Роскосмос возобновляет испытания ракеты-носителя «Ангара-А5»

81
Роскосмос возобновляет испытания ракеты-носителя «Ангара-А5»

Роскосмос возобновляет испытания ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5", ракета отправлена на космодром Плесецк. Об этом сообщает пресс-служба госкорпорации.

Второй летный образец ракеты "Ангара-А5" подготовлен к отправке на космодром, где будут продолжены испытания. Запуск ракеты намечен на осень этого года, предварительно он состоится в начале ноября. Ракета с разгонным блоком "Бриз-М должна будет вывести на геостационарную орбиту макет космического аппарата.



Погруженные в спецвагоны универсальные ракетные модули тяжёлой ракеты "Ангара-А5" ждут решения Госкомиссии на отправку на северный космодром. Ракета успешно прошла проверки в Контрольно-испытательной станции Центра Хруничева и готова к возобновлению лётно-космических испытаний

- говорится в сообщении.

Первая ракета "Ангара-А5" была запущена в космос в декабре 2014 года. Всего программа испытаний тяжелой ракеты-носителя предусматривает шесть пусков, которые должны пройти в период 2021-2022 годов.

"Ангара-А5" - первая российская ракета-носитель тяжелого класса, разработанная целиком в постсоветский период. Она сможет выводить в космос от четырех до 24 тонн полезной нагрузки в зависимости от высоты орбиты. Ракета-носитель работает на экологически чистом топливе и собирается из унифицированных ракетных модулей, что позволяет значительно сократить расходы на ее производство и обслуживание.

По информации, ранее обнародованной СМИ, серийное производство ракеты-носителя "Ангара" должно стартовать в 2023 году, а с 2024 года она должна полностью заменить "Протоны". Разработано целое семейства данных ракет, начиная от легкой "Ангара-1.2" и средней "Ангара-А3", заканчивая тяжелой "Ангара-А5", модернизированной "Ангара-А5М" и повышенной грузоподъемности "Ангара-А5В".
81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    14 августа 2020 11:10
    2024 года она должна полностью заменить "Протоны"

    - Указом Президента РФ от 6 января 1995 года «О разработке КРК Ангара» работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности. В марте вышел приказ Министерства обороны РФ по этому комплексу.
    - 26 августа 1995 года вышло Постановление Правительства РФ, определившее этапность создания комплекса «Ангара», утвержден генеральный план-график создания комплекса, объёмы его финансирования, а также кооперацию соисполнителей.
    1. -11
      14 августа 2020 11:23
      Ждём нытиков в комментах.(всёпропальщики)строят...плохо.не строят...тоже плохо.всё плохо.а вот раньше...
      1. +8
        14 августа 2020 11:34
        Гм...
        Вы вообще поняли, о чем идет речь в заметке?
        Вы знакомы с характеристиками семейства РН Ангара?
        С историей его создания?
        С возможностями для конкуренции на международном космическом рынке?
        С ценовой линейкой?
        У Вас есть причины для оптимизма? Есть повод сказать, что все отлично?
        1. -3
          14 августа 2020 12:03
          Цитата: snucerist
          Есть повод сказать, что все отлично?

          Ряд проектов создается не для коммерции, а для того чтобы потом "макеты полезной нагрузки" весело суетились по орбитам вероятных "партнеров" и у них над головой wink
        2. +13
          14 августа 2020 12:31
          Ну как бы сам факт того, что Ангару продолжают делать - уже повод для оптимизма.
        3. -1
          14 августа 2020 14:05
          Да, можно просто закрыть своё производство и закупать у Илона всё необходимое ! Вы это хотели сказать ?! wassat
        4. +2
          15 августа 2020 13:17
          Все без исключения РН делаются для внутреннего употребления.Международный рынок идёт по остаточному принципу.В США тоже кстати.Главный заказчик и потребитель государство.Везде.Отсюда вопрос,чего так все цепляются за международный рынок?В головах 90е застряли?
          PS:И так,между прочим.Компания Маска поделила тендер на пуски спутников пентагона с ЮЛА в соотношении 40% на 60%.У ЮЛА ракеты одноразовые.К чему бы это?
        5. +1
          16 августа 2020 05:51
          По этим вопросам нет смысла плакать. - Нет и не будет в ближайшие десятилетия альтернативы. По поводу конкуренции вообще говорить особо не о чем. Эта продукция не будет поставляться на международный рынок, и ни кем не поставляется. Главное она способна удовлетворять текущие потребности с приемлемыми издержками. А больше и не требуется. Каждый (Япония, Китай, Индия, ЕС, Штаты) делает такую технику для себя как и какую может. На этом все дискуссии исчерпываются.
      2. -2
        14 августа 2020 11:34
        Цитата: vkl.47
        Ждём нытиков в комментах.(всёпропальщики)строят...плохо.не строят...тоже плохо.всё плохо.а вот раньше...

        Вот именно достали эти всепропальщики! Вы что хотите как на Украине? Вам что Донбасса мало? Рогозин самый лучший в мире космический менеджер, Роскосмос лидер запусков, а вы там пляшите на своих майданах. Верите в пропаганду Госдепа, на самом деле Маск это актер Брюс Уиллис, все запуски сПейс Икс сняты в Голливуде. И вообще, забыли что ли, что первая женщина в космосе это Терешкова???
        1. +15
          14 августа 2020 11:41
          И вообще, забыли что ли, что первая женщина в космосе это Терешкова???
          ...Уж Терешкову не забудем...Как первую женщину в космосе...
          1. +6
            14 августа 2020 12:00
            Цитата: parusnik
            .Уж Терешкову не забудем..

            Да-а-а, такое не забывается feel
      3. +2
        14 августа 2020 11:46
        Цитата: vkl.47
        Ждём нытиков в комментах

        ну и к чему это?!
        то что в роскосмосе проблем выше крыше и так понятно и озвучивание этих самых проблем не нытьё уж совершенно точно
      4. +1
        14 августа 2020 19:28
        Вот ни разу не нытик, но Ваш комментарий смысла не содержит. request Уж простите, но не заметил... Вы сами то как оцениваете данное событие? Хорошо, плохо... или строят и уже хорошо, или строят и это уже плохо? Как то коммент
        Ждём нытиков в комментах.(всёпропальщики)строят...плохо.не строят...тоже плохо.всё плохо.а вот раньше...
        не выражает Вашего собственного мнения. Ну совсем "Нет!" request
    2. -3
      14 августа 2020 11:39
      Ангара-А3 порезана в угоду Союзу-5, надеюсь больше сокращений не будет.
      1. +2
        14 августа 2020 11:44
        Цитата: Wedmak
        больше сокращений не будет.

