24 августа 1572 г. в Париже произошла массовая резня гугенотов (Варфоломеевская ночь)

24 августа 1572 г. в Париже произошла массовая резня гугенотов (Варфоломеевская ночь)

В ночь на 24 августа 1572 г., в канун дня святого Варфоломея, в Париже началось массовое избиение протестантов. Организатором бойни традиционно считают мать французского короля Карла IX Екатерину Медичи (с подачи итальянских советников, таких как Альбера де Гонди и Лодовико Гонзага) и Генриха де Гиза, герцога Лотарингского, который был организатором и руководителем многочисленного и влиятельного движения - Католической Лиги. Это кровавое событие произошло всего спустя шесть дней после свадьбы лидера гугенотов и короля Наварры Генриха и королевской сестры Маргариты Валуа, в связи с которой значительная часть самых знатных и богатых гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже.

Бракосочетание лидера гугенотов с сестрой французского короля Карла IX и дочерью Екатерины Медичи должно было стать символом укрепления мира между французами разных конфессий. Однако в реальности, это событие стало удобным моментом для ликвидации Католической Лигой множества своих политических противников и нанесения серьёзного удара по гугенотам. Во французскую столицу приехали сотни дворян – протестантов, которые сопровождали короля Генриха Наваррского на брачной церемонии. Чтобы убийцы ночью не ошиблись в поисках жертв, всем католикам Парижа было велено нацепить на шляпы белые кресты. Кроме того, гугенотов можно было отличить по чёрной одежде, а их дома пометили белыми крестами. Колиньи был убит один из первых, его тело подвергли оскорблениям.

Политическая акция была усилена стихией толпы. Горожане-католики с раздражением восприняли наплыв гугенотов в Париж. Ненависть подогревалась ростом налогов, цен на продовольствие, предметы первой необходимости, людей раздражала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы. Кровь привела к тому, что город оказался во власти черни. Преступники совершали свои тёмные дела, люди убивали своих кредиторов, просто иностранцев (немцев, фламандцев), грабили соседей, избавлялись от родственников. Генрих Наваррский и Конде, жившие в Лувре, спаслись тем, что перешли в католичество. Бойня в Париже привела к волне насилия, которая прокатилась в других городах и селениях в масштабах всей страны. Были убиты тысячи людей, но организаторы решили главную задачу – эта резня стала коренным переворотом в Религиозной войне во Франции, гугенотам был нанесён сокрушительный удар. Десятки тысяч гугенотов сбежали в другие страны. Католичество одержало победу во Франции.


Необходимо сказать о цинизме западников и их российских лакеев, которые любят говорить о «кровавом» Иване Грозном, при котором за всё его длинное правление было казнено примерно 4 – 7 тыс. человек (значительная часть из них была сторонниками децентрализации Русского государства, т. е. с языком 20 столетия представители «пятой колонны»). В Париже и Франции было уничтожено больше людей за один день, чем за всё правление Ивана Васильевича!

Предыстория

Реформационные идеи во Франции начали распространяться с 20-х годов XVI века. Сильная королевская власть, отсутствие раздробленности и большая самостоятельность французской церкви от Рима, позволили сохранить во Франции преобладание католической церкви. Король и дворянство были в целом довольны католической церковью. В 1516 году между королём Франциском I и Римом был заключён Болонский конкордат. Папа согласился с тем, что король выбирал кандидатов на высшие церковные должности во Франции, а Рим их только утверждал. Король мог долгое время не замещать открывшиеся вакансии и брать доходы с церковных земель в свою пользу (церковь была крупнейшим землевладельцем Франции). Постепенно церковь стала государственным учреждением. Прелаты церкви назначались из дворянских семей, высшие церковные должности стали уделом младших членов аристократических фамилий Франции.

Необходимо учесть и тот факт, что крестьянская масса была в целом довольна изменениями, которые произошли в 15-16 столетия, ухудшение их положения не произошло. В результате крестьяне в подавляющем большинстве были равнодушны к идеям Реформации.

