Школа и пандемия: главный вызов современности

38

Источник: kaskad.tv

Яблоко познания


Все предыдущие месяцы борьба с коронавирусом готовила нас к главному – массовому выходу школьников и студентов с вынужденных каникул. С одной стороны, в России до сих пор каждый день фиксируется чуть менее 5 тысяч новых заражений COVID-19, что заметно повышает риски открытия школ. А с другой стороны, дальнейшая работа школ, средних специальных и высших учебных заведений в дистанционном режиме грозит катастрофическим падением уровня образования. И чрезмерное нервное поведение родительской общественности в период онлайн-образования также грозило социальным взрывом. Были среди функционеров от образования и сторонники перехода на дистанционное образование как в школах, так и в университетах. Точнее, они хотели сделать онлайн-версию базовой схемой обучения, а очную форму выделить в качестве дополнительного формата. Одним из аргументов стали достаточно радужные итоги ЕГЭ в 2020 году. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев сказал об итогах экзамена:

«Результаты в целом не лучше и не хуже результатов прошлых лет».




Школа и пандемия: главный вызов современности

Источник: irksib.ru

Если учесть, что старшеклассники последнюю четверть вообще не появлялись в школе, то форму дистанционного образования вполне можно считать успешной. Но в итоге, взвесив все «за» и «против», Министерство просвещения все-таки запустило детей в школы 1 сентября. Конечно, со множеством ограничений, разработанных совместно с Роспотребнадзором.

Надо сказать, что санитарные врачи еще с начала лета вводили педагогов в изумление своими требованиями полного разобщения классов. Речь шла вплоть до индивидуальных звонков для каждого коллектива учащихся. К счастью, до этого дело не дошло. Школьному образованию вообще тяжело адаптироваться к реалиям пандемии: все предшествующие годы её реформировали совсем в другую сторону. Увеличение наполняемости класса, когда вполне нормальным считается 32-35 учащихся в одном помещении, явно играет в пользу инфекций. Увеличение нагрузки на педагога (базовые 18 часов может позволить себе далеко не каждый) влечет за собой общение учителя с максимально возможным количеством детей. Массовое слияние школ в огромные учебные конгломераты приводит к столь опасному в пандемию «перенаселению». Как обеспечить соблюдение всех санитарных норм в школе, где учится до 5-6 тысяч человек в две смены? Тем не менее, менять что-то кардинально сейчас в школе никто не собирается, и дети с педагогами окажутся в новой пандемической реальности.

Основным барьером на пути COVID-19 становится тотальный контроль температуры на входе в школу. Как утверждают в Министерстве просвещения и региональных ведомствах, учебные заведения уже снабжены бесконтактными термометрами в необходимых количествах. Традиционную линейку 1 сентября в большинстве школы страны организуют только для 1 и 11 классов. У родителей теперь есть возможность оставить своего ребенка на домашнем онлайн-обучении – для этого требуется только заявление. Но никто отдельно учителям увеличивать нагрузку в этой связи не будет. Предполагается использование стационарных камер в классе, транслирующих происходящее на уроке для детей на «удаленке». Только вот камер таких в классах пока нет, как нет и соответствующего программного обеспечения.

Врачебное сообщество настаивает, что дети не так сильно подвержены заражению, чем взрослые, да и болеют гораздо легче. Все санитарные меры позволят до минимума снизить вероятность заражения в стенах школы. Надо сказать, что новшества не самые суровые в сравнении с другими странами. К примеру, в Германии, дети которой уже почти месяц ходят в школу, ряд федеральных земель ввели обязательное ношение масок. За нарушение — вплоть до исключения. И только самым маленьким разрешают снимать маски за партой. Поэтому все отечественные эпидемиологические ограничения в школах нужно воспринимать взвешенно.