        Ангара устарела уже на сегодняшний день. В 24 году она будет мамонтом по сравнению с западными и Китайскими. Данный проект будет интересен только военным и гос корпорациям, которым все равно на стоимость полёта т.к. тратят гос деньги, наши деньги.
        1. +3
          14 августа 2020 11:55
          С чего вдруг устарела-то? Что такого прорывного в западных и китайских РН? Посадка ступеней и красивый дизайн? Так это все основано на технологиях прошлого века и современной электронике. У нас Ангара собирается из одинаковых блоков на разную нагрузку - чем не достижение? В отличие от западных ракет, где каждая ракета под свою нагрузку.
          Будем надеяться Орел таки допилят и у нас будет красивый дизайнерский корабль, марсиане залюбуются...
          1. +3
            14 августа 2020 12:07
            Ангара устарела в плане конкурентоспособности. Она существенно проигрывает даже древнему Протон-М. Для своего времени, 80 - 90 годы, когда ее начали разрабатывать, она была хорошей ракетой. Но с тех пор прошло 25 лет.
          2. +2
            14 августа 2020 12:42
            Кто или что России мешает освоить эти технологии прошлого века и создать хоть какое-то подобие многоразовой ступени?
            То, что Ангара собирается из одинаковых блоков на разную нагрузку путем присобачивания боковых бустеров - это далеко не достижение, это вынужденный ход. Это минус. Сам Королев был не в восторге от своей "семерки" со связкой сосисек на первой ступени, но это была вынужденная мера, ибо проблема разбаланса в критическом сечении камеры движка в то время не была решена. Но Н-1 проектировалась уже по-другому, как и Сатурн-5.
            Но главное даже не в этом. Главное сегодня - цена запуска. А вот с этим у Ангары проблемы. Большие и, увы, неразрешимые. А без приемлемой цены такое изделие никому не нужно.
            Дело в том, что в принципе ущербна сама концепция УРМ. По той причине, что они сгорают после старта вместе со всем остальным. Выигрыш в цене может дать только многоразовость ступени или того же бустера.
            О характеристиках Ангары вообще молчу. Что дадут эти УРМ? Даже если взять изделие с УРМ-3В (а это, на минуточку, уже водородники с двумя  РД-0150)?
            ПН по сравнению с РН Ангара-А5 увеличится на:
            - для НОО — с 24,5 до 38 т.
            - для ГПО — с 7 до 12 т.
            - для ГСО — с 5,5 до 7 т.
            Это - выигрыш? Ради этого стоило огород городить? При том, что цена запуска существенно выше цены у Протона?
            Куда идти с таким изделием? Кому оно нужно? Оно не будет востребовано даже в России из-за дороговизны. Этот проект устарел уже сегодня, ибо он не конкурентоспособен. Им может заинтересоваться только МО РФ.
            В мировой рынок с ним не сунешься. Оно не конкурент даже изделиям Маска.
            "Девятка" Маска без проблем забрасывает на НОО почти 23 т за существенно меньшие деньги, а соревноваться с Falcon Heavy вообще смысла нет. Как перебить почти 64 т на НОО?
            1. -2
              14 августа 2020 12:53
              Так и ждал, когда же вы упомянете жулика этого. Я уже много спорил здесь на эту тему и продолжаю оставаться в мнении, что Маск:
              а) берет финансирование из НАСА и Пентагона(это подтвердилось уже из разных источников)
              б) его ракеты собраны из говна и палок, по технологиям переданным из НАСА и не являются прорывом, а повторением в более привлекательной оболочке
              в) первый полет Драгона с экипажем чуть не закончился плачевно для экипажа, чистое везение(смотрите про замеры паров топлива после приземления)
              г) экономически, кому и для чего надо забрасывать на НОО 64 тонны? Кстати это не доказано, а заявлять можно все что угодно.
              д) никакой частный космос не сможет в ближайшем будущем осваивать космос, это очень дорого

              Итог: блеф на старых технологиях в новой обертке на деньги тех же покупателей - НАСА и Пентагона.
              1. -1
                14 августа 2020 13:24
                а)Выполняет контракты как и его конкуренты, но намного дешевле
                б)Технологии были разработаны самой SpaceX , успешность пусков лучше чем у Протона
                в)Обнаруженное загрязнение на два порядка ниже нормы.
                г)Пентагон покупает пуски, Арабы купили пуск, и ничего не жалуются.
                д)Многие частные корпорации богаче средних стран
                1. +1
                  14 августа 2020 14:05
                  а)Выполняет контракты как и его конкуренты, но намного дешевле

                  Финансовая отчетность не прозрачна, нет никаких данных сколько стоит дефектация ступеней после возвращения, их перевозка морем, стоимость их ремонта и обслуживания, как происходит выбор ступеней для пуска и т.д.
                  б)Технологии были разработаны самой SpaceX , успешность пусков лучше чем у Протона

                  Чушь. Все технологии были переданы НАСА при создании СпейсХ.
                  в)Обнаруженное загрязнение на два порядка ниже нормы.

                  Зачем неправду говорите? "«Обнаружено превышающее норму содержание тетраоксида диазота, в большом объеме оно может быть токсично, поэтому из осторожности ждем снижения его показателей», — сообщил ведущий трансляции."
                  И это после купания в воде... Само появление этого яда ставит вопросы о безопасности капсулы.
                  г)Пентагон покупает пуски, Арабы купили пуск, и ничего не жалуются.

                  Цена для Пентагона? Для арабов? Финансирование программы от Пентагона и НАСА куда отнести - к пускам или поддержке штанов СпейсХ?
                  д)Многие частные корпорации богаче средних стран

                  Средние страны и тем более корпорации не участвуют в разработке РН и орбитальных станций. Они туда туристов посылают. То что разработали действительно частники, это игрушки не достигшие границы космоса.

