«Вынуждали отступать даже американские Apache»: зарубежная пресса о полувековой службе вертолётов Ми-24 и их модификаций

37

Прошло почти полвека с тех пор, как начал свою службу ударный вертолёт Ми-24. Его боевой путь начался в Афганистане, где моджахеды окрестили его «колесницей дьявола». Сегодня данная машина, в том числе её модификации, используется в войнах в Сирии и Ливии, а также Алжиром против боевиков-джихадистов.

На страницах издания Arabian Aerospace попытались обозначить следы Ми-24 на просторах арабского мира.



Алжир получил 20 единиц Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д) в 1980 году, плюс аналогичное количество Ми-24В, которые действовали против различных исламистских повстанческих группировок во время гражданской войны 1991-2002 годов.

В общей сложности 30 алжирских машин прошли значительную модернизацию до версии SuperHind Mk.III силами компании ATE (ЮАР). Они были оснащены современной западной авионикой, средствами РЭБ и электронно-оптическими/инфракрасными сенсорными системами. В последнее время они действуют в Мали против боевиков, связанных с запрещённой в РФ «Аль-Каидой».

В 1980-е годы в Сирию было поставлено более 40 ед. Ми-25, а в июне 2011 года экипажи вертолётов одними из первых приняли участие в гражданской войне, когда им было приказано атаковать дезертировавшие армейские подразделения в провинции Идлиб. В 2020 году в строю находилось менее 20 ед. Ми-25.



Около 40 Ми-25 и 12 Ми-35 были поставлены в Ливию в период с 1982 по 1983 год. Они использовались в ходе неоднократных вмешательств в гражданскую войну в Чаде. После разрастания в 2011 году внутреннего противоборства в самой Ливии вертолёты линейки Ми-24 применялись всеми сторонами конфликта, в том числе после раскола войск на лагеря Хафтара и Триполи, в распоряжение которых совокупно находилось не более 30 машин. Три вертолета Ми-24ПС были закуплены ОАЭ в Белоруссии и поставлены ЛНА в 2015 году.

Российские вертолёты семейства Ми-24 появились на Ближнем Востоке вскоре после непосредственного вмешательства РФ в сирийскую гражданскую войну в сентябре 2015 года. Ми-35М разбился в июле 2016 года во время ракетного удара по позициям террористов близ Пальмиры, а российский Ми-24П потерпел крушение в декабре 2017 года, когда задел линию электропередач в провинции Хама.

Пять лет спустя российские ВВС всё еще действуют в Сирии. В сентябре 2020 года два вертолёта американской армии AH-64 Apache следили за конвоем российской военной полиции. Когда поступило сообщение о вмешательстве российских вертолетов Ми-35М (Ми-24ВМ) и Ми-8, даже американские «Апачи» были вынуждены отступить

- отмечается в издании.

37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +42
    19 мая 2021 16:45
    когда видишь заходящий на атаку Ми-24, главное - не обосраться
    1. +17
      19 мая 2021 16:48
      И Ми24 (не Ми35) очень красив в полете. Красивее и Ка52 и Ми28
      1. +10
        19 мая 2021 17:40
        Когда впервые увидел ЕГО!!! До чего же изящная хищная стрекоза! И никакой он не крокодил. hi
      2. +4
        19 мая 2021 19:59
        И Ми24 (не Ми35) очень красив в полете.

        И сам красив и летает красиво - тот редкий случай ,когда конструтор всё сделал правильно .
        Единственный недостаток Ми-24 - слабые двигатели для такой конструкции, надеюсь ,что всё таки поставят мощные двигатели , чтобы он мог наконец-то транспортировать десант , как и было задуманно .
        1. +8
          19 мая 2021 20:34
          Цитата: lucul
          Единственный недостаток Ми-24 - слабые двигатели для такой конструкции, надеюсь ,что всё таки поставят мощные двигатели , чтобы он мог наконец-то транспортировать десант , как и было задуманно .

          =======
          Ну, во-первых: на Ми-35 уже давно ставят более мощные ВК-2500 разных модификаций (а они на 200 - 500 лс мощнее, чем ТВ3-117),
          Во-вторых Ми-24 могут применяться для высадки десанта (и однажды применялись в Панджшерском ущелье), но для этих целей гораздо лучше подходит Ми-8/17.
          В третьих: основная проблема - не столько десант, сколько режим висения: из-за коротких "скоростных" лопастей и недостаточной мощности ТВ3-117 - это "слабое место" "Крокодила"! Но на "35"-х с этим вроде получше стало!
          P.S. Но несмотря ни на что - "Крокодил" мой любимец! Хотя и "Аллигатор" тоже очень нравится! (но его "в деле" - видеть не доводилось).
    2. +7
      19 мая 2021 17:08
      А неча за нашими конвоями следить! ))) И скромнее называться надо. А то Апачи - то, Апачи - се. Вот вам и "радостная встреча"
      1. +3
        19 мая 2021 23:58
        Когда поступило сообщение о вмешательстве российских вертолетов Ми-35М (Ми-24ВМ) и Ми-8, даже американские «Апачи» были вынуждены отступить

