведущих боевые действия войск не сводится к обеспечению их одними только вооружением, техникой и боеприпасами. Голодный солдат – не солдат. Давайте вспомним, как питалась Советская Армия на своей последней войне – афганской.

Прежде всего о каком-либо полноценном обеспечении питания личного состава наших войск в ДРА речь можно вести только с 1981 года, когда окончательно стало ясно, что советский воинский контингент, пусть и ограниченный, угодил туда всерьез и надолго. В частности, только с этого периода вместо имевших весьма ограниченные мощности и возможности полевых кухонь в расположении наших частей и подразделений начали появляться стационарные солдатские столовые, возводившиеся из легких сборных конструкций (СРМ). К 1986 году таких пунктов питания было уже до двух сотен.



Вместе с тем суровые и непривычные для наших воинов условия пребывавшей во многих отношениях на уровне средневековья страны вносили свои коррективы и в бытовые вопросы. В Афганистане, как известно, крайне дефицитным и ценным ресурсом была самая обычная вода. Найти ее источник, не отравленный и хотя бы более-менее чистый, само по себе было большой проблемой. Однако даже пригодная по афганским меркам к употреблению вода, использованная для приготовления пищи, могла вызвать крайне плачевные последствия, уложив на койки медсанчасти, а то и госпиталя все подразделение разом. Тот же вирусный гепатит был настоящим бичом для наших войск «за речкой», причем все годы их пребывания там. Использовать для готовки местные продукты тоже было чревато последствиями – по тем же самым санитарно-гигиеническим причинам.

Именно в силу этого, а также из-за специфики ведения боевых действий (в рейде по горам или проведении колонны не больно-то организуешь нормальное питание) основу рациона практически всех военнослужащих Советской Армии, проходивших службу в ДРА составляли различные консервы, концентраты и сухие пайки. В частности, лишь за первый квартал 1980 года в котлы 70 тысяч наших солдат и офицеров там ушло 650 тонн мясных консервов, 410 тонн разных консервированных каш, 850 тонн первых блюд, опять-таки в виде концентратов и консервов, 150 тонн различных овощей и картофеля, но тоже поставлявшихся исключительно в сушеном виде, и 85 тонн сухарей. За это же время было израсходовано 75 тысяч комплектов сухих пайков. Вот на них стоит остановиться отдельно.

Как уже сказано выше, для подразделений, выполнявших в Афганистане реальные боевые задачи, «сухпай» вообще был главным, а на протяжении очень длительных периодов и единственным «хлебом насущным». Кормили при этом всех, естественно, по-разному. Рассмотрим некоторые основные виды афганского пайка на основании приказа МО СССР от 1982 года, утверждавшего его нормы.

Так, военнослужащим «обычной» пехоты – мотострелкам, горно-стрелковым частям, полагался базовый «сухпай» по норме №1: полкило галет, банка мясной тушенки, банка каши с мясом, чай да сахар. Воинам-десантникам отпускали по норме №17 – в их паек и галет, и сухарей шло побольше, и каши – вдвое. А, главное, входили в него даже «деликатесы» вроде консервированного сосисочного фарша, паштета или «Завтрака туриста». В двойном против пехоты объеме опять-таки. Что характерно, полагалось десантникам ко всему этому даже сухое горючее – для разогрева.

Особой статьей был паек горный, для личного состава, действовавшего на высотах более 2000 метров. Он, в свою очередь, подразделялся на летний и зимний варианты. В первый вариант входило больше жидких продуктов (соки, фруктовый суп), а во второй – более калорийная еда. Имелись в этом «сухпае» не только сгущенка и печенье, но даже карамель, витаминное драже, растворимый кофе.

Особняком в плане снабжения стоял, как несложно догадаться, спецназ. Сухие пайки для него разрабатывались в серии «Эталон». Они отличались повышенным качеством и улучшенным, насколько это было возможно в условиях войны, ассортиментом продуктов. К примеру, наличие в «Эталоне 5», помимо той же сгущенки, еще и шоколада позволяло спецназовцам готовить в полевых условиях горячий напиток, на продуваемых ледяными ветрами высокогорьях оказывавшийся очень кстати.

Для совсем уже экстремальных условий, прежде всего для действий по выполнению особых боевых задач, связанных с длительным отрывом от пунктов снабжения, во время которых каждый грамм поклажи был на счету, в середине 80-х годов был разработан «суперсухпай», или малогабаритный рацион питания. Представлял из себя он набор брикетов пищевого концентрата, запаянных в пластик и дополнительно упакованных в алюминиевую фольгу. В один паек входила дюжина таких брикетов общим весом в 600 граммов. Полноценным приемом пищи считалось употребление четырех таких брикетов, размоченных полусотней граммов воды каждый. Такой «сухпай» был легче обычного в два с половиной раза, объем занимал впятеро меньший. И, кстати, храниться мог вдвое дольше. По тем временам – настоящий прорыв.

Как видим, афганская война дала толчок для развития не только тактики и стратегии Советской армии, но и ее обеспечению, в том числе в области питания солдат и офицеров.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 апреля 2020 08:46
    Интересная тема.
    Такой «сухпай» был легче обычного в два с половиной раза, объем занимал впятеро меньший. И, кстати, храниться мог вдвое дольше.

    Один раз покушал хлеб, который едят космонавты на орбите и борщ в тюбиках
    Очень вкусно и питательно
    1. +7
      8 апреля 2020 09:33
      А у меня сегодня на ужин ИРП N°7... тефтели говяжьи в томате, каша рисовая с говядиной и мясо с зеленым горошком и морковью... разогреваю масло с пережареным луком в сковороде и это всё в одну кучу... там еще икра овощная есть, так тоже добавляю.... ну кому как, а мне нравится...
      1. +1
        8 апреля 2020 09:36
        Цитата: Ростовчанин
        А у меня сегодня на ужин ИРП N°7... тефтели говяжьи в томате, каша рисовая с говядиной и мясо с зеленым горошком и морковью... разогреваю масло с пережареным луком в сковороде и это всё в одну кучу... там еще икра овощная есть, так тоже добавляю.... ну кому как, а мне нравится...

        Добились своего. Слюньки потекли laughing
        1. Комментарий был удален.
      2. 0
        8 апреля 2020 10:15
        Цитата: Ростовчанин
        А у меня сегодня на ужин ИРП N°7... тефтели говяжьи в томате, каша рисовая с говядиной и мясо с зеленым горошком и морковью... разогреваю масло с пережареным луком в сковороде и это всё в одну кучу... там еще икра овощная есть, так тоже добавляю.... ну кому как, а мне нравится...

        Сколько это по весу и по калорийности?
        Спасибо.
        1. +1
          8 апреля 2020 11:42
          Ну ящик 7 пакетов... 15 кг... почти 20000 ккал на ящик в среднем.... около 3000 - 4000 ккал один пакет... они разные... 7 рационов
          1. 0
            8 апреля 2020 11:51
            Я о Вашем ужине. Посмотрел в интернете, получается почти килограмм еды. Вы всё перечисленное - тефтели в томатном соусе, каша рисовая с мясом, мясо с зелёным горошком и морковью, икра овощная - съедаете за один приём пищи?
            1. +4
              8 апреля 2020 12:40
              Ну вообще на двоих разделили, а вы с какой целью интересуетесь... завтрак в 7 утра, ужин в 17... вы на вахте работали когда-нибудь laughing у нас мало кто крысятничает... wink
              1. 0
                8 апреля 2020 12:49
                Никакого сарказма, уважаемый Дмитрий. Просто поразил такой объём еды. Но, если после целого дня беготни, да без полноценного завтрака, не удивительно.
                В виде объяснения: представился такой здоровенный мужик, ростом под два метра и массой за сто.
                1. +4
                  8 апреля 2020 12:59
                  Даже за 120 laughing , полноценно питаться не всегда получается, ночевать на месте тоже... работа такая wink
                  1. 0
                    8 апреля 2020 13:04
                    Моё почтение!
      3. 0
        8 апреля 2020 11:09
        А у меня сегодня на ужин ИРП N°7

        №5 Вкуснее
        1. 0
          9 апреля 2020 19:40
          Солдатский номер 8 прикольный. С ленивыми голубцами и свекольной икрой. Только к концу срока годности батончики как гудрон. А в остальном вкусно. А в 5 что входит?
  2. +12
    8 апреля 2020 08:47
    Тушенка в сухпае КЛАССНАЯ была и сосисочный фарш! Впрочем и каши были нормальные, сытно даже вкусно, особенно когда в животе уже бурчит. Про сухари и галеты, говорить не будем, они БЫЛИ!
    1. +12
      8 апреля 2020 08:51
      Не напоминайте!Каша с полевой кухни,с дымком,это что-то с чем-то!!!А вот интересно,какие сухпаи лучше-советские или сейчас которые?Я понимаю,дело вкуса,конечно,разного качества продукты и технологии,но любопытно сравнить было бы...
      1. +9
        8 апреля 2020 08:55
        Старые намного лучше качеством. И тушёнка, и "мясорастительные". Галеты и сухари- так себе. Чай отвратный.
        1. +11
          8 апреля 2020 08:57
          Цитата: Лопатов
          Чай отвратный.

          Согласен! только чай не вызывает восторга, а остальное было НАТУРАЛЬНОЕ!!! Вкусное.
          1. +10
            8 апреля 2020 09:02
            Цитата: rocket757
            Согласен! только чай не вызывает восторга, а остальное было НАТУРАЛЬНОЕ!!! Вкусное.

            Зато новые разнобразнее. Есть намного приятнее.

            А старые были удобнее. Объём намного меньше. Но как уже написал- опасно так питаться более трёх дней.
          2. +4
            8 апреля 2020 09:10
            Цитата: rocket757
            Согласен! только чай не вызывает восторга, а остальное было НАТУРАЛЬНОЕ!!! Вкусное.

            Ну если был "Чай грузинский. Высший сорт". То это уже цимус, такого сейчас уже нет.
            1. +6
              8 апреля 2020 09:18
              Индийский "Три слона", тогда был хорош ... только всё равно, длительное хранение не улучшало вкусовых качеств многих продуктов.
              1. +1
                8 апреля 2020 09:38
                Цитата: rocket757
                Индийский "Три слона", тогда был хорош

                Аромат от него был.... Сказочный.
                Ещё хорош был наш №36. Тоже ароматный
                1. +3
                  8 апреля 2020 10:27
                  Чай "Бодрость" ярославского "разлива", очень даже в тему!
                  Впрочем, меня приучили пить калмыцкий зелёный плиточный чай ... с молоком, с солью и прочими вкусностями! Особый вкус, на любителя.
                  1. +1
                    8 апреля 2020 10:42
                    Цитата: rocket757
                    Чай "Бодрость" ярославского "разлива", очень даже в тему!

                    Я почему то чай уже давно не пью) Поэтому не в теме)
                    1. +1
                      9 апреля 2020 09:34
                      От кофе не отказываюсь, но хороший чай зелёный с лаймом или черный с бергамотом очень люблю.
                      1. +1
                        9 апреля 2020 09:36
                        Мне зелёный в Армии за 2 года так надоел.... laughing
                        Арбузы тоже до сих пор не ем
          3. +10
            8 апреля 2020 10:05
            Незнаю... чай сейчас в рационах индийский идёт, помимо чая и кофе и три вида напитков (ВИШНЯ, малина, персик) мало того еще и сливки сухие есть для чая или кофе... мы вахтовики и военные в лесах на бездорожье часто друг друга вытаскивыем, пока суть да дело обмен всегда идёт.... у меня за спинкой в урале всегда ИРП лежит... тайга видите ли... тут все друг с другом делятся у кого чего есть...
            1. +2
              8 апреля 2020 10:15
              Цитата: Ростовчанин
              Незнаю... чай сейчас в рационах индийский идёт,

              Я рассказал про чай который в 70х годах был.
              Завариваешь, аромат на всю казарму, уже не спрячешься laughing
        2. +12
          8 апреля 2020 10:24
          Супер-пупер пайков в те времена и не видел даже. А вот с обыкновенные я так пользовал : - сразу вскрывал все коробки и сортировал каши по наименованию ; - костерок или тренога с паяльной лампой ; - в казанок закладывал каши по числу едоков; - нагрев с перемешиванием ; - добавление банки тушняка на 4-5 едоков и опять перемешивание ; - добавление половины кружки воды и накрытие казанка крышкой ; - томление на малом огне 10-15 мин.; - кушать подано! Прикрывающие нас мотострелки или десантура захлебывались слюной от запаха!
      2. +7
        8 апреля 2020 09:00
        Цитата: ДМБ 75
        Я понимаю,дело вкуса,конечно,разного качества продукты и технологии,но любопытно сравнить было бы...

        Тушенку, ещё кое что из старых запасов найти можно ... только сроки там будут запредельные!!!
        А так, всё было натуральное! Сосисочный фарш такого каКчества сейчас ещё поискать надо!
        1. +2
          8 апреля 2020 09:13
          Цитата: rocket757
          Сосисочный фарш такого каКчества сейчас ещё поискать надо!

          На Севере был "Колбасный фарш" в 20 литровых бочках, откроешь, запах ! Аж сейчас слюни текут.
          1. +3
            8 апреля 2020 09:23
            Цитата: tihonmarine
            "Колбасный фарш" в 20 литровых бочках,

            Не попадалось такого. Селёдка в больших банках, это видел ... только опять, те которые старые, есть было можно, но прищепку на нос нацеплять желательно. Мне то ещё ладно, на Байкале родился и привычные мы к продуктам "ферментированным" по местной технологии, тот же Омуль с душком! а бойцов, некоторых, воротило конкретно.
            Т.е. всё было классно, если не просрочку подсовывали ... снабженцы.
            1. +3
              8 апреля 2020 09:44
              Цитата: rocket757
              Селёдка в больших банках, это видел ... только опять, те которые старые, есть было можно, но прищепку на нос нацеплять желательно.

              Обычная 120 л. бочка, сельди 105 кг. Если тузлук 1,1 малосол, то хранить нужно при + 5 градусов, но как всегда и особенно летом, хранили на неохлаждённых складах, конечно через месяц, а если через два, то уже и прищепка не помогала. Я работал там на судне снабжения, возили по всему Северу. Но продукты все были очень хорошего качества, если конечно интенданты грамотно хранили. Много мясных консервов было из Литвы, выше всякой похвалы.
              1. +1
                8 апреля 2020 16:09
                Орская тушёнка не попадалась?
                1. +1
                  8 апреля 2020 16:32
                  Цитата: Авиатор_
                  Орская тушёнка не попадалась?

                  Да нет, в то время всё расписано было, кто Северный флот снабжает, кто погранвойска и т.д. Служба тыла работала хорошо. Не было ни кооператив, ни частников, всё было государственное. Вот капусту квашеную и помидоры солёные в бочках, шло из Украины.
            2. +2
              8 апреля 2020 09:45
              Цитата: rocket757
              Мне то ещё ладно, на Байкале родился и привычные мы к продуктам "ферментированным" по местной технологии, тот же Омуль с душком!

              Не тереби душу.
              1. +2
                8 апреля 2020 10:21
                Ха, ха ... сам иногда делал астраханскую воблу и окуня по "особой технологии". Ели только я и Папа ... старый солдат приучен есть что ЕСТЬ! А дамы наши все, нос воротили от рыбы, а потом от нас!
                Тут уж захочешь и норвежскую селёдку, особого посола, слопаешь!
                1. +3
                  8 апреля 2020 10:44
                  Цитата: rocket757
                  Тут уж захочешь и норвежскую селёдку, особого посола, слопаешь!

                  Первый раз увидел, как лопари селёдку солили. Выложили рядками, красиво, с горочкой, просела через пару часов, забондарили и к мачте привязали бочку. Я своему соседу, такому же зелёному говорю "Смотри дураки, бочку с селёдкой без соли забондарили", он тоже у виска покрутил пальцем. Через дней 5-6 они эту бочку открыли и опять перебрали, но теперь посолили. Через 3-4 дня они уже селёдочку ели, запашок не привычный, но зато взял за хвост, потянул и все кости вместе с хвостом ушли. Едят с таким удовольствием. Ну через месяц мы тоже уминали за милую душу.
                  1. +1
                    8 апреля 2020 10:50
                    Ну да, она самая и есть. А ещё как гренландцы акулу "готовят", ХАКАРЛ называется ... у нас на севере так рыбу местные готовят.
                2. +1
                  8 апреля 2020 11:00
                  Цитата: rocket757
                  Ха, ха ... сам иногда делал астраханскую воблу и окуня по "особой технологии".

                  Кстати вспомнил, в 60 е годы в Питере, на углу Невского и Литейного был хороший фирменный пивбар от пивзавода Степана Разина, так вот там, очень часто бывала в продаже именно вот такая "с душком" тарань. Не все могли такое пробовать, поэтоме для нас "гурме" её всегда хватало. А какое пиво было ! "Жигули", "Рижское", "Двойное золотое", "Бархатное", "Ленинградское" ой да под таранечку, цимус. Эх к нему бы, семушки спецпосола из Сухого моря, или палтуса белокорого с душком. Сейчас пиво не то.
                  1. 0
                    9 апреля 2020 09:20
                    Цитата: tihonmarine
                    Сейчас пиво не то.

                    Появляются новые сорта, новые производители .... по началу пиво очень даже приятное, не дорогое. Как лето началось, сезон пивасика, всё пиво резко хуже становится и дороже. Коммерция, все работают за прибыль.
                    А палтус да, очень хорош!
                    1. 0
                      9 апреля 2020 09:59
                      Цитата: rocket757
                      Появляются новые сорта, новые производители .... по началу пиво очень даже приятное

                      Пиво должно быть из ячменя, и оно полезное, а вот из овса, риса это не то. А сейчас "порошковое" по системе "пилзднер" это пиво даже вредное. Жаль, что молодой был и не научился у своей бабушки делать своё пиво и свои дрожжи.
      3. +10
        8 апреля 2020 09:07
        Тушенка в основном тоже нечего себе,но попадает совсем не айс,две норм одна ноги и хвосты,Серпуховский мясокомбинат,было это 2004-2007 год,Чечня.
  3. +1
    8 апреля 2020 08:52
    Как уже сказано выше, для подразделений, выполнявших в Афганистане реальные боевые задачи, «сухпай» вообще был главным, а на протяжении очень длительных периодов и единственным «хлебом насущным»

    За такое могли и поиметь нехило. За нарушение общевоинских Уставов. Если не ошибаюсь, на кормление сухпаём более трёх суток необходимо было получить разркшение на армейском уровне

    А для питания была очень широкая номенклатура полевых кухонь. Начиная с принятой на снабжение в 1963 году кухни МК-10 на 10 едоков соответственно.


    Выдавали продукты на N дней, из этих продуктов готовили. И это не было "сухим пайком", несмотря на наличие консервов.
    1. +5
      8 апреля 2020 11:15
      Никто никого не имел и на армейском уровне никто ничего не спрашивал. Солдат должен стойко переносить тяготы и лишения, ну и дальше по уставу!
      Что касаемо пайка, то перловка с мясом не сильно съедобна даже в нагретом виде, в холодном её есть разве что если уже сильно не в моготу. Рис с мясом отлично заходил и в горячем и в холодном виде. Галеты, то такое, если нечего есть то просто убить чувство голода сойдёт.
      Такую кухню ни один взводный или командир отделения в здравом уме, с собой в поля не потянет. Ибо почти по моему 50 кг веса. Лучше сухпая на этот вес нагрузить и боеприпасов. Больше толку будет. Такая печка использовалась в передвижных караулах при сопровождении вагонов или бойцами на периметре при ограждении полигонов. Когда есть транспорт чем доставить. На блок постах также нормальная вещь.
      За работу горелки я просто умалчиваю. Изначально если брать новую оно нормально не горит или пыхкает с вонючим керосиновым или солярным дымом.
      В общем как со всей советской техникой. После получения разобрать и повторно собрать по людски.
      1. 0
        8 апреля 2020 14:53
        Цитата: dgonni
        Никто никого не имел и на армейском уровне никто ничего не спрашивал. Солдат должен стойко переносить тяготы и лишения, ну и дальше по уставу!