                  Все что сделал Маск, собрал выданные ему НАСА технологии, деньги Пентагона и без оглядки на жесткие нормы безопасности, экологичности и техпроцессов сделал ракеты. Заработало, повезло. Даже людей живыми вернул. Тоже с долей везения.
                  Посмотрим, что будет дальше. С его мечтами о заселении Марса... фантазёр.
                  1. +1
                    14 августа 2020 16:21
                    1)Для кого нет, а для кого нет. Например давно обьявлено что стоймость пуска Б/У составляет значительное меньше 50% от стоймости постройки новой.
                    2)Осталось только узнать откуда у НАСА эти технологии могут быть, учитывая что ракеты и корабли ей разрабатывают корпорации.
                    3)Так же потом было заявлено что там было 3 части на миллиард что на два порядка ниже нормы. Так же астронавты в скафандрах им даже на 3-4 порядка выше нормы не страшно. А откуда взялось уже ясно, из за формы корабля и направления сопла в одном месте у люка скопилось чучуть газов и при этом водой там не смыло. Собираются чуть поправить чтобы промывалось при посадке.
                    4)Цена всех гос.контрактов SpaceX известна и ниже чем у конкурентов из УЛА и Орбитал
                    5) Ещё как участвуют, а кто по вашему делал Сатурн-5, Скайлеб, Дельту, Атлас, Пегас, Минотавр и тд? НАСА что ли? Хаха
                    Простой пример
                    Программа по созданию космических челноков разрабатывалась компанией North American Rockwell и группой ассоциированных подрядчиков по поручению НАСА с 1971 года.
                  2. +1
                    15 августа 2020 05:29
                    “Финансовая отчетность не прозрачна, нет никаких данных сколько стоит дефектация ступеней после возвращения, их перевозка морем, стоимость их ремонта и обслуживания, как происходит выбор ступеней для пуска и т.д.”
                    Чушь, чушь и чушью погоняют!!! Серьёзный бизнес не интересует “стоимость перевозки морем”, его интересует стоимость запуска и надёжность запуска!
                    В компанию SpaceX вкладывают $$$ серьёзные бизнеса - десятки различных фондов уже сделали вложения в его компанию Space Exploration Technologies.
                    Данные на сегодня:
                    “SpaceX привлекла в общей сложности $1,33 миллиарда в рамках трех раундов финансирования в 2019 году. В апреле 2019 года Wall Street Journal сообщил, что компания привлекает финансирование в размере $500 миллионов . В мае 2019 года Space News сообщила, что SpaceX "собрала $1,022 миллиарда" на следующий день после того, как SpaceX запустила 60 спутников в рамках своего плана из 12000 спутников, названного широкополосной группировкой Starlink. К 31 мая 2019 года стоимость SpaceX выросла до $$33,3 миллиардов. В июне 2019 года SpaceX начала привлекать $300 миллионов долларов США, большая часть из которых была за счет Пенсионного плана учителей Онтарио, в управлении которым тогда находились активы на сумму около $191 миллиарда.
                    По состоянию на февраль 2020 года SpaceX привлекла дополнительную сумму в размере около $250 миллионов за счет размещения акций. В мае 2020 года оценка компании достигла $36 миллиардов.”
                    А теперь - кого из инвесторов интересует “стоимость ремонта и обслуживания”? Понять работу его бизнеса нельзя, имея за спиной опыт работы дилера юзаных машин - другой уровень... Дорaсти надо....
                    И кстати - откуда у него деньги с самого начала на SpaceX?
                    Отсюда:
                    “Первоначально финансирование SpaceX исходило от Маска, который использовал большую часть денег, полученных от продажи PayPal, в качестве капитала для проекта. Он также получил финансирование от Founders Fund, Draper Fisher Jurvetson и Valor Equity Partners. В январе 2015 года Google и Fidelity инвестировали $1 миллиард в покупку чуть менее 10%.”
              2. 0
                14 августа 2020 16:07
                а). Говоря об источниках, хорошо бы дать ссылки на них. Иначе, извините, это... продолжать не будем. Далее. Ну надо же быть хоть немного в теме, прежде чем начинать разговор о ней.
                NASA далеко не спонсор SpaceX, а скорее конкурент и кровный враг. Оставим у стороне все перепетии борьбы Маска с NASA по поводу сертификации Фальконов и Драгонов. Забудем и о том, что из-за этого оба проекта реализовались намного позднее. Углубимся в историю взаимоотношеий. После команды Буша NASA заниматься только дальним космосом и новыми технологиями, агентство вынуждено было опереться на старт-апы. Так родилась программа Commercial Orbital Transportation Systems (COTS), из недр которой и появился Илон Маск.
                Но как ни крути, COTS - прямой конкурент NASA. И отношение к ней у NASA было крайне отрицательное. Потому и выбрана была в качестве "партнера" по ближнему космосу компания SpaceX, у которой 3 из 4 пусков Фалькон-1 были аварийными (казалось, аутсайдер, недотепа). Но Маск вдруг взял - и поднялся! Сделал "девятку", сделал супертяж, сделал метановый движок с полным циклом, действительно не имеющим аналогов в мире.
                И NASA вынуждена сегодня финансировать Маска, ибо - куда деваться? Самому агентству в ближнем космосе сегодня предложить нечего, а задачи правительства надо как-то выполнять. И в том, что такое финансирование пошло сегодня - полная заслуга Маска. И ничья более. Маск уже уложил агентство на лопатки. 23 июля NASA приняло решение, что во втором регулярном пилотируемом рейсе на МКС, будет использована первая ступень В1061, которую сейчас готовят к запуску первой рейсовой миссии Crew-1. А вот корабль для второго рейса будет использован тот, который сейчас пристыкован к МКС, серийный номер С206, собственное имя «Endeavour». Так-то, тут не только деньги дашь, тут и руки вверх поднимешь на фоне чужих успехов.
                Теперь о деньгах Пентагона. Вы хоть за новостями следите? Вы в курсе, как распределились деньги Пентагона на ближайшую пятилетку? 60% денег по контрактам Вулкану от ULA и только 40% SpaceX. Да и то, потому что тоже деваться некуда, ибо изделия Маска реально работают.
                б). Какие конкретно технологии NASA передало Маску? Чертежи на F9? На FH? На Драгон? На Раптор? На его сплавы? Да не было ничего этого у NASA. Это все - исключительно разработки коллектива SpaceX. Зачем лгать?
                в). Я не только смотрел на замеры после приводнения, я еще знаю, почему они проводились. Посмотрите, в каких костюмах химзащиты встречали экипажи Аполлонов и Х-37В. Вспомните, что такое гидразин. После этого станет понятно, зачем нужны замеры и почему нужно проверять КК на утечки.
                г). А зачем нужен проект Артемида? Полеты к Марсу? Марсоходы? Освоение дальнего космоса? Starlink? Starship?
                Зачем все это?
                Если можно два десятка лет сидеть сложа руки на советском наследии и гордиться королевской "семеркой", ядовитым Протоном и древним Прогрессом?
                Я заканчиваю. Менее, чем за те же 20 лет мошенник Маск сделал:
                - первую в мире многоразовую первую ступень ракеты Falcon 9;
                - мощную двух-ступенчатую ракету Falcon 9;
                - самую мощную в мире эксплуатируемую сейчас ракету Falcon Heavy;
                - первый в мире (и пока единственный) моноблочный многоразовый грузо-пассажирский корабль капсульного типа Crew Dragon;
                - действительно не имеющий аналогов в мире метановый движок с полным циклом;
                - начал реализацию перспективных проектов Starlink и Starship.
                Чем может похвастаться Россия?
                1. +4
                  14 августа 2020 16:42
                  Чем может похвастаться Россия?