        А что значит "...даже"???? Все зависит от тех. характеристик вертолета (а у Ми -24 они ничуть не хуже) и МАСТЕРСТВА ПИЛОТОВ! А оно точно лучшее в мире
        1. +1
          20 мая 2021 18:59
          Цитата: Подрезчик
          Когда поступило сообщение о вмешательстве российских вертолетов Ми-35М (Ми-24ВМ) и Ми-8, даже американские «Апачи» были вынуждены отступить

          А что значит "...даже"???? Все зависит от тех. характеристик вертолета (а у Ми -24 они ничуть не хуже) и МАСТЕРСТВА ПИЛОТОВ! А оно точно лучшее в мире

          Нисколько не умаляя мастерства наших пилотов-американцы летают очень много..ОЧЕНЬ..в разы больше, чем наши..
    3. +13
      19 мая 2021 17:22
      Как то сидел ловил рыбу, слышу гул нереальный, прямо надо мной метров 100 над рекой прошёл крокодил wassat так что тут Вы правы, главное не обделаться, серьёзная машина! good
    4. +1
      19 мая 2021 17:36
      Цитата: bogart047
      когда видишь заходящий на атаку Ми-24, главное - не обосраться

      Это да ,такого "Крокодила" (как точно обозвали) увидишь ,как он на атаку заходит ...
      Легенда ! В Афгане он шороху навел на духов ..Очень удачный вертолет ,впрочем ,как и другие наши вертушки ..Новые конечно мощные ,но не проверенные в боях ..
    5. Комментарий был удален.
    6. +5
      19 мая 2021 17:53
      Цитата: bogart047
      когда видишь заходящий на атаку Ми-24, главное - не обосрат

    7. +5
      20 мая 2021 06:53
      Цитата: bogart047
      когда видишь заходящий на атаку Ми-24, главное - не обосраться

      Это когда как - у меня друг(про это он рассказывал только пьяный - поэтому мало),наоборот понял что жить будет .Прихватили их в Афгане,только благодаря вовремя подоспевшим вертушкам и выжили ..
    8. +1
      21 мая 2021 11:25
      Цитата: bogart047
      когда видишь заходящий на атаку Ми-24, главное - не обосраться

      У нас в одной из эскадрилий перед стрельбами они покачивали мордой влево вправо- вылитый Крокодил перед тем как кинутся, закрепляющий ся перед броском...
      Жутко!!!!
    9. 0
      21 мая 2021 12:09
      Согласен, у Ми-24 солидный звук, но у К-52 гораздо ниже. Аж да костей пробирает!!!
    10. 0
      21 мая 2021 19:03
      Видел передачу какого-то западного канала, где показывали кадры с учений одной из стран НАТО с применением (для ознакомления с техникой вероятного противника) Ми-24. Солдатам объясняли, что их единственный шанс сбить Ми-24 это, при условии что вы выжили после первого захода (!!!), пустить зенитную ракету в момент разворота на второй заход! Что и отрабатывали... Состояние бойцов после учебной атаки вертолёта говорило, что не всем достались памперсы перед занятиями!
  2. +11
    19 мая 2021 16:50
    Когда техника действительно хороша, как в данном случае, то испортить репутацию такому оружию сложно. Главное, модернизировать вертолет, и он еще полвека точно прослужит!
    1. +4
      19 мая 2021 18:08
      летающий танк.
  3. +13
    19 мая 2021 16:50
    -Прошло почти пол века с тех пор, как начал свою службу УДАРНЫЙ вертолёт Ми-24
    Логично вписывается и слово УДАЧНЫЙ.
    1. +9
      19 мая 2021 17:04
      Заслуженный, проверенный и хорошо показавший себя во многих вооруженных конфликтах, настоящий Боевой Крокодил good
  4. +7
    19 мая 2021 17:04
    «Вынуждали отступать даже американские Apache»
    Даже? Даже!!!...
  5. +13
    19 мая 2021 17:32
    Ну, Крокодил многое чего может.
    Многое...))
    yes

    Да и в отпуске, подсобить там...
    Во всем красив.))

    1. +7
      19 мая 2021 17:59
      Про трактор вертикального взлета умолчу.... feel
  6. +9
    19 мая 2021 18:02
    Когда он так над головой кружил и на душе спокойней было
    1. +1
      19 мая 2021 18:08
      . Когда он так над головой кружил и на душе спокойней было

      Да уж......
      Точнее и не скажешь.
      hi
      Ведущий и ведомый.
      "Мы с Тамарой ходим парой"....
      Спасибо им.
    2. +1
      19 мая 2021 18:42
      Когда над головой свой ударный вертолет, то всегда спокойнее.)
  7. +11
    19 мая 2021 18:28
    Опять эта путаница, я в 80 х ремонтировал и Алжирские и Сирийские машины, и в приёмо- сдаточной ведомости машины шли как МИ 35, ни каких ми 25 не существовало, разница только в номерах изделие, и завод изготовитель Ростов или Арсеньев .У меня на аватарке тоже ми 24, только боевой путь эта машина начала раньше Афганистана, ещё в Африке. Это изделие 245
    1. +5
      19 мая 2021 19:22
      . У меня на аватарке тоже ми 24, только боевой путь эта машина начала раньше Афганистана, ещё в Африке. Это изделие 245

      О, профи подошли.))
      Привет, дружище.
      hi
      Игорь, тебя ведь нельзя с ключами к технике подпускать, у тебя на выходе всегда вертолет получается.))
      Ну вот как тебе стиралку доверить?
      wassat
      1. +2
        19 мая 2021 20:44
        Цитата: Aleks тв
        . У меня на аватарке тоже ми 24, только боевой путь эта машина начала раньше Афганистана, ещё в Африке. Это изделие 245

        О, профи подошли.))
        Привет, дружище.
        hi
        Игорь, тебя ведь нельзя с ключами к технике подпускать, у тебя на выходе всегда вертолет получается.))
        Ну вот как тебе стиралку доверить?
        wassat

        Привет Лёш, стиралку я так и не освоил, не полачается
    2. +1
      20 мая 2021 19:04
      Цитата: igor67
      Опять эта путаница, я в 80 х ремонтировал и Алжирские и Сирийские машины, и в приёмо- сдаточной ведомости машины шли как МИ 35, ни каких ми 25 не существовало, разница только в номерах изделие, и завод изготовитель Ростов или Арсеньев .У меня на аватарке тоже ми 24, только боевой путь эта машина начала раньше Афганистана, ещё в Африке. Это изделие 245

      Это еще с "застекленным балконом" которая?
      1. 0
        20 мая 2021 19:07
        Цитата: ROSS_51
        Цитата: igor67
        Опять эта путаница, я в 80 х ремонтировал и Алжирские и Сирийские машины, и в приёмо- сдаточной ведомости машины шли как МИ 35, ни каких ми 25 не существовало, разница только в номерах изделие, и завод изготовитель Ростов или Арсеньев .У меня на аватарке тоже ми 24, только боевой путь эта машина начала раньше Афганистана, ещё в Африке. Это изделие 245

        Это еще с "застекленным балконом" которая?

        Аквариум
        1. 0
          20 мая 2021 19:12
          Цитата: igor67

          Аквариум

          Ясно)))
          1. 0
            20 мая 2021 20:15
            Цитата: ROSS_51
            Цитата: igor67

            Аквариум

            Ясно)))

            На самом деле кабина летчика очень прикольная , для прицеливания нужно было в отверстие вставлять прицел,
  8. +3
    19 мая 2021 20:15
    помню как прилетели на пересылку в пархим...40 км от границы фрг...идем от борта и вижу ми 24....такого количества не видел после никогда..сотни машин..
  9. +1
    20 мая 2021 08:35
    Задолбали уже клоуны, на ваш век 24-к хватит, памперсы готовьте.
  10. +6
    20 мая 2021 11:30
    Важно называть вещи своими именами.
    моджахеды окрестили его «колесницей дьявола».


    1. Моджахед (муджахид, муджахеддин) - это воин за веру; за правое, священное дело. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане никогда не вёл решительно никакой борьбы ни с верующими как таковыми, ни с их верой. Тем более что в рядах самого контингента было весьма значительное количество мусульман. К тому же основными движущими силами противников советских военнослужащих были чаще всего
    Так что применять термин "моджахед" к противоборствующей стороне не только аполитично, но и не научно. Не только сами военнослужащие СА, но и правительство Афганистана именовали участников нерегулярных вооруженных формирований "духами" от слова "душман". Дословно с тюркское слово "душман", и на дари ("душмон"), и на пушту означает одно и то же - враг, противник. В простанородье - дурной человек. Слово было известно в русском языке минимум с 1903 г. (в роман Лидии Чарской «Княжна Джаваха» 1903-го года есть ссылка с пояснением: " Душманы — горные разбойники." ). Так что духи, а не моджахеды.

    2. Колесницей дьявола (шайтан арба) называли не только прекрасный и замечательный во многих отношениях советский вертолёт Ми-24, а и другие виды советской техники внушавшей духам страх. Например, ЗСУ-23-4 "Шилка" (2А6). "В Афгане духи ее называли «шайтан-арба», потому что скрыться от нее очень тяжело. Очень эффективное, грозное оружие".
    https://spbdnevnik.ru/news/2019-02-15/dva-goda-na-shaytanarbe
    Есть свидетельства что прозвище "шайтан арба" у духов числилось и за БМП-2.
    http://btvt.narod.ru/4/bmp2_0.htm
    https://soyuzmash.ru/news/companies-news/bmp-2-sozdavalas-v-kurgane-pod-rukovodstvom-aleksandra-blagonravova/

    Окрестили - это конечно же стилистический приём, но всё же учитывая вышеизложенное с моей т.з. точнее было бы написать "духи и его [вертолёт Ми-24] прозвали шайтан арбой".
  11. +1
    21 мая 2021 09:34
    Всё дело в лётчиках, а не только в вертолётах.
  12. +1
    21 мая 2021 10:44
    Эх, ему бы срезать бесполезный десантный отсек, да хотя бы Корд в заднюю полусферу воткнуть, да моторы повысотнее — и ещё полетает.