Королевская власть первоначально не препятствовала распространению протестантских идей в стране. Французский король Франциск I поддерживал протестантских князей в Германии, т. к. это наносило удар по Габсбургам. Однако у идей Реформации не было широкой социальной базы во Франции. За реформацию выступали некоторые аристократы, дворяне, представители интеллигенции, буржуазии в крупных торговых городах. До середины 1540-х годов протестантские общины были небольшими, так в Париже было всего 300-400 человек.

Ситуация изменилась в 1534 году. Приверженец протестантизма Маркур, в связи с арестами нескольких протестантов, выступил с резкими тезисами. Фактически он обвинил папу и весь клир в обмане, идолопоклонстве и богохульстве. По его мнению, Церковь занималась всякими пустяками вроде колокольного звона, пения, пустых церемоний, бормотания молитв и пр. Это выступление мобилизовало католиков Франции. Еретиков стали отправлять на костёр. Так, в январе 1535 года было сожжено 35 лютеран и ещё 300 человек арестовали. Королевская власть попыталась запретить печать и закрыть все типографии, но вскоре выяснилось, что это невозможно. Поэтому, печатное дело поставили под особый контроль парламентской комиссии. С 1538 года началось сближение французского короля с императором и Римом. Протестантов стали жестко преследовать, либеральные времена окончательно ушли в прошлое.

В 1540-1550-е годы во Франции распространяется учение Кальвина. Сторонников Реформации во Франции стало значительно больше. Идеи кальвинизма были близки буржуазии, особенно учение об абсолютном предопределении. Кроме того, кальвинизм создавал мощные организации, которые могли противостоять другим протестантским направлениям и контрреформации. В этот период во Франции ряды кальвинистов укрепляются за счёт дворянства и католических клириков из низшего, разночинного клира, которые переходят в протестантизм. Правительство Генриха II (правил с 1547 г. — по 1559 г.) ужесточает меры против протестантов. В октябре 1547 года при парламенте была создана т. н. «Огненная палата», которая вела дела по делам ереси. Большинство приговорённых было из среды низшего духовенства и ремесленников, т. к. дворяне и богатые буржуа имели средства и влияние, чтобы откупиться, замять дело, или сбежать за границу.

В отличие от Германии, где главной движущей силой Реформации выступило крестьянство и Нидерландов, где в революционном движении преобладала буржуазия, во Франции борьбу начало дворянство (французская буржуазия в большинстве своём не решилась взяться за оружие). Причём дворяне, когда их притязания провалились, снова в своей массе перешли в католичество. Зажиточная буржуазия, когда после отмены Нантского эдикта в 1685 году началось массовое изгнание гугенотов из Франции, была вынуждена уехать из страны. Дворяне мечтали о конфискации церковных земель и получения политических прав. Крупные гугенотские сеньоры мечтали о разделе Франции на ряд самостоятельных провинций, о возвращении во времена до объединения государства под сильной властью короля. В результате «гугеноты религиозные» далеко не всегда были заодно с «гугенотами политическими». Их интересы сильно различались.

В региональном плане оплотом гугенотов стал юг Франции, который позже всех остальных областей был включён в состав единого французского государства и всегда был центром различного рода ересей (достаточно вспомнить Альбигойские войны – серию военных кампаний, инициированных Римом по искоренению ереси катаров в области Лангедок). Южные города пользовались большой автономией, и усиление центральной власти сопровождалось нарушением привилегий горожан. Наиболее известные центры – это Ла-Рошель, Ним, Монтобан, Монпелье. До Варфоломеевской ночи они защищали свои старые права и прежде всего, право свободы от королевских гарнизонов. Наличие королевского гарнизона означало полное подчинение города центральной власти (особенно в сфере выплаты всех податей, которые постоянно росли).

Однако до 24 августа 1572 года города не шли на открытый конфликт с королевской властью. Варфоломеевская ночь привела к восстанию почти всего дворянства на юге страны. Даже в этот момент города не сразу порвали с королем. Лишь после того, как в городах власть захватили радикальные элементы («рьяные»), они начинают поддерживать дворянство и финансировать его.