                  Строительством нового космодрома на пустом месте в лесах Сибири.
                  Разработкой модульной ракеты Ангара.
                  Десятками успешных стартов, на которых летали и американцы тоже.

                  Но самый прикол не в этом, последние 20 лет мы занимались:

                  Разгребанием войн и конфкликтов, развязанными при помощи США у наших границ и внутри страны.
                  Сохранением промышленности, сельского хозяйства, науки и т.д., после жесткого распада СССР, когда все цепочки производств остались за границей.
                  Восстановлением почти с нуля производств оставшихся за границей на своей территории.
                  Напомню, все это время США и Евросоюз ставили палки в колеса, где и как только можно. Им совершенно не нужен был конкурент ни в какой отрасли.
                  Выживанием под санкциями США и Евросоюза, когда развитие тормозили всеми средствами и мерами, беря только то, что не было у них самих, покупая это за свеженапечатанные баксы.
                  Англосаксы хотели просто иметь управляемую страну, из которой можно дешево сосать углеводороды и прочие ресурсы. Сами меж тем развивались экономически и скупали технологии, ученых, инженеров по всему миру. Причем развитие происходило банальным воровством ресурсов у других стран и заманиваем людей большими зарплатами.
                  И как вишенка, они насадили у нас в чиновниках множество воров и откровенных диверсантов, которых очень трудно теперь выдворить с насиженных мест. Сюда же относятся и постоянные попытки мутить воду и сеять хаос и недоверие на всей территории РФ.
                  Я надеюсь, вы понимаете что все это связано: экономическое состояние, промышленность, космос и прочее...
                  Мы только выходим из всей этой ямы(хотя тут нужно другое название). Увы, но где-то, частями, мы все еще в ней сидим.
                  1. +2
                    14 августа 2020 17:46
                    1. О том, сколько денег разворовано на строительстве этого космодрома, скромно умолчим. Это сфера деятельности СК. Нам интересно другое - проблемы с логистикой уже решены? Зачем было строить космодром именно в этом месте?
                    2. Проект Ангара убыточный и не конкурентный. Он никому не нужен. Я это уже на пальцах показал.
                    3. Десятки успешных стартов были на советском наследии. Что в активе сегодня?
                    4. Описывать причины, по которым я якобы не шмогла, не стоит. Мы в курсе. Сначала создаем проблемы, затем героически их преодолеваем. Все, как обычно.
              3. 0
                14 августа 2020 17:41
                Вообще-то, главная задача- забросить на ГСО тонн 20- 25.
                А лучше 35..
            2. +3
              14 августа 2020 14:16
              Цитата: snucerist
              Как перебить почти 64 т на НОО?

              Такую массу фалкон ни разу не выводил, что перебивать то?
              1. 0
                14 августа 2020 16:14
                А что, Ангара летала с заявленной ПН?
                Трудно понять, что речь идет о ТХ?
                1. +2
                  14 августа 2020 16:18
                  Цитата: snucerist
                  Трудно понять, что речь идет о ТХ?

                  ТХ нужно подтверждать, а заявить можно что угодно.
                  1. 0
                    14 августа 2020 16:33
                    Ну тогда будем считать, что Ангара выводит на НОО только 1 тонну. В чем проблема?
                    Мало ли, что там Роскосмос заявляет.
                    1. 0
                      14 августа 2020 16:50
                      Цитата: snucerist
                      Ну тогда будем считать, что Ангара выводит на НОО только 1 тонну.

                      Проблема в том что Ангара ещё только испытывается и максимальный груз на испытаниях будет выведен на орбиту, а фалкон при испытании на орбиту вывел пустой автомобиль)))
                      1. +1
                        14 августа 2020 17:36
                        Да ну???!!!
                        А куда же тогда улетела бедная Ангара-А5.1Л 23 декабря 2014 года с пусковой установки УСК 12П211 космодрома Плесецк? С ПН 2 т (масса автомобиля)?
                        Могу напомнить - на ГСО высотой 35,8 тыс. км.
                        На орбите, значит, не была... Ну-ну...
            3. MMX
              +4
              14 августа 2020 16:29
              Но главное даже не в этом. Главное сегодня - цена запуска. А вот с этим у Ангары проблемы. Большие и, увы, неразрешимые. А без приемлемой цены такое изделие никому не нужно.