Максимально разобщить


Для того чтобы максимально разобщить детей из разных классов, в школе их будут ждать в разное время. К примеру, половину школы к первому уроку, а второю – ко второму. За каждым учебным коллективом закрепят строго определенную классную комнату, и только физика, химия, технология и физическая культура будут проходить в традиционном формате. Причем кабинеты физики с химией принимают детей только на лабораторных и практических работах. Разные части школы будут закреплены за определенными параллелями и перемещаться детям из одной части здания в другую будет запрещено. Вплоть до того, что межэтажные двери будут закрываться на время перемен. Постараются минимизировать контакты детей и в школьных столовых. Родители в школу допускаться не будут (только по крайней необходимости), а собрания перейдут в онлайн-режим. Зачем такие драконовские, на первый взгляд, меры? Все дело в грядущей волне осенне-зимних респираторных заболеваний среди сотрудников и воспитанников учебных заведений страны. Когда дети начнут массово заболевать ОРВИ и даже гриппом, медикам придется каждого проверять на COVID-19, дабы избежать второй волны этой заразы. А справиться с этим по понятным причинам не получится. Многие помнят, когда им ставили диагноз «грипп»? Чаще всего врачи обходятся традиционным ОРВИ, выписывают больничный, и все. Сейчас такое не пройдет, у каждого ребенка с температурой придется брать анализ, что сопровождается многими неудобствами: тот же защитный костюм требуется надеть. В общем, больше всех начала учебного года боятся не родители, не педагоги и тем более не школьники, а врачи, которым придется обращать самое пристальное внимание на каждую вспышку ОРВИ. В этой связи медицинские работники со временем займут важное место в школьной иерархии. Первые две недели в каждой школе России будет дежурить врач, который будет следить за соблюдением норм безопасности, а также обучать правилам поведения учителей и детей. Предполагается в будущем увеличить в школах штат медработников и ввести их в состав педагогического совета. Вообще, появление врачей в школьной жизни подрастающего поколения можно только поприветствовать, но вот откуда взять такое количество медиков? Ввести новые специальности в медколледжи и профильные вузы? Но это шаги на будущее, а вот здесь и сейчас, очевидно, врачей не хватит. Если их только не снимут с других направлений.

До 1 января 2021 года школы превратятся в максимально зарегулированные учреждения с фактическим отсутствием традиционной внутренней жизни. Запрещены все мероприятия, где могут встретиться дети из разных классов (кроме завтрака и обеда, естественно) и тем более из разных школ. Конкурсы и соревнования для одаренных детей переведены в дистанционный формат. И если прочитать доклад об изобретении все-таки можно на камеру, то как быть с олимпиадным движением? С олимпиадниками вообще одни проблемы. В начале года для одиннадцатиклассников отменили финальный Всероссийский этап предметной олимпиады и каждому присвоили статус призера. Это не только очень престижно, но еще и дает немалые бонусы при поступлении на бюджетные места в университеты. В итоге заочные призеры олимпиады, которых ожидаемо стало гораздо больше, забрали немало мест в вузах у поступающих по традиционным схемам. Сейчас впереди четыре месяца (как минимум) тишины, и непонятно до сих пор, как организовывать олимпиаду школьного уровня, не говоря уже о городском. А это, напомним, еще с советских времен мощнейший инструмент выявления талантливых детей в глубинке, из которых потом нередко вырастают выдающиеся управленцы, инженеры, врачи и так далее.


Источник: gazeta.ru

Как ни странно, главной проблемой в борьбе с пандемией в школах стало… пресловутое 1 сентября. Традиционно учебный год начинается по всей стране в один день, который стал даже праздничным в этой связи. Но COVID-19 резко против, как говорится. На карте страны хватает регионов, не вышедших даже из первой стадии снятия ограничений: Иркутская и Томская области, Ставропольский край и другие. По требования Роспотребнадзора, здесь не только школы нельзя открывать, но и спортом на улице заниматься можно на удалении 5 метров друг от друга. Конечно, есть приписка, что окончательное решение об открытии тех или иных организацией принимает руководство региона. Но ситуация по стране очень пестрая по COVID-19, и, наверное, решение проблемы пандемии единым для всех способом будет неправильным.