Верность католичеству и королю сохранило дворянство севера, северо-востока страны, большая часть бюрократического аппарата, которая была создана королевской властью, буржуазия северных городов, в первую очередь Парижа. Столица сыграла огромную роль в религиозной войне во Франции – это был огромный город с 300 – 500 тыс. населением (данные различных исследователей отличаются). Северная буржуазия выступала с лозунгом: «единый бог, единый король, единая вера, единый закон». Париж имел слишком много преимуществ от единства страны и сильной центральной власти, чтобы выступить против короля и католичества. Осталось верным старой религии и большая часть крестьянства. Ересь во Франции была порождением города, дворянства и интеллигенции. Мелкое крестьянское хозяйство во Франции не было разрушено, как в Англии, не произошло и резкое ухудшение жизни крестьян, как в Германии. Поэтому крестьяне в своей массе сохранили верность католицизму и королю. К тому же крестьяне видели в гугенотах-дворянах классового врага, который мог вернуть страну во времена феодальных войн, регулярных грабежей и насилий.

1559 году трон занял Франциск II. Он ничего не понимал в государственных делах, поэтому вся власть перешла в руки дядям его жены Марии (шотландская королева Мария Стюарт) Гизам. Франсуа Гиз возглавил армию, епископ Лотарингский и кардинал взял в руки гражданское управление. Это привело к созданию двух властных противоборствующих группировок. Гизы привлекли на свою сторону мать короля Екатерину Медичи, но оттерли от власти любимца покойного короля Генриха II коннетабля Монморанси и его родственников адмирала Колиньи и двух его братьев, а также постарались отделаться от ближайших родственников королевского дома, Бурбонов. Принцы крови и вельможи образовали единый фронт против Гизов. Старший представитель Бурбонов Антуан по браку с королевой Наваррской стал королем крошечного государства на границе Франции и Испании. Его жена была страстной поклонницей учения Кальвина, обиженный принц также стал склоняться к кальвинизму. В результате Наварра стала центром оппозиции.

Ситуацию ухудшил ещё один фактор. Франция заключила мир с Габсбургами. Большая часть армии была распущена. Множество офицеров и солдат осталось без дела. Многие были южанами и составили первые кадры дворянского мятежа. Французские и немецкие кальвинистские священники объявили, что недовольные могут взяться за оружие в борьбе с «узурпаторами» (Гизами). Был составлен заговор, во главе которого встал Конде. Он планировал отстранить от власти Гизов, созвать генеральные Штаты и обеспечить интересы Бурбонов и французских протестантов. Заговорщики собирались захватить короля и действовать от его имени. Если бы Франциск стал упорствовать, его решили низложить и отстранить от власти Гизов. Заговор получил название Амбуазского, так как королевский двор тогда находился в замке Амбуаз.

Гизы узнали о заговоре и вызвали Колиньи. Его спросили о причинах недовольства. Адмирал объяснил появление заговора преследованием протестантов и предложил издать эдикт, который успокоит страну. Эдикт от 8 марта 1560 года приостановил гонения за религию и обещал амнистию всем, кроме заговорщиков и кальвинистских проповедников. Вожди заговорщиков успокоились, но дворяне решили попробовать реализовать план захвата короля самостоятельно. В Амбуаз были двинуты войска, но они потерпели поражение. Эдикт от 8 марта был отменён и всех арестованных казнили без суда и следствия. Пленных солдат и командиров вешали на виселицах, стенах Амбуазского замка и топили в Луаре. Однако истинные зачинщики не пострадали. Они обратились за материальной помощью к Англии и протестантским германским князьям. В свою очередь Гизы попросили помощи у испанского монарха. Стране появились слухи о близкой высадке английского десанта.

Гизы от имени короля вызвали ко двору Антуана и Конде. Их арестовали и предали суду. Конде был приговорён к смерти. Его спасла неожиданная смерть короля – он скончался 5 декабря 1560 года. Новым королем стал несовершеннолетний Карл IX (правил с 1560 г. по 1574 г.) и законным опекуном стал Антуан Бурбон. Екатерина Медичи смогла заставить его отказаться от своего права на опеку, но приблизила к себе, чтобы ослабить влияние Гизов. В декабре 1560 года в Орлеане были созваны Генеральные штаты, в 1561 году Штаты созвали в Понтуазе. Однако они не смогли, да и не хотели, вернуть мир в стране. В январе 1562 года правительство издало «эдикт терпимости». Кальвинистам даровали свободу вероисповедования вне городов и собрания в городах. Этот закон озлобил католиков и не мог полностью удовлетворить протестантов (большинство гугенотов жило в городах).