              Снова мантры про стоимость пуска. Только вот никто не знает стоимость пуска ракет Маска поскольку данные не публичны. Но зато секта точно уверена что она ниже всех wassat
              1. -5
                14 августа 2020 17:22
                Да, супер точных данных с точностью до цента, возможно, сегодня нет. Но тем не менее, некоторые сведения просачиваются.
                Начнем с того, что из финансового отчета центра Хруничева за прошлый год следует: цена производства РН Ангара-А5 в ТРИ РАЗА превышает цену Протона-М и равна 7 млрд рублей. Ее планируют снизить к 2024 г. до 3 млрд, но сие весьма сомнительно. Ибо стоимость можно снизить только в результате серийного производства, а как запустить в серию абсолютно не конкурентноспособный продукт - неизвестно.
                Но и Протон уже выдавлен с международного коммерческого космического рынка носителями Маска. Роскосмос пытался с этим бороться. С 2015 года он был вынужден уменьшить стоимость стартов своих «Протонов» для зарубежных покупателей со $100 млн до $70 млн, а затем и до $65 млн, чтобы конкурировать с Falcon. Но... увы. Запуск у Маска дешевле. Почему?
                Маск выбрал вариант с максимизацией внутреннего производства и минимизацией оборота внешней коопрации. Т.е. сделал упор только на собственное внутреннее производство. В результате цена изделия уже на этом этапе упала, поскольку из нее исключилась прибыль посторонних подрядчиков и субподрядчиков, накручивавших свою цену на каждой детали.
                Далее. В СпейсХ применяются самые современные технологии, в частности, сварка FSW (трением с перемешиванием). Это позволяет делать силовой набор отдельно и затем приваривать к корпусу. Экономится материалоемкость, энергоемкость, рабочее время и в конечном итоге снова снижается цена изделия.
                Главное - Маск сделал многоразовой первую ступень носителя, самую дорогую. А ведь если она одноразовая и полностью сгорает при пуске, ее полная стоимость включается в себестоимость ракеты. Но если ступень используется 10 раз (а мы ждем запуска ступени у 6-й раз уже на днях), то даже с учетом затрат на межполетное обслуживание цена резко снижается. Это уже поняли, наконец, и в Роскосмосе.
                Вот поэтому повторный запуск ракеты Falcon 9 стоит около $50 млн (пока, эта цифра будет снижаться).
                Вот почему конкурировать с Falcon 9 не под силу даже Протону, не говоря уже об Ангаре.
                1. +6
                  14 августа 2020 17:59
                  что из финансового отчета центра Хруничева за прошлый год следует: цена производства РН Ангара-А5 в ТРИ РАЗА превышает цену Протона-М и равна 7 млрд рублей.

                  Это не цена производства одной ракеты. Это цена производства комплекса Ангара. Причем на начальном этапе. Сюда входит и наземный обслуживающий комплекс, устройства контроля и прочее. Это нужно новое, так как комплекс новый. Как вы понимаете вложение в наземный комплекс разовое и далее только обслуживание. На самом деле цена ракеты Ангара-А5 лишь немного превышает цену ПротонаМ. И опять же, это до развертывания серии.
                  Вот поэтому повторный запуск ракеты Falcon 9 стоит около $50 млн (пока, эта цифра будет снижаться).

                  Не будет, реальная цена приближается к $100 млн, так почему-то в цену запуска не закладываются транспортировка ускорителей назад, их дефектовка, ремонт и прочее. Американцы очень любят жонглировать цифрами, с легкостью выкидывая из суммы миллионы, не относящиеся напрямую, но очень важные с точки зрения ее подготовки к старту.
                  Посмотрим еще, на какой раз у Маска будет авария с уже использованным блоком и какой ущерб это нанесет - это раз. Второе - что-то я сильно сомневаюсь, что людей будут запускать на уже летавшем ускорителе. Тупо не дадут это сделать страховые компании.
                  1. -3
                    14 августа 2020 18:59
                    Если цена ракеты Ангара-А5 "лишь немного превышает цену Протона-М", будьте любезны ее озвучить.
                    Цифрой.
                    А заодно поясните, как можно запустить изделие в серию, если на него не будет спроса.
                    Пруф на цену 100 млн для "девятки", плиз, в студию, пустая болтология и словоблудие начинает уже утомлять.
                    В цене запуска учитывается ВСЕ. Вы же не понимаете элементарных вещей.
                    Попробую пояснить, тоже жонглируя цифрами.
                    Допустим, ступень РН имеет себестоимость $30 миллионов (данные чисто условные, я показываю только сам алгоритм снижения цены).
                    Если она одноразовая, то сгорает целиком, ее цена закладывается в себестоимость всего изделия, поскольку амортизация ступени равна 100%.
                    Теперь возьмем многоразовую ступень, рассчитанную хотя бы на 10 пусков (в планах - гораздо больше). Амортизация стоимости производства в этом случае происходит в 10 приемов и равна таким образом 10%. Т.е. $3 миллионам. Если теперь к этой цифре приплюсовать стоимость межполетного обслуживания, себестоимость одноразовой 2-й ступени, цену обтекателя (он, к слову, тоже будет многоразовым и стоит прилично), стоимость аренды стартового комплекса, эксплуатации инфраструктуры космодрома, топлива, то даже при всем этом пуск Ф9 с многоразовой первой ступенью обойдется гораздо дешевле, чем с одноразовой.
                    Неужели это непонятно?
                    Неужели непонятно то, что уже понятно стало даже Роскосмосу, коль скоро он заговорил о разработке многоразовой ступени для той же Ангары?
                  2. -2
                    14 августа 2020 22:32
                    Цитата: Wedmak
                    Это не цена производства одной ракеты. Это цена производства комплекса Ангара. Причем на начальном этапе. Сюда входит и наземный обслуживающий комплекс, устройства контроля и прочее. Это нужно новое, так как комплекс новый. Как вы понимаете вложение в наземный комплекс разовое и далее только обслуживание. На самом деле цена ракеты Ангара-А5 лишь немного превышает цену ПротонаМ. И опять же, это до развертывания серии.