В этой связи показателен опыт Германии, где каждый субъект (федеральная земля) принимал собственное решение о выходе детей в школу. Как уже было сказано выше, немцы начинают учиться в августе, но все по-разному. Кто-то, как федеральная земля Мекленбург — Передняя Померания, открывает двери школ 3 августа, а в Берлине, к примеру, дети садятся за парты только спустя неделю. В Германии многие школы открылись с двухнедельным опозданием от графика: тому причиной наряженная обстановка с COVID-19. Немецкие школы гибко реагируют на вызовы инфекции, не боясь переносить начало учебного года. Насколько концепция первого сентября в пандемию будет эффективна для России, покажет время.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    1 сентября 2020 05:09
    Поэксмперементировали на удаленке, а что изменилось - то с марта 2020? Теперь опять эксперементы еще лохмаче чем на удаленке. Со слов учителей начинается "сплошной дурдом"! Просто количество помещений для школьных классов, входов и выходов под такое при их строительстве не планировалось. Зато какое раздолье для шртафов МУП у Роскомнадзора!
    1. +15
      1 сентября 2020 05:20
      Цитата: сибиралт
      Со слов учителей начинается "сплошной дурдом"!

      Не то слово..А вы знаете,как на удаленке сессии и зачеты с экзаменами сдают?Лучше бы и не знали,таких скоро получим "специалистов широкого профиля народного хозяйства",что не дай бог быть их современниками...
      1. +12
        1 сентября 2020 06:13
        Знаем... Я сам - начинающий преподаватель. В ожидании бреда и фигни от наших управленцев.

        Я считаю, что дистанционная система образования не заменит традиционную. Студентам важен личный контакт и общение с преподавателем.
        1. 0
          2 сентября 2020 00:04
          Цитата: Ilya-spb
          дистанционная система образования не заменит традиционную. Студентам важен личный контакт и общение с преподавателем

          Абсолютно согласен. А детям младшего возраста это ещё нужнее, всё же студенты имеют больше опыта и лучше понимают важность образования.
          Тем более, меры защиты не так сложны. Можно с детства приучить детей серьёзно относиться к Гигиене.
      2. +6
        1 сентября 2020 08:23
        Похоже, что-то знаю. Моя жена на удаленке до двух часов ночи своих учеников на ЕГЭ натаскивала, а внучка на 4 курсе в президентской академии изучает на удаленке премудрости госуправления. Представляю какие у нас будут чиновники. Если работу найдут по специальности, конечно. Тут бабушка надвое сказала. Никаких гарантий.
    2. -1
      1 сентября 2020 05:36
      это дети. тут любые меры недостаточны. надо крутиться школам. искать выходы и варианты. дурдом-конечно. но какие еще варианты? посадить детей по домам и учебный год похоронить? это проблемы для всех. и родителей и детей и учителей.
    3. +1
      1 сентября 2020 06:19
      Цитата: сибиралт
      Поэксмперементировали на удаленке, а что изменилось - то с марта 2020? Теперь опять эксперементы еще лохмаче чем на удаленке. Со слов учителей начинается "сплошной дурдом"! Просто количество помещений для школьных классов, входов и выходов под такое при их строительстве не планировалось. Зато какое раздолье для шртафов МУП у Роскомнадзора!

      Спасибо за адекватный комментарий, Олег! good
      Вся надежда - на всёспасающий "здравый смысл". Надеюсь - будет просто "учебный год".
    4. -3
      1 сентября 2020 06:32
      Нужно понимать, что необходимо обеспечить образовательную деятельность и сохранить здоровье - это крайне сложная задача, особенно на школьном уровне! Первоклашек на дистант, да и в целом школьников, кроме двух старших классов на дистант не переведешь - здесь только учитель. Но и о его здоровье нужно думать чуть ли не в первую очередь, с учетом возрастных категорий много учителей из группы риска! Так что не нужно думать, что чиновники думают о штрафах - там такие же люди и у них такие же дети, которые идут в школу! Но я бы расставил приоритеты - сперва здоровье человека, потом образование! Знания завсегда наверстать можно, а вот со здоровьем гораздо сложнее...
      1. 0
        1 сентября 2020 08:30
        Если вы в курсе, то с 1 сентября бесплатное питание для младших школьников обязательно. Но подавляющее большинство школьных столовых и буфетов будут не доступны для остальных учащихся. По простой причине - недостаточно помещений и поваров. Об этом власти как-то и не подумали.
        1. -3
          1 сентября 2020 08:32
          Это не совсем власти. Более касается непосредственное руководство школ. Но это временные трудности и они будут несомненно решены-сам факт бесплатного питания не может не радовать!
          1. -1
            1 сентября 2020 22:18
            Цитата: Зяблицев
            -сам факт бесплатного питания не может не радовать!

            Бесплатный завтрак для детей 1-4 классы, те кто старше-уже платно. Таковы законы сейчас. request
            1. +1
              1 сентября 2020 22:19
              Но это уже лучше, чем вчера!
              1. -1
                1 сентября 2020 22:22
                Цитата: Зяблицев
                Но это уже лучше, чем вчера!

                Если "вчера"-это Советский Союз, то в позиции-"бесплатно"-было гораздо лучше. feel
                1. 0
                  1 сентября 2020 22:45
                  Нет. Советский Союз - это, к сожалению, уже не вчерашняя история....
                  1. -1
                    1 сентября 2020 22:47
                    Цитата: Зяблицев
                    Нет. Советский Союз - это, к сожалению, уже не вчерашняя история....

                    Какие то 29 лет назад. По мне-так вполне вчера. request
        2. +3
          1 сентября 2020 15:26
          ну по поводу бесплатного питания это с большой натяжкой можно так назвать, нас предупредили , что бесплатными будут только завтраки. У нас есть Московия где живут ЛЮДИ, а есть остальная Русь, или жопа мира как москали нас называют
    5. -2
      1 сентября 2020 22:20
      Цитата: сибиралт
      Со слов учителей начинается "сплошной дурдом"

      Что вы под этим подразумеваете? Ибо так некоторые педагоги говорят во все времена. request
  2. 0
    1 сентября 2020 06:12
    Очень активно обсуждаются меры, которые будут реализованы в школе, но в тени остаётся тематика высшего образования. А там наблюдается какой-то странный оптимизм... Хочется отметить, что подавляющее большинство сотрудников прекрасно понимают всю пагубность «дистанционки». Но и выполнить все эти условия просто невозможно. Нет возможности закрепить аудиторию за группой. Количество человек в группах последнии годы постоянно росло, обеспечить дистанцию не получается. Измерение температуры - одна тетенька с одним термометром против сотен студентов. Остаётся только масочный режим. Но контролировать то я его могу только на занятии. А они все ещё до входа в корпус перецелуются. Нельзя забывать о том, что у студентов широкий спектр соц контактов... Ну, короче говоря, настрой не самый радужный. Может и не так страшен черт (вирус) как его малюют, но мы же все видели реакцию на рост заболеваемости. Карантин. Очень бы не хотелось этого, но такое чувство, что к нему все и идёт.
    1. +3
      1 сентября 2020 07:02
      От "А" до "Я"
      В краснодарской школе №71 набрали 33 первых класса. Об этом рассказали в городском департаменте образования, передает «Российская газета».
      Классы получили литеры по всем 33 буквам русского алфавита.
      1. 0
        1 сентября 2020 22:27
        Цитата: 7,62х54
        От "А" до "Я"
        В краснодарской школе №71 набрали 33 первых класса. Об этом рассказали в городском департаменте образования, передает «Российская газета».
        Классы получили литеры по всем 33 буквам русского алфавита.

        Представляете какого качества там будет образование? wink Ну, там, "на верху" видимо виднее. feel "Оптимизация, б---лин. request
  3. +2
    1 сентября 2020 06:58
    Не хочу ничего обсуждать ... у нас за сутки умерло больше, чем за пол месяца ... понятно, цифры не великие, в паре аварий накануне погибло БОЛЬШЕ!!! но как то не по себе становится!!!
    Перевожу пацанов на домашнее обучение, пока ... пока есть такая возможность.
    1. +2
      1 сентября 2020 18:07
      Цитата: rocket757
      Перевожу пацанов на домашнее обучение, пока ... пока есть такая возможность.

      у меня жена "наиграется" в школу,тоже дома буду обучать...
      1. 0
        1 сентября 2020 18:20
        Даж прикольно получилось! Из всего класс на домашнем обучении остались ОТЛИЧНИК, ШАЛОПАЙ и БАЛБЕС! На первый семестр по крайне мере.
        В классе есть ребенок из семьи, в которой ВСЕ переболели "короной" сравнительно легко.
        Как будет дальше, посмотрим.
    2. 0
      1 сентября 2020 22:31
      Цитата: rocket757
      Не хочу ничего обсуждать ... у нас за сутки умерло больше, чем за пол месяца ... понятно, цифры не великие, в паре аварий накануне погибло БОЛЬШЕ!!! но как то не по себе становится!!!
      Перевожу пацанов на домашнее обучение, пока ... пока есть такая возможность.