        Чушь.
        Это даже в Чечне выполнялось.
        Для диванных: тыловики скорее удавятся, чем выдадут вам лишние сухпаи. Им намного выгоднее выдавать продуктами

        Цитата: dgonni
        Такую кухню ни один взводный или командир отделения в здравом уме, с собой в поля не потянет.

        А куда он денется?
        Сухой рис жрать неудобно, чес слово.
        А пайков дадут на три дня И ВСЁ.

        Цитата: dgonni
        За работу горелки я просто умалчиваю. Изначально если брать новую оно нормально не горит или пыхкает с вонючим керосиновым или солярным дымом.
        В общем как со всей советской техникой. После получения разобрать и повторно собрать по людски.

        А вот чушь сочинять не стоит...
        1. +1
          8 апреля 2020 15:07
          Это даже в Чечне выполнялось.

          Как минимум не всегда и не везде. До 2 недель на ИРП-Б, причин не знаю.
          НЯП нормальный ПХД не могли развернуть, мы блоками в Грозном стояли, а кухонь не было(не хватило на всех)?
        2. +1
          8 апреля 2020 15:10
          Не знаю как в Чечне. Но в ВС СССР. В оцепление полигона на две недели выдавали сухпаем и не колышет. А там хоть жарьте сухпай хоть варите ваши проблемы.
          За чушь об горелке поржал аки конь. Вы видать нисем не пользовались что лежало на складах на хранении. Оно с виду новое но не работает. И пока ему разборку с сборкой не сделаеш работать оно не будет. И это касантся електростанций эсд всех видов, автономнымх теплонагревателей для палаток и реммастерских работающих на соляре кстати. Отопителей кунгов также касается ну и заканчивая мобильными и малыми кухнями.
  4. +2
    8 апреля 2020 08:57
    -разработан «суперсухпай», или малогабаритный рацион питания.
    За основу была взята еда для космонавтов.
    Не было тогда соевого мяса,пальмовой сгущенки.
    Сосисочный фарш и завтрак туриста(не путать с обходными консервами из риса и рыбы) практически одно и тоже.
    Ну а без сухого спирта( сухого горючего) есть,например,перловку с бараниной практически невозможно.
    А с водой,действительно,был напряг.
    1. +1
      9 апреля 2020 19:52
      Каша перловая с бараниной это самое вкусное что я ел в молодости. Вот хоть убейте. Не знаю почему. В 90 на рынке бывала армейская в продаже. Всегда у родителей просил. Смотрели как на неродного но брали. И это не шутка.
  5. +1
    8 апреля 2020 09:16
    Не знаю как сейчас, но лет 5-7 назад приятель по случаю приобрел упаковку сухпая. Вскрыли, попробовали, оказалась очень даже неплохая штука, даже типа подставочки под посуду предусмотрено для разогрева еды сухим спиртом. Все упаковано классно, каждый продукт, даже гуляш, ну очень съедобный.

    П.С. забыл упомянуть, этот приятель в свое время воевал в Чечне, так говорит, там такого по качеству и близко не было.
  6. +1
    8 апреля 2020 09:45
    У нас галетами из сухпаев весь полигон был усыпан. Отвратительная штука: ни вкуса, ни цвета, ни запаха)) А вот тушенка и "завтрак туриста", - мммм, вкуснотища.
  7. 0
    8 апреля 2020 10:09
    Паёк - хорошо! Но, не к столу будет сказано: "Чище руки - твёрже кал!".
  8. -2
    8 апреля 2020 11:06
    Голодный солдат – не солдат. Давайте вспомним, как питалась Советская Армия на своей последней войне – афганской.

    Сколько читал мемуары афганцев -офицеров ..Плохо там кормили (килька в томате и сечка),а про солдат молчу Возможно разворовывали ..(если я не прав ,извинюсь )
    И все же воевали шурави и не только воевали ,но и строили..

    Прежде всего о каком-либо полноценном обеспечении питания личного состава наших войск в ДРА речь можно вести только с 1981

    А все извиняюсь ,читал мемуары как раз с начала ввода войск и до начала 80-х.. hi
  9. +1
    8 апреля 2020 11:20
    Цитата: Лопатов
    Цитата: rocket757
    Согласен! только чай не вызывает восторга, а остальное было НАТУРАЛЬНОЕ!!! Вкусное.

    Зато новые разнобразнее. Есть намного приятнее.

    А старые были удобнее. Объём намного меньше. Но как уже написал- опасно так питаться более трёх дней.

    Как-то пришлось месяц питаться этим. Не помрешь - но надоедает до тошноты. Потом, после этого попали в первую попавшуюся советскую столовку, где с наслаждением ели яичницу, борщ, котлету с макаронами и запивали это киселем!
  10. 0
    8 апреля 2020 12:12
    Не знаю какой номер был у сухпая у нас, упакован был в белую картонную коробку. В состав входили либо тушенка либо колбасный фарш, соленый и перченый. а тушенка класс, банка каши, рыбная консерва, галеты, чай, сахар, соль. К этому еще давали просто хлеб обычный. Не помню на сколько человек одну булку. Служил в ГСВГ вракетных войсках.
  11. +4
    8 апреля 2020 13:01
    Любой человек, имеющий опыт существования на сухом пайке больше 7-10 дней, будет всю оставшуюся жизнь слово "сухпай" вспоминать с содроганием. А если к этому прибавить еще и обеззараженную питьевую воду из "подозрительных источников" - многих давно уже и в живых нету, циррозы и опухоли печени собрали свою дань.
    Потому и различают сухой паек - питание на время не более трех суток без приготовления горячей пищи, и носимый неприкосновенный запас - запас продуктов на более длительный срок.
    1. +1
      9 апреля 2020 19:55
      Вот не надо. Современный сухпай отлично заходит неделю. Лично пробовал так жить. В 2012 примерно дело было. Главное чтоб разные рационы были.
      1. +2
        9 апреля 2020 20:04
        Вы современные рационы и сухпай сорокалетней давности не сравнивайте.
        1. 0
          9 апреля 2020 20:08
          Ну в этом смысле согласен. Что было в 80 не знаю.
          1. +1
            9 апреля 2020 20:31
            Банка тушенки, банка перловки с мясом, иногда банка гречки с мясом, сухари, чай, сахар. Сухари черные. Еще было сало и сухой картофель в порошке. Едой этот картофель назвать сложно. А сало я потом лет пять не мог есть.
            1. 0
              9 апреля 2020 20:37
              Не пожируеш. И сухари говорят были такие что ими кидатся было можно, в ДОТы и танки. Хорошо что есть прогресс в этой области.
  12. +2
    8 апреля 2020 14:34
    Вспоминаю Моздок 2001 года - на двоих буханка хлеба, свиная тушёнка 1 банка и 1 банка гречки с мясом. Воды от пуза. 3 суток... Зима
  13. +1
    8 апреля 2020 14:55
    Любителям говяжей тушенки настоятельно рекомендую поискать белорусскую Березовского мясокомбината (РБ). Ее и оптом продают. На банке голова красного быка. Только не спутайте, есть у кого-то очень похожая банка (у Главпродукта, вроде).
  14. 0
    8 апреля 2020 19:06
    Афган, Туркво, САВО сидели на Семипалатинской тушёнке. Некоторые говорят и КТОФ ели не.
    1. +3
      8 апреля 2020 22:01
      Служил в КТУРКВО в Ашхабаде , потом в Кабуле , 90 процентов банок были в солидоле без признаков изготовителя с маркировкой года изготовления и содержимого .
  15. +2
    10 апреля 2020 22:26
    В 1993-95 в Таджикистане были "афганские нормы" довольствия. 2 банки мяса, банка каши, шоколадка 50 г (зимой) или сок 125 г (летом), сгущенка 50 г, сахар, чай, галеты, сухой спирт, 3 проспиртованные салфетки. Это у разведчиков. В пехоте - общевойсковой паек. Если подразделением - то продукты "россыпью", вплоть до молочного и яичного порошка. Готовь как умеешь. Не голодал никто.