Об экономике Третьего рейха

40

В XIX веке Германия превратилась в одну из основных промышленных держав Старого Света. Немецкая экономика росла серьёзными темпами – такими, которым современная экономика Европы могла бы только позавидовать. По словам историка Алексея Исаева, Германия конца позапрошлого века в плане экономики представляла собой примерно то же, что сегодня представляет собой Китай.

Но Первая мировая война внесла, мягко говоря, некоторые коррективы. Хотя, как отмечают историки, военная промышленность Германии в той войне пострадала мало, а потому шансы на относительно быстрое восстановление сохранялись.



С приходом к власти в Германии нацистов во главе с Адольфом Гитлером военная промышленность стала превращаться в локомотив экономического роста. При этом важно отметить, что Германия стала получать крупные кредиты – например, от Соединённых Штатов Америки, которые сегодня не любят вспоминать о тех временах. А ведь не без помощи тех кредитов немецкая экономика в 1930-е годы перешла на военные рельсы. Во что всё это в итоге вылилось, сегодня прекрасно известно.

О военной экономике Третьего рейха рассказывает историк Алексей Исаев для канала History Lab:

40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    20 мая 2020 11:04
    Германия безусловно экономический лидер европы.с заявками на ведущие позиции в мире на начало 20 века.на чём основывалась эта мощь?в первую очередь это образование и организация общества .немецкий порядок.выковывался столетиями.небыло ресурсов кроме как человеческого на котром можно было спокойно жить.постоянная нехватка толкала на лучшую организованность.производства.оптимальные взаимотношения в немецком общества.
    1. +1
      20 мая 2020 11:24
      Когда был в командировке в Германии, то меня иногда их педантичность просто бесила! Но старался не поддаваться чувствам и улыбался)
      1. +10
        20 мая 2020 11:34
        Цитата: Вождь краснокожих
        педантичность

        Стоим с толпой пешеходов в центре города, на перекрестке, ждем зеленый, а он не включается, сломался…
        И, что интересно, машинам тоже красный…
        Вот стоим так и ждем-немцы народ законопослушный.
        Вдруг за моей спиной на чистом русском: «Да в рот вам ноги» и пошел. На красный. Тут же вся толпа двинулась за ним.
        Он перешел через дорогу, посмотрел на нас, сплюнул и заявил:
        «Да, блин, тяжело вам без фюрера»
        1. +8
          20 мая 2020 11:57
          hi западная Германия, клапан унитаза, извиняюсь за подробность, сломался: вызвали сантехника. Приехали на двух минивэнах, посмотрели: не проблема - делов на 17€ за все, работа запчасти. Я когда дал ему 20ку и сказал чек не обязательно - они посмотрели на меня, как будто я им предлагаю кусочек Родины продать: нет нет, так нельзя, вот вам реквизиты и через банк пожалуйста request
          1. +1
            20 мая 2020 12:03
            Бродяга, привет hi
            клапан унитаза, извиняюсь за подробность, сломался

            а сам-то???
            1. +3
              20 мая 2020 12:05
              Роман hi честное слово справился бы и сам, но странное построение системы - необходимо было отключать весь подъезд, а это позволено только специалистам
              1. +3
                20 мая 2020 12:06
                честное слово справился бы и сам,

                не сомневаюсь! советская закваска!
                1. +3
                  20 мая 2020 12:21
                  Роман, как учили wink
                  Не хочу копировать Задорного, но ради хохмы: въехал нашему борту погрузчик в борт, аккурат в люк багажного отсека. Люк менять, самолёт стоит, сплошные убытки. Люк нашли у них там и был там наш самолёт, но радость была не долгой: грузчики не смогли загрузить люк в отсек, не влез. Погнали нас среди ночи на пустом самолете за дверью этой, ну чтоб в салоне привезти если что. Не поверишь: они пихали люк в отсек напрямую - а вы его по диагонали не пробовали говорю? Получив звание дежурного волшебника помчались домой, дорого этот люк обошёлся
          2. +12
            20 мая 2020 12:12
            это потому, что официальная работа со страховкой для них - отличный гарант социального положения.
            Им не надо шустрить, искать лучшей доли, брать подработку - просто исполняй.
            А условие сохранение этой гарантии - выполнение инструкций и правил.
            И им объективно выгоднее действовать строго по правилам, чем по мелочи хомячить.
            1. +5
              20 мая 2020 12:23
              Цитата: yehat2
              объективно выгоднее действовать строго по правилам, чем по мелочи хомячить.