В Париже время от времени происходили погромы и избиения протестантов. На юге Франции жертвами становились католики. Страна скатывалась к гражданской войне на религиозной почве. 1 марта 1562 года Франсуа Гиз устроил бойню в месте Васси. Париж после этого события встретил Гиза, как героя. Это событие привело к серии расправ над кальвинистами. В Париже протестантов изгоняли под угрозой виселицы. Протестанты ответили погромами католиков, гугеноты заняли Лион, Орлеан, Тулузу, Бурж. Страна окончательно раскололась и началась религиозная война.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Надыть 24 августа 2012 09:08
    Ну и как спасти человека от его собственной глупости?
    Надыть
    1. Свистоплясков 24 августа 2012 09:22
      Видимо никак!
      Похоже , что бы развиваться и не деградировать как вид , человечество должно постоянно уничтожать себя, предварительно делясь на виды и подвиды.
      К сожалению.
      Свистоплясков
  2. Сахалинец 24 августа 2012 09:15
    В Париже и Франции было уничтожено больше людей за один день, чем за всё правление Ивана Васильевича!


    Ну так они то их демократически вырезали, а мы варварски laughing
    Такие пируэты гейропейских исторических сводок вообще ничего кроме улыбки не вызывают.
    В целом же статья понравилась "+"
  3. Индиго 24 августа 2012 09:31
    да что обижаться на хранцузов, вши, блохи и короста заели до помутнения разума и двойных стандартов ...это ж так не дерьмократично в бане помыться .
    Индиго
  4. Надыть 24 августа 2012 10:14
    ДЕМОНократично
    Надыть
  5. valokordin 24 августа 2012 10:39
    А то Грозный И.В. Сталин И.В. и т.д.
  6. Lazer 24 августа 2012 10:43
    А Вандейский мятеж, тоже вспомним, "светлая" история Франции. Они научат нас, сирых и убогих, гуманизму.
  7. ядро 24 августа 2012 10:47
    статья из учебника истории. гугеноты стоили католиков, не надо их представлять белыми и пушистыми. в пролитии крови у протестантов нет равных в мире.. во франции на тот момент на землях протестантов творился форменный кровавый беспредел. уничтожались католические храмы и монастыри (вместе с людьми), простых католиков под страхом смерти заставляли принять протестантство.
  8. wown 24 августа 2012 15:37
    статья хорошая, больше информации чем в википедии и в учебнике истории.
  9. вард 24 августа 2012 16:43
    А я то всё думал откуда это такие традиции у западной демократии... чуть что так бесполётную зону...статье плюс..
  10. Morani 24 августа 2012 23:18
    А в это время в Московии
    Morani
    1. Довмонт 26 августа 2012 10:21
      "Людоедская" Европа пролила реки крови не только у себя, но и во всём мире (кстати, продолжает их проливать и по ныне). Выходцами из Европы уничтожены , не то что народы, целые цивилизации. Сколько цивилизаций и народов уничтожила Русь - Россия, называемая Вами Московией? Тот же Иван Грозный борясь с боярскими сепаратизмом и местничеством пролил несравненно меньше крови. Нам до европейских цивилизаторов далеко, да и не к чему
      Довмонт
    2. 77bor1973 27 августа 2012 00:14
      А в Англии приблизительно в это-же время, разрешили многожёнство потому-как всё мужское население порешили!
      77bor1973
  11. zaid_mingaliev 25 августа 2012 19:09
    Нечего сказать: средневековье fellow
    zaid_mingaliev
  12. Chicot 1 27 августа 2012 16:01
    Европа (да и ее производное в лице США) всегда отличалась неприкрытым лицемерием по отношению к самой себе и соседям...
    Неплохо бы напомнить сегодняшним толерантным и антихолокостным испанскую реконкисту и "дело евреев", цивилизованным и религиозно терпимым святую инквизицию и массовое истребление язычников, а посвещенным суд над Галелео...
    И это не считая конкистадоров и первых концлагерей и прочая и прочая и прочая... На фоне всего этого Иван Васильевич действительно выглядит скромно и бледновасто. Даже если прибавить к этому жертв тех войн в которых участвовала Русь при его правлении...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня