«Двигатель состоялся»: Завершены огневые испытания ракетного двигателя РД-171МВ

143

НПО "Энергомаш" завершило полный цикл огневых испытаний первого доводочного жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ, испытания признаны успешными. Об этом сообщает пресс-служба Роскосмоса.

Всего в рамках тестов в течение трех месяцев были проведены восемь огневых испытаний, подтвердивших работоспособность двигателя. Следующим этапом станет ряд испытаний в составе первой ступени ракеты-носителя "Союз-5". Двигатель в ближайшее время будет отправлен в Самару в РКЦ "Прогресс".



Теперь по результатам можно сказать - да, двигатель состоялся!

- заявил гендиректор "Энергомаша" Игорь Арбузов.

По словам главного конструктора НПО "Энергомаш" Петра Левочкина, проведенные огневые испытания РД-171МВ в очередной раз показали способность коллектива предприятия создавать самые совершенные в мире ракетные двигатели.

Новый двигатель РД-171МВ является модификацией двигателя РД-171М, который применяется на первой ступени ракеты-носителя "Зенит". Он разрабатывается для новых ракет-носителей среднего класса "Союз-5" и ракет сверхтяжелого класса.

В НПО "Энергомаш" ранее рассказали, что мощность РД-171МВ составляет 246 тыс. лошадиных сил, а тяга при массе в 10 тонн превышает 800 тонн. Первый двигатель будет установлен на первой ступени ракеты-носителя "Союз-5", запуск которой запланирован на 2022 год с космодрома Байконур.

Ракету-носитель среднего класса "Союз-5" (Иртыш) разрабатывает Ракетно-космическая корпорация "Энергия" по ранее утвержденному Роскосмосом эскизному проекту.
143 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +41
    31 марта 2021 14:37
    Эх. молодцы наши технари. Что-то страна-бензоколонка много себе позволять стала.
    1. +14
      31 марта 2021 14:46
      Так что вы хотите от "ватников", которые на коленке усё разрабатывают? Весь мир в компе сидит, а мозгов-то не хватает ( пока наших не перекупят).
    2. -4
      31 марта 2021 14:50
      А злопыхатели говорили что без украинских комплектующих никуда. Всего то 7 лет и смогли их заменить!
      1. +31
        31 марта 2021 14:56
        Цитата: Mikle2000
        А злопыхатели говорили что без украинских комплектующих никуда. Всего то 7 лет и смогли их заменить!

        Там комплектующих украинских и небыло.
        1. -18
          31 марта 2021 15:27
          А какие были?
          1. +16
            31 марта 2021 15:55
            «В модернизированную версию, — говорит Петр Левочкин, — мы внедрили весь опыт, который получили при создании РД-180 и РД-191, а также продвинулись дальше. Это и повышенная защита от возгорания, новые фильтры, покрытия, самые современные материалы и технологии их обработки, новая система управления, более быстродействующая система аварийной защиты, видящая проблему на более ранней стадии и мгновенно отключающая двигатели.

            Есть и еще одно важное достоинство нашего двигателя, которое обязательно должно быть использовано в будущем. Дело в том, что боковые блоки „Энергии“ планировались многоразовыми. Была создана технология их парашютирования, предусматривалось место хранения парашюта. После полета или огневых испытаний на стенде двигатель не требует разборки: нами создана технология термовакуумной очистки полостей двигателя и кислородного тракта от остатков компонентов. Так что мы постоянно объясняем ракетостроителям, что, если бы у нас существовала работающая технология возврата первых ступеней, им не пришлось бы покупать у нас довольно дорогой двигатель всего на один полет.


            подробнее на https://www.roscosmos.ru/26410/
            1. -35
              31 марта 2021 16:20
              И тем не менее основная причина доработки движков была замена импортных (читай украинских) комплектующих. Не нужно себя обманывать. И получится ли сделать ракету целиком вместо украинцев вопрос очень спорный
              1. +9
                31 марта 2021 16:36
                Цитата: Mikle2000
                И тем не менее основная причина доработки движков была замена импортных (читай украинских) комплектующих. Не нужно себя обманывать. И получится ли сделать ракету целиком вместо украинцев вопрос очень спорный

                Сармат же сделали вместо Воеводы (Сатаны), в тех же в целом размерах, но эффективнее.
              2. +8
                31 марта 2021 16:49
                Цитата: Mikle2000
                Не нужно себя обманывать

                я вас не неволю

                что на этот счёт пишут на Украине?
                Среди совместных с РФ проектов стоит отметить:

                — «Морской старт» — Украина поставляла ракету-носитель «Зенит-2SL» и «Зенит-2SLB» для запуска с морской стартовой платформы и с космодрома «Байконур». Для сборки ракеты-носителя российские предприятия поставляли маршевые двигатели 1-й ступени, составные части двигателя 2-й ступени, систему управления в сборе (большую номенклатуру приборов для СУ поставляло ПО «Коммунар»), конструкционные материалы для изготовления ракеты-носителя (в первую очередь — алюминий), датчики;


                подробнее на https://inosmi.ru/social/20190606/245224886.html
                1. -11
                  31 марта 2021 18:07
                  да, такая вложенная матрешка. Украинская ракета с российскими двигателями, в которых были украинские комплектующие.
                  из вики
                  Двигатель РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант российского двигателя РД-171М (модификация советского двигателя РД-170), отличающийся от прототипа новой системой регулирования, исключающей использование импортных комплектующих, а также рядом технологических и конструктивных решений, отработанных при эксплуатации двигателей РД-180, РД-191
                  1. +5
                    31 марта 2021 18:34
                    Цитата: Mikle2000
                    да, такая вложенная матрешка. Украинская ракета с российскими двигателями, в которых были украинские комплектующие.

                    действительно. вы правы
                    Все привода в РД-171М, которые применялись на ракете "Зенит", будут заменены на привода, применяемые на двигателях РД-191 (используется на "Ангаре") разработки московского ЦНИИ АГ.
                    1. +2
                      31 марта 2021 21:19
                      Цитата: Наводлом
                      действительно. вы правы
                      "...Все привода в РД-171М, которые применялись на ракете "Зенит", будут заменены на привода, применяемые на двигателях РД-191 (используется на "Ангаре") разработки московского ЦНИИ АГ. .."
                      Двигатель РД-171М применялся только для ракет "Зенит". Поскольку ракета "Зенит" украинская разработка, то и привода на двигатель они решили поставить свои. Сейчас РД-171М наши решили ставить на свою ракету, привода ставим соответственно свои. Если это назвать "импортозамещением", тогда уж и "Союз-5" - это тот же "Зенит" у которого украинские детали заменили на Российские.
                  2. +5
                    31 марта 2021 19:39
                    Цитата: Mikle2000
                    Украинская ракета с российскими двигателями, в которых были украинские комплектующие.

                    Линейка двигателей РД-170/РД-171 - разработка «НПО Энергомаш».
                    «НПО Энергомаш» занимается разработкой и изготовлением ракетных двигателей с 1929 года. Какие конкретно детали двигателя оно не смогло изготовить само и пришлось заказывать на Украине ? Желательно бы ссылочку на источник этих сведений.
                    Цитата: Mikle2000
                    Двигатель РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант российского двигателя РД-171М (модификация советского двигателя РД-170)
                    Двигатель РД-171М (он же РД-173) - это не модификация, а модернизация двигателя РД-171.
              3. 0
                31 марта 2021 18:48
                Цитата: Mikle2000
                Не нужно себя обманывать. И получится ли сделать ракету целиком вместо украинцев вопрос очень спорный

                ========
                Не преувеличивайте значимость вашей "ридной нэньки" - там уже давно не могут создать хоть что-то, чего не могут создать в России!
                P.S. Кстати: бросковые испытания МБР "Сармат" уже завершены и ближайшее время начнутся летные !
                P.P.S. Внимательнее ВО читайте - статья была совсем недавно.
              4. +2
                31 марта 2021 21:56
                и в чем сложность должна возникнуть?вообще то в России есть огромная компетенция в плане разработки ракетоносителей
                1. -2
                  1 апреля 2021 18:42
                  На примере ангары эти компетенции ярко продемонстированны. Ещё рокот вот вот буквально спустя 10 лет после 2014 года оживят.
                  Или вы про союз? Но при чем тут Россия? Союзу 60+ лет сделан зэка королевым в СССР
            2. -18
              31 марта 2021 16:36
              Да в том-то и дело, что у России нет технологий возврата первых ступеней!
              Ведь это именно тот факт, о котором я постоянно твержу!
              Мало создать двигатель с возможностью многократного включения и перезапуска! Пусть он даже будет супер-мощным, как этот ЖРД, который обсуждаем.
              Для создания мнооразовой первой ступени необходим ряд требований.
              1. Двигатель надо сделать компактным. Посмотрите на чудовищные габариты и вес российской линейки РД! Как их согласовать с обязательным условием горячего резервирования в многоразовой ступени?
              2. Его надо сделать однокамерным.
              3. Его надо сделать дешевым.
              4. А для этого его надо сделать максимально простым. Как Мерлин.
              5. Ему нужно придать приемлемые значения параметров дросселирования.
              6. Т.е. в конечном итоге нужно перейти от многокамерности первой ступени к многодвигательности. Как это сделал Маск. Чтобы иметь достаточную возможность управлять тягой при посадке.
              Вот и весь рецепт решения проблемы многоразовости. Ничего сложного. Сможем мы так сделать?
              Нет.
              Потому что никогда не начнем делать что-то новое.
              Потому что никогда не уйдем от заготовок Глушко.
              Только бесконечные модернизации... модификации...
              Но от добавления лишнего индекса в аббревиатуру функционал изделия коренным образом ведь не поменяется...
              1. +8
                31 марта 2021 16:54
                Цитата: Косм22
                в конечном итоге нужно перейти от многокамерности первой ступени к многодвигательности. Как это сделал Маск. Чтобы иметь достаточную возможность управлять тягой

                за полвека до Маска это сделал Сергей Павлович в Н-1
                1. -7
                  31 марта 2021 18:26
                  Попытка была, не спорю.
                  Но куда полетели все 4 пуска Н-1, нам хорошо известно.
                  У Ф-9 почему-то совершенно иная судьба.
                  И если Сергей Павлович уже в то время пришел к такому решению, то почему эта мудрая мысль не приходит в голову Дмитрия Олеговича?
              2. -9
                31 марта 2021 17:41
                Сейчас вас заминусуют, про Роскосмос либо хорошо либо никак.
              3. +12
                31 марта 2021 18:37
                Пока маск с большим успехом показывает, что многодвигательность ему не удалась. Постоянные взрывы - это немножко не успех. laughing
                В то время, как многодвигательность на русских ракетах отработана еще с 1960-х годов. Вместе со многокамерностью.
                1. -4
                  31 марта 2021 18:56
                  где не удалась? когда не удалась? 86 безаварийных пусков подряд это знаете ли какя то сттанная неудача, а если вы про старшип, так у него всего 3 движка и это вообще летающий стенд а не готовый продукт, это вообще еще не продукт, это пока фигня какая то, но правда при движении туда она вполне себе летит и даже кульбиты красивые крутит, вполне себе безаварийно, но вот назад пока плохо, просто маск показывает нам весь процесс с самого начала, чего раньше не происходило, и как и что там и как у кого взрывалось при испытаниях обычно не показывали
              4. +8
                31 марта 2021 21:58
                как понимаю у вас уже в запасе пару проектов?а то тут НАСА почему то в разы увеличила стоимость вывода груза в космос и сказала что низкие цены Илона были для привлечения в отрасль заказчиков,а не потому что ракеты были дешевыми..
              5. +6
                31 марта 2021 22:23
                Цитата: Косм22
                1. Двигатель надо сделать компактным. Посмотрите на чудовищные габариты и вес российской линейки РД! Как их согласовать с обязательным условием горячего резервирования в многоразовой ступени?
                2. Его надо сделать однокамерным.
                3. Его надо сделать дешевым.
                4. А для этого его надо сделать максимально простым. Как Мерлин.
                5. Ему нужно придать приемлемые значения параметров дросселирования.
                6. Т.е. в конечном итоге нужно перейти от многокамерности первой ступени к многодвигательности.

                Взял два двигателя, одинаковые по назначению и тяге. Один однокамерный, другой 4-ёх.

                И что же видим ?
                По весу F-1 легче РД-171М на 1,185т, но у него и тяга меньше (над уровнем моря на 50 тонн)
                Габаритами что по высоте, что по ширине он больше

                И в чём превосходство однокамерных двигателей перед 4-ёх камерными ?
                Насчёт дросселирования.
                Первые РД-170 могли устойчиво работать при дросселирование в 50%. Для РД-171М попадались значения 100-40%.
                1. -3
                  1 апреля 2021 01:58
                  Здесь все совсем просто.
                  1. В корпусе первой ступени РН нельзя смонтировать больше одного двигателя из-за его большого размера. А для создания необходимой тяги приходится обвешиваться связкой "сосисек", причем, каждая должна быть в своем корпусе. Отсюда - невозможность обеспечения горячего резервирования и, как следствие, крест на многоразовости.
                  2. В многодвигательной архитектуре есть возможность индивидуально управлять тягой каждого конкретного движка, при необходимости отключая часть остальных. Что и делает Маск. В многокамерой схеме это невозможно, ибо нельзя ни изменить тягу отдельной камеры, ни отключить часть камер.
                  Вот почему я утверждал и буду утверждать: на существующей в России линейке ЖРД динамо-реактивная посадка невозможна. Нельзя сдросселировать мощный ЖРД до нужного значения. 40% тяги от номинала недостаточно для посадки. Ступень либо отбросит обратно вверх, либо она будет болтаться в воздухе, пока движок не выжрет все топливо. Поинтересуйтесь весом сухой первой ступени.
                  1. +4
                    1 апреля 2021 11:20
                    Цитата: Косм22
                    1. В корпусе первой ступени РН нельзя смонтировать больше одного двигателя из-за его большого размера.
                    РД-170 по габаритам чуть меньше чем F-1 "Сатурна", так что при такой компоновке вполне бы поместились.
                    Цитата: Косм22
                    А для создания необходимой тяги приходится обвешиваться связкой "сосисек", причем, каждая должна быть в своем корпусе.
                    То, что двигатели расположены каждый в своём корпусе, как раз плюс. Почитайте что-нибудь о проблемах широкого днища ракеты Н-1

                    Цитата: Косм22
                    Отсюда - невозможность обеспечения горячего резервирования
                    Горячее резервирование необходимо при частых отказах двигателей. Я лично сомневаюсь, что оно сейчас вообще необходимо.
                    Цитата: Косм22
                    ...и, как следствие, крест на многоразовости.
                    Это почему же ?
              6. +6
                31 марта 2021 22:32
                В общем то Маск просто актуализировал взгляд на двигатели Королева , с учетом новых технологий ,контроля качества и автоматики. Странно что мы сами не думали даже актуализировать эти идеи. Однако не стоит молиться на Мерлины - это все таки несколько иной уровень культуры производства,объемов производства и современных серийных технологий,направленных на уменьшение цены и доступных резидентам США. Наш крупный двигатель с учетом технологий производства вероятно имеет свои ценовые преимущества перед суммой мелких двигателей , которые мы не можем производить в таких кол-вах и на тех технол.циклах что имеем с сохранением маржевой выгоды.
                Я веду к тому, что пока еще нельзя однозначно утверждать что многодвигательная схема лучше - мы можем утверждать только что она работоспособна и что сама идея возвращения 1 ступеней работоспособна (тем способом кот. использует Маск) . Вероятно есть и другие способы , их между прочим в теории уже немало. Возможно какие то окажутся более коммерчески выгодными .
              7. 0
                31 марта 2021 23:10
                Хоть один адекватный комментарий.
                Как у автопроизводителей. Новый Логан стал на два
                сантиметра длинее, и в базовой комплектации
                оснащен подогревателем сидений.
              8. +7
                1 апреля 2021 08:47
                Возврат первых ступеней "как у Маска" нам не нужен. Это инженерное извращение не жизнеспособно по своей сути. Тащить лишний вес топлива для посадки, иметь сложную систему контроля посадки, затем мучиться с диагностикой ступени. Это все слишком сложно и значит не надежно. Эффектно но не эффективно. Всегда будет риск аварии как на шатлах в свое время. И если для коммерческих грузов это не особо страшно- то для пилотируемой применимо только в рамках американской цивилизации, где с системами спасения никогда особо и не заморачивались. Наша инженерная школа всегда пыталась идти по максимально простому и технологичному пути- не надо это забывать.
                1. -2
                  1 апреля 2021 18:45
                  Тем не менее и в авиации и у железнодорожников и в автомобилестроении критикуемый вами подход победил. И лишнее топливо тащат и с системами управления мучаются и осмотры/ремонту двигателей и устройства в целом делают
                  1. 0
                    2 апреля 2021 11:47
                    Вы меня извините- но вы совсем не понимаете о чем пишете. Как раз "самолетная" схема посадки наиболее предпочтительна.
                    1. -1
                      2 апреля 2021 13:57
                      предпочтительна та схема что работает и работает успешно в реальной жизни.
                      Можно конечно поспорить, какая бы БЫЛА БЫ предпочтительней, если бы взять да ВДРУГ и реализовать - самолетная, парашютная, на маршевых двигателях, на воду, на землю, на морскую/воздушную платформы, что сажать - целиком носитель, его первую ступень, двигатели от первой ступени. Фантазии есть где разгуляться.
              9. +3
                1 апреля 2021 11:27
                Возвращаемые ступени это такой фетиш сейчас,но абсолютно тупиковый путь.Или одноступенчатые многлразовые ракеты или,что на мой взгляд более перспективно,воздушно космические самолеты.
            3. 0
              31 марта 2021 18:50
              Паращютирование двигателя это весьма хорошая мысль , но в этом случае ,вероятно нужны еще какие то системы отстрела самого двигателя и какое то детонационное разделение его от креплений ? Также вероятно это будет не простой паращют а какая то система , аналогичная применяемым при паращютном десантировании техники . Также в этом случае сам двигатель нужно как то доработать в плане защиты от деформаций при посадке на твердую поверхность, каким бы хорошим ни был паращют , падение махины пронизанной массивом каналов и весом в сотни килограмм без более-менее адекватной амортизации это в общем то рулетка...
              По всем этим поводам есть какая то инфа ?
              1. +1
                31 марта 2021 21:58
                и важный момент-что на эти сотни кг снижается грузподъемность ракеты
                1. +1
                  31 марта 2021 22:54
                  Цитата: Барбарис25
                  и важный момент-что на эти сотни кг снижается грузподъемность ракеты

                  Не всё так однозначно. Тяга двигателя РД-171М над уровнем моря 740 тонн, при весе ракеты 460тонн ("Зенит-2") и сбрасывается этот двигатель вместе с первой ступенью ракеты, никто его на орбиту не тащит. Так что, тонна туда тонна сюда среди общего веса ракеты на этапе запуска - не существенно. А вот на второй, или тем более, на третьей ступени - это уже деньги.
              2. +1
                1 апреля 2021 21:34
                я еще в 70 е годы в советском журнале ЮТ читал рассуждения о возврате первых ступеней советских ракет или хотя бы двигателей . Может я не все помню , но рассуждали там не школьники а уважаемые ученые и инженеры . Так вот , тема что сейчас использует МАск там была разобрана и признана не эффективной . Возможно это связано с тем техническим состоянием электроники в те годы , но очевидно все признавали что такая схема спасения приводит к потере полезной нагрузки и создает кучу проблем и усложняет конструкцию .
                Тема с парашютированием еще более деструктивна , так как в советские годы старты были с Байконура и Плесецка и первые ступени падали в глухой тайге , поэтому потом найти не так просто движок да и обеспечить приземление с сохранением движка в сложном рельефе не просто .
                В современном мире все это может быть и по проще , но вряд ли это приведет к какой то внятной экономии ...
                Советская космическая техника от американской отличается преемственностью . Плохо это или хорошо , сложно сказать , но точно это дешевле и эффективнее , чем каждый раз в новой эре придумывать все по новой и потом от всего отказываться и по новой опять снова все переделывать..
                Как ни крути , но смысла от всяких роверов на Марсе не так и много а вот от огромной станции на орбите Земли по льзы в разы больше и тема эта интересна всем и все пытаются ее развивать ..
                А если приглядется то в действиях того же Маска больше понтов и пиара . И как все у него есть в реальности , мы может никогда и не узнаем ...
                1. 0
                  1 апреля 2021 22:20
                  Ну относительно технологий 70х - резкий скачок совершили в автоматике , в 70е годы устройство способное посадить ступень в нужную точку и одновременно управляющее тягой нескольких двигателей занимало бы прилично места с учетом резервирования или дополнительной прочности/надежности систем. Если вообще было бы возможно в режиме полной автоматики . Материаловедение также совершило немалый прогресс , конструкции баков и самих ракет стали легче .Появилась возможность обсчитать то,что ранее казалось неочевидным или сложным с помощью суперкомпьютеров . Это на вскидку приходит, возможно там есть и более глубокие и важные моменты. Ах да,контроль надежности - однозначно шагнули вперед системы контроля надежности и качества , я имею ввиду миниатюризацию датчиков,дефектоскопию итд , это также оч. важный момент который делал многодвигательные системы тогда куда менее надежными ,чем сейчас, да и тем более какие то моменты связанные с повторными включениями двигателей.

                  Что касается системы с паращютированием двигателя - вы верно заметили насчет трассы запусков, это ,конечно является определенной проблемой для такого решения. С другой стороны с 70х были разработаны не просто паращюты а системы применяемые для десантирования техники ,куда более сложные и достаточно эффективные. Возможно моя информация устарела но мы также были лидерами в разработке таких систем . В 70е не было компактных датчиков ,автоматики и разработки по лазерным дальномерам тем же , вероятно,необходимым для корректного срабатывания подобных систем также находились на ином уровне,чем сейчас. С другой стороны , ведь есть вполне себе рабочие варианты управляемого паращюта и возможно в связке с камерами высокого разрешения можно было бы добиться приземления в более благоприятные точки. На вскидку такая система имела бы ряд плюсов перед Масковской т.к не было бы нужды оставлять 25% топлива на маневры двигателей и спасать не особо дорогую оболочку первой ступени (относительно цены самого двигателя) ,а также не было бы нужды маневрировать самим двигателем и возможно было бы оставить привычные нам двигательные системы большой мощности.

                  Конечно все упирается в подсчеты специалистов и детали - каких габаритов понадобится паращют для спасения двигателя какой массы , с учетом не только самого паращюта но и систем контроля к нему . Насколько сложным было бы решение по одновременному отделению двигателя с помощью цепи пиропатронов и вообще технически возможно ли это . Какую массу заняли бы амортизационные системы и реально ли их в принципе сделать относительно компактными . Ну и наконец, какой бы мы имели выигрыш по конечной цене изделия при факторах риска и цене модернизации-НИОКРов итд.
                  1. +1
                    2 апреля 2021 05:54
                    Вот как раз , насколько я помню , оптимальным было признано на те годы , если отстреливать двигатель и сажать , обеспечивая мягкую посадку, всеми возможными средствами . Даже был разговор об экспериментах , но по ходу тему в конце концов забросили Я не спорю что современные технологии могут позволить это осуществить на другом уровне и после выходок Маска кто то может задумается и займется , но по мне так , дефектовка движка работающего в такой агрессивной среде после посадки , нисколь не дешевле создания нового ... .
                  2. +1
                    2 апреля 2021 18:26
                    да , вспомнил . ТАм как раз еще и обсуждалась тема возврата первой ступени как самолет .
                    1. +1
                      2 апреля 2021 20:26
                      Вот "Байкал" мне не кажется хорошей идеей (возврат самолетного типа) т.к неизбежно будут весьма значительные компромиссы в пользу аэродинамики и центровки . Пришлось бы также неизбежно наращивать поперечную прочность корпуса ступени минимум в 2 местах - заднее-переднее шасси и точку крепления раскладного крыла (вероятно она над передним шасси) . Для тяжелой ракеты эта схема подошла бы на мой взгляд еще меньше , для малой и недостаточно совершенных средних ,вероятно, не удалось бы исполнить на нетоксичных топливах т.к неизбежно высокая паразитная масса. Для средних ракет может быть и подошло бы, но будущее этого направления сомнительно (я имею ввиду коммерческое) .
                      Там еще были разные вариации по вертолетному перехвату , не знаю разрабатывали ли у нас нечто подобное , на западе вроде разрабатывают. Эта идея мне также кажется сомнительной в отношении носителей выше легкого т.к весогабариты+скорости прочностные характеристики конструкции "на глаз" вызывают скепсис, дело будет рисковое и мне кажется неизбежно будет высокий % потери либо деформаций.

                      Вообще довольно интересная тема сама по себе , жаль что рамки издания видимо не позволяют надеяться на отдельную статью по технологиям возвращения.
                      1. +1
                        4 апреля 2021 13:13
                        однозначно что в 70-80 е годы смысла спасать первую ступень не было . Да и сейчас я лично очень сомневаюсь в эффективности этой темы . Слишком все в этой теме показушно и натянуто . Масковцы даже не моют ступень , либо специально ее подкрашивают , что б на стартовой площадке выглядела как БУ. Движки же на БУ ступени выглядят как новые . То есть их по любому дефектуют и перебирают и хорошо если не ставят тупо новые ...
                        У нас даже в авиации , так называемые лоукостеры , что б уменьшить расходы , используют только новые самолеты и только короткий промежуток времени с максимальной эксплуатацией , до выработки какого то гарантированного безаварийного ресурса. Двигатели современных ракет работают на пределе возможностей как конструктивных так и мощностных и вряд ли имеют какие то заоблачные рабочие ресурсы.
                        Вот такая вот у меня соображалка по этой теме.
                2. -1
                  2 апреля 2021 13:22
                  ++++ И как все у него есть в реальности , мы может никогда и не узнаем ...

                  Почему же не узнаете? Делаете космический аппарат, идете к нему, заказываете запуск. Он вам его пускает за вменяемую денежку в оговоренные сроки на оговоренную орбиту. Что вам еще, как потребителю от Маска нужно? Подозреваете, что у него пузырь и он продал вам запуск себе в убыток? Ну так радуйтесь.
                  1. 0
                    2 апреля 2021 18:24
                    я совсем не про это . Вот представьте ситуацию : Прохоров и егоЁ мобиль и , допустим Краснодарский край . Значит , власти этого Края , вдруг придумали создать закон что в этом регионе каждый продавец авто должен продавать 20 процентов авто с гибридной , электро- механической схемой строго российского производства . И вот этот самый Прохоров ( или как его там ) тут же , еще до принятия закона начинает строить завод . расскажите , как бы вы на это отреагировали ? А еще отмена налогов и все такое в кучу ... Потом НАСА заявляет что будет забрасывать в космос грузы в 10 раз дешевле рыночной цены , как для хозяев грузов , так и для операторов ракет , на которых надо возить эти грузы .. Однозначно , часть ракетчиков офигевают и просто перестают работать с НАСА и только Маск один и остается . ( что очень подозрительно ) и как только все отсеялись - цены вертаются на рыночные параметры и Маск рубит бабло в одиночку . Таких моментов в истории Маска и НаСА и других американских структур полно . Почему это просиходит ? Ну в нормальной стране бы занялась вопросом прокуратура ..
                    Я достаточно ровно к Маску отношусь , как к любому коммерсанту . Меня бесят его глупые поклонники и фанаты ..
                    1. -1
                      2 апреля 2021 21:31
                      Отвлекитесь от внутриамериканских проблем. Факт на лице - раньше Россия запускала 90 процентов коммерческих пусков, сейчас - фальконы. Можно конечно рассказывать про системы хитрого субсидирования Маска насой, но какое до этого дело каким нибудь арабам имли индийцам? Речь именно про мировой рынок. То, что Россия будет пускать свои КА своими ракетами, а американцы свои - своими (хотя были времена когда они пользовались российскими) это понятно. Вопрос чем будут пускать все остальные. Ангарой и Союзом-5? Вы в это верите? Я - нет.
                      Маск, кстати, заметную долю СВОИХ денег вложил в фалькон помимо насовских и вполне себе рисковал - не полетела бы ракета - пропали бы вложения. Вот про Рогозина это точно не скажешь - там денежный поток исключительно от налогоплатильщиков за толстые щеки
                      1. 0
                        2 апреля 2021 23:07
                        в жизни может быть что угодно . Только время расставляет все по местам. Самое смешное в этой теме то что за всю историю космонавтики , все прошлые американские , во всяком случае, пилотируемые проекты сдохли без какого то выхлопа и развития ...
                        Вы бы не Маску задницу лизали а таки честно комментировали происходящее . Во всяком случае если сравнивать того же Маска и Рогозина , то при управлении этим самым Рогозиным , если я не ошибаюсь ( не собирал статистику ) крупных серьезных аварий не случалось , а вот излишняя открытость Маска как то не очень выглядит в глазах людей с инженерным образованием...
                        вот такая вот фигня...
                      2. -1
                        3 апреля 2021 00:36
                        я даже теряюсь что сказать. Если сравнивать космос в целом, то за рамками запусков (в том числе пилотируемых) сравнение НАСА и роскосмоса вообще нелепо. И МКС по сути американская (и по размеру сегментов и по составу экспедиций), а уж по прочим позициям - геопозиционирования, метеоспутники, дальний космос, телескопы, телекоммуникации, системы ДЗЗ (особенно радиолокационные) - преимущество амеров неоспоримо. Еще 10 лет назад можно было претендовать на лидерство в области извоза. Но к моменту сейчас оно утеряно и не видно ни одной причины ситуации меняться.
                      3. 0
                        4 апреля 2021 12:54
                        ой блинн. То что Россия в свое время захватила рынок извоза , было связано в первую очередь с катастрофой у США в этой теме и не шибко хорошо работающих ракет у Китая и Индии, да и дороговизны Европейских ракет . Сейчас в космос могут отправлять грузы Китай Индия Европа и наконец то американцы ... Ясно дело , при любом раскладе эти страны свои грузы будут выводить сами . а ведь недавно даже американские спутники выводились из России . ( позорище то еще по хлеще Рогозинского ) Поэтому они просто забрали то что им и принадлежало . Это не катастрофа - это естественное развитие ситуации. Более того , раньше что б вывести спутник надо было одну ракету , иногда Протон . Сейчас же , даже союз может вывести на орбиту куеву тучу спутников , поэтому не нужно такое огромное количество запусков . и еще , спутники стали жить дольше и это тоже в ту же лейку ...
                        То что Россия закидывает в космос мало спутников и почти не работает на дальний космос , дак это идет еще со времен СССР . На луну летали 40 лет назад . Все то что надо было , еще тогда получили . Смысла тратить бабло не было и поэтому СССР и перестали посылать туда агрегаты. Это у китайцев и индусов туда никогда ничего не летало и поэтому пуская себе поиграются, если денег много . Ничего нового они не узнают , кроме того что узнали еще при СССР советские ученые . ЛУна слишком консервативна.
          2. +5
            31 марта 2021 16:34
            Цитата: Mikle2000
            А какие были?

            Наши, отечественные, российские.
            1. -9
              31 марта 2021 20:50
              https://ria.ru/20180903/1527755203.html
              1. -1
                2 апреля 2021 13:25
                прикольно, неправильное утверждение что все комплектующие были российскими плюсуется, а правильный ответ подкрепленный ссылкой - минусуется. Чудны мысли в головах нажимающих плюсики и минусики
        2. -9
          31 марта 2021 20:51
          https://ria.ru/20180903/1527755203.html
      2. +11
        31 марта 2021 15:31
        При чем здесь Украина?
        Первая ступень Зенита комплектовалась РД-171 разработки КБ "Энергомаш".
      3. +9
        31 марта 2021 16:37
        Цитата: Mikle2000
        без украинских комплектующих никуда.

        Это на украине, без Российских комплектующих никуда. Вы что то напутали. А Россия как то справляется. Хотелось бы получше и побыстрее, но якорь 90-х, до сих пор даёт о себе знать.
        1. -14
          31 марта 2021 18:10
          это даже не смешно. Якорь 90-х.
          Что то в 1965 уже никто не говорил ракеты не сделаны из-за великой отечественной войны.
    3. -10
      31 марта 2021 16:36
      если на АВ в 100 000 т ВИ его не поставить --пустое . не туда Рогозин идет с ...или правильно --в космос и ВКс и ПВО с ПРО? вместо авианосцев.

      мне минусы ставят -а определить полезность АВ не могут..
      СНАЧАЛА КОНТРОЛЬ ЕВРАЗИИ --ХОТЕЛКИ ПОТОМ.
    4. +13
      31 марта 2021 17:39
      Цитата: Быков.
      Эх. молодцы наши технари. Что-то страна-бензоколонка много себе позволять стала.


      На испытаниях:

    5. +7
      31 марта 2021 19:41
      Цитата: Быков.
      Эх. молодцы наши технари. Что-то страна-бензоколонка много себе позволять стала.

      Конечно радует это известие ! Бензоколонка вакцину от ковида разработала , самолёты , корабли , атомные электростанции строит , сама себя кормит , сель. хоз продукты , дороги строит , школы новые строит , дай бог появится много хорошо оплачиваемых рабочих мест для наших детей и внуков !
  2. +10
    31 марта 2021 14:38
    самый мощный жрд в мире
    1. -1
      31 марта 2021 14:54
      Самый мощный конечно. Вот только тяговооруженность не впечатляет . Если Вика не врёт
      Тяговооруженность:
      RS 25 - 73.1
      Merlin 1D - 150 ( 180 )
      РД 171МВ - 80
      РД 191 - 90
      РД 180 - 77.3
      1. -26
        31 марта 2021 14:59
        ну тут же нужно понимать какого времени разработка. Сейчас то только комплектующие украинские поменяли
        1. +9
          31 марта 2021 15:39
          Нет там Украинских комплектующих. И не было.
          Если не считать металл(ы) и сплавы с Запорожстали - лучшего советского металлургического завода.
        2. +6
          31 марта 2021 15:47
          Цитата: Mikle2000
          Сейчас то только комплектующие украинские поменяли

          На движке их никогда не было. Не путайте с совместным "Зенитом".
          1. -20
            31 марта 2021 16:21
            Увы, были. А смогут ли сделать ракету целиком и когда большой вопрос
            1. +5
              31 марта 2021 17:23
              Цитата: Mikle2000
              Увы, были. А смогут ли сделать ракету целиком и когда большой вопрос


              КРК "Ангара" сделали и эту ракету сделают, уже баки для испытаний сварили, двигатель для этого в РКЦ "Прогресс" и передается. А первый пуск у "Союза-5" в 2023-м году с "Байтерека", а не как выше написано в 2022-м - казахи протормозили с принятием решения по модернизации СК, она у них там только летом начнётся.
              1. -16
                31 марта 2021 18:12
                ну если Ангару вы считаете сделали, то до нового зенита мне не дожить.
                К каком году планируют первый запуск ангары с полезной нагрузкой, а не болванками - не подскажите?
                1. +7
                  31 марта 2021 20:02
                  Цитата: Mikle2000
                  ну если Ангару вы считаете сделали, то до нового зенита мне не дожить.


                  Два года жить осталось? соболезную.

                  Цитата: Mikle2000
                  К каком году планируют первый запуск ангары с полезной нагрузкой, а не болванками - не подскажите?


                  В этом.
                  1. -11
                    31 марта 2021 21:20
                    конечно не в этом. В этом году запланировано два пуска и опять с болванками. Уж не берусь судить - то ли пускать нечего, то ли побаиваются ли они
                    1. +7
                      31 марта 2021 22:09
                      Цитата: Mikle2000
                      конечно не в этом. В этом году запланировано два пуска и опять с болванками. Уж не берусь судить - то ли пускать нечего, то ли побаиваются ли они


                      Все тяжелые КА у нас сейчас выводятся на РН "Протон-М" - только что в ИСС прошли успешные испытания нового спутника, который летит на этой ракете. Две ракеты для пусков доставлены на "Байконур".

                      Все легкие и средние КА - на РН "Союз-2".

                      КРК "Ангара" успешно проходит лётно-конструкторские испытания - в пусках этого года там запланированы испытания нового разгонного блока "Персей" и нового агрегатного модуля, если все будет нормально запустят и КА.
                      1. -2
                        2 апреля 2021 13:06
                        Который год успешно проходит, стесняюсь спросить?
                        Сколько раз за это время (с первого испытательного пуска Ангары) фалькон успел слетать? Разработка которого, кстати, начата куда позже чем разработка Ангары.
                        10, 20, 50? Нет, правильный ответ - 100 (сто)
                        С такими успехами неудач не нужно
                      2. 0
                        4 апреля 2021 13:24
                        хи хи , Роскосмосу не надо никуда торопиться с Ангарой , у Роскосмоса есть как минимум две ракеты выполняющие все потребности Роскосмоса . У НАСА же было полное дно с выводом грузов и им пришлось всем миром собирать для МАска что то , что смогло бы летать. Молодцы сделали . Но даже то что они сделали - это никакой не прорыв . Они просто повтоорили советскую космонавтику , на слегка новых современных технологических возможностях.
                        Ангара и была придумана что б сделать одну универсальную ракету на все случаи жизни , меняя ее конфигурацию исходя из потребностей . Но к сожалению история начала развиваться не по плану . А так идея была шикарная , кстати тот же Маск идею эту взял на вооружение .
                      3. -1
                        4 апреля 2021 21:22
                        соглашусь. потребности у Роскосмоса весьма скромные
                      4. 0
                        7 апреля 2021 18:06
                        отчасти да , потребности не высокие , но хотя бы нет позора того что у америкосов происходил н екоторое время назад , когда роскосмос не только людей их на орбиту вывозил , но даже грузы и спутники...
                      5. -1
                        8 апреля 2021 00:17
                        позор может и был, но посмотрите состав МКС - какие модули российские, какие американские, сколько в составе экипажа россиян, а сколько американцев. Тут как в футболе - позор забывается, а счет на табло и в турнирной таблице остается.
                        А уж если смотреть ту же телекоммуникационную группировку или средства ДЗЗ - даже начинать сравнения не хочется.
                      6. 0
                        11 апреля 2021 16:39
                        к сожалению приходиться признавать что участие РФ в проекте МКС это позор и предательство . не говоря даже о том что это утеря технологий и слив их американам. Печально , но это было такое тяжелое время .
                        Однако , эти технологии , как ни странно развиваются и продолжают жить и все теперь на советском опыте пытаются строить свои станции. Удивительно , но никто не пытается строить станции на примере их технологий и никто не заускает людей в космос тоже на американских технологиях . Даже Маск вынужден пойти по пути Королева. Это ли не демонстрация мощи советских космических технологий и демонстрация того что все что американцы не придумывают - оказывается либо фейком , либо безумно дорогим и совсем не эффективным.
                        Фанатики Маска п, понятно дело это не понимают, но люди образованные все видят
                      7. 0
                        11 апреля 2021 22:37
                        да никто не преуменьшает советские достижения в космосе. Только из советской цепочки союз-зенит-протон-энергия (по возрастанию нагрузки) по факту выжил только самый древний (хотя и многократно модернизируемый) Союз. А все остальное на сегодняшний день бла-бла-бла - прекрасные планы - улучшим, наладим, запустим, освоим, начнем эксплуатацию Чуть попозже, не сейчас. Вишенка на торте - РН Рокот, которая оставшись без украинских (опять украинских!) комплектующих раньше второй половины 2022 не полетит. А ведь там этих украинских комплектующих - с ноготок, собственно это ведь УР-100 (создание которой в свое время быстрей сделали, чем сейчас эту совершенно мелочную доработку.)
                        Это опять же если сводить космос к носителям. А если не сводить ,то не плакать - выть хочется.
                      8. 0
                        12 апреля 2021 05:50
                        вы так и не поняли нихрена. Советская и американская космические программы очень разные по своей концепции даже . Понятно дело что имея безграничное финансирование американцам было проще создавать разные , часто безумные и совершенно бесполезные проекты . У СССР же был просто план , причем как оказалось самый адекватный . Причем он работает до сих пор , с некоторыми корректировками правда . Но , создание околоземной обитаемой станции - это реально круче чем многие американские проекты . Во всяком случае , как бы круто не выглядели полеты марсоходов , наданный момент пользы от них никакой Тот же Советский Луноход оказался более полезным . Я совсем не уничижаю американцев . Имея свой взгляд они могут делать все что хотят и имеют права и на удачу и на провал . Но явно очевидно что у НАСА нет четкой какой то концепции и они все время мечутся в разные стороны и пилят бабло . Благо его полно .
                        Более того советская и российская космические программы слишком засекречены , даже сейчас и мы просто не видим многое из того что делается . Может это глупо , но например во времена начала космической гонки , то что американцы не знали как влияет невесомость на людей , очень сильно себя скомпрометировали , показывая бодрых лунных астронавтов , а в это время советские после недельного полета не то что ходить не могли , у них органы отказывали ...
        3. +6
          31 марта 2021 19:04
          Цитата: Mikle2000
          ну тут же нужно понимать какого времени разработка. Сейчас то только комплектующие украинские поменяли

          ========
          А теперь, пожалуйста объясните: КАКИЕ конкретно украинские "комплектующие" пришлось заменять???
          Только пожалуйста без этих "да почти все"!!! Эту "мульку" слышали уже не раз!
          1. -7
            31 марта 2021 21:20
            https://ria.ru/20180903/1527755203.html
            1. -4
              1 апреля 2021 18:01
              Даже не знаешь смеяться или плакать. Вопрос - какие именно украинские комплектующие поменяли ( мол не было их там) плюсуется, а ответ какие именно - минусуется. Я понимаю, что ответ не нравится, но это же реальность, как можно прятать голову в песок?
      2. -7
        31 марта 2021 15:21
        Вики почти не врет.
        Весового совершенства Мерлина достичь проблематично.
        1. +11
          31 марта 2021 15:27
          Цитата: Косм22
          Вики почти не врет.
          Весового совершенства Мерлина достичь проблематично.

          )))))))))))))) конечно проблематично, в нём ничего нет, это двигатель открытого цикла
          1. 0
            31 марта 2021 15:38
            в это и вся прелесть мерлина, он простой, легкий, дешевый, а то что маломощный, ну так возьмите их 5-9, все равно легче и дешевле одного РД-171, а у раптора между тем тяговоруженность 133, а он еще и закрытого цикла
            1. -13
              31 марта 2021 16:23
              Маломощный это плюс при посадке. Оставляете работать один движок вместо 9, делаете дросселирование и имеет гигантский динамический диапазон тяги, заведомо недостижимый для одного мощного движка
              1. -6
                31 марта 2021 18:00
                разумеется
        2. +2
          31 марта 2021 16:28
          Поинтересуйтесь двигателем НК-33
      3. +1
        31 марта 2021 16:27
        Про НК-33 забыли. У него тяговооруженность 136, при том что он еще на основе двигателя ракеты Н-1. Так к тому же тяговооруженность РН Falcon 9 сравнима с РН Зенит 2 с РД 171, примерно 1,2 против 1,5.
        1. +5
          31 марта 2021 17:26
          Цитата: vic02
          Про НК-33 забыли.


          Их осталось чуть более десятка и все пойдут на "Союз-2.1в". Заново возобновлять производство этого двигателя не планируется. Его заменят на РД-193 (РД-181).
      4. +8
        31 марта 2021 19:14
        Цитата: Sined
        Если Вика не врёт
        Тяговооруженность:
        RS 25 - 73.1
        Merlin 1D - 150 ( 180 )
        РД 171МВ - 80
        РД 191 - 90
        РД 180 - 77.3

        =======
        "Вика" не врет, "вика" - недоговаривает: у НК-33 тяговооруженность 136, а у "древнего" НК-15Ф - так и вообще 152 !!!
        lol
        Учите матчасть!!!
    2. +2
      31 марта 2021 14:58
      Цитата: poquello
      самый мощный жрд в мире

      А пять штук и вовсе 2000 тонн!
    3. -8
      31 марта 2021 15:09
      Самый мощный...
      Ну да, кто спорит. И самый лучший.
      Если не учитывать некоторые мелочи.
      1. Это обычная керосинка. Т.е. продолжение легендарной линейки Глушко.
      2. Превосходство по вакуумной тяге на 2,5% в сравнении с тем же F-1 1959 года выпуска, увы, нивелируется куда большим весом. 10,3 т против 8,4 т. Т.е. о приличном весовом совершенстве можно сразу забыть. Как самого движка, так и всей РН.
      3. Так же, как сразу забыть и о многоразовости, ибо оная не совместима с многокамерностью в принципе. А уложиться в параметр дросселирования 13% на РД171МВ невозможно даже теоретически.
      4. Открытым остается вопрос цены двигателя. Хорошо Маску. И без того дешевая цена Мерлина размазывается на огромное число пусков, да еще впридачу многоразовых. Где набрать столько оных для пятого Союза? Если он уже даже в проект СТК по рекомендациям товарищей ученых и доцентов с кандидатами не входит? У нас, если я не ошибаюсь, сегодня уже метан в тренде?
      1. +9
        31 марта 2021 15:30
        Как- то Вы в сторону уводите со своей осведомлённостью.

        Двигатель не обычная керосинка, а кислородная керосинка. Он и его "собратья" 180, 181/191 суть довольно сложные конструктивно изделия с не менее сложной технологией изготовления.
        В принципе надо приятно порадоваться, что ипостась "МВ" довольно быстро была спроектирована и изготовлена частью из имевшегося задела ДСЕ, частью из вновь изготовленных .
        Сравнивать двигатель со всякими мерлинами- меринами и, тем более, с F-1 абсолютно некорректно, ибо это не мул, лошак и осёл, но глубоко специализированные под конкретные задачи изделия.
        И спасибо Глушко и Радовскому, создавшим двигатель, который можно успешно применять спустя 40 после его рождения..
        Что до цены, то сейчас она запредельно высока и ещё будет возрастать в процессе освоения на серийных заводах. Но крупная серия (а вопрос ставится именно так) цену собьёт. А ежели удастся коммерческое применение Иртыша, то цена и отобьётся.
        Кроме того, к двигателю имеет огромнейший интерес Китай, что в перспективе ставит его производство в выгодные экономические условия.
        1. -5
          31 марта 2021 16:13
          Спасибо, что просветили насчет кислородной керосинки, не знал сего факта, ибо сир и убог.
          А вот крупная серия, которая якобы собьёт цену просто умиляет. Адепты Ангары бубнят постоянно точно такое же заклинание.
          Не можете озвучить основные направления этой "крупной серии"? Хотя бы в общих чертах? Какое количество ПН может набрать РФ поднатужась? Хотя бы на пару десятков пусков в год для Союза-5? Или для хотя бы десятка пусков для Ангары?
          А то я просто теряюсь в догадках.
          Или может кусок международного рынка у Маска обратно отхватим? Утрем нос его Ф-9? Заберем все иностранные заказы?
          Что касается интереса Китая - пруф в студию. Китай уже даже в лунной программе обошел не только Россию, но и могучий СССР.
      2. +7
        31 марта 2021 15:30
        Вообще РД 170 создавали с возможностью повторного использования до 10 раз и его будут использовать в многоразовых первых ступенях Енисея.
        1. -8
          31 марта 2021 16:00
          Вообще-то РД-171, как и пятый Союз в целом, уже выпал из концепции СТК Енисей.
          Нам нужны, как сказал глава РК, современные направления.
          И вообще-то повторное использование двигателя отнюдь не означает, что на его основе можно создать многоразовую ступень. Это абсолютно разные понятия.
          Просто ознакомьтесь с диаметром движка, затем с диаметром обечайки первой ступени РН и прикиньте, сколько таких РД-171 туда можно впихнуть.
          Имея при этом в виду обязательное условие горячего резервирования.
          1. +7
            31 марта 2021 17:32
            Цитата: Косм22
            Вообще-то РД-171, как и пятый Союз в целом, уже выпал из концепции СТК Енисей.


            Пока у тебя выпадает только гемор laughing Концепцию никто не менял.

            Цитата: Косм22
            Нам нужны, как сказал глава РК, современные направления.


            Конечно нужны. Вот РД-171МВ например.

            Цитата: Косм22
            Просто ознакомьтесь с диаметром движка, затем с диаметром обечайки первой ступени РН и прикиньте, сколько таких РД-171 туда можно впихнуть.


            РД-171МВ можно и на парашюте спустить. Твой любимый Маск створки ГО так спасает.
            1. -9
              31 марта 2021 18:55
              1. Ты или следи внимательнее за новостями, или конспектируй письменно изречения твоего любимого Рогозина. Дабы не попадать впросак. Ибо ДОР русским языком и открытым текстом заявил, что "российская сверхтяжелая ракета должна создаваться на основе принципиально новых технических решений. Для этого носителя нужен принципиально новый маршевый двигатель, позволяющий добиться "горячего резервирования" и многократного использования." Чем отличается "принципиально новый маршевый двигатель" от модифицированного старичка РД- 171 пояснять надо?
              Если по мнению slipped на основе движка РД--171МВ можно соорудить многоразовую ступень, то ему можно дать только один совет - в школу. Учить матчасть.
              2. Как раз РД-171МВ, например, полностью выпадает из этой концепции.
              3. Мы будем сравнивать массы створок обтекателя и тяжеленного двигателя? Мы будем сравнивать площади парашютов? Мы углубимся в дебри истории? И спросим себя, а почему же до сих пор так в СССР и РФ не возвращали ступени? Или поймем сразу, что даже разработчикам Энергии стало ясно, насколько абсурден этот замысел, хотя его технические моменты уже тогда прорабатывались? Ибо велика вероятность, что после такого "приземления" от изделия при порыве ветра останется только груда металлолома, даже если оно упадет на идеально ровную площадку, а не на пень или камень.
              И что сажать собираешься? Ступень или двигатель? Тебя можно поздравить с изобретением вечного двигателя?
              1. +11
                31 марта 2021 20:23
                Цитата: Косм22
                1. Ты или следи внимательнее за новостями, или конспектируй письменно изречения твоего любимого Рогозина.


                Ты своё мировозрение на моё не перекладывай. А то взял тему - то ты считаешь, что я с тобой должен свиней пасти, то вот теперь мужика любимым называешь... небось еще и дышишь неровно .... ты это проходи не задерживайся .... laughing

                Цитата: Косм22
                Чем отличается "принципиально новый маршевый двигатель" от модифицированного старичка РД- 171 пояснять надо?


                Новый маршевый - это РД-182. На втором этапе первой ступени СТК можно будет использовать.

                Цитата: Косм22
                Если по мнению slipped на основе движка РД--171МВ можно соорудить многоразовую ступень, то ему можно дать только один совет - в школу. Учить матчасть.


                Кстати, что касается твоей пресловутой "матчасти". На РН "Энергия" немного тогда не доделали, всё уперлось в банальную нехватку времени по реализации мягкой посадки ступени. Сейчас же у России есть такой концерн как "Технодинамика", в котором идут успешные испытания перспективных современных многокупольных парашютных систем. Вес успешно сажаемой при помощью такой системы БТР-МД "Ракушка" составляет 13,2 тонны.

                1. -8
                  31 марта 2021 21:12
                  1. Т.е. твой любимый Рогозин тебя не так сильно раздражает, как мой любимый Маск? Учтем.
                  2. Перечитай свой предыдущий пост. Может вспомнишь, что в нем ты вел речь о РД-171МВ, но никак не о РД-182. Провалы в памяти? Кстати, что касается РД-182, именно на тему о метане и съехал г-н Рогозин в последних выступлениях. Так что каким образом пятый Союз послужит основой для первой ступени енисея-дона или еще какой реки, мне лично непонятно.
                  3. Как все запущено... Порекомендуй мне еще фильм "В зоне особого внимания" посмотреть. Принципиальный вопрос - может ли Россия сегодня осуществить пропульсивную посадку многоразовой ступени РН? Мой ответ категоричный - НЕТ! Без вариантов на существующей линейке ЖРД. А другой пока нет. Все остальные экзотические варианты типа парашютной посадки, крыльев и тому подобную чепуху оставим рекламировать Дмитрию Олеговичу. Ибо ему больше и сказать-то нечего. Разве что географические особенности к месту и не к месту упоминать.
                  1. +7
                    31 марта 2021 21:56
                    Цитата: Косм22
                    1. Т.е. твой любимый Рогозин тебя не так сильно раздражает, как мой любимый Маск? Учтем.


                    Фу.

                    Цитата: Косм22
                    2. Перечитай свой предыдущий пост. Может вспомнишь, что в нем ты вел речь о РД-171МВ,


                    Тут вообще-то комментарии под сообщением как раз про успешные испытания РД-171МВ. laughing

                    Цитата: Косм22
                    Так что каким образом пятый Союз послужит основой для первой ступени енисея-дона или еще какой реки, мне лично непонятно.


                    Да не образом, а на свечку похожим. laughing Первая ступень "Союз-5" - первая и вторая ступень "Енисея".

                    Цитата: Косм22
                    3. Как все запущено... Порекомендуй мне еще фильм "В зоне особого внимания" посмотреть.


                    Зачем? Технологии давно ушли вперед, для посадки свыше 10 тонн уже "Кактус" не нужен.

                    Цитата: Косм22
                    Принципиальный вопрос - может ли Россия сегодня осуществить пропульсивную посадку многоразовой ступени РН? Мой ответ категоричный - НЕТ!


                    Мистер очевидность? laughing На "Союз-2" спасать морковки не надо, дешевле новые сделать. "Протон-М" и без этого справляется, а у "КРК "Ангара" - всё пока в планах.

                    Цитата: Косм22
                    Все остальные экзотические варианты типа парашютной посадки, крыльев и тому подобную чепуху оставим рекламировать Дмитрию Олеговичу.


                    ОКР "Крыло-СВ" в процессе. Первый пуск ЛК тоже в 2023-м году.
                    1. -7
                      1 апреля 2021 02:14
                      1. Коли так, зачем тогда так неуклюже съезжать на РД-182? Больше сазать нечего?
                      2. Тот факт, что пятый Союз будет работать на керосинке, тебе, видимо, неизвестен? Как и тот, что ДОР сделал упор в анонсе изменения концепции СТК на метан? Учить матчасть. Немедленно.
                      3. Конечно дешевле, мы же богатые. Сжигать дорогущие движки сразу после старта - российская традиционная национальная забава.
                      4. Ну зачем чушь писать? Крыло-СВ (как всегда в проекте, в мечтах и будущем времени) - для легких ступеней. Ты хоть с предполагаемым сухим весом первой ступени Союза-5 ознакомься.
                      1. +4
                        1 апреля 2021 10:19
                        Цитата: Косм22
                        2. Тот факт, что пятый Союз будет работать на керосинке, тебе, видимо, неизвестен? Как и тот, что ДОР сделал упор в анонсе изменения концепции СТК на метан? Учить матчасть. Немедленно.

                        А Вы не задавались вопросом почему первые ступени РН "Сатурн-5" и нашей "Энергии" работали на керосине, а уже их вторые ступени на водороде ?
                        Для чего создаются ракетные двигатели с трёхкомпонентным питанием типа нашего РД-701(РД-704) ?
                      2. +4
                        1 апреля 2021 10:32
                        Цитата: Косм22
                        1. Коли так, зачем тогда так неуклюже съезжать на РД-182? Больше сазать нечего?


                        Сазать? laughing РД-182 - это предложение от НПО "Энергомаш" для второго этапа я же написал выше, что там непонятно то?

                        Цитата: Косм22
                        2. Тот факт, что пятый Союз будет работать на керосинке, тебе, видимо, неизвестен? Как и тот, что ДОР сделал упор в анонсе изменения концепции СТК на метан? Учить матчасть. Немедленно.


                        Так РД-182 как раз метановый.

                        Цитата: Косм22
                        3. Конечно дешевле, мы же богатые. Сжигать дорогущие движки сразу после старта - российская традиционная национальная забава.


                        А для "Союза-2" сделать новый движок дешевле, чем его повторно использовать.

                        Цитата: Косм22
                        4. Ну зачем чушь писать? Крыло-СВ (как всегда в проекте, в мечтах и будущем времени) - для легких ступеней.


                        Что значит "как всегда"? ФПИ его только недавно начали. Четыре года у них на разработку. Уже двигатель для возврата ступени отрабатывают на мишенях.

                        Цитата: Косм22
                        Ты хоть с предполагаемым сухим весом первой ступени Союза-5 ознакомься.


                        Никто не собирается делать первую ступень "Союза-5" многоразовую. А вот двигатель спасать на парашюте - есть варианты - казахская степь большая.
      3. +18
        31 марта 2021 15:31
        Цитата: Косм22
        4. Открытым остается вопрос цены двигателя. Хорошо Маску. И без того дешевая цена Мерлина размазывается на огромное число пусков, да еще впридачу многоразовых

        Говорите у Маска дешевый двигатель, а если верить вот этой информации: Накануне стало известно, что НАСА значительно увеличило свои расценки: доставка килограмма груза на МКС теперь обойдется в 20 тысяч долларов вместо прежних трех тысяч, а возвращение на Землю — в 40 тысяч вместо шести. Час времени астронавта, потраченный на выполнение коммерческих экспериментов, теперь будет стоит не 17,5, а 130 тысяч долларов. Вот якобы дешевые многоразовые двигатели, чего стоят на самом деле.
        1. +2
          31 марта 2021 15:47
          Цитата: Ахиллес
          Говорите у Маска дешевый двигатель

          масковские действительно дешевле, ибо проще, раза в два примерно, а вот если 6 штук как тут кто-то выдал - посчитать легко
        2. -7
          31 марта 2021 15:54
          Мы говорим о цене двигателя ступени РН отдельного частника или о цене доставки груза на МКС, заявленной государственным космическим агентством?
          Вы уж как-нибудь разберитесь с этим вопросом.
          1. +2
            1 апреля 2021 11:42
            Цитата: Косм22
            Мы говорим о цене двигателя ступени РН отдельного частника или о цене доставки груза

            Не о том и не о другом. О цене для клиента.
      4. +3
        1 апреля 2021 13:25
        у шатла многоразовость прекрасно иначе решалась причём из 4х элементов многоразовыми были 3. у фапкона только 1. и кстати не объясните если ракеты Маска дёшевы зачем наса подняла цену за кг выводимого груза?
  3. +8
    31 марта 2021 14:41
    В НПО "Энергомаш" ранее рассказали, что мощность РД-171МВ составляет 246 тыс. лошадиных сил, а тяга при массе в 10 тонн превышает 800 тонн. Первый двигатель будет установлен на первой ступени ракеты-носителя "Союз-5", запуск которой запланирован на 2022 год с космодрома Байконур.
    Правда интересно, ждём с.
    1. +4
      31 марта 2021 17:34
      Цитата: rocket757
      запуск которой запланирован на 2022 год с космодрома Байконур.
      Правда интересно, ждём с.


      Тут ошибка у писателя - в 2023-м году.
      1. +2
        31 марта 2021 18:27
        Всё равно будем ждать.
  4. -11
    31 марта 2021 14:44
    Отличные новости каждый день. Вчера совершил полет самолет не хуже ан-26. Сегодня собрались сделать ракету на уровне зенита . Предки нами гордятся!
    1. +9
      31 марта 2021 15:01
      Отличные новости каждый день. Вчера совершил полет самолет не хуже ан-26. Сегодня собрались сделать ракету на уровне зенита . Предки нами гордятся!

      Ну это вы лукавите, в обоих случаях ТТХ значительно превосходят предшественников
      1. -6
        31 марта 2021 15:19
        Пятый Союз уже полетел? Когда же я пропустил столь волнующее событие?
      2. -18
        31 марта 2021 15:31
        ТТХ чего? ТТЗ? И здесь вполне сравнимы. Только пока не достигнуты.
  5. +2
    31 марта 2021 14:48
    Сейчас поклонники Маска набегут и понесется wassat
    1. +3
      31 марта 2021 18:26
      [quoteСейчас поклонники Маска набегут и понесется ][/quote]...вряд ли в связи с последними событиями....шота масковское давече шлёпнулось об палубу опять...так что вопрос с движками драгона ещё долгое время будет под вопросом
  6. +7
    31 марта 2021 14:52
    мощность РД-171МВ составляет 246 тыс. лошадиных сил,

    Мощность турбонасосного агрегата составляет 246 тыс л.с. а мощность самого РД-171 даже не знаю как и посчитать в л.с.
    Посчитал для тепловой мощности -36709721.278042145 л.с.
  7. 0
    31 марта 2021 14:54
    Хороший двигатель, лишь бы американам не начали продавать.
    1. -6
      31 марта 2021 15:18
      Попробуйте задать себе вопрос: зачем он нужен тому же Маску? Даже даром?
      И ответить на него.
      Перед этим желательно порыться в Сети основательно и понять, что если даже Союз-5 и полетит на РД171МВ, он никогда не составит конкуренцию Ф-9. И дело не в том, что один будет середнячком, а другой тяжем. Дело в цене пуска.
      1. -18
        31 марта 2021 15:32
        Не говоря уже о том, что отвадить от Роскосмоса иностранных заказчиков штатам раз плюнуть.
      2. +5
        31 марта 2021 15:33
        Действительно Маску он и даром не нужен.Маск же двигатели на Starship за бабки взрывает а тут даром laughing нашли дурачка,даром belay
      3. +5
        31 марта 2021 15:36
        У него с Рапторами постоянно проблемы на последних прожигах два двигателя пришлось поменять а вчера во время полёта у одного патрубок лопнул уже более 50 двигателей изготовили но нормально они не работают особенно на посадку.
        1. -3
          31 марта 2021 18:08
          а на стенде все было отлично, так что стенд это кще не конц игры, вот он их и гоняет, ну и взрывае конечно
      4. +2
        31 марта 2021 15:43
        Цитата: Косм22
        И дело не в том, что один будет середнячком, а другой тяжем. Дело в цене пуска.

        Цыплят по осени считают. Маск безусловно творец. Но вот Starship что-то четвёртый раз подряд терпит аварию. И не так страшно, что с многоразовостью проблемки, куда хуже, что эта посудина уже через три года запланирована к пилотируемому полёту на Луну.
        1. -9
          31 марта 2021 16:44
          Минутку.
          Раптор - это метан. Если угодно, я могу подискутировать и на эту тему.
          Но в данной ветке идет обсуждение керосинки.
          И РД171МВ уместнее сравнивать все-таки с Мерлином, а пятый Союз с Ф-9.
          1. +5
            31 марта 2021 18:07
            И РД171МВ уместнее сравнивать все-таки с Мерлином. Нет не уместно - тяги разные один РД 170 сравни по мощности 4 Рапторам.
            1. -10
              31 марта 2021 19:04
              Неужели?
              А может все-таки уместно?
              Если вспомнить, что Мерлин однокамерный, а у РД171МВ 4 камеры? Что и дает дополнительную тягу?
              И если вспомнить, что все изделие в целом (Союз-5 с его супер-двигателем) далеко не конкурент "девятке" Маска с ее маломощными движками? Ибо вывод ПН как на НОО, так и на ГПО несопоставим по массе?
              1. +4
                31 марта 2021 23:20

                ""Роскосмос" ответил на твит Илона Маска о ракетных двигателях Raptor и РД-180
                ..."Господин Маск, не будучи техническим специалистом, не учитывает, что в двигателе РД-180 для ракеты-носителя Atlas используется совершенно другая топливная схема - "кислород-керосин", а это иные параметры работы двигателя. Это как сравнивать дизельный и бензиновый двигатель внутреннего сгорания. А если учитывать то, что "Энергомаш" сертифицировал двигатель с 10% запасом, то давление в камере сгорания РД-180 - выше 280 атмосфер", - сообщает "Роскосмос" со ссылкой на главного конструктора предприятия Петра Левочкина.

                Со своей стороны Левочкин пояснил, что компания SpaceX создает двигатель Raptor на компонентах кислород и метан или как принято в российской классификации - схема "газ-газ".
                "В подобного рода схемах такой уровень давления в камере сгорания не является чем-то выдающимся - в своих разработках для данных схем мы закладываем уровень давления в камере более 300 атмосфер. А сам параметр давление в камере не является выходной характеристикой двигателя, такой как тяга и удельный импульс", - сказал он.
                При этом в "Энергомаше" приветствуют достижения американских коллег в двигателестроении.
                "Несмотря на то, что наши компании являются конкурентами, мы как инженеры приветствуем первые успехи коллег из компании SpaсeX в области ракетного двигателестроения. Действительно, при разработке двигателя Raptor американские инженеры вышли на рекордный для себя уровень по давлению в камере. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне разработок и производственных процессов в компании SpaceX", - сказал он...."
                https://www.interfax.ru/russia/650111 (от 11 февраля 2019 )
                В августе 2020г Маск выдал на Рапторе давление в камере сгорания 330 бар. Но двигатели долго не работают в этом режиме, взрываются. Как обстоит это дело у него сейчас информации не имею.
                1. -3
                  1 апреля 2021 17:46
                  Уж Рогожин то специалист не чета маску. Интересно этот доктор технаук квадратные уравнения умеет решать?
  8. -6
    31 марта 2021 15:06
    Полосатые все ляжки себе описали. lol
    1. 0
      31 марта 2021 15:42
      а разве им не пофик?
  9. -5
    31 марта 2021 15:29
    20 июня 2017 года генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что для модернизации РД-171 потребуется снизить вес оригинального двигателя, заменить приводы на более современные (в целях снижения цены и повышения реактивности), а также, вероятно, поменять пневмо-гидравлическую систему и датчики аппаратуры. Таким образом, на доработку оригинального двигателя потребуется около трех лет при незначительных финансовых и людских затратах


    Инфоповод.
    Теперь каждой модернизации гордимся?

    1 сентября 2019 года начата процедура закупки НПО «Энергомаш» сортового проката литейных сталей и сплавов для использования в производстве РД-171МВ в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс»

    Пресс служба Энергомаша скоро закупку каждого болта будет как инфоповод использовать, что бы отметить свои "достижения".
    Обычная модернизация, преподносится с помпой, аки не древнее кислород-керосиновое двигло привели к современным технологиям, а шедевр создали...!
  10. -8
    31 марта 2021 15:46
    Работы над РД-170/171 начались в 1976 году


    Очередная модернизация - это конечно лучше, чем ничего.
  11. -9
    31 марта 2021 15:47
    Цитата: loki565
    Ну это вы лукавите, в обоих случаях ТТХ значительно превосходят предшественников


    А цены так многократно
    1. +4
      31 марта 2021 18:08
      Может ценник приведёте в подтверждение "А цены так многократно"
  12. -3
    31 марта 2021 16:00
    Петр Левочкин, — мы внедрили весь опыт, который получили при создании РД-180 и РД-191, а также продвинулись дальше. Это и повышенная защита от возгорания, новые фильтры, покрытия, самые современные материалы и технологии их обработки, новая система управления, более быстродействующая система аварийной защиты... После полета или огневых испытаний на стенде двигатель не требует разборки...мы постоянно объясняем ракетостроителям, что, если бы у нас существовала работающая технология возврата первых ступеней, им не пришлось бы покупать у нас довольно дорогой двигатель всего на один полет.

    Двигателестроители сделали многоразовую ДУ - но ее продолжат разбивать в одноразовых ступенях - может что то с ракетостроителями пора делать?
  13. 0
    2 апреля 2021 15:56
    Цитата: Mikle2000
    Который год успешно проходит, стесняюсь спросить?


    Будет проходить столько, сколько надо для качественного вывода. Серийное производство начнется с 2023-го года.

    Цитата: Mikle2000
    Сколько раз за это время (с первого испытательного пуска Ангары) фалькон успел слетать? Разработка которого, кстати, начата куда позже чем разработка Ангары.


    Это абсолютно неважно, раз мы сейчас эксплуатируем "Протон-М", то производство КРК "Ангара" было перенесено и запущено в Омске. Именно это и привело к паузе между запусками. Только начиная с прошлого года МО РФ перешло с заказов РН "Протон-М" на заказы КРК "Ангара". Сейчас производство УРМ-1 в Омске налажено и частота пусков этих носителей увеличится.



    Цитата: Mikle2000
    10, 20, 50? Нет, правильный ответ - 100 (сто)


    Судя по всему у вас недержание. lol Никак добежать не можете?

    Цитата: Mikle2000
    С такими успехами неудач не нужно


    Я вижу, как у вас просто рвёт по сабжу. laughing Ну-ну.
    1. -2
      2 апреля 2021 21:38
      Раз столько сколько надо, то в чем вопрос. По такой логике ЛЮБОЙ результат может быть обьявлен победой. Взять высоту ЛЮБОЙ ценой, и к ЛЮБОМУ сроку, об исполнении доложить. Дал команду и пошел в блиндаж спать, ждать пока доложат.. Тоже подход. Только каждый раз за победу приходится выдавать все более и более мелкие события. Вот уже дошли и до "смогли сделать двигатель не хуже чем СССР в 1981, но исключительно на российских комплектующих". Всего то 7 лет прошло прежде чем осознали что не будет ни Зенита ни комплектующих для движка. И сколько еще лет пройдет прежде чем нью-зенит, то бишь Союз-5 поднимет первую полезную нагрузку никто не знает
      1. 0
        2 апреля 2021 22:43
        Цитата: Mikle2000
        Раз столько сколько надо, то в чем вопрос.


        Действительно. laughing

        Цитата: Mikle2000
        По такой логике ЛЮБОЙ результат может быть обьявлен победой.


        Хайли-лайкли? laughing Результат на то он и результат, что приводит к тому, что запланировали. Вас каждый раз тыкать мордой в промежуточные этапы? Очередной пуск ракеты "Ангара" в прошлом декабре как раз к такому этапу и относится. На очереди запуск в третьем квартале.

        Цитата: Mikle2000
        Только каждый раз за победу приходится выдавать все более и более мелкие события.


        О каких "мелких" событиях вы тут говорите? Все задачи, поставленные в очередном запуске нашей новой ракеты успешно решены. Теперь приступаем к решению новых очередных задач в рамках летно-конструкторских испытаний. Срок завершения всех испытаний известен. Он не изменился на протяжении последних пяти лет.

        Цитата: Mikle2000
        Вот уже дошли и до "смогли сделать двигатель не хуже чем СССР в 1981, но исключительно на российских комплектующих".


        Прекрасно летает вот уже как 14 лет другой двигатель, полностью из российских комплектующих и не имеющий к СССР никакого отношения. Называется 14Д23. Вы слегка отстали от жизни.

        Цитата: Mikle2000
        Всего то 7 лет прошло прежде чем осознали что не будет ни Зенита ни комплектующих для движка.


        Последний пуск "Зенита" состоялся в конце 2017-го года. На тот момент и очередная ракета имелась в наличии и двигатели. Другое дело, то что Украина сама себе ногу отпилила в итоге - не поставив свой носитель для своего же спутника. lol Так и лежит на хранении. Еще и канадцев подставили этим прилично.

        Цитата: Mikle2000
        И сколько еще лет пройдет прежде чем нью-зенит, то бишь Союз-5 поднимет первую полезную нагрузку никто не знает


        Во первых Союз-5 - это не "нью Зенит" - у этих ракет разные весовые категории, во вторых до конца этого года будут проходит динамические, а затем о огневые испытания двигателя в составе ступени, которую уже сделали. В следующем году ОСИ второй ступени. Запуск носителя с "Байтерека" намечен на 2023-й год.
        1. -2
          3 апреля 2021 00:48
          это таки замена Зенита. Почти точная копия, вплоть до использования стартового комплекса оного. На замену отведено 10 лет, эксплуатация намечена с 2024, но готов поспорить что не уложатся
          А уж по количеству пусков на планы без слез не взгянешь

          28 марта 2020 года СМИ со ссылкой на РКЦ «Прогресс» сообщили, что после завершения летно-конструкторских испытаний (4 пуска) предприятие собирается изготавливать не более одного «Союза-5» в год[
          28 декабря 2020 года СМИ сообщили, что после окончания летных испытаний в 2025 году до 2036 года планируется осуществлять не менее двух пусков "Союза-5" в год
          1. +1
            3 апреля 2021 12:21
            Цитата: Mikle2000
            это таки замена Зенита. Почти точная копия, вплоть до использования стартового комплекса оного.


            Неверно. От Зенита там только диаметр хвостового отсека. Как раз что-бы садился в СК на 45-й площадке. Диаметр баков, технология их изготовления, двигатель второй ступени, система управления - всё абсолютно другое. Выводимый вес на треть больший.

            Цитата: Mikle2000
            На замену отведено 10 лет, эксплуатация намечена с 2024, но готов поспорить что не уложатся


            Неверно. Четыре года отведено на создание. В этом году половина срока - первая ступень выходит на испытания. Разработан двигатель второй ступени и его макет также будет поставлен в этом году на динамику.

            Цитата: Mikle2000
            А уж по количеству пусков на планы без слез не взгянешь


            Данный носитель создается для СП "Байтерек" и от работы этого СП зависит количество пусков.
            1. -1
              4 апреля 2021 09:57
              Ну, ок, соглашусь полностью новый носитель, хотя и функционально на замену зените, где общее с зенитом только движки первой ступени и стартовый стол. Сделаем, а там посмотрим что пускать. Россия и Казахстан великие создатели космических аппаратов, что нибудь да наделают.
              Что касается 17 тонн на НОО вместо 13, цыплят по осени считают, не говоря уже о том, что куда проще было модернизировать зенит.