              Не спорю ни грамма, просто непривычно. Без сомнения жить комфортно и работать приятно
          3. +2
            21 мая 2020 11:29
            Русским есть многому чему получится у немцам ,но также и у нас немцам стоит позаимствовать например той же выносливости ,сообразительности и непредсказуемости
            Экономический союз России и Германии экономически заткнет всех пояс .
            1. +1
              21 мая 2020 13:17
              Цитата: vavilon
              Экономический союз России и Германии экономически заткнет всех пояс .
              Еще в ‘14 мелькали мысли о том, что вся эта операция в стране 404 была осуществлена с целью предотвратить союз немецких мозгов и технологий с российскими мозгами и ресурсами...
        2. +1
          20 мая 2020 14:21
          Не знаю, правда или нет этот конкретный случай, но суть подмечена верно!
        3. +2
          20 мая 2020 15:45
          Цитата: Uncle Lee
          Да, блин, тяжело вам без фюрер

          Ну, немцы учатся быстро! Как-то в немецкий населённый пункт (ГДР) перевели советскую часть... Вскоре , в "окрестностях" советского воен.городка углы у газонов и клумб оказались "срезаны" ,,пешеходными тропками,, Прошло какое-то время ... и у немецкого воен.городка оказалось то же самое ! Дотошные журналисты "Красной звезды" спросили у командира немецкой в/ч...: "наши?"... Ответ:"нет...наши!"... lol
      2. +2
        20 мая 2020 11:37
        Цитата: Вождь краснокожих
        Когда был в командировке в Германии, то меня иногда их педантичность просто бесила!

        Я работал с ними, сначала немного непривычно было, а потом тоже делаешь, как они. С ФРГовцами работать намного легче, чем с демократами. У них нет злости и жадности, если сработаешься, то они тебя уважают. Демократы злые на всё и на всех, а апломба много.
        1. +10
          20 мая 2020 12:19
          если вы называете демократами выходцев из ГДР, то я их злость понимаю - их несколько раз обманули в процессе развала Варшавского договора и объединения Германии. Из благополучной уважаемой страны они попали в другую страну, где их считают дном и они им вдруг все стали. Масса восточных немцев потеляла руководящую или творческую работу без шансов устроиться в рамках ФРГ. Да и реальность далеко не безоблачна. Произошло не объединение немцев, а агрессивное поглощение. Новые поколения наверное адаптируются, а старые слишком много потеряли, чтобы это просто так забыть. И больше всего восточных немцев злит то, что человеческого общения почти не осталось.
          Мы переписывались в школе с немецкими школьниками (не помню уже, то ли из Штутгарта, то ли из Дрездена)- это были очень добродушные позитивно настроенные люди.
          1. +3
            20 мая 2020 12:32
            Цитата: yehat2
            - их несколько раз обманули в процессе развала Варшавского договора и объединения Германии.... Да и реальность далеко не безоблачна. Произошло не объединение немцев, а агрессивное поглощение..

            Коротко и ясно сформулировано. Как сказал мне глава одного банка, западного: стараемся не принимать на работу восточных немцев...
          2. +2
            20 мая 2020 12:35
            Штутгарт вряд ли. Он был в Западной Германии.
            1. +3
              20 мая 2020 12:38
              я не помню, может Штеттин или еще какой - для меня все немецкие названия одинаковые ))) могу только сказать, что это были дети работников с вагоностроительного завода, который активно поставлял в СССР.
              1. +1
                20 мая 2020 19:26
                Аммендорф?
                Основные поставщики пассажирских вагонов в СССР - Тверь и Аммендорф.
                1. +1
                  20 мая 2020 19:30
                  не могу вспомнить, но Аммендорф - незнакомое мне название.
                  Помню на карте смотрел - город на юговосток от Берлина где-то на 200-300 км
                  о нашел Вюнсдорф кажется
          3. +1
            20 мая 2020 13:15
            Цитата: yehat2
            Мы переписывались в школе с немецкими школьниками (не помню уже, то ли из Штутгарта, то ли из Дрездена)- это были очень добродушные позитивно настроенные люди.

            В то время, до развала, так и было. Я стоял на верфи в Штральзунде и Ростокском рыбокомбинате, все мы были добрые. Время ушло, и мы и немцы демократы уже не те.
    2. +2
      20 мая 2020 12:00
      на чём основывалась эта мощь?

      Ага, организовались бы они без иностранных инвестиций. По плану Дауэса в октябре 1924 Германии предоставили репарационный заем 200 млн.долларов, из которых 110 млн.разместили в США, всего к 1929 году в Германию поступило кредитов на 21 млрд.марок, как следствие объем промышленного производства за пятилетие(1924-1929)достиг довоенного уровня.
      1. +1
        20 мая 2020 12:24
        Цитата: strannik1985
        Ага, организовались бы они без иностранных инвестиций.

        Ох любите Вы русские иностранные инвестиции...
        Германия на тот момент была достаточно индустриально развитой страной.и способной производить любую промышленную продукцию.суть амеровских займов это вклиниться в немецкую промышленность используя трудности немцев с репарациями(грабежом антанты). А также ослабить французов и англов в европе.по этому вопросу хорошо прошолся ДПеретолчин.рекомендую.
        Деньги сами по себе много не решают.а вот способность создавать первоклассный продукт это не менее важно.
        1. +3
          20 мая 2020 12:41
          Германия на тот момент была достаточно индустриально развитой страной

          Изношенный станочный парк после войны, гиперинфляция - за неполный 1923 год на 578 512%, свыше 60% рабочих сидели без работы или ограниченно занятые и т.д., и т.п. Кризис, может быть и рукотворный, но он был и самостоятельно выпутаться из него Веймарская республика не могла.
          1. +1
            20 мая 2020 12:56
            Цитата: strannik1985
            Кризис, может быть и рукотворный, но он был и самостоятельно выпутаться из него Веймарская республика не могла

            А с этим я не спорю.открытый грабёж.и немцы платили бы в третьем покалении.
    3. +1
      20 мая 2020 15:25
      Тем не менее, догнать США по объёму производства у Германии в то время не было никаких шансов. Напомню, что США в конце 19 века вышли на первое место в мире по объёму промышленного производства.
  2. +1
    20 мая 2020 11:31
    При этом важно отметить, что Германия стала получать крупные кредиты – например, от Соединённых Штатов Америки, которые сегодня не любят вспоминать о тех временах.
    Деньги в Германию, а в штатах Великая депрессия. Интересно "дамы" с низкой социальной ответственностью пляшут.
    1. +1
      20 мая 2020 12:15
      Деньги в Германию, а в штатах Великая депрессия.

      В Первую мировую напечатали кучу денег, а в 1924-1929 пристроили( как сейчас в Китай), Великая Депрессия началась в октябре 1929.
  3. +5
    20 мая 2020 11:40
    Все таки нужны тексты, читать как то интереснее. И понимаешь стоит читать или нет. забивать мозги всякой всячиной . или не стоит.
    1. 0
      20 мая 2020 14:18
      Согласен, что тексты удобнее.
      За исключением случаев, когда важна картинка- конструкция какая - будь, или что то аналогичное.
  4. +1
    20 мая 2020 12:04
    Германии давали деньги И выгода для "кредитора" была не экономической, а геополитической и стратегической.
    Финансирование ГЛОБАЛЬНЫХ,но при этом темных/сомнительных дел в мировой политике ВСЕГДА ведется через банки/личности нейтральных стран,на которых можно ВСЕ свалить А сверхдержава (которая сказала ,например, "швейцарским гномам" дать деньги) тут ни при чем.
    НАЧАЛО было положено.
    Про остальное достаточно много пишут и показывают.

    Для справки.
    Из 130 дивизий немецкой армии лишь 33 можно назвать моторизированными. Три четверти германской армии (как и во Франции) передвигались: пешком и на лошадях.
    Во время войны главной причиной,сдерживающей использование автомобилей, была хроническая нехватка топлива и резины.Уже к концу 1941 г. из за катастрофической нехватки нефти вермахт подумывал о "демоторизации"...
    1. +1
      20 мая 2020 12:25
      Там не столько нехватка нефти, сколько проблемы с запчастями, от которых любой интендант повесится.
      Мало того, что основная масса грузовиков - гражданские, так ведь ещё и с бору по сосенке со всей Европы.
      Четверть дивизий были вообще на французах.
    2. +1
      20 мая 2020 12:55
      Из 130 дивизий немецкой армии лишь 33 можно назвать моторизированными.

      В пехотной на 1941 930 а/м против 558 в СД штат 04/400, 62 трактора против 99 и 530 мотоциклов(190 с коляской) против 0.Но это по штату, т.е. в теории, отмобилизоваться по 04/400 все 198 СД не успели.
  5. +2
    20 мая 2020 12:24
    Цитата: апро
    немецкий порядок.выковывался столетиями

    чушь полнейшая.
    немецкий порядок стал появляться только под конец правления Бисмарка по мере построения Рейха.
    и зародился он после школьной реформы, когда детей стали учить массово солдаты-отставники.
    Но тот порядок и орднунг, который мы знаем, появился только после Веймарской Республики с приходом Гитлера к власти. Именно нацисты смогли полностью перетряхнуть быт немцев и наладить тотальный контроль над бытом. Почитайте как нибудь, как это происходило.
  6. +1
    20 мая 2020 12:37
    Цитата: Pete Mitchell
    Цитата: yehat2
    - их несколько раз обманули в процессе развала Варшавского договора и объединения Германии.... Да и реальность далеко не безоблачна. Произошло не объединение немцев, а агрессивное поглощение..

    Коротко и ясно сформулировано. Как сказал мне глава одного банка, западного: стараемся не принимать на работу восточных немцев...

    еще добавлю, что ГДР была реальным авторитетом в Европе.
    Ее сейчас с большой теплотой вспоминают греки, венгры, болгары, чехи и другие.
  7. -1
    20 мая 2020 23:06
    Да, жаль, что Союз и сам себя не спас и предал ГДР.
    Никогда не было и не будет толку от ,,учебных,, государств. Чудить НЕЛЬЗЯ! Внятная идеология должна быть, внятная государственная структура, НАСТОЯЩИЕ чиновники. Тысячелетиями известно ,,КАК ДОЛЖНО БЫТЬ,,. Зачем нужно идти на поводу у идиотов сатанистов? Такого насоветуют! Такая бредовая бредятина!
    ,,Секреты,, наведения порядка думающим людям прекрасно известны. Это работает в любой стране! Ведь, как правильно было замечено в одном из комментариев, лишь Германия периода Бисмарка более-менее приучилась к Порядку. Училась она, кстати, в тот период у Великобритании.
    Без Порядка невозможны успехи в экономике, политике...Вот почему глобалисты-сатанисты навязывают бардак везде - в семьях, в искусстве, в юриспруденции,... в армии. Человекоподобной с к о т и н к о й
    проще руководить, чем ЛЮДЬМИ !
    ГДР жаль! Отличные солдаты были. Прекрасно показали себя во время известных событий в Чехословакии в 1968 году. И ведь поверили, как и русские, в социализм! Сильна тяга, как и у русских, к Справедливости, к Смыслу, к Истине!
    С в о и самолеты, автомобили, суда и корабли были у ГДР. Хорошие и отличные образцы. А какие разведчики!
    Сатанисты и сейчас д а в я т Германию, глумятся, пакостят. Затащили чужеродный ,,человеческий материал,, ,,а р х и т е к т о р ы,, . Насилуют мигранты местных женщин, насилуют смысл...Доводилось видеть головку болтов в немецких автобусах в виде ,,железных крестов,, . На полу. Попрание Креста. Попрание Традиции
    1. 0
      26 июня 2020 12:02
      Вас многие не поймут. В основном, наверное, те кто снимант до сих пор русских и немцев самыми страшными злодеями мира в кино. Но то , что вы написали лично мне понятно и кажется правильным. У меня лучший друг по крови немец, сын его старший, высшее учебное заведение МВД окончил блестящий молодой офицер. Это я к тому , что немцы в народе той ( глубиной России ) не совсем иностранцы , как англичане или американцы . В длинной карусели войны и мира между русскими и немцами возникла незримая связь понимания и осощнание чего то общего. Именно этого ( вспомним речь Путина о Европе до Владивостока) , именно этого боятся все "партнёры " Росии. Именно по этому союзу будут бить. Уже за океаном довелось случайно встретить старого деда лет 95 рослого, с похожим на русский акцент на английском. Он узнав что я русский позвал жену Марту начали меня угощать и рассказывать мне о России, показывать какие то статьи в старых газетах и журналах. !!!! Улыбнуло...Очень был дед доволен и счастлив что этим летом снова едет в "Ленинград к Путину". На мой вопрос о том, что мол родственники у него там ? Он вдруг поступил глаза и сказал, что его часть стояла там в войну. А значит они били по Ленинграду, они морили людей голодом. Он все видел своими глазами и все это пронес через всю жизнь осознав трагедию. В результате сам стал тоже немного русским. Этот человек вызывает у меня смешные чувства уважения и обиды за прошлое . Но ненависти и злости нет не вызывает. Ненависть и злость вызывают укронацисты одной с нами крови, так жаждущих её пустить реками. Думаю что экономический и политический союз с Германией неизбежен в будущем.
  8. +1
    22 мая 2020 14:11
    В Первой мировой на германскую землю не ступил ни один солдат противника! Поэтому военная промышленность не пострадала. Она пострадала после войны...
    Но когда в СССР началась индустриализация, с Германии сняли репарации в 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. И стали пичкать нацистское государство деньгами и ресурсами.
  9. 0
    15 июня 2020 09:21
    если не ошибаюсь, на картинке R-75 BMW
    Вспоминается детство, когда подобный мотик был у отца, правда с коляской, и коляска была с ведущим колесом...
    проезжали по таким …., что сейчас, спустя годы, с трудом можно представить как, а прошло почти 60 лет