      ИМХО: Дистанционное образование не может заменить образования традиционного, качество будет хуже, но современный закон это разрешает, некоторые выбирают, и это их выбор. И по вирусу-пока не переболеет 60% населения вирус будет процветать. request
  4. +8
    1 сентября 2020 06:59
    Все эти антиковидные меры такая показуха. Недавно довелось мне быть в Краснодарском аэропорту. Людей битком, стоят плечом к плечу. Кресел мало, присесть негде. В повязках может пятая часть. А тут ещё несколько рейсов задержали. Зато по громкой связи мурлыкающий голос регулярно объявляет что Роспотребнадзор рекомендует соблюдать социальную дистанцию.
    Я к чему это рассказываю. По мнению чиновников, главное вовремя издать побольше инструкций. А будут ли они исполняться, жизнеспособны ли они, никого не волнует.
    1. -1
      1 сентября 2020 22:35
      Цитата: 7,62х54
      Все эти антиковидные меры такая показуха. Недавно довелось мне быть в Краснодарском аэропорту. Людей битком, стоят плечом к плечу. Кресел мало, присесть негде. В повязках может пятая часть. А тут ещё несколько рейсов задержали. Зато по громкой связи мурлыкающий голос регулярно объявляет что Роспотребнадзор рекомендует соблюдать социальную дистанцию.
      Я к чему это рассказываю. По мнению чиновников, главное вовремя издать побольше инструкций. А будут ли они исполняться, жизнеспособны ли они, никого не волнует.

      Справедливости ради, это личное дело населения( его воспитание и уважение к другим)-соблюдать дистанцию или нет. При чём тут чиновники? Или как в Китае, за нарушение-вплоть до расстрела, вы готовы на такие меры? К чему эта демагогия?
      1. -2
        1 сентября 2020 23:00
        Демагогию вы разводите, как раз в духе приближенных к кормушке. Я говорил о том что указы/приказы шлёпаются без учёта реалий. Конкретно про аэропорт - попробуйте соблюсти дистанцию на регистрации и контроле.
        1. 0
          1 сентября 2020 23:02
          Цитата: 7,62х54
          Конкретно про аэропорт - попробуйте соблюсти дистанцию на регистрации и контроле.

          Конкретно от Вас и тех кто рядом, эта дистанция зависит. Нечего тут на зеркало пенять.
  5. 0
    1 сентября 2020 07:03
    Есть и положительные моменты. нынче не было угрожающих вспышек гриппа. А то бывало в школу придет учительница с соплями , с температурой в школу, типа того что ничего страшного, а через неделю пол школы на больничном, хоть маски приучили носить. Можно к маскам и спирт выдавать для дезинфекции. wassat
    1. +6
      1 сентября 2020 08:36
      Вся школьная инфекционка и педикулёз идут не от учителей, а от учащихся. Не надо врать!
    2. +1
      1 сентября 2020 22:43
      Цитата: Вольный ветер
      Есть и положительные моменты. нынче не было угрожающих вспышек гриппа. А то бывало в школу придет учительница с соплями , с температурой в школу, типа того что ничего страшного, а через неделю пол школы на больничном, хоть маски приучили носить. Можно к маскам и спирт выдавать для дезинфекции.

      Да ну?! А я то считал, что это родители пытаются запихать детей в школу любыми средствами и в любом состоянии, лишь бы не мешали им "работу работать", а бабушек и дедушек у многих и нет. А вы тут нам Америку пытаетесь открыть, прям Колумб а не "Вольный ветер". И да, я работаю в школе. wink
  6. +3
    1 сентября 2020 07:08
    Главная проблемма не пандемия.а что власть придержащие делают с образованием.все эти эксперименты направленны на её уничтожение.на невостребованность получивших образование.всё больше выпускников с дипломами не могут реализоваться в выбранных специальностях.это кража времени и стремлений.
    Вирус как мана небесная для реформаторов.под этот соус можно много понапридумывать и внедрить.
  7. +6
    1 сентября 2020 07:43
    Тем не менее, менять что-то кардинально сейчас в школе никто не собирается, и дети с педагогами окажутся в новой пандемической реальности.