                    И когда же эта серрия а то МОСКВА, 6 авг "Ангара-А5М" для проведения летных испытаний с космодрома Восточный составит 6 миллиардов рублей, следует из материалов "Роскосмоса", размещенных на сайте госзакупок.
                    В материалах "Роскосмоса" на сайте госзакупкок говорится, что на изготовление первой "Ангары-А5М" в 2023-2024 годах планируется потратить 6,1 миллиарда рублей, второй в 2023-2025 годах - 6,2 миллиарда рублей.
                    А то до 25 года цена 6.2 миллиарда. Еще 5 лет никакой экономии не ждать Планов конечно громадье.
                    Цитата: Wedmak
                    Не будет, реальная цена приближается к $100 млн, так почему-то в цену запуска не закладываются транспортировка ускорителей назад, их дефектовка, ремонт и прочее. Американцы очень любят жонглировать цифрами, с легкостью выкидывая из суммы миллионы, не относящиеся напрямую, но очень важные с точки зрения ее подготовки к старту

                    Уже есть "НАСА заявило, что выбрало SpaceX для запуска миссии Imaging X-Ray Polarimetry Explorer (IXPE) на Falcon 9 в апреле 2021 года из стартового комплекса 39A Космического центра Кеннеди. НАСА заявило, что общая стоимость запуска для агентства составляет 50,3 миллиона долларов, включая сам запуск и другие «связанные с миссией» расходы."
                    1. 0
                      14 августа 2020 23:46
                      Цитата: Perseverance
                      И когда же эта серрия


                      Серийный выпуск А5 начнется с 2023-го года .

                      Цитата: Perseverance
                      а то МОСКВА, 6 авг "Ангара-А5М" для проведения летных испытаний с космодрома Восточный составит 6 миллиардов рублей, следует из материалов "Роскосмоса", размещенных на сайте госзакупок.


                      Это модернизированный носитель А5М. У вас написано об этом.

                      Цитата: Perseverance
                      А то до 25 года цена 6.2 миллиарда. Еще 5 лет никакой экономии не ждать Планов конечно громадье.


                      Вы ракеты перепутали. Контракт на запуск 4-х носителей А5 заключен на ~18млрд рублей.
                      1. -1
                        15 августа 2020 11:44
                        Цитата: slipped
                        Серийный выпуск А5 начнется с 2023-го года .

                        Они что будут A5 и A5М одновременно делать вот это да wassat A5 настолько кривая что нужно сразу переделывать в А5М, А5М настолько дорогая что в серию ее не пустить и даже A5 не заменить wassat
                        Цитата: slipped
                        Вы ракеты перепутали. Контракт на запуск 4-х носителей А5 заключен на ~18млрд рублей.

                        Так, к 2024 году она должна составить 4 млрд руб.

                        Как отмечает «РИА Новости» со ссылкой на данные госзакупок, по контракту от апреля 2020 года стоимость изготовления ракеты «Протон-М» для запуска телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМУ4» составляет 2,33 млрд руб.
                        То есть обещают (планов как всегда громаде ) будет всего лишь почти в два раз дороже протона. Который и так почти весь рынок потерял tongue
                      2. 0
                        15 августа 2020 12:22
                        Цитата: Perseverance
                        Они что будут A5 и A5М одновременно делать вот это да wassat


                        Нет. А5 - серия, А5М - испытания. Там же ясно сказано. Что-то никто не говорит "вот это да", когда одновременно летают F9 и F9FT.

                        Цитата: Perseverance
                        A5 настолько кривая что нужно сразу переделывать в А5М


                        Это с чего такой вывод? laughing Отличная ракета. Прекрасно подходит для большого числа задач, включая коммерческие.

                        Цитата: Perseverance
                        А5М настолько дорогая что в серию ее не пустить и даже A5 не заменить


                        А5М идёт в серию после своих испытаний. Цена будет сопоставима с серийной А5.

                        Цитата: Perseverance
                        Так, к 2024 году она должна составить 4 млрд руб.


                        Да, при начале серийного производства. При увеличении серии цена ракеты снизится.

                        Цитата: Perseverance
                        стоимость изготовления ракеты «Протон-М» для запуска телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМУ4» составляет 2,33 млрд руб.


                        Ракета "Протон-М" имела достаточно большую серию ранее, что способствовало снижению её стоимости. Сейчас выпуск её комплектующих прекращён. Россия переходит с ядовитого гептила на экологически чистые компоненты.

                        Цитата: Perseverance
                        То есть обещают (планов как всегда громаде ) будет всего лишь почти в два раз дороже протона.


                        Стоимость услуг по запуску предварительного контракта на А5 ~64млн$. что сопоставимо с услугами по запуску ракеты "Протон-М".

                        Цитата: Perseverance
                        Который и так почти весь рынок потерял


                        "Рынок" запусков в данном сегменте для России сейчас закрыт различными заградительными условиями, это и прямой запрет на запуск спутников с американскими компонентами с 2023-го года и высокая страховка за запуски от западных компаний. Поэтому Россия сейчас сосредоточится на предложениях по созданию спутников на основе отечественных серийных спутниковых платформ с продажей услуг по их запуску "под ключ". Ближайший такой запуск - спутник связи "Ангосат-2".
                      3. -1
                        15 августа 2020 16:00
                        Цитата: slipped

                        Нет. А5 - серия, А5М - испытания. Там же ясно сказано. Что-то никто не говорит "вот это да", когда одновременно летают F9 и F9FT.

                        Вот именно, что летал по оному контратаку по одной стоимостью, без удорожания.
                        Ангара тут чемпион распила wink
                        Цитата: slipped

                        Это с чего такой вывод? Отличная ракета. Прекрасно подходит для большого числа задач, включая коммерческие.

                        дык факты. А где там коммерческие заказы? Не успели сделать A5 уже нужна A5М которая мало того что дороже, так требуется еще испытания wassat
                        Удешевление A5 не сказываться на A5М laughing это wassat

                        Цитата: slipped
                        Да, при начале серийного производства. При увеличении серии цена ракеты снизится.

                        Планов громадья. Что то всегда все про будущие. laughing
                        Цитата: slipped
                        Стоимость услуг по запуску предварительного контракта на А5 ~64млн$. что сопоставимо с услугами по запуску ракеты "Протон-М".

                        Ну так где коммерческий контракт за 64$? Сейчас так «Экспресс-АМУ4» составляет 2,33 млрд руб.
                        В материалах "Роскосмоса" на сайте госзакупкок говорится, что на изготовление первой "Ангары-А5М" в 2023-2024 годах планируется потратить 6,1 миллиарда рублей, второй в 2023-2025 годах - 6,2 миллиарда рублей.
                        И не надо опять про " планов громаде"
                        Цитата: slipped
                        Поэтому Россия сейчас сосредоточится на предложениях по созданию спутников на основе отечественных серийных спутниковых платформ с продажей услуг по их запуску "под ключ". Ближайший такой запуск - спутник связи "Ангосат-2".