    Менять конечно никто, не собирается. Школ все меньше. Новых почти нет, а в нашем городе на юбилей потратят 20 млрд. рублей. На эти деньги 10 современных школ можно было построить и максимально разобщить детей, но куда там...
    Первые две недели в каждой школе России будет дежурить врач, который будет следить за соблюдением норм...

    Ух ты, круто.. Вот только где же столько врачей взять? Или на пару недель поликлинники прикрыть.
    Если их только не снимут с других направлений...

    С каких других..?
    1. BAI
      0
      1 сентября 2020 11:21
      Штатный врач, по крайней мере медсестра, есть в каждой городской школе. В деревенских - в зависимости от размера. Но в маленьких школах с соцдистанцией проблем меньше.
  8. +3
    1 сентября 2020 09:11
    Нам в школьную группу прислали список:
    мыло жидкое 1 литр, антисептик - 1 литр, полотенца бумажные 5 рулонов, плюс на каждый день мыло жидкое 1 бутылочка, полотенце бумажное 1 рулон, туалетная бумага 1 рулон. С собой должно быть 5масок на день, антисептик, перчатки, сменная обувь. И это не шутка, спасение утопающих дело рук самих утопающих.
    1. 0
      1 сентября 2020 22:36
      Цитата: Alex66
      спасение утопающих дело рук самих утопающих.

      Так было во все времена.
    2. 0
      2 сентября 2020 00:31
      5 масок на день?!?
      Наверное, так надо. Но у нас в аптеке маска стоит 20 рублей. В "Пятерке" комплект из трёх масок -- 76 рублей. В общем, 100 рублей на день только на маски. 20 учебных дней в месяц -- это 2000 рублей. Кто ж такое потянет из моих соседей? Особенно ежедневный рулон бумажных полотенец -- от 90 до 120 рублей. Дешёвая туалетная бумага из продажи исчезла. Значит 1 рулон -- от 15 рублей и выше. Короче, в среднем 150 рублей на день. Фантастика.

      Дети школьного возраста в моей небогатой хрущевке имеются. Полагаю, маски будут стираться родителями. Иначе с учётом прочих требований для семей со скудным достатком -- разорение. Я свои стираю.
      Кстати, по опыту постоянного ношения скажу сразу: маска пропускает любые парфюмерные ароматы. Так же, как и индивидуальные запахи тел. Ничуть не задерживает. Хоть новая, хоть стиранная. Значит тем более вирус не задержит, ежели обкашляет кто. Смотрела в интернете: маска респираторного типа многоразовая -- от 300 до 600 рублей.
      Вывод: один заболевший, но ещё не понимающий этого ребенок несмотря на маску инфицирует весь класс, следовательно, большой родительский коллектив. Каковы бы ни были меры по обеззараживанию и затраты на них.
      Печально.
      Пообщалась со знакомой из Сочи. С месяц назад пик эпидемии докатился до них. Знакомая заразилась от 32-летней соседки. Та умерла, а знакомая 45-и лет, диабетик, как ни странно, выжила. В больницу не взяли, мест нет, забито всё. Зато дважды делали тест на ковид-19, подтвердился. А когда она вышла после болезни на работу, заразила сослуживицу, та сейчас при смерти. Таким образом, моя знакомая -- носитель. А как не работать?
      Так вот, у неё сын школьник. Не заболел, но теперь тоже носитель инфекции. И вот этот ребенок явится в школу в маске, которая пропускает всё, чихнёт, маска пропустит. Да и одежда, что на ребёнке будет надета, заразна. Дети касаются друг друга. Ситуация, конечно, ужасная.
  9. BAI
    0
    1 сентября 2020 11:18
    В этой связи показателен опыт Германии, где каждый субъект (федеральная земля) принимал собственное решение о выходе детей в школу.

    А чего здесь показательного? Как потом ЕГЭ проводить, в институты поступать? Да и призыв в армию никто не отменял.