                        laughing laughing
                        В 20 числах апреля министр телекоммуникаций и информационных технологий Анголы Жозе Карвалью да Роша в интервью газете Jornal de Angola заявил что спутник «Ангосат-1» официально признан неработоспособным и что в рамках заключённого контракта Россия обязана построить новый спутник.
                      4. 0
                        15 августа 2020 16:43
                        Цитата: Perseverance
                        Вот именно, что летал по оному контратаку по одной стоимостью, без удорожания.


                        Испытания всегда стоят дороже для производителя. Цену за запуск нового носителя можно выставить одинаковую со старой.

                        Цитата: Perseverance
                        Ангара тут чемпион распила wink


                        Это только ваше имхо и всё.

                        Цитата: Perseverance
                        дык факты. А где там коммерческие заказы?


                        Ракета только проходит свои испытания. Заказы на неё есть. В том числе и чисто коммерческий иностранный - южнокорейский спутник для А1.2.

                        Цитата: Perseverance
                        Не успели сделать A5 уже нужна A5М которая мало того что дороже, так требуется еще испытания wassat


                        Любые новые ракеты требуют испытания. Следом за А5М идёт А5В. Ангара - это семейство ракет.

                        Цитата: Perseverance
                        Удешевление A5 не сказываться на A5М laughing это wassat


                        Сказывается. В итоге все будет по одной цене.

                        Цитата: Perseverance
                        Планов громадья. Что то всегда все про будущие.


                        Освоение полного цикла производства ракеты в Омске "не за горами".

                        Цитата: Perseverance
                        Ну так где коммерческий контракт за 64$? Сейчас так «Экспресс-АМУ4» составляет 2,33 млрд руб.


                        Около 33млн$ за пуск тяжелого космического спутника одноразовой ракетой? laughing Маск бы обзавидовался. Нет. 2,33 млрд - это себестоимость производства ракеты. Запуск "Экспресса" на РН "Протон-М" стоит дороже.

                        Цитата: Perseverance
                        В 20 числах апреля министр телекоммуникаций и информационных технологий Анголы Жозе Карвалью да Роша в интервью газете Jornal de Angola заявил что спутник «Ангосат-1» официально признан неработоспособным и что в рамках заключённого контракта Россия обязана построить новый спутник.


                        "Ангосат-1" делала РКК "Энергия". После аварийного запуска этого спутника, Ангола получила в использование мощности другого космического аппарата. "Ангосат-2" создает ИСС им. Решетнёва на коммерческой платформе "Экспресс-1000Н".
                2. MMX
                  -2
                  14 августа 2020 22:46
                  Я так и не понял. Прежде чем говорить о конкурентоспособности, будте любезны, озвучте, пожалуйста, стоимость запуска ракеты Маска со ссылкой на источник?
            4. 0
              18 августа 2020 12:59
              О характеристиках Ангары вообще молчу

              Да, иногда лучше помолчать. А то вы свои пафосом рискуете обидеть европейских "исключительных". По всем характеристикам , включая ценовые, Ангара превосходит Ариан 6. Но EKA почему то не останавливает разработку "устаревшей" ракеты
      2. -2
        14 августа 2020 19:50
        Цитата: Wedmak
        Ангара-А3 порезана в угоду Союзу-5, надеюсь больше сокращений не будет.


        Там не было никаких сокращений - А3 не разрабатывалась дальше аванпроекта. Кроме того Союз-5 выводит больше полезной нагрузки.
    3. KCA
      0
      14 августа 2020 12:08
      А в августе 1998 года указом президента был объявлен дефолт, и план-график ушёл коту под хвост
      1. +2
        14 августа 2020 12:13
        2020-1998=22 года назад.
  2. -1
    14 августа 2020 11:15
    хорошая новость ... единственно что вызывает непонимание ... так это запуск макета за большие деньги ... можно было бы и помимо габаритно-весовой части вывести что-то полезное ... риск он есть и на отработанных изделиях ...
    1. +3
      14 августа 2020 11:25
      Да ктож его знает, что они обозначают словом "макет" ?
      1. -2
        14 августа 2020 11:26
        Куб бетонный.
        1. +3
          14 августа 2020 11:27
          Ну это вряд ли.
          1. +5
            14 августа 2020 11:40
            Конечно вряд ли, там цилиндр будет. laughing
      2. -2
        14 августа 2020 12:31
        Сергей 39 -Рогозина запустят с нанобатутом от чубайсы. ... lol
        1. 0
          14 августа 2020 16:00
          А я слышал борцов с режимом будут запускать на Марс.
    2. +7
      14 августа 2020 11:29
      С полезной нагрузкой будет заключительный пуск, есть нормативная документация по космосу, нельзя же ее нарушать, ее в СССР писали умные люди.
    3. -6
      14 августа 2020 12:15
      Цитата: silberwolf88
      . можно было бы и помимо габаритно-весовой части вывести что-то полезное ...

      Предлагаете запустить в космос Ладу Гранта с глючающим роботом Федя, как ответ Маску, с его Фальконом и Тесла? Представляю заголовки иностранных сми: Федя на Гранте покоряет космос laughing
      1. +4
        14 августа 2020 12:24
        Хорошая идея. А когда нибудь,через сотни лет, выловить их как артефакт предыдущей цивилизации...
        1. -2
          14 августа 2020 12:51
          Цитата: Wedmak
          А когда нибудь,через сотни лет, выловить их как артефакт предыдущей цивилизации...

          Зато их сохранность в космосе, наверное, будет отличная, в отличие от земных условий
      2. +1
        17 августа 2020 08:11
        Одну "Гранту" запускать в космос бессмысленно (ДТП с Теслой в астероидном поясе нам еще не хватало), а весь АвтоВАЗ в ракету не влезет )))
    4. +3
      14 августа 2020 12:26
      Так это минимизация потерь.

      Ну то есть, сам пуск 200млн (к примеру), а какой нить военный спутник в этом пуске легко может 500+ стоить. Поэтому лучше потерять 200 млн, чем 700 wink .

      Плюс косяки со страхованием.

      Иногда запускают с полезной, но не очень дорогой. Например KZ-11 летела сразу с Bilibili спутником и не вышла на орбиту. Но в целом, все довольны и Bilibili тоже, полетит на следующих.

      У светлячков в первый полет отправится DREAM - это их же разработка на 26 мест (спутников) - и вроде их забьют разными кубами от школ и университетов на безвозмездной основе. И очередной орбитальный трактор (который сможет двигать спутники с орбиты на орбиту), в варианте демонстратора.

      Метановый вулкан-центавр в первый полет повезет посадочную платформу и демонстратор шагохода на Луну сразу wink . Но там цена вопроса миссии ~100 млн без учета запуска. И миссию собрали по типу стартапа + инвестиций + грантов от университетов + гранта ЕКА + гранта НАСА.

  3. -11
    14 августа 2020 11:15
    рогозин закусил удила ну-ну
  4. +1
    14 августа 2020 11:29
    Как то неожиданно.Унас же всепропало?Удачи в транспортировке,заодно логистику проверим.РЖД справится,представляю как они готовятся к приему литерных составов. feel
    1. +3
      14 августа 2020 12:01
      а что у ржд были с этим проблемы?
      1. -2
        14 августа 2020 12:05
        На Байканур это одно а в Плесецк это другое.
        1. +6
          14 августа 2020 12:41
          а что туда ни разу ракеты не доставляли?)))
  5. -1
    14 августа 2020 12:00
    интересно, в свете последних инициатив Дмитрия Олеговича какая ливрея будет у Ангары? "Гжель" или "Хохлома"?
    1. -4
      14 августа 2020 12:08
      Картина "Последний день Помпеи".Ну Вы поняли чей последний день.
      1. -2
        14 августа 2020 12:31
        намекаете на гламурный "Палех"? всё может быть.
    2. 0
      14 августа 2020 19:19
      Цитата: Wwk7260
      интересно, в свете последних инициатив Дмитрия Олеговича какая ливрея будет у Ангары? "Гжель" или "Хохлома"?


      Удивительно, как это возбуждает сетевых хомячков laughing Особенно небратьев.

      Не ведают они, что ранее ракеты с принтами различного орнамента не раз запускались, очень даже симпатично выглядит, как пример олимпийский принт 2014-го года:

  6. +1
    14 августа 2020 12:03
    А как же ж Восточный? Его разве ж не под Ангару делали?
    1. +2
      14 августа 2020 14:30
      Цитата: Dikson
      А как же ж Восточный? Его разве ж не под Ангару делали?

      Сейчас строят вторую очередь..
      https://www.roscosmos.ru/26799/
    2. +3
      14 августа 2020 19:22
      Цитата: Dikson
      А как же ж Восточный? Его разве ж не под Ангару делали?


      На "Восточном" строят старт для КРК "Амур". Для всех типов ракеты Ангара. Только что по СевМорпути в Советскую гавань доставили оборудование стартового стола, вот перегружают на баржу, для доставки по реке к космодрому:

  7. +3
    14 августа 2020 12:23
    "Ракета-носитель работает на экологически чистом топливе " - Гретта апплодирует стоя! Правда, как то мне это плохо представляется. Но важнее другое - что бы, мы не сдавали позиции ведущей космической державы.. Ни пуха !
  8. +3
    14 августа 2020 12:39
    Цитата: К-612-О
    С полезной нагрузкой будет заключительный пуск, есть нормативная документация по космосу, нельзя же ее нарушать, ее в СССР писали умные люди.

    на самом деле, если б в России был развит космический рынок и были б технологии создания кубсатов, можно было б легко наполнять тестовые запуски университетскими кубсатами, что очень недорого и полезно для студенческого или коммерческого развития.

    В мире за последние 6-7 лет было выведено 1300 кубсатов
    Сейчас их пихают практически в любой запуск, как доп. нагрузка.
    Spire Global - около 150+ кубсатов
    Planet Labs - около 350+ кубсатов

    Россия на этом рынке занимает чуть больше 1%
    1. +3
      14 августа 2020 13:28
      ну вот я об этом и написал (огрёб минусовки) ... можно было университеты на безвозмездной основе подключить ... и точно что-либо нашлось у Бауманки ... МАИ или того же МГУ ...
    2. +1
      14 августа 2020 19:32
      Цитата: Инженер Щукин
      на самом деле, если б в России был развит космический рынок и были б технологии создания кубсатов,


      Линейка кубсатов на продажу от российской частной компании Спутникс:



      Цитата: Инженер Щукин
      можно было б легко наполнять тестовые запуски университетскими кубсатами, что очень недорого и полезно для студенческого или коммерческого развития.


      Нет. ГВМ запускаются с конкретными целями. Студенческие и университетские спутники отечественного производства у нас летят кластерными запусками. Например в ближайшее время предстоит запуск нескольких таких аппаратов, вплоть до 5 килограммовых формата 6U:



      Цитата: Инженер Щукин
      Сейчас их пихают практически в любой запуск, как доп. нагрузка.


      Да, так и происходит.

      Цитата: Инженер Щукин
      Россия на этом рынке занимает чуть больше 1%


      По запуску МКА - нет. Ежегодно запуски МКА только увеличиваются.
  9. +3
    14 августа 2020 13:32
    Цитата: Гражданский
    Цитата: vkl.47
    Ждём нытиков в комментах.(всёпропальщики)строят...плохо.не строят...тоже плохо.всё плохо.а вот раньше...

    Вот именно достали эти всепропальщики! Вы что хотите как на Украине? Вам что Донбасса мало? Рогозин самый лучший в мире космический менеджер, Роскосмос лидер запусков, а вы там пляшите на своих майданах. Верите в пропаганду Госдепа, на самом деле Маск это актер Брюс Уиллис, все запуски сПейс Икс сняты в Голливуде. И вообще, забыли что ли, что первая женщина в космосе это Терешкова???

    Я не плясал на майданах))я в родился в России, здесь и живу всю жизнь.а вна Украине последний раз был когда она была советской республикой.как то так))
  10. -1
    14 августа 2020 15:46
    Господи, не уж то СВЕРШИЛОСЬ... crying
  11. -1
    14 августа 2020 16:38
    А когда Россия прекратит поставлять ВРАГУ ракетные движки?
  12. +1
    14 августа 2020 19:57
    Железнодорожный эшелон с тяжелой ракетой-носителем "Ангара-А5" отправился с территории Центра им. М. В. Хруничева на космодром Плесецк. Ракета должна прибыть на северный космодром для подготовки к летным испытаниям 17 августа